ВВЕДЕНИЕ

в оглавление ►►

в раздел библиотека

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью теоретико-научного обоснования органической включенности информационной активности органов власти в публичной сфере в собственную регулирующую политическую деятельность, а также острой потребностью в методической разработке и процедурной систематизации планирования и реализации сопутствующих коммуникативных кампаний органов власти во взаимодействии со средствами массовой информации.

Политическое поведение граждан как реакция на действия власти в существенной степени зависит от содержания получаемых ими при посредничестве масс-медиа ценностно окрашенных знаний о происходящих событиях, поэтому органы государственной власти и местного самоуправления вынуждены и должны активно участвовать в структурировании медиасферы, что невозможно без сотрудничества со средствами массовой информации. Этот императив признан в России, по крайней мере, на федеральном уровне, важнейшим компонентом политического управления [Концепция государственной информационной политики Российской Федерации 1998]. При планировании и реализации информационной политики необходимо не только принимать во внимание актуальное состояние общественного мнения, но и осознанно адаптировать соответствующие сообщения к медиалогике как системе принципов деятельности средств массовой информации.

Наращивание "паблицитного капитала" [Кривоносов 2002] позволяет органам власти укреплять собственную легитимность. Значит, медиаполитику как серию взаимосвязанных коммуникативных кампаний в публичной сфере для формирования позитивных представлений граждан о деятельности власти надо рассматривать в качестве важнейшей стратегии развития и укрепления демократии на всех уровнях политической системы.

-5-

Масштабные политические и экономические трансформации в России неизбежно ведут к обострению кризиса легитимности, что может спровоцировать распространение негативных массовых настроений и дестабилизацию политической системы. В этих условиях возрастает роль легитимации как объяснения и оправдания действий органов власти посредством сбалансированной и эффективной информационной политики как "организации информационно-коммуникационных взаимодействий, осуществляемых для достижения определенных целей в сфере функционирования власти, принятия решений и реализации государственной политики в пределах установленных временных рамок" [Чумиков 2008]. Иначе говоря, речь идет об оптимизации стратегий и технологий медиалегитимации [Березняков 2002].

К сожалению, в политологических исследованиях коммуникации в недостаточной мере учитываются современные достижения в области социальной психологии, социологии массовой коммуникации, когнитивной психологии, культурологии и когнитивной лингвистики, что не только препятствует формированию целостного представления о коммуникативных взаимодействиях в политической сфере, но и неоправданно сужает теоретическую базу соответствующих коммуникативных стратегий. Научной проблемой данного исследования является теоретическая размытость и фрагментарность концептов, имеющих отношение к медиаполитике власти, и, соответственно, слабое теоретическое обоснование коммуникативных технологий, которые de facto применяются в медиакампаниях.

В основе исследования лежат положения и выводы российских и зарубежных ученых, специализирующихся в сфере социальной коммуникации, политической коммуникации, когнитивистики, социальной психологии лингвистики.

-6-

В первой группе работ внимание уделяется легитимности и легитимации как в социологическом, так и в политическом аспекте[1]. Утверждается, что дееспособность власти во многом обеспечивается степенью ее легитимности, которая является важнейшим политическим ресурсом. Политическая легитимность есть способность поддерживать веру граждан в то, что существующие институты максимально соответствуют их интересам, а также морально оправданное право власти использовать силу по отношению к гражданам. Легитимация рассматривается как деятельность для укрепления легитимности. В политической сфере высшая цель легитимации – воспроизводство и укрепление существующих властных отношений. Различают легитимацию власти как института, легитимацию политического режима, легитимация конкретного органа власти и легитимацию политического курса. Важнейшей стратегией легитимации считается массовое социально-психологическое воздействие власти на граждан, которое осуществляется в ходе политической коммуникации. Неэффективная легитимация приводит к "кризису легитимности".

Вторая группа работ посвящена специфике политической коммуникации как коммуникативного сопровождения рефлексивного управления политическим актором планирования, принятия решений и поведения других социальных субъектов в своих собственных интересах c использованием технологий пропаганды, антипропаганды и контрпропаганды[2]. Контроль над распространением информации оценивается как обязательное условие для осуществления, удержания и завоевания власти. Качество политической коммуникации, рассматриваемой как атрибут политической деятельности и как источник воспроизводства политики, влияет на развитие политической системы в целом и является одним из параметров оценки политического режима. Политические акторы используют коммуникативные технологии в политическом менеджменте при взаимодействиях друг с другом, для формирования общественного мнения и побуждения граждан к конкретным политическим действиям. В силу этого в политическом дискурсе наблюдается доминирование ценностей и оценок над фактами и рациональными аргументами.

_________________________

[1] Бергер, Лукман 1995; Бурдье 1993; Вебер 1990; Истон 1990; Луман 2005; Макаренко 1993; Парсонс 1997; Парсонс 2002; Хабермас 1993; Barker 1990; Dahl 1965; George 1989; Howat 1977; Hudson 1977; Iri, Arcan 2007; Lintz 1988; Lipset 1959; Riker 2008; Weatherford 1992.

[2] Алмонд 1992; Алтухова 2006; Баранов 1990; Бессонов 2001; Блакар 1987; Гозман, Шестопал 1996; Гончаров 1991; Грачев 2000; Грачев 2004; Гудков 2003; Демьянков 2003; Дойч 1993; Егорова-Гантман, Минтусов 1999; Кошелюк 2004; Ольшанский 2002; Ольшанский 2003; Парсонс 2002; Пугачев 1999; Пушкарёва 2002; Римский 2005; Соловьев 2002; Тофлер 1992; Тофлер 2001; Фаер 1998; Хараш 1986; Чудинов 2001; Шварценберг 1992; Шейгал 2000; Chong, Druckman 2007; Geibler 1973; Lasswell 1927; Naisbitt, Aburdene 1990; Pye 1987.

-7-

В третьей группе работ коммуникация рассматривается как рефлексивное управление актором планирования, принятия решений и поведения других социальных субъектов[3]. Анализируются специфика реализации связей с общественностью в разных социетальных сферах, а также философские, социологические, логические, социально-психологические и психологические аспекты социальной коммуникации, включающей в себя политическую коммуникацию.

В работах четвертой группы анализируется специфика деятельности средств массовой информации[4]. Делается акцент на том, что масс-медиа, следуя в первую очередь собственным нормам деятельности, формируют список проблемных приоритетов в виде медиаповестки дня. При этом другие акторы, включая органы власти, располагают возможностями активно участвовать в этом процессе и влиять на общественное мнение, хотя масс-медиа сохраняют относительную свободу при создании контекстов освещения спорных вопросов.

В пятую группу входят исследования взаимовлияний разных типов повестки дня как кортежей вопросов, приоритетных для социальных групп или организаций[5]. Принятие политических решений проходит в постоянной борьбе политических акторов за критерии идентификации и ранжирования социальных проблем, оценки их последствий и эффективности предлагаемых способов решения с учетом как объективных "индикаторов реальности", так и субъективных представлений об идеальном положении дел. Эти процессы и взаимодействия объясняются в теории установки повестки дня, тесно связанной с такими концептами как "публичная арена", "конструирование социальной реальности" и "проблематизирующая риторика". Цель политических акторов (включая органы власти) – в максимальной степени сблизить состав, иерархию и медиафреймы входящих в медиаповестку дня спорных вопросов с собственными политическими повестками и адвокатскими фреймами, чтобы сформировать в массовом сознании выигрышные интерпретации своих действий.

_________________________

[3] Войтасик 1981; Доценко 1996; Еремин 1995; Зазыкина 2003; Катлип et al 2000; Лебедева 1999; Ньюсом et al 2001; Почепцов 2000; Чумиков, Бочаров 2003; Шишкин et al 2004; Шишкина 2002.

