Н.В. Чудова, М.А.
Евлампиева,
Н.А. Рахимова
ИПС РАН, МГОПУ
Психологические особенности
коммуникативного пространства Интернета
В нашей стране Интернет появился с опозданием, но зато
темпы роста Рунета оказались выше, чем любой другой части Сети. Масштабное
исследование мотивации обращения к Интернету[1]
показало, что к 2000 г. структура потребностей, удовлетворяемых с помощью
Интернета, претерпела существенные изменения. На первое место выдвинулись
мотивы коммуникативного и креативного содержания. Это свидетельствует о том,
что не только объективно (по числу Интернет-ресурсов СМИ), но и субъективно,
для каждого пользователя в отдельности, пространство Интернета превращается в
пространство коммуникативно-информационное. Можно предположить, что это
пространство обладает определенной спецификой, обусловленной психологическими и
семиотическими свойствами Интернета как новой культуры. Сложившаяся ситуация
позволяет рассматривать Интернет как объект медиапсихологии (термин,
предложенный Е.Е. Прониной). В нашей работе мы попытались выделить тот аспект
взаимодействия человека с информацией в интернет-среде, который может стать
предметом медиа-психологического исследования. Для решения этой задачи в первую
очередь будут рассмотрены психологические и семиотические характеристики
Интернета, позволяющие определять Интернет-пространство как пространство новой
культуры. Затем будут представлены данные о некоторых личностных особенностях
типичных представителей интернет-среды – о свойствах
образа Я и самооценки «жителей» Интернета. В заключение предполагается
рассмотреть психологические характеристики интернет-коммуникации и те
специфические требования к информации, которые формируются в обществе в
результате экспансии интернет-культуры.
Семиосфера Интернета и ее психологические особенности
В последние три-четыре года
Интернет перестал быть только техническим средством, превратившись в арену
общественной и частной жизни. Рассмотрим те особенности этого техно-социального
явления, которые создают предпосылки для того, чтобы Интернет мог выступать как
особая психологическая реальность.
К настоящему времени
проявились те свойства самого Интернета и специфики его функционирования в
нашем обществе, которые позволяют определять его статус как новую культуру,
обладающую собственной семиосферой. По Ю.М. Лотману[2],
семиосфера – это синхронное
семиотическое пространство, заполняющее границы культуры и работающее как
целостный механизм. Семиосфера описывается рядом параметров. Охарактеризуем
Интернет по каждому из них.
Семиосфера должна обладать
отчетливо выраженной границей так, чтобы все структуры и объекты, принадлежащие
ей, находились внутри сферы, а сама граница работала как мембрана, пропуская
«своих» и отсеивая «чужих». Граница Интернета хорошо артикулирована: существует
имущественный или профессиональный ценз, технически реализуемый с помощью
паролей. Эти формальные признаки, позволяющие «держать границу на замке», имеют
и ярко выраженную, хотя и весьма неоднозначную семантическую окраску. Интернет – пространство существования
людей не хронически бедных, обладающих определенными знаниями и некоторыми
социальными запросами. Доступ к Интернету позволяет человеку повысить свой
статус и привлекательность в глазах окружающих, а в собственных глазах – стать более современным,
т.е. человеком, обладающим независимостью, активностью, интеллектом и
открытостью. Существование пароля вносит дополнительные ассоциации: тайная
организация и заговорщики, государственная тайна и спецслужбы, военная тайна и
часовой на посту... К тому же пароль часто представляет собой индивидуальный
номерной знак, что отсылает к идее деперсонализации
полицейско-административного толка. В то же время, постоянный участник
интернет-тусовок обычно обзаводится новым именем – ником, что маркирует его статус «посвященного»,
т.е. приобщенного к новой идее и получившего новую – «истинную» – жизнь (а 1а Савл – Павел). Итак, на границе
возникают образы двух миров: один – замкнутый, навязывающий собственные правила и деперсонализирующий, а
другой – открытый, свободный и
дающий человеку возможность личностного развития. Какая часть мира оказывается
для человека окрашенной в светлые тона – обыденная реальность или Интернет-реальность – определяется тем, которую
из них он называет «своей».
Сама граница в любом случае
сопряжена с повышением тревоги и нахождением вне «своего» пространства. В наших
условиях это особенно заметно: плохая связь и возможные сбои при «входе»;
территориально «вход» часто осуществляется или с рабочего места, или из
интернет-кафе (т.е. вне дома); обычное время суток для «входа» – вечер (т.е. граница дня и
ночи); провайдер в роли Бабы-Яги может не повернуть к пользователю свою
избушку-КПП передом, а служба поддержки – местный колдун – может
быть занят другим клиентом или попросту спать. На границе двух миров живут и особые
разбойники – те, кто может осуществлять
насильственный и тайный «вынос» из одного мира в другой. Поэтому многие
владельцы сайтов и гос. службы стремятся обзавестись «своим хакером», подобно
тому, как в Киевской Руси прикармливали приграничных кочевников, которых так и
называли – «свои поганые».
Второй параметр, по которому
описывается семиосфера – это
неоднородность языков, заполняющих семиотическое пространство. Языки Интернета – естественные языки, включая
русский, английский, жаргон, язык мимических жестов – смайликов (подробную
классификацию см. в[3]), язык
дизайна, распадающийся, в свою очередь, на язык шрифтов, композиции, цвета и
т.д., язык визуальных шаблонов и иконок, язык музыкально-шумового оформления и
т.д. – все эти языки в большей или
меньшей степени взаимопереводимы и имеют как разное время обращения и
обновления кодов, так и различную выразительную силу и широту применения.
Принципиально важным для существования Интернета как явления культуры
представляется наличие двух типов языков – символьного и образного. До тех пор, пока компьютерная среда позволяла
оперировать только «словами», она оставалась лишь средой профессиональных
навыков (программистских или пользовательских)[4].
С появлением иконических текстов, по определению не полностью переводимых в
словесные тексты, возникла конституирующая для семиосферы способность
компьютерной среды к смыслопорождению.
Следующий параметр – это
взаимодополнительная работа двух типов времени и, соответственно, двух типов
сюжетов в рамках единого семиотического пространства. Мифологический сюжет,
лежащий в основе семиосферы и базирующийся на циклическом времени, выделяет
элементы, стабильно закрепленные в семиотическом пространстве, и героя,
обладающего большими степенями свободы. Главное свойство героя – это способность совершать поступки, что в мифе
означает способность пересекать границы запретов. Таким образом, мифологическим
первопредком любого путешествующего по Сети оказывается хакер. К образу хакера,
как мало к кому другому в современной жизни, может быть отнесено следующее
описание мифологического героя, данное Ю.М. Лотманом: он может, «как берсерк
устремляться в бой, нарушая все его правила: голым или в медвежьей шкуре, воя
как зверь и убивая и своих, и чужих. Он может быть благородным разбойником или
пиккаро, колдуном, шпионом, сыщиком, террористом или суперменом – существенно, что он способен совершать то, что другим
запрещено, и пересекать структурные границы культурного пространства»[5].
Так что каждый, пересекающий границы сайтов, на мифологическом уровне
воспроизводит «первоначальное», т.е., по М. Элиаде[6],
совершенное когда-то в Начале времен и потому основополагающее для
существования этого мира, действие – действие
культурного героя интернет-мира – хакера.
Выделяемая Ю.М. Лотманом элементарная последовательность событий в мифе – вхождение в закрытое пространство и выхождение из
него – это в Интернете «хождение по сайтам»: попадание в
закрытое пространство расценивается мифом как временная смерть с последующим
воскресением, но уже в новом облике, с новыми знаниями и возможностями, а
погружение в Интернет-реальность устойчиво регистрируется на уровне
индивидуального сознания как «выпадение из реальности», «отключение» с
последующим «возвращением к реальности» с «вытащенной с сайта» информацией.
Что же позволяет интернет-среде обеспечивать
актуализацию мифологического уровня мироощущения? На наш взгляд, это
обусловлено некоторым структурным сходством мифа и Интернета. Как подчеркивают
все исследователи мифа[7],
роли в мифе взаимно дополняют друг друга, составляя нерасторжимое целое:
охотник и жертва, победитель и побежденный, поедающий и поедаемый оказываются
тождественны друг другу. То же самое мы наблюдаем в интернет-среде. Интернет
обеспечивает возможность человеку почувствовать себя и наблюдателем, и участником
событий, причем исполнять эти роли не последовательно, а одновременно. Начало
этому было положено еще компьютерными играми и симуляторами, которые покончили
с разделением людей на выигравших и проигравших, учителей и учеников, игроков и
болельщиков. Интернетские форумы соединили читателя и писателя, а современные
протоколы типа HTML – творца и потребителя. К этому добавляется возможность
наблюдать события в реальном масштабе времени. Таким образом, благодаря
Интернету человек становится соучастником и возвращается к ощущению
собственного универсализма и переживанию партиципации.
В интернет-перемещениях существует, однако, и линейное
время и связанные с ним сюжеты. Если циклические мифологические тексты
фиксируют все то, что является постоянным и закономерно повторяющимся, т.е.
описывают нормы и структуры в картине мира, то линейные сюжеты описывают
всевозможные аномалии, отклонения от нормы, случайности и новости, т.е. то, что
принадлежит не вечности, а настоящему моменту. Подавляющая часть текстов в
Интернете это новости, происшествия, случаи из жизни, анекдоты и т.п. С точки
зрения содержания текстов, Интернет – это
периферия культуры, где существует только «кумулятивная цепочка, организуемая
простым присоединением структурно самостоятельных единиц»[8].
Функция периферии – собирать архив эксцессов и дополнять упорядоченную
картину мира, наделяющую все происходящее характером закономерности и
предсказуемости, представлением о случайности и возможности маловероятных
событий. Очевидная дезогранизованность содержаний Интернета, его принципиальная
неполнота поддерживают «чудесную» картину мира.
Четвертый параметр семиосферы – это символический характер пространства. Особой
символической и эмоциональной значимостью обладает название или имя собственное
объекта культуры. В русском языке слово «сеть» может рассматриваться в
нескольких ассоциативных рядах: 1. «рыбачья сеть» – «рыбак Петр» – «ловец душ
человеческих» – «рождение в истинную жизнь»; 2. «рыбачья сеть» – «Золотая рыбка» – «исполнение
желаний»; 3. «ловчая сеть» – «запутаться в сетях»; 4.
«паучья сеть» – «биться в паутине» –
«высосет все соки». Таким образом, Сеть олицетворяет собой либо новую жизнь, с
новым смыслом и расширением возможностей, либо мучительные попытки вырваться из
того, что опутывает и медленно убивает. Итак, первое свойство символического
пространства Интернета – амбивалентность. Второе – неограниченный размер, поскольку граница существует
как бы только с одной стороны, с той, где находится вся остальная жизнь. Третье
свойство – мгновенность перемещений, т.к. формула t = s/v дает 0, поскольку между локусами этого пространства
расстояние отсутствует. Эти три особенности позволяют интерпретировать
пространство Интернета как пространство фантазии или даже как пространство
бессознательного, как это предложено (на иных основаниях) в работе[9].
Однако, четвертое свойство – искусственное происхождение
объектов, заполняющих это пространство, –
характеризует Интернет, скорее, как пространство планирования.
Последний параметр семиосферы – зависимость общего облика семиосферы от диалога
данной культуры с иной культурой, находящейся вне границ изучаемой семиосферы.
Ю.М. Лотман предлагает рассматривать отношения двух культур как диалог, в
котором каждая из них выступает, то как принимающая сторона, то как
продуцирующая, дающая. При этой смене ролей отношения культур проходят
несколько этапов, что находит свое отражение в текстах, кодах и самоотношении
семиосфер каждой из участниц. Рассмотрим с этой точки зрения развитие
интернет-культуры в нашей стране.
Первый этап: поступающие извне тексты сохраняют облик
«чужих»; чужой язык воспринимается как культурный, развитый; свой язык и свои
тексты на нем оцениваются как отсталые. В начале 90-х годов традиционные
компьютерные средства и коды и тексты, выдержанные в идеологии
«человеко-машинного взаимодействия», оказались существенно потеснены языками
«большой» культуры. Языки изобразительного искусства, литературы, науки и
соответствующие им тексты стали активно заполнять сетевое пространство. Меню,
многооконная графика, малоцветный и неанимационный дизайн еще активно
применяются, но уже воспринимаются как средства сугубо технические, «не
отвечающие психологическим запросам пользователя». Всем хочется забыть о
делении на профессиональных и непрофессиональных пользователей, не «вступать во
взаимодействие», а просто пользоваться компьютерными средствами в личных целях.
Знаковым был переход к русификаторам и, в частности, к замене «русской
латиницы» в электронной переписке на «великий и могучий».
Второй этап: «импортированные» тексты и «своя»
культура взаимно перестраиваются; «чужие» коды встраиваются в принимающую
культуру. В Интернете появляется все «свое» – дизайн,
жестовый язык, тусовки-чаты, реклама. Развивается сетевая инфраструктура
(поисковые системы и домашние страницы), появляются сетевые проекты и первые
жертвы Интернет-зависимости. Во внешней жизни идет процесс усвоения
компьютерного стиля (в новостных программах ТВ и журнальной графике, в первую
очередь) и компьютерной тематики (от специализированных журналов до
интернет-кафе, Биллгейтс – герой фольклора).
Третий этап: в обществе складывается впечатление, что
заимствованные из другой культуры средства и тексты в полной мере могут
раскрыться только и именно «здесь», в новой культуре. В последние два-три года
в нашей стране укореняется представление о том, что все «настоящее», все
«самое-самое» реализовано (или скоро будет реализовано) в Интернете: за самыми
свежими и полными новостями, полной и точной информацией о погоде, точным
расписанием поездов и самолетов, за лучшими покупками (цена/качество/усилие) и
даже самым полноценным обменом мнениями – за всем этим
нужно отправляться в Интернет.
Четвертый этап: культура приходит в состояние
возбуждения и начинает порождать новые тексты, основанные на культурных кодах, в
прошлом стимулированных внешним вторжением, но преображенных в новую
оригинальную структурную модель. В Интернете текстов и локусов уже так много и
с такими функциями, что по объему Интернет-пространство субъективно сопоставимо
с пространством «внешней» жизни. Собственно говоря, представление о «внешнем»,
внеположном Интернету размывается, что свидетельствует об объединении
семиосферы Интернета и семиосферы «обычной» жизни; граница в это время
становится более прозрачной и утрачивает характер особой, не совсем «своей»
территории; происходит замещение многих информационных, социальных и бытовых
действий их интернет-аналогами.
Пятый (последний) этап: изучаемая культура переходит в
позицию «передатчика» и сама становится источником потока текстов, направляемых
на «периферию». Отдельные продукты, предназначенные для освоения новых, ранее
не опосредованных техникой областей жизни, уже появляются. В США это, например,
система персонального штурмана – интернет-поддержка трафика с
мобильного телефона автомобилиста; у нас это пока «бумажные» проекты
персонального интенданта (система автоматической закупки товаров повседневного
спроса) и персонального имиджмейкера (система формирования и поддержки имиджа
для исполняемых ролей). Фактически все усилия разработчиков в последние годы
прямо или косвенно направлены на создание уже не просто «модели пользователя»,
а интернет-проекции, виртуального клона каждого посетителя Сети. Пока это
реализуется в мелочах – «favorits», «on-line brouser»,
но, по-видимому, главным культурным результатом интернатизации станет появление
нового психосоциального объекта: у человека наряду с его ego и alter-ego появится internet-ego как отражающее его третью ипостась и третий – после внешнего и внутреннего – мир.
Итак, можно выделить следующие психологические
особенности интернет-культуры:
§
Интернет делит мир на
«свое» и «чужое» пространство, причем существуют объективные предпосылки для
восприятия мира Интернета и как характеризующегося открытостью, независимостью
субъекта и простором для личностного роста, и как навязывающего свои правила,
затягивающего, «высасывающего жизненные соки»;
§
пространство Интернета
дает возможность для реализации мифологической составляющей образа Я:
идентификации с культурным героем Интернета – хакером,
осуществления действия «перемещения», «преодоления границ», партиципации как
результата тождества ролей в рамках одной деятельности и соучастия в режиме
«реального времени»;
§
Интернет стимулирует
формирование «чудесной» картины мира, выполняя по отношению ко всей современной
культуре функцию периферии, где копится информация о случайном, новом,
ненормативном, не вписывающемся в жесткие рамки устоявшихся представлений;
§
семиотическое
пространство Интернета, содержащее языки двух типов, символьного и
иконического, является средой порождения новых текстов и новых смыслов (о связи
смысла, «живого» знания с принципиальной неполнотой перевода см. у В.П.
Зинченко[10]).
Особенности образа Я «жителя Интернета»
Рассмотренные выше свойства Интернета должны иметь
своего «потребителя» – того, чей образ мира и образ Я
нуждаются именно в такой среде обитания. В настоящий момент сложилось уже
достаточно обширное и дифференцированное сообщество пользователей Интернета, в
котором наряду со случайными посетителями, постоянными пользователями определенных
ресурсов, «работниками Интернета» выделяется и группа людей, которых уместнее
всего назвать «жителями Интернета». Это те, кто имеет достаточно высокую
мотивацию пребывания в Сети, в частности, тратят значительные финансовые и
временные ресурсы, а также демонстрируют высокую эмоциональную включенность в
проблемы Интернета; при этом собственно деловых задач, решаемых средствами
Интернета у них или немного, или решение этих задач увязывается с решением
иных, чаще коммуникативных задач. Эта группа демонстрирует тенденции,
характерные для Интернета в целом, – как уже
говорилось в работе[11],
«мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, мотивы
личностного общения приобретают все большую представленность в системе
мотивационной регуляции».
Целью нашего исследования явилось выделение
особенностей эмоциональной и коммуникативной сфер, свойственных людям, склонным
к превращению интернет-среды в пространство открытого общения, поиска и
самовыражения, в «свое» пространство. Можно предположить, что использование
интернет-ресурсов в качестве средств общения и самораскрытия характерно для
тех, кто ощущает некоторую недостаточность, неполноту, ущербность «обычной»
реальности. Соответственно, образ Я и самооценка таких людей, сформировавшись
под влиянием столкновений с неудовлетворяющей их реальностью, должны отличаться
определенными особенностями.
Исследование проводилось на выборке из 67 человек, 40
из которых составляли «жители Интернета», а 27 составляли контрольную группу.
Испытуемые в обеих группах принадлежали к одной возрастной и социальной группе – студенты московских ВУЗов.
Использовались проективные методики как в минимальной
степени провоцирующие работу защитных механизмов и не вызывающие протеста со
стороны испытуемых-интернетчиков.
Практически все испытуемые-интернетчики демонстрируют
проблемы в сфере общения и образе Я (96%); в контрольной группе испытуемых с
явными проблемами оказалось значительно меньше (14,8%). Наиболее ярко
проявились сложности в принятии своего физического Я – 55% в группе интернет-жителей и 11% в контрольной
группе; сложности в непосредственном общении – 35% и
7,4% соответственно; склонность к интеллектуализации – 30% и 18%; чувство одиночества и недостатка
взаимопонимания, возможно связанное со сложностями в общении с противоположным
полом, – 32,5% и 18%.
Результаты исследования эмоциональной сферы также
указывают на напряженность и некоторую склонность к негативизму у «жителей
Интернета». 85% имеют хотя бы одну фрустрированную потребность и 35% имеют не
менее двух неудовлетворяемых потребностей, при этом только 25% испытуемых этой
группы не используют неконструктивные компенсации. Какого-либо единообразия в
переживаемых проблемах не наблюдается, но компенсация тревоги бунтарством и
отказом от общепринятых норм характерно для 55% всех испытуемых-интернетчиков.
Обнаружилось, что независимость для этих испытуемых
выступает как особая ценность, и 40% из них считают, что их высокие баллы по
этой шкале компенсируют недостаток общительности или «интересности», а 12,5%
воспринимают свою независимость как чрезмерную. Большинство имеют
недифференцированные и завышенные требования к себе самим и к окружающим. Во
многом самооценка «жителей» Интернета носит инфантильный характер.
В целом, полученные данные свидетельствуют о том, что
в группе «жителей Интернета» преобладают люди с нереалистическими и
недифференцированными требованиями к себе (и, по-видимому, к другим),
дискриминирующие собственную телесность, ощущающие некоторую дистанцию между
собой и другими и пытающиеся компенсировать отсутствие чувства близости и
взаимопонимания преувеличенными представлениями о собственной независимости, а
также отказом от следования общепринятым нормам. Все их усилия не приводят,
однако, к удовлетворительному решению проблем, связанных с образом Я, и
эмоциональная напряженность остается достаточно высокой.
Психологическая характеристика Интернет-коммуникации
Обнаруженные особенности «жителя Интернета»
дополняются особенностями самой интернет-коммуникации. Остановимся кратко на
этих особенностях с тем, чтобы прояснить, что именно позволяет интернет-среде
удовлетворять потребности своих «жителей».
Прежде всего необходимо отметить, что Интернет
предоставляет уникальную возможность совместить коммуникацию и
автокоммуникацию: тексты, посылаемые другому, одновременно становятся доступны
и адресату и адресанту. То, что обычно разнесено во времени и, соответственно,
требует разделения ролей, то в Интернете реализуется «здесь и сейчас».
Появление автокоммуникации (в частности, связанное со взрывным возрождением
эпистолярного жанра) принципиально меняет психологические условия для
пользователя как личности. Согласно Ю.М. Лотману, «если коммуникативная система
Я-ОН обеспечивает лишь передачу некоторого константного объема информации, то в
канале Я-Я происходит ее качественная трансформация, которая приводит к
перестройке самого этого Я»[12].
Вторая особенность интернет-общения – особая страсть «жителей Интернета» к дискуссиям,
спорам и обсуждениям, что, в первую очередь, сказывается на развитии
самосознания. Л.С. Выготский вслед за Ж. Пиаже отмечал, что «именно
возникновение спора приводит ребенка к систематизации собственных мнений»[13].
Еще одна особенность коммуникативного процесса в
Интернете – использование «ника» –
является воплощением опосредующей функции слова. Как в методике двойной
стимуляции псевдослово постепенно наполняется предметным содержанием, так ник
выступает средством обобщения текстов, которые им маркируются, и за ним со
временем и для собеседников, и для самого автора начинает проступать его предметная
отнесенность.
У интернет-коммуникации есть еще одно свойство,
неоднократно отмечавшееся в литературе[14]
– анонимность. «Граница личности есть граница
семиотическая»[15]. В данном
случае граница личности «жителя Интернета» не включает ни телесное Я человека,
ни его свойства как субъекта социальных отношений: и физическое, и социальное
«лицо» человека как раз и скрыты в Интернете под маской анонимности.
Итак, три особенности Интернета – автокоммуникация, дискуссионная практика и традиция
псевдонимов – создают предпосылки для интенсивной работы над
образом Я. Интернет как особая культурная среда предоставляет средства для
развития самосознания как высшей психической функции. Выделенные Л.С. Выготским
три ступени в развитии всякой психической функции выглядят здесь следующим
образом: Я как автор суждений и выборов, зафиксированных в Интернете, – «автор в себе»; Я как автор, воспринимаемый другими
участниками интернет-общения, – «автор для других»; Я как
автор, осознающий свое авторство и принимающий точку зрения на себя как на
автора своих суждений и выборов, – «автор для
себя». Это позволяет «жителю Интернета» осуществить себя как личность: «То же,
что принято называть личностью, является ничем иным, как самосознанием
человека: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам
осознает себя как известное единство»[16].
Четвертая особенность интернет-общения – анонимность – накладывает
ограничения на само понимание личности в этой среде. В Интернете телу отказано
в семиотическом статусе[17],
точнее, этот статус признан нулевым. В 60-е годы хакеры, как представители
молодежного бунта, приравняли к нулевому семиотический статус социальных
достижений человека, заявив о равенстве всех в компьютерном мире, независимо от
дипломов и должностей. интернет-культура сделала второй шаг к десемиотизации
вещного мира, исключив из свойств своего пользователя природную составляющую.
Таким образом, личность в Интернете может пониматься только одним единственным
способом – как субъект культуры. В.В. Петухов так понятую
личность определяет как субъекта ответственного и самостоятельного выбора[18].
Полученные данные об особенностях образа Я и
самооценки «жителей Интернета» могут быть проинтерпретированы не только как
показатель неблагополучия тех, кто стремится в интернет-среду, и вредоносности
самой этой среды (ссылки на такие результаты см. у Войскунского А.Е.[19]).
Можно рассматривать Интернет как культуру, в рамках которой появились новые
средства для личностного развития тех, кому по каким-либо причинам трудно
формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные
достижения.
Появление Интернета не только поставило точку в
индустриальном этапе развития общества, но и изменило психологические свойства
современной культуры. Для активного участника интернет-жизни проблема
отчуждения в том виде, в котором ее обсуждал Э. Фромм, уже не стоит. «Он не
участвует ни в планировании трудового процесса, ни в его результатах, он почти
никогда не соприкасается с произведенным продуктом в целом»[20].
Вряд ли человек, имеющий свой сайт (личный или корпоративный) или
поддерживающий своим присутствием интернет-сообщество, отнесет эти слова на
свой счет. Да и отмечаемая Ю.М. Лотманом оборотная сторона ориентированной на
сообщения культуры двадцатого века – «резкое
разделение на передающих и принимающих, возникновение психологической установки
на получение истины в качестве готового сообщения о чужом умственном усилии...»[21]
– уже не характерна для ориентированной на
автокоммуникацию культуры Интернета.
Выводы
В настоящий момент в нашей стране Интернет и общество
находятся на 4 стадии межкультурного взаимодействия. Для СМИ это означает,
во-первых, формирование нового типа потребителя информации, а, во-вторых,
появление новых требований к предоставляемой информации.
Факторы, определяющие «лицо» потребителя
интернет-информации, порождены свойствами Интернета как новой культуры. К числу
важнейших факторов могут быть отнесены следующие:
1. Интернет
по своей природе является письменной культурой, которая ориентирована, согласно
Ю.М. Лотману, «на способность человека самому выбирать стратегию своего
поведения..., поскольку каждое событие рассматривается как «случившееся в
первый раз»[22];
2. Интернет,
выполняющий до сих пор функцию периферии большой культуры, накапливает
информацию обо всем новом, необычном, нестандартном, подготавливая изменения в
категориальной структуре общественного сознания;
3. Интернет
создает исключительные по сравнению с другими областями культуры возможности
для формирования каждым пользователем позиции автора.
Итак, герой нашего интернет-времени – это человек, стремящийся к автономности,
ориентирующийся на уникальное, а не закономерное, склонный к продуктивной, а не
воспроизводящей деятельности. Все сказанное уже не позволяет определять далее
человека, склонного к работе с интернет-информацией как «потребителя», хотя и
термин «пользователь» используется нами лишь за неимением лучшего. Такой
пользователь интернет-ресурсов СМИ ориентирован на журналистику соавторства,
когда представленные журналистами материалы рассматриваются пользователем не
как описания фактов, а интерпретируются им во множестве возможных для него
контекстов с последующим порождением собственной гипертекстовой информации,
несводимой к линейной записи в рамках заданной журналистским текстом
категориальной структуры.
Требования к подаче информации, навязываемые
интернет-культурой, обусловлены имеющимися в Интернете техническими
возможностями, с одной стороны, и психологическими запросами пользователя
Интернета, с другой. Эти требования предполагают:
1) гипертекстовое
представление – должна быть предусмотрена возможность «расширенного»
ответа на запрос пользователя, учитывающая возможность формирования у него
новых вопросов по любому фрагменту информации;
2)
эксплицитная схема информации – должна существовать информация
о предоставляемой информации, позволяющая пользователю самостоятельно
формировать «маршрут» ознакомления с предлагаемой информацией;
3)
оперативность пространственно-временной локализации – указание точных «адресов» и времени последнего
пополнения информации;
4)
субъект-субъектный стиль общения, исключающий любые формы отношения к
бессознательному пользователя как к средству достижения личных – корпоративных – государственных
– общечеловеческих целей.
Литература:
1.
Арестова О.Н.,
Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации
пользователей Интернета // 2-я Российская конференция по экологической
психологии. Тезисы. М., 2000.
2. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., Наука, 1989.
3. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
4. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4, М., Педагогика, 1984.
5. Зинченко В.П. Живое знание. Самара, 1998.
6. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М., препринт ИП РАН, 1999.
7. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
8. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. М., 1998.
9. Петухов В.В. Понятие личности // Субъект деятельности. Хрестоматия. М., 1998.
10. Поспелов Д.А. Будущее искусственного интеллекта. М., Наука, 1990.
11. Фромм Э. Современное положение человека // Психоанализ и этика. М., Республика, 1993.
12. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1996.
[1] Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
[2] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
[3] Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М., препринт ИП РАН, 1999.
[4] Поспелов Д.А. Будущее искусственного интеллекта. М., Наука, 1990.
[5] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
[6] Элиаде М. Священное и мирское. М., 1996.
[7] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996; Мелетинский Е.М. Избранные статьи. М., 1998; Элиаде М. Священное и мирское. М., 1996.
[8] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
[9] Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М., препринт ИП РАН, 1999.
[10] Зинченко В.П. Живое знание. Самара, 1998.
[11] Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
[12] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
[13] Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4, М., Педагогика, 1984.
[14] Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000; Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М., препринт ИП РАН, 1999.
[15] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
[16] Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4, М., Педагогика, 1984.
[17] Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., Наука, 1989.
[18] Петухов В.В. Понятие личности // Субъект деятельности. Хрестоматия. М., 1998.
[19] Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
[20] Фромм Э. Современное положение человека / Психоанализ и этика. М., Республика, 1993.
[21] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
[22] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.