ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520609 «СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»

(ВЫБОРОЧНО)

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

 

1. Организационно-методический раздел

 

1.1.   Цель изучения дисциплины

 

Важнейшая педагогическая цель преподавания курса «Социологическая культура журналиста» может быть обозначена как достижение синтеза представлений студентов в областях культурологии, социологии, профессиональной культуры с теоретическим знанием о журналистике и журналистской деятельности как явлении культуры. Целесообразность преподавания этого теоретического курса объясняется, прежде всего, его ориентацией на практику журналистики: овладение основами социологической культуры журналиста для профессионального работника СМИ означает не только повышение общего уровня его культуры, что важно само по себе, но и овладение тонкостями своего ремесла, что в конечном счете приводит к журналистскому успеху.

 

1.2.   Задачи курса

 

2.         Определить значение социологической культуры журналиста для формирования его личности, становления его профессиональной карьеры.

3.             Обосновать феномен социологической культуры журналиста как условие его продуктивной профессиональной деятельности.

4.             Обогатить методический инструментарий журналиста.

 

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Курс «Социологическая культура журналиста» связан, с одной стороны, с дисциплинами социально-гуманитарного профиля, в которых он находит методологическое и теоретическое обоснование, при этом самая тесная связь обнаруживается с курсом социологии, и, с другой с прикладными профессиональными дисциплинами.

Программа согласована с содержанием смежных дисциплин учебного плана.

1.         Социология журналистики;

2.         Психология журналистики;

3.         Основы теории журналистики.

 

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

 

Отчетность: курсовая работа по одной из актуальных тем дисциплины; по итогам изучения курса экзамен.

 

1.5. Методические рекомендации

 

Курс предполагает сочетание лекционной и самостоятельной форм обучения. Предмет курса социологическая культура журналиста предполагает обращение к статусно-ролевой характеристике журналиста и к личности журналиста. Магистрантам предстоит научиться видеть неразрывную связь между творческим характером журналистской деятельности и многообразием существующих в обществе интересов, динамикой социальной и духовной жизни.

В лекциях излагаются теоретические и методические подходы к осмыслению и решению рассматриваемых вопросов. Самостоятельная работа нацелена на знакомство с источниками по изучаемым темам, критический анализ практики прессы и выработку самостоятельных суждений изучающих курс.

 

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля

 

Вид учебной работы

Общее количество часов

Семестры

9-й

10-й

11-й

12-й

Аудиторные занятия

лекции

лабораторные работы

практические занятия, семинары

34

24

 

10

34

24

 

10

 

 

 

Контрольные работы, рефераты

1

1

 

 

 

Коллоквиум

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

1

1

 

 

 

Курсовая работа по специализации

 

 

 

 

 

Зачет

 

 

 

 

 

Экзамен

1

1

 

 

 

 

3. Содержание дисциплины

 

3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий

 

Лекции

 

1.             Введение в дисциплину. Предмет, задачи, литература. Социология и журналистика: принципы взаимодействия.

2.             Массовая коммуникация в структуре общества. Журналист, журналистика, СМИ, массовая коммуникация как элементы социальной системы. Место и роль журналиста в обществе.

3.             Журналистика и политический процесс. Журналист и журналистика в системе политических отношений в обществе. Журналистское наблюдение и изучение политического процесса.

4.             Журналистика как часть общественного духовного производства. Журналист и журналистика как факторы формирования духовной культуры общества. Социологическое обеспечение журналистского анализа духовных процессов.

5.             Место и роль журналиста в информационных отношениях в обществе. Журналист как субъект информационно-публицистической деятельности. Особенности работы журналиста в редакции.

6.             Эффективность журналистского выступления. Социологическое мышление журналиста и его значение в повышении эффективности журналистского выступления.

7.             Социожурналистика как метод творческой работы журналиста. Журналист как исследователь социальной действительности: научное обеспечение, общественный и личный интерес.

8.             Социологический инструментарий журналиста. Социологические методы сбора и анализа первичной информации, подготовки к публикации журналистского материала.

9.             Социологическая публицистика. Социолог как журналист, журналист как социолог история, современность, перспективы.

10.           Культура работы журналиста при сборе и анализе первичной информации. Социологические аспекты работы журналиста с источниками информации (человек, коллектив, документ); оценка достоверности.

11.           Особенности изучения обратной связи СМИ и применения его результатов на практике. Социологические аспекты установления и изучения журналистом обратной связи СМИ. Социологические исследования журналистского корпуса.

 

3.2. Примерная тематика курсовых работ

(Инициативное исследование по согласованию с преподавателем)

 

1.           Социологические рубрики в СМИ: история и современность.

2.           Особенности использования социологических методов при подготовке информационных, аналитических и публицистических выступлений журналиста.

3.           Социологическое мышление как фактор успеха в становлении журналистской карьеры (по результатам интервьюирования корреспондентов петербургских СМИ).

4.           Личный социологический инструментарий журналиста (анализ опыта петербургских журналистов).

5.           Корреспондент регионального издания: место и роль в общественной жизни.

6.           Журналист как участник политического процесса: социологический аспект.

7.           Социологические основы критического анализа телевизионной продукции в периодической печати.