[4] Авдиенко 2001; Брайант, Томпсон 2004; Грачев 2000; Дмитриев 1999; Корконосенко 2004; Нисневич 2000; Олешко 1996; Терин 2000; Маклюэн 2003; Мельник 1996; Уилхелм 1993; Федотова 2003; Хараш 1986; Харрис 2001; Chomsky 1979; Chomsky 1982; Chomsky 1988; Chomsky 1989; Epstein 1973; Herman, Chomsky 1988; Van Gorp 2007.

[5] Хилгартнер, Боск 2000; Фаликман, Койфман 2005; Behr 1985; Cacioppo 1994; Choi 2004; Chong, Druckman 2007; Dearing, Rogers 1996; Entman 1993; Entman 2007; Goffman 1974; Iyengar, Simon 1997; McCombs, Shaw 1972; Pan, Kosicki 2001; Riker 1986; Scheufele 2000; Soroka 2002; Spector, Kitsuse 1977.

-8-

Шестая группа состоит из работ, описывающих политические обоснования, стратегии и технологии информационной политики органов власти[6]. В последние годы время существенно увеличилось количество диссертаций, посвященных реализации информационной политики и информационных кампаний конкретными российскими органами исполнительной и законодательной власти на государственном, региональном и муниципальном уровнях[7]. Однако в большинстве случаев ни когнитивные, ни социально-психологические аспекты не находятся в центре внимания.

Объект исследования – медиаполитика органов власти как регулируемая публичная политическая коммуникация, осуществляемая для информационного воздействия власти на других социальных субъектов при взаимодействии со средствами массовой информации.

Предмет исследования – социополитические факторы и когнитивные механизмы, лежащие в основе эффективной медиаполитики органов власти, а также коммуникативные стратегии и технологии соответствующих медиакампаний.

Цель исследования состоит в том, чтобы произвести дефрагментацию концептов "медиалегитимация власти", "медиаполитика власти" и "установка повестки дня" и расширить теоретическое обоснование соответствующих коммуникативных технологий за счет выявления и структурирования социополитических и когнитивных факторов воздействия органов власти на общественное мнение посредством масс-медиа.

_________________________

[6] Агапов 1997; Анохин 2000; Анохин, Павлютенкова 2001; Антопольский 1998; Киричёк 2007; Клепцов 1996; Комаровский 2001; Комаровский 2003; Коновченко, Киселев 2004; Кравченко 2003; Манойло et al. 2003; Никитов et al. 2000; Нисневич 1999; Панов 2004; Попов 2001; Попов 2003a; Попов 2003b; Реснянская 2001; Силкин 2005; Сухомлинова 2004; Тавокин 2001; Тавокин 2003; Тавокин 2006.

[7] Алексеев 2009; Анникова 2001; Баутина 2009; Боденкова 2006; Гончаров 2004; Дмитриев 2004; Евтуш 2006; Илатовская 2007; Карасева 2004; Корнеев 2002; Кушнарев 2005; Леснова 2002; Макаров 2005; Маркарян 2006; Маркелов 2006; Марков 2003; Ненастьева 2007; Парфенов 2006; Петрова 2004; Плитко 2005; Русина 2005; Скачко 2006; Смирнов 2006; Соколова 2005; Чумикова 2007.

-9-

Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

1.       Определить социополитические факторы функциональной необходимости медиаполитики власти как стратегии укрепления ее легитимности в ходе регулируемой политической коммуникации.

2.       Раскрыть особенности функционирования и факторы социального влияния средств массовой информации, включая специфику их взаимодействий с органами власти.

3.       Осуществить критический анализ концепций установки повестки дня, прайминга, фрейминга и метафоризации как когнитивных механизмов медиаполитики.

4.       Идентифицировать сущность, принципы и содержание медиаполитики как компонента информационной политики власти.

5.       Уточнить процедуры планирования и реализации медиакампаний органов власти в рамках медиаполитики.

Теоретико-методологическую основу исследования составил комплекс политических, социологических, социально-психологических и когнитивистских теорий.

