ВВЕДЕНИЕ

 

Какими профессиональными знаниями, умениями и навыками должен обладать журналист, чтобы считаться признанным мастером пера?

Журналистика это сугубо индивидуальное или коллективное творчество?

Как рождается газетная строка?

Из каких элементов выстраивается целостное журналистское произведение?

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в настоящей монографии. Читатель познакомится с особенностями деятельности редакционного коллектива, поскольку профессиональное становление журналиста происходит только в условиях работы редакции; заглянет в творческую лабораторию журналиста, чтобы получить основные представления о механизме протекания творческого процесса; рассмотрит различные содержательные и формообразующие элементы журналистского произведения, чтобы затем использовать эти знания при подготовке текстов для печати, и многое другое.

Анализ творческой деятельности журналиста начинается с выяснения взаимосвязи отдельной личности с той «микросредой», которая не только окружает, но и оказывает на личность непосредственное воздействие. Как утверждает Л.Н. Андриенко, «в редакционном коллективе личные, коллективные и общественные интересы сливаются в единое целое и проявляются в морально-психологическом отношении к ним журналиста. Это единство закрепляется, с одной стороны, активной деятельностью сотрудников, направленной на достижение творческих целей, а с другой не менее активной деятельностью редакционного коллектива, способствующей творческой самореализации личности, ее социальному утверждению»[1]. В этой связи мы рассматриваем различные механизмы внутриредакционных взаимодействий, влияющих на творческий процесс сотрудников одного издания; расширяем представления практиков относительно резервов в улучшении организационной работы редакции, которые непосредственно сказываются на продуктивности творческого труда журналиста; анализируем объективные и субъективные предпосылки формирования целей деятельности редакции и межличностных отношений; прослеживаем особенности действия норм журналистской деятельности, регулирующих межличностные и межгрупповые взаимоотношения между представителями одной редакции; рассказываем о взаимодействии журналистов на уровне сотрудничества и соперничества.

Познакомившись со спецификой деятельности журналиста в редакционном коллективе, начинающий журналист сможет более уверенно войти в редакцию, самоопределиться в своем межличностном выборе, легче перенести адаптационный период, найти соответствующую своим профессиональным интересам и склонностям специализацию, а также в соответствии с целями и задачами газеты развернуть свою творческую деятельность.

Особое внимание уделяется характеру протекания творческого процесса, связанного с созданием журналистского произведения. Здесь важно знание особенностей творческого акта, в ходе которого личность реализует свои потенциальные способности и возможности. Взаимодействие психофизических и интеллектуальных усилий журналиста для реализации замысла будущего произведения и составляет творческий процесс, таящий в себе и необъяснимые моменты внезапного озарения, и многократное обдумывание плана статьи или очерка, и изнурительную работу по сбору и систематизации разнородных фактов, и поиск выразительных лексических средств, и рассмотрение различных вариантов композиционного построения задуманного произведения, и тщательную редакторскую отделку уже готового текста, и многое другое. При этом характер той или иной стадии во многом зависит от индивидуальных особенностей личности, от стиля мышления, от уровня профессиональной подготовки, наконец, от сложности творческих задач, стоящих перед журналистом.

Современная психология делит людей творческого склада на два типа: дивергенты (способны к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; ориентированы на деятельность, требующую богатого воображения, оригинального подхода к проблеме, своеобразного восприятия ситуации и выраженной индивидуальности; могут настойчиво выступать против общепринятых суждений, ставших штампом; отличаются автономностью, независимостью от чужого, даже авторитетного, мнения и в своей деятельности руководствуются, главным образом, внутренними стимулами; смело и открыто идут навстречу новым идеям и экспериментам, испытывают удовольствие от познавательных открытий) и конвергенты (склонны к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; тяготеют к таким видам интеллектуальной деятельности, где необходимо сосредоточить внимание на более углубленном поиске в одном направлении; легко приспосабливают свое мышление к общественным стереотипам, оперируют общепринятыми штампами; для творческой деятельности им необходимы внешние стимулы; неторопливо и основательно ступают по заранее выбранной надежной тропе; к познавательным эмоциям равнодушны)[2]. Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.

В настоящей монографии рассмотрены различные аспекты журналистского творчества, основные способы освоения действительности, внутренние механизмы формирования и зарождения замысла будущего произведения, методические и технологические приемы сбора и анализа информации, способы предъявления фактов в разных жанрах журналистики, принципы построения журналистского произведения. Все это, на наш взгляд, позволит будущим журналистам получить представление о технологии создания журналистского произведения, более осознанно организовать свое творчество, наконец, определить для себя основные пути в совершенствовании профессионального мастерства. Разумеется, готовых рецептов решения тех или иных творческих задач нет. Каждый журналист, исходя из жизненного опыта, знаний и умений, выбирает ту или иную специализацию, тему, жанр, вырабатывает не только собственный стиль работы, но и индивидуальную манеру письма. Главным критерием творчества является оригинальность результата, его новизна и актуальность. Именно на это и ориентируются творческие люди.

Процесс создания журналистского произведения таит в себе много трудностей. Даже имея в своем распоряжении богатый фактический материал, профессионалы мучаются над рождением первой строки, долго раздумывают над концептуальной идеей произведения, неоднократно перекраивают материал в поисках оптимального композиционного решения. Мы предлагаем заглянуть в сложную творческую лабораторию журналистов, чтобы выявить наиболее характерные моменты их профессиональной деятельности.

Первая часть монографии посвящена особенностям творческого взаимодействия журналиста и редакционного коллектива, вторая методике и способам создания журналистского произведения, третья содержательным элементам текста для печати, четвертая композиционным формам в различных жанрах журналистики. В Приложении даются анонимные интервью с журналистами-практиками об особенностях их творческой деятельности.

 

в оглавление << >> на следующую страницу



[1] Андриенко Л.Н, Организация внутриредакционных взаимодействий как фактор повышения эффективности социально-политической деятельности печати: Автореф. докт. дис. Киев, 1989. С. 16.

[2] Просецкий П.А., Симиченко В. А. Психология творчества. М., 1989.

Hosted by uCoz