ТЕМА 6.

ИНФРАСТРУКТУРА ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРЫ, КООРДИНИРУЮЩИЕ ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

6.1. Понятие инфраструктуры

6.2. Координация выставочной деятельности России со странами СНГ

6.3. Структуры, способствующие развитию и координирующие выставочную деятельность на международном уровне

 

Контрольные вопросы к теме

 

6.1. ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Как и все хозяйствующие субъекты, выставочные организации используют для своего функционирования существующую инфраструктуру экономики страны: телекоммуникационные, транспортные, банковские и другие элементы общественного устройства. Субъекты выставочной деятельности объективно испытывают неблагоприятные условия развития экономики в стране, имеют, как правило, слабый доступ к финансовым ресурсам и государственным инвестициям. Поэтому они должны знать конъюнктуру рынка, постоянно осваивать новые выставочные технологии, обучать кадры, получать и анализировать информацию, решать многие другие задачи.

Выставочная деятельность включает в себя систему специализированных структур, помогающих разработке и реализации государственной политики в этой сфере и, что сегодня особенно важно, проведению собственной политики, выработанной своими структурами. Поэтому инфраструктура выставочной деятельности понимается в первую очередь именно как система организаций, цель которой оказывать содействие выставочным структурам, желательно на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и т.п.).

С учетом сказанного можно выделить важнейшие элементы инфраструктуры выставочной деятельности, которые требуют анализа и оценки перспектив их развития. Это структуры:

§               определяющие государственную политику на национальном и региональном уровнях;

§               способствующие развитию и координирующие выставочную деятельность на международном уровне;

§               организаторы выставок;

§               предоставляющие площадь для выставочных мероприятий;

§               обеспечивающие функционирование выставочной деятельности (строительные, информационные, рекламные работы и пр.);

§               участники выставок (экспоненты);

§               потребители выставочной продукции (государственные, общественные организации, фирмы различных форм собственности, специалисты и посетители);

§               содействующие развитию выставочной деятельности (организации, выступающие в качестве спонсоров и иной формы поддержки).

в начало

 

6.2. КООРДИНАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ

Роль государства в развитии выставочной деятельности в России[1]. Выставочно-ярмарочная деятельность (ВЯД) во всех промышленных странах является важнейшим инструментом государственной политики, эффективным средством развития свободного рынка, порою весьма существенным источником пополнения федерального и местного бюджета.

Международные экспозиции в крупнейших выставочных комплексах мира всегда имеют высокий общественный резонанс и дают социально-экономический эффект в развитии всей инфраструктуры выставочных городов, приводят к расширению торговли, сферы услуг, увеличению числа рабочих мест, привлечению дополнительных инвестиций в выставочную сферу.

Во всех странах государственную поддержку в выставочной сфере дотации, налоговые льготы для предприятий-участников и организаторов мероприятий, стимулирование инвестиций в эти проекты получают те предприятия и отрасли, для которых определена приоритетность развития. Во многих странах с рыночной экономикой есть государственные программы по участию национальных предприятий в выставках за рубежом. Эти программы в обязательном порядке дотируются из государственных средств[2].

Новой отраслью, привлекающей все большее внимание государства, становятся выставки и в России. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.

Торгово-промышленные выставки и ярмарки как коммерческие мероприятия прочно вошли в новую жизнь. В последние годы идет настоящий выставочный бум. Рост числа выставочных мероприятий с 1991 по 2000 г. ежегодно составлял 17%. Суммарная выставочная площадь более чем 2000 мероприятий, проведенных в 2000 г., превысила 1,1 млн. кв. м. Они привлекли свыше 80 тыс. участников, 8,9 млн. посетителей. Ежегодно около 14 тыс. иностранных компаний более чем из 80 стран мира принимают участие в выставках, проводимых на территории Российской Федерации. Более 260 тыс. иностранных специалистов ежегодно посещают российские выставки. Тем не менее, мы значительно отстаем не только от развитых стран, но и от среднего мирового уровня.

Выставочно-ярмарочная деятельность становится инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации перспективных проектов российских организаций.