В социально-кибернетической модели Истона[8] политическая система рассматривается как кибернетическая система, взаимодействующая за счет обратной связи с внешней средой. На "вход" системы поступают импульсы в виде поддержки или протеста, а также конструктивных или деструктивных требований со стороны социальных субъектов. Требования граждан приводятся политическими субъектами в рамках систем социокультурных ценностей и норм в соответствие с ее возможностями (фильтруются), далее разрабатываются решения и на "выходе" производятся соответствующие политические действия, которые в свою очередь влияют на импульсы внешней среды и последующие реакции с целью мобилизации общественных ресурсов и координации действий социальных субъектов для достижения общественно значимых целей. Главным условием устойчивости политической системы в целом или конкретных органов власти является адекватность их деятельности как реальному состоянию внешней социетально-природной среды, так и общественным ожиданиям, в значительной степени формируемых подсистемой политической коммуникации.

_________________________

[8] Истон 1990; Истон 2000.

-10-

В функциональной модели Алмонда[9], которая тоже включает в себя функции "входа" и "выхода", акцентируется значимость политической культуры, во многом определяющей характер и специфику функционирования политической системы в целом. Поскольку политическая культура усваивается социальными субъектами в ходе политической социализации и политической коммуникации, то эффективность соответствующей деятельности политических институтов существенно влияет на восприятие политической системы как легитимной и, соответственно, способствуют ее стабилизации.

В информационно-кибернетической модели Дойча политическая система представлена как организованная совокупность регулируемых коммуникаций, которые связывают социальную систему в единое целое и являются ее "кровеносными сосудами"[10]. На "вход" осуществляется отбор, систематизация и первичный анализ информации о состоянии общества, окружающей среды и самой системы, ее обработка и оценка в контексте ценностей и норм конкретного политического субъекта, принимается решение по регулированию состояния системы для достижения поставленных целей, которые реализуются на "выходе". Информация о результатах этих действий за счет обратной связи снова поступает на "вход", и цикл повторяется. Эффективность политической коммуникации зависит от информационной нагрузки на систему (масштаб правительственных программ, скорость изменений, заложенных в этих программах), от степени запаздывания реакции системы на изменения состояния среды, от адекватности амплитуды реакции системы, от способности системы к упреждению новых проблем. Политические коммуникации посредством СМИ выделяются в отдельную группу наряду с личными коммуникациями и коммуникациями через организации (партий или группы интересов).

_________________________

[9] Almond 1970; Almond, Coleman 1960.

[10] Дойч 1993.

-11-

Согласно теории социального конструктивизма[11], поскольку "общество заранее готовит нам исходный символический аппарат, с помощью которого мы постигаем мир, упорядочиваем свой опыт и интерпретируем собственное существование" [Бергер 1996, 110], то индивиды в ходе социализации усваивают этот уже существующий в обществе "универсум общих смыслов": "Индивид, таким образом, черпает свое мировоззрение из общества точно так же, как он получает социальные роли и самоидентификацию. Иными словами, его чувства, представления о себе, действия, а также взгляды на мир, который его окружает, задаются ему обществом" [Бергер 1996, 109]. Следовательно, "человеческие существа живут в мире значимых объектов, а не в среде, состоящей из стимулов и самоконституирующихся сущностей. Этот мир имеет социальное происхождение, ибо значения возникают в процессе социального взаимодействия" [Blumer 1966, 535]. При этом "наши осмысленные действия способствуют поддержанию общественного здания и могут сыграть свою роль в его изменении", что составляет "парадокс социального существования: общество определяет нас, а мы, в свою очередь, определяем общество" [Бергер 1996, 119–120]. Объективность институционального мира совместно конструируется индивидами в ходе интеракций и адаптаций как к исторически сложившимся представлениям, так и к конкретным ситуациям: "Человеческое взаимодействие осуществляется как постоянный процесс интерпретаций, их взаимных согласований, в ходе которых вырабатываются общие видения и оценки предметов и явлений, можно сказать даже так: формируются, конституируются общие предметы и явления, социальный мир в целом" [Ионин 2000, 151]. Подчеркивается, что "определения реальности имеют потенциал самоосуществления" [Бергер, Лукман 1995, 208], конкретно – "каждое новое определение ситуации порождает новую объективную ситуацию, объективность которой состоит в том, что она воспринимается как объективная самими действующими в этой ситуации людьми" [Ионин 2000, 55]. В силу этого общество может существовать лишь "благодаря тому, что в большинстве случаев определения наиболее важных ситуаций, даваемые разными людьми, по крайней мере, приблизительно совпадают" [Бергер 1996, 90], поскольку "личности координируют соответствующие линии действий посредством применения общих схем организации и интерпретации действий" [Delia et аl. 1982, 156]. В ходе переговоров об упорядочении и координации схем и создается разделяемая участниками социальная ситуация. Новая категоризация этой ситуации может сформировать новую среду взаимодействия, но ограничена объективными обстоятельствами, которые "являются объективированными продуктами прежних, давно совершившихся определений и переопределений, а вопрос о том, в какой мере они допустят и в какой не допустят новые определения ситуации, есть вопрос специфической логики культуры" [Ионин 2000, 55]. Однако в большинстве случаев "человек просто не чувствует потребности в такой переоценке, так как привитое в процессе социализации мировоззрение кажется ему самоочевидным... Его "доказанность" лежит в постоянно воспроизводящемся опыте других людей, которые, между прочим, тоже воспринимают его как данность" [Бергер 1996, 110].

