СУЩНОСТЬ
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
2. Определение
(Британского) Института паблик рилейшнз (Institute of Public Relations, IPR)
3. Собственное определение автора (Френка
Джефкинса)
6. Как паблик рилейшнз отличается от
рекламы
7. Финансовые различия между PR и рекламой
9. Маркетинг по отношению к PR и Рекламе
ОТЛИЧИЯ PR ОТ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДАЖ
10. Определение продвижения товаров и
услуг
11. Продвижение продаж по отношению к
PR
13. Пропаганда по отношению к PR
ЧТО ДЕЛАЕТ PR-СПЕЦИАЛИСТА ХОРОШИМ ПРАКТИКОМ?
Паблик рилейшнз касается
любой организации, как коммерческой, так и некоммерческой. PR
существует независимо от того, нравится нам это или нет; вы не можете решить,
иметь вам PR или нет. Паблик рилейшнз включает все
взаимодействия, в ходе которых организация вступает в контакт с людьми.
Отдельный человек также участвует в паблик рилейшнз, если он только не
существует совершенно изолированно, не общаясь с другими людьми.
Поэтому ошибочно полагать (а
это и иногда происходит в жизни), что последним местом, где можно найти вполне
приемлемое определение термина «паблик рилейшнз», является словарь.
Проанализируем три международно признанных определения, с которыми PR-профессионалы
хорошо знакомы.
2. Определение (Британского)
Института паблик рилейшнз (Institute of Public Relations, IPR)
Паблик рилейшнз – это планомерная постоянно осуществляемая деятельность по обеспечению равноправного информационного взаимодействия и через это взаимопонимания между организацией и ее общественностью.
Анализ
(a).
«Планомерная постоянно осуществляемая деятельность» означает, что PR-деятельность
организуется как кампания или программа и осуществляется постоянно, а не от
случая к случаю.
(b).
Его цель «... по обеспечению равноправного информационного
взаимодействия... и взаимопонимания» – то есть гарантировать, что
деятельность организации понятна для других. Этим обеспечивается
взаимопонимание между организацией и общественностью, поскольку в этом случае
в процесс вовлечены самые различные группы людей.
3.
Собственное определение автора (Фрэнка Джефкинса)
Паблик рилейшнз состоит из
всех форм планомерно осуществляемой коммуникации, внешних и внутренних, между
организацией и ее общественностью в целях достижения между ними
взаимопонимания. (См. 1:2.)
Анализ
(a).
Первая часть этого определения углубляет определение, приведенное IPR, и
уточняет, что целью паблик рилейшнз является не просто взаимопонимание, а
достижение конкретных целей. Эти цели часто включают решение коммуникационных
задач, например изменение негативного отношения на позитивное, т.е.
осуществление изменений.
(b).
К PR применяется метод управления на основе поставленных
целей. Когда цели сформулированы, они позволяют оценивать полученные
результаты, и PR становится видом деятельности материального
характера. Это противоречит ложной идее, что PR – по своей сути
нематериальный вид деятельности. Если PR-программа задана на
достижение заявленной цели, результат можно не только наблюдать, но и измерить.
При необходимости для проверки степени реализации PR-компании можно
воспользоваться методами маркетинговых исследований.
По результатам работы
Мировой ассамблеи ассоциаций паблик рилейшнз, проведенной в Мехико, в августе
1978 г. появилось следующее, согласованное между ее участниками, определение:
Практика паблик рилейшнз – это искусство и наука
анализа тенденций, прогнозирования их последствий, выдачи рекомендаций
руководству организаций и осуществление программ действий в интересах
организаций и социума.
Анализ
Особая значимость этого
международного определения в начале и конце приведенной формулировки.
(a).
В Мексиканском заявлении говорится об «анализе тенденций», что
предполагает использование различных приемов – от исследований (см. гл.
20) до планирования PR-программы.
(b).
Это определение охватывает аспекты отношений организации как в сфере
публичной деятельности, так и в социальной науке
и тем самым учитывает общественный интерес. Люди судят об организации по ее
поведению. Паблик рилейшнз связан с согласием и репутацией.
Определение (Британского) Института
специалистов-практиков в области рекламы следующее. Реклама представляет
собой точно позиционированное для вычисленной целевой аудитории сообщение о
товаре и услуге, изготовленное и размещенное по минимально возможной цене.
Анализ
(a).
«Реклама
представляет собой точно позиционированное для вычисленной целевой аудитории
сообщение о товаре и услуге», что
достигается через использование творческих навыков, связанных с копирайтом,
иллюстрациями, расположением материала, типографскими работами, написанием
текста, подготовкой видеоматериалов, выполненных по заданной теме или на основе
выбранной стратегии. Акцент делается на продажах, что отличает рекламу от
назначения PR: информировать, просвещать и
обеспечивать взаимопонимание через предоставление соответствующих знаний. Основная
зависимость между рекламированием и PR
заключается в том, что реклама с большей вероятностью добьется успеха, если
предыдущая PR-деятельность создаст
необходимые знания и понимание о продукте или услуге, которые продвигаются на
рынке.
Иногда это более известно как просвещение рынка и
является практическим примером того, как PR может помочь маркетинговой стратегии. В практическом
плане это более целесообразно, чем полагаться только на рекламу, чтобы выйти на
новые рынки или ввести на рынок новый не знакомый там товар или услугу.
Некоторые новые продукты потерпели неудачу при продажах только потому, что при
этом не предусматривалось просвещения рынка, в связи с чем расходы на рекламу
оказались напрасной тратой денег.
(b).
Рекламирование можно
осуществить наиболее эффективно, если использовать маркетинговые исследования
для определения того, кто скорее всего купит товар или услугу, какая реклама
вызовет наилучшую реакцию и какие медийные средства позволят выйти на
потенциальных покупателей наиболее экономически выгодным образом.
(c).
На основании
результатов, полученных в (b), выбор и использование медиа для достижения
максимальных результатов при минимальных расходах позволит эффективно провести
рекламирование. Для обеспечения экономически обоснованной рекламы хорошее
рекламное агентство использует творческие и исследовательские навыки, а также
умения приобретать необходимые медиа. Расходы на проведение некоторых кампаний
могут показаться огромными, однако такие инвестиции надо рассматривать с точки
зрения размеров рынка, производственных мощностей и объемов продаж (часто
повторяющихся), которых можно в этом случае достичь.
6.
Как паблик рилейшнз отличается от рекламы?
Рассмотрим некоторые из основных различий между этими
двумя формами коммуникаций. В основе их тот факт, что PR не является одной из форм рекламирования и по сути
это значительно более широкий вид деятельности. PR связан со всеми коммуникациями всей организации, в то
время как реклама, хотя она и может стоить дороже, чем PR, в основном ограничена маркетинговой функцией за
небольшими исключениями, например, такими, как наем сотрудников или финансовая
реклама. До тех пор пока хорошо не уясните этот факт, вы не получите полного
представления о PR.
Паблик рилейшнз не является ни «бесплатной рекламой»,
ни «рекламированием, за которое не платят». В PR нет ничего «бесплатного»: это направление
деятельности требует больших затрат времени, а время – это всегда деньги. Эти деньги – либо заработная плата персонала, либо гонорары
внешних консультантов. Если статья появляется в новостной колонке или
бюллетене, ее ценность нельзя рассчитывать по рекламным ставкам за газетную
площадь или эфирное время, поскольку редакторская колонка или время радио- или
телевизионных программ неоценимо.
Организация может не пользоваться рекламой, но любая
организация так или иначе вовлечена в паблик рилейшнз. Например, пожарная
команда, разумеется, не рекламирует пожары и даже не рекламирует свои услуги
при их возникновении, однако у нее установлены связи с многочисленной
общественностью.
Паблик рилейшнз охватывает каждого и всё, в то время
как реклама ограничена конкретными продажами и покупками, например,
продвижением продаж товаров и услуг, закупкой материалов и компонентов, наймом
персонала или объявлением о достигнутых результатах. PR приходится иметь дело со всеми коммуникациями,
осуществляемыми в организации, и поэтому это направление деятельности – более экстенсивное и всестороннее, чем реклама. Время
от времени PR может пользоваться рекламой,
хотя, повторим, PR не является ни разновидностью
рекламы, ни ее частью.
7.
Финансовые различия между PR и рекламой
Еще одно различие связано с финансированием этих двух
направлений деятельности. Существует несколько способов, используя которые,
рекламные агентства могут получать доходы, но обычная, основная форма для них – система комиссионных, когда агенты получают
комиссионные от медиа пропорционально площади в печатных средствах или времени
в эфирных средствах, которые они купили для своих заказчиков. PR-консультант может продавать только свое время и опыт,
и его гонорар устанавливается пропорционально объему предоставленных услуг.
Более того, большая часть бюджета рекламы расходуется на медиа и
производственные затраты, в то время как в PR большая сумма
отражается в затратах времени – либо через заработную плату
персонала, либо гонорары консультантов.
Приведем следующее определение (Британского) Института
сертифицированных специалистов по маркетингу (British Chartered Institute of marketing – CIM):
Маркетинг – это организация
процесса, обеспечивающего рентабельность через выявление, предвосхищение и
удовлетворение интересов потребителя.
Анализ
(a).
В этом определении
акцент делается на управленческий аспект маркетинга – это означает ответственность высшего руководства
заниматься деятельностью профессионально, а не продавать товары и услуги на
удачу, как получится.
Рис. 2.1. Роль PR в
комплексе маркетинга (marketing mix)
(b).
Именно
профессиональный маркетинговый менеджмент отвечает за отыскание того, в чем
нуждается рынок (это может быть отсутствие какого-то товара или услуги, которые
люди купили бы, если бы им их предложили), а также за удовлетворение этого запроса,
если оно может быть осуществлено с прибылью.
(c).
Это призыв к
изменению бизнес-менеджмента, некоторые представители которого предпочитают
выпускать и продавать те же самые товары, что и у конкурентов, не используя
какие-либо современные маркетинговые приемы. Маркетинг призывает к творческому
ведению бизнеса, однако при этом также требуется PR-склад ума, так как если стремление к максимальной
прибыли реализуется за счет затрат потребителей, в конечном счете репутация
компании окажется подмоченной. В качестве лиц, участвующих в коммуникациях,
маркетологи и PR-специалисты имеют много общего.
9.
Маркетинг по отношению к PR и рекламе
В коммерческом мире или частном секторе экономики PR и реклама тесно связаны с маркетингом. В то время как
маркетинг – одна из функций бизнеса, PR взаимодействует и с финансовой и производственной
функциями. Поэтому PR может быть использован
применительно ко всем составляющим комплекса маркетинга, в котором реклама
является всего лишь одной составляющей. Комплекс маркетинга (marketing mix)
включает все составляющие (см. рис. 2.1), входящие в маркетинговую стратегию
(упомянем всего несколько: упаковка, исследования, ценообразование, продажи,
дистрибьюция и послепродажные услуги). Каждый из этих видов имеет определенное
отношение к коммуникациям и репутации (goodwill). Просвещение рынка может стать основным вкладом PR, от которого в значительной степени будет зависеть
успех последующей рекламной кампании.
ОТЛИЧИЯ
PR ОТ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДАЖ
10.
Определение продвижения товара и услуг
Продвижение (sales promotion) товаров и услуг
включает краткосрочные схемы, обычно применяемые в точках продаж, а также в
директ-маркетинге при выпуске новых товаров на рынок или для оживления или
увеличения объема продаж.
Анализ
(a).
Продвижение продаж
включает усилия below-the-line, т.е. творческой рекламы, предполагающей создание
оригинального рекламного продукта, а не его простое размещение в СМИ.
(b).
Продвижению продаж
способствует использование долгосрочных схем, таких, как регулярное
демонстрирование товаров, например, швейных машинок в специализированных
магазинах, а также краткосрочных схем, например бесплатные предложения
покупателям пакетов-сюрпризов, конкурсы, подарки, предложения товаров по более
низким ценам при покупке по купонам или при возврате упаковки аналогичного
товара, купленного ранее.
(c).
Продвижение продаж
часто используется также как альтернативный вариант рекламе продукции в медиа.
Например, затраты на подарки, ценовые скидки или специальное предложение, как и
реклама, являются расходами, связанными с продвижением.
11.
Продвижение продаж по отношению к PR
Паблик рилейшнз иногда путают с продвижением продаж.
Возможно, это связано с тем, что продвижение продаж действительно приближает
товар к потребителю. Это более персонифицированная форма маркетинговых
коммуникаций, чем традиционная реклама в медиа. Хотя действительно в этом
процессе присутствуют аспекты PR (было бы
глупо в ходе продвижения продаж вызывать у людей разочарование, что, к
сожалению, происходит, когда доставка продукта по призовой цене осуществляется
с большой задержкой), продвижение продаж не является PR, как уже ясно из приведенных выше определений.
Пропаганда – это
тенденциозная информация, используемая для получения поддержки какой-либо точки
зрения, интереса или убеждения.
Анализ
(a).
Пропаганда
призвана воздействовать на умы и сердца людей. Существуют эмоциональные,
интеллектуальные и духовные темы, такие, как мотивы, политика или религия, с
которыми люди могут не согласиться.
Пропаганда имеет длинную историю. Уже
древние греки использовали ее, когда оратор на площади объявлял государственную
политику. В 1662 г. совет кардиналов в Риме отправил за границу специальные
миссии, чтобы они донесли туда проповеди.
(b).
Что
касается лица, на которое воздействует пропаганда, оно обычно никаких
материальных выгод от этого не получает, за исключением некоторого внутреннего
удовлетворения. Эта позиция может быть отличной от точки зрения пропагандиста.
Например, Гитлер уделял много времени, усилий и средств пропаганде, в
результате чего он пришел к власти в Германии, а религиозная пропаганда может
привести к увеличению числа верующих какой-то церкви за счет тех, кто стал ее
сторонником. Еще один интересный пример такого рода – радиовыступления Рузвельта в конце 1930-х
годов, в результате которых он получил широкую поддержку своего «Нового курса»,
а американская общественность – психологический
подъем духа, хотя на самом деле идея «Нового курса», целью которой
провозглашалось экономическое восстановление, провалилась. Из этого можно
видеть, что в случае с пропагандой не существует прямой зависимости, как в
варианте обмена денег и товаров, по крайней мере настолько, насколько это
касается тех лиц, на которых пропаганда направлена.
(c).
Пропаганда
может применяться для добрых, плохих и безразличных (порой очень странных)
целей. Таким образом, пропаганда, как и реклама, с точки зрения своей тематики
ведется предубежденно; с другой стороны, хороший PR должен быть фактическим, неискаженным и
свободным от высоких самооценок. Сообщения, передаваемые структурой бизнеса для
печати, которые не отвечают этим критериям, редакторы отвергнут, поскольку
использование ими этих «пузырей» приведет, намеренно или нет, к рекламированию
или пропаганде. Иногда реклама, обращенная к розничным и оптовым торговцам,
называется «торговой» пропагандой, однако следует избегать этого термина,
поскольку он вводит в заблуждение.
Рис. 2.2. Паблик рилейшнз, реклама или пропаганда?
Этот постер, использовавшийся на выборах 1997 г, может быть примером
любого из трех указанных направлений Порой границы между рассматриваемыми
направлениями очень размыты
13. Пропаганда
по отношению к PR
Пропаганда – это еще одна форма организации информационного взаимодействия,
которая часто неправильно рассматривается как PR. Однако вряд ли что-то может быть более
различно, чем эти два вида деятельности. Для того чтобы PR был успешным, ему должны верить, в то
время как пропаганда в любом случае вызывает подозрения или, по крайней мере,
несогласие. Проблема заключается в том, что иногда трудно различить
составляющие пропаганды и PR в информации, передаваемой правительственными структурами.
Пропаганда направлена на удержание правительства у власти, а цель PR обеспечение понимания у граждан сущности
тех услуг, которые предоставляет власть, и обучение тому, как следует правильно
пользоваться этими услугами.
Приведем простое определение: паблисити (publicity) –
это результат того, что информация становится известной.
Анализ
(a).
Паблисити
– это результат.
(b).
Этот
результат может быть неконтролируемым, и для заинтересованного субъекта он
может быть как хорошим, так и плохим. Некоторые личности получают как хорошее,
так и плохое паблисити. Поп-звезда может получить хорошее паблисити после
концерта или звукозаписи или плохое, если его обвинят в употреблении
наркотиков. Существенное влияние на то, будет ли паблисити хорошим или плохим,
оказывает поведение, a PR в значительной степени связан с поведением отдельных людей,
организаций, товаров и услуг. Однако слово «поведение» в данном случае
используется слишком широко и иногда, особенно в Америке, смешивается с PR.
Паблисити работает на имидж и зависит от
соответствующей информации; при этом имидж любого субъекта может быть только
таким, каким он есть на самом деле. Проблема заключается в получении информации
полной, точной, неискаженной и подтвержденной с помощью определенных средств;
поэтому, например, в разных газетах одна и та же личность может быть
представлена по-разному.
В мире рекламы слово «паблисити»
используется достаточно нестрого, например, «менеджер по паблисити» может быть
должностной позицией выше, чем «менеджер по рекламе». Паблисити и реклама – это не одно и то же: организация может
добиваться паблисити, и, как сказано в приведенном выше определении, паблисити
может быть получен «в результате опубликования или объявления какой-то
информации».
Существуют несколько разновидностей
имиджей, здесь мы рассмотрим пять их типов: зеркальный, текущий, желательный,
корпоративный и составной.
16. Зеркальный
Это тот тип имиджа (mirror image) организации, который, как полагают ее
сотрудники, особенно ее руководители, воспринимают люди, находящиеся за
пределами этой организации. Это может быть иллюзией, корни которой уходят в
желание иметь определенный имидж, иллюзией, сформировавшейся в результате
отсутствия знания о внешних точках зрения или непонимания их сущности. Это
достаточно типичная ситуация, в основе которой лежат фантазии, что «нас все
любят». Изучение мнений или имиджа может показать, что организация обладает
самыми разными, возможно, неожиданными имиджами, т.е. теми образами, в которых
она воспринимается извне.
Текущий имидж (current image) имеют люди, находящиеся за пределами
организации, в основе которого, возможно, лежит опыт или плохая информация и
непонимание. То же самое можно сказать и о понимании того, чем занимается
данная организация. PR
часто имеет дело с миром враждебного отношения, предубеждения, апатии и
невежества, в результате которых может сформироваться неверный сегодняшний
имидж. Сегодняшний имидж зависит от того, насколько мало или насколько много
люди знают, при этом следует учесть, что во все более сложном мире, где все
занимаются своими делами, знания тех, кто не является членом организации,
намного меньше, чем у тех, кто действует в самой организации. Например, люди,
живущие в конкретной стране, знают о ней больше, чем иностранцы, проживающие от
нее за сотни или тысячи километров. Это огромная коммуникационная проблема для
стран Третьего мира: сегодняшние имиджи на Западе большинства развивающихся
стран плохие, этому во многом способствуют апатия жителей Запада и их невежество
во многих вопросах. Этому не помогает и даже изменение названия страны!
Поэтому не удивительно, что зеркальный и
сегодняшний имиджи могут оказаться очень разными, хотя это отличие и может не
учитываться менеджментом. Одной из задач PR-специалиста может быть интерпретация
отношений посторонних лиц к менеджменту компании, у которого могут быть
ложные представления о внешних точках зрения. Эти посторонние лица могут быть представителями общественности:
потенциальным персоналом, покупателями, владельцами магазинов, политиками,
журналистами, представителями радио и телевидения, то есть теми, чье понимание
сущности организации является важным. Дело не в том, что необходимо их хорошее
мнение, важнее, чтобы сформировавшееся у них впечатление об организации, ее
товарах, услугах или о ее сотрудниках было правильным – неблагосклонным, а верным. Можно сказать, что
в PR имидж – это
результат верного впечатления. Вряд ли у кого-то тюрьма вызывает благоприятное
впечатление, но, по крайней мере, она может быть правильно воспринята – мужская она или женская, за какие преступления здесь
сидят люди, строгие ли здесь меры надзора, сколько человек сидит в одной камере
и т.п.
Это тот имидж, который менеджмент старается достичь.
Прежде всего, речь идет не о благосклонном или предпочтительном имидже, а о
верном. Например, открывая много лет назад свой универмаг на Оксфорд-стрит в
Лондоне, Гордон Сэлфридж (Gordon
Selfridge) хотел, чтобы его посетители, делая покупки, получали
удовольствие, и это было не скучным и обыденным занятием, а красочным и
увлекательным действием. Желательный имидж в основном относится к чему-то
новому, когда посторонние лица еще не обладают полной информацией, а часто
вообще ничего об этой организации не знают.
В данном случае мы имеем имидж самой организации, а не
ее товаров или услуг. Корпоративный имидж может быть сформирован из множества
составляющих, таких, как история компании, ее финансовые успехи и стабильность,
качество продукции, успешность экспорта, отношения в отрасли и репутация как
работодателя, социальная ответственность и научные достижения. Например, Marks & Spencer
plc имеет отличный корпоративный имидж, признанный во
всем мире. Корпоративный имидж очень важен в финансовом PR, так как успех эмиссии новых акций часто зависит от
корпоративного имиджа эмитента.
Отдельные люди, филиалы или другие представители
организации могут создавать свой особенный имидж, который может не совпадать с
имиджем всей организации. Разнообразные имиджи могут создавать торговый
персонал. Но благодаря форменной одежде, единому оформлению транспортных
средств, применению символов, значков, соответствующей подготовке персонала, а
если говорить о магазинах – соответствующему дизайну,
внутренней планировке, демонстрации товаров как в магазинах сети, может
создаваться единый фирменный стиль, Хороший пример узнаваемого
фирменного стиля дают авиакомпании. Например, своеобразная окраска хвостовых
оперений самолетов и одежда экипажей – это
составляющие образцового, узнаваемого стиля.
В п. 14 мы говорили, что публичные люди могут
иметь как хороший, так и плохой паблисити, результатом чего становится хороший
или плохой сегодняшний имидж. Мы также отметили, что идеальный PR-имидж должен быть истинным впечатлением, в основе
которого лежат знания и понимание фактов. Следовательно, имидж не может быть
«отполирован» (поскольку в результате этого произойдет его искажение). Лучший
имидж может быть заработан, если вскрыть причины плохого, который может быть
результатом несоответствующего поведения или ложной информации. Попытка
фальсифицировать имидж – это злоупотребление PR. Существует множество ошибочных идей, которые бытуют
и в управленческих и в маркетинговых кругах – среди людей,
покупающих PR и злоупотребляющих им. Это
способствует плохой репутации PR, поскольку
утверждается, что ложные имиджи – это вполне
законная задача. Однако это не так. Если PR доверяют, он должен избегать создания ложных имиджей.
Важность такого подхода заключается в том факте, что медиа с определенным
предубеждением относятся к PR, ожидая, что
он будет использоваться для «полировки» плохого имиджа. Не помогает и то, что
рекламные агенты, которые часто несведущи в PR, утверждают, что их цель – «отполировать» имидж того или иного клиента. PR-специалисты подобных утверждений никогда не делают.
ЧТО
ДЕЛАЕТ PR-СПЕЦИАЛИСТА ХОРОШИМ ПРАКТИКОМ?
Спрос на PR-консультантов
и PR-менеджеров очень большой. Их часто считают
прорицателями и ожидают от них чудес. Однако даже несмотря на большой высокий
уровень подготовки, их ум, богатый и разносторонний опыт, они не могут быть
экспертами буквально по всем вопросам. Это можно заметить из сравнения с
рекламой, поскольку в мире рекламы существует разделение труда, которого в PR почти нет. В связи с этим PR-специалист должен быть достаточно скромным и приспособленным
человеком, чтобы согласиться с тем, что в области PR не следует прекращать учиться. Поэтому здесь
способности и желания поиска являются критичными. Приведем семь основных
качеств, которые характерны для хорошего PR-практика независимо от его образования.
(a). Способность ладить со всеми людьми – это означает понимание, терпимость к людям без
заигрывания с ними.
(b). Способность к коммуникации – другими словами, умение объясняться в письменном и
устном виде, а также при помощи такого визуального средства, как фотография.
(c). Способность к организации – требует терпеливого планирования.
(d). Личная целостность, как в профессиональной, так и
частной жизни.
(e). Воображение – способность
к творчеству, которое необходимо всегда, занимаешься ли ты составлением
фирменного журнала, пишешь ли сценарий для фильма, планируешь ли кампанию или
отыскиваешь возможные решения для возникших проблем.
(f). Способность к поиску –
наличие готового доступа к информации. От PR-специалиста часто ожидают прорицания.
(g). Способность к исследованиям и анализу результатов PR-кампании.
1.
Как определяет паблик рилейшнз Институт PR (IPR)?
2.
Что особенно важно в Мексиканском заявлении?
3.
Приведите три причины, по которым PR не является ни рекламой, ни
частью рекламы.
4.
Какое определение рекламы предложил Институт специалистов-практиков в
области рекламы?
5.
Как определяет маркетинг Институт сертифицированных специалистов по
маркетингу?
6.
Каким образом продвижение продаж помогает рекламе и продажам?
7.
Что особенно отличает пропаганду от PR?
8.
Что общего у пропаганды и рекламы?
9.
Почему паблисити и реклама – не одно и то же?
10. Приведите несколько примеров
хорошего и плохого паблисити, которое является результатом хорошего или плохого
поведения.
11. Объясните, что такое зеркальный
имидж?
12. Как вы понимаете
«сегодняшний имидж»?
13. Что такое желательный имидж?
14. Что такое корпоративный
имидж?
15. Что такое многообразие
имиджа?
16. Почему невозможно
«отполировать» имидж?
17. Какие семь качеств требуются
от PR-специалиста?