Глава 2

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА

 

Основные вехи и направления в изучении творчества

 

Способы журналистского познания действительности

 

Воображение в журналистском творчестве

 

Индивидуальные характеристики творческой личности

 

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА

 

Проблемы журналистского творчества всегда находятся в поле зрения как теоретиков, так и практиков, Интерес к данной теме обусловлен рядом причин: во-первых, потребностями самих творцов, пытающихся осмыслить особенности индивидуального творчества, во-вторых, потребностями журналистской практики, ориентированной на выработку оптимальных моделей журналистской деятельности, в-третьих, потребностями журналистской теории, стремящейся выявить общие закономерности творчества журналистов. Эти проблемы нашли отражение в целом ряде теоретических работ. Одни авторы особое внимание уделяли общеметодологическим основам журналистского творчества[1], другие психологическим основам данного вида деятельности[2], третьи особенностям публицистического творчества[3], четвертые индивидуальным и коллективным началам в творческом труде журналиста[4], пятые технологическим приемам журналистского труда[5]. Во всех работах выявлены не только сущностные характеристики журналистского творчества, но и функциональные особенности данного вида человеческой деятельности.

Мы рассмотрим основные направления, которые развивают теоретики в изучении творческой деятельности журналиста; расскажем об особенностях творческого процесса, связанного с созданием информационного продукта; обратимся к различным аспектам функционирования творческого мышления человека; наконец, остановимся на различных способах развития профессиональных качеств и умений журналиста. Но прежде попытаемся разобраться в феномене творчества.

С точки зрения гносеологии творчество рассматривается как процесс возникновения нового знания, перехода от неизвестного к известному. Философия трактует данное понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание оригинальных материальных и духовных ценностей. Как отмечает О.И. Табидзе, «творчеством следует считать не всякое открытие, а лишь такое, которое имеет объективно ценный характер. Творчество это открытие объективных ценностей. Этим и объясняется всеобщее (интерсубъективное) значение результатов творчества и постигающий характер творческой деятельности. Именно объективная ценность с ее характерными свойствами движет творческой личностью, определяет специфические особенности творческого процесса»[6]. В процессе творчества личность решает задачи со многими неизвестными. В этом смысле логика, как отмечают теоретики, «облегчает движение от незнания к знанию, от факта к гипотезе, от гипотезы к открытию, от замысла к воплощению»[7]. Но не всегда те или иные решения можно найти при помощи логических методов анализа, например индукции и дедукции. Порой ответы на те или иные вопросы могут быть получены на интуитивном уровне. Логическое же постижение истины исключает всякое отклонение мысли от заданного пути. «Ее (логику. М.К.) не интересует это движение во всей его полноте и запутанности, с его зигзагами и попятными движениями, а также включенными в него такими моментами, как «мыслительные барьеры». От всего этого логика обособляется и представляет движение к истине в очищенном виде»[8]. Теоретики правильно отмечают, что логика, отвлекаясь от взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта, «создает абстрактные модели отношений между предметами, изучая закономерность этих отношений, отраженных в знании и запечатленных в той или иной знаковой форме»[9].

Если логику в первую очередь интересуют формальные законы построения мысли, то психологию как раз те стороны движения мысли, которые определяются не только сознательной, но и бессознательной сферой, т.е. воображением, фантазией и интуицией. И не только. В психологических исследованиях, ориентированных на изучение творчества, основное внимание уделяется анализу структуры творческого процесса, механизмам и этапам его протекания, а также психологическим особенностям творца; рассматривается целая совокупность психических явлений, возникающих в ходе творческой деятельности человека. Изучение психологии творчества имеет три направления: общее, в котором рассматриваются психологические механизмы творчества; дифференциальное, в котором исследуются различные факторы, детерминирующие индивидуальные различия творцов; прикладное, ориентированное на рассмотрение отдельных сторон и моментов творческой деятельности человека[10]. Проблема творчества имеет несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат[11].

Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (акты, ступени, фазы, моменты и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авторами, имеют, по мнению Я.А. Пономарева, приблизительно следующее содержание.

Первый этап (сознательная работа) подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

Второй этап (бессознательная работа) созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.

Третий этап (переход бессознательного в сознание) вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде).

Четвертый этап (сознательная работа) развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка[12].

Как видим, в творческом процессе задействованы различные сферы человеческого сознания. При этом смена бессознательной и сознательной работы имеет взаимообусловленный характер. В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т.д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы:

·         формирование концепции, намерения;

·         расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса);

·         постановка цели;

·         восприятие известной ситуации в совершенно новом свете[13].

 

Все эти этапы и фазы в той или иной степени сопутствуют решению различных познавательных задач, с которыми журналисты сталкиваются в своей практической деятельности.

в начало

 

СПОСОБЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.

Журналистику всегда связывали с литературной деятельностью. Сходство видели не в способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов»[14], то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением»[15]. При разности подходов в освоении социального мира и в писательском, и в журналистском творчестве можно обнаружить общие закономерности, связанные с созданием текста. Еще M.M. Бахтин отмечал, что существуют два момента, определяющие текст как высказывание: «его замысел (интенция) и осуществление этого замысла. Динамические взаимоотношения этих моментов, их борьба, определяющая характер текста»[16]. При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно представлены модели двух объектов явления действительности и личности автора. Включаясь в художественное творчество, творцы интегрируют, по мнению Л.Н. Столовича, различные виды человеческой деятельности, возникающие в «силовом поле» многообразных субъектно-объектных и личностно-общественных отношений.

1.      Познавательную деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью и обществом в каждую конкретную историческую эпоху;

2.      Преобразовательную деятельность, состоящую в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т.д.) и материал жизни человека и общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя пространственно-временные связи для выражения авторской концепции;

3.      Воспитательную деятельность стремление воздействовать на духовный мир реципиентов;

4.      Оценочную деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироощущение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов;

5.      Коммуникативную деятельность, предполагающую прямое или косвенное общение художника с реципиентом своего произведения.[17]

 

При субъектно-объектных отношениях личность, с одной стороны, может познавать объект (в данном случае осуществляется его познавательная деятельность), а с другой отражать объект в своем сознании, оценивая или преобразуя его в различных образах. На основе этих видов субъектно-объектных отношений и возникают основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, оценочная.[18]

Журналист, включаясь в процесс познания социальной действительности, не просто изучает те или иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики. Познание, будучи отражением, всегда ориентировано на конструирование социальной реальности. Специфика познавательной деятельности журналиста заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является «чувственно-практический контакт с действительностью, исконная близость к эмпирическим формам человеческого опыта, к проявлениям практического, обыденного сознания людей. Благодаря этой животворящей основе открывается возможность целостного постижения человеческого бытия»[19].

Таким образом, любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В журналистских произведениях аккумулируются результаты духовной и практической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, проективных устремлений в будущее[20]. Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. В поле зрения журналистского познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе. Именно отсюда и проистекает их нацеленность на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т.д.

Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.

Анализ мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Синтез это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Абстрагирование это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.

Конкретизация это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.

Моделирование это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.

Дедукция переход в процессе познания от общего к частному и единичному.

Индукция переход в процессе познания от частного к общему[21].

Данные методы представляют «систему приемов познания явлений действительности, применяя которые журналист подходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями. На основе метода изучения журналист оценивает явление в свете своего идеала, вырабатывает предложения и рекомендации, пути и средства достижения желаемой цели. Иначе говоря, метод изучения вооружает журналиста способами выработки знания, которое содержит всю необходимую информацию»[22].

В ходе познания различных объектов и явлений действительности журналист включается в творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов, упорядоченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все творческие задачи могут быть решены с помощью логического анализа. Зачастую, обдумывая ту или иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне. Не случайно в психологии творческого мышления интуитивизм является одним из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач. Представители данного направления считали, что открытие нового наступает само по себе самопроизвольно. При этом под понятием «интуиция» подразумевалось «внезапное осенение, озарение, свойственное лишь немногим избранным»[23].

В журналистском творчестве интуитивное нахождение новых идей может возникнуть на основе чувственных впечатлений и последующей их разработки с помощью методов абстрагирования и идеализации. Но интуитивные решения могут прийти и в процессе обдумывания. Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является, по мнению психологов, творческое воображение, с помощью которого как раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы.

в начало

 

ВООБРАЖЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

 

В отличие от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в создании художественных образов, в деятельности журналиста оно выполняет определенные функции: во-первых, способствует углублению и расширению знаний, во-вторых, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, в-третьих, так же, как и в литературном творчестве (особенно в художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов. Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности, проявляясь на различных стадиях творческого процесса по созданию будущего произведения. Особенно значительна роль воображения на начальных этапах творчества при зарождении замысла, когда журналист обдумывает идею, планировку материала, выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления, а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех художественно-выразительных средств; в процессе синтезирования фактологических данных и непосредственных впечатлений. В этом смысле воображение выступает как своеобразная форма отражения действительности. Чтобы разобраться в столь сложном явлении, рассмотрим, как же трактуют данное понятие психологи.

По мнению Р.С. Немова, воображение это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Данный автор справедливо отмечает, что «первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, представить не только продукт труда, но и его промежуточные продукты»[24]. Исходя из данного положения, можно сказать, что воображение определенным образом ориентирует человека в процессе его деятельности, помогая ему создать некую идеальную модель конечного или промежуточного продукта труда. Это, так называемое, опережающее отражение действительности.

В силу того, что воображение тесно связано с мышлением, вполне естественно, что в процессе обдумывания плана будущего произведения журналист осуществляет и логический анализ стоящей перед ним проблемы. Но опережающее отражение действительности в воображении и в мышлении происходит по-разному. В первом случае отражение происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений (они могут выступать в виде различных иллюстративных материалов или словесного описания), во втором путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир[25]. Таким образом, в осмыслении замысла будущего произведения можно обозначить две системы опережения сознанием результатов журналистской деятельности: образное и понятийное. Особенности протекания данных процессов мы рассмотрим во второй части.

Специфика журналистского воображения проявляется не только в предвосхищении будущего результата деятельности. Воображение активно участвует и в выработке новых идей, и в процессе перекомбинирования жизненных впечатлений и образов, и при переносе признаков одного объекта на другие, и в преобразовании прошлого опыта, и при структурной организации материала, когда в отдельных частях будущего текста необходимо увидеть и осознать целостное произведение, и т.д. При этом существуют различные способы стимулирования воображения:

1.      Перегруппировка событий и фактов (например, отход от хронологического следования за событием) выявляет скрытые причинно-следственные связи между ними.

2.      Различная «игра слов» особенно эффективна при создании новых фразеологических оборотов, каламбуров, метафор, сравнений, аналогий и т.д.

3.      Составление разных классификаций и типологий. Как пишет Р. Миле, «воображение развивается при поиске новых типов, общих черт и критериев, их объединяющих. Графики, модели, таблицы, диаграммы не просто иллюстрируют уже известные знания, но служат инструментом разработки нового знания. Оно появляется и в тех случаях, когда словесное описание вы заменяете графическим. В результате выделяются новые связи и структуры. Вы начинаете мыслить точнее и проще»[26].

4.      Рассмотрение проблемы под различными углами зрения.

5.      Предполагаемый диалог с читателями, оппонентами и критиками ваших взглядов и позиций.

6.      Предметное обсуждение темы будущего произведения с коллегами и т.д.

 

Характеризуя воображение, психологи отмечают две основные его составляющие: процесс преобразования представлений и создание новых образов на основе имеющихся. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в следующих формах:

1.      Агглютинация элементарная форма синтезирования образов; предполагает «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например, сказочные образы русалка, кентавр, избушка на курьих ножках и т.п.).

2.      Гиперболизация характеризует не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещений (многорукие богини в индийской мифологии, многоголовые драконы и т.д.).

3.      Заострение подчеркивание каких-либо признаков (дружеский шарж или злые карикатуры).

4.      Схематизация происходит в том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (например, создание художественного орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

5.      Типизация форма широко используемая в художественной литературе, для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе[27].

 

Данные приемы могут быть активно использованы журналистами в сатирических жанрах журналистики фельетоне и памфлете, где для достижения комического эффекта используется целый арсенал художественно-изобразительных средств.

Таким образом, воображение в творческом процессе имеет важное значение, связанное не только с предвосхищением результатов труда, но и с активным созданием представлений и образов, отличающихся неожиданными, непривычными сочетаниями и связями, для достижения конечного результата труда.

в начало

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Давно поутихли в журналистских кругах разговоры о тайнах профессионального мастерства, об организации творческой лаборатории, о сладостных муках творчества, о развитии творческих способностей и о многом другом. И тем не менее, потребность в осмыслении своего индивидуального творчества существует. Беседы с известными журналистами о технике профессионального мастерства изредка появляются на страницах журнала «Журналист». В этом смысле нам кажется очень показательным интервью И. Руденко с бывшим главным редактором «Комсомольской правды» В. Симоновым о том, что в современной журналистике важнее умение красиво складывать слова или же способность газетчика к оперативному освещению событий. По мнению В. Симонова, сегодня «изменилась сама профессия... Журналистика была ближе к литературе, к художественному творчеству. Сегодняшние профессионалы не обязаны писать лучше, красивее, ярче других. И даже, выскажу крамольную мысль, не обязаны думать глубже других. Их главная обязанность успеть раньше, успеть в номер. Быть первыми. Они не хуже своих предшественников, они другие»[28].

Мы не случайно приводим точку зрения В. Симонова, потому что данное мнение о характере журналистского труда стало в последние годы превалирующим. Если исходить из такой позиции, то профессиональные качества современного журналиста можно свести к умению быстро ориентироваться в ситуации и оперативно информировать читателей о тех или иных обществено значимых фактах. Безусловно, эти качества важны. Но достаточно ли их, чтобы разобраться в серьезной проблеме, чтобы грамотно провести журналистское расследование, чтобы квалифицированно написать аналитическую статью, чтобы умело использовать всю жанровую палитру журналистики? Наверное, нет. Одно время, когда издания стремились к информационной насыщенности, действительно, речь в редакционных коллективах больше шла об оперативности подачи фактов, чем о качестве публикуемых материалов или об их литературном исполнении. Поэтому редакторы особенно не переживали из-за того, что в прессу приходили ребята не очень талантливые, зато умелые: знали, как работать с компьютером, как добывать факты, теорию подачи информации[29]. Они даже стремились, по признанию Н. Чугуновой, «набирать в штат или привлекать в качестве авторов людей со стертой индивидуальностью»[30]. Но времена меняются и, по утверждению И. Руденко, вновь наступает иная пора. «Сегодня голод не на факты на точки зрения. На яркое слово. На старые, но забытые жанры»[31]. Вновь возникает потребность в творчески ориентированных людях, способных не только оперативно сообщить новость, но и осмыслить сложные явления действительности. Соответственно повышаются и квалификационные требования к их профессиональным качествам, знаниям, умениям и навыкам.

В 1997 году лаборатория функционирования СМИ факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета провела опрос среди 30 руководящих сотрудников петербургских изданий. В ходе исследования им был задан вопрос: «Какой квалификацией (какими знаниями, умениями, навыками) должен обладать журналист, работающий в Вашем издании?». Среди ответов были выделены следующие:

§         специализация в соответствующей отрасли, теме, проблеме, вопросе;

§         умение работать с людьми, информацией, словом;

§         умение формулировать мысли;

§         знание социальных проблем города, умение всесторонне рассматривать их;

§         умение находить и разрабатывать новые темы, интересные читательской аудитории;

§         знание языка и принципов построения материала; умение извлекать информацию, излагать ее, строить обобщения;

§         умение выявлять и анализировать сложные социально-экономические тенденции и процессы;

§         коммуникативность, умение разбираться в психологии общения[32].

 

Даже исходя из этой выборки ответов, можно сделать вывод о том, что современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство».

Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления и др. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д. Поэтому способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, это нечто большее, чем, скажем, просто наблюдательность. Как отмечает А.Н. Лук, «свежесть взгляда и “зоркость” связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качествами мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга»[33].

Для журналистского творчества необходимо и такое качество, как «цельность восприятия». Обычно этим термином обозначают способность человека воспринимать то или иное явление в его целостности. Для того чтобы воссоздать полную картину какого-либо события, журналисту иногда требуется от развернутого анализа перейти к синтезу различных частей. Цельность восприятия необходима и при композиционном построении произведения, когда журналист стремится к гармоничному сочетанию различных частей текста.

В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее развитость мышления. По мнению психологов, «мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует... Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Таким образом, мышление это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера»[34]. В психологии выделяют различные типы мышления:

1)        наглядно-действенное (осуществляющееся путем манипулирования объектом);

2)        наглядно-образное (основанное на преобразовании образа предмета);

3)        словесно-логическое (подразумевает опосредованное использование понятий, логических конструкций, языковых средств)[35].

 

Кроме этой существует множество других классификаций, которые включают репродуктивное и продуктивное, интуитивное и логическое мышление и др. В поле нашего рассмотрения продуктивное (творческое) мышление.

Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий и др[36].

Легкость генерирования идей предполагает способность человека к выдвижению самых разнообразных предложений в разрешении той или иной творческой задачи. Чем больше идей человек предлагает, тем больше у него шансов выйти на оригинальные и нестандартные решения.

Способность к переносу предполагает «умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области»[37]. Данное качество особенно необходимо при поиске различных аналогий и сравнений.

Способность к «сцеплению» понятий означает умение «быстро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта»[38]. Способность объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при этом новые взаимосвязи между ними, не только помогает углубленному пониманию того или иного описываемого журналистом явления, но и открывает новые грани этого явления.

Следующее качество мышления свертывание. Оно обозначает способность человека к замене «нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении символов»[39]. В журналистской практике можно встретить массу примеров, когда при описании события или явления авторы, стремясь к наиболее сжатому и лаконичному изложению материала, прибегают к таким понятиям, в которых синтезировано множество более простых понятий, наблюдений. Например, название политической партии «Яблоко» возникло на основе свертывания фамилий трех лидеров данного политического движения: Явлинского, Болдырева и Лукина.

Сближение понятий предполагает легкость ассоциирования различных понятий. Наличие в тексте богатых ассоциативных связей один из признаков авторской одаренности.

Знание механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли, наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач.

Таким образом, знание основных закономерностей творчества необходимо журналисту для того, чтобы более осмысленно подходить к организации своего труда. Как отмечает Е.П. Прохоров, «используя сведения, накопленные в психологии творчества, гносеологии, методологии познания, и действуя на их “стыке”, публицистическая эвристика разрабатывает вопрос о способах получения нового знания, решения нестандартных задач»[40]. Термин «эвристика» данный автор использует для обозначения той сферы искусства публициста, «которая представляет собой систему способов постижения явлений современности, механизмов изучения жизни, правил отбора, систематизации, обобщения»[41], т.е. всего того, что связано с различными этапами журналистского творчества. Но путь журналиста в работе над материалом может быть задан системой координат, которые и предопределяют весь творческий процесс по воплощению конкретного замысла. К ним, как правило, относят знания, профессиональные умения и навыки; жизненный опыт и мировоззренческую позицию; развитые интеллектуальные и литературные способности и др. Для того чтобы журналист мог эффективно осуществлять свою деятельность, он должен обладать едиными для данного вида творчества свойствами и качествами. От развитости этих способностей зависит и степень раскрытия его творческого потенциала.

в начало

 

в оглавление << >> на следующую страницу



[1] Горохов В.М. 1) Закономерности публицистического творчества. М., 1975; 2) Основы журналистского мастерства. М., 1989; Магай И.П. Методологические проблемы журналистского мастерства: Функции прессы и социальная роль журналиста. М., 1979; Мельник Г.С., Почкай Е.П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб,. 1996; Методы журналистского творчества / В.М. Горохов, Е.П. Прохоров, И.М. Дзялошинский и др. М., 1982; Прилюк Д.М. Теория и практика журналистского творчества. Киев, 1973; Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976; Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. М., 1984; Варустин Л.Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987; Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.

[2] Бухарцев Р.Г. 1) Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976; 2)Творческий потенциал журналиста. М., 1985; Здоровега В.И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы. М., 1989; Свитич Л.Г., Ширяева А.А. 1) Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989; 2) Журналист и его работа. М., 1970.

[3] Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977; Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984; Учёнова В.В. Основные направления разработки теории публицистики. М., 1978; Киричик П.Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995; Щудря H.H. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд. дис. Киев, 1985.

[4] Андриенко Л.Н. Организация внутриредакционных взаимодействий как фактор повышения эффективности социально-политической деятельности печати: Автореф. докт. дис. Киев, 1989; Гребнев А.В. Газета: Организация работы редакции. М., 1974; Гуревич С.М. Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974; Грабельников А.А. Системные характеристики редакционного коллектива. М., 1988; Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984; Орлова Т.Д. Введение в журналистику: Организация работы газеты. Минск, 1989.

[5] Барыкин К.К. Пишу, печатаю, диктую...: Рассказы о журналистском инструментарии: История. Техника применения. М., 1979; Горбунов А.П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова. Иркутск, 1983; Колосов Г.В., Худякова Э.А 1) Журналистский творческий процесс: (Предварительное накопление материала). Воронеж, 1984; 2) Журналистский творческий процесс: Общая модель создания публицистического выступления. Воронеж, 1984; 3) Технология журналистского творчества. М., 1991.

[6] Табидзе О.И. Ценностный аспект творчества // Вопросы философии. 1981. № 6. С. 124.

[7] Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. С. 14.

[8] Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М., 1987. С. 97.

[9] Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. С. 14.

[10] См.: Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная // Отв. ред. Я.А. Пономарев. М., 1990.

[11] См.: Лук А. Творчество // Наука и жизнь. 1973. № 1. С. 7680.

[12] Горький М. О том, как я учился писать // Собр. соч. Т. 24. М., 1953. С. 468.

[13] См.: Просецкий П.А., Семиченко В.А. Психология творчества. М., 1989. С. 23.

[14] Горький М. Указ. соч. С. 468.

[15] Щудря Н.Н. Указ. соч. С.7.

[16] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 298.

[17] Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985. С. 36.

[18] Там же.

[19] Щудря Н.Н. Указ. соч. С. 11.

[20] Там же. С. 12.

[21] См.: Просецкий П.А., Семиченко В.А. Указ, соч.; Краткий словарь по логике // Под ред. Д.П. Горского. М., 1991.

[22] Методы журналистского творчества. С. 9

[23] Пономарев Я.А Психология творческого мышления. М., 1960. С. 12.

[24] Немов Р.С. Психология. М., 1990. С. 348.

[25] Немов Р.С. Указ. соч. С. 348.

[26] Миле Р. Интеллектуальное мастерство // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 111.

[27] См.: Немов Р.С. Указ. соч. С. 352.

[28] Руденко И. Должна ли газета ублажать? Должна! // Журналист. 1996. № 9. С. 3.

[29] См.: Там же. С. 4.

[30] Чугунова H. A вдруг появится равный тебе? // Журналист. 1995. № 7. С. 8.

[31] Руденко И. Указ. соч. С. 4.

[32] См.: Архив лаборатории функционирования СМИ факультета журналистики СПбГУ за 1997 год.

[33] Лук А.Н. Психология творчества. М, 1978. С. 6.

[34] Немов Р.С. Указ. соч. С. 159.

[35] См.: Теплов Б.М. Ум полководца. М., 1990. С. 12.

[36] См.: Лук А.Н. Творчество // Популярная психология. М., 1990. С. 175190.

[37] Там же. С. 180.

[38] Там же. С. 180, 181.

[39] Там же. С. 179.

[40] Прохоров Е.П. Указ. соч. С. 229.

[41] Там же. С. 229.

Hosted by uCoz