ИНФРАСТРУКТУРА ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРЫ, КООРДИНИРУЮЩИЕ ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
6.2. Координация выставочной
деятельности России со странами СНГ
Как и все
хозяйствующие субъекты, выставочные организации используют для своего
функционирования существующую инфраструктуру экономики страны:
телекоммуникационные, транспортные, банковские и другие элементы общественного
устройства. Субъекты выставочной деятельности объективно испытывают неблагоприятные
условия развития экономики в стране, имеют, как правило, слабый доступ к
финансовым ресурсам и государственным инвестициям. Поэтому они должны знать
конъюнктуру рынка, постоянно осваивать новые выставочные технологии, обучать
кадры, получать и анализировать информацию, решать многие другие задачи.
Выставочная
деятельность включает в себя систему специализированных структур, помогающих
разработке и реализации государственной политики в этой сфере и, что сегодня
особенно важно, проведению собственной политики, выработанной своими
структурами. Поэтому инфраструктура выставочной деятельности понимается в
первую очередь именно как система
организаций, цель которой оказывать содействие выставочным структурам, желательно на условиях, отличных от рыночных (льготные
кредиты, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и т.п.).
С учетом сказанного можно выделить важнейшие элементы
инфраструктуры выставочной деятельности, которые требуют анализа и оценки
перспектив их развития. Это структуры:
§
определяющие государственную
политику на национальном и региональном уровнях;
§
способствующие развитию
и координирующие выставочную деятельность на международном уровне;
§
организаторы выставок;
§
предоставляющие площадь
для выставочных мероприятий;
§
обеспечивающие функционирование
выставочной деятельности (строительные, информационные, рекламные работы и
пр.);
§
участники выставок
(экспоненты);
§
потребители выставочной
продукции (государственные, общественные организации, фирмы различных форм
собственности, специалисты и посетители);
§
содействующие развитию
выставочной деятельности (организации, выступающие в качестве спонсоров и иной
формы поддержки).
6.2.
КООРДИНАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ
Роль государства в развитии выставочной деятельности в
России[1].
Выставочно-ярмарочная деятельность
(ВЯД) во всех промышленных странах является важнейшим инструментом
государственной политики, эффективным средством развития свободного рынка,
порою весьма существенным источником пополнения федерального и местного
бюджета.
Международные экспозиции в крупнейших выставочных
комплексах мира всегда имеют высокий общественный резонанс и дают
социально-экономический эффект в развитии всей инфраструктуры выставочных городов,
приводят к расширению торговли, сферы услуг, увеличению числа рабочих мест,
привлечению дополнительных инвестиций в выставочную сферу.
Во всех странах государственную поддержку в
выставочной сфере – дотации, налоговые льготы для предприятий-участников
и организаторов мероприятий, стимулирование инвестиций в эти проекты – получают те предприятия и отрасли, для которых
определена приоритетность развития. Во многих странах с рыночной экономикой
есть государственные программы по участию национальных предприятий в выставках
за рубежом. Эти программы в обязательном порядке дотируются из государственных
средств[2].
Новой отраслью, привлекающей все большее внимание
государства, становятся выставки и в России. В стране создана выставочная
индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную
инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.
Торгово-промышленные выставки и ярмарки как
коммерческие мероприятия прочно вошли в новую жизнь. В последние годы идет настоящий выставочный бум. Рост
числа выставочных мероприятий с 1991 по 2000 г. ежегодно составлял 17%.
Суммарная выставочная площадь более чем 2000 мероприятий, проведенных в 2000
г., превысила 1,1 млн. кв. м. Они привлекли свыше 80 тыс. участников, 8,9 млн. посетителей.
Ежегодно около 14 тыс. иностранных компаний более чем из 80 стран мира
принимают участие в выставках, проводимых на территории Российской Федерации.
Более 260 тыс. иностранных специалистов ежегодно посещают российские выставки.
Тем не менее, мы значительно отстаем не только от развитых стран, но и от
среднего мирового уровня.
Выставочно-ярмарочная деятельность становится
инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность
рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные
финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех
уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными
рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации
перспективных проектов российских организаций.
По экспертным оценкам, оборот в сфере
выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200–300 млн. долл. в год. Экономическая эффективность от
деятельности 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и
ярмарок, может составить в 2004 г. 50–60 млн. долл.
США, в 2010 г. – 100–110 млн. долл. США.
В настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность,
благодаря наличию собственной материально-технической базы, инфраструктуры и
квалифицированных кадров, способна формировать значительные финансовые потоки и
обеспечивать поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней. Важным
аспектом этой деятельности является ее социально-экономическая направленность,
выражающаяся в создании новых рабочих мест.
Количество занятых непосредственно в выставочных
организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной
занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс.
человек.
Характеристика существующей
нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности. В настоящее время в
Российской Федерации в отличие от целого ряда иностранных государств, таких, как США, Германия, Италия, Испания,
Египет и др., не существует единого правового акта, посвященного регулированию
основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Различные вопросы
указанной деятельности в России регулируются как законодательными актами общего
характера, так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской
Федерации.
Отдельные вопросы общего характера в сфере
осуществления выставочно-ярмарочной деятельности регулируются нормативными
правовыми актами, основополагающими для всех отраслей экономики, в том числе
Гражданским кодексом Российской Федерации (заключении договоров), Налоговым
кодексом Российской Федерации (порядок налогообложения), Таможенным кодексом
Российской Федерации (перемещение товаров, предназначенных для выставок, через
таможенную границу Российской Федерации)[3].
Международные нормы ВЯД регулируются
международно-правовыми актами организаций, участницей которых является
Российская Федерация[4].
Имеются также нормативные правовые акты,
регламентирующие порядок подготовки и проведения выставок продукции военного
назначения, а также участия российских и иностранных структур в таких
выставках.
Для координации ВЯД со стороны государства в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля
2000 г. №328 создана Комиссия Правительства Российской Федерации по
выставочно-ярмарочной деятельности.
Комиссия осуществляет координацию
выставочно-ярмарочной деятельности на основе предложений федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации,
Международного союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых
ассоциаций.
Комиссия обеспечивает равные условия конкуренции на
рынке выставочных услуг. Выбор выставочных организаций на право подготовки и
проведения российских экспозиций на международных, национальных и иных
выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом с частичным финансированием за
счет средств федерального бюджета осуществляется на основе конкурса в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Определение мероприятий федерального значения из всего
многообразия выставок и ярмарок, проводимых в Российской Федерации и за
рубежом, осуществляется с целью их координации, планирования по срокам и
тематике, а также поддержки, включая организационную, финансовую и
информационную. Мероприятия отбираются на основе системы приоритетов и
критериев, разработанных и утвержденных Комиссией Правительства Российской
Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности.
При этом следует учитывать, что наряду с коммерческими
выставками, при проведении которых организаторы окупают вложенные финансовые
средства и получают прибыль, проводятся мероприятия федерального и
межрегионального значения, цель которых – привлечь и
представить как можно больше производителей из различных регионов России.
Многим из них для участия в выставках необходима государственная поддержка. В
частности, она требуется участникам выставочных мероприятий, связанным с
научными разработками, инновациями и изобретениями, а также товаропроизводителям,
находящимся в тяжелом финансовом положении и остро нуждающимся в новых рынках
сбыта.
Координация осуществляется также на уровне ряда
федеральных органов исполнительной власти. В частности, создана Комиссия по выставочной
деятельности при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, которая
координирует выставочно-ярмарочную деятельность в отрасли, определяет тематику
и планирует выставочные мероприятия с учетом специфики конкретного региона.
Подобные структуры имеются при Минпромнауки России, Минатоме России,
Минсельхозе России.
Координация выставочно-ярмарочной деятельности
осуществляется также и на уровне субъектов Федерации через создание выставочных
комитетов или комиссий при администрациях или правительствах субъектов
Федерации. В частности, созданы Выставочный комитет при правительстве
Санкт-Петербурга, Выставочный комитет при Межрегиональной ассоциации
экономического взаимодействия субъектов Федерации «Северо-Запад».
Кроме того, сформирован ряд общественных организаций,
призванных способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг,
в их числе различные региональные координационные советы, гильдии, ассоциации.
В марте 2001 г. Комиссией Правительства по
выставочно-ярмарочной деятельности была одобрена Концепция развития
выставочно-ярмарочной деятельности в России, которую следует рассматривать в
качестве основополагающего документа для выработки государственной стратегии и
формирования среднесрочной политики в сфере ВЯД.
В Концепции ВЯД подчеркнуто, что государственная
поддержка выставочной деятельности может быть оказана в следующих формах:
1)
организационной;
2)
финансовой:
–
как финансовая поддержка
участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
–
как финансовое
содействие модернизации и реконструкции материально-технической базы
выставочной деятельности;
3)
информационной.
