ГЛАВА 5

СИСТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ

 

Рассматривая структуру расходов редакции, мы обратили внимание на соотношение издержек и расходов, определив его как критерий уровня экономического управления. Означенное соотношение только начало аналитического подхода к финансово-экономическому состоянию редакции, ибо вполне очевидно, что анализ, основанный на таком показателе, будет поверхностным, диапазон приемлемого и неприемлемого значения указанного соотношения определить с большой степенью точности невозможно (очевидно, что в идеальном варианте это соотношение будет равно единице).

В экономике есть категории и методики, дающие возможность с большой степенью достоверности определить «состояние здоровья» предприятия. Одна из них равновесие.

Вернемся к балансу. В переводе с французского языка «балансировать» означает «сохранять равновесие». Казалось бы, чисто физическое понятие является экономической категорией и занимает в экономике важное место. Равновесие фундаментальный инструмент экономического анализа. Оно означает, что экономическая переменная остается постоянной при любых изменениях влияющих на нее факторов. Практически все экономические теории пытаются разрешить проблему равновесия.

Для редакции проблема равновесия актуальна с двух позиций: в долгосрочном периоде и в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде финансово-экономическое равновесие предприятия определяется рентабельностью производства. В краткосрочном его ликвидностью.

Ликвидность это способность предприятия в любой момент платить по своим обязательствам. Величина обязательств показывается в пассиве бухгалтерского баланса. Конечно, заплатить по обязательствам можно путем взятия ссуды. Но это не решает проблему, ибо вместо обязательства перед одним появятся новые обязательства перед другим лицом. Заплатить по обязательствам можно и за счет активов. Именно такое условие и содержит в себе определение ликвидности.

Ликвидность это такая степень состояния предприятия, при которой оно способно уплатить долги путем ликвидации активов.

Казалось бы, что для определения ликвидности достаточно сопоставить две цифры баланса: активы и обязательства. Но при таком подходе можно прийти к заблуждению по простой причине: стоимость активов по балансу еще не гарантирует получения адекватной денежной суммы при ликвидации (продаже) этих активов на рынке. Особенно это важно учитывать, если основу ваших активов составляют дорогие, но устаревшие основные средства, которые вы не в состоянии будете продать по балансовой стоимости.

Учитывая все сказанное, добавим, что ликвидность как состояние предприятия предполагает его способность платить по обязательствам в любой момент.

Для анализа финансово-экономического состояния предприятия применяются еще такие категории, как потребность в платежных средствах и покрытие этой потребности. Применяя их к определению ликвидности, можем сказать: предприятие ликвидно, если покрытие превышает потребность в платежных средствах или по меньшей мере совпадает с ней.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что есть определенное состояние, при котором достигается минимум, нижний предел ликвидности совпадение покрытия с потребностью в платежах. Такое состояние называется финансовым равновесием.

Состояние, при котором потребность в платежных средствах временно превысит их наличие, определяется как временные проблемы с ликвидностью.

Повторное многократное возникновение временных проблем с ликвидностью оценивается уже как неплатежеспособность, то есть неликвидность. Следующий этап такого предприятия банкротство.

Таким образом, управляя редакцией, руководитель обязан отслеживать состояние предприятия, оценивать его по шкале: ликвидность, финансовое равновесие, временные проблемы, неплатежеспособность, банкротство. Образно говоря, такова финансово-экономическая «колея», по которой руководитель может «водить» возглавляемый им коллектив, двигаясь в любую сторону Для того чтобы решить одну из главных задач предприятия долгосрочное его существование, руководитель не должен допускать стихийного движения своего предприятия по этой «колее». Руководитель обязан управлять финансовым равновесием. Что для этого нужно, понятно. Как этого достичь, вот в чем вопрос.

Экономика дает руководителю некоторые советы, следование которым поможет избежать скольжения к краху.

В финансовом равновесии редакции выделяются три компонента, которые представляют собой частичные состояния равновесия.

1. Текущее финансовое равновесие. Его можно достичь, если поток выплат будет идентичен потоку поступлений, как по величине, так и по срокам. То есть руководитель не должен допустить отрыва расходов от сумм поступлений буквально ни на день. Если эта задача будет решена ежедневно, ситуация не сможет выйти из-под контроля.

2. Структурное финансовое равновесие. Достигается взаимосвязью между источниками капитала и его использованием. Для понимания этой части финансового равновесия вернемся ко второму разделу. Там отмечалось, что по отношению к оборотным фондам главное требование экономия, по отношению к оборотным средствам минимизация затрат, эффективность расходов. Если структура капитала и его источников, структура финансовых потоков будут исключать безвозвратный отток средств, вероятность банкротства будет определяться только внешними факторами. К этому стоит добавить и такой момент: структурное финансовое равновесие зависит и от организационной структуры редакции. Аренда дорогого помещения, «раздутый» штат, непомерно высокие должностные ставки в этом таится опасность для финансового равновесия.

