Муратов Сергей Александрович
ПРИСТРАСТНАЯ
КАМЕРА
Учебное
пособие для студентов вузов
(Серия «Телевизионный мастер-класс»)
М.: Аспект
Пресс, 2004
МУРАТОВ
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – член Академии Российского телевидения,
доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В.
Ломоносова. Создатель множества документальных фильмов и телевизионных
программ, в том числе автор популярного КВНа. В 60-е годы его ежемесячные
обзоры телепередач положили начало отечественной периодической телекритики.
Автор более десятка книг о проблемах телепублицистики и документального кино.
«Пристрастная
камера» – переиздание книги, вышедшей
в свет в 1976 году. Она актуальна и в настоящее время. В книге идет речь о
многообразии средств, которыми располагает современная документалистика экрана,
о дискуссиях, которые связаны с их появлением, и о том, как эти средства
используются в творческой практике документалистов.
Документальное
кино объективно и субъективно одновременно. Оно включает в себя все, что
искусство способно извлечь из самой жизни. Поведение человека в «момент
неигры», эстетика портретного фильма, «синхронная действительность» и
«заговорившая» история, драматургия неигрового действия, постоянный герой в
неигровом телесериале, документальная режиссура как практическая психология,
методика «спровоцированных» ситуаций, морально-этические вопросы, связанные с
техникой репортажной съемки, документальные драмы с открытым финалом – вот неполный перечень тем этой
книги.
Для
студентов факультетов и отделений журналистики, практических работников
телевидения.
СОДЕРЖАНИЕ
ДИАЛОГ, ЗАТЯНУВШИЙСЯ НА
ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Анатомия наблюдения
Этот страшный «киноглаз»
Возвращение раскрепощенной камеры
«Покажи мне мир – и я скажу тебе, кто ты»
«Энергетические уровни» документального кадра
Объективна ли авторская объективность?
Сколько стоит «полученное задаром»?
Как важно быть невидимым
Столь долгое присутствие
«Привычная камера» и ТВ
Вокруг события
Испытание действием
Дискуссия с открытым финалом
Должен ли документалист думать о последствиях?
Отступление о потерянном и обретенном зрителе
ПОДГОТОВЛЕННАЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Действующие лица или исполнители?
Кому улыбается случай
Плохая репутация хороших репетиций
Предписание статистам или тактика съемок?
«Лицо лица»
С чего начинается хроника?
Репортаж ни о ком
В поисках третьего измерения
Сопричастность
Улица, на которой мы все живем