Олешко В. Ф.
ЖУРНАЛИСТИКА КАК ТВОРЧЕСТВО
Учебное пособие для курсов
«Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста».
М.: РИП-холдинг, 2003.
серия «Практическая
журналистика»
В книге обобщен и систематизирован опыт успешной творческой
деятельности, как отдельных журналистов, так и средств массовой информации в
целом. Автор на конкретных примерах доказывает, что к числу важнейших задач
отечественной теории и практики журналистики относится разработка принципов и
технологий организации диалогового взаимодействия СМИ и аудитории. Можно ли
поверить исследовательской «алгеброй» гармонию индивидуального журналистского
творчества? Можно ли не только предвосхитить реакцию аудитории на те или иные
произведения, но и превратить ее с помощью каких-то приемов и технологий в
«информационного зомби», и как противостоять этому? На эти и другие вопросы
автор, Владимир Фёдорович Олешко – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической
печати и отделением «Менеджмент, маркетинг, реклама в СМИ» Уральского
государственного университета имени А. М. Горького, дает ответы, используя
результаты своих социологических и психологических исследований, а также
обобщая материалы ведущих зарубежных и отечественных ученых.
Книга написана прежде всего для журналистов-практиков
и студентов факультетов журналистики, рекламы, связей с общественностью,
политологии, а также для всех тех, кто увлечен творчеством или хочет достичь
успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой
интеллект. Издание является расширенным и дополненным вариантом монографии,
вышедшей в 2002 г. в Издательстве Уральского университета небольшим тиражом и
мгновенно ставшей раритетом. Книга снабжена словарем основных терминов,
психологическими тестами, приложением, в котором представлен инструментарий
исследований, – все это позволяет
назвать данное издание интерактивным учебником журналистского творчества и
креативного письма.
СОДЕРЖАНИЕ
НЕОБХОДИМОЕ
АВТОРСКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ
I. ЖУРНАЛИСТИКА В
СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ
Массовая коммуникация и ее исследования
Мир общения
Диалог и формы «человекотворчества»
Ваше величество, творчество
Креативность как усиление себя
Программирование на успех
Ментальность и менталитет
Индивид, «потерявший» лицо
Свобода есть
Ограничения творческости
Аккумулятор творческой энергии
ЧАСТЬ
П. ТВОРЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИАЛОГА
К согласию через плюрализм интересов?
Феномен мифотворчества
Аудитория СМИ как система
Диалог и ролевые «игры»
Необъяснимо, но влекуще
Предъявите Ваш... имидж
Гляжусь в тебя, как в зеркало
Управление имиджем журналиста
Творчество: и система, и импровизация
А можно ль алгеброй гармонию поверить?
Я открываю себя и профессию
В поисках темы и информации
Есть ли философия у новостей?
Идеалистична ли такая философия?
Техника информационной безопасности
Создаем философию вместе
С чего начинается творчество?
Мысль тянется к перу, перо к бумаге…
Современные герои и ситуации
Технологии, но не только
Творчество
в стиле on-line
ЧАСТЬ III. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И
АУДИТОРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА
Факторы
развития диалоговых отношений
О
каналах обратной связи
Психология
здравого смысла
Новые
времена – новые песни
Там, где кончается... журналистика
Феномен
«общественного» и «индивидуального»
Технологии
диалога
«Конструирование»
коммуникаций
Взаимовлияние
СМИ и аудитории
Технологии
игрореализации
Игра
и псевдоигра
«Хэппенинг»:
представление случайности
Театральный эксперимент
Прагматическая
игрореализация
«Человек
играющий»
Эксперимент
в поле игрореализации
Игры
в средствах массовой информации
ЧАСТЬ
IV. МЕНЕДЖМЕНТ,
МАРКЕТИНГ СМИ: ПОЭЗИЯ И ПРОЗА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Тиражная
политика издания: факторы творчества
Маркетинг
как искусство «облизывания»?
Практика
моделирования: расписание на... послезавтра
Бизнес
и идеи развития творчества
«Последний
герой» – кто он?
Работа
журналиста: Ваш творческий потенциал
ОБРАЗЦЫ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Документ 1. Бланк стандартизованного интервью
Документ 2. Бланк кодирования результатов
контент-анализа
Документ 3. Анкета эксперта
Документ 4. Анкета эксперта
Документ 5. Сценарий «Фокус-групп» по актуальным
проблемам практической журналистской деятельности
Документ 6. Единицы анализа материалов (Доминанта – Диалогичность)