3. Рентабельность производства. С точки зрения равновесия рентабельность означает такое применение капитала, при котором доход от этого применения всегда позволяет рассчитываться с долгами без ущерба для имущества редакции. Говоря о рентабельности, можем выделить рентабельность и ликвидность как цели предприятия и посмотреть на их взаимосвязь. Выяснится, что эти цели на определенном этапе входят в конфликт: излишняя ликвидность может привести к нерентабельности, погоня за прибылью без наличия должных резервов может привести к потере ликвидности. Происходит это по той причине, что с точки зрения ликвидности редакция всегда должна иметь ликвидные запасы. С точки зрения рентабельности весь капитал должен работать и приносить прибыль. Выбор оптимального варианта есть управление рисками.

На основании вышеизложенного руководителю редакции можно дать такие практические рекомендации.

 

§         Использовать балансы прошлых лет для получения представления о финансовом равновесии редакции и его динамике.

§         Прогнозирование состояния нужно закладывать при составлении бюджета и финансовых планов.

§         Ожидаемые потоки поступлений оценивать очень осторожно.

§         Ожидаемые выплаты планировать с запасом.

§         Не заблуждаться при оценке стоимости своих активов.

 

Получение прибыли главная цель рыночного предприятия. Устремление к этой цели хорошая характеристика для руководителя. Но прибыль как один из компонентов финансового состояния предприятия нуждается в анализе и оценке, поскольку девиз «Прибыль любой ценой» может привести к тому, что за нее придется заплатить судьбой редакции.

Источником анализа и оценки прибыли является отчет о финансовых результатах (табл. 3).

Используя отчет для анализа прибыли, редактор ставит две задачи: выявить источники прибыли, установить относительность показателей прибыли.

Выявить источники прибыли значит определить долю отдельных компонентов в балансовой прибыли. Для примера возьмем такие показатели:

 

Балансовая прибыль

100%

Прибыль от основной деятельности

114%

Прибыль от прочей реализации

15%

Прибыль от внереализационной деятельности

1%

 

Как видно, убытки от прочей реализации были покрыты за счет основной деятельности. Бывает и наоборот.

Для редакций, особенно общественно-политических газет, прибыль от основной деятельности бывает проблемной, поскольку даже по себестоимости продать газету трудно. Откуда же появляется прибыль? От рекламы. (На этой почве нередко возникает мнение, что рекламный агент кормит редакцию.) Руководителю нужно иметь ясное представление о величине убытков от «чисто» издательской деятельности, механизме и источниках их компенсации. Это важно также и для расчета стоимости площадей, продаваемых под рекламу.

Повторим таблицу, приведенную выше, уже в другом варианте:

 

Балансовая прибыль

100%

Прибыль от реализации газеты

-50%

Прибыль от публикации рекламы

164%

Прибыль от прочей реализации

15%

Прибыль от внереализационной деятельности

1 %

 

От бухгалтерии можно получить структуру доходов по схеме:

 

затраты на производство и сбыт тиража

_______рублей

выручка от реализации тиража

_______рублей

прибыль (убыток) от реализации тиража

_______рублей

доход от размещения рекламы

_______рублей

 

В этих данных будет видна потребность в погашении убытка от производства и сбыта газеты и достаточность (недостаточность) сбора от размещения рекламы.

Как уже говорилось, при анализе и оценке прибыли важно не только выявить ее источники, но и проанализировать относительность показателей прибыли. А она характеризуется рентабельностью.

Рентабельность показывает относительность прибыли и является компонентом финансово-экономического равновесия, признаком равновесия в долгосрочной перспективе. Рентабельностью можно управлять как в период формирования структуры редакции, так и при расчете цены на газету, при определении фонда оплаты труда. Об этом еще будет сказано, сейчас дадим определение рентабельности.

Рентабельность (норма рентабельности) это соизмерение прибыли с затратами, произведенными для получения этой прибыли. Универсальная формула нормы рентабельности выглядит так:

 

Р = П/З х 100%

 

где:

Р норма рентабельности,

П — прибыль,

3 — затраты.

Используя принцип, заложенный в этой формуле, можно рассчитать рентабельность любого участка работы или использования средств. Поэтому рентабельность как экономическая категория используется в различных сочетаниях: рентабельность продукции, рентабельность кредита, рентабельность фондов, рентабельность собственного капитала, рентабельность редакции в целом и т.д.

На практике чаще всего применяются следующие показатели рентабельности:

1. Рентабельность продукции. Вернемся к схеме калькуляции, которая была приведена в третьем разделе. Там при расчете цены продукции можно было заложить любую рентабельность. Конечно, не вся продукция, предложенная покупателям по цене, образованной с учетом введенной нами рентабельности, будет реализована, следовательно, величина прибыли изменится. Реальная рентабельность определяется как отношение прибыли, полученной от реализации продукции, к ее себестоимости.

2. Рентабельность производства. Определяется как отношение годовой (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств.

3. Основной коэффициент доходности отношение годовой чистой прибыли к годовому среднему собственному капиталу.

4. Коэффициент прибыльности инвестированного капитала отношение прибыли, полученной от использования инвестированного капитала, к его стоимости. Отметим, что стоимость инвестиции выше ее суммы на величину стоимости обслуживания.

Есть ли показатели рентабельности, которые можно считать вполне устраивающими? Считается приемлемой рентабельность для отдельного продукта 2030%, для предприятия в целом 10%.

При решении задач управления руководителю редакции недостаточно иметь только данные бухгалтерского учета. Ему нужна управленческая информация, основанная на системе аналитического учета и механизме расчетов. Можно с уверенностью сказать, что такая система выстраивается в течение длительного времени и у двух руководителей может и не быть одинаковой системы. Это связано как с индивидуальными особенностями руководителей, так и с особенностями каждой из редакций.

Но есть, по крайней мере, два условия, без которых система учета и анализа невозможна в принципе.

Первое условие наличие расчетных величин. Для любой системы необходимы расчетные величины потоков и запасов. Второе условие отслеживание всех процессов должно производиться в виде пар понятий. Применимы, к примеру, такие пары: выплаты поступления, затраты доходы, издержки тираж, расходы доходы. Последняя пара делает систему простой, но при ее применении редактору придется многое держать в памяти.

Учитывая высказанные условия, можем в качестве примера привести простейшие системы аналитического учета для редактора газеты по коэффициенту общей ликвидности и по рентабельности собственного капитала (табл. 4).

Периоды заполнения таблицы редактор может установить сам, но можно считать достаточным, если это будет делаться два раза в месяц. При использовании указанной системы нужно учесть, что деньги, полученные за подписку (к примеру, на полугодие), нужно равномерно распределить по всему подписному периоду (полученную от подписки сумму разделить по месяцам, входящим в период). Аналогично нужно поступить и с расходами, относимыми к внеоборотным активам.

При стабильном финансовом положении редакции иногда бывает достаточным иметь только одну пару: выплаты поступления. Эта система сводится к тому, что бухгалтерия подает редактору ежедневную справку по двум разделам: сколько счетов выписано редакцией, и какие из них оплачены, сколько счетов предъявлено редакции к оплате и какие из них редакция способна оплатить.

 

Таблица 4

Схемы аналитического учета

 

Расчетные показатели

по периодам

Периоды заполнения

1-й

2-й

3-й

4-й

и т.д.

Коэффициент общей ликвидности

Текущие активы

 

 

 

 

 

Текущие обязательства

 

 

 

 

 

Норма – 1 (вариант)

 

 

 

 

 

Рентабельность

собственного

капитала

Чистая прибыль

 

 

 

 

 

Собственный капитал

 

 

 

 

 

Норма рентабельности – 10%

(вариант)

 

 

 

 

 

 

Регулируя эти потоки, руководитель осуществляет управление ликвидностью при условии, что до перехода к такой системе финансовое положение предприятия было прочным и не происходят никакие изменения в структуре капитала редакции.

Обязанность собственника не только контролировать финансовое состояние предприятия, но и принимать меры по предупреждению финансовой несостоятельности, выходу из кризисного состояния. А неблагоприятная ситуация может сложиться под действием не только внутренних факторов, но и при изменившихся условиях внешней среды (налогообложение, проценты по ссудам, состояние банков, тарифы и цены на сырье и т.д.). Руководитель должен держать редакцию в таком состоянии, чтобы колебания внешней среды не смогли «уронить» предприятие или выбить его из колеи на какое-то время. Руководить значит предвидеть. Предвидение же должно подкрепляться действиями, направленными на предотвращение неприятных последствий. Но действовать правильно можно только на основе объективной оценки состояния своей редакции, прежде всего двух составляющих: оснащенности предприятия финансовыми средствами (капиталом), эффективности использования материальных средств и имущества.

Капитал и эффективность работы предприятия интересуют не только коллектив редакции, но и кредиторов, компаньонов, акционеров (если редакция создана в форме АО), владельцев имущества.

Для оценки состояния редакции, как уже говорилось, можно использовать два документа: баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках. Каким образом используются показатели баланса в целях анализа?

Во-первых, сравнение показателей баланса. Для этого нужно иметь несколько балансов, например за 23 года. Сравнивая показатели, можно легко выявить тенденции в их изменении. Для сравнения можно использовать также балансы других предприятий, мировые показатели.

Во-вторых, использовать относительные показатели. Для того чтобы вывести эти показатели, вернемся к таблице 2 (бухгалтерский баланс). Что мы можем узнать из баланса:

1. Насколько богато предприятие. Смотрим «актив».

2. За счет чего богато предприятие. Смотрим «пассив»: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства. У очень устойчивого предприятия все богатство сосредоточено в строке «Капитал и резервы». Соотнеся активы и пассивы, можно определить величину собственных оборотных средств, выявить наличие источников формирования запасов (сумма строк 490 + 590 + 610 190).

3. Оценить оснащенность капиталом, в том числе определить:

степень задолженности отношение заемного капитала (сумма строк 510 и 610) к собственному капиталу (строка 490), затем к общему капиталу (строка 700). При сравнении балансов нескольких периодов положительной считается тенденция к понижению;

степень финансовой независимости (автономии) отношение собственного капитала (строка 490) к общему капиталу (строка 700). Допустимым нижним пределом можно принять 0,6;

финансовую устойчивость. Этот показатель можем получить, если соотнесем собственный капитал (строка 490) к сумме заемных средств и кредиторской задолженности (сумма строк 510, 610, 620). Положительной является тенденция к повышению.

4. Выявить источники приобретения основных средств.

а) если при соотношении строки 490 (собственный капитал) к строке 120 (основные средства) получим 1, значит, все основные средства приобретены редакцией за свой счет;

б) если соотношение суммы собственного и заемного капитала (сумма строк 490, 510, 610) к основным средствам (строка 120) также равно 1, можно сделать вывод о том, что редакция при формировании основных средств использовала заемный капитал. Предпочтительнее, если это соотношение больше 1.

5. Оценка структуры имущества.

Как уже отмечалось, соотношение основных и оборотных средств характеризует мобильность капитала предприятия: основные средства сковывают капитал, а недостаток оборотных средств может привести к омертвлению капитала. Поэтому важно знать:

долю основных средств отношение основных средств (строка 120) к капиталу (строка 700). При обнаружении тенденции к росту нужно иметь в виду, что начнет повышаться себестоимость продукции;

долю оборотных средств отношение оборотных средств (строка 290) к капиталу (строка 700). Рост этого показателя свидетельствует о повышении мобильности предприятия;

долю запасов отношение запасов (строка 210) к капиталу (строка 700). Этот показатель должен соотноситься с тенденцией выручки: если падают запасы и растет выручка хорошо; растет доля запасов, но падает выручка начались проблемы с продажами;

долю дебиторской задолженности отношение суммы дебиторской задолженности (сумма строк 230 и 240) к капиталу (строка 700). Рассудите сами, хорошо ли, когда вам все должны, но никто не платит?;

долю платежных средств отношение суммы денежных средств (строка 260) и капитала (строка 700). Падение показателя говорит о падении ликвидности.

6. Оценка платежеспособности редакции.

Здесь мы можем получить несколько ситуаций:

первая: равенство показателей строк 260 (денежные средства) и 690 (краткосрочные обязательства). Это такая ситуация, при которой редакция в любой момент может вернуть все долги без ущерба для капитала;

вторая: определяется отношением суммы строк 230, 240, 260 (дебиторская задолженность и свои деньги) к строке 690. Это отношение должно быть больше 1. Ситуация такова, что редакции для оплаты долгов придется «потрясти» тех, кто ей должен (дебиторов);

третья: отношение оборотных средств (строка 290) к краткосрочному заемному капиталу (строка 690). Это соотношение должно быть выше, чем во второй ситуации. Суть такова: не все то, что входит в оборотные средства (например, запасы), может быть быстро ликвидировано для расчета с долгами, да и дебиторы (ваши должники) редко «входят в положение» и не всегда торопятся возвращать долги, особенно если срок их уплаты не наступил. Поэтому сохранять такую ситуацию в течение длительного времени опасно.

Таким образом, система аналитического учета и анализа позволяет выявить «болевые точки». Самыми ощутимыми из них являются: рост издержек при производстве газеты, трудности со сбытом и падение выручки, невозможность осуществить инвестиции. При нежелательном развитии этих болевых точек снижаются финансово-экономические показатели, и падает ликвидность. Изменить негативные тенденции труднее, чем предотвратить. И уровень руководства определяется не способностью руководителя «вытаскивать» ситуацию, а умением предупреждать ее. Еще раз в связи с этим отметим: руководить значит предвидеть.

 

в оглавление << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz