ОБРАЗЦЫ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Документ 1. Бланк стандартизованного
интервью
Документ 2. Бланк кодирования
результатов контент-анализа
Документ 5. Сценарий «Фокус-групп»
по актуальным проблемам практической журналистской деятельности
Документ 6. Единицы анализа материалов (Доминанта – Диалогичность)
Как
свидетельствует наш опыт, наиболее эффективным методом анализа творческих
и диалогических составляющих современной журналистской практики
являются социологические исследования. Организовать и провести их в ситуации,
когда нет средств на то, чтобы это сделали профессионалы, может сам
редакционный коллектив. Конечно, для этого нужны хотя бы первоначальные знания.
Вот почему мы посчитали необходимым представить некоторые методики проведения
подобных исследований.
Для сбора
социологической информации чаще всего применяются методы контент-анализа,
опроса, стандартизированного интервью, анализа документов. Автор данной книги,
участвуя в работе областных и региональных семинаров журналистов-практиков, как
правило, представлял коллегам результаты, полученные с помощью данных методов.
Для сбора информации уже непосредственно в ходе общения нередко также
использовался метод фокус-групп и частично – метод социально-психологического эксперимента. Отклики
журналистов свидетельствовали, что подобные семинары-тренинги были полезными
прежде всего сточки зрения корректировки, к примеру, содержательной или
социально-психологической модели деятельности средств массовой информации, а
также, что тоже немаловажно, способствовали их собственной творческой саморефлексии.
Результаты
исследований позволяли журналистам (об этом свидетельствовал анкетный опрос
участников семинаров) делать расширительные выводы для создания реальных планов
творческой деятельности редакционных коллективов СМИ по установлению истинно диалоговых
отношений со своей аудиторией, а также при необходимости давали возможность
корректировать их. Значимо это было и для формирования по-настоящему творческой
атмосферы в редакции, а также для описания принципов профессиональной
культуры журналиста.
В дальнейшем
коллективы редакций и телерадиокомпаний, как правило, брали подобные методики
на вооружение и использовали их уже самостоятельно. В том числе и для работы
непосредственно с аудиторией СМИ. Возможно, они пригодятся и вам, читатель!
ОБРАЗЦЫ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
БЛАНК СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО
ИНТЕРВЬЮ
1.
Как Вы считаете, произошли ли существенные
изменения в средствах массовой информации вашей области, города, района?
______________________________________________________
2.
Если да, то в чем, прежде всего, проявились
эти изменения?
______________________________________________________
3.
Давайте поговорим о некоторых изменениях в
сфере Вашего индивидуального журналистского творчества. Что Вы можете в связи с
этим сказать о:
01.
тематике
Ваших выступлений?
___________________________________________________
02.
о
методах сбора информации для журналистских выступлений и дальнейшей
аналитической деятельности?
___________________________________________________
03.
о
характере трансформации этих фактов и сведений?
___________________________________________________
04.
о
Ваших индивидуальных методах творческой работы над журналистским произведением?
___________________________________________________
05.
о
взаимоотношениях с руководством вашего СМИ на этапе его «продвижения» к
публикации или выходу в эфир?
___________________________________________________
06.
о
Вашей деятельности (если такое случается) по учету так называемых
посткоммуникативных последствий публикации или выхода в эфир данных материалов?
___________________________________________________
4.
Считаете ли Вы, что сегодня можно говорить и
об изменениях аудитории средств массовой информации вашего региона, области,
города или района?
______________________________________________________
5.
Если да, то в чем, на Ваш взгляд,
заключаются эти изменения?
______________________________________________________
6.
Каким образом Вы и Ваши коллеги изучаете
свою аудиторию? Если эти знания лишь интуитивны, то что способствует их
приобретению?
______________________________________________________
7.
Какие проблемы практической журналистской
деятельности Вы считаете наиболее актуальными (выберите не более трех вариантов
ответов или обязательно укажите свой):
01.
Взаимодействие
властных структур и представителей СМИ.
02.
Законодательство
по СМИ.
03.
Профессиональная
этика журналиста.
04.
Проблемы
юридической и экономической зависимости СМИ.
05.
Гласность
и доступ к информации.
06.
Манипуляции
общественным сознанием со стороны СМИ.
07.
Что-то
другое
___________________________________________________
08.
Затрудняюсь
ответить.
8.
Есть ли у Вас лично проблемы
организационного плана, мешающие плодотворной работе? Если да, то можете ли Вы
о них сказать вслух. Они связаны:
01.
В
целом с принижением роли СМИ, статуса журналиста в обществе.
02.
С
недостаточной, на Ваш взгляд, оплатой труда.
03.
С
отсутствием бытовых условий для плодотворной творческой работы.
04.
С
отсутствием перспектив.
05.
С
напряженными внутриредакционными отношениями,
06.
С
чем-то другим.
___________________________________________________
9.
Есть ли у Вас причины для творческой
неудовлетворенности? Если да, то они в первую очередь связаны с
______________________________________________________
10. Как
Вы относитесь к тому, что мы попытаемся «поверить алгеброй гармонию»
журналистского творчества? Считаете ли Вы, что можно как-то определить
специфику журналистского мышления?
______________________________________________________
11.
Считаете ли Вы, что у Вас есть
индивидуальные (отличные от других журналистов) технологии творческой
деятельности? Если да, то не попытаемся ли мы совместно их как-то описать?
Итак:
01.
Есть
ли у Вас возможность специализироваться по какой-то одной теме? Если да, то по
какой теме, в какой форме, с какими результатами?
__________________________________________________
02.
Есть
ли у Вас индивидуальные технологии сбора, обобщения информации, какими
приемами, способами лично Вы стимулируете подобную деятельность?
__________________________________________________
03.
Смогли
бы Вы охарактеризовать свои индивидуальные подходы к анализу описываемых явлений?
__________________________________________________
04.
Что
Вы понимаете под результативностью журналистских выступлений?
__________________________________________________
05.
На какие этапы разделили
бы Вы свою творческую работу, какие технологии выделили?
__________________________________________________
12.
Попытайтесь (если
это возможно) составить рейтинг информационной емкости различных источников. То
есть где Вы получаете, как правило, максимум информации для своей
профессиональной деятельности (по убывающей из 6–8 пунктов).
______________________________________________________
13.
Смогли бы Вы
разделить журналистов (коммуникаторов) на условные группы, исходя из
индивидуальных методов получения ими информации и ее дальнейшего использования?
______________________________________________________
14.
С чем Вы прежде
всего связываете понятие «компетентность коммуникатора»?
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
15.
От чего, на Ваш
взгляд, зависит степень доверия аудитории к коммуникатору?
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
16.
Учитываете
(планируете) ли Вы как-то эмоциональные составляющие в Вашем журналистском
произведении? Если да, то что включаете в это понятие?
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
17.
Какие социальные
роли, на Ваш взгляд, характерны прежде всего для Вас как коммуникатора:
01.
информатора
02.
аналитика
03.
воспитателя
04.
посредника
05.
описателя чужой жизни
06.
человека, призванного
развлекать аудиторию
07.
другие
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
18.
Какие качества Вы
можете отметить у современных журналистов как определяющие (выберите один
вариант ответа в каждой строке)?
профессионализм |
дилетантство |
затрудняюсь ответить |
принципиальность |
толерантность |
затрудняюсь ответить |
ответственность |
безответственность |
затрудняюсь ответить |
ангажированность |
аполитичность |
затрудняюсь ответить |
независимость |
конформизм |
затрудняюсь ответить |
талант |
бездарность |
затрудняюсь ответить |
оригинальность |
формализм |
затрудняюсь ответить |
Другое: |
|
|
19.
Как бы Вы
определили понятие «имидж коммуникатора»?
______________________________________________________
20.
Творчество кого
из отечественных журналистов Вы бы отметили с лучшей стороны? Почему?
______________________________________________________
21.
Нравятся ли лично
Вам коммуникаторы харизматического типа?
______________________________________________________
22.
Продолжите,
пожалуйста, неоконченное предложение: «Ведущий на телевидении – это прежде всего...»
______________________________________________________
23.