По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200300 млн. долл. в год. Экономическая эффективность от деятельности 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и ярмарок, может составить в 2004 г. 5060 млн. долл. США, в 2010 г. 100110 млн. долл. США.

В настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность, благодаря наличию собственной материально-технической базы, инфраструктуры и квалифицированных кадров, способна формировать значительные финансовые потоки и обеспечивать поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней. Важным аспектом этой деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.

Количество занятых непосредственно в выставочных организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек.

Характеристика существующей нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности. В настоящее время в Российской Федерации в отличие от целого ряда иностранных государств, таких, как США, Германия, Италия, Испания, Египет и др., не существует единого правового акта, посвященного регулированию основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Различные вопросы указанной деятельности в России регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

Отдельные вопросы общего характера в сфере осуществления выставочно-ярмарочной деятельности регулируются нормативными правовыми актами, основополагающими для всех отраслей экономики, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации (заключении договоров), Налоговым кодексом Российской Федерации (порядок налогообложения), Таможенным кодексом Российской Федерации (перемещение товаров, предназначенных для выставок, через таможенную границу Российской Федерации)[3].

Международные нормы ВЯД регулируются международно-правовыми актами организаций, участницей которых является Российская Федерация[4].

Имеются также нормативные правовые акты, регламентирующие порядок подготовки и проведения выставок продукции военного назначения, а также участия российских и иностранных структур в таких выставках.

Для координации ВЯД со стороны государства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2000 г. №328 создана Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности.

Комиссия осуществляет координацию выставочно-ярмарочной деятельности на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Международного союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций.

Комиссия обеспечивает равные условия конкуренции на рынке выставочных услуг. Выбор выставочных организаций на право подготовки и проведения российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Определение мероприятий федерального значения из всего многообразия выставок и ярмарок, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется с целью их координации, планирования по срокам и тематике, а также поддержки, включая организационную, финансовую и информационную. Мероприятия отбираются на основе системы приоритетов и критериев, разработанных и утвержденных Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности.

При этом следует учитывать, что наряду с коммерческими выставками, при проведении которых организаторы окупают вложенные финансовые средства и получают прибыль, проводятся мероприятия федерального и межрегионального значения, цель которых привлечь и представить как можно больше производителей из различных регионов России. Многим из них для участия в выставках необходима государственная поддержка. В частности, она требуется участникам выставочных мероприятий, связанным с научными разработками, инновациями и изобретениями, а также товаропроизводителям, находящимся в тяжелом финансовом положении и остро нуждающимся в новых рынках сбыта.

Координация осуществляется также на уровне ряда федеральных органов исполнительной власти. В частности, создана Комиссия по выставочной деятельности при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, которая координирует выставочно-ярмарочную деятельность в отрасли, определяет тематику и планирует выставочные мероприятия с учетом специфики конкретного региона. Подобные структуры имеются при Минпромнауки России, Минатоме России, Минсельхозе России.

Координация выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется также и на уровне субъектов Федерации через создание выставочных комитетов или комиссий при администрациях или правительствах субъектов Федерации. В частности, созданы Выставочный комитет при правительстве Санкт-Петербурга, Выставочный комитет при Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Северо-Запад».

Кроме того, сформирован ряд общественных организаций, призванных способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг, в их числе различные региональные координационные советы, гильдии, ассоциации.

В марте 2001 г. Комиссией Правительства по выставочно-ярмарочной деятельности была одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в России, которую следует рассматривать в качестве основополагающего документа для выработки государственной стратегии и формирования среднесрочной политики в сфере ВЯД.

В Концепции ВЯД подчеркнуто, что государственная поддержка выставочной деятельности может быть оказана в следующих формах:

1)          организационной;

2)          финансовой:

              как финансовая поддержка участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

              как финансовое содействие модернизации и реконструкции материально-технической базы выставочной деятельности;

3)          информационной.

 

Организационная поддержка. Решение об оказании организационной поддержки выставочно-ярмарочным мероприятиям федерального значения, проводимым на территории Российской Федерации, принимается Комиссий Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности. Выбираются мероприятия, имеющие приоритетное значение для развития отрасли, региона или Российской Федерации в целом. При подготовке регионального мероприятия целесообразность его проведения согласуется с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, принятие решения об оказании организационной поддержки российским участникам выставочно-ярмарочного мероприятия, проводимого за рубежом, должно основываться на предложениях федеральных органов исполнительной власти и ведомств, принимающих участие в организации российских экспозиций на выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромнауки России, МИДа России и других); органов исполнительной власти субъектов Федерации; представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам и посольств Российской Федерации в соответствующих государствах. При этом принимаются во внимание предложения Международного союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых и межрегиональных ассоциаций, союзов экспортеров, выставочных центров и организаций.

Отбираются, как правило, крупнейшие международные выставки и ярмарки, носящие многопрофильный характер и демонстрирующие новейшие достижения промышленности и науки, а также имеющие приоритетное значение для России с точки зрения продвижения отечественной экспортной продукции на рынки стран того или иного региона мира.

Финансовая поддержка выставочных мероприятий. Федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложена координация работы в области выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и за рубежом, ежегодно готовит предложения с целью предусмотреть в проекте федерального бюджета Российской Федерации на очередной год соответствующие финансовые средства.

Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности рассматривает и утверждает подготовленный федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными ведомствами перечень мероприятий на очередной год, на которых планируются российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета.

Финансовая поддержка участия осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Федерации, а также за счет средств участников и спонсоров.

Что же касается финансовой поддержки развития материально-технической базы выставочной деятельности, то, как подчеркнуто в Концепции, она будет осуществляться на основе специальной программы. При формировании этой Программы следует учитывать тот факт, что подавляющее большинство выставочных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный физический и моральный износ оборудования, отсутствие выставочных площадей соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных выставок на уровне современных требований. Необходима программа реконструкции и модернизации инфраструктуры выставочной отрасли. По мнению большинства выставочников-профессионалов, такой программной должна быть федеральная целевая программа развития ВЯД.

Информационная поддержка. Основной задачей информационной поддержки является создание интегрированной информационной системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, опирающейся на:

            информационные ресурсы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ее зарубежных представительств;

            единые телекоммуникационные комплексы представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах;

            информационные возможности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, отраслевых ассоциаций и союзов экспортеров;

            информационные возможности федеральных органов исполнительной власти (в частности, ресурсы уполномоченных Минэкономразвития России в субъектах Федерации, региональные представительства ряда других федеральных органов исполнительной власти).

Эта консолидированная информационная система позволит организовать информационное обеспечение российских товаропроизводителей потенциальных участников выставочно-ярмарочных мероприятий по широкому спектру представляющих практический интерес вопросов, в том числе с использованием международной сети Интернет и средств массовой информации.

 

Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности

 

25 мая 1995 г. в Минске правительствами 11 государств-участников СНГ подписано межправительственное соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств. Для реализации соглашения создан постоянно действующий консультативно-координирующий орган Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ.

В декабре 1996 г. Совет утвердил разработку Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств. Ее цель превратить выставочно-ярмарочное дело в фактор углубления интеграционных процессов в СНГ, содействовать установлению связей между товаропроизводителями и потребителями, расширению предпринимательства, формированию развитого рынка, совершенствовать взаимодействие выставочно-ярмарочных структур стран СНГ.

Мероприятия проводятся за счет средств их участников и других поступлений. Под патронажем Совета уже в 1996 г. прошли выставки и ярмарки в Москве, Алма-Ате, Кишиневе. Совместно с компанией «ITE» (Великобритания) и Российским союзом промышленников и предпринимателей Совет организовал выставку «ЕС-СНГ» в Париже.

В 1999 г. Концепция развития была обсуждена на заседании Межгосударственного совета Содружества Независимых Государств по выставочно-ярмарочной деятельности. До последнего времени такой согласованный комплекс взглядов, целей и действий стран отсутствовал, хотя необходимость формирования выставочного рынка СНГ, углубления интеграционных процессов, координации выставочных мероприятий и информационного обмена была очевидна.

Документ состоит из шести разделов: общие положения, роль и особенности выставок и ярмарок в СНГ, цели и принципы выставочно-ярмарочной работы в рамках СНГ, основные направления ее совершенствования, статус и форма выставок и ярмарок, вопросы финансирования.

Концепция определяет, что организация выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве базируется на следующих демократичных принципах:

w             добровольность участия в мероприятиях;

w             равноправие участников и взаимовыгодность их сотрудничества;

w             соблюдение международных и национальных нормативно-правовых актов;

w             свобода выбора организационной формы сотрудничества;

w             концентрация усилий и средств по совместной организации выставок и ярмарок, которые могут стать событием выставочно-ярмарочной жизни всего Содружества;

w             высокий профессионализм;

w             увеличение числа участников за счет снижения затрат на проведение мероприятий;

w             обеспечение высокого уровня технической оснащенности и сервисного обслуживания выставочно-ярмарочных мероприятий.

 

Концепция предусматривает комплекс организационных, научно-технических, производственно-технологических, проектных и финансовых мероприятий, содействующих тому, чтобы выставочно-ярмарочная деятельность постепенно превращалась в фактор углубления интеграционных процессов в СНГ.

Совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности возможно на основе координации совместных действий, а впоследствии на базе согласованной политики с учетом приведенных в соответствие законодательств государств СНГ.

Выставки и ярмарки, проводимые Советом, имеют межгосударственный статус и существуют в нескольких формах:

w             ежегодные выставки-ярмарки «СНГ: Интеграция», поочередно проводимые в государствах Содружества непосредственно Межгосударственным советом по выставочно-ярмарочной деятельности СНГ и его Исполнительной дирекцией «Экспофондом СНГ»;

w             выставки, ярмарки, проводимые в странах Содружества под патронажем Совета. Под свой патронаж по просьбе организаторов Совет принимает выставки и ярмарки, способствующие реализации целей, предусмотренных Соглашением о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ, имеющие современную техническую оснащенность, высокий уровень сервисного обслуживания;

w             международные выставки, проводимые Советом по договоренности с партнерами в СНГ и дальнем зарубежье.

 

Исполнительным органом Межгосударственного совета, координирующего выставочно-ярмарочную деятельность в СНГ, является исполнительная дирекция «ЭКСПОФОНД СНГ».

 

Роль торгово-промышленной палаты Российской Федерации в координации выставочной деятельности

 

Особая роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности в стране и за рубежом принадлежит Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ). Эта сфера одна из главных для созданного в 2002 г. Комитета по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров. Вопросы ВЯД в этом Комитете рассматриваются в свете задач, стоящих перед системой торгово-промышленных палат России, целью которых является содействие развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

Комитет содействует развитию внешнеэкономических связей организаций и регионов Российской Федерации, повышению эффективности экспорта отечественной продукции, удовлетворению растущего спроса российских организаций на услуги выставочно-ярмарочной сферы, развитию внутреннего рынка Российской Федерации, наполнению его качественными конкурентоспособными товарами.

Комитет ведет работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы выставочно-ярмарочной деятельности и разработке дополнительных нормативных правовых актов, формирует скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, общую идеологию представляемых на них экспозиций в первую очередь, национальных и региональных, совершенствует имеющиеся методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности, ведет обобщение статистики по выставочным организациям, анализирует текущее состояние этой сферы деятельности и составляет прогноз ее развития. Комитет предлагает меры по развитию материально-технической базы выставочных структур и соответствию ее международным требованиям.

Комитет оказывает практическую помощь ассоциациям, союзам, объединениям, отдельным предприятиям и организациям по вопросам осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности и государственными структурами, содействует развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

ТПП РФ координирует выставочную деятельность и через территориальные торгово-промышленные палаты, число которых в РФ в настоящее время достигло 155. В ряде регионов их администрацией палатам делегировано право на организацию выставочно-ярмарочных мероприятий. И как результат рост числа выставок и ярмарок в регионах составил в 1999 г. по сравнению с 1998 г. 14%, в 2000 г. по сравнению с 1999 г. уже 18%.

 

Международный союз выставок и ярмарок

 

Союз выставок и ярмарок (СВЯ) добровольное объединение выставочников-профессионалов СНГ и стран Балтии создан в 1992 г.[5]

С 1994 г. Союз выставок и ярмарок ассоциированный член УФИ.

Сегодня в МСВЯ входит 60 действительных членов и 7 ассоциированных членов, 55 из которых являются организаторами выставок-ярмарок. Члены Союза представляют широкий спектр регионов России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Кыргызстана, стран Балтии. Можно сказать, что сегодня члены МСВЯ в значительной мере определяют выставочную политику этих стран.

Повышению качества выставочных услуг содействует и практика присвоения лучшим выставочным мероприятиям своеобразного «Знака качества» Знака Международного союза выставок и ярмарок. Знаком Союза выставок и ярмарок удостоены 132 мероприятия.

Союз выставок и ярмарок содействует восстановлению и укреплению деловых связей между странами СНГ и Балтии, поддерживая постоянный контакт с коллегами из ВК «Минскэкспо» (Минск), МВЦ «Молдэкспо» (Кишинев), ТПП Латвии (Рига), АО «Эстонские ярмарки» (Таллинн).

Хорошую возможность для расширения контактов и общения с зарубежными коллегами представляет членство МСВЯ в УФИ и участие в его ежегодных конгрессах.

в начало

 

6.3. СТРУКТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ И КООРДИНИРУЮЩИЕ ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Union of International Fairs Союз международных ярмарок (УФИ) главная выставочная организация мира[6]

Потребность в объединении крупных международных ярмарок в некую единую организацию возникла в самом начале XX в. и была вызвана стремительным ростом их числа. Провозглашению УФИ (так решено было назвать созданный союз) предшествовала работа пяти международных совещаний, проходивших с 1920 по 1924 г. в Брюсселе и Милане.

Днем рождения УФИ считается 15 апреля 1925 г.

Были сформулированы следующие цели и задачи деятельности УФИ:

            содействие международной торговле;

            унификация методов сбора статистических данных;

            координация проведения ярмарок членами УФИ для предотвращения совпадений.

Сегодня в Союз международных ярмарок входят 178 организаций и 29 ассоциированных членов из 67 стран. В 2001 г. они провели 557 выставочных мероприятий международного характера в 142 городах мира. УФИ является членом-корреспондентом ООН и ЮНИДО с правом совещательного голоса, сотрудничает с Европейским союзом, Международной торговой палатой, с ГАТТ и с ассоциациями национальных и международных выставок и ярмарок различных государств.

Высший орган Союза конгресс (в свою очередь страны, выставочные организации которых являются членами УФИ, ежегодно проводят свои конгрессы). Конгресс решает принципиальные вопросы деятельности УФИ: вносит изменения в его устав, утверждает финансовую отчетность, рассматривает заявления о приеме в члены Союза и т.п.

Постоянно действующий исполнительный орган УФИ генеральный секретариат, которым руководит генеральный секретарь. Штаб-квартира секретариата находится в Париже.

Выставочному центру, пожелавшему стать членом УФИ, необходимо, чтобы, во-первых, как минимум одно из его мероприятий соответствовало принятому определению ярмарки. Во-вторых, обязательно соблюдать следующие условия:

§               мероприятие должно носить международный характер и квалифицироваться как международное властями страны его проведения;

§               20% от общего числа участников должны составлять иностранные экспоненты;

§               выставочная площадь, предоставленная иностранным участникам, должна составлять, по меньшей мере, 20% от общей выставочной площади данного мероприятия;

§               4% от общего числа посетителей должны быть иностранными представителями;

§               рекламные материалы и каталог должны публиковаться, кроме языка страны проведения на одном из трех европейских языков: английском, французском или немецком;

§               во время проведения мероприятия не должно быть какой-либо деятельности некоммерческого характера (кроме конгрессов, научных, технических, познавательных конференций);

§               не должны продаваться образцы со стендов;

§               ярмарка должна носить периодический характер и иметь продолжительность, не превышающую двух недель;

§               ярмарка должна быть проведена не менее трех раз подряд, и отвечать требованиям, предъявляемым к международным мероприятиям.

 

Российский стаж участия в УФИ мог бы исчисляться с 1925 г. Нижегородская ярмарка, одна из крупнейших в мире, была одним из учредителей этого Союза. В советское время она проводилась несколько раз с 1922 по 1929 г. Однако Нижегородская ярмарка состояла членом УФИ недолго. 6 февраля 1930 г. в СССР было принято правительственное постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки.

Только через 45 лет Россия вернулась в члены Союза. В ноябре 1975 г., на 42-м конгрессе (отмечался полувековой юбилей УФИ) Экспоцентр (в то время Управление международных и иностранных выставок ТПП СССР) был принят в Союз, а специализированная выставка «Химия-75» вошла в число мероприятий, одобренных УФИ.

В настоящее время свыше 20 выставочных мероприятий, проводимых в России российскими организациями, одобрены УФИ. Эти смотры отвечают всем требованиям, предъявляемым к международным выставочным мероприятиям высшей категории, и могут для своей рекламы использовать эмблему УФИ.

в начало

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ

1.           Что входит в понятие инфраструктуры выставочной деятельности?

2.           Почему выставки называют «зеркалом» экономики?

3.           Являются ли торгово-промышленные выставки и ярмарки коммерческими мероприятиями?

4.           В чем состоит социально-экономическая направленность выставочно-ярмарочной деятельности (ВЯД)?

5.           Какие факты свидетельствуют о том, что в стране создана выставочная индустрия?

6.           Какой документ, одобренный Комиссией Правительства РФ, по выставочно-ярмарочной деятельности является основополагающим для выработки государственной стратегии и формирования среднесрочной политики в сфере ВЯД?

7.           Какова роль в координации ВЯД Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности?

8.           Как осуществляется координация ВЯД на уровне федеральных органов власти?

9.           Что понимается под организационной поддержкой на государственном уровне выставочно-ярмарочных мероприятий федерального значения?

10.     Как Россия интегрируется в международное выставочное сообщество?

11.     С какой целью был создан Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности СНГ?

12.     Какие структуры координируют выставочную деятельность в международных рамках?

13.     Какие требования предъявляются к выставочным мероприятиям для получения знака УФИ (Международного союза ярмарок)?

14.     Координирует ли Международный союз выставок и ярмарок выставочную деятельность в СНГ и странах Балтии?

15.     Каким выставочным мероприятиям в России, СНГ и странах Балтии присуждается знак Международного союза выставок и ярмарок?

в начало

 

к содержанию << >> на следующую страницу



[1] Текст данного раздела, базирующийся на материалах Концепции ВЯД в РФ, содержит также оценки ее отдельных положений авторов, опирающихся на мнения выставочников-профессионалов.

[2] Аспекты государственной политики в ведущих государствах мира в выставочной сфере изложены в теме 12.

[3] Указанные правовые акты изложены в тексте Концепции, кроме того, следует также упомянуть, что постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. №123 была утверждена Федеральная программа развития экспорта, в которой впервые обозначены в том числе и элементы стратегии выставочной деятельности. Начиная с 1997 г. определен спектр крупнейших международных выставок, где подготовка российского участия будет частично или полностью оплачиваться за счет государственного бюджета России.

[4] К их числу, в частности, относятся: Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2000 г. №1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами»; постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1999 №1384 «Об утверждении Положения об участии российских организаций в проведении выставок и показов продукции военного назначения»; распоряжения Правительства Российской Федерации об участии российских организаций в выставках и показах продукции военного назначения в текущем календарном году (полугодии), а также решения Минобороны России о номенклатуре и количестве экспонатов, демонстрируемых на выставках и показах.

[5] В 2002 г. СВЯ перерегистрирован в Международный союз выставок и ярмарок.

[6] С 2003 г. «Международная ассоциация выставочной индустрии», аббревиатура UFI сохранена.

Hosted by uCoz