ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Важнейшая педагогическая цель преподавания курса «Социология журналистики» может быть обозначена как достижение синтеза базовых представлений студентов об обществе, о социальных процессах и личности, полученных из дисциплин социально-гуманитарного цикла, с теоретическим знанием о журналистике и журналистской деятельности как социальном явлении. Целесообразность преподавания курса объясняется, прежде всего, его ориентацией на практику журналистики. Реальный опыт и отправная точка рассуждений, и материал для теоретического анализа, и та действительность, которую призвано обогатить новое знание, получаемое в этой области.

Практическая направленность учебного предмета понимается как система целей, стоящих перед курсом «Социология журналистики» в качестве научной дисциплины.

 

1.         Определить место и роль журналистики и журналистов в социальной действительности, их значение во взаимодействии социальных групп, институтов, организаций общества и индивидов.

2.         Обосновать восприятие журналистской продукции как важнейшего источника познания общественной жизни.

3.         Сформировать представление о социологической культуре журналиста.

4.         Обогатить методический инструментарий журналиста адаптированными к практике СМИ социологическими методами исследования социальной действительности для изучения природы и функционирования СМИ, а также для применения в профессиональной деятельности.

 

Для достижения поставленных целей и выполнения учебных задач студент должен:

 

знать основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в социальной, политической и духовной жизни общества;

уметь анализировать явления журналистской практики, владеть навыками работы с источниками знания в аспекте своей специальности;

иметь представление о социальных закономерностях труда журналиста, его взаимодействии с другими субъектами информационных отношений в обществе.

 

Место курса в учебном процессе

 

Курс «Социология журналистики» связан, с одной стороны, с дисциплинами социально-гуманитарного профиля, в которых он находит методологическое и теоретическое обоснование, при этом самая тесная связь обнаруживается с курсом социологии, а с другой с прикладными профессиональными дисциплинами. Предмет, которому посвящено специальное учебное пособие, преподается в седьмом и девятом семестрах (дневное и вечернее отделения).

 

Методические рекомендации

 

Курс предполагает сочетание лекционной, семинарской и самостоятельной форм обучения. Предмет курса журналистика в качестве социального института (особенности ее взаимоотношения с системой власти и управления, обществом в целом; личность журналиста в социальных и профессионально-творческих параметрах; сущность эффективности журналистской деятельности, социологическая культура журналиста). Студентам предстоит научиться видеть неразрывную связь между творческим характером журналистской деятельности и многообразием существующих в обществе интересов, динамикой социальной и духовной жизни.

В лекциях излагаются теоретические и методические подходы к осмыслению и решению рассматриваемых вопросов. Самостоятельная работа нацелена на знакомство с источниками по изучаемым темам, критический анализ практики прессы и подготовку зачетных письменных работ, в том числе творческого характера. Семинарские занятия (на дневном и вечернем отделениях) строятся в форме как обсуждения материалов, изученных студентами в ходе самостоятельной работы, так и выполнения ими учебных заданий исследовательского характера.

Отчетность (дневное и вечернее отделения): самостоятельные письменные работы (аналитический реферат по одной из тем семинарского занятия; итоги контент-анализа текстов СМИ; социологический этюд); для заочного отделения аналитический реферат по одной из тем, указанных в планах семинарских занятий № 1, 2, 3; по итогам изучения курса экзамен.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тематика лекций

 

РАЗДЕЛ 1. Введение в дисциплину

 

Тема 1. Социология журналистики как научная и учебная дисциплина. Структура курса. Основные понятия. Место в обществоведении и в системе журналистских дисциплин. Предмет дисциплины. Цели и задачи изучения. Общенаучные подходы, принципы, функции социологии журналистики.

Тема 2. Социология журналистики в мировой и отечественной науке. Мыслители XVIIXVIII вв. о роли прессы в обществе: свобода печати как основное содержание научного и политического дискурса и начало социально-политических теорий журналистики. Газета как посредник между «управляющими и управляемыми» (К. Маркс). Пресса в условиях становления демократии (А. де Токвиль). Печать как средство классовой борьбы (К. Маркс, В.И. Ленин). Журналист как ученый и политик (М. Вебер). Социокультурное воздействие массовой коммуникации на жизнь общества; СМИ и «массовая культура» (М. Маклюэн, Т. Адорно). Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания аудитории (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, У. Липпманн, Э. Фромм, Г. Малецке). Социологические исследования деятельности СМИ и их значение для социологии журналистики (М. Вебер, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, У. Шрамм, Р. Мертон). Новая информационная реальность конца XX начала XXI в. (П. Бурдье, П. Шампань, Э. Ноэль-Нойман). Традиции и опыт социологии журналистики в России.

 

РАЗДЕЛ 2. Журналистика как социальный институт общества

 

Тема 3. Журналистика в социальной системе общества. Социальная система и коммуникация. Коммуникатор, информатор, медиатор, реципиент как участники информационного взаимодействия. Журналистика и демократия. Проблема свободы СМИ как отражение социальных противоречий в обществе. Коммуникативный аспект функционирования власти и природа ее взаимодействия с журналистским корпусом. Профессиональная деятельность журналистов в органах исполнительной и представительной власти: формы и методы. Информационная политика государства. Система СМИ России: структура, специфика информационных каналов и их взаимодействие.

Тема 4. Журналистика и социальный контроль. Значение социального контроля для жизнедеятельности общества. Социальный контроль и социальное вмешательство. Социальный контроль как функция общественного мнения. Социальный контроль как функция журналистики. Социальный и журналистский контроль: общее и особенное. Алгоритм реализации социального контроля в журналистике.

 

РАЗДЕЛ 3. Социальные аспекты деятельности журналиста

 

Тема 5. Журналистика как профессиональная деятельность. Социальные аспекты творческого труда журналиста. Двойственная роль журналистов в социальной структуре общества. Субъектность труда журналиста и его общественное назначение. Социальные аспекты личности журналиста. Личностные и общественно значимые начала в труде журналиста. Партийность в журналистике и социальная самоидентификация журналиста. Нравственно-этические компоненты личности журналиста.

Тема 6. Социологическая культура труда журналиста. Социологическое мышление журналиста как показатель его профессионализма и опорный элемент социожурналистской квалификации. Методы и формы журналистского познания действительности. Социальный факт в журналистике. Социальное противоречие и социальная проблема в журналистском анализе. Синтез интуитивного и социологического изучения действительности условие продуктивности труда журналиста. Особенности публикации результатов социологических исследований в массовой печати и основные требования к ним. Социологический инструментарий журналиста: интервью, наблюдение, прессовый (телефонный) опрос, эксперимент, экспертный опрос, публицистический прогноз и др.

 

РАЗДЕЛ 4. Журналистика и аудитория: социальные и творческие связи

 

Тема 7. Социальное содержание обратной связи СМИ. Понятие аудитории. Социальная сущность взаимодействия СМИ и аудитории. Исследования взаимодействия коммуникатора, информатора, медиатора и реципиента, социального контекста информационных процессов. Особенности и формы обнародования обратной связи. Цели, методы изучения аудитории, журналиста и редакционного коллектива.

Тема 8. Эффективность журналистской деятельности. Проблема оптимизации функционирования СМИ. Критерии оценки эффективности журналистской деятельности. Внутренние и внешние факторы, детерминирующие эффективность журналистской деятельности. Методологическая база, основные методы и средства изучения эффективности журналистской деятельности.

 

Примерная тематика семинарских занятий

 

Общественное мнение и его значение для журналистской практики. Общественное сознание и общественное мнение: содержание, структура, функции. Общественное мнение в структуре социального управления. Журналистика и общественное мнение: особенности взаимодействия. Общественное мнение и мнение аудитории газеты (телевидения, радио). Методы изучения общественного мнения в журналистике.

Журналистика как субъект, объект и средство социального контроля. Социальный контроль в системе управления. СМИ как подсистема социального управления. Журналистика как институт и средство социального контроля: цели и методы реализации контролирующей функции. Журналистика в качестве объекта социального контроля. Социальный контроль со стороны внешней среды и автономность журналистики.

Социологическая культура труда журналиста. Социожурналистика как предпосылка и метод высокопрофессиональной деятельности творческого работника СМИ. Социология и журналистика: принципы взаимодействия. Социологические публикации в прессе. Социологический инструментарий и возможности его применения журналистом. Социологическая информация в журналистском произведении. Источники социологической информации в труде журналиста и оценка их достоверности и точности.

Применение контент-анализа в журналистской практике и исследованиях СМИ. Основная цель занятия выработка студентом практических навыков изучения больших объемов текстовых документов для получения искомой информации. На занятии составляется программа исследования, проводится формализованный анализ документа, подводятся итоги.

Социологический этюд. Студент самостоятельно разрабатывает выбранную им тему, воплощая свой замысел, свои логические и образные представления по проблеме, которая его интересует, в жанре социологического этюда. В качестве «ориентиров» можно использовать выступления Г. Успенского, В. Гиляровского, А. Аграновского, А. Рубинова и др. Подразумевается, что студент может выполнить учебное задание по теме, которой давно занимается и которая его волнует более всего. Выполненные работы зачитываются и обсуждаются на занятиях. Наиболее интересные и профессионально зрелые этюды могут быть рекомендованы для публикации в учебной газете или других изданиях факультета.

 

Литература для самостоятельной работы

 

Основная (учебники и учебные пособия)

 

Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

 

Дополнительная

 

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.

Адорно Т. Может ли публика хотеть?: Пер. с нем. // 40 мнений о телевидении (Зарубежные деятели культуры о телевидении). М., 1978.

Багдикян Б. Монополия средств информации: Пер. с англ. М., 1987.

Бережной А.Ф. К. Маркс и Ф. Энгельс журналисты. М., 1983.

Болл Т. Власть: Пер. с англ. // Полит. исслед. 1993. № 5.

Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр. М., 2002.

Быстрицкий А.Г., Красильников М.И. Журналисты contra аудитория // Социол. исслед. 1993. № 4.

Воронова О.А. Журналистское произведение итог и процесс нравственного выбора // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1992. № 6.

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.

Горохов В.М. СМИ в системе политических коммуникаций // Концепции современной политологии (Введение). М., 1993.

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2000.

Гудков Л., Дубин Б. Конец харизматической эпохи: Печать и изменения в системах ценностей общества // Свободная мысль. 1993. № 5.

Демидов А.М. Общественное мнение на пути институализации // Социол. исслед. 1992. № 2.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.

Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». М., 1992.

Засурский И.И. Массмедиа второй республики. М., 1999.

Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.

Игнатов Н.Г., Мотков С.И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 1.

История печати: Антология. Т. 1, 2. М., 2001.

Козлова Н.Н. «Слабое место» социальной реальности // Социол. исслед. 1993. № 2.

Корконосенко С.Г. Журналистика как институт социального контроля // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей/ Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.

Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX первая половина XX в.). Ростов н/Д, 2000.

Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Полн. собр. соч. Т. 12.

Ленин В.И. С чего начать? // Полн. собр. соч. Т. 6.

Маркс К. Дебаты шестого Рейнского ландтага: Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

Маркс К. Мнение газет и мнение народа // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 15.

Маркс К. Оправдание мозельского корреспондента // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

Монастырская А.А. Роль социологической службы в работе редакции // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. М., 1996.

Паренти М. Демократия для немногих: Пер. с англ. М., 1990.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.

Свитич Л.Г. Журналистика 20-х годов (Из истории социологических исследований) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1973. № 6.

Сидоров В.А. Журналист: аналитик, диагност, контролер? // Журналистика и социология’99. Журналистика и социальный контроль/ Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

Сидоров В.А. Прогноз в журналистике: Учебное пособие. СПб., 2001.

Система средств массовой информации России: Учебное пособие/ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001.

Станько А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России (XVIII в. 60-е годы XIX в.): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Л., 1986.

Таловое В.П. У истоков социолого-журналистских исследований в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1993. № 5.

Токвиль А. де. Демократия в Америке: Пер. с фр. М., 1992.

Федотова Л.Н. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с фр. М., 1997.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: Пер. с англ. М., 1980.

Энгельс Ф. Коммунисты и Карл Гейнцен // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

 

Экзаменационные вопросы

 

Примерный список

 

1.        Журналистика и социология: область взаимодействия.

2.        Предмет, цель, задачи, функции социологии журналистики.

3.        Мыслители XVIIXVIII вв. о свободе печати и роли прессы в обществе.

4.        Пресса в качестве «третьего элемента» во взаимодействии власти и общества (К. Маркс). Пресса в условиях становления демократии (А. де Токвиль).

5.        Печать как средство классовой борьбы (К. Маркс, В.И. Ленин).

6.        М. Вебер о журналистах и журналистике, социологическом изучении прессы.

7.        Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания и поведения аудитории (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, У. Липпманн, Э. Фромм, Г. Малецке).

8.        Роль и значение СМИ в теории социокультурного воздействия массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн).

9.        Анализ телевизионной продукции в социально-философской критике массовой коммуникации и «массовой культуры» Т. Адорно.

10.       Понятие и особенности «массовой культуры»: роль СМИ в ее тиражировании.

11.       Опросы общественного мнения как политическая технология в информационном пространстве телевидения, радио, газет (Я. Бурдье, П. Шампань).

12.       Социальные функции массовой коммуникации и ее исследования в представлениях Г. Лассуэлла.

13.       Теория коммуникативных действий и «восстановление свободной от принуждения массовой коммуникации» в социологии Ю. Хабермаса.

14.       Теория «двухступенчатого потока информации» во взаимодействии прессы и аудитории. «Лидеры мнений» в восприятии журналистской продукции (Я. Лазарсфельд).

15.       Традиции и опыт социологии журналистики в России.

16.       Социальная система и журналист. Коммуникатор, информатор, медиатор, реципиент как субъекты информационных отношений.

17.       Свобода СМИ и ответственность журналиста.

18.       Журналист в массовой коммуникации: социальная роль и ее творческая реализация.

19.       Социальная система и политическая коммуникация: роль журналистики.

20.       Коммуникативный аспект функционирования власти и природа ее взаимодействия с журналистским корпусом.

21.       Профессиональная деятельность журналистов в органах исполнительной и представительной власти: формы, методы, проблемы.

22.       Информационная политика государства. Понятие информационной безопасности.

23.       Система СМИ России: структура, специфика информационных каналов и их взаимодействие.

24.       Социальный и профессиональный статусы журналиста. Самоидентификация творческого работника СМИ.

25.       Проблема партийности журналиста и ее актуализация в прессе современной России.

26.       Социальные аспекты личности журналиста. Нравственно-этические начала журналистской деятельности.

27.       Журналистика как институт социального контроля: особенности реализации социального контроля в журналистике.

28.       Культура социологического мышления журналиста как показатель его профессиональной зрелости.

29.       Социологическое и интуитивное познание действительности в труде журналиста. Репрезентативность в журналистике.

30.       Назначение, понятие и структура социожурналистики.

31.       Социальное противоречие и социальная проблема в журналистском анализе. Понятие социального факта в журналистике и социологическом исследовании.

32.       Публикация в прессе результатов социологического исследования: основные требования, принципы и методы подачи.

33.       Аудитория СМИ: цель и методы изучения. Сущность и значение обратной связи.

34.       Общественное мнение и мнение аудитории. Манипуляция общественным мнением в СМИ.

35.       Эффективность журналистской деятельности и ее зависимость от внешних и внутренних факторов функционирования СМИ.

36.       Повышение эффективности журналистской деятельности: методы социологического обеспечения.

37.       Интервью и наблюдение в труде журналиста: методы обеспечения точности и достоверности.

38.       Прессовый (телефонный) опрос в редакционной практике: анкета, обработка результатов, оценка достоверности.

39.       Экспертный опрос в журналистском творчестве: процедура и обработка результатов экспертизы.

40.       Социологический эксперимент в творчестве журналиста.

41.       Публицистический прогноз.

42.       Методика контент-анализа в труде журналиста.

 

в оглавление << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz