ВМЕСТО
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Итак, Вы,
уважаемый читатель, убедились, прочитав эту книгу, что творчество в целом и
диалогичность как основной его атрибут являются необходимыми условиями
жизнеспособности журналистики. Именно диалогичность дает возможность
сфокусировать внимание как на приемах активизации аудитории, привлечения ее к
участию в данном акте, сотворчеству, так и на решении журналистами в
новых условиях задач сугубо профессионального уровня. Какие же перспективы
развития научно-практического знания ожидают нас? Попытаюсь спрогнозировать.
Проблема
формирования и развития профессиональной культуры журналиста и
является, как мне кажется, сегодня наиболее актуальной для нашего
корпоративного сообщества. Ибо современная практика преподносит все новые и
новые примеры именно журналистского бескультурья. Очень уж противоречивым
получается это развитие.
Никто, наверное,
не будет оспаривать тот факт, что в целом профессиональная культура журналистов
как феномен в отечественной теории массовой коммуникации не изучена в полной
мере. На наш взгляд, это было обусловлено рядом причин.
Во-первых, отсутствием
соответствующей методологической концепции, общенаучных парадигм для обобщения
огромного, но по сути разрозненного массива теоретического и эмпирического
материала по данной теме.
Во-вторых, междисциплинарным
характером большинства проблем, требующих рассмотрения в ходе подготовки
подобной книги или даже серии книг.
В-третьих, трудности,
безусловно, связаны с тем, что только на теоретическом уровне эти проблемы
проанализировать в полной мере невозможно, а для получения соответствующего
эмпирического материала (прежде всего от журналистов-практиков) нужно много
времени, организационных и финансовых затрат.
В-четвертых, системное
изучение феномена профессиональной культуры в вузе возможно, и мы в этом твердо
уверены, только в рамках учебного комплекса, состоящего из базовой монографии,
хрестоматии и ряда практикумов.
В-пятых, без
мультимедийного материала, применения новых информационных технологий,
обеспечения любому желающему свободного доступа к наработанным по данной
проблематике информационным ресурсам реализация подобного проекта в современных
условиях будет просто неэффективной.
В-шестых, к сожалению, в
целом данное направление в научной и учебно-методической деятельности высших
учебных заведений, готовящих журналистов, до сих пор представлено слабо. Во
многом это связано с тем, что уровень подготовки преподавателей по данной
проблематике не соответствует требованиям времени.
Поэтому возникает
вопрос об обучении молодых преподавателей факультетов и отделений журналистики
высших учебных заведений методам и приемам преподавания дисциплины
«Профессиональная культура журналиста», а также включения ее в учебных планах в
число нормативных. Об этом, в частности, шла речь в Екатеринбурге в феврале
2000 года на Международной учебно-методической конференции «Журналистское
образование в XXI веке» и в декабре 2001 года на
Всероссийской конференции «Роль средств массовой информации в достижении
социальной толерантности и общественного согласия».
Структура
подобного курса, как нам кажется, должна определяться в первую очередь
концептуальным обоснованием проблемы развития профессиональной культуры
журналистов, творческих ее составляющих, а также принципом систематизации ее
общеметодологических, содержательных и, главное, практических составляющих. Глубокие
изменения, происходящие в мире, порождают серьезные трудности и противоречия
различных типов, когда к ним подходят с точки зрения лишь традиционной
организации того или иного вида профессиональной деятельности и управления.
Ведь развиваются не только новые технологии, но и стиль управления, новая
логика взаимодействия творческой личности и общества, постоянно
совершенствуются аксиологические принципы. Это и должно стать логикой
профессиональной культуры журналистов, этим в первую очередь и должно быть
обусловлено, на мой взгляд, содержание книг, посвященных этой актуальнейшей
проблеме.
Нельзя
рассматривать будущее журналистики и ее творческие аспекты также без учета
развития новых информационных технологий[1].
Попробуем заглянуть в будущее нашей профессиональной деятельности. Такое ли
оно безоблачное, и есть ли там место индивидуальному творчеству журналиста?
Развитию сети
Интернет посвящаются сегодня прежде всего многие и многие прогнозы. Иногда они
похожи на реальность, иногда – на страницы фантастического романа или киносценария. Так, к
примеру, в одном из номеров журнала «Quill» за 2001 год,
издаваемом американским Обществом профессиональных журналистов, были сделаны
прогнозы о том, какую участь готовит Интернет журналистам-газетчикам, а также
всем нам – читателям
прессы.
Автор-исследователь
Дэвид Коул утверждает, что ближайшее будущее не снилось никаким футурологам.
Вопреки досужим домыслам газеты будут печататься и в будущем. Но это лишь один
из возможных способов доставки газет. Вместе с этим рынок будут уверенно
завоевывать он-лайн газеты, или, как принято сейчас говорить, сетевая пресса.
Двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю станет обновляться информация
в таких изданиях. И издания эти могут в корне изменить взаимоотношения между читателем и издателем.
w
Во все времена издатель
диктовал свою волю читателям: «Вы получаете газету только после того, как мы
решили ее напечатать». В самом деле, можно ждать утром почтальона, вставать днем
в очередь к газетному киоску или забирать вечером почту из газетного
ящика. Но никто не может взять в руки свежую газету раньше, чем отгремят
типографские машины в положенное (по мнению издателя) время. Должен ли читатель
страдать от того, что ему захотелось почитать свежих новостей в 3 часа ночи, в
9 утра или в 9 вечера? Теперь читатель диктует свои условия производителям
новостей. Он заходит в Интернет и просматривает самую свежую к этой минуте
информацию.
w
Еще одно решение
проблемы – устройства для «карманного» Интернета – мини-компьютеры (типа пейджера). Их выпускают сегодня
многие известные фирмы. Они всегда находятся под рукой и могут непрерывно
получать информацию и выдавать ее своим владельцам. Другое дело, что работы
прибавляется у создателей новостей: формат этих устройств и особенное
программное обеспечение требуют, чтобы информация поступала на них отличная от
той, которая предназначена для обычных персональных компьютеров.
w
Похоже, это неотвратимо:
настольная и карманная (но, конечно, не в смысле «прирученная» кем-то) сетевая
пресса будет развиваться вместе с повышением качества изображения и звука.
Поскольку привычка читать новости с бумажного листа исчезнет не скоро, а
книгоподобные дисплеи и электронная бумага еще долго будут дорабатываться, то
останется и соблазн распечатать сетевую газету. Для этого достаточно будет
поместить пачку бумаги в устройство, похожее на микроволновую печь, и нажать
кнопку. Возможно, именно это и будет, как считают некоторые «технари»,
виртуальным концом печатной прессы.
w
Но при всех
технологических новшествах суть журналистского труда вряд ли сильно изменится.
По-прежнему необходимо будет уметь хорошо писать, уметь просто объяснять
сложные вещи, отделять главное от второстепенного. И много чего еще уметь.
Новые технологии, приборы и аппараты не заменят труд журналиста, они дают новые
инструменты людям этой профессии. И инструменты будут непрерывно
совершенствоваться.
Эксперт в области компьютерной журналистики Дженифер
Лефлер утверждает, что никто сегодня уже не говорит о журналистах, использующих
компьютер просто для набивания текстов. Вот как может выглядеть журналист и его
работа в ближайшем будущем. Ручки и блокноты будут заменены цифровыми
записывающими устройствами. Речи, интервью, собственные комментарии, начитанные
на пленку, будут сразу выдаваться в виде печатного текста. Миниатюрные
профессиональные видеокамеры позволят легко выполнять качественную цифровую
видеозапись и фотосъемку событий. При необходимости все эти аудио, видео и
текстовые файлы могут быть сразу отправлены в редакцию при помощи переносного
компьютера и Интернета.
Интересно, каким может быть следующий этап работы.
Придя с задания, журналист, прежде всего, напишет небольшой, в 50 слов репортаж
для миниатюрных карманных компьютеров и отошлет его потребителю. После этого
напишет расширенный, слов в 200 материал для обычного веб-сайта и разместит его
там, попутно выбрав и разместив необходимые аудио и видео-файлы. И только после
этого сядет за работу над большим «кирпичом» в тысячу слов для печатной версии
газеты. А тут подоспеет время обновить репортаж для карманных, а потом и
настольных компьютеров.
На самом деле, ничего фантастического в этом нет.
Более того, кое-где уже так работают: в Bloomberg News, Orlando Sentinel,
Chicago Tribune.
Пока используемый лишь в нескольких компаниях, этот способ подачи и передачи
новостей будет все больше и больше развиваться.
w
Что же получается?
Получается, что газетная журналистика может обрести вид непрерывной трансляции,
постоянно обновляющихся текстов и заголовков. Можно сказать, наступит новая эра
телетайпной журналистики.
w
Если вести речь о
конкуренции, хорошей работе и хорошем заработке, то большое преимущество будут
иметь те журналисты, которые знают новую технику и новые технологии и смогут
пользоваться ими лучше других.
w
Так что газетная
журналистика постепенно из гуманитарной профессии превращается в очень даже
техническую. И если еще не физика и лирика, то лирика и кибернетика – уж точно могут стать журналистам родными и насущно
необходимыми дисциплинами.
Я же добавлю к словам американских коллег лишь одно: а
мне кажется, что прогноз этот не такой уж и пессимистичный. Ведь, если судить
по прогнозам, творческая активность все равно остается одной из главных
характеристик журналистской деятельности в целом. Другое дело, что реальностью
становится симбиоз ранее различных по типологии и даже способу передачи
информации СМИ. Уверен, что и деление студентов-журналистов на будущих
газетчиков или телевизионщиков сегодня должно становиться все более условным – все должны в равной степени быть готовыми работать в
любой сфере массово-информационной деятельности, включая Интернет и другие
технологии по сбору, обработке и периодическому распространению информации.
И еще один вывод. Жизнь показала, что в 60-е годы
споры и противоречия между физиками и лириками были во многом надуманными. Так
и я считаю, что все большее применение в журналистике компьютерных и многих
других новых технологий отнюдь не выхолостит из нее главного – творческого характера нашей профессии. Истинно творческий
человек он в любом виде деятельности и во все века будет востребуем!
[1] Много внимания уделяет этой проблеме программа «Седьмой континент» радиостанции «Свобода». Любезно воспользовавшись ее сайтом (www svoboda.org), мы далее используем материал, представленный там в архиве радиопередачи, посвященной теме «Будущее журналистики».