ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческое
самораскрытие личности зависит от многих факторов. Прежде всего, как мы
убедились, от условий творческой работы в редакционном коллективе. При этом,
как показывает практика, совершенствование деятельности редакционного
коллектива непосредственно влияет и на развитие творческой индивидуальности
журналиста. Подобного рода взаимосвязь отдельной личности с профессиональной
группой представляет на практике диалектическое единство и обусловлена как
объективными, так и субъективными факторами, формирующими цели совместной
деятельности и межличностные отношения в редакционном коллективе.
Взаимосвязь
индивидуального результата журналистской деятельности с коллективным продуктом
редакции подразумевает объединение газетчиков вокруг общих целей деятельности.
В данном случае актуальным представляется решение проблемы интериоризации общих
задач в индивидуальные. Как подтверждают наши наблюдения, если цели
редакционного коллектива не осмыслены и не приняты журналистами как свои
личные, их труд будет носить больше исполнительный, а не творческий характер.
Поэтому столь важно осознание каждой личностью общих задач коллектива, видение
их ближайших результатов, а также путей их достижения. Только в этом случае
становится возможным гармоничное взаимодействие журналистов вокруг основных
целей издания.
В
редакционном коллективе межличностные, профессиональные и творческие контакты
между журналистами опосредуются различными нормами профессиональной
деятельности. Среди них мы особо выделили профессиональные, правовые и
этические. Все эти виды норм используются не только для регламентации
внутриредакционного поведения журналистов, но и для преобразования
межличностных отношений в нормативные.
Кроме
норм к элементам группового сознания мы отнесли знания, ценности и традиции.
Все они входят составной частью в структуру сознания каждого члена группы,
определяя и регулируя поведение личности, способы ее участия в реализации
различных видов деятельности. От уровня и развития профессиональных знаний
журналистов, от тех ценностей и традиций, которые культивируются в той или иной
редакции, зависит и саморазвитие самого коллектива.
Творческое
взаимодействие журналистов в редакционном коллективе мы рассмотрели на уровне
сотрудничества и соперничества. Творческое сотрудничество предполагает
разделение и объединение различных видов труда и операций по выпуску печатного
издания. Все это обусловливает, с одной стороны, дальнейшее углубление
специализации журналистов, а с другой –
ориентирует журналистов на расширение их поля деятельности, на приобретение
универсальных знаний, умений и навыков. В процессе творческого сотрудничества
профессионалы взаимообогащают друг друга. Соавторство – один из видов сотворчества журналистов. Оно способно расширить
творческие горизонты сотрудников газеты, раскрыть в новом качестве их
творческий потенциал. Другая форма взаимодействия журналистов – творческое соперничество. На практике,
как мы увидели, данная форма взаимодействия способствует активизации
деятельности сотрудников редакции, возбуждая в них творческую энергию и
инициативу.
Работа
журналиста над конкретным произведением имеет, как мы убедились, стадиальный
характер и подчиняется определенным закономерностям. Журналист находится в
творческом поиске, начиная от темы будущего произведения и кончая его
композиционным решением. Исходя из индивидуальных особенностей, каждый
профессионал вырабатывает свои методы работы, приемы сбора информации, стиль
подачи материала, использование тех или иных художественно-выразительных
средств и т.д. Характер той или иной творческой стадии зависит не только от
индивидуальных особенностей творца, но и от стоящих перед ним задач, целей
деятельности, сложности отображаемого объекта. Все это в совокупности и
предопределяет протекание творческого процесса, в который включен журналист.
Освоение тех или иных технологических приемов, которые аккумулируются в
практической журналистике, –
лишь первая ступень на пути к профессиональному мастерству. Только на практике
отшлифовывается индивидуальный стиль, оттачивается перо, приобретаются
определенные навыки и умения, позволяющие успешно заниматься журналистской
деятельностью.
Помимо
технологической стороны деятельности журналиста мы рассмотрели различные
содержательные и формообразующие элементы журналистского произведения. Анализ
различных содержательных элементов показал, что в основе журналистского
творчества лежит не только документальное отображение действительности, но и ее
художественное моделирование. Диалектика взаимодействия этих двух начал
обусловливает широкие возможности в постижении реальной жизни во всей ее
многоплановости. При этом доминирующей формой выступает документальное
отображение объектов и явлений мира. Образы публицистики обладают синтетической
природой. С одной стороны, в них сильно чувственно-эмоциональное начало, а с
другой – логико-понятийное.
Образная инфраструктура публицистического произведения имеет тенденцию к
постоянному расширению и обновлению.
Многообразие содержательных элементов обусловливает «полифоничность» композиции журналистского произведения, которая, как мы убедились, обладает внутренней неоднородностью, пестротой композиционного рисунка каждого отдельного произведения, обилием композиционных структур и приемов построения. Несмотря на различные композиционные принципы построения произведения, можно констатировать, что композиционные формы обусловлены содержанием. При этом выбор композиционных форм зависит от замысла и целей произведения, а также от конкретного жанра журналистики.