ВВЕДЕНИЕ
Социологии журналистики нет
необходимости доказывать свое официальное право на существование как научной и
учебной дисциплины. Она давно заняла постоянное место в Государственном
образовательном стандарте (ГОС) по специальности «Журналистика» и, соответственно,
в учебных планах, расписании занятий. Другое дело, что содержание дисциплины
еще остается поводом для дискуссий, причем не по частным вопросам, а с точки
зрения подходов к предмету изучения. И действительно, чего в нем «больше» – социологии или
журналистики? Какая научно-концептуальная тенденция преобладает:
массово-коммуникационная (характерная для обществоведения) или
профессионально-творческая (развиваемая в теории журналистики)? Делается ли
главный упор на специфические методы и технику труда, переносимые из
эмпирической социологии, или на мировоззренческие компоненты сознания
журналиста? Нужно ли, выступая перед студентами, подробно обозревать результаты
проведенных когда-либо исследований редакционных кадров, аудитории, содержания
СМИ или лучше сосредоточиться на квалификации самого журналиста, познающего и
отражающего действительность с помощью социологического инструментария?..
Перечень таких вопросов
можно продолжать, и ни на один из них нет канонического ответа. При изобилии
учебно-программных установок и методических разработок, в конечном счете, выбор
содержания и методики преподавания делает конкретная кафедра. Авторы настоящего
коллективного пособия стремились представить свою версию научной и учебной
дисциплины, ни в коей мере не претендуя на незыблемость изрекаемых истин, хотя
некоторые базовые положения представляются бесспорными. К ним привели авторов и
многолетняя научно-исследовательская работа, и, в особенности, столь же
длительный опыт преподавания социологии журналистики в высшей школе.
Во-первых, данная дисциплина
способна плодотворно развиваться, если строится как многоплановая,
многоуровневая, комплексная. Чрезмерный уклон в какую-либо сторону – будь то
технико-методическая эмпирика или, наоборот, академическая умозрительность – лишает ее жизненной силы.
Иначе говоря, это наука, постоянно питаемая конкретной практикой, но
одновременно эмпирико-исследовательская и редакционная практика, прочно стоящая
на теоретико-концептуальном основании.
Во-вторых, она имеет право
на самостоятельное существование и собственное название, если развивается в
семействе журналистских дисциплин. В противном случае рискует раствориться в
смежных областях знания –
прежде всего в социологии массовых коммуникаций, которая энергично и успешно разрабатывается в рамках классической
социологии. Надо учитывать, что для студентов Социология журналистики предстает
в едином ансамбле с другими профессиональными курсами – Основами журналистики, Основами творческой
деятельности журналиста, Теорией и практикой СМИ, Психологией журналистики,
Правовыми основами журналистики и др. Все они по отдельности и вместе
нацелены на формирование квалифицированного специалиста-практика. И каждая
добавляет в окончательный результат элементы, не свойственные специфике
дисциплин-партнеров.
Университеты, в особенности государственные, как
производственные организации не могут позволять себе роскошь давать знания
только для процесса познания, ради интеллектуальной эмансипации аудитории. В то
же время миссия пограничных дисциплин состоит в соединении цеховых студий с
достижениями и опытом других наук, лежащих за пределами теории журналистики.
Значит, социология журналистики – это
типичный, ярко выраженный представитель социального знания о прессе, или,
точнее, социальных теорий журналистики.
В-третьих, приложимость и применимость социологии
журналистики в редакционном производстве (этот критерий оценки мы считаем
обязательным) измеряется тремя качествами: точной соотнесенностью с
профессиональными потребностями журналиста, отражением достижений и тенденций
развития социального знания о мире, органичным сочетанием
профессионально-журналистского и обществоведческого компонентов.
Такая сложная и многоплановая постановка задач требует
адекватного построения как всего процесса изучения социологии журналистики, так
и, конкретнее, данного учебного издания. Но этот процесс не укладывается и не
замыкается в пределах одной дисциплины. Различные социальные аспекты статуса и
деятельности прессы затрагиваются в базовых и специальных курсах. В результате
студенты не просто получают комплексное знание, а еще и привыкают смотреть на
свою профессию социологически. Преподаватели по необходимости апеллируют к тому
материалу, который студенты осваивают на параллельных курсах, входящих и в
социально-гуманитарный (курс социологии в первую очередь), и в
общепрофессиональные циклы.
То же происходит с учебной литературой. Отдельные
темы, которые по логике должны детально освещаться в нашем пособии, уже
получили развернутое изложение в ранее вышедших и доступных студентам книгах.
Поэтому им уделяется меньше внимания в настоящем издании. К примеру, собственно
социологические представления о методах сбора информации не описываются во всей
полноте. Мы отсылаем читателя к имеющейся в изобилии исходной литературе и делаем
упор на применение универсальных методик в труде журналиста.
Подобным образом не раскрываются в виде специальных
разделов и темы об участии прессы в социальном контроле, о ее особенностях как
социального института, политическом функционировании и т.п. Об этом можно
прочитать в других учебных и научных изданиях, в том числе принадлежащих перу
членов авторского коллектива (Основы журналистики. М, 2001; Журналистика и
социология. Россия, 90-е годы. СПб., 2001; Журналистика в мире политики. СПб.,
2004 и др.).
Социолого-журналистское знание и отражающая его
литература существуют как гигантский гипертекст. И одна из задач
университетского образования состоит в том, чтобы научиться свободно
пользоваться системой явных или подразумевающихся ссылок на источники недостающей
информации.
Сказанное о построении книги имеет отношение и к
составу авторов. Пособие подготовлено кафедрой социологии журналистики Санкт-Петербургского
государственного университета. Но к работе привлечены также ведущие специалисты
из других учебно-научных центров страны. Причем имеются в виду не только
непосредственные авторы разделов, но и участники ежегодного семинара кафедры
«Журналистика и социология», который действует на межвузовской основе более
десяти лет, и его материалы выходят специальной издательской серией. Имеются в
виду также те исследователи и педагоги, кто пользуется более ранним нашим
пособием «Социология журналистики. Очерки методологии и практики» (издано при
поддержке Института «Открытое общество»; М., 1998) и высказал авторам свои
пожелания по тексту книги.
Пользуясь случаем, мы хотели бы выразить
признательность всем нашим неофициальным соавторам, благодаря которым
напряженная работа по совершенствованию одного из центральных курсов в системе
журналистского образования продолжается непрерывно.