РАБОТА ЖУРНАЛИСТА: ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ
ПОТЕНЦИАЛ
Тест 1. Есть ли у Вас
склонность к творчеству?
Тест 2. Творческий потенциал
журналиста-практика
Самый трудный
вопрос для любого по-настоящему творческого человека – а обладаю ли я
вообще потенциалом для того, чтобы успешно заниматься тем или иным видом
деятельности? В предлагаемых тестах я постараюсь дать или, по крайней мере,
обозначить направления основных методик прикладных исследований личности журналиста,
менеджера массмедиа. Все предлагаемые автором тесты, ситуационные задачи
апробированы в учебной работе со студентами факультетов журналистики многих
университетов России, в частности Уральского, Санкт-Петербургского, Тюменского,
Магнитогорского, ряда других. Применялись они и в ходе семинаров, проводимых
Союзами журналистов областей Уральского Федерального округа.
И еще одно
предваряющее замечание. Конечно, по многим причинам неверно было бы
абсолютизировать результаты данных тестов: очень уж тонкая и до сих пор
малоисследованная сфера – Природа творческих способностей индивида. Давайте сразу
договоримся воспринимать эти результаты в большей степени как материал,
иллюстрирующий те или иные положения, концепции, выдвигаемые автором. Надеюсь,
он поможет вам, читатель, получить о себе как творческой личности какие-то
начальные сведения, а также выявить и как-то систематизировать наблюдаемые в
современной журналистской практике тенденции. Итак, я предлагаю выполнить
задания первого теста.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС
СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ?
Данный вопросник
составлен на основе нескольких хорошо зарекомендовавших себя методик и
предназначен для определения степени выраженности творческого компонента
личности. И если его автор (Д. Холмс, 1976) делал акцент на получении
результатов для отбора в определенные творческие вузы, то в нашей редакции он,
как мне кажется, поможет лучше узнать творческий потенциал именно человека
связанного со СМИ или мечтающего о журналистике как профессии.
Если эту книгу
будете читать не Вы один, то предварительно страницы теста лучше
ксерокопировать. Отвечать нужно спонтанно, без долгих раздумий, и ни в коем
случае не менять выбранные варианты. Конечно же, нельзя сразу заглядывать в
ответы, даже для предварительного ознакомления – иначе теряется весь смысл тестирования.
Далее. Слева от номера каждого вопроса или утверждения поставьте букву,
значение которой точнее всего отражает степень Вашего согласия с данным
утверждением. Буквы означают.
А – согласен целиком.
Б – согласен.
В – затрудняюсь
ответить определенно.
Г – не согласен.
Д – совершенно не
согласен.
1.
Творческие способности к журналистике у меня выше, чем у
большинства обычных людей, и я их с успехом реализую.
2.
Я больше, чем другие люди, забочусь о впечатлении, которое я
произвожу на окружающих.
3.
Я проявляю большую независимость в суждениях и меньший конформизм
мышления, чем большинство людей.
4.
Когда мне приходится собирать материал для проблемного выступления
в СМИ или готовить его к печати, эфиру, я очень осторожен и работаю более
медленно, чем мои коллеги.
5.
Я рискую чаще, чем многие люди. Даже тогда, когда нет гарантии
выигрыша.
6.
Я более осторожен в отношении случайностей, чем большинство людей.
7.
Я считаю себя более избирательным, изобретательным, решительным,
независимым, бескорыстным, полным энтузиазма и более трудолюбивым, чем
большинство людей.
8.
Меня больше, чем других, занимает мысль – что люди думают
обо мне.
9.
Я чаще всего даю более нестандартное описание, рассказ о событиях,
на которых побывал вместе с коллегами из других СМИ.
10. У меня,
по-видимому, более слабое, чем у большинства людей, чувство своей
индивидуальности и удовлетворенности собой.
11. Я больше, чем
другие, чувствую себя одиноким, подчиненным данному свыше жизненному призванию,
и это чувство отдаляет меня от обычных забот обычного человека.
12. Я талантливый
журналист, поэтому, если кто меня и критикует за те или иные мои работы, то
только из чувства зависти.
13. У меня больше
авторитарных замашек, чем у многих других.
14. Когда я пишу
материал, готовлю передачу, я работаю медленнее коллег лишь потому, что пытаюсь
синтезировать всю собранную мной информацию.
15. Я считаю себя
более ответственным, искренним, надежным, заслуживающим доверия,
здравомыслящим, терпимым и понимающим, чем большинство людей.
16. В моем понимании,
я более способен, чем другие люди, гибко реагировать, рассуждать, менять один
аргумент на другой.
17. У меня больше
признаков психического здоровья, чем у большинства людей.
18. Я менее других людей способен стоять на своем, когда
мне приходится не соглашаться с другими.
19. Я более субъективен, чем большинство людей.
20. Я более творческий человек, чем большинство моих
коллег, и мешают мне полностью реализовать огромный потенциал чаще всего
препятствия, которые сам я устранить не в силах.
21. Я чаще других людей стараюсь избегать ситуаций, в
которых чувствовал бы в чем-то свою неполноценность.
22. Я более свободен, чем другие люди, и меньше поддаюсь
жесткому контролю.
23. Я без колебаний, ни на что не смотря, берусь за
материалы, передачи, в которых могу выразить свои взгляды, точку зрения,
соответствующие моим убеждениям.
24. Чаще других людей я, в силу особенностей журналистской
профессии, основываю свои суждения и выводы, опираясь на характер источника
информации, нежели на саму информацию.
25. Я как человек творческий в большей степени, чем другие
люди, не приемлю внешнего давления.
26. Я более самостоятелен в экономическом отношении, чем
большинство людей.
27. Я лучше информирован, чем большинство людей с такими
же умственными способностями и с таким же уровнем образования.
28. По сравнению с большинством людей, я более склонен
менять свои интересы ради сохранения места работы, нежели менять работу ради
отстаивания своих интересов.
29. У меня меньше жизненной силы и энтузиазма, чем у
большинства других людей.
30. Больше многих других людей меня привлекают сложные
проблемы и ситуации, нежели простые и понятные.
31. Меня интересует более широкий круг вопросов, чем тот,
что характеризует моих коллег.
32. Я менее властен и агрессивен, чем большинство людей.
33. Я менее свободен от скованности и запретов, чем многие
люди.
34. Вероятно, я в большей степени, чем большинство людей,
склонен рассматривать авторитет как абсолют, а не как традицию.
35. Я в большей степени, чем коллеги, предпочитаю
нормативные ситуации тем, которые требуют какого-то решения.
36. У меня больше энергии, чем у большинства других людей.
37. Мне присуща большая гибкость мышления, чем коллегам.
38. Больше других людей я стараюсь придерживаться
«реалистичного», предсказуемого стиля поведения.
39. Мои интересы более ограничены, чем у большинства
людей.
40. По сравнению со многими, меня больше интересуют
межличностные отношения, я не боюсь общения с кем бы то ни было, и я менее
скован.
41. По сравнению с большинством людей, я также в большей
степени доволен собой, чувствую себя более удовлетворенным.
42. Я не столь самоуверен, как большинство
коллег-журналистов.
43. Больше других людей я, в силу специфики своей
профессии, стремлюсь к результату. И у меня часто просто нет возможности
досконально изучить вопрос, собрать максимум информации по нему, прежде чем
писать статью, готовить передачу.
44. Я чаще других способен удивить собеседника тем, что
говорю.
45. Во взаимоотношениях с подчиненными, в отличие от
многих руководителей, у меня существует или существовал бы такой принцип:
подчиненные должны быть мне безоговорочно верны.
46. Мой личностный склад сложнее, чем у большинства людей.
47. Когда я вслух обсуждаю проблему, я могу более гибко,
чем большинство людей, менять подход к ней.
48. Я не таков, как большинство людей.
49. Я хуже, чем многие другие люди, воспринимаю свои
внутренние импульсы.
50. Когда возникает необходимость в этом, я способен
выдвигать больше идей и делаю это быстрей, чем большинство коллег-журналистов.
51. В большей степени, чем другие люди, я могу проявить в
отношении своих руководителей такие качества, как беспрекословное подчинение,
преданность и уважение, граничащее с восхищением.
52. Я более, чем коллеги, восприимчив к эстетической
стороне мира.
53. Больше, чем представители других профессий, я ценю
свой социальный статус, положение, неплохую зарплату, а не сам «интерес к
работе».
54. Я более скрытный, чем большинство людей.
55. Я иначе, чем большинство других людей, реагирую на
сложности – скорее как на вызов, чем на то, чего следует
избегать.
56. Вероятно, я, в отличие от многих других людей, вижу
свое будущее в основном связанным со своей газетой (телерадиокомпанией), и меня
очень волнует все происходящее здесь.
57. Я, прежде всего, в силу специфики и социального
статуса профессии журналиста, более ответственно, чем большинство людей,
работаю над каждым свои произведением.
58. Я делаю выводы быстрее и точнее, чем большинство
людей.
59. По критериям научной психологии я, может быть, не
очень хорошо приспосабливаюсь к обстоятельствам, но я хорошо приспособлен к
жизни в том смысле, что я занимаюсь полезным для общества трудом и доволен
своей работой.
60. Я более других способен к конструктивной критике.
61. Чувство интуиции и проницательность у меня развиты
лучше, чем у большинства людей.
62. В трудных жизненных обстоятельствах я обычно
обнаруживаю меньше свидетельств силы воли, характера, чем большинство людей.
63. По сравнению с коллегами, я в большей степени
ориентирован на успех.
64. Я более динамичен, чем большинство людей.
65. Я, в отличие от некоторых своих коллег-журналистов,
предпочитаю избегать готовить журналистские материалы на актуальные, но
«скользкие» темы – а вдруг придет опровержение или на меня подадут в
суд?
66. Многие темы моих журналистских выступлений настолько
новы и оригинальны, что публикации (передачи) нередко вызывают легкую зависть у
коллег.
67. Я ценю и, как мне кажется, понимаю юмор больше других
людей.
68. Я меньше других способен пререкаться с начальством.
69. Я меньше других людей склонен поддерживать, а иногда и
сам совершать «безрассудные» поступки.
70. У меня менее, чем у большинства людей, догматичный
взгляд на жизнь, я хорошо понимаю, что все относительно.
71. Мне кажется, что у меня более острая, чем у других,
потребность в разрешении трудных и сложных проблем.
72. Я терпимее, чем большинство других людей, отношусь к
явному беспорядку.
73. Специфика моей профессии чаще, чем у большинства
людей, предполагает работу в сложных и совершенно новых условиях.
74. Я более свободно выражаю «женские» интересы, чем
большинство других мужчин (отвечают мужчины).
75. Я более свободно выражаю «мужские» интересы, чем
большинство других женщин (отвечают женщины).
Подсчет и оценка
результатов.
Все утверждения из вопросника делятся на две категории:
сформулированные позитивно и сформулированные негативно, т.е. согласие с
последними означает отрицание склонности к творчеству. Оценка утверждений из
этих двух категорий проводится противоположным образом.
К позитивно сформулированным вопросам (утверждениям)
относятся:
1. 3, 4, 7, 9, 11, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 26, 27, 30,
31, 37, 44, 47, 48, 50, 52, 55, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 66, 67, 70, 71, 72, 73,
74, 75. Ответы на эти вопросы
оцениваются следующим количеством баллов:
А = +2, Б = +1, В = 0, Г = -1, Д = -2.
К негативно сформулированным вопросам
(утверждениям) относятся:
2. 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15,
18, 21, 24, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 49, 51, 53,
54, 56, 58, 62, 65, 68, 69.
Ответы на эти вопросы оцениваются следующий образом:
А = -2, Б = -1, В = 0, Г = +1, Д = +2.
Ответы на вопросы 12 и 20 не оцениваются.
Подсчитайте общую сумму набранных баллов и соотнесите
ее с приведенными ниже категориями:
Ø
Более 100 баллов – ярко
выраженные творческие наклонности.
Ø
От 60 до 99 баллов – выраженные
творческие наклонности.
Ø
От 0 до 60 баллов – средние способности к
творчеству.
Ø
Менее 0 – слабая склонность к творчеству.
Еще раз повторим, что эти результаты, конечно же,
весьма условны. Во-первых, в связи с тем, что данный тест в полном
авторском варианте включает в себя более 200 вопросов, и итоги соотносятся с
помощью компьютерной программы с результатами других тестов. Во-вторых,
при его проведении необходимо достаточно строго соблюдать процедурные
требования. В-третьих, полная версия в обязательном порядке предполагает
включение в тест «вопросов-ловушек», с помощью которых контролируется степень
искренности ответов.
Но, думается, даже отраженные в тесте характеристики
журналистской профессии помогли Вам, читатель, сориентироваться в том круге
проблем и вопросов, которые принято относить к сфере влияния психологии
журналистики в целом и психологии творческой деятельности личности в частности.
ТВОРЧЕСКИЙ
ПОТЕНЦИАЛ ЖУРНАЛИСТА-ПРАКТИКА
(«Юнкор», «Ремесленник», «Творец»)
А вот еще один вариант авторской разработки теста,
выясняющего коэффициент вашей творческости. Но в данном случае он
адресован прежде всего тем, кто уже работает в средствах массовой информации.
Кто-то из моих студентов очень метко назвал данный тест «Юнкор»,
«Ремесленник», «Творец», ибо после подсчета полученных баллов каждый
читатель может (наверное, все же в шутку) узнать – на
какой же ступеньке развития в профессии находится он.
Итак, возьмите ручку, листок бумаги и на каждый из 19 вопросов
ищите среди трех предложенных подходящий для Вас ответ. Затем запишите ту
букву, которой он обозначен: «а», «б», «в». И, чур, не подглядывать раньше
времени в ответы.
1.
Считаете ли Вы, что
с помощью журналистики можно добиться изменений в той или иной сфере
деятельности человека?
а) да; б) нет; в) да, но только кое в чем.
2.
Вам самому по силам
работать в журналистике «преобразующей»?
а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.
3.
Верно ли, что
некоторые из Ваших идей привели бы к совершенствованию, а в конечном итоге – к более эффективной деятельности того или иного
средства массовой информации?
а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) в некоторой степени.
4.
Считаете ли Вы, что
в недалеком будущем станете в журналистике (или в какой-то другой смежной сфере
общественной деятельности) играть столь важную роль, что сможете принципиально
что-то изменить в окружающей Вас действительности?
а) да, наверняка; б) маловероятно; в) не исключено.
5.
Когда Вы решаете
предпринять какое-то действие, уверены ли Вы, что осуществите свое начинание?
а) да; б) часто сомневаюсь; в) нет.
6.
Бывает ли у Вас
иногда желание подготовить журналистский материал на тему, с которой
практически не знакомы?
а) да, я авантюрист(ка) в журналистике; б) нет, считаю, что дилетантизм здесь недопустим; в) все зависит от обстоятельств и характера будущего материала.
7.
Вы взялись за
совершенно новую для Вас тему. Есть желание сразу подготовить неординарный,
блестящий по исполнению материал?
а) да; б) думаю, это нереально; в) да, если тема увлечет меня, я готов(а) буквально горы свернуть.
8.
Коллеги «подкинули»
Вам оригинальнейшую тему. Однако, прежде чем появится публикация (сюжет в
эфире). Вы должны изучить всевозможные аспекты данной темы, поверить будущую
гармонию алгеброй расчета?
а) да; б) нет, в журналистской спешке это сделать практически невозможно; в) нет, мне будет достаточно простого удовлетворения авторского любопытства.
9.
Представьте
ситуацию. Публикация (или выход в эфир) все откладывается. Не пишется, не
думается.... Или нет концепции выстраивания материала, не хватает фактов.
Наконец, ясно осознаете – это Ваша творческая неудача. И
тогда Вы...
а) какое-то время упорствуете, пытаетесь «довести»
материал; б) сразу же бросаете эту затею –
без этого дел невпроворот; в) используете свою индивидуальную методику,
имеющуюся на этот случай (отложить материал, а потом к нему вернуться;
посоветоваться с опытным коллегой, другом; и т.п.).
10. Вам кажется, что журналистика позволяет добиться:
а) жизненных перспектив в любой области человеческой
деятельности; б) стабильности положения, материального достатка; в) творческой
самореализации – возможности делать то,
что тебе «по душе», что умеешь делать лучше других.
11. Путешествуя, или бывая в незнакомом городе в
командировке, Вы обычно легко ориентируетесь?
а) да; б) нет, в незнакомом месте все кажется типичным; в) да, но только там, где местность или архитектура неординарны или чем-то явно выделяются.
12. Сразу же после интервью или беседы с человеком Вы и
без блокнота или диктофона можете вспомнить суть, смысл разговора?
а) да, без труда; б) чаще всего это сделать трудно или
даже невозможно; в) запоминаю я разговор избирательно – только самое «яркое» или то, что считаю в данный
момент главным.
13. Улица для Вас – театр: чаще
всего Вы непроизвольно запоминаете какие-то сценки, необычных «героев», можете
что называется заглазеться на ту или иную мизансцену, на уличное происшествие?
а) да, и эта черта раздражает не только моих близких, но и меня самого; б) нет, чаще всего мне не до уличного «театра»; в) да, но происходит подобное восприятие улицы непроизвольно, задерживаюсь же лишь в исключительных случаях.
14. В свободное время Вы предпочитаете:
а) полное одиночество; б) шумную компанию, где можно отвлечься от дел; в) мне в общем-то безразлично, все зависит от того, как складываются обстоятельства.
15. Вы занимаетесь каким-либо делом. А примете решение
прекратить это занятие, когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным; б) когда «заказчики» более-менее довольны; в) бывает нередко, что обстоятельства заставляют отложить то или иное дело, но обязательно возвращаетесь к нему.
16. У Вас неожиданно выдался совсем свободный вечер, Вы
дома один:
а) есть возможность поразмышлять о каких-то абстрактных вещах; б) пытаетесь себе найти конкретное занятие или работу по дому; в) «допишу-ка я давно откладывавшийся материал (сценарий)».
17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете
думать о ней:
а) независимо оттого, где и с кем Вы находитесь; б) Вы можете делать это только наедине; в) только там, где не очень отвлекают.
18. В Вашем характере следующая черта:
а) не упорствовать, если аргументы оппонентов в споре убедительнее; б) оставаться при своем мнении, какие бы аргументы не выслушивали; в) измените свое мнение, только если сопротивление оппонентов окажется сильным.
19. Отвечая на вопросы, Вы:
а) конечно же, немного потрафляли своему творческому
самолюбию; б) были стопроцентно честны перед собой; в) все это – игра, и Вы просто приняли правила игры.
Теперь
подсчитайте количество баллов, учитывая, что ответ под буквой:
«а» оценивается 3
баллами;
«б» – 1;
«в» – 2 баллами.
51 и более: В вас заложен
творческий потенциал, который предоставляет богатый выбор творческих
возможностей, и открывают вам блестящие перспективы в журналистике. Хотя,
наверное, вас уже и сейчас ценят коллеги и товарищи за нестандартное мышление и
творческую мобильность.
26 – 50: У Вас вполне
достаточный творческий потенциал и Вы обладаете профессиональными навыками по
его реализации. Но есть и проблемы, которые мешают вам в процессе творчества,
найти и искоренить их вам поможет анализ вопросов теста. Выявите по ним свои
«изъяны».
25 и менее: Ваш творческий
потенциал пока, увы, невелик. Может вам мешает набор комплексов, или вы
недостаточно серьезно отнеслись к вопросам теста. Так или иначе, но вы только подступаете
к настоящей творческой деятельности. А может вы просто случайный в журналистике
человек? Если на вопрос 10 Вы дали ответ «б», а на 19 – «в», то
стоит подумать о смене деятельности.