Попытаемся
обобщить: «Настоящий журналист – это
...»
______________________________________________________
24.
Как лично Вы
относитесь к активному внедрению в массово-коммуникационную практику
«постановочной журналистики», различного рода игр и конкурсов, журналистских
экспериментов, розыгрышей и т.п.?
______________________________________________________
25.
В теории уже
существует такой термин – «новая журналистика». Что, по-Вашему, стоит за ним?
______________________________________________________
26.
Сообщите,
пожалуйста, некоторые данные о себе:
01. образование
среднее общее |
техническое |
среднее специальное |
гуманитарное |
неоконченное высшее |
медицинское |
высшее |
юридическое |
аспирантура |
экономическое |
Другое |
|
02.
Пол муж.; жен.
(подчеркните)
03.
Ваш возраст________ лет.
04.
Ваша должность в
настоящее время?________
05. Стаж работы __ лет.
БЛАГОДАРИМ ЗА
УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
БЛАНК КОДИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
№ |
ПРИЗНАК, ГРАДАЦИЯ ПРИЗНАКА |
КОДЫ |
1. |
Тип автора (ведущего) |
|
– один
человек |
001 |
|
– два и
более человека |
002 |
|
– ситуация
не ясна |
003 |
|
2. |
Группа, к которой
принадлежит автор (ведущий) |
|
– неформальная
группа |
004 |
|
– формальная
группа |
005 |
|
– ситуация
не ясна |
006 |
|
3. |
Пол автора (ведущего) |
|
– автор
(авторы) – мужчина (мужчины) |
007 |
|
– автор
(авторы) – женщина (женщины) |
008 |
|
– смешанная
группа |
009 |
|
– ситуация
не ясна |
010 |
|
4. |
Возраст автора (ведущего) |
|
– до 30 лет |
011 |
|
– 30–49 лет |
012 |
|
– старше 50 лет |
013 |
|
– смешанная группа |
014 |
|
– ситуация
не ясна |
015 |
|
5. |
Кому прежде всего
предназначена публикация (передача) |
|
– школьникам
(12–16 лет) |
016 |
|
– молодежи
(17–29 лет) |
017 |
|
– людям
среднего возраста (30–49 лет) |
018 |
|
– людям
старшего возраста (старше 50 лет) |
019 |
|
–
пенсионерам (55–60 лет и старше) |
020 |
|
– ситуация
не ясна |
021 |
|
6. |
Можно ли выделить
индивидуально-личностные характеристики потенциальных читателей,
телезрителей, радиослушателей данной публикации или передачи |
|
– по уровню образования |
022–027 |
|
– по типу образования |
028–032 |
|
– по опыту
прошлой и настоящей профессиональной деятельности |
033–040 |
|
– по социальному статусу |
041–050 |
|
– другие
характеристики |
051–055 |
|
– ситуация
неясна |
056 |
|
7. |
Можно ли считать, что в
публикации (передаче) учтены качества реальных и потенциальных читателей
(зрителей, слушателей) или аудитории в целом |
|
– психологические |
057–062 |
|
– собственно коммуникативные |
063–069 |
|
– ситуация не ясна |
070 |
|
8. |
Можно ли считать, что в
публикации (передаче) учтены их внутренние характеристики |
071–079 |
– ситуация не
ясна |
080 |
|
9. |
Можно ли выделить и
описать группу профессионально-творческих качеств, демонстрируемых
коммуникатором в данном конкретном случае |
081–090 |
– ситуация не ясна |
091 |
|
10. |
Можно ли также выделить
и описать роли коммуникатора |
092–105 |
– ситуация не ясна |
106 |
|
11. |
Локальность проблем, поднятых в публикации (передаче) |
|
– мир |
107 |
|
– страна |
108 |
|
– регион |
109 |
|
– область |
110 |
|
– город (район) |
111 |
|
– предприятие,
учреждение |
112 |
|
– частная жизнь |
113 |
|
– синтез проблем |
114 |
|
12. |
Типы суждений |
|
– суждение
оценочное |
115 |
|
– суждение
конструктивное |
116 |
|
– суждение
аналитическое |
117 |
|
– другие типы
суждения |
118 |
АНКЕТА ЭКСПЕРТА
Охарактеризуйте
коммуникатора по предложенным параметрам. По каждому из предложенных параметров
выберите одно качество, одну исчерпывающую, на Ваш взгляд, характеристику,
которые в наибольшей степени соответствуют Вашему представлению о данном
коммуникаторе. Затем отметьте на шкале, насколько данное качество
(характеристика) способствует или мешает его коммуникативной деятельности.
Оценочная шкала пятибалльная:
´ способствует восприятию и
усвоению транслируемой информации;
´ не мешает восприятию;
´ совершенно нейтральная
(нулевая) характеристика;
´ отвлекает от восприятия
информации;
´ раздражает.
1.
Внутренняя мотивация к творческой деятельности.
2.
Социальная мотивация.
3.
Мотивация какого-либо другого характера (какая?).
4.
Общая активность.
5.
Раскованность.
6.
Интеллектуальность.
7.
Общительность.
8.
Интроверсия.
9.
Впечатлительность.
10.
Артистичность.
11.
Рефлексивность.
12.
Робость, застенчивость.
13.
Ответственность.
14.
Независимость.
15.
Тревожность.
16.
Аффектация.
АНКЕТА ЭКСПЕРТА
Уважаемый коллега!
Вам будет предложена анкета,
представляющая собой набор двухполосных шкал, на противоположных концах которой
расположены антонимические характеристики коммуникативных качеств ведущего.
Расстояние между антонимами разбиты на семь делений: от +3 до -3. Отметьте,
пожалуйста, какие, на Ваш взгляд, качества, отражают степень присутствия того
или иного признака в оцениваемом коммуникаторе:
´
Коммуникабельность – некоммуникабельность.
´
Артистичность – внешнее однообразие.
´
Общительность – эмоциональная статичность
´
Быстрая реакция ведущего – заторможенность.
´
Заражение собеседника собственной игривостью – излишняя
серьезность.
´
Раскрепощенность – определенная зашоренность.
´
Энергичность – медлительность.
´
Выразительность мимики – статичное выражение лица.
´
Быстрая смена настроений ведущего – полный эмоциональный самоконтроль.
´
Способность к импровизации – «чтение по бумажке».
´
Владение литературным языком – неясное выражение мыслей.
´
Хорошая дикция – плохая дикция.
´
Умелое модулирование голоса – отсутствие элементарных фононавыков.
´
Тембровое богатство оттенков – разговор в одной тональности, одним тоном.
´
Тактичность в разговоре – одергивание собеседника.
´
Умение слушать собеседника, внимательность – «передергивание»
его слов.
´
Сдержанность и тактичность в разговоре – явное выражение
приязни или неприязни к ответу.
´
Умение строить беседу, логичность – полнейшая разбросанность.
´
Умение формулировать вопросы – отсутствие такта в вопросах.
´
Умение непринужденно вести беседу – смех невпопад.
´ Высокая
«запоминаемость» речи – отсутствие «следа» от коммуникативного контакта с ведущим.
Если есть такая
возможность, сформулируйте сами антонимические характеристики коммуникативных
качеств ведущего:
______________________________________________________
______________________________________________________
СЦЕНАРИЙ
«ФОКУС-ГРУПП» ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выборка: участники
областных и региональных семинаров журналистов областных и городских СМИ
региона Урала, проходивших в 1996–2003 гг., а также студенты заочного отделения факультета
журналистики УрГУ, проработавшие не менее двух лет в СМИ.
Условия: численность групп
– 8–12 человек; члены
группы до начала дискуссий не информировались о ее теме и целях; модератором во
всех случаях был В.Ф. Олешко; модератор не навязывал свое мнение, а лишь
управлял дискуссией; средняя длительность дискуссии 80–90 минут.
Процедура: дискуссия, как
правило, проходила в форме «круглого стола» и записывалась на диктофон. После
чего запись подлежала расшифровке и полученные стенограммы служили основой для
отчета.
1. Творческая
индивидуальность в журналистике: вводная часть; методологические обоснования
темы дискуссии (длительность – не более 20–25 минут):
– Как вы считаете,
что включает в себя понятие «индивидуальность» в соотнесении с практической
журналистской деятельностью? (ответы желательно получить у каждого
респондента).
– А может быть
кто-то из присутствующих скажет – в чем заключается творческая индивидуальность кого-либо из известных
всем журналистов?
– В последующем
углубить дискуссию по отдельным понятиям и составляющим.
Критерий
творческой индивидуальности:
а) Умение увидеть
«необычное в обычном»; поиск («добывание») информации; умение «хранить» и
систематизировать ее; «трансформация» имеющейся информации в различные формы;
индивидуальные технологии творческой деятельности.
б) Оригинальность
авторского стиля подачи информации; обостренное чувство потребностей аудитории;
единичность методов творческой деятельности и отдельных приемов.
в) Применение на
практике метода социально-психологического моделирования деятельности
безличного и индивидуального коммуникатора.
2. Дискуссия по поводу применения на практике
индивидуальных технологий журналистской деятельности (30 минут):
– Мог бы кто-то из
присутствующих рассказать о своих индивидуальных технологиях творческой
деятельности?
– Если дискуссии сразу не получается, то совместно
выделяем и обсуждаем какой-либо яркий пример из последней практики центральных
СМИ, но постепенно возвращаемся к основной теме и творчеству присутствующих
(для этого модератор заранее знакомится с несколькими материалами данных
авторов или просматривает местные телепрограммы).
– Каковы критерии эффективной деятельности журналиста?
– Считают ли респонденты целесообразным, продуктивным
применение метода социально-психологического моделирования деятельности
коммуникатора в практике городских и районных СМИ?
3. Механизм реализации
технологий массово-коммуникационной деятельности (30 минут):
– Какие из технологий индивидуальной творческой
деятельности журналистов вы считаете наиболее продуктивными и приемлемыми для
повседневной практической деятельности? Почему?
– Можно ли к ним отнести и технологии организации
диалоговых отношений с аудиторией СМИ, технологии игрореализации, какие-то
другие?
– Как вы считаете, существуют ли для их реализации
какие-либо ограничения профессионально-этического характера? Может быть
назовете еще какие-либо ограничения?
– Что бы вы в связи с этим могли сказать о
законодательной базе в сфере средств массовой информации? Какие стороны,
аспекты деятельности СМИ оказались неохваченными? Есть ли у кого-либо из
присутствующих конструктивные предложения?
– Какие еще проблемы деятельности региональных и
местных СМИ, незатронутые в дискуссии, необходимо, на ваш взгляд, обсудить?
Итого: общая длительность
дискуссии 85–90
минут. По итогам дискуссии в группе осуществляется анализ и систематизация
материала.
ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА МАТЕРИАЛОВ
(ДОМИНАНТА – ДИАЛОГИЧНОСТЬ)
1.
Тип материала (не рекламные материалы)
1.1.
Новостные публикации
1.2.
Новостные публикации с
комментарием
1.3.
Монолог
1.4.
Монолог с явным
использованием суждений других людей
1.5.
Диалог
1.6.
Полилог
1.7.
Реплика, суждение,
мнение
1.8.
Аналитика
1.9.
Иллюстрация,
инфографика, коллажи, рисунки, прочие визуальные материалы
1.10.
Другое
2.
Форма подачи публикаций
2.1.
Под постоянной рубрикой
(отдельно)
2.2.
Под постоянной рубрикой
(в подборке)
2.3.
Под временной рубрикой
2.4.
Без рубрики
2.5.
Колонка (1-я колонка и
т.п.)
3.
Место материала в номере (номер полосы)
4.
Объем материала
4.1.
До
50 строк
4.2.
От
51 до 100 строк
4.3.
От
101 до 200 строк
4.4.
От
201 до 300 строк
4.5.
Свыше 300 строк
5.
Главный герой публикации
5.1.
Основное действующее
лицо (физическое, юридическое, организация, социальный страт) в тексте (указать
кто именно)
5.2.
Герой отсутствует
6.
Оценка действий героя или качество его действий (с точки зрения
реципиента, если оценка автора отсутствует)
6.1.
Положительно
6.2.
Отрицательно
6.3.
Есть и положительное и
отрицательное
6.4.
Нейтрально (без оценки)
7.
Главная задача публикации
7.1.
Фиксация, сообщение
7.2.
Информационно-просветительская
7.3.
Информационно-
развлекательная
7.4.
Рассуждение, дополнение,
пояснение, «распространение» (на уровне видимого, не доходя до анализа)
7.5.
Расследование,
«выведение на чистую воду», предание огласке
7.6.
Анализ, поиск сути
причин, выявление противоречий, проблем, последствий
7.7.
Совет, консультация
(кроме ответа)
7.8.
Вопрос читателя – ответ специалиста/журналиста
7.9.
Ответ (отклики,
опровержения и т.п. реакции на публикации в других номерах)
7.10.
Вопрос, призыв, просьба
7.11.
Публикация официальных
документов (законов, указов и иных актов правового регулирования)
7.12.
Другое (в том числе
самостоятельные иллюстрации )
8.
Уровень рассмотрения
8.1.
Конкретный человек
8.2.
Население (региона,
области, района)
8.3.
Население города
8.4.
Население страны
8.5.
Определенный социальный
слой, социальная группа, страт
8.6.
Семья, коллектив,
команда
8.7.
Определенная возрастная
группа
8.8.
Отрасль, организация,
предприятие, фирма
8.9.
Человек вообще,
человечество, мир
8.10.
Космос, вселенная, все
сущее
8.11.
Другое (что именно)
9.
Географическое пространство материала
9.1.
Дальнее зарубежье
9.2.
Ближнее зарубежье
9.3.
Россия в целом
9.4.
Регион, район
9.5.
Большой город, областной
центр, Москва
9.6.
Малый город (город
областного подчинения, поселок городского типа)
9.7.
Село, деревня
9.8.
Другое (что именно)
9.9.
Категория «география» не
применима или не определяется
10.
Временное пространство материала
10.1.
Давно прошедшее (месяц
назад и более)
10.2.
Сообщение касается
события, дата которого не указывается
10.3.
Сообщение о событии
дается через 2–7 дней и более (до месяца)
10.4.
Сообщение о событии
дается на другой день
10.5.
Сообщение о событии
дается в день свершения (настоящее)
10.6.
Сообщение о событии,
которое должно произойти в скором будущем
11.
Сфера (тематика)
11.1.
Материал касается
нескольких сфер (пример синтеза объективной реальности в тексте)
11.2.
Власть и медицина
11.3.
Власть и криминал
11.4.
Власть и общество
11.5.
Политика
11.6.
Власть и бизнес
(экономика, промышленность)
11.7.
Власть и СМИ
11.8.
Преступность (криминал и
маргиналы)
11.9.
Силовые структуры
(армия, спецслужбы, МВД)
11.10.
Медицина (здоровье)
11.11.
Экономика (финансы,
бизнес, торговля, производство, промышленность)
11.12.
Религия
11.13.
Этика, мораль
11.14.
Труд
11.15.
Культура (литература,
искусство, образование, наука, музыка)
11.16.
Досуг (туризм, отдых и
т.п.)
11.17.
Спорт
11.18.
«Экзотика»
11.19.
Общественно важные,
социально значимые материалы
11.20.
Материалы, отражающие
обыденную жизнь, отвечающие насущным потребностям населения («бытовые» темы)
11.21.
История
11.22.
Семья, воспитание детей
11.23.
Секс, любовь, брачные
отношения
11.24.
Связь данного издания с
читателем (опубликованные письма)
11.25.
Другие сферы
12.
Автор
12.1.
Журналист, группа
журналистов
12.2.
Специалист,
исследователь, эксперт
12.3.
Чиновник, должностное
лицо (представитель судебной. Законодательной, исполнительной власти)
12.4.
Рядовой гражданин,
читатель, «простой человек»
12.5.
Политик
12.6.
Экономист
12.7.
Управленец
12.8.
Другое
12.9.
Статус
автора не определяется