КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Выставки и
ярмарки – это рыночные мероприятия, на которых экспоненты
представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги. (Из
Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ).
Выставки –
рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения. Адресуя свои экспонаты
преимущественно обычным посетителям-неспециалистам, многочисленные участвующие
в выставке предприятия представляют и реализуют характерные товары и услуги
одной или нескольких отраслей или же информируют потребителей с целью
содействия сбыту товаров. (По определению Комитета немецкой экономики по делам
торговых выставок и ярмарок, определение признано в Европе).
Ярмарки –
это международная экономическая выставка образцов, которая независимо от ее
наименования в соответствии с обычаями страны, на территории которой она
проводится, представляет собой рынок товаров широкого потребления и (или
оборудования), действует в установленные сроки в течение ограниченного периода
времени в одном и том же месте и экспонентам которой разрешается представлять
образцы своей продукции для заключения сделок в национальном или международном
масштабах. (По определению Международного союза ярмарок – UFI).
Всемирная
выставка ЭКСПО – международная официальная или официально
признанная выставка – мероприятие, главная
цель которого состоит в выявлении успехов, достигнутых различными странами в
одной отрасли или нескольких отраслях производства, и во время которого, по
существу, не делается никакого различия между покупателями или посетителями.
(Понятие введено Парижской конвенцией 1928 года о международных выставках).
Экспонент –
физическое или юридическое лицо, которое участвует в ярмарке/выставке с целью
продвижения своих профессиональных интересов и располагает собственным стендом
(площадью для размещения экспозиции).
Экспонаты –
это товары, виды услуг, которые в соответствии с требованиями регламента
(условий участия) могут демонстрироваться на ярмарке/выставке.
Посетитель
выставки – это лицо, которое проходит на ее территорию при помощи
билета, приобретенного им за свои средства или даже оплачиваемого третьим
лицом, или иного документа, дающего право на ознакомление с экспозицией.
Персонал стенда –
совокупность лиц (с основными и вспомогательными функциями), на которых лежит
ответственность по организации и осуществлению участия конкретной фирмы в
ярмарке/выставке.
Территория
ярмарки/выставки – это преобразованные в соответствии с
техническими требованиями внутренние и внешние площади, которые используются для
организации ярмарок/выставок, а также других родственных мероприятий.
Выставочная
площадь – это площадь, сданная в аренду участнику на время выставки.
Выставочная площадь делится на площадь брутто и площадь нетто. Данные о
выставочной площади нетто и брутто делятся на данные о закрытой (площади
выставочных павильонов) и открытой выставочной площади.
Выставочная
площадь нетто – это сумма общей арендованной участниками площади и
площади, занятой под специальные экспозиции. Под площадью, занятой под специальные
экспозиции, понимаются стендовые экспозиции, показы и презентации, которые
рекламируют выставку в целом и ее отдельные направления и организуются
независимо от участников.
Площадь, используемая для проведения собраний и
конференций, площадь зон обслуживания, административных помещений, ассоциаций,
других учреждений, которые обеспечивают общее обслуживание участников или
посетителей, не учитывается в выставочной площади нетто.
Площадь арендованных стендов делится на
«отечественную» и «иностранную», при этом классификация площади соответствует
классификации участников.
Выставочная площадь брутто – это сумма выставочной площади
нетто, необходимых проходов, административных зон и зон обслуживания. В
выставочную площадь брутто включаются и площади, используемые под презентации,
если они используются в течение всего срока выставочного мероприятия.
Выставочная площадь брутто, как и нетто, состоит из
закрытой выставочной площади брутто и открытой выставочной площади брутто.
Стенд – единый комплекс площади (в кв. м или кв. дюймах – ам.), которую устроитель ярмарки/выставки предлагает
в аренду заинтересованному участнику, а также элементов конструкции,
оформления, с помощью которых последний достигает целей своего участия в
мероприятии.
По месторасположению стенды делятся на размещаемые в
закрытом помещении и стенды на открытом воздухе, используемые для размещения
крупногабаритных экспонатов, которые согласно выставочному регламенту запрещено
выставлять во внутренних помещениях.
Закрытая выставочная площадь – это площадь павильонов,
сдаваемая в аренду участникам на время проведения выставки. Она определяется по
планам павильонов.
Открытая выставочная площадь брутто рассчитывается как площадь, превышающая
открытую выставочную площадь нетто на 80%. Открытые площадки, используемые для
показов на сельскохозяйственных выставках, относятся к выставочной площади
брутто и не влияют на величину выставочной площади нетто.
Реклама участия
– это проводимая в рамках участия в той или иной
ярмарке/выставке рекламная кампания, целью которой является популяризация
имиджа экспонента, ознакомление посетителей с разнообразием/функциональностью
его экспонатов и осведомления их о расположении стенда на территории
экспозиции.
Выставочный организатор – это зарегистрированная в соответствии с российским
законодательством организация, основным видом деятельности которой является
подготовка и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий в России и за
рубежом. Выставочный организатор может быть владельцем выставочных площадей или
организовывать выставочно-ярмарочные мероприятия на арендуемых выставочных
площадях.
Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности
в Российской Федерации – это документ, определяющий
современное состояние и перспективы дальнейшего развития выставочно-ярмарочной
деятельности в Российской Федерации, направленный на разработку комплекса мер в
области государственной координации и поддержки рынка выставочных услуг с
учетом интересов отечественных товаропроизводителей-участников
выставочно-ярмарочной деятельности, предпринимателей и потребителей,
выставочных организаций и представителей всех сфер выставочного бизнеса.
Одобрена на заседании Правительства Российской Федерации в 2001 году.
Карнет А.Т.А. –
международный таможенный документ, утвержденный Таможенной конвенцией о карнете
А.Т.А. для временного ввоза товаров, позволяющий осуществлять упрощенное и
ускоренное оформление временного ввоза/вывоза товаров в связи с проведением
выставок, перемещать через границу образцы товаров, профессиональное
оборудование и пр.
Субъекты выставочно-ярмарочной деятельности – стороны, принимающие участие в подготовке и
проведении ярмарок/выставок: предприятия-организаторы выставок; предприятия,
обеспечивающие выставочно-ярмарочную деятельность (строительные,
информационные, рекламные работы и пр.); предприятия, предоставляющие
выставочную площадь; экспоненты; потребители выставочного продукта
(государственные, общественные, коммерческие организации и фирмы, специалисты и
посетители выставок).
«Отчетная» бюджетная эффективность – поступления в бюджет от ярмарочно-выставочных
комплексов, отраженные в их бухгалтерии.
«Косвенная» бюджетная эффективность – бюджетная
эффективность с учетом всех затрат экспонентов, включая услуги городской
инфраструктуры и т.п.
«Полная» бюджетная эффективность – отчетная и косвенная бюджетная эффективность, а также
поступления от прироста продаж предприятий-экспонентов.
Союз международных ярмарок (UNION DES FOIRES
INTERNATIONALES) – (УФИ) – структура, созданная в 1925 году, насчитывает 178
организаций-членов и 29 ассоциированных членов из 67 стран. Задачи УФИ:
содействие международной торговле с помощью членов этой организации; унификация
методов сбора статистических данных; координация проведения ярмарок членами УФИ
для предотвращения совпадений.
Международный союз выставок и ярмарок – объединение ведущих выставочных центров, организаций,
содействующих выставочному бизнесу России, Белоруссии, Молдавии, Украины,
Латвии и Литвы. Учрежден в 1991 г., ассоциированный член Союза международных
ярмарок (UFI)
с 1994 г.
Классификация выставочно-ярмарочных мероприятий – общепринятые в мировой практике типологии выставок,
служащие ориентиром при определении полного названия выставки. Из мирового
опыта следует классификация выставок по пяти основным признакам: по
географическому составу экспонентов, по тематическому (отраслевому) признаку,
по значимости мероприятия для экономики города/региона/страны, по
территориальному признаку, по времени функционирования. По отраслям экономики
выставки классифицируются на: многоотраслевые ярмарки, специализированные
выставки и ярмарки, выставки товаров народного потребления.
Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной
деятельности – постоянно действующий консультативно-координирующий
орган, созданный в 1995 г. для реализации межправительственного Соглашения о
развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых
Государств.
Патронаж выставочно-ярмарочного мероприятия какой-либо
организации – совокупность мер, обеспечивающих официальную
поддержку этой организацией выставочно-ярмарочным мероприятиям, проводимым в
интересах развития и повышения эффективности экономики Российской Федерации.
Целью патронажа является содействие российским предпринимателям,
товаропроизводителям и экспортерам в продвижении продукции, товаров и услуг на
российский и зарубежный рынки посредством поддержки отдельных выставочных
мероприятий.