 

3.3. Примерный перечень вопросов к зачету

 

1.           Социология и журналистика: принципы взаимодействия.

2.           Журналист, журналистика, СМИ, массовая коммуникация как элементы социальной системы.

3.           Место и роль журналиста в обществе.

4.           Журналист и журналистика в системе политических отношений в обществе.

5.           Журналистское наблюдение и изучение политического процесса.

6.           Журналист и журналистика как факторы формирования духовной культуры общества.

7.           Социологическое обеспечение журналистского анализа духовных процессов.

8.           Журналист как субъект информационно-публицистической деятельности.

9.           Социологическое мышление журналиста и его значение в повышении эффективности журналистского выступления.

10.         Социожурналистика как метод творческой работы журналиста.

11.         Журналист как исследователь социальной действительности: научное обеспечение, общественный и личный интерес.

12.         Социологические методы сбора и анализа первичной информации, подготовки к публикации журналистского материала.

13.         Социолог как журналист.

14.         Журналист как социолог.

15.         Социологические аспекты работы журналиста с источниками информации (человек, коллектив, документ); оценка достоверности.

16.         Социологические аспекты установления и изучения журналистом обратной связи СМИ.

17.         Социологические исследования журналистского корпуса.

 

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

4.1. Основная литература

 

Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

 

4.2. Дополнительная литература

 

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

Багдикян Б. Монополия средств информации: Пер. с англ. М., 1987.

Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М., 1986.

Булацкий Г.В., Прилюк Ю.Д. Социология общения: журналистам о социальной природе и политических функциях общения. Минск, 1987.

Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр. М., 2002.

Быстрицкий А.Г., Красильников М.И. Журналисты contra аудитория // Социол. исслед. 1993. №4.

Верховская А.И. Научный анализ почты в газете // Социологические исследования эффективности журналистики/ Под ред. Я.Н. Засурского; ред.-сост. Л.Г. Свитич. М., 1986.

Верховская А.И. Социологические методы работы с редакционной почтой. М., 1984.

Воронова О.А. Журналистское произведение итог и процесс нравственного выбора // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1992. № 6.

Ворошилов В.В. Журналистика и рынок: Проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. СПб., 1997.

Грабельников А.А. Работа журналиста в редакции. М., 2001.

Гудков Л., Дубин Б. Конец харизматической эпохи: Печать и изменения в системах ценностей общества // Свободная мысль. 1993. № 5.

Гуревич С. Редакционный менеджмент. М., 1997.

Дзялошинский И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996.

Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о массмедиа: Пер. с англ. М., 1997.

Журналист и информация/ Отв. ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 1994.

Журналист и общество: Учебное пособие/ Отв. ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 1993.

Журналист. Социологические и социопсихологические исследования. М., 1994.

Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.

Кларк К. Немногие массам: Пер. с англ. // 40 мнений о телевидении (Зарубеж. деятели культуры о телевидении): Переводы. М., 1978.

Козлова Н. «Слабое место» социальной реальности // Социол. исслед. 1993. № 2.

Корконосенко С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ: Учебное пособие. СПб., 1999.

Монастырская А.А. Роль социологической службы в работе редакции // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей/ Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. М., 1996.

О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации. М., 1992.

Основы творческой деятельности журналиста: Учебник/ Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

Паренти М. Демократия для немногих: Пер. с англ. М., 1990.

Поздняков К. Информационная война за влияние в мире и политическую власть // Власть. 1996. № 10.

Рубинов А.3. Операции без секретов. М., 1980.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Исследование журналистских кадров // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы.

Сидоров В.А. Политическая культура средств массовой информации. М., 1994.

Системный анализ журналистской деятельности/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 1993.

Смирнова М.Г. Провинциальный читатель в профиль и анфас. М., 1992.

Социальное функционирование журналистики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 1994.

Журналистика и социология’97: Журналист: личность, должность, долг/ Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 1998.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника: Пер. с англ. М., 1998.

Федотов М. Как сложится в ближайшем будущем судьба местной прессы // Журналист. 1992. № 1.

Фомичева И.Д. Провинциальный читатель газет в России. М., 1992.

Чичановский А.А. В тенетах свободы: Политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. М., 1995.

Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Реф. ст. // Полит, исслед. 1992. № 3.

Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: Пер. с фр. В трех частях. М., 1992.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: Пер. с англ. М., 1980.

Энциклопедический социологический словарь/ Общ. ред. Г.А. Осипова. М., 1995.

 

СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ АУДИТОРИИ СМИ

 

1. Организационно-методический раздел

 

1.1. Цели изучения дисциплины

 

Ознакомление магистрантов с основными концепциями аудитории в отечественной и зарубежной социологии и психологии, закономерностями функционирования массовой аудитории СМИ; изучение структуры и содержания обратных связей МК и СМИ, усвоение форм и методов практической работы редакции с аудиторией.

 

1.2. Задачи курса

 

Познавательно-методологическая ориентация магистрантов в теоретическом материале, овладение навыками самостоятельного анализа фундаментальных проблем массовой аудитории, усвоение практических форм и методов воздействия на массовую аудиторию и повышение эффективности СМИ.

