ОБРАЗ В ЖУРНАЛИСТСКОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ
Гносеологические корни публицистического образа
Образ автора в журналистском произведении
Автор
– читатель: проблемы
взаимодействия
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА
Отличительной
чертой современной журналистики является постоянное расширение арсенала
художественно-выразительных средств, призванных наиболее ярко высветить тот или
иной факт или явление действительности. Важнейшим элементом журналистского
произведения (особенно в таких художественно-публицистических жанрах, как
очерк, фельетон, памфлет) выступает публицистический образ, в основе которого
лежит художественно-эстетический характер отображения действительности. Образы
публицистики обладают синтетической природой. С одной стороны, в них сильно
чувственно-эмоциональное начало, а с другой – логико-понятийное. Образная инфраструктура любого жанра
художественной публицистики имеет тенденцию к постоянному расширению и
обновлению. Чтобы показать, из каких компонентов выстраивается публицистический
образ, обратимся к очерку как одному из самых интересных и емких жанров
журналистики.
Природа
современного очерка очень сложна. Она во многом обусловлена синтетическим
характером данного жанра журналистики, находящегося в зоне активного
продуктивно-творческого взаимодействия с литературой, искусством и наукой. В
современном очерке интегрируются различные способы отображения социальной
действительности, используются разнообразные литературные формы, применяется
исследовательский подход в изучении человека, наконец, постоянно вырабатываются
новые методы художественного и публицистического анализа.
Специфика
художественности проявляется в очерке и в образном осмыслении фактов, и в
особых способах актуализации авторской индивидуальности, и в характере
проявления различных эстетических начал, связанных с отбором конкретных
художественных приемов, со способом образного постижения мира и с поэтикой
документального письма. Таким образом, журналисту, чтобы создать полноценный
публицистический образ, необходимо не только включиться в познавательный
процесс, но и образно осмыслить окружающий мир в зависимости от стоящих перед
ним творческих задач. Различные представления о реальности, впечатления,
эмоции, идеи являются основными источниками возникновения разнообразных
мыслительных образов. Но следует отличать психический образ от образа как
эстетической категории – с одной
стороны, а с другой –
художественные образы от публицистических.
Психические
образы позволяют человеку установить внутренние связи с многомерной
действительностью[1]. В
психологии выделяют различные классы психических образов. К первым из них
относят архетипы. По мнению К.Г. Юнга, в каждом человеке помимо личных
воспоминаний живут великие «изначальные» образы, т.е. унаследованные
возможности человеческого представления[2].
К подобным архетипам можно отнести мифы, легенды, а также различные
иррациональные представления и понятия, как, например, идеи о существовании
Бога. Можно привести массу примеров, когда те или иные архетипы становились
прообразами художественных произведений.
Активное
влияние на формирование психических образов оказывают процессы отражения.
Например, на основе чувственного отражения действительности возникают различные
психические образы, которые выступают в качестве своеобразного психологического
инструмента контакта индивидуальной психики с многомерной реальностью[3].
К психическим образам относят ощущения, представления, воспоминания, фантазии,
сновидения и т.д. В каждом таком образе синтезируются, приобретая свои
специфические черты, различного рода представления, эмоции, идеи, чувства.
Являясь продуктом чувственного отражения действительности, психические образы
отличаются целостностью, предметностью и наглядностью. Наконец, «образ – это чувственно воспринимаемый
индивидуальный “представитель” определенных предметов, явлений и т.д. За
индивидуальным в образе сквозит всеобщее, универсальное для целого класса явлений»[4].
Характерной
особенностью психических образов, возникающих в сознании человека при его
взаимодействии с реальным миром, является то, что обычно человек не
противопоставляет их внешней реальности. «Эти образы, – отмечает А.Л. Андреев, –
выполняют функцию “представления” сознанию первичного, исходного материала для
дальнейшего исследования, осмысления, и такой материал в подавляющем
большинстве случаев субъективно выступает как “сама реальность”[5].
В отличие
от психических образов художественные образы относятся к эстетической
категории. Теоретики считают, что «для них, напротив, характерно сопоставление,
соотнесение с отличаемой от них внешней действительностью. Эти образы выступают
для субъекта уже не как “сама реальность”, а как ее идеальная реконструкция,
“как модель”, активно соотносимая с оригиналом»[6].
Творец, создавая роман, поэму, картину и т.д., пытается не воссоздать копию
предмета, а создать художественный образ. При этом он не просто познает те или
иные объекты и явления действительности, а прежде всего стремится к их
образному осмыслению, оценке, интерпретации. Процесс отражения реального мира
носит у художника не пассивный, а активный характер. Художник стремится
взаимодействовать с объектом познания, выделяя в нем все значимые признаки и черты,
он пытается выявить скрытые закономерности в развитии тех или иных явлений,
понять их внутреннюю суть, дать им свою оценку, наконец, поделиться полученной
информацией с другими людьми.
Духовная
способность человека «давать предметам и явлениям эстетическую оценку,
формировать эстетическое отношение к ним и судить об их эстетических
достоинствах носит название эстетического сознания»[7].
В структуре эстетического сознания обычно выделяют представления человека о
том, что является прекрасным и возвышенным, а что – безобразным и низменным. В этих представлениях проявляется
ценностное отношение творца к объектам познания, которое определяется его
эстетическими потребностями. Исходя из этого, художник отбирает факты
действительности для дальнейшего их осмысления в своем произведении. Таким
образом, эстетическое отношение к объектам и явлениям действительности
определенным образом организует художественное видение творца, ориентируя его
на образное постижение мира.
Творец,
создавая те или иные художественные образы, стремится не к простому их
соотнесению с реальными объектами, а прежде всего пытается выразить в образе
свое субъективное отношение. Если под объективным в образе понимается все то,
что идет непосредственно от действительности, то «субъективное – это переживания и размышления
художника, его отношение к изображаемым явлениям, оценка этих явлений, особое
их видение. Всякий художественный образ представляет собой не только отражение
определенных кусков жизни, но, в известном смысле, и своеобразный портрет
художника. За образом всегда стоит его творец. Субъективность – показатель самобытности и
оригинальности художника»[8].
Анализ художественных образов с точки зрения теории отражения позволяет
проследить изменения, которым подверглись те или иные элементы действительности
в сознании художника.
В процессе
художественного отображения реального мира важна не только эстетическая оценка
значимости тех или иных объектов и явлений действительности, но и их
эмоционально-образное постижение. «Каждая сколько-нибудь яркая личность, – отмечал С.Л. Рубинштейн, – имеет свой более или менее ярко
выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств, в которой
она по преимуществу воспринимает мир»[9].
Эмоционально окрашенные впечатления способны стимулировать работу воображения,
вызвать необходимые ассоциации или реакции на предмет отображения. Хотя эмоции
сами по себе, как отмечал А.Н. Леонтьев, «не несут информацию о внешних
объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых
протекает деятельность субъекта»[10],
они тем не менее могут проявить отношение художника к изображаемым им явлениям.
При эмоционально-образном постижении мира могут быть выражены эмоциональные
чувства, состояния и аффекты. Таким образом, эмоционально окрашенный подход к
явлениям действительности позволяет творцам выразить свое сопричастное и личностное
отношение к отражаемым фактам и тем самым наделить художественные образы всей
гаммой человеческих чувств.
Из
вышесказанного мы можем заключить, что художественный образ, во-первых, не
является фотографической копией отображаемого объекта, во-вторых, в нем
проявляется субъективное отношение творца к предметному миру, в-третьих, всякий
художественный образ обладает эстетической ценностью для других.
В процессе
творчества художник стремится создать образы объектов реальности, творчески
преобразуя действительность. Создавая из наличного материала некий образ, он
опирается на художественные методы отображения действительности. К ним
относятся методы образного воспроизведения объектов и явлений реальности и
методы их изображения в конкретном художественном произведении. Если говорить о
первой группе методов, то в данном случае творец ориентируется на эстетическую
оценку действительности. Он не просто пытается воспроизвести реалии окружающего
мира, а стремится все осмыслить, оценить, сопоставить, исходя из своего
жизненного опыта, социальной ориентации, мыслительных навыков и т.д. Именно
поэтому продукт искусства, художественное произведение, имеет самостоятельную
идейно-художественную ценность[11].
Художник,
осмысляя наличный окружающий мир, отбирая для своего произведения те или иные
факты, наполняя их своими мыслями и эмоциями, выражая свою ценностную позицию в
отношении тех или иных событий, соотнося различные признаки отображаемого предмета
с собственными эстетическими вкусами и пристрастиями и т.д., тем самым
воспроизводит в своем сознании реальный объект действительности, отличающийся
определенными эстетическими признаками. «В эстетический объект, – пишет M.M. Бахтин, – входят все ценности мира, но с
определенным эстетическим коэффициентом, позиция автора и его художественное
задание должны быть понятны в мире в связи со всеми этими ценностями.
Завершаются не слова, не материал, а всесторонне пережитый состав бытия,
художественное задание устраняет конкретный мир: пространственный с его
ценностным центром – живым
телом, временной с его центром –
душою и, наконец, смысловой – в
их конкретном взаимопроникающем единстве»[12].
При таком
подходе в воспроизведении действительности видение художника, как правило,
сфокусировано на художественном задании. Стоящие перед творцом цели и задачи
определяют то, под каким углом зрения он будет рассматривать объекты,
раскрывать те или иные закономерности в явлениях, наконец, заниматься
моделированием их будущих состояний. Таким образом, «в художественном образе
реальная жизненная характерность предстает уже не сама по себе, не просто как
предмет оценки, а в творческом синтезе с авторским отношением к ней, то есть
как творчески преобразованная характерность и поэтому как часть особой, второй,
художественной действительности. Она лишь в целом является составной частью
реальной действительности, специфически художественной разновидностью творчески
созидательной общественной деятельности»[13].
Если в
художественном произведении творец, создавая художественный образ, полагается
на художественный вымысел, то публицисты такую вольность допустить не могут,
так как в основе любого публицистического образа всегда лежат документальные
факты. И все же, как и в художественных произведениях, «мир, отраженный в
публицистике, принципиально отличается от мира реального. Жизненные впечатления
в субъективном авторском восприятии претерпевают художественную трансформацию»[14].
Отсюда специфика публицистического образа: с одной стороны, в нем проявляется
чувственно-эмоциональное восприятие творцом действительности, а с другой – возникшие на этой основе образы
«облучаются» авторскими идеями и мыслями. Особенность публицистического
творчества в том и заключается, что оно основано на единстве рационального и
эмоционального восприятия, их нерасчлененности. «Неправомерны суждения, – пишет H.H. Щудря, – согласно которым логические
процедуры мышления составляют “содержательный костяк”, а эмоции служат лишь его
“формальной оболочкой”. Эстетическая выразительность публицистического
произведения предполагает диалектическую связь содержания и формы.
Эмоционально-образное постижение проблемы в публицистике не сводится к
отдельным приемам, а представляет собой целостный творческий процесс»[15].
Данная целостность
проистекает из особого способа отображения действительности. Журналист,
работающий над очерковым произведением, всегда должен заботиться об особом
сплаве образа и мысли. В творческом процессе по созданию публицистического
образа выделяются две стороны познавательной деятельности: чувственное и
рациональное отражение действительности. Если в первом случае журналист
оперирует наглядными образами, которые возникают в результате непосредственного
наблюдения, то во втором – логическими
понятиями и суждениями. Взаимосвязь этих двух познавательных начал проистекает
из задач, стоящих перед очеркистом. Познавая окружающий мир на чувственном
уровне, публицист может отразить только внешнюю сторону вещей, но для
проникновения в их суть этого недостаточно. Чтобы уловить внутренние свойства,
связи и отношения объектов, необходимы мыслительные формы отражения реальности,
которые позволили бы выйти за пределы непосредственных чувственных данных. К
таким формам можно отнести логические понятия, суждения, умозаключения и т.д.
Диалектическая взаимосвязь чувственных и рациональных начал в постижении
действительности порождает «образную мысль», которая, в отличие от
логико-понятийной мысли, обладает своими признаками. Прежде всего – метафоричностью[16].
Именно поэтому любая «образная мысль» отличается конкретно-чувственным
богатством в отражении различных объектов и явлений действительности. В ней
присутствует эмоционально просветленная мысль.
Таким
образом, обнаружение существенных сторон действительности невозможно только на
уровне эмоциональных реакций, оно требует глубокого рационалистического,
понятийного освоения мира. Все эти моменты присущи публицистическому освоению
действительности, в ходе которого все факты подвергаются образному осмыслению.
Как отмечает московский исследователь Е.И. Пронин, «журналистский образ
расцветает на логическом стебле. Система логических операций (постановка
проблемы, аргументация, синтез практических рекомендаций) завершается актом
типизации»[17].
Обладая
такой синтетической природой, образы публицистики могут активно участвовать в
мысленном экспериментировании, помогая творцу не только моделировать проблемные
ситуации, но и синтезировать информацию при овладении проблемой. Но нельзя
забывать и того, что «произведение, в котором публицистика выступает не в
образе, не насыщает образ, не носит индивидуального, свойственного данному
образу характера, остается произведением публицистическим, а не художественным.
Факты так и останутся фактами, иллюстрирующими мысль автора, яркие образы в
речи – метафорами статейного
монолога, с какой бы публицистической живостью ни была написана статья. Хотя
метафора – широко употребляемый
способ сделать речь яркой и убедительной, однако даже большое количество
метафор не превратит статью в произведение художественное»[18].
Не произойдет этого и тогда, когда в очерковом произведении даются только одни
образы, не насыщенные публицистической мыслью. В этом нам видится основная
сложность при создании художественно-публицистических образов.
Порождением
журналистского образа, по мнению Е.И. Пронина, увенчивается взаимодействие
элементарных выразительных средств. К ним он относит факт, образ, постулат[19].
Если исходить из предложенной данным автором концепции, то факты, образы и
постулаты являются системными явлениями журналистского творчества. Все они, по
его мнению, ориентируются на различные моменты объективной социальной практики.
Факты характеризуют действия, образы –
ценности, постулаты – позиции.
«Благодаря их разнообразию, –
пишет Е.И. Пронин, – рабочая
идея приобретает обоснованность сразу в трех аспектах:
событийно-прогностическом, культурно-историческом и идеолого-этическом.
Изложение перестает быть одномерным, обретает объемность. Факты, образы и
постулаты, которые должны выразить единую идею, начинают взаимодействовать. В
тексте возникает пространство для формирования представлений, выходящих за
пределы конкретной проблемы произведения. Возникает образная инфраструктура
журналистского текста»[20].
Насколько
типологическая структура очерка складывается из взаимодействия выразительных
средств, обозначенных Е.И. Прониным, рассматривает в своем исследовании А.С.
Лавреневская. Не умаляя ценности ее исследования для теории и практики
очеркового жанра, отметим все же определенную ограниченность в трактовке
образной инфраструктуры очеркового образа. Главный акцент А.С. Лавреневская
сделала на характеристике субъективной позиции автора, которая, по ее мнению,
выражается через «образный ориентир», различные авторские приемы, мнение и т.д.[21]
Но только ли этими факторами определяется образ автора в очерковом
произведении? На наш взгляд, индивидуальность автора выражается и через его
эмоционально-образное постижение объекта, и через отношение автора к своему
герою, и через своеобразие его творческого мышления, и через его
мировоззренческую позицию, и через различные формы выражения авторского «я» и
т.д.
Зафиксировав
и проанализировав только исходные выразительные средства в создании образной
инфраструктуры очерка, А.С. Лавреневская, на наш взгляд, не смогла показать
диалектику взаимодействия различных структурных элементов очеркового образа. Ее
типологический анализ страдает и тем, что, выделив лишь основные индикаторы
текста (проблему, программу, позицию), она рассматривает их без учета видового
многообразия очерка. А ведь в каждом виде очерка автор ставит перед собой
вполне определенные задачи. В одном случае ему нужно создать образ-явление, в
другом – образ человека, в
третьем – лирический образ
повествователя, в четвертом –
мысленный образ отображаемого объекта, в четвертом – образ идеи и т.д. Для характеристики этих образов, видимо, уже
недостаточно только тех выразительных средств, которые были выделены Е.И.
Прониным и его последователями. Сегодня, как показывает газетная практика,
образная инфраструктура очерка расширяется и обновляется новыми образными
элементами, которые используются очеркистами для выражения авторской идеи.
Например, при создании образа-явления публицисту важно не только опираться на
определенные факты, характеризующие явление с разных сторон, но прежде всего
попытаться дать их образную трактовку посредством образно-экспрессивного языка.
При описании явления важное значение имеет тщательный отбор и компоновка
жизненного материала, его детализация. При этом удачно найденная деталь
помогает наглядно показать явление в его самых жизненных проявлениях.
Трудности
создания документального образа человека заключаются в том, что не всегда при
описании жизни отдельного индивида удается отобразить типические черты,
присущие его современникам. Для достижения этой цели публицисты используют
такие способы, как типизация с опорой на прототип, создание психологического
образа, обобщение жизни целого поколения, оценка жизненных явлений глазами
героя произведения и т.п. В создании авторского образа определяющими элементами
являются не только мировоззренческая позиция автора, его жизненные установки и
ценностные ориентации, идеи и пристрастия, но и авторская речь. Из всех этих
составляющих и рождается образ автора в сознании читателей. От того, насколько
он будет положительным или отрицательным, будет зависеть и степень
доверительности аудитории к словам и мыслям публициста.
ОБРАЗ АВТОРА В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
В
современной журналистике образ автора соотносится и с особенностями
индивидуального стиля журналиста, и со всем строем его сугубо личностного
мировосприятия. Если в очерках 60-х и 70-х годов автор выступал «закадровой»
силой или в качестве беспристрастного повествователя, то в произведениях
последующих десятилетий он становится не только идейным рупором своих героев,
но и выразителем собственных мнений, оценок, суждений, позиций и т.д. В
современном очерке автор открыто проявляет особенности своего авторского
самосознания, смело выступает от собственного «я», наконец, более свободен в
проявлении творческой индивидуальности. Из взаимодействия этих и других
авторских проявлений и возникает образ автора, являющийся, по мнению
теоретиков, основной жанрообразующей категорией.