Организационная поддержка. Решение об оказании организационной поддержки
выставочно-ярмарочным мероприятиям федерального значения, проводимым на
территории Российской Федерации, принимается Комиссий Правительства Российской
Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности. Выбираются мероприятия,
имеющие приоритетное значение для развития отрасли, региона или Российской
Федерации в целом. При подготовке регионального мероприятия целесообразность
его проведения согласуется с органами исполнительной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, принятие решения об оказании
организационной поддержки российским участникам выставочно-ярмарочного
мероприятия, проводимого за рубежом, должно основываться на предложениях
федеральных органов исполнительной власти и ведомств, принимающих участие в
организации российских экспозиций на выставочно-ярмарочных мероприятиях за
рубежом (Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромнауки России, МИДа
России и других); органов исполнительной власти субъектов Федерации;
представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам и
посольств Российской Федерации в соответствующих государствах. При этом
принимаются во внимание предложения Международного союза выставок и ярмарок,
торгово-промышленных палат, отраслевых и межрегиональных ассоциаций, союзов
экспортеров, выставочных центров и организаций.
Отбираются, как правило, крупнейшие международные
выставки и ярмарки, носящие многопрофильный характер и демонстрирующие новейшие
достижения промышленности и науки, а также имеющие приоритетное значение для
России с точки зрения продвижения отечественной экспортной продукции на рынки
стран того или иного региона мира.
Финансовая поддержка выставочных мероприятий. Федеральный орган исполнительной власти, на который
Правительством Российской Федерации возложена координация работы в области
выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и за рубежом,
ежегодно готовит предложения с целью предусмотреть в проекте федерального
бюджета Российской Федерации на очередной год соответствующие финансовые
средства.
Комиссия Правительства Российской Федерации по
выставочно-ярмарочной деятельности рассматривает и утверждает подготовленный
федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными
ведомствами перечень мероприятий на очередной год, на которых планируются
российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального
бюджета.
Финансовая поддержка участия осуществляется в пределах
средств, предусматриваемых в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов
Федерации, а также за счет средств участников и спонсоров.
Что же касается финансовой поддержки развития
материально-технической базы выставочной деятельности, то, как подчеркнуто в
Концепции, она будет осуществляться на основе специальной программы. При
формировании этой Программы следует учитывать тот факт, что подавляющее
большинство выставочных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный
физический и моральный износ оборудования, отсутствие выставочных площадей
соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных
выставок на уровне современных требований. Необходима программа реконструкции и
модернизации инфраструктуры выставочной отрасли. По мнению большинства
выставочников-профессионалов, такой программной должна быть федеральная целевая
программа развития ВЯД.
Информационная поддержка. Основной задачей
информационной поддержки является создание интегрированной информационной
системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации,
опирающейся на:
–
информационные ресурсы
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ее зарубежных
представительств;
–
единые телекоммуникационные
комплексы представительств Российской Федерации по торгово-экономическим
вопросам в иностранных государствах;
–
информационные
возможности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов
Федерации, отраслевых ассоциаций и союзов экспортеров;
–
информационные
возможности федеральных органов исполнительной власти (в частности, ресурсы
уполномоченных Минэкономразвития России в субъектах Федерации, региональные
представительства ряда других федеральных органов исполнительной власти).
Эта консолидированная информационная система позволит
организовать информационное обеспечение российских товаропроизводителей – потенциальных участников выставочно-ярмарочных
мероприятий – по широкому спектру представляющих практический интерес
вопросов, в том числе с использованием международной сети Интернет и средств
массовой информации.
Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной
деятельности
25 мая 1995 г. в Минске правительствами 11
государств-участников СНГ подписано межправительственное соглашение о развитии
выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств. Для
реализации соглашения создан постоянно действующий
консультативно-координирующий орган –
Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ.
В декабре 1996 г. Совет утвердил разработку Концепции
развития выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых
Государств. Ее цель – превратить
выставочно-ярмарочное дело в фактор углубления интеграционных процессов в СНГ,
содействовать установлению связей между товаропроизводителями и потребителями,
расширению предпринимательства, формированию развитого рынка, совершенствовать
взаимодействие выставочно-ярмарочных структур стран СНГ.
Мероприятия проводятся за счет средств их участников и
других поступлений. Под патронажем Совета уже в 1996 г. прошли выставки и
ярмарки в Москве, Алма-Ате, Кишиневе. Совместно с компанией «ITE» (Великобритания) и Российским союзом промышленников
и предпринимателей Совет организовал выставку «ЕС-СНГ» в Париже.
В 1999 г. Концепция развития была обсуждена на
заседании Межгосударственного совета Содружества Независимых Государств по
выставочно-ярмарочной деятельности. До последнего времени такой согласованный
комплекс взглядов, целей и действий стран отсутствовал, хотя необходимость
формирования выставочного рынка СНГ, углубления интеграционных процессов,
координации выставочных мероприятий и информационного обмена была очевидна.
Документ состоит из шести разделов: общие положения,
роль и особенности выставок и ярмарок в СНГ, цели и принципы
выставочно-ярмарочной работы в рамках СНГ, основные направления ее
совершенствования, статус и форма выставок и ярмарок, вопросы финансирования.
Концепция определяет, что организация
выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве базируется на следующих
демократичных принципах:
w
добровольность участия в
мероприятиях;
w
равноправие участников и
взаимовыгодность их сотрудничества;
w
соблюдение международных
и национальных нормативно-правовых актов;
w
свобода выбора
организационной формы сотрудничества;
w
концентрация усилий и
средств по совместной организации выставок и ярмарок, которые могут стать
событием выставочно-ярмарочной жизни всего Содружества;
w
высокий профессионализм;
w
увеличение числа
участников за счет снижения затрат на проведение мероприятий;
w
обеспечение высокого
уровня технической оснащенности и сервисного обслуживания выставочно-ярмарочных
мероприятий.
Концепция предусматривает комплекс организационных,
научно-технических, производственно-технологических, проектных и финансовых
мероприятий, содействующих тому, чтобы выставочно-ярмарочная деятельность
постепенно превращалась в фактор углубления интеграционных процессов в СНГ.
Совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности
возможно на основе координации совместных действий, а впоследствии – на базе согласованной политики с учетом приведенных в
соответствие законодательств государств СНГ.
Выставки и ярмарки, проводимые Советом, имеют
межгосударственный статус и существуют в нескольких формах:
w
ежегодные выставки-ярмарки
«СНГ: Интеграция», поочередно проводимые в государствах Содружества
непосредственно Межгосударственным советом по выставочно-ярмарочной
деятельности СНГ и его Исполнительной дирекцией –
«Экспофондом СНГ»;
w
выставки, ярмарки, проводимые
в странах Содружества под патронажем Совета. Под свой патронаж по просьбе
организаторов Совет принимает выставки и ярмарки, способствующие реализации
целей, предусмотренных Соглашением о развитии выставочно-ярмарочной
деятельности в СНГ, имеющие современную техническую оснащенность, высокий
уровень сервисного обслуживания;
w
международные выставки,
проводимые Советом по договоренности с партнерами в СНГ и дальнем зарубежье.
Исполнительным органом Межгосударственного совета,
координирующего выставочно-ярмарочную деятельность в СНГ, является
исполнительная дирекция – «ЭКСПОФОНД СНГ».
Роль торгово-промышленной
палаты Российской Федерации в координации выставочной деятельности
Особая роль в развитии выставочно-ярмарочной
деятельности в стране и за рубежом принадлежит Торгово-промышленной палате
Российской Федерации (ТПП РФ). Эта сфера – одна из
главных для созданного в 2002 г. Комитета по выставочно-ярмарочной деятельности
и поддержке товаропроизводителей и экспортеров. Вопросы ВЯД в этом Комитете рассматриваются
в свете задач, стоящих перед системой торгово-промышленных палат России, целью
которых является содействие развитию экономики Российской Федерации, ее
интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной
промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных
условий для предпринимательской деятельности, всемерному развитию всех видов
предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей
предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
Комитет содействует развитию внешнеэкономических
связей организаций и регионов Российской Федерации, повышению эффективности
экспорта отечественной продукции, удовлетворению растущего спроса российских
организаций на услуги выставочно-ярмарочной сферы, развитию внутреннего рынка
Российской Федерации, наполнению его качественными конкурентоспособными
товарами.
Комитет ведет работу по совершенствованию нормативной
правовой базы, регулирующей вопросы выставочно-ярмарочной деятельности и
разработке дополнительных нормативных правовых актов, формирует
скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных
выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, общую идеологию
представляемых на них экспозиций – в первую
очередь, национальных и региональных, совершенствует имеющиеся методики
экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности, ведет обобщение
статистики по выставочным организациям, анализирует текущее состояние этой
сферы деятельности и составляет прогноз ее развития. Комитет предлагает меры по
развитию материально-технической базы выставочных структур и соответствию ее
международным требованиям.
Комитет оказывает практическую помощь ассоциациям,
союзам, объединениям, отдельным предприятиям и организациям по вопросам
осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, организует взаимодействие
между субъектами предпринимательской деятельности и государственными
структурами, содействует развитию системы образования и подготовки кадров для
предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
ТПП РФ координирует выставочную деятельность и через
территориальные торгово-промышленные палаты, число которых в РФ в настоящее
время достигло 155. В ряде регионов их администрацией палатам делегировано
право на организацию выставочно-ярмарочных мероприятий. И как результат рост
числа выставок и ярмарок в регионах составил в 1999 г. по сравнению с 1998 г.
14%, в 2000 г. по сравнению с 1999 г. – уже 18%.
Международный союз выставок и ярмарок
Союз выставок и ярмарок (СВЯ) – добровольное объединение выставочников-профессионалов
СНГ и стран Балтии – создан в 1992 г.[5]
С 1994 г. Союз выставок и ярмарок – ассоциированный член УФИ.
Сегодня в МСВЯ входит 60 действительных членов и 7
ассоциированных членов, 55 из которых являются организаторами выставок-ярмарок.
Члены Союза представляют широкий спектр регионов России, Белоруссии, Украины,
Молдавии, Кыргызстана, стран Балтии. Можно сказать, что сегодня члены МСВЯ в
значительной мере определяют выставочную политику этих стран.
Повышению качества выставочных услуг содействует и
практика присвоения лучшим выставочным мероприятиям своеобразного «Знака
качества» – Знака Международного союза выставок и ярмарок. Знаком
Союза выставок и ярмарок удостоены 132 мероприятия.
Союз выставок и ярмарок содействует восстановлению и
укреплению деловых связей между странами СНГ и Балтии, поддерживая постоянный
контакт с коллегами из ВК «Минскэкспо» (Минск), МВЦ «Молдэкспо» (Кишинев), ТПП
Латвии (Рига), АО «Эстонские ярмарки» (Таллинн).
Хорошую возможность для расширения контактов и общения
с зарубежными коллегами представляет членство МСВЯ в УФИ и участие в его
ежегодных конгрессах.
6.3. СТРУКТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
РАЗВИТИЮ И КООРДИНИРУЮЩИЕ ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
Union of
International Fairs – Союз международных ярмарок (УФИ) – главная выставочная организация мира[6]
Потребность в объединении крупных международных ярмарок
в некую единую организацию возникла в самом начале XX в. и была вызвана стремительным ростом их числа.
Провозглашению УФИ (так решено было назвать созданный союз) предшествовала
работа пяти международных совещаний, проходивших с 1920 по 1924 г. в Брюсселе и
Милане.
Днем рождения УФИ считается 15 апреля 1925 г.
Были сформулированы следующие цели и задачи
деятельности УФИ:
–
содействие международной
торговле;
–
унификация методов сбора
статистических данных;
–
координация проведения
ярмарок членами УФИ для предотвращения совпадений.
Сегодня в Союз международных ярмарок входят 178
организаций и 29 ассоциированных членов из 67 стран. В 2001 г. они провели 557
выставочных мероприятий международного характера в 142 городах мира. УФИ
является членом-корреспондентом ООН и ЮНИДО с правом совещательного голоса,
сотрудничает с Европейским союзом, Международной торговой палатой, с ГАТТ и с
ассоциациями национальных и международных выставок и ярмарок различных
государств.
Высший орган Союза – конгресс (в
свою очередь страны, выставочные организации которых являются членами УФИ,
ежегодно проводят свои конгрессы). Конгресс решает принципиальные вопросы
деятельности УФИ: вносит изменения в его устав, утверждает финансовую
отчетность, рассматривает заявления о приеме в члены Союза и т.п.
Постоянно действующий исполнительный орган УФИ – генеральный секретариат, которым руководит
генеральный секретарь. Штаб-квартира секретариата находится в Париже.
Выставочному центру, пожелавшему стать членом УФИ,
необходимо, чтобы, во-первых, как минимум одно из его мероприятий
соответствовало принятому определению ярмарки. Во-вторых, обязательно соблюдать
следующие условия:
§
мероприятие должно
носить международный характер и квалифицироваться как международное властями
страны его проведения;
§
20% от общего числа
участников должны составлять иностранные экспоненты;
§
выставочная площадь,
предоставленная иностранным участникам, должна составлять, по меньшей мере, 20%
от общей выставочной площади данного мероприятия;
§
4% от общего числа
посетителей должны быть иностранными представителями;
§
рекламные материалы и
каталог должны публиковаться, кроме языка страны проведения на одном из трех
европейских языков: английском, французском или немецком;
§
во время проведения
мероприятия не должно быть какой-либо деятельности некоммерческого характера
(кроме конгрессов, научных, технических, познавательных конференций);
§
не должны продаваться
образцы со стендов;
§
ярмарка должна носить
периодический характер и иметь продолжительность, не превышающую двух недель;
§
ярмарка должна быть
проведена не менее трех раз подряд, и отвечать требованиям, предъявляемым к
международным мероприятиям.
Российский стаж участия в УФИ мог бы исчисляться с
1925 г. Нижегородская ярмарка, одна из крупнейших в мире, была одним из
учредителей этого Союза. В советское время она проводилась несколько раз с 1922
по 1929 г. Однако Нижегородская ярмарка состояла членом УФИ недолго. 6 февраля
1930 г. в СССР было принято правительственное постановление о ликвидации
Нижегородской ярмарки.
Только через 45 лет Россия вернулась в члены Союза. В
ноябре 1975 г., на 42-м конгрессе (отмечался полувековой юбилей УФИ) Экспоцентр
(в то время Управление международных и иностранных выставок ТПП СССР) был
принят в Союз, а специализированная выставка «Химия-75» вошла в число
мероприятий, одобренных УФИ.
В настоящее время свыше 20 выставочных мероприятий,
проводимых в России российскими организациями, одобрены УФИ. Эти смотры
отвечают всем требованиям, предъявляемым к международным выставочным
мероприятиям высшей категории, и могут для своей рекламы использовать эмблему
УФИ.
1.
Что входит в понятие
инфраструктуры выставочной деятельности?
2.
Почему выставки называют
«зеркалом» экономики?
3.
Являются ли торгово-промышленные
выставки и ярмарки коммерческими мероприятиями?
4.
В чем состоит
социально-экономическая направленность выставочно-ярмарочной деятельности
(ВЯД)?
5.
Какие факты
свидетельствуют о том, что в стране создана выставочная индустрия?
6.
Какой документ,
одобренный Комиссией Правительства РФ, по выставочно-ярмарочной деятельности
является основополагающим для выработки государственной стратегии и
формирования среднесрочной политики в сфере ВЯД?
7.
Какова роль в
координации ВЯД Комиссии Правительства Российской Федерации по
выставочно-ярмарочной деятельности?
8.
Как осуществляется
координация ВЯД на уровне федеральных органов власти?
9.
Что понимается под
организационной поддержкой на государственном уровне выставочно-ярмарочных
мероприятий федерального значения?
10.
Как Россия интегрируется
в международное выставочное сообщество?
11.
С какой целью был создан
Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности СНГ?
12.
Какие структуры
координируют выставочную деятельность в международных рамках?
13.
Какие требования предъявляются
к выставочным мероприятиям для получения знака УФИ (Международного союза
ярмарок)?
14.
Координирует ли
Международный союз выставок и ярмарок выставочную деятельность в СНГ и странах
Балтии?
15. Каким выставочным мероприятиям в России, СНГ и странах Балтии присуждается знак Международного союза выставок и ярмарок?
[1] Текст данного раздела, базирующийся на материалах Концепции ВЯД в РФ, содержит также оценки ее отдельных положений авторов, опирающихся на мнения выставочников-профессионалов.
[2] Аспекты государственной политики в ведущих государствах мира в выставочной сфере изложены в теме 12.
[3] Указанные правовые акты изложены в тексте Концепции, кроме того, следует также упомянуть, что постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. №123 была утверждена Федеральная программа развития экспорта, в которой впервые обозначены в том числе и элементы стратегии выставочной деятельности. Начиная с 1997 г. определен спектр крупнейших международных выставок, где подготовка российского участия будет частично или полностью оплачиваться за счет государственного бюджета России.
[4] К их числу, в частности, относятся: – Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2000 г. №1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами»; – постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1999 №1384 «Об утверждении Положения об участии российских организаций в проведении выставок и показов продукции военного назначения»; – распоряжения Правительства Российской Федерации об участии российских организаций в выставках и показах продукции военного назначения в текущем календарном году (полугодии), а также решения Минобороны России о номенклатуре и количестве экспонатов, демонстрируемых на выставках и показах.
[5] В 2002 г. СВЯ перерегистрирован в Международный союз выставок и ярмарок.
[6] С 2003 г. «Международная ассоциация выставочной индустрии», аббревиатура UFI сохранена.