_________________________

[11] Бергер 1996; Ионин 2000; Blumer 1966; Delia et аl. 1982.

-12-

Если в центре внимания социального конструктивизма находится восприятие социальной реальности, то социальный конструкционизм[12] делает на акцент на социальной деятельности [Макаров 2003]: "Различное социальное понимание мира ведет к различному социальному поведению, и поэтому социальная структура знаний и истины имеет социальные последствия" [Филипс, Йоргенсен 2004, 21]. В перспективе социального конструкционизма [Джерджен 1985] представления о реальности не являются ее зеркальным отражением, а конструируются при социальных взаимодействиях, которые осуществляются на базе социальных образцов и шаблонов, подкрепляемых или отвергаемых в ходе дискурса: "Дискурс – это форма социальной практики, которая одновременно и созидает социальный мир, и одновременно созидаема посредством других социальных практик. Социальная практика и дискурс находятся в диалектической связи с другими социальными измерениями. Эта связь не только вносит вклад в формирование и изменение социальных структур, но также и отражает их" [Филипс, Йоргенсен 2004, 101]. Схемы и концепты, используемые индивидами для атрибуции и самоатрибуции, здесь представлены как социальные артефакты, сформировавшиеся и используемые в конкретных историко-культурных контекстах. В связи с этим подчеркивается, что никакое описание реальности нельзя назвать более объективным или корректным по сравнению с любым другим описанием, порожденным в ином историко-культурном контексте. В конкретной картине мира устойчивые социальные схемы как способы описания реальности накладывают ограничения на социальные взаимодействия, поскольку одним поведенческим паттернам приписывают статус легитимности (естественности), а другим – неприемлемости. Следовательно, изменение способов описания или расширение его контекста может привести к реконструкции (трансформации) социальной реальности несмотря на сохранение ее объективных параметров. В конечном итоге возникают новые социальные ситуации, в большей степени отвечающие интересам той социальной группы, которая смогла осуществить эту переинтерпретацию и навязать ее социуму. Иначе говоря, доминирование специфических интерпретаций социальной реальности объясняется в первую очередь дискурсивным конструированием реальности, а не их адекватностью истинному положению дел.

_________________________

[12] Джерджен 1985; Макаров 2003; Филипс, Йоргенсен 2004.

-13-

Согласно структуралистскому конструктивизму Пьера Бурдье[13], объективные социальные структуры познаются социальными агентами в ходе практики и интериоризируются в виде габитусов, при реализации которых агенты воспроизводят эти практики и тем самым снова объективируют социальную реальность. В свою очередь габитусы как имплицитные нормы усваиваются индивидом при социализации и воплощают прошлое его социальной группы и среды в его поведении, речи, походке, вкусах. Габитусы представляют собой системы практических схем восприятия, категоризации, умозаключения, поведения, коммуникации и оценки, которые и являются продуктами практик, и структурируют практики, адаптируя их к системе социальных отношений: "Габитус – это порождающее и унифицирующее начало, которое сводит собственные внутренние и реляционные характеристики какой-либо позиции в единый стиль жизни, т.е. в единый ансамбль выбора людей, благ и практик" [Bourdieu 1994, 23–24]. Таким образом, габитусы обеспечивают активное присутствие в настоящем и будущем социальных агентов накопленного опыта: "Габитус как структурирующая структура (которая организует практики и их восприятие), есть также и структурированная структура: принцип деления на логические классы, организующий восприятие социального мира, сам является продуктом инкорпорации деления на социальные классы" [Bourdieu 1979, 191–192]. Подчеркивается, что "габитус есть деятельное присутствие всего прошлого, продуктом которого он является; следовательно, он есть то, что придает практикам их относительную независимость по отношению к внешним детерминациям непосредственного настоящего" [Бурдье 1998]. Габитусы гарантируют тождество и постоянство практик надежнее, чем явные правила и сформулированные нормы, поскольку позволяют агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на события:

_________________________

[13] Бурдье 1998; Bourdieu 1979; Bourdieu 1972; Bourdieu 1994.

-14-

"...Агенты никогда не бывают свободны, но никогда иллюзия свободы (или отсутствия принуждения) не бывает столь полной, как в случае, когда они действуют, следуя схемам своего габитуса, т.е. объективным структурам, продуктом которых является сам габитус: в этом случае агенты ощущают принуждение не более, чем тяжесть воздуха" [Bourdieu 1972, 182]. Иначе говоря, габитус как "оркестрация без дирижера" "придает упорядоченность, целостность и систематичность практикам при отсутствии какой-либо стихийной или навязанной организации индивидуальных планов" [Бурдье 1998]. Агент автоматически игнорирует обстоятельства или сведения, которые могли бы подвергнуть габитус сомнению; регулярно выбирает места, события и участников, которые подтверждают габитус, или же интерпретирует социальную ситуацию как адекватную габитусу. Более того, "наименее вероятные практики исключаются еще до какого-либо рассмотрения как немыслимые" [Бурдье 1998]. Следовательно, габитус – это невыбираемый принцип всякого "выбора": "Габитус делает возможным свободное продуцирование любых мыслей, восприятий и действий, вписанных в границы, свойственные особенным условиям производства данного габитуса и только им" [Бурдье 1998]. В то же время габитус "не допускает ни создания чего-либо невиданно нового, ни простого механического воспроизводства изначально заданного" [Бурдье 1998]. Практики реализуются социальными агентами в разных автономных сферах деятельности (полях) в виде конкуренции за экономический, социальный, культурный или символический капитал в рамках специфических габитусов. В силу этого социальное пространство можно рассматривать как символическое пространство социальных агентов с разными габитусами.

-15-

В теории Сержа Московичи социальные представления – это разделяемая членами социальной группы и формирующаяся в повседневных внутригрупповых взаимодействиях структура знаний, понятий, убеждений, образов и ценностей, которая конструирует общую социальную реальность в контексте конкретной культуры[14]: "Категория социального представления обозначает специфическую форму познания, а именно знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. В более широком плане социальные представления – это свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения" [Jodelet 1990, 361–362]. Социальные представления как коды социальных обменов обеспечивают социокультурную однородность группы, очерчивают ее "когнитивные границы" и помогают индивидам без особых усилий ориентироваться в реальности и вступать в приемлемые взаимодействия: "Социальные представления формируют универсум согласования, позволяют включать социальных субъектов и события в систему существующих социальных конвенций, которые навязывают индивиду конкретные интерпретации" [Forgas 1981, 230]. Социальные представления играют роль призмы, через которую индивиды избирательно воспринимают (или деформируют) феномены и структурируют реальность: "Как только ядро входит в сферу повседневного знания, мы вольно или невольно стремимся подтвердить его, стараемся приладить эту схему к новым действиям и восприятиям, опыту, впечатлениям. Так происходит социальное конструирование феномена" [Billig et al. 1988, 7]. Социальное представление как "модальность практического мышления" [Jodelet 1984] содержит знание о феномене (объекте, субъекте, событии), смысловые рамки для его интерпретации, его оценку и каузальной атрибуцию. Новый феномен вписывается в конвенциональную категориальную сеть, получает знакомый ярлык, интегрируется в универсум согласования, наделяется конкретными характеристиками и становится объектом дискурса. Таким образом социальные представления постепенно обновляются при социальных взаимодействиях и коммуникации: "Именно в интерактивных процессах социальные представления рождаются, модифицируются, обмениваются и распространяются по социальным группам" [Billig et al. 1988, 7].