До
недавнего времени не существовало четкого терминологического аппарата по
определению данного понятия. Очень часто образ автора соотносили с неким
художественным образом, хотя существует большая разница между функцией автора в
литературном и журналистском произведениях. Чтобы показать эти различия,
рассмотрим вопрос о соотношении образа автора с реальной личностью в литературе
и в публицистике.
Образ
автора в литературном произведении, как правило, не совпадает с реальной
личностью писателя. Здесь он выступает в качестве художественного образа,
созданного по законам типизации. При этом автор в литературном произведении, с
одной стороны, наделен широкими возможностями в изображении героев, а с другой – обладает богатым спектром
самовыявления. Именно отсюда и проистекают многообразные разновидности и формы
авторства: писатель может выступить и как непосредственный участник события, и
как сторонний наблюдатель, и как рассказчик, от лица которого читателю будет
поведана история, и как человек, «организующий формально-содержательный центр
художественного видения»[22].
Автор является центром того «замкнутого бытия», в границах которого возникает
своеобразный художественный мир, существующий по своим законам. Создавая
характеры своих вымышленных героев, он в принципе должен знать о них
практически все, или почти все, чтобы в итоге воссоздать полнокровные
художественные образы людей. Именно это позволило M.M. Бахтину заявить, что
«автор не только видит и знает все то, что видит и знает каждый герой в
отдельности и все герои вместе, но и больше их, причем он видит и знает нечто
такое, что им принципиально недоступно, и в этом всегда определенном и
устойчивом избытке видения и знания автора по отношению к каждому герою и
находятся все моменты завершения целого –
как героев, так и совместного события их жизни, т.е. целого произведения»[23].
Участником
этих событий, как мы уже отметили, может быть и сам автор, наделенный, как и
его герои, определенными чертами и характеристиками. Автор может вступать в
многообразные отношения со своими героями, общаться с ними, но при этом он
всегда «находится на границе создаваемого им мира как активный творец его, ибо
вторжение его в этот мир разрушает его эстетическую устойчивость»[24].
Иные
функциональные задачи стоят перед автором журналистского произведения. Здесь,
как правило, мы имеем дело не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом,
т.е. с личностью журналиста. Именно это обстоятельство ко многому обязывает при
создании образа автора в журналистике. Среди задач, стоящих перед автором
журналистского произведения, можно назвать следующие: во-первых, журналист как
носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою
мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и, во-вторых,
постараться проявить свою творческую индивидуальность.
В
мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и
убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к
действительности. Мировоззрение личности «складывается из элементов,
принадлежащих ко всем формам общественного сознания: большую роль в нем играют
научные, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в
систему мировоззрения, служат цели непосредственной практической ориентации
человека в окружающей и природной реальности; кроме того, наука рационализирует
отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и
заблуждений. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и
поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к
окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам»[25].
Автор журналистского произведения, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем
самым проявляет особенности своего самосознания. В силу того, что «сознание
есть единство отражения действительности и отношения к ней»[26],
в структуре текста можно обнаружить различного рода чувственные и рациональные
образования, возникшие в сознании автора и отраженные им в определенной
знаковой системе.
Индивидуальный
образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет. М.И.
Стюфляева, например, выделяет следующие из них: роль автора как «зеркала»
героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора как
инстанции анализирующей и оценивающей[27].
Феномен «зеркального отражения» способствует, на наш взгляд, раскрытию
внутреннего мира автора. Реагируя определенным образом на мысли и чувства
людей, журналист тем самым выявляет и свои эмоциональные реакции на
происходящее. Именно эмоции, как справедливо замечает М.И. Скуленко, «выражают
наше отношение к объектам познания, без них человек оставался бы безразличным к
самому познанию, и осмысление действительности было бы невозможным»[28].
Но познание
героя происходит не только на эмоциональном, но и на рациональном уровнях.
Авторские суждения, оценки и мнения во многом проявляют позицию журналиста в
отношении познаваемого объекта. «Главное назначение оценочных суждений в том, – пишет А.В. Калачинский, – чтобы, сообщая факты, оказывать
воздействие, влиять на мнения и поведение людей. Такое воздействие основывается
на том, что отношение человека к действительности изменяется не столько под
влиянием сообщения о событиях как таковых, сколько потому, что факты получают в
тексте определенную социально-политическую окраску, благодаря оценкам с тех или
иных позиций»[29]. Журналист,
занимая определенную позицию по тому или иному вопросу, всегда стремится к ее
обоснованию. Публицистическая открытость автора в том и заключается, что
журналист, в отличие от писателя, смело делится с читателями собственными
рассуждениями без всякой сложной опосредованности, как это делается, например,
в художественных произведениях, где автор свои идеи зашифровывает в образы
героев.
Автор
журналистского произведения, стремясь вовлечь читателя в познание исследуемого
вопроса, выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом осознание
журналистом истинности собственных выводов может выражаться в следующих формах:
уверенность в выдвигаемых положениях; сомнения в их истинности; догадки о
возможности их истинности и т.д. Все эти мыслительные авторские проявления
выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской
позиции особую воздействующую силу.
Таким
образом, авторское сознание проявляется в журналистском произведении
посредством демонстрации различных мировоззренческих взглядов. Публицист может
поделиться с читателями собственными мыслями, знаниями, нравственными
представлениями и устремлениями, жизненными ценностями и т.д. При этом в одном
случае возникает образ размышляющего автора, а в другом – образ лирического героя, который, выражая свой внутренний
взгляд на описываемые события, тем самым проявляет особенности своего
мировосприятия. Как справедливо отмечает Д.И. Кирнос, «эстетическая доминанта
мироощущения определяет тип художественного воображения, обусловливает “тяготение”
творца в отборе тех или иных впечатлений и воссоздание их в художественных
образах. Подобная функция мироощущения объясняется спецификой художественного
мышления, детерминированного эмоционально-эстетической основой
действительности. Интегрируя разнообразные в гносеологическом и психологическом
отношении элементы: мысли, чувство, волю, воображение, – мироощущение включает познавательную и
ценностно-ориентационную установку»[30].
Мировоззренческая
установка проявляется и в тематических пристрастиях журналиста, и в определении
идейной направленности произведения, и в выборе объекта изучения, и т.д.
Например, можно вспомнить целый ряд известных журналистов, имеющих свои
излюбленные темы. У В. Пескова –
это природа, у Ю. Щекочихина –
подростки и представители криминала, у Я. Голованова – покорители космоса, у А. Рубинова – горожане. Названные авторы отличаются не только своей
приверженностью к одной теме, но и индивидуальной манерой письма, и способами
осмысления действительности, и творческими методами работы и др.
Индивидуальный
почерк В. Пескова, являющегося постоянным автором рубрики «Окно в природу» в
газете «Комсомольская правда», выделяется особым лиризмом. Во всех своих
произведениях, будь то очерк или зарисовка, В. Песков предстает перед читателем
как очень чуткий и внимательный к природе человек. Описывая жизнь лесных
обитателей, журналист всегда проявляет сочувственный интерес к животному и
растительному миру. В своих природных зарисовках он – главный документальный герой, который с увлечением делится
своими интересными наблюдениями и находками. При этом практически во всех его
произведениях выдержана интимная тональность письма, располагающая на неспешный
и вдумчивый разговор с читателем.
Иной образ
у Ю. Щекочихина, который долгие годы занимался подростковыми проблемами, а
затем исследованием нравов преступного мира. В своих судебных и
исследовательских очерках журналист предстает прежде всего как аналитик. Он не
просто изучает нравы подростков или преступников, но постоянно ставит перед
обществом такие актуальные проблемы, как проблемы наркомании среди молодых
людей, заказные убийства и др. Активно занимаясь журналистским расследованием,
Ю. Щекочихин смог создать образ «работающего» журналиста, который ради
постижения истины готов перелопатить груды документов, наладить связи с
различными источниками информации, установить «горячий» телефон с читателями,
организовать и провести собственное расследование и т.п. Журналист активно
погружает читателя в собственную творческую лабораторию, поэтому при чтении его
очерков всегда возникает ощущение сопричастности к расследуемому делу.
Известный
журналист «Комсомольской правды» Я. Голованов за долгие годы работы смог
проявить себя как очень любознательный и всесторонне эрудированный человек. Его
очерки всегда отличались глубоким знанием вопросов, касающихся космической
темы. Журналист был настолько погружен в данную сферу, что мог свободно делать
прогнозы относительно развития космических технологий, на равных беседовать с
генеральными конструкторами и космонавтами, а главное – представить перед читателями целый неизведанный мир со своими
героями, мечтателями и обыкновенными тружениками. В своих произведениях Я.
Голованов мог удачно сочетать репортажность описания с глубоким анализом
рассматриваемых проблем.
Совершенно
иной образ был у бывшего обозревателя «Литературной газеты» А. Рубинова. Его по
праву называли социальным экспериментатором. В своей журналистской деятельности
он использовал самые передовые технологии при сборе и обработке информации.
Именно благодаря А. Рубинову в современной журналистике утвердился метод
социального эксперимента. Чтобы изучить некую социальную проблему, журналист
искусственно создавал определенную ситуацию, чтобы на практике проверить свои
исходные гипотезы или версии. Используя в своем творчестве социологические
методы познания, А. Рубинов порой сам активно вмешивался в изучаемые процессы и
явления, тем самым определенным образом влияя на ход реальных событий.
Из
приведенных примеров можно заключить, что творческая индивидуальность
журналиста проявляется и в особой манере письма, и в методах подачи информации,
и в тематических ориентациях, и в особенностях авторского мировосприятия,
наконец, в выбираемой журналистом роли. На этой основе и возникает
публицистический образ автора. При этом мировоззренческие взгляды автора
выражаются через систему оценочных суждений, через нравственные представления,
через идеи и т.д. Раскрытие авторской мысли может идти не только аналитическим,
но и художественным путем. Поэтому в одних случаях перед нами предстает образ
размышляющего автора, а в другом –
лирического героя.
Допущение
субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского
произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют более
глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Среди этих
приемов мы особо выделяем категорию авторского «я». Используя этот своеобразный
инструмент, журналист может активно вторгаться в ход описываемых событий,
свободно выражать свои мысли, входить в контакт с героями, выражать собственную
позицию, мнение и т.д.
В газетной
практике используются многообразные формы авторского вторжения. Во-первых,
автор может войти в непосредственный контакт со своими героями, во-вторых,
поделиться в ходе описания события собственными воспоминаниями, в-третьих,
выразить свои соображения по поводу поведения героев, в-четвертых, выстроить
версии и предположения, в-пятых, выразить собственные эмоции, в-шестых,
раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию и т.д. Одним словом, автор
может предстать перед читателями в различных ипостасях: как герой действующий и
как герой размышляющий. В этих диспозициях авторское «я» выполняет различные
функции. По мнению М.И. Старуш, «я» действующее наиболее соответствует одному
из методов публицистики –
репортажности. Оно используется в различных модификациях, из которых наиболее
распространенным являются автор-очевидец происходящего, автор-участник события,
автор-наблюдатель и др. Именно этим достигается эффект эмоциональной причастности
читателя к происходящему, что в значительной мере обеспечивает эффективность
воздействия журналистского произведения. «Я» размышляющее, утверждает далее
М.И. Старуш, ориентировано на совместную с читателем постановку проблем, совместное
исследование изучаемого объекта, объективацию хода размышлений автора,
моделирование условной ситуации, введение читателя в творческую лабораторию и
др. Эта разновидность авторского «я», по ее мнению, обеспечивает эффект
соразмышления читателя с публицистом, приобщение аудитории к движению
публицистической мысли, способствует созданию эмоционального, а тем самым и
комплексного идейно-психологического воздействия на читателей. На основе этих
двух подходов исследовательница выводит два основных принципа конструирования
образа автора в публицистике: репрезентативный и интроспективный[31].
В
современной журналистике, на наш взгляд, эти два подхода используются в
различных модификациях. Репрезентативный подход может быть совмещен с
интроспективным и наоборот. Репортажное «я» может присутствовать не только в
путевых, но и в расследовательских, проблемных и даже портретных журналистских
произведениях. Авторское «я», выраженное в таких словосочетаниях, как «я вижу»,
«я чувствую», «я ощущаю» и т.д., создает эффект физического присутствия автора
на месте события. Но авторское «я» очеркового произведения, в отличие от
репортажного «я», используется не только для концентрации внимания читателя на
внешних приметах события, но в большей степени – для углубления и постижения внутреннего смысла
разворачивающегося на глазах журналиста действия. Если в репортаже автор,
пытаясь запечатлеть сиюминутность события, ведет повествование в настоящем
времени, то очеркист не ограничен подобного рода временными рамками. Поэтому в
очерке очень часто авторское «я» используется в качестве вставных конструкций,
связанных с личностными воспоминаниями журналиста.
Подобного
рода конструкции вводятся автором с определенной целью. Во-первых, чтобы
соотнести реальные события с прошлыми; во-вторых, чтобы реконструировать
прошлые контакты с героями произведения, которые были у автора раньше;
в-третьих, для того, чтобы в ходе своих рассуждений подготовить читателя к
определенным выводам. Значение этих вставных конструкций заключается и в том,
что они выполняют в тексте определенную композиционно-смысловую роль.
Образ
размышляющего автора может быть раскрыт не только через его познание внешнего
мира, но и через самопознание и самоанализ. Введение в журналистское
произведение авторского «я» всегда имеет мотивированный характер. В одном
случае журналист объясняет читателю, чем определен выбор темы выступления или
предпринятой им поездки, в другом –
сразу выражает суть понимания стоящей перед ним проблемы, в третьем – выдвигает исходный тезис своего
выступления и т.д.
Используя
такое выразительное средство, как авторское «я», журналист стремится привлечь
читательское внимание. Это достигается, с одной стороны, за счет проявления
личностного отношения к описываемым событиям, а с другой – за счет интимизации авторского стиля
повествования. Исповедальная тональность письма может сразу настроить читателей
на чувственное восприятие произведения.
Следующим
приемом создания авторского «я» можно назвать объективацию движения
публицистической мысли. Суть данного приема заключается в том, что в ходе
рассмотрения той или иной проблемы автор выражает свои мысли в форме различных
понятий, суждений и умозаключений. В логике данные термины трактуются следующим
образом: понятие – «мысль,
фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать
эти предметы и явления от смежных с ними. Существенную роль в формировании
понятий играют процессы обобщения и абстракции»; «суждение – мысль, выражаемая повествовательным
предложением и являющаяся истинной или ложной»; «умозаключение – мыслительный процесс, в ходе
которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится
новое суждение, называемое заключением или следствием»[32].
Понятия
играют важную роль в процессе осмысления явлений действительности. «Мыслить – это значит прежде всего отражать мир
через понятия, посредством понятий, в форме понятий; это значит уметь
оперировать понятиями»[33].
Мыслительная работа журналиста всегда ориентирована на выделение существенных
признаков предмета, на установление определенных связей между фактами или
совокупностью понятий. В очерковом произведении мы можем встретить единичные,
общие, конкретные, абстрактные понятия. При этом наиболее ценится способность
автора объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при
этом определенные взаимосвязи между ними, что помогает не только углубить
понимание того или иного описываемого журналистом явления, но и открыть новые
грани изучаемого объекта. В этом смысле понятия могут стать смысловой
составляющей авторского «я».
Размышляя о
судьбах своих героев, журналисты постоянно используют различного рода
утверждения или отрицания. И это понятно. Автор не может быть лишь бесстрастным
фиксатором событий. Утверждая или отрицая те или иные мысли, он тем самым
формулирует определенные суждения о рассматриваемом объекте познания. При этом
движение авторской мысли всегда направлено на постижение истины. В ходе своих
рассуждений автор может выдвигать различные гипотезы, сомневаться в истинности
тех или иных положений или, наоборот, страстно утверждать что-либо. Авторы
могут использовать в своих рассуждениях как атрибутивные, так и реляционные
суждения. В первом случае журналист стремится описать или зафиксировать
отсутствие у какого-либо объекта определенного свойства, а во втором – отразить известное отношение между
некоторыми объектами[34].
Собственные
суждения автор может строить, исходя из поставленных вопросов. Вопрос,
представляя определенную форму мышления, ориентирует автора на получение ответа
в виде некоторого суждения или группы суждений. Задавая те или иные вопросы и
отвечая на них, автор тем самым стимулирует ход своих размышлений.
Движение
журналисткой мысли, как правило, завершается умозаключением. В умозаключении
роль авторского «я» не снижается. На основе тех или иных выдвинутых суждений
автор приходит к неким обобщенным выводам, тем самым подводя определенные итоги
своей познавательной деятельности. При этом выводы представляют не
формализованные по содержанию умозаключения, а своего рода образные обобщения.
Все эти мыслительные операции предпринимаются автором не только для того, чтобы
убедить читателей в правоте собственной позиции, но и для налаживания
коммуникативного контакта со своей аудиторией.
АВТОР –
ЧИТАТЕЛЬ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Рассмотрим
особенности взаимодействия автора и читателя. В данном случае нас будут
интересовать следующие вопросы: из каких составляющих возникает в сознании
автора образ читателя; можно ли соотносить образ читателя с образом второго «я»
автора; в каких формах осуществляется коммуникативная взаимосвязь между автором
и читателем; каковы особенности журналистского воздействия на аудиторию.
Теоретики
считают, что образ читателя возникает в сознании автора в виде совокупности
подразумевающихся черт. Вопрос о том, каким предстает в сознании автора образ
читателя, в теории публицистики практически не изучен и ждет своего
исследователя. Пока же можно только предположить, что автор соотносит данный
образ со своими непосредственными представлениями о нем. В этом сложном
психологическом образовании аккумулируются знания о читателе, представленные в
виде своеобразной модели с двумя подструктурами: «образ чувствующего читателя»
и «образ думающего читателя».
Если в
первом образе отражаются эмоционально окрашенные представления об аудитории, то
во втором – представления о
читателе, способном включиться в мыслительный процесс. Конечно, подобного рода
представления не возникают на пустом месте. Они образуются на основе
непосредственных контактов с аудиторией: переписки с читателями, телефонных
переговоров, личных встреч и т.д. Субъективные представления о читателе, таким
образом, выступают для автора вторым составляющим его внутреннего «я». Именно
на этой основе создается определенный образ человека, с которым публицист как с
вполне реальным лицом может советоваться, делиться собственными мыслями и
чувствами и т.п. При этом, так называемый, воображаемый читатель может
выступить и в роли оппонента, с которым автор ведет заочный спор по тому или
иному вопросу, и в качестве сочувствующего слушателя, и как лицо, к чьему
мнению автор апеллирует, наконец, как некий проницательный человек, который
может легко догадаться о дальнейшем развитии сюжета.
Наличие
внутреннего взаимодействия со своим читателем может проявиться в следующих
формах: автор может уточнить для читателя какой-либо значимый факт, поставить
перед ним риторический вопрос, поделиться своими непосредственными
размышлениями. Подобного рода приемы используются, с одной стороны, для
удержания и стимулирования читательского внимания, а с другой – для ориентирования читателя в
перипетиях судьбы героя. Все это в конечном итоге способствует налаживанию
коммуникативных контактов с аудиторией.
В силу
того, что любое журналистское произведение адресуется не какой-то аморфной
группе людей, а вполне конкретной читательской аудитории, журналисту необходимо
знать ее объективные и субъективные характеристики. К первым мы относим
социо-демографические признаки (пол, возраст, сфера деятельности и т.д.), а ко
вторым – информационные
потребности, интересы и предпочтения. Если раньше журналисты определяли состав
аудитории, как говорится, «на глазок», то теперь они могут пользоваться
результатами различных социологических исследований, ориентированных на
выявление различных характеристик целевой читательской группы. Подобного рода
знания позволяют журналистам при разговоре с читателями учитывать их информационные
потребности, социокультурные и ценностные ориентации, нравственные и моральные
представления и т.д.
Подобного
рода сведения способствуют не только налаживанию контактов с аудиторией, но и
выработке более эффективных методов публицистического воздействия. Журналисту
необходимо также знать, каким образом аудитория осуществляет свою
коммуникативную деятельность.
Коммуникативная
деятельность аудитории осуществляется через предкоммуникативную,
коммуникативную и посткоммуникативную фазы.
Предкоммуникативная
фаза начинается с мотива выбора человеком конкретного издания. Респондент
обращается к тому или иному изданию лишь тогда, когда испытывает ясно
осознаваемую нужду в получении интересующей его информации. Эта потребность
может быть обусловлена различными причинами: социальными, духовными,
эстетическими и др. Осознанная нужда, приобретя свою «побуждающую» силу,
превращается в мотив, включающий в себя не только определенную цель достижения,
но и оценочный компонент по восприятию того или иного произведения.
Читательский мотив может быть выражен и через систему читательских ожиданий,
обусловленных опытом человека. Если взаимодействие читателя с творчеством того
или иного журналиста имело положительный характер, то он обязательно повторит
свой выбор, поскольку заранее знает, что его информационные потребности будут
удовлетворены в полной мере. Поэтому автору при создании произведения необходимо
учитывать групповые интересы аудитории, так как это знание позволит наилучшим
образом сориентироваться в выборе соответствующей темы выступления. Важно
позаботиться и о литературном оформлении текста, чтобы от чтения материала
читатель получил эстетическое удовольствие. Без учета этих факторов автору
будет сложно завоевать внимание своей читательской аудитории.
В ходе
познавательно-оценочной деятельности у читателя вырабатывается не только
определенное отношение к автору (положительное или отрицательное, доверительное
или сомнительное, уважительное или пренебрежительное), но и стереотипы
восприятия текста. По определению А.К. Уледова, стереотипы – «это сложившиеся в сознании людей
духовные образования, эмоционально-окрашенные образы»[35].
Отличительными чертами этих образов являются упрощенность и
стандартизированность. Сложившиеся в сознании стереотипы упрощают процессы
читательского восприятия, формируя устойчивые установки в отборе и потреблении
информационной продукции. Этому способствуют устоявшиеся рубрики («Портрет
современника», «Герой нашего времени», «Человек в ракурсе», «Постучись в чужую
дверь», «Завтрак на траве», «Обычное дело», «На улице и дома», «Я – очевидец», «Прямая речь» и т.п.),
тематические страницы, заголовки и т.д., которые помогают читателю легче найти
соответствующий его потребностям материал.
С момента
выбора конкретного издания и текста для ознакомления начинается коммуникативная
фаза. На данном этапе человек включается в процесс чтения, который, как
справедливо замечает Л.И. Беляева, способен «удовлетворить различные
потребности: познавательные, эстетические, нравственные и другие. Но
удовлетворение их происходит не прямым путем, а на основе переработки знаковой,
словесной информации, источником которой являются произведения печати»[36].
Теоретики
рассматривают чтение как один из видов познавательно-коммуникативной
деятельности. Например, В.А. Бородина считает, что «сущность чтения заключается
в активном, целенаправленном преобразовании и подчинении содержания текста
различным потребностям социального субъекта». Ссылаясь на различные
теоретические концепции, данный автор выделяет следующие виды контактов
читателя с текстом: полнота чтения, последовательность чтения разделов текста;
затраты времени на чтение. При этом отмечаются внешние поведенческие проявления
взаимодействия читателя с текстом и внутренние механизмы избирательности
восприятия, понимания и усвоения информации[37].
Как
утверждают психологи, «восприятие –
своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и
на создание его копии»[38].
Восприятие может иметь как произвольный, так и избирательный характер. В первом
случае внимание человека может быть рассеянным. Во втором – личность подходит к чтению очерка с
четко осознаваемыми установками, например, может соотносить авторскую позицию с
собственной. Если они в чем-то не сходятся, читатель может тут же переключить
внимание на другой объект. И наоборот, соответствующая установкам реципиента
информация может иметь прямое воздействие на сознание человека. Рассматривая данный
феномен, Л. Войтасик в свое время писал, что «избирательность восприятия
состоит в особом, соответствующем установкам человека восприятии содержания
произведения. Распространяемое содержание, противоречащее установкам
реципиента, преобразуется в его восприятии так, чтобы оно соответствовало
определенным ожиданиям, установкам и настроениям». Кроме того, избирательность
читательского внимания «состоит в том, что у реципиента проявляется тенденция к
отбору тех ... сообщений, которые согласуются с его взглядами, к избеганию
(сознательному или бессознательному) тех сообщений, которые распространяют
противоположное содержание, такое избирательное отношение, как правило,
приводит к укреплению уже сформировавшихся установок индивида на правильность
его политических и других убеждений»[39].
Восприятие
текстовой информации напрямую связано с усвоением сообщений. По мнению С.Л.
Рубинштейна, всякий текст есть лишь условие мыслительной деятельности; то, что
объективно содержится в тексте, может обрести и субъективную форму
существования в голове читателя. Эта субъективная форма существования есть
результат собственной мыслительной деятельности читателя[40].
В процессе чтения читатель определяет цели и задачи сообщения; соотносит новую
информацию с ранее усвоенной; дает свою интерпретацию излагаемым в тексте
фактам; спорит или соглашается с позицией автора; ищет связи между различными
фактами, событиями и предметами, пытаясь воссоздать образ описываемой
журналистом действительности. Давно известно, что читатель, обращаясь к
конкретному тексту, соответствующим образом организует свою мыслительную
деятельность, направленную на усвоение и понимание определенной знаковой
системы. В силу того, что любой текст делим на отдельные элементы, человек
может сопоставлять различные их части, по-своему комбинировать различные факты,
искать внутренние связи между ними, тем самым углубляя свое понимание текста.
Исходя из особенностей читательского прочтения текста, журналист не должен
создавать невыгодных для читательского восприятия конструкций. Поэтому
желательно, чтобы материал был четко структурирован, чтобы все факты в нем были
преподнесены в строгой логической взаимосвязи, чтобы в своем материале автор не
злоупотреблял специальными терминами и иностранными выражениями. Кроме того,
необходимо, чтобы создаваемый образ был не просто адекватно воспринят, но и
понят. Что же для этого требуется? Практики обычно советуют:
·
при подготовке журналистского произведения следует
стремиться к логической стройности и ясности выражения мыслей;
·
содержащаяся в тексте информация должна быть по
возможности развернутой и исчерпывающей;
·
очень важно, чтобы из текста были исключены все
двусмысленные выражения и предложения, а ожидаемые возражения и сомнения
предупреждены с помощью определенной аргументации;
·
если в тексте используются развернутые описания, то
желательно, чтобы они заканчивались обобщающими выводами.
Все эти
меры направлены на более легкое усвоение человеком информации вне зависимости
от его образовательного уровня.
О том, какие мнения, оценки и выводы выработались у аудитории в процессе чтения очерка, можно выяснить в посткоммуникативной фазе. Именно на этом этапе читатель может включиться в обмен мнениями не только на межличностном уровне, но и выйти на контакт с журналистом. Во время подобных контактов с аудиторией автор может получить информацию о характере своих взаимоотношений с читателем. Он может узнать, какое воздействие оказало его произведение, что думает читатель по поводу материала, разделяет ли он авторскую позицию и т.д. Таковы, на наш взгляд, основные стадии коммуникативного взаимодействия автора и читателя, знание которых позволяет с наибольшей эффективностью наладить обратную связь между ними.
[1] См.: Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3–14; Смирнов С.Д. Психология образа: Проблемы активности психического отражения. М., 1985; Сабощук А.П. Об источнике и генезисе психического образа. Кишинев, 1981; Тюхтин В.С. Проблема образа: (О природе психического отражения): Автореф. канд. дис. М., 1962.
[2] См.: Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994. С. 110.
[3] См.: Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992. С. 8.
[4] Там же. С. 5.
[5] Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М., 1980. С. 18.
[6] Там же. С. 19.
[7] Там же. С. 83.
[8] Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., 1975. С. 36.
[9] Цит. по: Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. С. 73.
[10] Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций: Тексты. М., 1984. С. 164.
[11] Андреев А.Л. Указ. соч. С. 20.
[12] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 175.
[13] Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 72.
[14] Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982. С. 94.
[15] Щудря H.H. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд дис. Киев, 1985. С. 14.
[16] В данном случае метафора рассматривается теоретиками как основа художественной образности. «Метафора – это сопоставление двух или более смысловых элементов, обычно относящихся к разным предметным областям. Метафорическое сопоставление – это характеристика одной вещи через другую, описание, познание качеств и свойств одного явления через соотнесение с особенностями другого, более простого для понимания, лучше известного или просто характерного и наглядного» (См.: Андреев А.Л. Указ. соч. С. 118).
[17] Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики: Автореф. докт. дис. М., 1983. С. 31.
[18] Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: (Очерк. Фельетон). М., 1969. С. 41–42.
[19] Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. С. 7.
[20] Пронин Е.И. Разомкнутый текст // Социальная практика и журналистский текст // Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. М., 1990. С. 31.
[21] Лавреневская А.С. Объективное и субъективное в очерке (к теории жанра): Автореф. канд. дис. М., 1989.
[22] Бахтин M.M. Указ. соч. С. 172.
[23] Там же. С. 14.
[24] Там же. С. 176.
[25] Философский словарь // Под ред. М.М. Розенталя. М., 1972. С. 247.
[26] Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968. С. 46.
[27] Стюфляева М.И. Человек в публицистике: (Методы и приемы изображения и исследования). Воронеж, 1989. С. 64.
[28] Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1986. С. 27.
[29] Калачинский А.В. Аргументация публицистического текста. Владивосток, 1989. С. 9.
[30] Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. С. 68.
[31] Старуш М.И. Авторское «Я» в публицистическом произведении: Автореф. канд. дис. М., 1985.
[32] Краткий словарь по логике // Под. ред. Д.П. Горского. М., 1991. С. 150, 179, 188.
[33] Свинцов В.И. Логика. М., 1987. С. 34.
[34] Там же. С. 111.
[35] Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М., 1963. С. 195.
[36] Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. С. 150.
[37] Бородина В.А. Читательская деятельность: теоретический аспект // Психология чтения и проблемы типологии читателей. Л., 1984. С. 9, 10.
[38] Зинченко Т.П. Ощущения // Общая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С.274.
[39] Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981. С. 114, 113.
[40] Цит. по: Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. С. 164.