 

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Углубленное изучение социологических и психологических проблем аудитории способствует выработке у журналиста личных принципов отношения к аудитории, формирует его интеллектуально-эмоциональное взаимодействие с главным объектом журналистского влияния, содействует формированию диалоговой модели работы с аудиторией, субъект-субъектной интеракции.

 

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

 

Магистранты должны свободно владеть понятийно-терминологическим аппаратом и основными концепциями аудитории СМИ. Знать теорию обратных связей и их роль в функционировании и эффективности СМИ. Четко представлять формы и методы социального и психологического воздействия СМИ на сознание и поведение индивидов и социумов.

 

1.5. Методические рекомендации

 

«Социология и психология аудитории» комплексная и многоаспектная дисциплина, требующая знаний в разнообразных областях теории и практики не только журналистики, но и смежных наук. Большую роль играют верное понимание сущности журналистской профессии, социальная и мировоззренческая позиция, широкий культурный кругозор и духовно-идеологический плюрализм. Поэтому изучение аудитории имеет большое воспитательное и нравственно-этическое значение, которое не менее важно, чем содержательная часть изучения дисциплины.

 

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля

 

Вид учебной работы

Общее количество часов

Семестры

9-й

10-й

11-й

12-й

Аудиторные занятия

лекции

лабораторные работы

практические занятия, семинары

34

20

 

14

34

20

 

14

 

 

 

Контрольные работы, рефераты

1

1

 

 

 

Коллоквиум

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по специализации

 

 

 

 

 

Зачет

1

1

 

 

 

Экзамен

 

 

 

 

 

 

3. Содержание дисциплины

 

3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий

 

Лекции

 

1.             Понятие массовой аудитории в социологии и психологии журналистики. Задачи, объект и предмет изучения. Краткий экскурс в историю изучения аудитории. Опыт отечественной и зарубежной журналистики.

2.             Роль обратной связи в природе и обществе, в массовой коммуникации и СМИ. Теория общения. СМИ как средство массового общения и формирования общностей.

3.             Социальные и психологические особенности аудитории СМИ. Типологизация. «Идеология» аудитории. Социально-психологический портрет современной аудитории. Роль стереотипов, мифологем и предрассудков в массовом сознании аудитории.

4.             Формы и способы психологического воздействия. Массовая аудитория манипулируемая общность. Коллективное бессознательное. Архетипы. Менталитет. Информационно-психологические войны и аудитория СМИ.

5.             Аудитория СМИ как объект социально-психологических исследований. Методы.

6.             Психологическая эффективность журналистики. Установление «повестки дня». Аудитория и общественное мнение. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Создание виртуальной действительности и формирование нового типа сознания.

 

3.2. Примерный перечень вопросов к зачету

 

1.         Понятие и концепция обратной связи в природе, кибернетике, обществе и массовой коммуникации.

2.         Аудитория и СМИ как объект и субъект коммуникации, особенности массовой аудитории.

3.         Методы социологического исследования аудитории СМИ.

4.         Информационно-психологические войны и аудитория.

5.         Социально-психологический портрет современной аудитории и ее типологизация.

6.         Массовая аудитория манипулируемая общность и продукт масс-культуры.

7.         Формы и методы воздействия СМИ на коллективное сознание социума.

8.         Интерактивная журналистика, возрождение субъект-субъектных отношений и их имитация в политических телешоу.

9.         История изучения аудитории в отечественных и зарубежных СМИ.

10.       Теория общения массовая аудитория и СМИ.

11.       Массовая аудитория, символическая и виртуальная «реальность».

12.       Аудитория как рынок массовой информации.

13.       Психологические особенности СМИ и аудитории.

14.       Нейролингвистическое программирование в массовой аудитории средствами СМИ.

 

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

4.1. Основная литература

 

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.

Васильев В.П. Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды. М., 1986.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста: Учебное пособие СПб 2004.

Социология журналистики. Очерки методологии и практики: Учебное пособие/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. М., 1998.

Таловов В.П. О читательской психологии и теоретических основах ее изучения Л., 1973.

 

4.2. Дополнительная литература

 

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2000.

Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.

Журналистика и социология’2000. Журналистика как массовая коммуникация/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.

Журналистика и социология’96. О чем молчит аудитория?/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 1997.

Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

Корконосенко С.Г. Теория и практика средств массовой коммуникации. СПб., 1999.

Коробейников В.С. Редакция и аудитория. М., 1983.

Маркс К. Дебаты шестого Рейнского ландтага: Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

Основы творческой деятельности журналиста: Учебник/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

Психология влияния: Хрестоматия/ Сост. А.В. Морозов. СПб., 2000.

Психология масс: Хрестоматия/ Ред. -сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1998.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист и его работа. М., 1979.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2001.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

 

1. Организационно-методический раздел

 

1.1. Цель изучения дисциплины

 

Основная цель преподавания курса «Социологические публикации в СМИ» состоит в ознакомлении студентов с технологией подготовки социологических публикаций, их ролью и местом в социожурналистике.

 

1.2. Задачи курса

 

Изучение системы источников социологической информации для прессы; овладение стандартами и приемами использования социологических данных в СМИ.

