ТЕСТЫ

 

РАБОТА ЖУРНАЛИСТА: ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

 

Тест 1. Есть ли у Вас склонность к творчеству?

Тест 2. Творческий потенциал журналиста-практика

 

Самый трудный вопрос для любого по-настоящему творческого человека а обладаю ли я вообще потенциалом для того, чтобы успешно заниматься тем или иным видом деятельности? В предлагаемых тестах я постараюсь дать или, по крайней мере, обозначить направления основных методик прикладных исследований личности журналиста, менеджера массмедиа. Все предлагаемые автором тесты, ситуационные задачи апробированы в учебной работе со студентами факультетов журналистики многих университетов России, в частности Уральского, Санкт-Петербургского, Тюменского, Магнитогорского, ряда других. Применялись они и в ходе семинаров, проводимых Союзами журналистов областей Уральского Федерального округа.

И еще одно предваряющее замечание. Конечно, по многим причинам неверно было бы абсолютизировать результаты данных тестов: очень уж тонкая и до сих пор малоисследованная сфера Природа творческих способностей индивида. Давайте сразу договоримся воспринимать эти результаты в большей степени как материал, иллюстрирующий те или иные положения, концепции, выдвигаемые автором. Надеюсь, он поможет вам, читатель, получить о себе как творческой личности какие-то начальные сведения, а также выявить и как-то систематизировать наблюдаемые в современной журналистской практике тенденции. Итак, я предлагаю выполнить задания первого теста.

в начало

 

ТЕСТ 1.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ?

 

Данный вопросник составлен на основе нескольких хорошо зарекомендовавших себя методик и предназначен для определения степени выраженности творческого компонента личности. И если его автор (Д. Холмс, 1976) делал акцент на получении результатов для отбора в определенные творческие вузы, то в нашей редакции он, как мне кажется, поможет лучше узнать творческий потенциал именно человека связанного со СМИ или мечтающего о журналистике как профессии.

Если эту книгу будете читать не Вы один, то предварительно страницы теста лучше ксерокопировать. Отвечать нужно спонтанно, без долгих раздумий, и ни в коем случае не менять выбранные варианты. Конечно же, нельзя сразу заглядывать в ответы, даже для предварительного ознакомления иначе теряется весь смысл тестирования. Далее. Слева от номера каждого вопроса или утверждения поставьте букву, значение которой точнее всего отражает степень Вашего согласия с данным утверждением. Буквы означают.

А согласен целиком.

Б согласен.

В затрудняюсь ответить определенно.

Г не согласен.

Д совершенно не согласен.

 

1.          Творческие способности к журналистике у меня выше, чем у большинства обычных людей, и я их с успехом реализую.

2.          Я больше, чем другие люди, забочусь о впечатлении, которое я произвожу на окружающих.

3.          Я проявляю большую независимость в суждениях и меньший конформизм мышления, чем большинство людей.

4.          Когда мне приходится собирать материал для проблемного выступления в СМИ или готовить его к печати, эфиру, я очень осторожен и работаю более медленно, чем мои коллеги.

5.          Я рискую чаще, чем многие люди. Даже тогда, когда нет гарантии выигрыша.

6.          Я более осторожен в отношении случайностей, чем большинство людей.

7.          Я считаю себя более избирательным, изобретательным, решительным, независимым, бескорыстным, полным энтузиазма и более трудолюбивым, чем большинство людей.

8.          Меня больше, чем других, занимает мысль что люди думают обо мне.

9.          Я чаще всего даю более нестандартное описание, рассказ о событиях, на которых побывал вместе с коллегами из других СМИ.

10.      У меня, по-видимому, более слабое, чем у большинства людей, чувство своей индивидуальности и удовлетворенности собой.

11.      Я больше, чем другие, чувствую себя одиноким, подчиненным данному свыше жизненному призванию, и это чувство отдаляет меня от обычных забот обычного человека.

12.      Я талантливый журналист, поэтому, если кто меня и критикует за те или иные мои работы, то только из чувства зависти.

