Олешко В. Ф.

 

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ТВОРЧЕСТВО

 

Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста».

 

М.: РИП-холдинг, 2003.

 

серия «Практическая журналистика»

 

В книге обобщен и систематизирован опыт успешной творческой деятельности, как отдельных журналистов, так и средств массовой информации в целом. Автор на конкретных примерах доказывает, что к числу важнейших задач отечественной теории и практики журналистики относится разработка принципов и технологий организации диалогового взаимодействия СМИ и аудитории. Можно ли поверить исследовательской «алгеброй» гармонию индивидуального журналистского творчества? Можно ли не только предвосхитить реакцию аудитории на те или иные произведения, но и превратить ее с помощью каких-то приемов и технологий в «информационного зомби», и как противостоять этому? На эти и другие вопросы автор, Владимир Фёдорович Олешко доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати и отделением «Менеджмент, маркетинг, реклама в СМИ» Уральского государственного университета имени А. М. Горького, дает ответы, используя результаты своих социологических и психологических исследований, а также обобщая материалы ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Книга написана прежде всего для журналистов-практиков и студентов факультетов журналистики, рекламы, связей с общественностью, политологии, а также для всех тех, кто увлечен творчеством или хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект. Издание является расширенным и дополненным вариантом монографии, вышедшей в 2002 г. в Издательстве Уральского университета небольшим тиражом и мгновенно ставшей раритетом. Книга снабжена словарем основных терминов, психологическими тестами, приложением, в котором представлен инструментарий исследований, все это позволяет назвать данное издание интерактивным учебником журналистского творчества и креативного письма.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

НЕОБХОДИМОЕ АВТОРСКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

 

ЧАСТЬ I. ЖУРНАЛИСТИКА В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ

 

Массовая коммуникация и ее исследования

 

Мир общения

Диалог и формы «человекотворчества»

Ваше величество, творчество

Креативность как усиление себя

Программирование на успех

Ментальность и менталитет

Индивид, «потерявший» лицо

Свобода есть

Ограничения творческости

Аккумулятор творческой энергии

 

ЧАСТЬ П. ТВОРЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИАЛОГА

 

К согласию через плюрализм интересов?

 

Феномен мифотворчества

Аудитория СМИ как система

Диалог и ролевые «игры»

Необъяснимо, но влекуще

Предъявите Ваш... имидж

Гляжусь в тебя, как в зеркало

Управление имиджем журналиста

Творчество: и система, и импровизация

А можно ль алгеброй гармонию поверить?

 

Я открываю себя и профессию

В поисках темы и информации

Есть ли философия у новостей?

Идеалистична ли такая философия?

Техника информационной безопасности

Создаем философию вместе

С чего начинается творчество?

Мысль тянется к перу, перо к бумаге…

Современные герои и ситуации

Технологии, но не только

Читательский интерактив

Творчество в стиле on-line

 

ЧАСТЬ III. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И АУДИТОРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА

 

Факторы развития диалоговых отношений

О каналах обратной связи

Психология здравого смысла

Новые времена новые песни

 

Там, где кончается... журналистика

Феномен «общественного» и «индивидуального»

Технологии диалога

«Конструирование» коммуникаций

Взаимовлияние СМИ и аудитории

Технологии игрореализации

Игра и псевдоигра

«Хэппенинг»: представление случайности

 

Театральный эксперимент

Прагматическая игрореализация

«Человек играющий»

Эксперимент в поле игрореализации

Игры в средствах массовой информации

 

ЧАСТЬ IV. МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГ СМИ: ПОЭЗИЯ И ПРОЗА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Тиражная политика издания: факторы творчества

Маркетинг как искусство «облизывания»?

Практика моделирования: расписание на... послезавтра

Бизнес и идеи развития творчества

«Последний герой» кто он?

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

 

ТЕСТЫ

Работа журналиста: Ваш творческий потенциал

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ОБРАЗЦЫ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Документ 1. Бланк стандартизованного интервью

Документ 2. Бланк кодирования результатов контент-анализа

Документ 3. Анкета эксперта

Документ 4. Анкета эксперта

Документ 5. Сценарий «Фокус-групп» по актуальным проблемам практической журналистской деятельности

Документ 6. Единицы анализа материалов (Доминанта – Диалогичность)

 

на EVARTIST

Hosted by uCoz