 

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Курс «Социологические публикации в СМИ» связан с другими специальными дисциплинами по магистерской программе «Социология журналистики». Он призван помочь выпускникам осознать необходимость регулярного сотрудничества с социологическими центрами и обрести навыки практического взаимодействия с ними.

 

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

 

Для достижения поставленных целей студент должен:

знать сложившиеся в науке требования к производству и обнародованию социологической информации;

уметь оценить достоверность и общественную ценность данных, предполагаемых к публикации в СМИ;

иметь представление о технике и формах использования социологических данных с учетом специфики функционирования СМИ.

 

1.5. Методические рекомендации

 

Курс предполагает сочетание лекционной, семинарской и самостоятельной форм обучения. Социология и журналистика оперируют одним и тем же материалом людьми, мнениями, цифрами; используют одни и те же методы исследований. И журналист и социолог, готовя социологические материалы, призваны обеспечить их достоверность и этическую чистоту. Сложность заключается в различении задач журналиста и социолога при оперировании социологическими данными. В этой связи повышенное внимание рекомендуется обратить на ценность для аудитории публикуемых данных, а также на разнообразие их источников, которое дает возможность выбора наиболее приемлемых для публикации материалов. Особый профессиональный интерес представляют правовые нормы, регламентирующие работу с данными, в том числе в условиях избирательных кампаний.

 

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля

 

Вид учебной работы

Общее

количество часов

Семестры

9-й

10-й

11-й

12-й

Аудиторные занятия

лекции

лабораторные работы

практические занятия,

семинары

39

13

 

26

 

 

39

13

 

26

 

Контрольные работы,

рефераты

1

 

 

2

 

Коллоквиум

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по специализации

 

 

 

 

 

Зачет

1

 

 

1

 

Экзамен

 

 

 

 

 

 

3. Содержание дисциплины

 

3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий

 

Лекции

 

1.             Источники социологической информации для прессы. Статьи социологов. Данные опросов. Пресс-конференции. Пресс-релизы. Документы. Самостоятельный поиск информации со стороны журналистов. Эксперимент. Наблюдение.

2.             Требования к публикации социологической информации. Временные рамки исследования и методы опроса. Выборочная совокупность и типы опросов. Информация об авторах исследования. Проблематика исследований. Правовое регулирование публикации данных в период выборов.

3.             Приемы изложения социологических данных. Роль цифр и комментария. Значение таблиц (диаграмм). Метод исследования одного случая case-study. Социологические рубрики.

4.             Социальные проблемы в материалах СМИ (обзор практики). Освещение актуальных вопросов политики, экономики, культуры, образования с использованием данных социологии в газете, на радио и телевидении.

5.             Социологические публикации в СМИ и пути преодоления асоциальности прессы. Использование данных социологии как способ противодействия информационной агрессии во внутренней и внешней политике. Соблюдение этических требований при подготовке социологических материалов.

 

Семинарские занятия

 

На занятиях анализируются технология подготовки социологических публикаций в СМИ, их структура, жанры, эффективность. На практические занятия выносятся следующие темы.

1.             Источники социологической информации для прессы.

2.             Качество социологических материалов (анализ на примере различных СМИ).

3.             Цифры, таблицы, диаграммы и комментарий журналиста, социолога в материалах СМИ.

4.             Социологическая информация в полемическом журналистском материале, исследовании и расследовании.

5.             Информационные войны и использование социологической информации.

6.             Социологическая информация в редакционных публикациях различной тематической направленности (освещающих проблемы политики, экономики, культуры, образования и т.д.).

7.             Социологические рубрики в СМИ.

 

3.2. Примерная тематика контрольных работ

 

В течение цикла занятий по дисциплине студенты представляют руководителю семинарских занятий контрольные работы: 1) примеры использования данных в виде отдельной публикации, с отражением разнообразия форм публикации, 2) оценка студентами качества исходной социологической информации. Работы выполняются на отдельных листах бумаги А4 с прикрепленными к ним документами, подлежащими анализу.

 

3.3. Примерный перечень вопросов к зачету

 

1.           Источники социологической информации для прессы.

2.           Поиск социологической информации со стороны журналистов.

3.           Стандартные требования к публикации социологической информации.

4.           Правовое регулирование публикации данных в период выборов.

5.           Приемы отдельной публикации социологических данных в виде отчета об исследовании.

6.           Приемы использования социологических данных в журналистском произведении.

7.           Социологические рубрики в СМИ.

8.           Социальные проблемы в социологических материалах СМИ (обзор практики).

9.           Социологические публикации в СМИ и пути преодоления асоциальности прессы.

10.         Информационные войны и использование социологической информации.

 

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

4.1. Основная литература

 

Журналистика и социология. Россия, 90-е годы/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.

Журналистика и социология: Учебное пособие/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

Социология журналистики. Очерки методологии и практики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998.

 

4.2. Дополнительная литература

 

Блохин И.Н. Использование результатов социологических исследований в СМИ // Журналистика и социология’95. Новгород; СПб., 1996.

Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997. С. 4849.

Киричёк П.Н. Социология публицистики: Курс лекций. Саранск, 1998.

Системный анализ журналистской деятельности/ Отв. ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 1993.

Шишева А.В. Воздействие содержания информации на современную аудиторию // Социол. исслед. 1984. № 1.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В РЕДАКЦИИ

 

1. Организационно-методический раздел

 

1.1. Цель изучения дисциплины

 

Основная цель преподавания курса раскрыть роль и методику деятельности социологических служб в редакциях СМИ.

 

1.2. Задачи курса

 

Изучение условий оптимального функционирования социологической службы редакции, ее структуры, опыта и методов работы.

 

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Курс связан с другими специальными дисциплинами по магистерской программе «Социология журналистики». Его особенность заключается в том, что студенты приобретают знания и опыт скорее исследовательской деятельности социологического плана, чем использования методов социологии в журналистском труде. В этом плане курс непосредственно соприкасается с такими дисциплинами, как «Социология и психология аудитории СМИ» и «Социально-психологическое изучение редакции и журналиста».

 

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

 

Для достижения поставленных целей студент должен:

знать исторический и новейший опыт проведения исследований в целях обеспечения редакционной практики;

уметь программировать работу социологической службы редакции;

иметь представление о технике и формах проведения конкретных исследований производственного назначения.

 

1.5. Методические рекомендации

 

Курс предполагает сочетание лекционной, семинарской и самостоятельной форм обучения. СМИ действуют в условиях рынка, журналистская информация стала товаром, и успех бизнеса зависит от знания того, кто является потребителем, покупателем новостей, насколько сильны позиции конкретного СМИ в сравнении с конкурентами. Информацию такого рода можно заказывать специальным исследовательским центрам. Но некоторые редакции организовали собственные социологические службы, работа которых отличается сравнительной дешевизной для редакций, но большей эффективностью, регулярностью и оперативностью. Квалификация выпускника магистратуры включает в себя умение организовать такую службу и выполнять ее функции. Студентам рекомендуется обратить внимание на опыт, имеющийся как у российских СМИ, так и у зарубежных. Практическое умение проявляется в выполнении учебных заданий по этому профилю, максимально приближенных к реальной работе служб социологического анализа.

Форма итогового контроля зачет.

Требование к зачету: студент выполняет контрольную работу и отвечает на теоретические вопросы.

 

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля

 

Вид учебной работы

Общее количество часов

Семестры

9-й

10-й

11-й

12-й

Аудиторные занятия

лекции

лабораторные работы

практические занятия,

семинары

24

10

 

14

 

24

10

 

14

 

 

Контрольные работы, рефераты

1

 

1

 

 

Коллоквиум

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

 

 

 

 

 

Курсовая работа по специализации

 

 

 

 

 

Зачет

1

 

1

 

 

Экзамен

 

 

 

 

 

 

3. Содержание дисциплины

 

3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий

 

Лекции

 

1.             История возникновения социологических служб в редакциях СМИ. Исследовательские организации в сфере социологии журналистики и массовой информации. Институт общественного мнения при газете «Комсомольская правда» (1960). Новые жанры середины 60-х годов (социологический очерк и социальный портрет) как отражение влияния социологических исследований на журналистику. Опыт социологических служб в редакциях зарубежных СМИ.

2.             Социологическая служба в редакции: задачи и организация. Опыт первой в Петербурге службы социологии при издательском доме «Калейдоскоп» (создана в мае 1998). Работа социологической службы в телерадиокомпании «Петербург».

3.             Изучение читательского спроса как важнейшее направление деятельности редакционной службы социологии. Аудитория СМИ: понятие и типология. Социология обратных связей редакции. Изучение спроса через службы распространения, с помощью продавцов газет и журналов, постоянных опросов читательской аудитории.

4.             Внутриредакционное исследование. Социально-психологические методы изучения журналиста. Опрос в редакциях. Контент-анализ СМИ. Методы эксперимента и наблюдения. Дневник самохронометража. Анализ почты и аудиторных звонков в редакцию. Составление Паспорта редакции.

5.             Масштабные социологические исследования. Работа городских исследовательских групп и масштабное исследование силами социологической службы в редакции: сравнительный анализ. Сотрудничество с отделом маркетинга редакции.

6.             Реализация рекомендаций социологических служб (обзор практики). Динамика распространения продукции СМИ. Изменение имиджа издания и повышение его рентабельности. Судьба новых проектов на телевидении (НТВ, РТР, ОРТ).

 

Семинарские занятия

 

На занятиях анализируется практика социологических служб в редакциях, рассматриваются способы изучения читательского спроса, методы оценки работы редакции и журналистов. На семинарские занятия выносятся следующие темы.

1.             Организация работы социологической службы в редакции.

2.             Изучение читательской аудитории и спроса на газету.

3.             Методы изучения редакции и журналиста.

4.             Масштабные социологические исследования.

5.             Практическая эффективность социологической службы.

 

3.2. Примерная тематика контрольных работ

 

В течение цикла занятий по дисциплине студенты представляют руководителю семинарских занятий контрольные работы: 1) анализ практики социологической службы в редакции конкретного издания, с критической оценкой ее деятельности; 2) разработка программы исследования с редакционно-производственной целью. Работы выполняются на отдельных листах бумаги А4 с прикрепленными к ним документами, подлежащими анализу (если есть документы).

