ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО
ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА
Основные вехи и направления в изучении творчества
Способы журналистского познания действительности
Воображение в журналистском творчестве
Индивидуальные характеристики творческой личности
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА
Проблемы
журналистского творчества всегда находятся в поле зрения как теоретиков, так и
практиков, Интерес к данной теме обусловлен рядом причин: во-первых,
потребностями самих творцов, пытающихся осмыслить особенности индивидуального
творчества, во-вторых, потребностями журналистской практики, ориентированной на
выработку оптимальных моделей журналистской деятельности, в-третьих,
потребностями журналистской теории, стремящейся выявить общие закономерности
творчества журналистов. Эти проблемы нашли отражение в целом ряде теоретических
работ. Одни авторы особое внимание уделяли общеметодологическим основам
журналистского творчества[1],
другие – психологическим основам
данного вида деятельности[2],
третьи – особенностям
публицистического творчества[3],
четвертые – индивидуальным и
коллективным началам в творческом труде журналиста[4],
пятые – технологическим приемам
журналистского труда[5].
Во всех работах выявлены не только сущностные характеристики журналистского
творчества, но и функциональные особенности данного вида человеческой
деятельности.
Мы
рассмотрим основные направления, которые развивают теоретики в изучении
творческой деятельности журналиста; расскажем об особенностях творческого
процесса, связанного с созданием информационного продукта; обратимся к
различным аспектам функционирования творческого мышления человека; наконец,
остановимся на различных способах развития профессиональных качеств и умений
журналиста. Но прежде попытаемся разобраться в феномене творчества.
С точки
зрения гносеологии творчество рассматривается как процесс возникновения нового
знания, перехода от неизвестного к известному. Философия трактует данное
понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание
оригинальных материальных и духовных ценностей. Как отмечает О.И. Табидзе,
«творчеством следует считать не всякое открытие, а лишь такое, которое имеет
объективно ценный характер. Творчество –
это открытие объективных ценностей. Этим и объясняется всеобщее
(интерсубъективное) значение результатов творчества и постигающий характер
творческой деятельности. Именно объективная ценность с ее характерными
свойствами движет творческой личностью, определяет специфические особенности
творческого процесса»[6].
В процессе творчества личность решает задачи со многими неизвестными. В этом
смысле логика, как отмечают теоретики, «облегчает движение от незнания к
знанию, от факта к гипотезе, от гипотезы к открытию, от замысла к воплощению»[7].
Но не всегда те или иные решения можно найти при помощи логических методов
анализа, например индукции и дедукции. Порой ответы на те или иные вопросы
могут быть получены на интуитивном уровне. Логическое же постижение истины
исключает всякое отклонение мысли от заданного пути. «Ее (логику. – М.К.) не интересует это движение во
всей его полноте и запутанности, с его зигзагами и попятными движениями, а
также включенными в него такими моментами, как «мыслительные барьеры». От всего
этого логика обособляется и представляет движение к истине в очищенном виде»[8].
Теоретики правильно отмечают, что логика, отвлекаясь от взаимодействия
познающего субъекта и познаваемого объекта, «создает абстрактные модели
отношений между предметами, изучая закономерность этих отношений, отраженных в
знании и запечатленных в той или иной знаковой форме»[9].
Если логику
в первую очередь интересуют формальные законы построения мысли, то психологию – как раз те стороны движения мысли,
которые определяются не только сознательной, но и бессознательной сферой, т.е.
воображением, фантазией и интуицией. И не только. В психологических исследованиях,
ориентированных на изучение творчества, основное внимание уделяется анализу
структуры творческого процесса, механизмам и этапам его протекания, а также
психологическим особенностям творца; рассматривается целая совокупность
психических явлений, возникающих в ходе творческой деятельности человека.
Изучение психологии творчества имеет три направления: общее, в котором
рассматриваются психологические механизмы творчества; дифференциальное, в
котором исследуются различные факторы, детерминирующие индивидуальные различия
творцов; прикладное, ориентированное на рассмотрение отдельных сторон и
моментов творческой деятельности человека[10].
Проблема творчества имеет несколько граней: процесс творчества, творческая личность,
творческие способности, творческий климат[11].
Исследования
творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (акты, ступени,
фазы, моменты и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими
авторами, имеют, по мнению Я.А. Пономарева, приблизительно следующее
содержание.
Первый
этап (сознательная работа) –
подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для
интуитивного проблеска новой идеи.
Второй
этап (бессознательная работа) –
созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.
Третий
этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу
сознания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде).
Четвертый
этап (сознательная работа) –
развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка[12].
Как видим, в творческом процессе
задействованы различные сферы человеческого сознания. При этом смена
бессознательной и сознательной работы имеет взаимообусловленный характер. В
журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс
обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления
жизненных фактов и т.д., также можно выделить общие фазы и включенные в них
более частные этапы:
·
формирование концепции, намерения;
·
расчленение и сравнение основных составных элементов
изучаемой реальности (объекта, явления, процесса);
·
постановка цели;
·
восприятие известной ситуации в совершенно новом свете[13].
Все эти
этапы и фазы в той или иной степени сопутствуют решению различных
познавательных задач, с которыми журналисты сталкиваются в своей практической
деятельности.
СПОСОБЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Журналистское
творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего
проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае
реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные
способы постижения социальной реальности.
Журналистику
всегда связывали с литературной деятельностью. Сходство видели не в способах
отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно
«искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов»[14],
то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального
времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и
ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие
актуальным социальным значением»[15].
При разности подходов в освоении социального мира и в писательском, и в журналистском
творчестве можно обнаружить общие закономерности, связанные с созданием текста.
Еще M.M. Бахтин отмечал, что существуют два момента, определяющие текст как
высказывание: «его замысел (интенция) и осуществление этого замысла.
Динамические взаимоотношения этих моментов, их борьба, определяющая характер
текста»[16].
При воплощении замысла будущего произведения личность включается в
художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей
процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и
публицистическом произведении могут быть одновременно представлены модели двух
объектов – явления действительности
и личности автора. Включаясь в художественное творчество, творцы интегрируют,
по мнению Л.Н. Столовича, различные виды человеческой деятельности, возникающие
в «силовом поле» многообразных субъектно-объектных и личностно-общественных
отношений.
1.
Познавательную деятельность, в результате которой
художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между
личностью и обществом в каждую конкретную историческую эпоху;
2.
Преобразовательную деятельность, состоящую в том, что
художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе
природный материал (краски, формы, звуки и т.д.) и материал жизни человека и
общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях,
видоизменяя пространственно-временные связи для выражения авторской концепции;
3.
Воспитательную деятельность – стремление воздействовать на духовный мир реципиентов;
4.
Оценочную деятельность, благодаря которой художник
выражает свое ценностное мироощущение, отражая явления действительности сквозь
призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов;
5.
Коммуникативную деятельность, предполагающую прямое или
косвенное общение художника с реципиентом своего произведения.[17]
При
субъектно-объектных отношениях личность, с одной стороны, может познавать
объект (в данном случае осуществляется его познавательная деятельность), а с
другой – отражать объект в своем
сознании, оценивая или преобразуя его в различных образах. На основе этих видов
субъектно-объектных отношений и возникают основные виды человеческой
деятельности: познавательная, преобразовательная, оценочная.[18]
Журналист,
включаясь в процесс познания социальной действительности, не просто изучает те
или иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на
него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные
характеристики. Познание, будучи отражением, всегда ориентировано на
конструирование социальной реальности. Специфика познавательной деятельности
журналиста заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является
«чувственно-практический контакт с действительностью, исконная близость к
эмпирическим формам человеческого опыта, к проявлениям практического,
обыденного сознания людей. Благодаря этой животворящей основе открывается
возможность целостного постижения человеческого бытия»[19].
Таким
образом, любые формы журналистского познания вырастают из практической
деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В
журналистских произведениях аккумулируются результаты духовной и практической
деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт,
проективных устремлений в будущее[20].
Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности
журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на
их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее
осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых
тенденций в развитии человеческих отношений. В поле зрения журналистского
познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе.
Именно отсюда и проистекает их нацеленность на изучение различных проблемных
ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных
социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ
и прогнозирование социальных последствий и т.д.
Специфика и
особенность журналистского познания заключается и в том, что оно по своей
природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных,
художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В
журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение
общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез,
абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение
и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования
понятий, суждений и умозаключений.
Анализ
– мысленное расчленение предмета
или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
Синтез
– это мысленное соединение
отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Абстрагирование
– это метод познания,
заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и
отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования
являются продукты умственной деятельности –
абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.
Конкретизация
– это мысленный переход, возврат
от общего понятия к частному.
Моделирование
– это метод научного познания,
заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог – упрощенную модель и в последующем
исследовании этого аналога.
Дедукция
– переход в процессе познания от
общего к частному и единичному.
Индукция
– переход в процессе познания от
частного к общему[21].
Данные методы представляют «систему
приемов познания явлений действительности, применяя которые журналист подходит
к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах,
раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития,
связи и отношения с другими явлениями. На основе метода изучения журналист
оценивает явление в свете своего идеала, вырабатывает предложения и
рекомендации, пути и средства достижения желаемой цели. Иначе говоря, метод
изучения вооружает журналиста способами выработки знания, которое содержит всю
необходимую информацию»[22].
В ходе
познания различных объектов и явлений действительности журналист включается в
творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов,
упорядоченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все творческие задачи
могут быть решены с помощью логического анализа. Зачастую, обдумывая ту или
иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне. Не
случайно в психологии творческого мышления интуитивизм является одним из
наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих
задач. Представители данного направления считали, что открытие нового наступает
само по себе – самопроизвольно.
При этом под понятием «интуиция» подразумевалось «внезапное осенение, озарение,
свойственное лишь немногим избранным»[23].
В
журналистском творчестве интуитивное нахождение новых идей может возникнуть на
основе чувственных впечатлений и последующей их разработки с помощью методов
абстрагирования и идеализации. Но интуитивные решения могут прийти и в процессе
обдумывания. Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции
является, по мнению психологов, творческое воображение, с помощью которого как
раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы.
ВООБРАЖЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
В отличие
от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в
создании художественных образов, в деятельности журналиста оно выполняет
определенные функции: во-первых, способствует углублению и расширению знаний,
во-вторых, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов,
в-третьих, так же, как и в литературном творчестве (особенно в
художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов.
Творческое воображение является одной из психологических предпосылок
журналистской деятельности, проявляясь на различных стадиях творческого
процесса по созданию будущего произведения. Особенно значительна роль воображения
на начальных этапах творчества –
при зарождении замысла, когда журналист обдумывает идею, планировку материала,
выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления,
а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех
художественно-выразительных средств; в процессе синтезирования фактологических
данных и непосредственных впечатлений. В этом смысле воображение выступает как
своеобразная форма отражения действительности. Чтобы разобраться в столь
сложном явлении, рассмотрим, как же трактуют данное понятие психологи.
По мнению
Р.С. Немова, воображение – это
необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении
образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в
тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Данный автор справедливо отмечает, что «первое и важнейшее назначение
воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет
представить результат труда до его начала, представить не только продукт труда,
но и его промежуточные продукты»[24].
Исходя из данного положения, можно сказать, что воображение определенным
образом ориентирует человека в процессе его деятельности, помогая ему создать
некую идеальную модель конечного или промежуточного продукта труда. Это, так
называемое, опережающее отражение действительности.
В силу
того, что воображение тесно связано с мышлением, вполне естественно, что в
процессе обдумывания плана будущего произведения журналист осуществляет и
логический анализ стоящей перед ним проблемы. Но опережающее отражение
действительности в воображении и в мышлении происходит по-разному. В первом
случае отражение происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких
представлений (они могут выступать в виде различных иллюстративных материалов
или словесного описания), во втором –
путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать
мир[25].
Таким образом, в осмыслении замысла будущего произведения можно обозначить две
системы опережения сознанием результатов журналистской деятельности: образное и
понятийное. Особенности протекания данных процессов мы рассмотрим во второй
части.
Специфика
журналистского воображения проявляется не только в предвосхищении будущего
результата деятельности. Воображение активно участвует и в выработке новых
идей, и в процессе перекомбинирования жизненных впечатлений и образов, и при
переносе признаков одного объекта на другие, и в преобразовании прошлого опыта,
и при структурной организации материала, когда в отдельных частях будущего
текста необходимо увидеть и осознать целостное произведение, и т.д. При этом
существуют различные способы стимулирования воображения:
1.
Перегруппировка событий и фактов (например, отход от
хронологического следования за событием) выявляет скрытые причинно-следственные
связи между ними.
2.
Различная «игра слов» – особенно эффективна при создании новых фразеологических
оборотов, каламбуров, метафор, сравнений, аналогий и т.д.
3.
Составление разных классификаций и типологий. Как пишет
Р. Миле, «воображение развивается при поиске новых типов, общих черт и
критериев, их объединяющих. Графики, модели, таблицы, диаграммы не просто иллюстрируют
уже известные знания, но служат инструментом разработки нового знания. Оно
появляется и в тех случаях, когда словесное описание вы заменяете графическим.
В результате выделяются новые связи и структуры. Вы начинаете мыслить точнее и
проще»[26].
4.
Рассмотрение проблемы под различными углами зрения.
5.
Предполагаемый диалог с читателями, оппонентами и
критиками ваших взглядов и позиций.
6.
Предметное обсуждение темы будущего произведения с
коллегами и т.д.
Характеризуя
воображение, психологи отмечают две основные его составляющие: процесс
преобразования представлений и создание новых образов на основе имеющихся.
Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в следующих формах:
1.
Агглютинация –
элементарная форма синтезирования образов; предполагает «склеивание» различных
в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например,
сказочные образы – русалка,
кентавр, избушка на курьих ножках и т.п.).
2.
Гиперболизация –
характеризует не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение
количества частей предмета или их смещений (многорукие богини в индийской
мифологии, многоголовые драконы и т.д.).
3.
Заострение –
подчеркивание каких-либо признаков (дружеский шарж или злые карикатуры).
4.
Схематизация –
происходит в том случае, если представления, из которых конструируется образ
фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на
первый план (например, создание художественного орнамента, элементы которого
взяты из растительного мира).
5.
Типизация –
форма широко используемая в художественной литературе, для нее характерно
выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в
конкретном образе[27].
Данные
приемы могут быть активно использованы журналистами в сатирических жанрах
журналистики – фельетоне и
памфлете, где для достижения комического эффекта используется целый арсенал
художественно-изобразительных средств.
Таким
образом, воображение в творческом процессе имеет важное значение, связанное не
только с предвосхищением результатов труда, но и с активным созданием
представлений и образов, отличающихся неожиданными, непривычными сочетаниями и
связями, для достижения конечного результата труда.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Давно
поутихли в журналистских кругах разговоры о тайнах профессионального
мастерства, об организации творческой лаборатории, о сладостных муках
творчества, о развитии творческих способностей и о многом другом. И тем не
менее, потребность в осмыслении своего индивидуального творчества существует.
Беседы с известными журналистами о технике профессионального мастерства изредка
появляются на страницах журнала «Журналист». В этом смысле нам кажется очень
показательным интервью И. Руденко с бывшим главным редактором «Комсомольской
правды» В. Симоновым о том, что в современной журналистике важнее – умение красиво складывать слова или
же способность газетчика к оперативному освещению событий. По мнению В.
Симонова, сегодня «изменилась сама профессия... Журналистика была ближе к
литературе, к художественному творчеству. Сегодняшние профессионалы не обязаны
писать лучше, красивее, ярче других. И даже, выскажу крамольную мысль, не
обязаны думать глубже других. Их главная обязанность – успеть раньше, успеть в номер. Быть первыми. Они не хуже своих
предшественников, они – другие»[28].
Мы не
случайно приводим точку зрения В. Симонова, потому что данное мнение о
характере журналистского труда стало в последние годы превалирующим. Если
исходить из такой позиции, то профессиональные качества современного журналиста
можно свести к умению быстро ориентироваться в ситуации и оперативно
информировать читателей о тех или иных обществено значимых фактах. Безусловно,
эти качества важны. Но достаточно ли их, чтобы разобраться в серьезной
проблеме, чтобы грамотно провести журналистское расследование, чтобы
квалифицированно написать аналитическую статью, чтобы умело использовать всю
жанровую палитру журналистики? Наверное, нет. Одно время, когда издания
стремились к информационной насыщенности, действительно, речь в редакционных
коллективах больше шла об оперативности подачи фактов, чем о качестве
публикуемых материалов или об их литературном исполнении. Поэтому редакторы
особенно не переживали из-за того, что в прессу приходили ребята не очень
талантливые, зато умелые: знали, как работать с компьютером, как добывать
факты, теорию подачи информации[29].
Они даже стремились, по признанию Н. Чугуновой, «набирать в штат или привлекать
в качестве авторов людей со стертой индивидуальностью»[30].
Но времена меняются и, по утверждению И. Руденко, вновь наступает иная пора.
«Сегодня голод не на факты – на
точки зрения. На яркое слово. На старые, но забытые жанры»[31].
Вновь возникает потребность в творчески ориентированных людях, способных не
только оперативно сообщить новость, но и осмыслить сложные явления
действительности. Соответственно повышаются и квалификационные требования к их
профессиональным качествам, знаниям, умениям и навыкам.
В 1997 году
лаборатория функционирования СМИ факультета журналистики Санкт-Петербургского
государственного университета провела опрос среди 30 руководящих сотрудников
петербургских изданий. В ходе исследования им был задан вопрос: «Какой
квалификацией (какими знаниями, умениями, навыками) должен обладать журналист,
работающий в Вашем издании?». Среди ответов были выделены следующие:
§
специализация в соответствующей отрасли, теме,
проблеме, вопросе;
§
умение работать с людьми, информацией, словом;
§
умение формулировать мысли;
§
знание социальных проблем города, умение всесторонне
рассматривать их;
§
умение находить и разрабатывать новые темы, интересные
читательской аудитории;
§
знание языка и принципов построения материала; умение
извлекать информацию, излагать ее, строить обобщения;
§
умение выявлять и анализировать сложные
социально-экономические тенденции и процессы;
§
коммуникативность, умение разбираться в психологии
общения[32].
Даже исходя
из этой выборки ответов, можно сделать вывод о том, что современный журналист
должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые
способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач.
При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность,
эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе
первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти
качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство».
Специфика и
своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая
человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от
него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого
психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди
подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там,
где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего
примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать,
уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения,
характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить
особенности их речи и мышления и др. При этом не следует забывать, что на
человеческое восприятие обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки
других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые
взгляды и т.д. Поэтому способность увидеть то, что не укладывается в рамки
ранее усвоенного, – это нечто
большее, чем, скажем, просто наблюдательность. Как отмечает А.Н. Лук, «свежесть
взгляда и “зоркость” связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а
являются качествами мышления, потому что человек видит не только с помощью
глаза, но главным образом с помощью мозга»[33].
Для
журналистского творчества необходимо и такое качество, как «цельность
восприятия». Обычно этим термином обозначают способность человека воспринимать
то или иное явление в его целостности. Для того чтобы воссоздать полную картину
какого-либо события, журналисту иногда требуется от развернутого анализа
перейти к синтезу различных частей. Цельность восприятия необходима и при
композиционном построении произведения, когда журналист стремится к
гармоничному сочетанию различных частей текста.
В
познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные
способности, а точнее –
развитость мышления. По мнению психологов, «мышление представляет собой форму
творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат,
которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не
существует... Отличие мышления от остальных психологических процессов познания
состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых
человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи.
Таким образом, мышление – это
особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему
включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного
(ориентировочно-исследовательского) характера»[34].
В психологии выделяют различные типы мышления:
1)
наглядно-действенное (осуществляющееся путем
манипулирования объектом);
2)
наглядно-образное (основанное на преобразовании образа
предмета);
3)
словесно-логическое (подразумевает опосредованное
использование понятий, логических конструкций, языковых средств)[35].
Кроме этой
существует множество других классификаций, которые включают репродуктивное и
продуктивное, интуитивное и логическое мышление и др. В поле нашего
рассмотрения – продуктивное
(творческое) мышление.
Среди
умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость
генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению
понятий и др[36].
Легкость
генерирования идей предполагает способность человека к выдвижению самых
разнообразных предложений в разрешении той или иной творческой задачи. Чем
больше идей человек предлагает, тем больше у него шансов выйти на оригинальные
и нестандартные решения.
Способность
к переносу предполагает «умение применить навык, приобретенный при решении
одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект
проблемы от неспецифического, переносимого в другие области»[37].
Данное качество особенно необходимо при поиске различных аналогий и сравнений.
Способность
к «сцеплению» понятий означает умение «быстро увязывать новые сведения с
прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в
знание, не становится частью интеллекта»[38].
Способность объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя
при этом новые взаимосвязи между ними, не только помогает углубленному
пониманию того или иного описываемого журналистом явления, но и открывает новые
грани этого явления.
Следующее
качество мышления – свертывание.
Оно обозначает способность человека к замене «нескольких понятий одним, более
абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении
символов»[39]. В
журналистской практике можно встретить массу примеров, когда при описании
события или явления авторы, стремясь к наиболее сжатому и лаконичному изложению
материала, прибегают к таким понятиям, в которых синтезировано множество более
простых понятий, наблюдений. Например, название политической партии «Яблоко»
возникло на основе свертывания фамилий трех лидеров данного политического
движения: Явлинского, Болдырева и Лукина.
Сближение
понятий предполагает легкость ассоциирования различных понятий. Наличие в
тексте богатых ассоциативных связей –
один из признаков авторской одаренности.
Знание механизмов тех или иных
мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к
организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли,
наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих
задач.
Таким
образом, знание основных закономерностей творчества необходимо журналисту для
того, чтобы более осмысленно подходить к организации своего труда. Как отмечает
Е.П. Прохоров, «используя сведения, накопленные в психологии творчества,
гносеологии, методологии познания, и действуя на их “стыке”, публицистическая
эвристика разрабатывает вопрос о способах получения нового знания, решения
нестандартных задач»[40].
Термин «эвристика» данный автор использует для обозначения той сферы искусства
публициста, «которая представляет собой систему способов постижения явлений
современности, механизмов изучения жизни, правил отбора, систематизации, обобщения»[41],
т.е. всего того, что связано с различными этапами журналистского творчества. Но
путь журналиста в работе над материалом может быть задан системой координат,
которые и предопределяют весь творческий процесс по воплощению конкретного
замысла. К ним, как правило, относят знания, профессиональные умения и навыки;
жизненный опыт и мировоззренческую позицию; развитые интеллектуальные и
литературные способности и др. Для того чтобы журналист мог эффективно
осуществлять свою деятельность, он должен обладать едиными для данного вида
творчества свойствами и качествами. От развитости этих способностей зависит и
степень раскрытия его творческого потенциала.
[1] Горохов В.М. 1) Закономерности публицистического творчества. М., 1975; 2) Основы журналистского мастерства. М., 1989; Магай И.П. Методологические проблемы журналистского мастерства: Функции прессы и социальная роль журналиста. М., 1979; Мельник Г.С., Почкай Е.П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб,. 1996; Методы журналистского творчества / В.М. Горохов, Е.П. Прохоров, И.М. Дзялошинский и др. М., 1982; Прилюк Д.М. Теория и практика журналистского творчества. Киев, 1973; Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976; Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. М., 1984; Варустин Л.Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987; Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.
[2] Бухарцев Р.Г. 1) Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976; 2)Творческий потенциал журналиста. М., 1985; Здоровега В.И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы. М., 1989; Свитич Л.Г., Ширяева А.А. 1) Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989; 2) Журналист и его работа. М., 1970.
[3] Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977; Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984; Учёнова В.В. Основные направления разработки теории публицистики. М., 1978; Киричик П.Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995; Щудря H.H. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд. дис. Киев, 1985.
[4] Андриенко Л.Н. Организация внутриредакционных взаимодействий как фактор повышения эффективности социально-политической деятельности печати: Автореф. докт. дис. Киев, 1989; Гребнев А.В. Газета: Организация работы редакции. М., 1974; Гуревич С.М. Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974; Грабельников А.А. Системные характеристики редакционного коллектива. М., 1988; Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984; Орлова Т.Д. Введение в журналистику: Организация работы газеты. Минск, 1989.
[5] Барыкин К.К. Пишу, печатаю, диктую...: Рассказы о журналистском инструментарии: История. Техника применения. М., 1979; Горбунов А.П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова. Иркутск, 1983; Колосов Г.В., Худякова Э.А 1) Журналистский творческий процесс: (Предварительное накопление материала). Воронеж, 1984; 2) Журналистский творческий процесс: Общая модель создания публицистического выступления. Воронеж, 1984; 3) Технология журналистского творчества. М., 1991.
[6] Табидзе О.И. Ценностный аспект творчества // Вопросы философии. 1981. № 6. С. 124.
[7] Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. С. 14.
[8] Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М., 1987. С. 97.
[9] Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. С. 14.
[10] См.: Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная // Отв. ред. Я.А. Пономарев. М., 1990.
[11] См.: Лук А. Творчество // Наука и жизнь. 1973. № 1. С. 76–80.
[12] Горький М. О том, как я учился писать // Собр. соч. Т. 24. М., 1953. С. 468.
[13] См.: Просецкий П.А., Семиченко В.А. Психология творчества. М., 1989. С. 23.
[14] Горький М. Указ. соч. С. 468.
[15] Щудря Н.Н. Указ. соч. С.7.
[16] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 298.
[17] Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985. С. 36.
[18] Там же.
[19] Щудря Н.Н. Указ. соч. С. 11.
[20] Там же. С. 12.
[21] См.: Просецкий П.А., Семиченко В.А. Указ, соч.; Краткий словарь по логике // Под ред. Д.П. Горского. М., 1991.
[22] Методы журналистского творчества. С. 9
[23] Пономарев Я.А Психология творческого мышления. М., 1960. С. 12.
[24] Немов Р.С. Психология. М., 1990. С. 348.
[25] Немов Р.С. Указ. соч. С. 348.
[26] Миле Р. Интеллектуальное мастерство // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 111.
[27] См.: Немов Р.С. Указ. соч. С. 352.
[28] Руденко И. Должна ли газета ублажать? Должна! // Журналист. 1996. № 9. С. 3.
[29] См.: Там же. С. 4.
[30] Чугунова H. A вдруг появится равный тебе? // Журналист. 1995. № 7. С. 8.
[31] Руденко И. Указ. соч. С. 4.
[32] См.: Архив лаборатории функционирования СМИ факультета журналистики СПбГУ за 1997 год.
[33] Лук А.Н. Психология творчества. М, 1978. С. 6.
[34] Немов Р.С. Указ. соч. С. 159.
[35] См.: Теплов Б.М. Ум полководца. М., 1990. С. 12.
[36] См.: Лук А.Н. Творчество // Популярная психология. М., 1990. С. 175–190.
[37] Там же. С. 180.
[38] Там же. С. 180, 181.
[39] Там же. С. 179.
[40] Прохоров Е.П. Указ. соч. С. 229.
[41] Там же. С. 229.