_________________________

[14] Московичи 1992; Московичи 1995; Billig et al. 1988; Forgas 1981; Jodelet 1990.

-16-

Приверженцы когнитивного подхода[15] акцентируют внимание на мыслительной деятельности по преобразованию сенсорных данных в ментальные репрезентации, благодаря чему индивид в конкретном культурном контексте осмысливает конкретную ситуацию и принимает решение: "Культура, а не биология, придает форму человеческой жизни и человеческому сознанию, а также наделяет значением деятельность, помещая стоящие за ней интенциональные состояния в интерпретативную систему" [Bruner 1990, 34]. В русле этой парадигмы "всё, что нам известно о реальности, опосредуется, причем не только органами чувств, но и сложными системами, интерпретирующими и реинтерпретирующими сенсорную информацию" [Найссер 1998, 32]. Более того, "любая информация воспринимается только в том случае, если имеется развивающийся формат, готовый к ее приему. Информация, не соответствующая такому формату, остается неиспользованной. Восприятие по самой своей природе избирательно" [Найссер 1998, 75]. Индивидуальные и конвенциональные когнитивные схемы как модели сенсорных феноменов помогают социальным субъектам интерпретировать значимые фрагменты опыта (осмысливать ситуации), прогнозировать развитие событий и выбирать приемлемые типы действия (поведения), поскольку "люди расположены действовать, ориентируясь на значения, которые имеют для них объекты" [Blumer 1966, 535]. Совокупность такого рода ментальных репрезентаций составляет индивидуальную или групповую картину мира: "КМ [картина мира – Н.Ф.] есть субъективный образ-гештальт объективного мира; КМ является идеальным образованием, которое может опредмечиваться в знаковых формах различного вида, не запечатлеваясь полностью ни в одной из них" [Маковский 1996, 15–16]. Картина мира не осознается индивидами, вынуждает их интерпретировать реальность и действовать под культурно-детерминированным углом зрения [D’Andrade 1994].

_________________________

[15] Найссер 1998; Blumer 1966; Bruner 1990; D’Andrade 1994; Delia et al. 1982; Fiske 1982.

-17-

В частности, когнитивная база лингвокультурного сообщества [Гудков 2003] представляет собой структуру минимизированных знаний и представлений, разделяемых всеми его членами: "Язык, используемый в повседневной жизни, постоянно предоставляет мне необходимые объективации и устанавливает порядок, в рамках которого приобретают смысл и значение и эти объективации, и сама повседневная жизнь" [Бергер, Лукман 1995, 41]. Индивидуальные схемы формируются при усвоении индивидами "универсума общих смыслов", которые задают категоризацию феноменов, порождают адекватные смыслы и ожидания, навязывают им умозаключения, формируют намерения и мнения, во многом определяющие действия в конкретных ситуациях [Delia et al. 1982]. Более того, всякая схема содержит аффективно-оценочный компонент, и активация схемы порождает оценочное суждение относительно стимула [Fiske 1982]. В то же время подчеркивается: "Ни один выбор не может быть свободным от той информации, на которой он основан. Тем не менее, эта информация выбирается самим субъектом. В то же время ни один выбор не определяется непосредственно средой. И все-таки именно эта среда обеспечивает ту информацию, которая будет использована человеком, осуществляющим выбор" [Найссер 1998, 192]. "Всесилие" когнитивных схем ограничено по меньшей мере двумя обстоятельствами. Во-первых, после сравнения результата поведения с прогнозом схемы либо верифицируются, либо модифицируются [Delia et al. 1982], а вторых, хотя "уже усвоенная информация определяет то, что будет воспринято впоследствии" [Найссер 1998, 44], "мы вовсе не должны видеть только то, что предвосхищено" [Найссер 1998, 63].

-18-

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1.       Структурированы политические, социально-психологические и когнитивные концепты, имеющие отношение к формированию образов социальных субъектов, социальных проблем и социальных событий в медиасфере в контексте массовой политической коммуникации.

2.       Выявлены взаимосвязи политической, общественной и медиаповесток дня как множества ранжированных по тем или иным признакам проблем, событий, социальных субъектов.

3.       Даны непротиворечивые дефиниции основных понятий, описывающих когнитивные, социально-психологические и коммуникативные основания публичной политической коммуникации.

4.       Предложена новаторская концепция "фрейминга медиаповестки дня" как комплексной коммуникативной стратегии.

5.       Определены сущность и цели медиаполитики органов власти как коммуникативного сопровождения деятельности с целью ее легитимации.

6.       Детализированы этапы планирования и реализации медиакампаний органов власти в соответствие с теоретическими обоснованиями их эффективности.

Основные выводы исследования:

1.       Согласно конструктивистскому подходу, общественная поддержка власти как социального института в первую очередь зависит от степени убежденности граждан в эффективности и справедливости принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления решений и предпринимаемых ими действий. Следовательно, органы исполнительной, законодательной и представительной власти должны рассматривать непрерывное информирование граждан в качестве обязательного компонента своей текущей деятельности.

-19-

2.       Средства массовой информации активно участвуют в формировании интерпретаций гражданами социальных субъектов, событий и проблем в медиа-сфере как информационном контексте публичной сферы и тем самым влияют на общественное мнение, в частности, о власти. Значит, медиаполитика органов власти, которая априори предполагает ее конструктивные взаимодействия со средствами массовой информации, является одной из базовых стратегий укрепления легитимации власти.

3.       Эффективность медиаполитики любого органа власти в существенной степени обусловлена эффективностью ее информационной политики в целом как системы правовых, технологических и коммуникативных мероприятий по регулированию властью информационных потоков в подведомственной административно-территориальной единице.

4.       Генеральная цель медиаполитики органа власти – инфильтрация собственной повестки дня как иерархии политических приоритетов вместе с благоприятными адвокатскими фреймами в общественную повестку дня как иерархию приоритетов граждан для подтверждения и усиления собственной легитимности.

5.       Медиаполитика конкретного органа власти осуществляется в виде последовательности взаимосвязанных медиакампаний, тематика которых определяется локальными программами экономического, политического, культурного развития подведомственной административно-территориальной единицы, а также программами вышестоящих органов власти и форс-мажорными обстоятельствами.

6.       Результативность медиакампании органа власти зависит в первую очередь от адекватности продвигаемых в медиаповестку (и далее в общественную повестку дня) проблем реальной повестке дня и доминирующим в социуме когнитивным схемам, от  степени убедительности транслируемых сообщений, а также от качества реализации коммуникативных технологий.

-20-

Теоретическую значимость исследования составляет комплексный анализ медиалегитимации власти во взаимодействии со СМИ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты могут составить базис медиаполитики конкретных органов власти, использоваться при подготовке рутинных, кризисных и имиджевых медиакампаний. Работа представляет интерес для руководящих работников органов власти, представителей средств массовой информации и ученых, исследующих политическую коммуникацию. Сформулированные положения и выводы могут оказаться полезными в исследовательской и педагогической деятельности, в теоретических курсах и на практических занятиях в рамках курсов политологии, связей с общественностью и журналистики.

Ключевые идеи данной монографии апробированы на научных конференциях, при проведении научных исследований и обучающих семинаров, а также в ходе выполнения контрактов, связанных с анализом эффективности, разработкой и реализацией медиаполитики органов исполнительной власти РФ.

-21-

в оглавление ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz