Ким М.Н.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ
ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,
2001.
МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ КИМ кандидат филологических
наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики СПбГУП.
Автор окончил факультет
журналистики МГУ, работал в. газетах «Молодежь Узбекистана», «Вечерняя Москва»,
в международном корейском журнале «Коре Сарам» и в научно-профессиональном
альманахе факультета журналистики СПбГУ «Невский наблюдатель». Последние годы
преподавал на факультете жур налистики СПбГУ и заведовал лабораторией
функционирования СМИ.
М.Н. Ким – автор более 40 научных публикаций и нескольких книг, посвященных творческим аспектам журналистской деятельности, среди них «От замысла к воплощению» и «Очерк: Теория и методология жанра», которые активно используются в учебном процессе на факультете журналистики.
Монография
освещает различные аспекты журналистского творчества, связанные не только с
коллективными началами в творческом труде журналиста, но и его индивидуальной
работой по созданию журналистского произведения Особое внимание уделено
основным способам освоения действительности, внутренним механизмам формирования
и зарождения замысла будущего произведения, методическим и технологическим
приемам сбора и анализа информации, способам предъявления фактов и других
содержательных элементов в разных жанрах журналистики, образной структуре
публицистического произведения, функциям авторского «я», способам изображения
человека в очерке, а также принципам построения журналистского произведения.
Для журналистов, специалистов по связям с общественностью, рекламистов, преподавателей высшей школы и всех интересующихся проблемами журналистики.
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ЖУРНАЛИСТ И РЕДАКЦИОННЫЙ КОЛЛЕКТИВ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Глава 1. СЛАГАЕМЫЕ РЕДАКЦИОННОЙ
РАБОТЫ
Редакционная жизнь – работа по «уставу» или свободное творческое парение?..
Новичок в редакции: сложности адаптационного периода
В чем суть журналистской специализации?
Творческое сотрудничество и
соперничество журналистов
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО
ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА
Основные вехи и направления в изучении творчества
Способы журналистского познания действительности
Воображение в журналистском творчестве
Индивидуальные характеристики
творческой личности
II.
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Глава 3. ЖУРНАЛИСТСКОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ТЕМА, ЗАМЫСЕЛ, ИДЕЯ
Рождение журналистской темы
Замысел произведения: возникновение, накопление материала, структура, проблема, гипотеза
«Вынашивание» произведения: планировка и конкретизация рабочей идеи
Глава 4. «ОСТРОТА ПЕРА» ИЛИ УМЕЛОЕ
ВЛАДЕНИЕ МЕТОДАМИ?
Методы сбора первичной информации
Традиционные журналистские методы: наблюдение, эксперимент, интервью
Нетрадиционные методы: прогнозирование и биографический метод
Анализ и интерпретация полученных данных
Глава 5. ФАКТ КАК ОСНОВА
ЖУРНАЛИСТКОЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Природа и назначение факта в журналистском произведении
Место факта в информационных жанрах
Развертывание фактов в аналитических произведениях
От факта к документальному образу в художественно-публицистических жанрах
III.
ОБРАЗНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОЧЕРКА)
Глава 6. ОБРАЗ В ЖУРНАЛИСТСКОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ
Гносеологические корни публицистического образа
Образ автора в журналистском произведении
Функции авторского «я»
Автор – читатель: проблемы взаимодействия
Глава 7. ПОЭТИКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО
ПИСЬМА
Специфика условности в журналистском произведении
Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
Психологизм как художественный метод в изображении человека
Способы изображения человека в различных видах очерка
IV.
КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Глава 8. ТИПЫ КОМПОЗИЦИОННЫХ ФОРМ
Композиция
Сюжет
Фабула
Архитектоника
Глава 9. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ В
РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРАХ ЖУРНАЛИСТИКИ
Структурная организация информационных жанров
Структурная организация аналитических жанров (на примере статьи)
Структурная организация художественно-публицистических жанров (на примере очерка)
Беседы с журналистами о профессиональном мастерстве