Ким М.Н.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

 

МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ КИМ кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики СПбГУП.

Автор окончил факультет журналистики МГУ, работал в. газетах «Молодежь Узбекистана», «Вечерняя Москва», в международном корейском журнале «Коре Сарам» и в научно-профессиональном альманахе факультета журналистики СПбГУ «Невский наблюдатель». Последние годы преподавал на факультете жур налистики СПбГУ и заведовал лабораторией функционирования СМИ.

М.Н. Ким автор более 40 научных публикаций и нескольких книг, посвященных творческим аспектам журналистской деятельности, среди них «От замысла к воплощению» и «Очерк: Теория и методология жанра», которые активно используются в учебном процессе на факультете журналистики.

 

 

Монография освещает различные аспекты журналистского творчества, связанные не только с коллективными началами в творческом труде журналиста, но и его индивидуальной работой по созданию журналистского произведения Особое внимание уделено основным способам освоения действительности, внутренним механизмам формирования и зарождения замысла будущего произведения, методическим и технологическим приемам сбора и анализа информации, способам предъявления фактов и других содержательных элементов в разных жанрах журналистики, образной структуре публицистического произведения, функциям авторского «я», способам изображения человека в очерке, а также принципам построения журналистского произведения.

Для журналистов, специалистов по связям с общественностью, рекламистов, преподавателей высшей школы и всех интересующихся проблемами журналистики.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

I. ЖУРНАЛИСТ И РЕДАКЦИОННЫЙ КОЛЛЕКТИВ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Глава 1. СЛАГАЕМЫЕ РЕДАКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Редакционная жизнь работа по «уставу» или свободное творческое парение?..

 

Новичок в редакции: сложности адаптационного периода

 

В чем суть журналистской специализации?

 

Творческое сотрудничество и соперничество журналистов

 

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА

 

Основные вехи и направления в изучении творчества

 

Способы журналистского познания действительности

 

Воображение в журналистском творчестве

 

Индивидуальные характеристики творческой личности

 

II. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Глава 3. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ТЕМА, ЗАМЫСЕЛ, ИДЕЯ

 

Рождение журналистской темы

 

Замысел произведения: возникновение, накопление материала, структура, проблема, гипотеза

 

«Вынашивание» произведения: планировка и конкретизация рабочей идеи

 

Глава 4. «ОСТРОТА ПЕРА» ИЛИ УМЕЛОЕ ВЛАДЕНИЕ МЕТОДАМИ?

 

Методы сбора первичной информации

 

Традиционные журналистские методы: наблюдение, эксперимент, интервью

 

Нетрадиционные методы: прогнозирование и биографический метод

 

Анализ и интерпретация полученных данных

 

Глава 5. ФАКТ КАК ОСНОВА ЖУРНАЛИСТКОЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Природа и назначение факта в журналистском произведении

 

Место факта в информационных жанрах

 

Развертывание фактов в аналитических произведениях

 

От факта к документальному образу в художественно-публицистических жанрах

 

III. ОБРАЗНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОЧЕРКА)

 

Глава 6. ОБРАЗ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

 

Гносеологические корни публицистического образа

 

Образ автора в журналистском произведении

 

Функции авторского «я»

 

Автор читатель: проблемы взаимодействия

 

Глава 7. ПОЭТИКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПИСЬМА

 

Специфика условности в журналистском произведении

 

Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика

 

Психологизм как художественный метод в изображении человека

 

Способы изображения человека в различных видах очерка

 

IV. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Глава 8. ТИПЫ КОМПОЗИЦИОННЫХ ФОРМ

 

Композиция

 

Сюжет

 

Фабула

 

Архитектоника

 

Глава 9. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ В РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРАХ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Структурная организация информационных жанров

 

Структурная организация аналитических жанров (на примере статьи)

 

Структурная организация художественно-публицистических жанров (на примере очерка)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Беседы с журналистами о профессиональном мастерстве

 

на EVARTIST

Hosted by uCoz