 

3.3. Примерный перечень вопросов к зачету

 

1.           История возникновения социологических служб в редакциях отечественных СМИ.

2.           Опыт деятельности социологических служб в редакциях зарубежных СМИ.

3.           Социологическая служба в редакции: задачи и организация.

4.           Изучение читательского спроса: задачи и организация исследований.

5.           Социология обратных связей редакции.

6.           Внутриредакционное исследование: тематика, организация, использование результатов.

7.           Контент-анализ СМИ как форма самонаблюдения в редакции.

8.           Масштабные социологические исследования в практике СМИ.

9.           Сотрудничество социологической службы редакции с исследовательскими центрами.

10.         Сотрудничество социологической службы с отделом маркетинга редакции.

11.         Реализация рекомендаций социологических служб.

 

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

4.1. Основная литература

 

Журналистика и социология. Россия, 90-е годы/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.

Социология журналистики. Очерки методологии и практики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998.

Таловов В.П. Читательский спрос на газету. СПб., 1999.

 

4.2. Дополнительная литература

 

Журналистика и социология/ Под ред. И. Д. Фомичевой. М., 1995.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога. М., 1997.

 

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

1. Организационно-методический раздел

 

1.1. Цель изучения дисциплины

 

Данная дисциплина нацелена на то, чтобы дать слушателям развернутое представление об основных этапах формирования социологии журналистики как самостоятельной дисциплины, характере ее взаимодействия с другими отраслями общественных и гуманитарных наук, а также с практикой средств массовой информации. Изучение дисциплины предполагает формирование у слушателей знаний и навыков, необходимых для более глубокого, теоретического осмысления явлений и процессов, свойственных системе журналистики, их анализа с точки зрения социологической парадигмы.

 

1.2. Задачи курса

 

Сформировать у студентов развернутое представление о сущности феномена социологии журналистики и понимание специфики связанных с ним процессов, а также выработать знания в области социального функционирования журналистики, что позволит будущим журналистам более квалифицированно подходить к освещению проблем общественного организма, а следовательно, более объективно отражать в своих произведениях многообразие взаимосвязей и взаимодействий мира.

 

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Дисциплина нацелена на совершенствование комплексной профессиональной подготовки студентов и тесно связана с изучением всего блока дисциплин, предусмотренных программой обучения студентов по специальности «Журналистика». Полученные знания могут быть применены в практике СМИ, информационно-аналитической и научно-исследовательской работе.

 

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

 

По окончании изучения курса необходимо:

знать содержание предмета;

профессионально ориентироваться в современных научных подходах к проблемам социального функционирования журналистики.

 

1.5. Методические рекомендации

 

Методологическую основу курса составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам социального функционирования журналистики. В процессе его освоения предполагается также профессиональное изучение студентами текстов СМИ. По завершении курса, в соответствии с учебным планом, предусмотрена сдача экзамена.

 

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля

 

Вид учебной работы

Общее количество часов

Семестры

9-й

10-й

11-й

12-й

Аудиторные занятия

лекции

лабораторные работы

практические занятия,

семинары

34

20

 

14

34

20

 

14

 

 

 

Контрольные работы, рефераты

1

 

1

 

 

Коллоквиум

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

 

 

 

 

 

Курсовая работа по специализации

 

 

 

 

 

Зачет

 

 

 

 

 

Экзамен

1

 

1

 

 

 

3. Содержание дисциплины

 

3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий

 

Лекции

 

1.             Вводная лекция. Предмет, цели и задачи курса. Основная и дополнительная литература.

2.             Социология в ряду общественных наук. Современные отечественные и зарубежные исследователи об особенностях социологического подхода к анализу явлений и процессов общественной жизни. Эволюция представлений о социальном факте и его роли в социологии.

3.             Уровни социологического знания. Эмпирическое исследование, теории среднего уровня, общесоциологические теории и их значение для осмысления многообразных проявлений жизни общества и составляющих его групп. Социологический подход к изучению информационно-коммуникационных процессов.

4.             Социокоммуникативные элементы риторики и их изучение. Аристотель и Платон о проблемах убеждающего воздействия и роли общественного мнения в идеальном государстве. Риторические элементы историографии: вопросы соотношения факта и субъективно-оценочных компонентов текста.

5.             Истоки социального знания об информационно-коммуникационных процессах. Зарождение и развитие журналистики и первые попытки изучения ее деятельности (отечественный и зарубежный опыт). Проблемы свободы слова и свободы выражения мнения в трудах европейских просветителей и в практике буржуазных революций. Мыслители эпохи Просвещения о роли журналистики в обществе. Просветительский «образ журналиста» в контексте акцентирования социальной мотивации журналистской деятельности. Российские просветители об общественном назначении журналистики и о социальном назначении журналиста. Общественная мысль эпохи Просвещения о взаимодействии периодического издания с социальными институтами и читателями.

6.             Эволюционистская «линия» теоретической социологии и проблемы журналистики. Изменения в политической и социокульутрной жизни общества (XIX в.) и их отражение в социальных и гуманитарных науках. Роль факта в постижении социальной действительности. Значение трудов О. Конта, Г. Спенсера и других представителей эволюционистского направления для понимания роли периодической печати в обществе.

7.             Революционная «линия» в теоретической социологии и детерминистский подход к журналистике. Эволюция взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса на роль прессы в жизни общества. Вопросы гласности, народности, свободы печати в ранних трудах Маркса и Энгельса. Становление историко-материалистического подхода к журналистской деятельности. Марксизм о социальном предназначении прессы.

8.             Понятие «социология прессы» в контексте развития классической социологии. Э. Дюркгейм и М. Вебер и социологическая парадигма журналистики. Проблема соотношения новости и мнения в прессе. Формирование социологических подходов к деятельности печати и ее взаимодействию с читательской аудиторией.

9.             Социальные науки в России и вопросы социального служения журналиста. У истоков социологических исследований в области журналистики. Отечественное обществоведение о журналистике в контексте нарастающей политической дивергенции. Начало формирования ленинского учения о печати (социологические аспекты).

10.           Самоопределение социологии журналистики как науки. Усиление взаимодействия теории и практики средств массовой информации и социологической науки. Общественное мнение как объект социологического изучения. Институционализация зарубежных конкретно-социологических исследований в области СМИ. Западные социологические концепции в поисках методологического основания массмедиаведческих изысканий. Макро- и микросоциологические теории в зарубежных исследованиях журналистики.

11.           Судьбы социологических исследований СМИ в Советском Союзе. Конкретно-социологическое изучение СМИ в 20-е годы XX в. Проблемы отечественного социологического знания в 30-е годы XX в. Социология и журналистика в СССР в 6080-е годы XX в. Формирование отечественной социологии журналистики в единстве ее теоретико-методологических и эмпирических аспектов. Российские авторы о социологии журналистики как самостоятельной дисциплине среднего уровня.

12.           Социология журналистики на современном этапе. Отечественные авторы о выявлении предметной сферы социологии журналистики. Социальные регуляторы, ценности, роли и статусы в системе координат социологии журналистики. Разнообразие социологических подходов к исследованию журналистики: дискуссии и определение перспектив изучения. Вопросы терминологии.

13.           Социологические методы в исследовании современной журналистики. Важность и значимость прикладного анализа журналистики. Роль анкетных опросов, интервью, наблюдения, контент-анализа, ивент-анализа, когнитивного картирования. Шкалы отношений, вторичного анализа и моделирования в изучении отечественной и зарубежной журналистики. Выборка и репрезентативность. Зависимые и независимые переменные. Гипотезы и их верифицируемость. Взаимодействие эмпирического и теоретического в социологическом изучении журналистики.

14.           Развитие системного подхода к журналистике: научные сторонники и оппоненты. Идеи интеграции, стабильности и гармоничного функционирования в системном функционализме. Современные дискуссии о возможностях применения системного анализа в исследовании журналистики. Понятия системы и структуры в журналистике: различные точки зрения. Функционализм и конфликтология взаимное противопоставление и противоположный стиль социологического мышления. Логика системного подхода и логика «вызова ответа» в контексте прогнозирования в области журналистики. Журналистика и проблема системности в свете постмодернистской картины мира.

15.           Социокультурная парадигма в современной теории журналистики. Современная социология и проблемы изучения журналистики в контексте социокультурного процесса. Саморазвитие, изменение, взаимодействие культур, многообразие и унификация культур, социокультурные суперсистемы и субкультуры, культурно-цивилизационные аспекты глобальных проблем современности: взаимосвязь и взаимовлияние с массмедиа. Проблемы культурной среды и культурных норм в деятельности журналистики: социологические подходы.

 

3.2. Примерный перечень вопросов к экзамену

 

1.           Социология и ее взаимодействие с социально-гуманитарными науками.

2.           Истоки возникновения социологии журналистики.

3.           Основные этапы формирования социологии журналистики.

4.           Просвещение и просветители о социальном назначении прессы.

5.           Классическая социология о проблемах прессы.

6.           Социологические аспекты марксистской теории прессы.

7.           Начало изучения читательской аудитории в отечественной и зарубежной журналистике.

8.           Системный подход в социологии и его роль в развитии теории журналистики.

9.           Конфликтологические подходы к анализу журналистики.

10.         Развитие социологических представлений о роли ценностей и норм в социокультурном развитии мира и современная теория журналистики.

11.         Развитие конкретно-социологического изучения массмедиа в нашей стране и за рубежом.

 

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

4.1. Основная литература

 

Громов М., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997.

Джери Д., Джери Д. Социологический словарь: В 2 т. М., 1999.

Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

Журналистика и социология. Россия, 90-е годы/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.

Сидоров В.А. Социология журналистики: Программа дисциплины и методические указания. СПб., 2003.

Смирнова М.Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах. М., 1981.

Социальное функционирование журналистики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 1994.

Социология журналистики. Очерки методологии и практики/ Отв. ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998.

Социология журналистики/ Под ред. Е.П. Прохорова. М., 1981.

 

4.2. Дополнительная литература

 

Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

Основы социологии/ Под ред. Г.А. Эфендиева. М., 1993.

Станько А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати. Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Л., 1986.

Таловов В.П. У истоков социолого-журналистских исследований в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика 1993. № 5.

Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971.

Bandura A. Social foundation of thoughts and action. Englewood Cliff, N.Y., 1986.

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

1. Организационно-методический раздел

 

1.1. Цель изучения дисциплины

 

Подготовка выпускника к преподаванию социологии журналистики и психологии журналистики в высшей школе.

 

1.2. Задачи курса

 

Изучение особенностей социологии и психологии журналистики как университетских дисциплин, обучение методике преподавания.

 

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Курс непосредственно связан с основным содержанием магистерской программы «Социология журналистики» и базируется на дисциплине ОПД «Методика преподавания журналистики в высшей школе».

 

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

 

Выпускник должен свободно владеть содержанием дисциплин «Социология журналистики» и «Психология журналистики», понимать особенности их преподавания, уметь построить методику их преподавания в виде самостоятельных, а также производных от них специальных курсов.

 

1.5. Методические рекомендации

 

Изучение материала предполагает, что магистранты используют знание широкого круга дисциплин, полученных в других разделах программы. В конечном счете от них потребуется умение организовать и практически построить преподавательскую работу по данной тематике. Поэтому в качестве форм отчетности по курсу они представляют методические разработки к отдельным занятиям и полным учебным курсам.

 

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля

 

Вид учебной работы

Общее количество часов

Семестры

9-й

10-й

11-й

12-й

Аудиторные занятия

лекции

лабораторные работы

практические занятия,

семинары

34

34

 

 

34

34

 

Контрольные работы, рефераты

 

 

 

1

 

Коллоквиум

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

 

 

 

 

 

Курсовая работа по специализации

 

 

 

 

 

Зачет

1

 

 

1

 

Экзамен

 

 

 

 

 

 

3. Содержание дисциплины

 

3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий

 

Лекции

 

1.             Назначение и содержание социологической подготовки журналиста.

2.             Структура социологической подготовки журналиста (дисциплины).

3.             Назначение и содержание психологической подготовки журналиста.

4.             Структура психологической подготовки журналиста (дисциплины).

5.             Социология и психология журналистики как научно-теоретические дисциплины.

6.             Теоретические аспекты содержания учебных курсов.

7.             Профессионально-прикладные аспекты учебных курсов.

8.             Инструментально-методические аспекты содержания курса социологии журналистики.

9.             Инструментально-методические аспекты содержания курса психологии журналистики.

10.           Самостоятельная работа студентов по курсам социологии и психологии журналистики.

11.           Источники научного знания и данных по учебным дисциплинам.

12.           Базы практики студентов по социожурналистской специализации.

13.           Научно-исследовательская деятельность студентов:

13.1.            Курсовые проекты;

13.2.            Факультативная работа;

13.3.            Выпускные квалификационные работы.

14.           Подготовка магистерской диссертации по социологии и психологии журналистики.

15.           Подготовка кандидатской диссертации по социологии и психологии журналистики (филологические и политические науки).

 

3.2. Примерный перечень вопросов к зачету

(соответствует тематике лекционных занятий)

 

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

4.1. Основная литература

 

Алиев Т.А., Заболотская Т.А. Академические работы в вузах: практич. руководство для студентов, магистрантов и аспирантов: Учебно-методическое пособие. СПб., 2003.

Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник. М., 2001.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование: Учебное пособие. СПб., 2004.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста: Учебное пособие. СПб., 2001.

Кузин В.И. Психология журналистики: Программа дисциплины и методические указания. СПб., 2003.

Сидоров В.А. Социология журналистики: Программа дисциплины и методические указания. СПб., 2003.

Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998.

 

4.2. Дополнительная литература

 

Алексеева М.И. Полвека журналистскому образованию в России // Актуальные проблемы журналистики/ Ред. -сост. М.В. Шкондин. М.. 1997.

Вопросы методики преподавания журналистских дисциплин / Отв. ред. Г.А. Лихотин. Л., 1985.

Журналистика и социология. Россия, 90-е годы/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.

Журналистика: наука, образование, практика/ Отв. ред. В.А. Алексеев, Е.М. Юпашевская. Л., 1971.

Журналистское образование в XXI веке. Кого, кому и как учить журналистике?/ Сост. Л.М. Макушин. Екатеринбург, 2000.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.

Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике: Учебное пособие. СПб., 2001.

Монсон Пер. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992.

Политическая психология: Учебное пособие/ Под общ. ред. А.А. Дергача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. Екатеринбург, 2001.

Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога. М., 1997.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989.

Социальное функционирование журналистики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 1994.

Таловов В.П. Журналистское образование в СССР: Учебное пособие. Л., 1990.

Учебные программы дисциплин кафедр по специальностям 021400 «Журналистика», 350400 «Связи с общественностью» и направлению 520600 «Журналистика» (бакалавриат)/ Ред. -сост. Л.П. Громова. СПб., 2002.

Факультет журналистики: Первые 50 лет/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 1996.

Энциклопедический социологический словарь/ Общ. ред. Г.В. Осипова М 1995.

 

в оглавление

Hosted by uCoz