ЗАКЛЮЧЕНИЕ

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Темпы и результативность масштабных политических, экономических и культурных преобразований на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в существенной степени зависят от развитости публичного дискурса, приоритетная ответственность за содержательность и эффективность которого лежит не только на гражданах, самодеятельных ассоциациях и средствах массовой информации, но и на органах государственной власти и местного самоуправления.

Средства массовой информации, будучи институциональными агентами массовой коммуникации и, соответственно, формируя медиасферу как значимый домен публичной сферы, способствуют вовлечению граждан в процесс принятия политических решений. Более того, публичная роль масс-медиа в современных обществах усиливается, поскольку граждане в существенной степени зависят от информации, предоставляемой масс-медиа. При наличии слаборазвитых гражданских институтов медиаповестка дня (и во многом общественная повестка дня как список априори общезначимых приоритетов) устанавливается главным образом политическими и экономическими элитами, заинтересованными в решении собственных корпоративных задач, а не общезначимых социальных проблем. В силу этого власть играет в информационном пространстве роль регулятора информационных обменов, контролируя доступ в медиасферу другим социальным субъектам (ограничение произвола власти – это задача гражданских активистов и политических оппонентов).

Социальная и функциональная значимость взаимодействия органов власти со средствами массовой информации акцентируется в классических политических, социологических и когнитивистских теориях.

В кибернетических моделях оно рассматривается как важнейший инструмент политической социализации граждан и легитимации власти. В конструктивистском русле подчеркивается, что сообщения средств массовой информации активно участвуют в конструировании социальной реальности. С когнитивистских позиций СМИ навязывают гражданам когнитивные схемы ("фреймы в коммуникации"), тем самым подталкивая к специфическим интерпретациям социальной реальности с последующими решениями и действиями.

-142-

Итак, информационная политика власти как система правовых, технологических и коммуникативных мероприятий, которые осуществляет власть для регулирования информационных потоков на подведомственной территории, – важнейший аспект политического менеджмента.

С одной стороны, власть должна гарантировать гражданам свободный доступ к информации о своей деятельности, предоставлять возможности для выражения альтернативных позиций на публичном форуме, а также создавать условия, при которых граждане могли бы влиять на повестки дня конкретных органов государственной власти и местного самоуправления. Свобода выбора и доступ к надежной информации не могут существовать в полной мере друг без друга.

С другой стороны, власть не может не продвигать в медиасфере собственные приоритеты, поскольку принятие политических решений проходит в конкурентной борьбе за критерии идентификации и ранжирования социальных проблем, оценки их последствий и эффективности предлагаемых способов решения с учетом как объективных "индикаторов реальности", так и субъективных представлений об идеальном положении дел. Следовательно, власть для успешного управления подведомственной административно-территориальной единицей должна упреждающим образом определять общественную повестку дня за счет контроля над медиаповесткой дня в конкуренции с другими акторами.

Наконец, власть вынуждена вступать в публичную коммуникацию с гражданами и политическими оппонентами, поскольку существенное расхождение повестки дня власти, общественной повестки и корпоративных повесток влиятельных акторов разрушает социальный консенсус и приводит к кризису легитимности.

-143-

Общественная репутация органа власти зависит не только от его конкретных действий, результаты которых непосредственно ощущают на себе члены данной административно-территориальной общности, но и от степени удовлетворенности граждан условиями жизнедеятельности, что предполагает их убежденность в правильности предпринимаемых действий. Легитимность власти в демократическом обществе зависит от общественного мнения, которое формируются в медиасфере как домене публичной сферы.

Итак, цель медиаполитики органа власти – это опосредованная (через медиаповестку дня) инкорпорация вопросов из собственной политической повестки вместе с адвокатскими фреймами в общественную повестку для формирования позитивного общественного мнения о своей деятельности и в конечном счете для укрепления легитимности. Медиаполитику власти можно рассматривать как стратегию реализации связей с общественностью в пространстве массовой коммуникации. Медиаполитика конкретного органа власти осуществляется в виде последовательности взаимосвязанных медиакампаний, тематика которых определяется локальными программами экономического, политического, культурного развития подведомственной административно-территориальной единицы, программами вышестоящих органов власти, форс-мажорными обстоятельствами, а также ожиданиями целевых групп.

Базовая коммуникативная стратегия медиаполитики любого акторафрейминг медиаповестки дня как синтез классических концепций установки повестки дня, прайминга, фрейминга и метафоризации. Фрейминг медиаповестки дня – это коммуникативная стратегия, которая реализуется в ходе публичной коммуникации и которая нацелена на инкорпорацию вопросов из корпоративной повестки дня вместе со специфическими адвокатскими фреймами в медиаповестку дня для их дальнейшего транзита в общественную и/или политическую повестки дня (включая повестку дня конкретных органов власти). Это набор коммуникативных технологий, используемых акторами в публичном дискурсе для воздействия на знания, мнения и поведение целевых групп посредством мультиплицированных убеждающих сообщений, которые содержат проблематизацию, детематизацию или рефрейминг проблем, событий или ситуаций. Применительно к власти речь идет о коммуникативной деятельности, инициатор которой – конкретный орган власти, предпринимающий усилия для медиалегитимации собственной фактической повестки.

-144-

Перечислим основные положения предложенной в данном исследовании концепции фрейминга медиаповестки дня.

1.       Общественная поддержка органа власти зависит как от результатов его деятельности в той или иной социетальной сфере, так и от степени убежденности граждан в эффективности и справедливости принимаемых решений и предпринимаемых действий. Органы государственной власти и местного самоуправления должны рассматривать непрерывное информирование граждан в качестве обязательного компонента текущей деятельности.

2.       Средства массовой информации активно участвуют в формировании интерпретаций социальных субъектов, событий и проблем в медиасфере как информационном контексте публичной сферы и влияют на общественное мнение. Следовательно, медиаполитика власти, которая априори предполагает ее конструктивные взаимодействия со средствами массовой информации, есть базовая стратегия легитимации власти.

3.       Медиасфера как множество средств массовой информации вместе с порождаемыми ими публикациями составляет домен информационного пространства и пересекается с пространством массовой коммуникации.

4.       Верхняя часть ранжированного списка вопросов, которые упомянуты в новостях, распространенных на конкретной территории средствами массовой информации за фиксированный период времени, образует локальную медиаповестку как множество вопросов вместе с приписанными им медиафреймами.

5.       Медиафрейм вопроса есть не что иное как доминирующие в медиасфере его фреймы, метафоры и оценки, которые детерминируют его восприятие и интерпретацию аудиторией и, соответственно, влияют на мнения целевых групп и на общественное мнение в целом.

-145-

6.       В процессе формирования медиаповестки дня принимают участие не только СМИ как институциональные агенты массовой коммуникации, но и другие акторы, которые предпринимают попытки инкорпорировать в медиаповестку связанные с их интересами в конкретной социетальной сфере вопросы вместе с их адвокатскими фреймами.

7.       Социальное влияние средств массовой информации проявляется в том, что содержание и состояние общественной повестки дня и политической повестки дня как ранжированных списков вопросов в значительной степени зависит от медиаповестки дня.

8.       Акторы для воздействия на других социальных субъектов как целевые группы конструируют адвокатские фреймы вопросов (включающие в себя их фреймы, метафоризации и оценки) и далее продвигают эти вопросы вместе с фреймами в медиасферу.

9.       Для инкорпорации конкретного вопроса в медиаповестку дня актор осуществляет три рода действий. Во-первых, повышает сенсомоторную выпуклость вопроса в медиасфере за счет мультипликации тематически однородных сообщений. Во-вторых, индуцирует благоприятные для него интерпретации и умозаключения, заблаговременно выдвигая на первый план приоритетные критерии оценки вопроса. В-третьих, синхронно активирует в картине мира аудитории выгодные для него когнитивные схемы за счет продвижения однородных адвокатских фреймов, метафор и оценок.

10.   Результативность фрейминга медиаповестки дня определяется коммуникативной активностью актора в медиасфере, адекватностью продвигаемых вопросов критериям информационного повода (медиалогике) и уже доминирующим медиафреймам, степенью их резонанса доминирующим когнитивным схемам, степенью их адекватности реальной повестке дня, степенью суггестивности транслируемых сообщений, качеством реализации коммуникативных технологий, а также комбинацией непредсказуемых ситуативных факторов.

11.   Генеральная цель медиаполитики органа власти – инфильтрация собственной повестки дня вместе с благоприятными фреймами в общественную повестку для информирования граждан и укрепления легитимности.

-146-

12.   Результативность медиакампании, посвященной конкретной проблеме, оценивается, во-первых, значением ее ранга в медиаповестке дня и степенью сходства ее медиафрейма адвокатскому фрейму, а во-вторых, значением ее ранга в общественной повестке дня и степенью сходства общественного мнения адвокатскому фрейму.

Подчеркнем, что в условиях мирового экономического кризиса резко возрастает роль медиалегитимации как объяснения и оправдания действий органов власти посредством сбалансированной и эффективной медиаполитики одновременно с оптимизацией их регулирующей политической деятельности.

В перспективе мы намерены исследовать социокультурный контекст медиаполитики, сопоставить медиаполитики разных органов власти на разных уровнях политической системы, выявить специфику имиджевых и кризисных медиакампаний, а также современных интернет-технологий.

-147-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz