ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ В ВЫСТАВКЕ. СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА
5.1. Некоторые особенности
бухгалтерского и налогового учета у фирм, организующих выставки
5.2. Особенности бухгалтерского и
налогового учета затрат у фирм, участвующих в выставках
5.3. Стоимость участия в выставке.
Составление бюджета
5.4. Оценка требуемой площади стенда
5.1. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА У ФИРМ, ОРГАНИЗУЮЩИХ ВЫСТАВКИ
В настоящее
время в Российской Федерации действует четырехуровневая система нормативного
регулирования бухгалтерского учета. К нормативным актам первого уровня
относятся «Закон о бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. и
«Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации», утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 29 август 1998 г. № 34-н. Ко второму уровню – национальные
стандарты по бухгалтерскому учету. В настоящее время их принято 17. К третьему
уровню принадлежат приказы Минфина РФ, разъясняющие действия стандартов, план
счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. В 2001 г. во
исполнение программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности введен новый план счетов. И,
наконец, четвертый уровень – это нормативные
документы в области бухгалтерского учета, принимаемые предприятиями. Главное
здесь – учетная политика предприятия,
устанавливающая совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Разумеется,
выбранные предприятием способы не должны противоречить нормативным актам более
высокого уровня.
Для организаций,
занимающихся организацией выставок, именно учетная политика крайне важна,
потому что особенности выставочной деятельности практически не учтены в
нормативных документах более высоких уровней системы. Следовательно, для того
чтобы исключить финансовые санкции со стороны проверяющих органов, нужно
максимально подробно описать принятые фирмой способы ведения бухгалтерского
учета. К ним относятся методы группировки и оценки хозяйственной деятельности,
способы погашения стоимости активов, организации документооборота,
инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров
бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие приемы.
Учетная политика
формируется главным бухгалтером и руководителем организации. При этом
утверждаются:
ü
рабочий план счетов бухгалтерского учета;
ü
формы первичных документов, применяемых для оформления фактов
хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые образцы, а
также формы для внутренней бухгалтерской отчетности;
ü
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств
организации;
ü
методы оценки активов и обязательств;
ü
правила документооборота и технологии обработки учетной
информации;
ü
порядок контроля за хозяйственными операциями;
ü
другие решения, необходимые для бухгалтерского учета.
Разрабатываемые
фирмой собственные внутренние первичные учетные документы должны иметь
следующие обязательные реквизиты: наименование документа, код документа, дату составления,
наименование организации, содержание хозяйственной операции, измерители
хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, перечень должностных
лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее
оформления, личные подписи указанных лиц и их расшифровки. Кроме того, эти
первичные документы обязательно должны быть утверждены в учетной политике. Только при соблюдении этих двух
условий применение этих форм предприятием будет соответствовать
законодательству. Таким документом для фирм –
организаторов выставок может быть, например, заявка на участие.
Принятая организацией учетная политика оформляется
приказом или распоряжением, подлежит обязательному раскрытию в пояснении к годовому
отчету, представляемому в налоговые органы, и применяется последовательно в
течение ряда лет. Изменение учетной политики допустимо только в специально
оговоренных случаях, к которым относятся изменение законодательства Российской
Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработка
организацией новых способов бухгалтерского учета, существенная смена условий
деятельности (реорганизация, новые собственники или виды деятельности и т.п.).
При выборе собственных способов ведения бухгалтерского
учета следует учитывать, что кроме бухгалтерского существует еще налоговый учет
и многие разрешенные для целей бухгалтерского учета способы запрещены для целей
налогообложения. Например, в бухгалтерском учете начисление амортизации по
основным средствам можно производить любым из четырех способов: линейным;
списанием стоимости пропорционально объему продукции, работ, услуг; уменьшаемым
остатком; списанием стоимости по сумме лет срока полезного использования. А по
налоговому законодательству амортизационные расходы должны рассчитываться
только линейным способом. Таким образом, если для начисления амортизации выбран
любой из трех способов, кроме линейного, то при расчете налога на прибыль
необходимо скорректировать прибыль на разницу в расчетах по выбранному и
линейному способам. Иными словами, в этом случае придется начислять амортизацию
дважды. Но в некоторых случаях это может быть выгодно, так как кроме налоговой
инспекции есть другие пользователи бухгалтерской отчетности: учредители, банки
и т.д.
Учетная политика является документом не только
бухгалтерского, но и налогового учета, она сдается в налоговую инспекцию.
Законодательство Российской Федерации о налогах и
сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним
федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Законодательство
субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых
актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ (п. 4
ст. 1 НК РФ).
Остановимся на некоторых налоговых аспектах учетной
политики. Для того чтобы правильно рассчитать наиболее значимые (прежде всего
по суммам) налоги, нужно правильно определить объем выручки и себестоимость.
Это особенно важно для таких расчетов, как налог на прибыль, налог на добавленную
стоимость, налог на пользователей автомобильных дорог, налог с продажи, налог
на рекламу. Выручку для расчета налогов можно принимать либо «по отгрузке» либо
«по оплате». Поскольку в выставочной деятельности фирма-организатор, как
правило, предусматривает в договоре с экспонентом предоплату, то с момента,
когда предоплата становится выручкой, возможны варианты. И зависят эти варианты
от того, какой вид договора используется. Как правило, фирма заключает с
экспонентом договор возмездного оказания услуг в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации. Это представляется наиболее логичным, поскольку
фирма-организатор не просто реализует выставочную площадь, а предоставляет
целый пакет выставочных услуг, куда, как правило, входит методическое сопровождение,
организация церемонии открытия, проведение пресс-конференции, реклама и т.д.
Обычно в таких договорах предусмотрено, что прекращение обязательств по
договору наступает после фактического оказания услуг, т.е. после окончания
работы выставки. Документально это должно быть оформлено двусторонним актом.
Есть и другая точка зрения, в соответствии с которой
момент реализации при использовании договора возмездного оказания услуг
наступает у фирмы-организатора только через 20 дней с момента окончания действия
договора, поскольку именно этот срок определен для предъявления пользователем
услуг в письменной форме претензии к исполнителю по качеству услуг. Это
наиболее важные замечания, касающиеся доходной части. Теперь обратимся к
затратной части выставочных организаций.
Затраты можно классифицировать по: составу
(фактические, плановые); отношению к объему производства (переменные,
постоянные); функции управления (производственные, коммерческие;
административные); способу отнесения на себестоимость объектов (прямые,
косвенные).
С прямыми производственными затратами сложностей в
учете не возникает. Например, затраты на монтаж выставочных конструкций можно
сразу отнести на конкретную выставку. Коммерческие расходы также можно
разделить на прямые и косвенные. Для выставочных организаций главными
составляющими коммерческих затрат являются представительские расходы и расходы
на рекламу. Учет их по новому плану счетов происходит на счете 44 «Расходы на
продажу», а затем списывается в конце каждого отчетного периода на счет 90
«Продажи».
После определения объекта учета важно установить метод
учета затрат в рамках разрешенных вариантов. В учете выставочной деятельности
можно рекомендовать составление сметы расходов на каждую выставку, которая и
будет служить внутренним нормативным документом при расходовании средств. В
смете следует учесть прямые затраты, т.е. те, которые можно сразу отнести на
эту выставку в полном объеме (например, стоимость монтажа выставочных
конструкций, затраты на рекламу, на аренду оборудования, заработная плата
сотрудников), и косвенные, которые можно разделить на два вида – общевыставочные и административные. К общевыставочным
следует относить затраты, по экономическому содержанию относящиеся к группе
выставок или сразу ко всем выставкам фирмы-организатора. Например, расходы на
рекламу всех выставок, организуемых фирмой в течение года, либо расходы на
содержание службы внутри предприятия, которая специализируется на оказании
одной или нескольких услуг для всех выставок, или другие аналогичные по
назначению расходы. Общевыставочные расходы учитываются на счете 25
«Общепроизводственные расходы». Аналитический учет по счету 25 ведется по
отдельным подразделениям организации и статьям расходов. В конце отчетного
периода расходы с этого счета списываются в дебет счета 20, где после этого
определяется производственная себестоимость выставочных услуг. Порядок
распределения общевыставочных расходов между отдельными объектами учета (у нас
это выставка) определяется учетной политикой и может быть пропорционален прямой
заработной плате, прямым затратам или другим параметрам. Для выставочной
деятельности, например, в качестве критерия можно использовать такой
показатель, как площадь выставки.
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для
учета расходов для нужд управления, не связанных непосредственно с
производственным процессом. В частности, на этом счете должны быть отражены
административно-управленческие расходы – затраты на
оплату труда администрации, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных
средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендная плата за
помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате аудиторских услуг и
т.д. В настоящее время в бухгалтерском учете РФ разрешены два способа
группировки и включения затрат в себестоимость реализованных товаров, продукции
работ, услуг: традиционный способ и способ списания в конце каждого отчетного
периода общехозяйственных расходов в полном объеме непосредственно в дебет 90
счета «Продажи» по новому плану счетов. Способ этот называется «директ-костинг»
(direct costing). В налоговом учете все управленческие расходы,
осуществленные в отчетном периоде, относятся к расходам текущего отчетного
периода.
5.2.
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ЗАТРАТ У ФИРМ, УЧАСТВУЮЩИХ В
ВЫСТАВКАХ
Как правило, расходы предприятий на участие в
выставках относятся к коммерческим и соответственно отражаются на бухгалтерском
счете 44 «Расходы на продажу».
Например, предприятие заплатило за участие в выставке
24000 руб., в том числе НДС – 4000 руб. В бухгалтерском учете
организации должны быть сделаны основные проводки (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Условный пример
бухгалтерского учета
Дебет |
Кредит |
Операция |
Документ, необходимый для
проводки |
Сумма, руб. |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
51 «Расчетные счета» |
Оплачено с расчетного счета за участие в выставке |
Выписка из банка |
24000 |
19 «НДС по приобретенным ценностям» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Учтен налог на добавленную стоимость |
Сумма НДС, указанная в платежном поручении |
4000 |
44 «Расходы на продажу» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Затраты по участию в выставке отнесены на себестоимость |
Акт об оказании услуг |
20000 |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
19 «Расчеты по НДС по приобретенным ценностям» |
На сумму оплаченного НДС уменьшена сумма платежей в бюджет по
этому налогу |
Счет-фактура |
4000 |
Отметим, что на себестоимость относятся только те затраты,
которые имеют документальное подтверждение, и в пределах сумм, указанных в
соответствующих документах. Документально не подтвержденные расходы подлежат
списанию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты
налога на прибыль. Иными словами, для правомочного включения расходов по оплате
участия в выставке в себестоимость продукции (работ, услуг) должны быть в
наличии первичные документы, которые подтверждают факт оказания этих услуг. К
таким документам, кроме банковских документов, относятся:
w
договор или иной
документ (например, заявка на участие в выставке или счет, если в них оговорены
условия предоставления выставочных услуг), заключенный между организаторами и
участником выставки;
w
акт сдачи-приемки
выполненных работ;
w
счет-фактура от
организатора выставки (без этого документа по налоговому законодательству РФ
нельзя уменьшить налог на добавленную стоимость, который вносится в бюджет, на
ту его сумму, которая оплачена организатору выставки по договору).
Отметим также, что независимо от времени оплаты эти
расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного
периода, к которому они относятся. Если вы оплатили участие в выставке в
декабре 2000 г., а она состоялась в апреле 2001 г., то эти затраты можно будет
включить в себестоимость лишь в апреле, и налог на добавленную стоимость
подлежит зачету в налоговой декларации лишь за апрель.
Кроме оплаты организатору, экспонент несет и другие
расходы – на изготовление буклетов о своей продукции или
услугах, пакетов с логотипом фирмы, сувениров, фотографий для выставочных
стендов и т.д. Поскольку все эти затраты связаны с участием в выставке, они
также относятся к расходам на рекламу, а следовательно, включаются в
себестоимость путем списания на счет 44 «Расходы на продажу», куда, как уже
отмечалось, в соответствии с новым планом счетов входят расходы на рекламу.
Проводки в этом случае такие же, как в табл. 5.1.
Отметим, что если в бухгалтерском учете расходы
признаются независимо от намерения получить выручку, то в налоговом учете любые
затраты признаются расходами при условии, если они произведены для
осуществления деятельности, направленной на извлечение дохода (ст. 252
Налогового кодекса РФ). Реклама продаваемой продукции и деятельность организации
на выставках, безусловно, к таковым относится. Рекламные расходы в налоговом
учете относятся к прочим расходам и соответственно включаются в налоговую
декларацию организации по этой статье расходов.
В бухгалтерском учете расходы на рекламу всегда включались
в затраты организации в полном объеме, а в налоговом учете любые рекламные
расходы нормировались, а норматив включения в расходы зависел от суммы выручки.
После вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ и
поправок к ней, внесенных Федеральным законом от 29 мая 2002 г. № 57 ФЗ учет
рекламных расходов в налоговом учете претерпел существенные изменения. В
настоящее время к ненормируемым расходам на рекламу относятся затраты:
·
на рекламные мероприятия
через средства массовой информации и телекоммуникационные сети;
·
на световую и иную
наружную рекламу;
·
на участие в выставках,
ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и
демонстрационных залов;
·
на изготовление
рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах,
выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации;
·
на уценку товаров,
полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при
экспонировании;
·
расходы на изготовление
рекламных брошюр и каталогов.
Все остальные рекламные расходы, кроме перечисленных
выше, по-прежнему относятся к нормируемым. Это, например, расходы на
приобретение призов, изготовление рекламных листовок, пакетов, сувенирной
продукции и т.д., которые признаются для целей налогообложения в размере, не
превышающем 1% от выручки от реализации.
При планировании рекламных мероприятий следует учесть,
что в соответствии с п. «з» п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. №
2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» юридические и
физические лица, рекламирующие свою продукцию, уплачивают налог на рекламу по
ставке, не превышающей 5% стоимости приобретенных рекламных услуг. Ставка
налога на рекламу устанавливается местными (региональными) органами власти.
Начисление налога на рекламу отражается по дебету
счета 90 «Прочие доходы и расходы» и по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и
сборам»; перечисление налога в бюджет происходит по дебету счета 68 «Расчеты по
налогам и сборам» и по кредиту счета 51 «Расчетные счета». И хотя налог на
рекламу прямо не включается в себестоимость продукции, а относится на
финансовые результаты, он так же, как и первый, в конечном счете, уменьшает
сумму прибыли, подлежащую обложению налогом на прибыль.
К третьей группе расходов экспонента относятся затраты
по оплате командировочных расходов своих сотрудников, отправляемых на выставку.
В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации
предприятие обязано ему оплатить проезд, наем жилья, суточные и иные расходы,
которые работнику поручил произвести работодатель. Если командировка носит
производственный характер, то в соответствии с правилами бухгалтерского и
налогового учета все расходы организации по командировке относятся на расходы.
В соответствии с п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ оплата жилья и проезда
включается в расходы в полной сумме, а суточные – в
соответствии с нормами, установленными Правительством РФ. Как правило,
документами, подтверждающими это, служат приказ о направлении в командировку с
указанием ее цели, отчет о командировке, который прилагается к авансовому
отчету и в котором изложены ее результаты, договоры или протоколы о намерениях,
подписанные во время командировки.
Некоторые особенности имеет отражение командировочных
расходов при направлении сотрудников на выставки, проводимые за границами
Российской Федерации. Это связано с тем, что суммы, которые получает работник
под отчет на командировочные расходы, выдаются в валюте. Документом, подробно
регламентирующим порядок покупки и выдачи иностранной валюты на командировочные
расходы, подготовленным на основании Закона РФ «О валютном регулировании и
валютном контроле», является положение ЦБР от 25 июня 1997 г. № 62 «О порядке
покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов».
5.3.
СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ В ВЫСТАВКЕ. СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА[1]
Общие положения
Участие в торговых ярмарках и выставках сопряжено со
значительными расходами, часто непосильными для предприятия малого и среднего
бизнеса. Учитывая это, многие государства мира активно поддерживают выставочную
деятельность своих предприятий внутри страны, а тем более – за рубежом.
Тщательное планирование участия в выставке
предполагает своевременное составление бюджета. Необходим подробный анализ
расходов по основным статьям с учетом отличий, определяемых особенностями
различных выставочных мероприятий. Этот анализ должен стать основой для
составления графика работ по подготовке и проведению выставки и контроля за их
исполнением. По окончании работы выставки (примерно через 6 месяцев) можно
сделать выводы об эффективности участия в ней, сравнив уровень произведенных
затрат с результатами реальных коммерческих контрактов.
Конечную стоимость участия можно вывести, если
умножить сумму затрат по аренде площади стандартного стенда на коэффициент 8–12. Величина этого коэффициента зависит от тематики,
задач экспонента и характера экспонатов, а также от участия в сопровождающих
выставку мероприятиях. При аренде небольшого стенда, например, в 20 кв. м, конечная
стоимость участия составит от 17 до 24 тыс. долл. Хотя этот результат может
порою отличаться от реальной суммы затрат, он дает базовый ориентир стоимости
участия.
Последствия роста стоимости
участия в выставках
Предприятия вынуждены увеличивать сумму затрат на свою
выставочную деятельность под влиянием таких факторов, как:
§
«обязанность» принимать
участие во все возрастающем количестве мероприятий;
§
необходимость повышения
затрат на рекламу;
§
рост затрат на аренду
стенда, составивший за последнее десятилетие примерно 50%.
Протесты экспонентов вызывают организаторы выставочных
мероприятий, которые увеличивают цены под влиянием роста стоимости жизни, но
ссылаются при этом на улучшающееся качество услуг, предоставляемых участникам и
посетителям мероприятий. Посетители, со своей стороны, реагируя на увеличение
количества мероприятий и расходов на поездки и проживание, значительно
сокращают время своего пребывания на мероприятиях (для 60% посетителей
пребывание ограничивается одним днем). Вследствие этого уменьшается число
посещаемых стендов, которые избираются посетителями заранее. Так, на ярмарках
промышленной продукции четверть деловых посетителей посещает не более 5
экспонентов. «Внеплановые» посещения занимают в среднем 29% суммарного времени
пребывания посетителей на таких мероприятиях. Это уменьшает привлекательность
торговых выставок как «мест случайных встреч».
Кратковременность пребывания посетителей и минимальное
свободное «внеплановое» время вынуждают экспонентов нести дополнительные
затраты на рекламу и связи с общественностью, чтобы обеспечить свое включение в
число посещаемых стендов. Следствиями роста затрат на участие в крупных
выставках стало увеличение количества выставочных мероприятий регионального
масштаба в ущерб выставкам национальным, а в некоторых случаях – даже международным.
Можно согласиться с утверждением профессионалов, что в
текущем десятилетии фактор стоимости и технический прогресс в области
коммуникаций вызовут серьезные изменения как в топологии ярмарок и выставок,
так и в методике их организации.
Составление сметы
Смета планируемых затрат составляется после
определения целей участия в выставке. Как инструмент экономического
планирования смета устанавливает пределы, в которых должны производиться
расходы, чтобы обеспечить достижение поставленных целей.
Смета должна быть составлена как можно более подробно
менеджером, ответственным за организацию участия в мероприятии. Для торговых
ярмарок и выставок не существует разделения издержек на эластичные и
неэластичные. Здесь все взаимосвязано: дешевое оформление стенда сведет на нет
удачное место в выставочном зале; практичный стенд может «похоронить»
достопримечательные экспонаты; неудачный подбор персонала погубит успех участия
в выставке; экономия на рекламе и связях с общественностью не позволит
заключить новые контакты; а плохая упаковка и отправка создаст угрозу работе на
стенде и т.д.
Стоимостные факторы
Общая стоимость участия в выставке складывается из
учета затрат на всех трех этапах: подготовительном, периоде работы выставки,
послевыставочном. При этом порою оказывается, что затраты на подготовительном
этапе, прежде всего связанные с работой персонала по выработке маркетинговой
стратегии, определению целей участия, выбору выставки, осуществлению рекламной
кампании и т.д., сопоставимы с затратами на стадии участия и их недоучет
приводит к ошибкам при оценке результативности участия в соответствующем
выставочном мероприятии.
В свою очередь стоимость участия в выставке
складывается как минимум из десяти основных статей расходов: аренда, стенд,
оборудование стенда, экспозиция, денежные взносы учредителям, транспортировка и
страхование, эксплуатационные расходы, персонал, реклама и связи с
общественностью, прием посетителей, а также непредвиденные расходы. Статьи
затрат и их структура подробно представлены в табл. 5.2. При этом отнесение
многих из затрат к периоду выставки несколько условно, так как они должны быть
осуществлены еще до открытия выставки.
Таблица 5.2
Образец сметы расходов по участию в выставочном мероприятии
Анализ расходов |
Предполагаемые по смете |
I. Затраты на обеспечение работы персонала в
подготовительный период: 1.
Затраты, связанные с выбором выставки (доступ в информационные базы
данных, Интернет). 2.
Затраты на персонал в период подготовки к выставке: –
зарплата плюс начисления на зарплату, дифференцированные по размеру
вклада каждого специалиста и их категории; –
косвенные затраты, включая административные расходы с начислениями. 3.
Расходы на обеспечение телекоммуникационной и почтовой связи фирмы с
устроителями, старыми и потенциальными клиентами. 4. Подготовка пресс-релизов о фирме и ее участии в выставке. 5.
Проведение рекламной кампании. 6.
Прочие расходы. ВСЕГО ПО ПОДГОТОВКЕ |
|
II. Собственный стенд по индивидуальному проекту и
размещение экспозиции на открытых площадках: 1.
Расходы по аренде необустроенной выставочной площади: –
аренда выставочных площадей внутри павильонов; –
аренда открытых площадок вне павильонов; Прочие
расходы ВСЕГО ПО АРЕНДЕ 2.
Расходы по стенду: –
проектирование стенда, включая наличие в нем зон переговоров, приема VIP-персон,
кухни/склада и т.п.; –
изготовление стенда: –
стеновые элементы, –
подготовка пола, –
материалы для изготовления/покраски, –
осветительные устройства. Прочие
расходы ВСЕГО
ПО СТЕНДУ 3.
Расходы по оборудованию стенда: –
обстановка: –
покупка мебели/утвари, –
аренда мебели/утвари, –
оборудование кухни/гардероба; –
оборудование склада; –
декоративное оформление; –
покупка канцтоваров; –
аренда компьютерной техники, подключение к Интернет, аудио-,
видеоаппаратуры, диапроектора и т.д.; –
установка стационарных телефонов. Прочие
расходы ВСЕГО ПО ОБОРУДОВАНИЮ СТЕНДА 4.
Расходы по строительству стенда: –
распаковка/монтаж конструкций стенда и элементов его интерьера; –
демонтаж/упаковка; –
хранение; –
электро- и энергообеспечение; –
сантехника; –
кондиционеры (спец.). Прочие
расходы ИТОГО
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СТЕНДА |
|
III. Обустроенная выставочная площадь (типовой стенд
устроителя): 1.
Плата за аренду стенда. 2.
Расходы по дополнительному оборудованию арендуемого стенда: –
дополнительные элементы стенда, предлагаемые устроителем; –
аренда или покупка дополнительной мебели/утвари; –
оборудование кухни/гардероба; –
оборудование склада; –
декоративное оформление; –
покупка канцтоваров; –
аренда компьютерной техники, телефакса, аудио-, видеоаппаратуры,
диапроектора и т.д.; –
установка стационарных телефонов. Прочие
расходы ВСЕГО
ПО СТЕНДУ |
|
IV. Денежные взносы
устроителям выставки, исходя из условий участия: 1.
Плата за участие –
аренду площадей (учтена в п.I или II). 2.
Внесение дополнительных сведений в каталог. 3.
Внесение данных в информационные системы. 4.
Регистрационный взнос. 5.
Удостоверения участников выставки (дополнительные). 6.
Пропуска для парковки (дополнительные). 7.
Прочие расходы ВСЕГО |
|
V. Расходы по экспозиции: 1.
Расходы на формирование экспозиции, ее элементов – экспонатов и оборудования
(устройств) для их демонстрации. 2.
Упаковка. 3.
Таможенная очистка. 4.
Распаковка/запаковка. 5.
Улучшение-доводка элементов экспозиции, включая устройства для демонстрации
экспонатов в динамике или виртуального показа перед открытием выставки. 6.
Хранение упаковочных материалов. 7.
Монтаж/оформление экспозиции на стенде. 8.
Прочие расходы. ВСЕГО
ПО ЭКСПОНАТАМ |
|
VI. Транспортировка-страхование: 1.
Экспонаты и устройства для их демонстрации. 2.
Элементы и материалы стенда и его интерьера в случае изготовления
собственного стенда. 3.
Рекламные материалы. 4.
Прочие расходы. ВСЕГО
ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ-СТРАХОВАНИЮ |
|
VII. Эксплуатационные расходы: 1.
Электроэнергия (кроме стандартного освещения на стенде). 2.
Телефонная связь. 3.
Водоснабжение, если оно не предусмотрено в составе взноса за участие. 4.
Расходы по эксплуатации компьютерной сети, включения Интернет, фотокопировального
оборудования, телефакса и т.д. 5.
Охрана экспозиции на стенде. 6.
Уборка внутри стенда. 7.
Удаление отходов со стенда. 8.
Аренда автомашин. 9.
Транспортные расходы, в том числе внутригородские, если они не учтены
в разделе V. 10.
Оплата услуг –
процент за обслуживание (чаевые). 11.
Прочие расходы. ВСЕГО
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ |
|
VIII.
Расходы по содержанию персонала: 1.
Основной персонал. –
визовое оформление, –
стоимость проездных билетов (самолет, поезд и т.д.), –
проживание в гостинице, –
суточные (командировочные) и доплаты. 2.
Вспомогательный персонал: –
переводчики, –
обслуживающий персонал, –
прочий вспомогательный персонал (водитель и т.д.). 3.
Форменная одежда (покупка, аренда). 4.
Обучение: –
основного персонала, –
обслуживающего персонала. 5.
Медицинское страхование. 6.
Ненормированное питание, если оно не входит в суточные. 7.
Дорожные расходы (в городе проведения выставки). 8.
Расходы на обеспечение отдыха. 9.
Представительские расходы. 10. Прочие расходы. ВСЕГО
ПО СОДЕРЖАНИЮ ПЕРСОНАЛА |
|
IX. Реклама/связи с общественностью: 1.
Рекламные расходы 1).
рекламные материалы (проспекты и пр.), 2).
почтовые расходы (приглашения посетителей и т.д.), 3).
рекламные сувениры, 4).
публикации в прессе, 5).
реклама в официальном каталоге с учетом условий участия (или
дополнительная реклама), 6).
пропуска для посетителей, 7).
рекламные внешние щиты, растяжки в городе, 8).
плакаты – аренда мест для размещения
внутри выставочных помещений, 9).
фотографии, аудиовизуальные материалы, видеофильмы и т.д.,
подготавливаемые в ходе выставки, 10). оплата прав на трансляцию музыкальных
передач, 11). Прочие расходы. 2.
Расходы по связям с общественностью: 1).
пакеты (комплекты) с рекламными материалами для журналистов, 2).
сувениры для прессы, 3).
фотоматериалы для распространения, 4).
приглашения для журналистов, 5).
интервью/приемы, угощения, 6).
Прочие расходы. ВСЕГО
ПО РЕКЛАМЕ, СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ |
|
X. Расходы по приему посетителей: 1.
Угощения, включая алкогольные и освежительные напитки и проч. 2.
Обслуживание. 3.
Прочие расходы. ВСЕГО
ПО ПРИЕМУ ПОСЕТИТЕЛЕЙ |
|
XI. Непредвиденные расходы |
|
5.4. ОЦЕНКА ТРЕБУЕМОЙ ПЛОЩАДИ
СТЕНДА
Главный вопрос в этих расчетах – какую площадь стенда арендовать? Такой вопрос встает
перед большинством компаний, которые впервые принимают участие в выставке.
Нередко новые экспоненты и небольшие компании автоматически делают заявку на
экспоместо с размером по фронту 3 метра и, исходя из этого, планируют
экспозицию. Вместе с тем необходимая площадь стенда зависит от целей экспонента
на выставке, прежде всего от сохранения старых и привлечения новых клиентов, и
от количества персонала на стенде.
С учетом рекомендаций зарубежных
выставочников-профессионалов и опыта, накопленного авторами в последние годы,
можно математически решить задачу оценки размеров стенда.
Предположим, что, исходя из целей участия фирмы в
конкретной выставке, длительностью Т часов, намечено провести
переговоров с NЗ числом
заказчиков (старыми клиентами), которые намерены посетить выставку, и привлечь NK новых клиентов.
Количество представителей фирмы-экспонента NЭ – стендистов,
которым дано право проведения переговоров, для выполнения целей участия
определяется по формуле
где KN – коэффициент реализованных намерений
экспонента в отношении заказчиков;
K0 – коэффициент
переговоров, не приводящих к результату;
n – число переговоров, которые каждый
стендист реально может осуществить в час.
Учитывая, что в ряде случаев возможно
получение дробных значений, будем округлять их до целых чисел. Кроме того,
будем учитывать, хотя это и не скажется на дальнейших расчетах площадей стенда,
что для обеспечения нормальных условий работы персонала на стенде необходимо
предусмотреть возможность посменной работы.
Тогда необходимая площадь стенда для
проведения заданного количества переговоров будет равна
где S1 – площадь, необходимая для работы одного стендиста;
KS – коэффициент дополнительной площади, необходимой для
переговоров стендиста с клиентом.
Введя коэффициент площади размещения экспозиции на
стенде KЭ и учитывая,
что в этом случае SСТ = SПЕР /(1 – KЭ), легко определить полную площадь стенда:
Данное уравнение легко может быть преобразовано с
учетом функциональных зон на стенде и их соотношений, указанных в подтеме 3.5.
В случае, если
экспонент первый раз принимает участие в выставке и еще не имеет старых клиентов,
уравнение (5.3) упрощается и принимает вид
Остановимся на возможных значениях параметров и
коэффициентов:
Т –
опыт показывает, что при 5 днях работы
выставки в первый день стендист может вести переговоры с посетителями с учетом
времени на процедуру торжественного открытия в течение 6 ч, во второй – четвертый день по 8 часов и в пятый день с учетом
процедуры торжественного закрытия выставки и награждения участников в течение 4
часов, т.е. суммарно на протяжении 34 часов. При 4 днях работы выставки это
время составит соответственно 26 часов.
KN – возможные значения – от
0,5 до 1 (последнее значение вероятно лишь при условии, что каждый из старых
клиентов приглашен персонально и пришел на стенд).
K0 –
возможное значение – в пределах от 0,16 (по мнению американских выставочников)
до 0,5 в зависимости от тематики выставки.
n – число возможных контактов в час может
достигать 15 с учетом, если удастся за 2–3
минуты квалифицировать каждого из неспециалистов. Реально можно провести до 6
качественных переговоров с потенциальными клиентами в час.
S1 – предположительно в пределах 2–5 кв. м., последнее значение – для обеспечения работы персонала в комфортных условиях.
KS – значения – от 0,2 до 0,5 от
площади необходимой для работы экспонента, в зависимости от того, какая площадь
отводится для работы одного стендиста.
KЭ –
значения –
от 0,1 (например, графические работы) до 0,9 (например, крупногабаритный
инвентарь) от общей площади стенда.
Укажем на
определенные ограничения применимости данных уравнений, в первую очередь
формулы (5.1).
При n, равном или большем 6, заданное число переговоров для
привлечения новых клиентов N должно быть
При меньших значениях NK без учета числа переговоров со старыми клиентами для
проведения переговоров достаточно одного стендиста.
Однако если выставка специализированная, что до
минимума сводит число безрезультатных переговоров, т.е. значение KO – минимально, экспонент заранее пригласил на
стенд ограниченное число потенциальных клиентов и поставил цель добиться
привлечения конкретного числа новых клиентов, то при
в уравнении (5.3) можно с определенным допущением
рекомендовать принять n, равным
двум.
Осуществим оценку результативных контактов с клиентами.
Как уже подчеркнуто, в зависимости от типа выставки число незаинтересованных
посетителей может составлять от 16 до 50%. Из числа посетителей, проявивших
интерес к предмету выставки, лишь 20–30% могут
рассматриваться как потенциальные клиенты. При этом лишь четверть потенциальных
клиентов может быть готова совершить сделку не позднее шести месяцев после
проведения выставки, т.е. стать новыми клиентами. С другими клиентами
потребуется более продолжительная работа.
Если учесть, что один специалист на стенде может
провести в час ограниченное число качественных переговоров с потенциальными
клиентами, общее число таких переговоров ограничено временем проведения
выставки и, по существу, не зависит от общего числа посетителей. Возможность
результативного проведения переговоров определяется не столько количественным
значением посетительской аудитории, сколько организацией работы экспонента с
целевыми клиентами, как уже имеющимися, так и новыми, в период до выставки и
при приглашении их на выставку. Следует подчеркнуть, что устроитель выставки
обеспечивает лишь посетителей, а не новых клиентов (покупателей) для фирм
экспонентов.
Обозначив N общее число посетителей, K0 – коэффициент
переговоров, не приводящих к результату, KП – коэффициент
потенциальных клиентов, KР – коэффициент результативности переговоров, определим
общее число переговоров, итогом которых будут новые клиенты, с которыми реально
заключение контрактов:
Возможные значения коэффициентов:
Если NЭ – число экспонентов на выставке, то среднее возможное
число новых клиентов на 1 экспонента может составить
или в час
Как уже отмечалось, экспонент в состоянии в час
провести не более шести качественных переговоров с потенциальными клиентами. Однако расчеты показывают, что даже при 100.000 посетителях
при учете коэффициентов, указанных в (5.8), вряд ли можно достичь этого
значения. Выявляются общие закономерности максимального количества возможных
новых клиентов в ходе выставки. Оценим это количество: примем N =
100.000 посетителей.
Возьмем наиболее реальные значения
коэффициентов: K0 = 0,25; KN = 0,25; KP = 0,25; Т = 26 ч; NЭ = 100 экспонентов.
Расчеты показывают, что среднее общее
число возможных новых клиентов составит:
– за период выставки ≈ 4688;
– в час ≈ 180.
Тогда среднее количество результативных
переговоров каждого экспонента, приводящих к привлечению новых клиентов в час, – менее 2.
При этом число таких переговоров одним
экспонентом за период выставки (26 ч) около 47.
Это значение приближается к цифре (не более
45), указываемой американскими специалистами[2].
Далее, исходя из поставленных целей,
реальной оценки количества приобретенных в ходе выставки новых клиентов,
нетрудно оценить стоимость возможной продукции, которая может быть реализована,
а также объемы возможных сделок и соответствующий доход компании.
1.
Каковы
элементы формирования учетной политики фирм, организующих выставки?
2.
Каковы
наиболее важные налоговые аспекты учетной политики для выставочных организаций?
3.
Как
классифицируются затраты выставочных организаций?
4.
В чем особенности
бухгалтерского и налогового учета затрат у фирм, участвующих в выставках?
5.
В чем особенности
отражения командировочных расходов при направлении сотрудников на выставки,
проводимые за рубежом?
6.
Какие последствия роста
стоимости участия в выставках?
7.
Какие основные
требования к составлению сметы участия в выставке?
8.
Какие основные статьи
затрат участия в выставке?
9.
Зачем нужно учитывать в бюджете
выставки расходы на персонал в период ее подготовки?
10.
Как оценить требуемую
площадь стенда?
11.
Почему целевая задача
приобретения новых клиентов является важнейшей для участия в выставке?
12.
Что понимается под
экспозиционной площадью на стенде?
13.
Что такое переговорная
площадь на стенде?
14.
Как оценить
результативность контактов с клиентами?
15. Какие методы оценки площади стенда возможны?