13.      У меня больше авторитарных замашек, чем у многих других.

14.      Когда я пишу материал, готовлю передачу, я работаю медленнее коллег лишь потому, что пытаюсь синтезировать всю собранную мной информацию.

15.      Я считаю себя более ответственным, искренним, надежным, заслуживающим доверия, здравомыслящим, терпимым и понимающим, чем большинство людей.

16.      В моем понимании, я более способен, чем другие люди, гибко реагировать, рассуждать, менять один аргумент на другой.

17.      У меня больше признаков психического здоровья, чем у большинства людей.

18.      Я менее других людей способен стоять на своем, когда мне приходится не соглашаться с другими.

19.      Я более субъективен, чем большинство людей.

20.      Я более творческий человек, чем большинство моих коллег, и мешают мне полностью реализовать огромный потенциал чаще всего препятствия, которые сам я устранить не в силах.

21.      Я чаще других людей стараюсь избегать ситуаций, в которых чувствовал бы в чем-то свою неполноценность.

22.      Я более свободен, чем другие люди, и меньше поддаюсь жесткому контролю.

23.      Я без колебаний, ни на что не смотря, берусь за материалы, передачи, в которых могу выразить свои взгляды, точку зрения, соответствующие моим убеждениям.

24.      Чаще других людей я, в силу особенностей журналистской профессии, основываю свои суждения и выводы, опираясь на характер источника информации, нежели на саму информацию.

25.      Я как человек творческий в большей степени, чем другие люди, не приемлю внешнего давления.

26.      Я более самостоятелен в экономическом отношении, чем большинство людей.

27.      Я лучше информирован, чем большинство людей с такими же умственными способностями и с таким же уровнем образования.

28.      По сравнению с большинством людей, я более склонен менять свои интересы ради сохранения места работы, нежели менять работу ради отстаивания своих интересов.

29.      У меня меньше жизненной силы и энтузиазма, чем у большинства других людей.

30.      Больше многих других людей меня привлекают сложные проблемы и ситуации, нежели простые и понятные.

31.      Меня интересует более широкий круг вопросов, чем тот, что характеризует моих коллег.

32.      Я менее властен и агрессивен, чем большинство людей.

33.      Я менее свободен от скованности и запретов, чем многие люди.

34.      Вероятно, я в большей степени, чем большинство людей, склонен рассматривать авторитет как абсолют, а не как традицию.

35.      Я в большей степени, чем коллеги, предпочитаю нормативные ситуации тем, которые требуют какого-то решения.

36.      У меня больше энергии, чем у большинства других людей.

37.      Мне присуща большая гибкость мышления, чем коллегам.

38.      Больше других людей я стараюсь придерживаться «реалистичного», предсказуемого стиля поведения.

39.      Мои интересы более ограничены, чем у большинства людей.

40.      По сравнению со многими, меня больше интересуют межличностные отношения, я не боюсь общения с кем бы то ни было, и я менее скован.

41.      По сравнению с большинством людей, я также в большей степени доволен собой, чувствую себя более удовлетворенным.

42.      Я не столь самоуверен, как большинство коллег-журналистов.

43.      Больше других людей я, в силу специфики своей профессии, стремлюсь к результату. И у меня часто просто нет возможности досконально изучить вопрос, собрать максимум информации по нему, прежде чем писать статью, готовить передачу.

44.      Я чаще других способен удивить собеседника тем, что говорю.

45.      Во взаимоотношениях с подчиненными, в отличие от многих руководителей, у меня существует или существовал бы такой принцип: подчиненные должны быть мне безоговорочно верны.

46.      Мой личностный склад сложнее, чем у большинства людей.

47.      Когда я вслух обсуждаю проблему, я могу более гибко, чем большинство людей, менять подход к ней.

48.      Я не таков, как большинство людей.

49.      Я хуже, чем многие другие люди, воспринимаю свои внутренние импульсы.

50.      Когда возникает необходимость в этом, я способен выдвигать больше идей и делаю это быстрей, чем большинство коллег-журналистов.

51.      В большей степени, чем другие люди, я могу проявить в отношении своих руководителей такие качества, как беспрекословное подчинение, преданность и уважение, граничащее с восхищением.

52.      Я более, чем коллеги, восприимчив к эстетической стороне мира.

53.      Больше, чем представители других профессий, я ценю свой социальный статус, положение, неплохую зарплату, а не сам «интерес к работе».

54.      Я более скрытный, чем большинство людей.

55.      Я иначе, чем большинство других людей, реагирую на сложности скорее как на вызов, чем на то, чего следует избегать.

56.      Вероятно, я, в отличие от многих других людей, вижу свое будущее в основном связанным со своей газетой (телерадиокомпанией), и меня очень волнует все происходящее здесь.

57.      Я, прежде всего, в силу специфики и социального статуса профессии журналиста, более ответственно, чем большинство людей, работаю над каждым свои произведением.

58.      Я делаю выводы быстрее и точнее, чем большинство людей.

59.      По критериям научной психологии я, может быть, не очень хорошо приспосабливаюсь к обстоятельствам, но я хорошо приспособлен к жизни в том смысле, что я занимаюсь полезным для общества трудом и доволен своей работой.

60.      Я более других способен к конструктивной критике.

61.      Чувство интуиции и проницательность у меня развиты лучше, чем у большинства людей.

62.      В трудных жизненных обстоятельствах я обычно обнаруживаю меньше свидетельств силы воли, характера, чем большинство людей.

63.      По сравнению с коллегами, я в большей степени ориентирован на успех.

64.      Я более динамичен, чем большинство людей.

65.      Я, в отличие от некоторых своих коллег-журналистов, предпочитаю избегать готовить журналистские материалы на актуальные, но «скользкие» темы а вдруг придет опровержение или на меня подадут в суд?

66.      Многие темы моих журналистских выступлений настолько новы и оригинальны, что публикации (передачи) нередко вызывают легкую зависть у коллег.

67.      Я ценю и, как мне кажется, понимаю юмор больше других людей.

68.      Я меньше других способен пререкаться с начальством.

69.      Я меньше других людей склонен поддерживать, а иногда и сам совершать «безрассудные» поступки.

70.      У меня менее, чем у большинства людей, догматичный взгляд на жизнь, я хорошо понимаю, что все относительно.

71.      Мне кажется, что у меня более острая, чем у других, потребность в разрешении трудных и сложных проблем.

72.      Я терпимее, чем большинство других людей, отношусь к явному беспорядку.

73.      Специфика моей профессии чаще, чем у большинства людей, предполагает работу в сложных и совершенно новых условиях.

74.      Я более свободно выражаю «женские» интересы, чем большинство других мужчин (отвечают мужчины).

75.      Я более свободно выражаю «мужские» интересы, чем большинство других женщин (отвечают женщины).

 

Подсчет и оценка результатов.

Все утверждения из вопросника делятся на две категории: сформулированные позитивно и сформулированные негативно, т.е. согласие с последними означает отрицание склонности к творчеству. Оценка утверждений из этих двух категорий проводится противоположным образом.

 

К позитивно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся:

1. 3, 4, 7, 9, 11, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 26, 27, 30, 31, 37, 44, 47, 48, 50, 52, 55, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 66, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75. Ответы на эти вопросы оцениваются следующим количеством баллов:

А = +2, Б = +1, В = 0, Г = -1, Д = -2.

 

К негативно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся:

2. 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 21, 24, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 49, 51, 53, 54, 56, 58, 62, 65, 68, 69.

Ответы на эти вопросы оцениваются следующий образом:

А = -2, Б = -1, В = 0, Г = +1, Д = +2.

 

Ответы на вопросы 12 и 20 не оцениваются.

 

Подсчитайте общую сумму набранных баллов и соотнесите ее с приведенными ниже категориями:

Ø       Более 100 баллов ярко выраженные творческие наклонности.

Ø       От 60 до 99 баллов выраженные творческие наклонности.

Ø       От 0 до 60 баллов средние способности к творчеству.

Ø       Менее 0 слабая склонность к творчеству.

 

Еще раз повторим, что эти результаты, конечно же, весьма условны. Во-первых, в связи с тем, что данный тест в полном авторском варианте включает в себя более 200 вопросов, и итоги соотносятся с помощью компьютерной программы с результатами других тестов. Во-вторых, при его проведении необходимо достаточно строго соблюдать процедурные требования. В-третьих, полная версия в обязательном порядке предполагает включение в тест «вопросов-ловушек», с помощью которых контролируется степень искренности ответов.

Но, думается, даже отраженные в тесте характеристики журналистской профессии помогли Вам, читатель, сориентироваться в том круге проблем и вопросов, которые принято относить к сфере влияния психологии журналистики в целом и психологии творческой деятельности личности в частности.

в начало

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖУРНАЛИСТА-ПРАКТИКА

(«Юнкор», «Ремесленник», «Творец»)

 

А вот еще один вариант авторской разработки теста, выясняющего коэффициент вашей творческости. Но в данном случае он адресован прежде всего тем, кто уже работает в средствах массовой информации. Кто-то из моих студентов очень метко назвал данный тест «Юнкор», «Ремесленник», «Творец», ибо после подсчета полученных баллов каждый читатель может (наверное, все же в шутку) узнать на какой же ступеньке развития в профессии находится он.

Итак, возьмите ручку, листок бумаги и на каждый из 19 вопросов ищите среди трех предложенных подходящий для Вас ответ. Затем запишите ту букву, которой он обозначен: «а», «б», «в». И, чур, не подглядывать раньше времени в ответы.

1.          Считаете ли Вы, что с помощью журналистики можно добиться изменений в той или иной сфере деятельности человека?

а) да; б) нет; в) да, но только кое в чем.

2.          Вам самому по силам работать в журналистике «преобразующей»?

а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.

3.          Верно ли, что некоторые из Ваших идей привели бы к совершенствованию, а в конечном итоге к более эффективной деятельности того или иного средства массовой информации?

а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) в некоторой степени.

4.          Считаете ли Вы, что в недалеком будущем станете в журналистике (или в какой-то другой смежной сфере общественной деятельности) играть столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить в окружающей Вас действительности?

а) да, наверняка; б) маловероятно; в) не исключено.

5.          Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, уверены ли Вы, что осуществите свое начинание?

а) да; б) часто сомневаюсь; в) нет.

6.          Бывает ли у Вас иногда желание подготовить журналистский материал на тему, с которой практически не знакомы?

а) да, я авантюрист(ка) в журналистике; б) нет, считаю, что дилетантизм здесь недопустим; в) все зависит от обстоятельств и характера будущего материала.

7.          Вы взялись за совершенно новую для Вас тему. Есть желание сразу подготовить неординарный, блестящий по исполнению материал?

а) да; б) думаю, это нереально; в) да, если тема увлечет меня, я готов(а) буквально горы свернуть.

8.          Коллеги «подкинули» Вам оригинальнейшую тему. Однако, прежде чем появится публикация (сюжет в эфире). Вы должны изучить всевозможные аспекты данной темы, поверить будущую гармонию алгеброй расчета?

а) да; б) нет, в журналистской спешке это сделать практически невозможно; в) нет, мне будет достаточно простого удовлетворения авторского любопытства.

9.          Представьте ситуацию. Публикация (или выход в эфир) все откладывается. Не пишется, не думается.... Или нет концепции выстраивания материала, не хватает фактов. Наконец, ясно осознаете это Ваша творческая неудача. И тогда Вы...

а) какое-то время упорствуете, пытаетесь «довести» материал; б) сразу же бросаете эту затею без этого дел невпроворот; в) используете свою индивидуальную методику, имеющуюся на этот случай (отложить материал, а потом к нему вернуться; посоветоваться с опытным коллегой, другом; и т.п.).

10.      Вам кажется, что журналистика позволяет добиться:

а) жизненных перспектив в любой области человеческой деятельности; б) стабильности положения, материального достатка; в) творческой самореализации возможности делать то, что тебе «по душе», что умеешь делать лучше других.

11.      Путешествуя, или бывая в незнакомом городе в командировке, Вы обычно легко ориентируетесь?

а) да; б) нет, в незнакомом месте все кажется типичным; в) да, но только там, где местность или архитектура неординарны или чем-то явно выделяются.

12.      Сразу же после интервью или беседы с человеком Вы и без блокнота или диктофона можете вспомнить суть, смысл разговора?

а) да, без труда; б) чаще всего это сделать трудно или даже невозможно; в) запоминаю я разговор избирательно только самое «яркое» или то, что считаю в данный момент главным.

13.      Улица для Вас театр: чаще всего Вы непроизвольно запоминаете какие-то сценки, необычных «героев», можете что называется заглазеться на ту или иную мизансцену, на уличное происшествие?

а) да, и эта черта раздражает не только моих близких, но и меня самого; б) нет, чаще всего мне не до уличного «театра»; в) да, но происходит подобное восприятие улицы непроизвольно, задерживаюсь же лишь в исключительных случаях.

14.      В свободное время Вы предпочитаете:

а) полное одиночество; б) шумную компанию, где можно отвлечься от дел; в) мне в общем-то безразлично, все зависит от того, как складываются обстоятельства.

15.      Вы занимаетесь каким-либо делом. А примете решение прекратить это занятие, когда:

а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным; б) когда «заказчики» более-менее довольны; в) бывает нередко, что обстоятельства заставляют отложить то или иное дело, но обязательно возвращаетесь к нему.

16.      У Вас неожиданно выдался совсем свободный вечер, Вы дома один:

а) есть возможность поразмышлять о каких-то абстрактных вещах; б) пытаетесь себе найти конкретное занятие или работу по дому; в) «допишу-ка я давно откладывавшийся материал (сценарий)».

17.      Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:

а) независимо оттого, где и с кем Вы находитесь; б) Вы можете делать это только наедине; в) только там, где не очень отвлекают.

18.      В Вашем характере следующая черта:

а) не упорствовать, если аргументы оппонентов в споре убедительнее; б) оставаться при своем мнении, какие бы аргументы не выслушивали; в) измените свое мнение, только если сопротивление оппонентов окажется сильным.

19.      Отвечая на вопросы, Вы:

а) конечно же, немного потрафляли своему творческому самолюбию; б) были стопроцентно честны перед собой; в) все это игра, и Вы просто приняли правила игры.

 

Теперь подсчитайте количество баллов, учитывая, что ответ под буквой:

«а» оценивается 3 баллами;

«б» 1;

«в» 2 баллами.

 

51 и более: В вас заложен творческий потенциал, который предоставляет богатый выбор творческих возможностей, и открывают вам блестящие перспективы в журналистике. Хотя, наверное, вас уже и сейчас ценят коллеги и товарищи за нестандартное мышление и творческую мобильность.

 

26 50: У Вас вполне достаточный творческий потенциал и Вы обладаете профессиональными навыками по его реализации. Но есть и проблемы, которые мешают вам в процессе творчества, найти и искоренить их вам поможет анализ вопросов теста. Выявите по ним свои «изъяны».

 

25 и менее: Ваш творческий потенциал пока, увы, невелик. Может вам мешает набор комплексов, или вы недостаточно серьезно отнеслись к вопросам теста. Так или иначе, но вы только подступаете к настоящей творческой деятельности. А может вы просто случайный в журналистике человек? Если на вопрос 10 Вы дали ответ «б», а на 19 «в», то стоит подумать о смене деятельности.

в начало

 

к содержанию << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz