ГЛАВА 10

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В РЕДАКЦИИ. БИЗНЕС-ПЛАН

 

Без финансового обеспечения нет производства газеты. Эта аксиома логически подводит к выводу о том, что при планировании производственно-хозяйственной деятельности руководитель редакции не должен уходить от ответа на вопросы: «каким образом и за счет чего она будет финансироваться?» Ни одна задача, поставленная перед редакцией, не может быть признана достаточно обоснованной, если этих ответов не будет. Таким образом, финансовое планирование – составной элемент планирования производства. В процессе финансового планирования руководитель редакции должен решить как минимум шесть проблем:

 

представить предполагаемую схему реализации задач;

свести свои управленческие решения к расчетным величинам;

проанализировать влияние своих решений на доходы и расходы редакции;

смоделировать и сформировать потоки платежей во внутренней и внешней сферах;

получить начальную информацию об ожидаемых сроках платежей;

добиться согласованности, выравнивания платежей. При этом не должна упускаться из виду проблема сохранения финансового равновесия.

 

Вспомним, что планирование включает в себя два вида: долгосрочное и краткосрочное. Долгосрочное планирование – это планирование структуры капитала, или планирование структуры баланса. Краткосрочное планирование предполагает сопоставление поступлений и расходов в течение определенного времени (обычно до одного года). Рассмотрим финансовое планирование с точки зрения краткосрочного.

Структура финансового плана на период выглядит так, как она показана в табл. 5 (цифры даны произвольно).

В любом плане есть определенная доля риска. Предупредить риск в финансовом плане можно путем создания ликвидных резервов. Трудно сказать, каков должен быть ликвидный резерв. Чаще всего он определяется величиной какой-либо жизненно важной потребности, не покрытие которой грозит редакции остановкой производства. Вполне допустимо, что редактор держит этот резерв, к примеру, на расчетном счете. Для придания плану реальности в него следует включать только ожидаемые в заданный период поступления и выплаты. Причем степень ожидаемости поступлений должна быть очень высокой и основываться на предварительных расчетах (см. главу 6). При продуманном планировании суммы, необходимые для покрытия выплат, формируются точно к сроку этих выплат.

При выполнении плана в какой-то момент может появиться дефицит платежных средств. Если он не повторится в следующем периоде, финансовое равновесие не нарушится. Но если финансовый план не удастся привести к равновесию в течение нескольких периодов, значит, в финансовый план заложено неверное соотношение поступлений и выплат.

 

Таблица 5

Основная структура финансовых планов

 

Статьи плана

Период планирования

1-й

2-й

и т.д.

1. Платежные средства на начало периода (излишек или дефицит)

План поступлений

20

35

 

§       от реализации тиража

 

 

 

§       от рекламы

 

 

 

§       от прочих видов деятельности

 

 

 

2. Сумма плана поступлений

80

 

 

План расходов:

 

 

 

§         на издание газеты

 

 

 

§         развитие технической базы

 

 

 

§         экспедирование газеты

 

 

 

§         прочие расходы

 

 

 

3. Сумма плана расходов

65

 

 

4. Запас платежных средств на конец периода (1 +2 3)

35

 

 

 

Иногда из-за недостаточной детализации потоков в плане может появиться скрытый дефицит финансовых средств. Он может выглядеть как излишек поступлений, если эти поступления планируются слишком оптимистично. В дальнейшем, как это часто бывает, предполагаемый излишек поступлений исчезает, а произведенные под этот «излишек» расходы приведут к потере финансового равновесия.

Добиваясь выполнения финансового плана, руководитель редакции может использовать следующие приемы:

 

§         привлечение краткосрочных кредитов;

§         мобилизация учтенных и неучтенных ликвидных резервов;

§         сдвиг поступлений на более ранний срок;

§         отсрочка выплат на более поздний срок;

§         поиск дополнительных поступлений.

 

Не только в начале бизнеса, но и на определенном этапе его развития могут появиться условия, требующие детальной разработки долгосрочной программы, как в интересах самого предприятия, так и для представления ее внешнему инвестору. Такая программа будет нужна в обязательном порядке при участии редакции в каком-либо конкурсе на получение гранта. Программа действий, направленная на обеспечение устойчивого прибыльного функционирования предприятия, называется бизнес-планом.

Любой бизнес-план должен показывать цель организуемых мероприятий и пути достижения поставленных целей. Причем он составляется обычно на срок от 2 до 5 лет. Практика международного бизнеса показывает, что без бизнес-плана невозможно рассчитывать на какое-либо участие в проекте заинтересованных лиц: банка, инвестора, компаньонов.

Бизнес-план выполняет двуединую задачу: он является рабочим инструментом (внутренняя функция) и представительским документом для привлечения внешнего финансирования (кредиты, гранты, лизинг). Типовой бизнес-план включает в себя следующие блоки:

 

1. Описание общего состояния дел в данный момент.

2. Поставленные цели и задачи.

3. Оценка своего предприятия (если оно уже существует).

4. Анализ рынка, на который вы входите.

5. Описание перехода из сегодняшнего состояния в перспективу.

6. Описание необходимых ресурсов.

7. Условия привлечения инвестиций.

 

Бизнес-план дает возможность совершать ошибки только на бумаге, помогая избежать их в реальных условиях.

Состав и структура различных бизнес-планов могут отличаться, но содержательная сторона диктуется общепринятой практикой и включает в себя следующие разделы.

 

1. Резюме.

Цель раздела дать возможным потенциальным инвесторам быстро вникнуть в суть проекта, оценить его. Резюме должно иметь привлекательный характер и содержать расчеты в сжатом виде. Расчеты, естественно, должны показать итоговые результаты и быть убедительными для инвестора. Объем резюме должен удовлетворить такое требование: его можно прочитать за 57 минут.

 

Содержание раздела:

§         цели создания новой газеты или изменения существующей концепции;

§         отличие планируемого издания от конкурентных;

§         чем достигается привлекательность нового издания;

§         сведения о предполагаемых тиражах, периодичности и объеме газеты, выручке, затратах, валовой прибыли, рентабельности;

§         вклад учредителей и потребность в кредите;

§         сроки и график возврата кредитов.

 

2. Описание товара.

Дается описание газеты. Указываются:

 

§         потребительские свойства, то есть полезность для читателя;

§         степень защищенности патентами, свидетельствами;

§         наглядное изображение первой и, при необходимости, других страниц;

§         прогноз затрат и цены;

§         организация сервиса или дополнительных услуг, оказываемых редакцией подписчикам.

 

3. Рынок сбыта.

Это один из важнейших разделов плана, особенно если он рассчитан на инвестиции. В то же время это самый сложный раздел, так как требует досконального исследования рынка, что бывает не всегда просто из-за ограниченной информации о рынке СМИ.

В разделе нужно показать:

 

§         сегмент рынка, его состояние, объем;

§         категория покупателей газеты;

§         рыночная конъюнктура.

 

4. Конкуренция.

Этот раздел как бы продолжает предыдущий, но показывает не только потенциал рынка, но и проникновение. Готовя материал для раздела, придется показать как статистические, так и аналитические исследования.

Содержание раздела:

 

§         перечень крупнейших конкурентов как по тиражам, так и по общественному влиянию;

§         объем их продаж, доходы;

§         показать, есть ли у них перспективы внедрения новой продукции, подобной вашей;

§         дать характеристику качеству и дизайну газет конкурентов;

§         показать политику цен конкурентов.

 

5. Стратегия маркетинга.

В разделе должен быть представлен план маркетинга, который включает в себя:

 

§         схему и объемы распространения;

§         ценообразование на свою продукцию;

§         рекламу, методы стимулирования продаж;

§         организацию действий по претензиям потребителей;

§         формирование общественного мнения о своем издании.

 

6. План производства.

Главная задача подтвердить расчетами, что вы в состоянии производить необходимое количество изданий в нужные сроки. Практически задача сводится к тому, чтобы показать достаточность стартового капитала для производства газеты до того периода, когда вы начнете получать выручку от продаж. Причем выручка должна быть достаточной для продолжения производства.

Указывается:

 

§         на каких производственных мощностях будет вестись производство (собственных, арендованных, наемных);

§         поставщики, условия поставки;

§         система контроля качества продукции;

§         возможные издержки по этапам плана.

 

7. Организационный план.

Показывается система организации управления всей работой редакции:

 

§         персоналии, уровень их подготовки и способность организовать дело, управлять редакцией, подразделениями;

§         формирование организационной структуры и ее обеспечение;

§         содержание работ подразделений редакции;

§         квалификационные требования к специалистам и как они будут достигаться;

§         источники и способы привлечения специалистов;

§         фонд оплаты труда и виды оплаты.

 

8. Юридический план.

Включает в себя:

 

§         форму организации, правовой статус редакции;

§         основные документы, регламентирующие деятельность редакции в настоящем и будущем.

 

9. Оценка риска и страхование.

При составлении этого раздела не нужно пытаться изобразить все в розовом цвете. Наоборот, инвестор оценит ваш реалистический подход к делу, особенно если вам удастся показать оригинальные пути выхода из возможных кризисных ситуаций.

Показать:

 

§         возможные типы рисков (производственные, финансовые и иные);

§         источники рисков, моменты из возникновения;

§         меры по сокращению рисков и минимизации потерь.

 

10. Финансовый план.

Финансовый план по объему займет значительную часть бизнес-плана. Финансовый план подразделяется как бы на две части: в первой показывается, на какие цели и сколько будет израсходовано денег, из каких источников предполагается получать прибыль; во второй части все это показывается постатейно.

Указываются элементы финансового плана:

 

§         прогноз объемов реализации;

§         прогноз доходов и затрат;

§         сводный баланс активов и пассивов.

 

Указанные расчеты для первого года даются помесячно, для второго поквартально, для третьего и далее в целом. Баланс активов и пассивов дается на начало и конец первого года. Автор должен быть готовым к тому, чтобы ввести в план интересующие инвестора показатели.

Основу расчетной части финансового плана составляют сметы. В солидном, проработанном финансовом плане каждая статья расходов и доходов сопровождается сметой. Например, для бизнес-плана по созданию газеты такими сметами могут быть:

 

§         смета расходов на оборудование рабочих мест;

§         смета расходов на аренду помещения, содержание и эксплуатацию здания;

§         смета расходов на типографские услуги;

§         смета расходов на типографскую бумагу;

§         смета расходов на оплату труда;

§         смета расходов на автотранспорт;

§         смета расходов на работу редакционно-издательского центра (кроме оплаты труда);

§         смета расходов на связь, подписку на необходимые для редакции издания;

§         смета расходов на рекламу и иных расходов, связанных с продвижением продукции;

§         смета поступлений от реализации тиража;

§         смета поступлений от рекламы;

§         сводная смета расходов и поступлений.

 

Если бизнес-план предусматривает дальнейшее развитие газеты, часть смет будет учитывать только нарастающую долю расходов.

Конкретный бизнес-план, возможно, потребует составления и других смет.

Как оформляется смета, покажем на примере (табл. 6).

Бизнес-план будет хорошо восприниматься инвестором, если каждое утверждение о прогнозируемых расходах и доходах будет подтверждено сметой. Сметы должны учитывать установленные для редакции налоги.

 

Таблица 6

Смета расходов на типографские услуги

по изданию газеты «Волга»

(типография «Братья Петровы»)

 

Период

Разовый

тираж (экз.)

Оптовая цена

за один тираж

(тыс. руб.)

Количество

выходов

Сумма

(тыс. руб.)

2001

Январь

15000

11.00

8

88.00

Февраль

15000

11.00

8

88.00

Март

15000

11.00

8

88.00

Апрель

15000

11.00

8

88.00

Май

15000

11.00

8

88.00

Июнь

15000

11.00

8

88.00

Июль

20000

13.00

16

208.00

Август

20000

13.00

16

208.00

Сентябрь

20000

13.00

16

208.00

Октябрь

20000

13.00

16

208.00

Ноябрь

20000

13.00

16

208.00

Декабрь

20000

13.00

16

208.00

Всего

за 2001 г.

144

1776.00

2002

1-й квартал

25000

15.00

48

720.00

2-й квартал

25000

15.00

48

720.00

3-й квартал

25000

15.00

48

720.00

4-й квартал

30000

17.00

48

816.00

Всего

за 2002 г.

192

2976.00

Всего

за 2003 г.

30000

17.00

192

2976.00

ИТОГО:

за проектируемый

период

 

 

528

7728.00

 

11. Стратегия финансирования.

В этом разделе концентрированно показываются:

 

§         ожидаемое время полного возврата заемных средств и получение инвесторами дохода на их вложения (срок окупаемости).

 

Естественно, цифры этого раздела не должны расходиться с показателями финансового плана и сметами. Раздел целесообразно завершить наглядным изображением динамики движения денежных средств. Этого можно достичь, если применить форму финансового профиля проекта, который выглядит так, как показано на рис. 13.

На рисунке видно, каким будет максимальный денежный отток (точка «А»), что доходы начнут поступать через полтора года (предпроизводственный период), а прибыль следует ожидать через 3 года и 7 месяцев (период возврата капитальных вложений). Если принять 2004 г. последним годом проекта, то величину денежного потока, достигнутую в этот год, можно принять за экономический эффект проекта. Основой построения финансового профиля служит сводная смета расходов и поступлений.

 

12. Приложения.

Бизнес-план будет выглядеть более полным, если к нему будут приложены схемы, планы, чертежи, фотографии, видеофильмы и т.п.

 

Рис. 13. Финансовый профиль проекта (учебный вариант)

Рис. 13. Финансовый профиль проекта (учебный вариант).

 

в оглавление << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz