ПРЕДИСЛОВИЕ
Как-то однажды – было это
несколько лет назад – услышал я от моего младшего
коллеги довольно расхожее, но почему-то врезавшееся в память суждение. «Да ведь
не учителя, – сказал он, – выбирают
себе учеников, а ученики – своих Учителей». Может быть,
потому в тот раз врезалось в память, что точно совпало с моим уже немалым тогда
«ученическим» опытом.
Никто не выбирал, не
назначал меня ни в школе, ни в университете в свои ученики. Моих любимых
Учителей, и сегодня живых в моей душе, – Владимира Геннадиевича Карцева в незабываемой московской школе № 61
Киевского района и Бориса Дмитриевича Грекова на истфаке МГУ, лекции которого
по истории Киевской Руси слушал в большой аудитории на Моховой, – выбрал на всю жизнь я сам.
Выбрал не только как педагогов, ученых, как великих мастеров своего дела, но и
как людей.
Позволяю себе это
«лирическое отступление» только потому, что, взявшись по просьбе редакции и
автора написать небольшую вступительную статью к учебному пособию о системе
жанров радиожурналистики, нахожусь в деликатном положении, которое очень близко
к только что описанной мной ситуации. Недавно автор этой прекрасной,
долгожданной, полезной книги Владислав Вячеславович Смирнов, смущаясь, в
полувопросительной манере, сказал мне, что считает меня своим учителем. Не
скрою (не буду лукавить!): меня такое признание спустя много лет после нашего
знакомства очень обрадовало. Примерно так, как обрадовало бы признание в любви
женщины, которую ты сам давно любишь.
С автором пособия мы знакомы
уже около тридцати лет. И познакомились, замечу к слову, именно на почве жанров
радиожурналистики. Он тогда приехал в МГУ и пришел к нам на кафедру, чтобы
представить московским коллегам, а затем и официально утвердить у нас тему
своей будущей кандидатской диссертации. В 1978 г. (кажется, осенью) она была с
большим успехом защищена на заседании специализированного Совета при МГУ.
Не могу здесь не назвать
(лыко в строку!) тему диссертации; она была сформулирована совершенно точно,
абсолютно адекватно замыслу и содержанию
работы. Вот ее название: «Радиоочерк в системе жанров радиожурналистики».
Обратим внимание – предметом исследования стал не сам по себе
радиоочерк, жанр, конечно, интереснейший, не радиоочерк как таковой, как один
из многих жанров радиожурналистики (такие диссертации уже были!), а как
составная, неотъемлемая часть сложившейся, взаимодействующей, развивающейся,
целостной, стройной системы жанров радиожурналистики.
Идею о системном характере жанров, функционирующих в
сфере радиовещания (как общественно-политического, так и художественного),
автор той давней кандидатской диссертации, а сейчас автор прекрасного
обстоятельного учебного пособия не придумал, не сочинил. Такая система
совершенно объективна, она существует в жизни. Знать эту систему, а главное – учитывать ее в далеко не идеальной современной
практике необходимо каждому радиожурналисту. Особенно часто грешат этим
незнанием молодые радиожурналисты.
Вспомним, как определяется понятие «система» в
современной науке. Как говорится в словаре иностранных слов, система – это множество закономерно связанных друг с другом
элементов (в данном случае – жанров радиожурналистики. – В.Р.), представляющее собой определенное
образование, единство.
Моя небольшая вступительная статья не претендует на
то, чтобы коротко изложить содержание учебного пособия. Тем более это не
рецензия на книгу. Некоторые мысли и предложения я высказал, читая в свое время
рукопись. Автор и редакция отнеслись к ним внимательно.
Хочу и считаю уместным привести здесь фрагмент из моей
большой статьи «О современном радиовещании» (1985). Он, по-моему, убедительно
говорит о том, что наши «поиски и решения» с автором учебного пособия в течение
уже многих лет развивались параллельными курсами. Итак, цитирую статью:
«...о жанрах. Несомненно,
сложные проблемы их функционирования и развития заслуживают того, чтобы их
рассмотреть специально и подробно. Однако ни в рамках нашего сборника, ни, тем
более в пределах данной статьи эта задача со многими неизвестными неразрешима.
Поэтому попытаюсь только назвать несколько проблем, по-моему существенных. Это
проблемы системности жанров, их взаимосвязи и взаимодействия; функциональной
избирательности, уникальности каждого жанра; присущей каждому жанру особой,
специфической формы контакта с радиослушателями; соотношения жанров с
адекватными им методами освоения жизненного материала.
При всей своей генетической и функциональной близости
к другим жанровым системам радиожанры обладают ярко выраженной звуковой
уникальностью. И задача состоит в том, чтобы в полной мере использовать ее для
усиления эффективности вещания. В этой связи особенно важно учитывать, что
каждый жанр представляет собой не просто определенную, устоявшуюся форму (как
обычно принято говорить), а живой процесс, который возобновляется в каждом
новом радиопроизведении. Этот сложный творческий процесс включает в себя три
основные стадии: во-первых, познание конкретного факта, явления, события – фрагмента действительности, в том числе его звуковой
стороны; во-вторых, отображение познанного фрагмента (для этого используются
все средства звуковой выразительности); в-третьих, передачу полученного знания
радиослушателям.
Использовать в современном радиовещании весь арсенал
жанров – это значит оптимально задействовать все многообразие
его познавательных и выразительных возможностей, его связей и контактов с
аудиторией. Следовательно, широта жанрового диапазона радиопублицистики и
радиоискусства – это не столько вопрос
разнообразия их форм, сколько вопрос полноты и глубины их жизненного
содержания».
Как ветеран темы
«жанры радиожурналистики» свою задачу вижу в том, чтобы обозначить и
прокомментировать несколько проблем и мыслей о жанрах радиожурналистики,
которым посвятил пособие В.В. Смирнов. Много лет занимаюсь этим кругом проблем
как автор, редактор книг и статей, и как рецензент, как преподаватель
радиожурналистики.
Жанры, которыми оперирует радиовещание, – один из наименее обжитых искусствоведением и другими
науками участков бескрайнего жанрового поля. Причин тому немало. Среди них и
относительная молодость самого радиовещания, и нетрадиционность его жанровой
системы по сравнению, например, с жанрами драмы или музыки, художественной
прозы или публицистики. И незавершенность процессов формирования этой
сравнительно молодой жанровой системы. И, тем более, новизна и незавершенность радиоведения
– науки о радиовещании, в предмет которой жанровые
проблемы радиожурналистики и радиоискусства входят непосредственно.
Между тем эти проблемы уже много лет в высокой степени
актуальны. От их постановки, от их теоретического высвечивания зависит сегодня
многое как в области практики (совершенствование профессионального мастерства
радиоработников, усиление связей с аудиторией, повышение эффективности
вещания), так и в области теории, исследующей гносеологические, эстетические,
социальные, психологические и другие аспекты феномена радиовещания.
Однако, несмотря на свою большую актуальность и
значимость, эта проблематика пока не привлекла давно уже заслуженного внимания
исследователей. И не то, чтобы о жанрах радио ничего не написано. Такие статьи
и книги, хотя и в малом числе, написаны. Но по существу поставленных и
реализованных авторами задач они, как правило, весьма локальны.
Это – или обобщения творческой
жанровой практики мастеров радиожурналистики (Лазарь Маграчев, Матвей Фролов,
Георгий Зубков, Юрий Гальперин, Аркадий Ревенко). Или методические пособия для
студентов (В.Н. Ярошенко). Или теоретические работы, касавшиеся пусть и важных,
но все же только отдельных аспектов жанровой теории радиожурналистики, например
классификации жанров.
Вот почему так необходимо и своевременно появление
работы комплексного, обобщающего характера, где рассматриваются сложные и
актуальные жанровые проблемы, которые давно уже поставлены бытием нашего
вещания и «стучатся в дверь» его теории.
У автора учебного пособия к этим проблемам интерес
многолетний. На дальних и ближних подступах к задуманной книге были книги и
статьи, опубликованные во многих изданиях, многолетняя педагогическая работа в
университете Ростова-на-Дону и в других вузах, наблюдения и раздумья
относительно жанрового хозяйства нашего радио.
Книга представляет собой учебное пособие и рассчитана
в первую очередь на студентов факультетов и отделений журналистики. Но я думаю,
что адресат книги будет значительно более широким. Это, во-первых, профессиональные
работники радиовещания и телевидения, многие из которых стремятся глубже
заглянуть в природу вещания, познать «своенравие» его жанров. Во-вторых,
многочисленной категорией читателей, полагаю, будут непрофессионалы (по
отношению к вещанию), проявляющие интерес к проблемам искусства и прилежащих к
нему радиовещанию и телевидению. В-третьих, надеюсь, учебное пособие, богато
оснащенное примерами из истории и современной практики, привлечет внимание
научных работников и преподавателей, специализирующихся в радиожурналистике и
смежных дисциплинах.
Учебное пособие, что прямо следует из самого понятия, – это книга, призванная помогать, пособлять тем, кто
учится, – в данном случае студентам, готовящимся стать молодыми
радиожурналистами. Но особо подчеркну, что книга В.В. Смирнова помогает
овладеть не ремеслом изготовления радиопередач в различных жанрах. Автор ставит
перед собой более сложную и более высокую задачу: научить студентов, работая на
радио, системно мыслить, т.е. понимать, что их творчество в определенных жанрах
и формах происходит в пространстве системы жанров, что надо хорошо делать свое
дело – тогда дело будет успешным и радостным.
Автор хорошо справился с этой задачей и далеко, я
думаю, превзошел намеченное, решив или хотя бы поставив многие серьезные
проблемы теории современной отечественной радиожурналистики.
Только что я высказался вполне определенно о
необходимости системного мышления о жанрах. Я имею в виду, конечно, студентов и
молодых радиожурналистов, которым надежно поможет учебное пособие В.В.
Смирнова. Хочу, однако, чтобы мое высказывание – оно
существенно и принципиально – не было истолковано превратно.
Думаю и давно убежден, что не только (и даже не
столько!) журналист по своему разумению и хотению выбирает для себя одни жанры
и отказывается от других, сколько сами жанры очень требовательно, строго
«выбирают» своих исполнителей. Говорю это на основании многолетних наблюдений,
с одной стороны, за муками и радостями творчества асов радиожурналистики, а с
другой – за работой и производственной практикой нескольких
поколений студентов.
Не верю в возможность существования и подготовки
радиожурналистов-универсалов, «многостаночников», одинаково всеядных, например,
к событийному репортажу и аналитическому комментарию, к беседе и остросатирическому
фельетону.
Системное мышление в области жанров – это фактор профессионального
мировоззрения, показатель кругозора и интеллектуального уровня. С журналистской
практикой они соприкасаются. Но такое мышление и жанровая всеядность на
практике не только не равнозначны, но и абсолютно исключают друг друга. Секрет
этой нестыковки, впрочем, как и все подобного рода секреты, лежит в самой
глубине каждой личности. Проникнуть в эту глубину очень трудно, а скорее, даже
невозможно. И все-таки умное, тонкое, честное пособие способно облегчить наши
усилия.
Одним словом: старайся и учись мыслить широко,
системно и берись только за то, на что по-настоящему способен!
Теперь о некоторых попутных мыслях, возникших у меня
при чтении книги.
Автор подробно рассмотрел и объяснил тот факт, что с
появлением радиопублицистики и радиоискусства «резец жанра» впервые в истории
вошел в совершенно новый для него материал – сферу
нефиксированного звучащего слова, обращенного к небывало огромной и
рассредоточенной на гигантских пространствах аудитории. Так древняя категория
жанра обрела совершенно новую, дотоле неведомую ему среду обитания, – стихию звучащего слова, звуковой материи. Этот факт
надо постоянно и предметно растолковывать молодым радиожурналистам, так как
сегодня особенно заметна тенденция, подменить все богатство выразительных
средств радиовещания, например, естественные и искусственные шумы, звуковую
атмосферу событий, бесконечным говорением у микрофона, к тому же говорением в
«пулеметном темпе». Такое говорение, по сути дела, – грубое насилие над исторически сложившимся
естественным восприятием речи.
Жанровый арсенал радиожурналистики образовался не в
вакууме и не самопроизвольно, а в окружении и под воздействием уже существующих
жанровых систем многих предшественников радиовещания. Как и почему это
произошло? Науке еще предстоит обстоятельно ответить на эти вопросы.
Утвердившаяся точка зрения выводит жанры радиовещания из системы газетных
жанров. Это не противоречит истине, но и не открывает ее полностью. На самом
деле процессы жанрообразования в сфере радио были много сложнее. Новичок среди
средств массовой информации и среди искусств – радио
испытывало влияние жанровых систем ораторского искусства, и искусства устного
рассказа, и устной агитации и пропаганды, и в какой-то мере – жанровых систем театра, музыки, кино, эстрадного
искусства. Хотелось бы особо подчеркнуть, перефразируя М.М. Бахтина, что жанры
радиожурналистики живут настоящим, но всегда помнят о своем прошлом.
Генеральная идея, стержень всей книги – проблема системности жанров радиожурналистики, их
взаимосвязи, «взаимопомощи». При всем нынешнем своеобразии жанры
радиожурналистики неизменно «хранят память» о своем прошлом, о своем начале.
Конечно, это только гипотеза. Чтобы ее подтвердить или опровергнуть, необходимы
специальные исследования. Но для выдвижения такой гипотезы история и теория уже
накопили достаточно материала. Это прекрасно демонстрирует В.В. Смирнов во всех
частях книги. При всем своем многообразии жанры радиожурналистики служат
«одному богу» – звучащему слову.
Вместе с тем, стремясь постичь природу жанров радио,
необходимо всегда помнить диалектическую взаимосвязь системы жанров с
функциональной специфичностью, уникальностью, с неповторимостью каждого жанра
как особого инструмента освоения действительности. Каждый жанр «облюбовал» свой
сектор действительности. Каждый факт, каждое проявление действительности
останавливает свой выбор на определенном жанре.
Большое методологическое значение имеет проблема
структуры жанра. Где начинается жанр и где он завершается? С этой точки зрения
сделаны и делаются попытки определения понятия «жанр радиожурналистики»
(удовлетворительного общепринятого определения пока нет); автор отважился
наметить пути подхода к построению такого определения. Анализ этой проблемы
весьма важен как для практики вещания, так и для теории. В частности, такой
анализ существенно помогает построению научно обоснованного специального
университетского курса по теории жанров радиожурналистики.
Проблема контакта между журналистом и слушателем в
процессе восприятия слушателем произведения журналистики отмечена во многих
работах искусствоведов, теоретиков публицистики. Автор настоящей вступительной
статьи впервые в научной литературе выдвинул тезис о том, что каждый жанр
обладает своей, специфической, только ему присущей формой контакта. Для
радиорепортажа, например, такой особой формой контакта является «эффект
присутствия», подмеченный практиками и теоретиками вещания еще в 20-е годы
прошлого века. Особой формой контакта обладают и все другие жанры
радиожурналистики – беседа, интервью и др. Эту точку зрения разделяет и
автор учебного пособия.
В связи со сложными проблемами современного
радиорепортажа необходимо обратиться к одному из новых терминов современной
теории радиожурналистики – «абсолютной оперативности». В
специальной и научной литературе бытуют его синонимы – «сиюминутность», «одномоментность». Термин определяет
способность радио передавать информацию слушателю одновременно, синхронно с
происходящим событием. Эта уникальная способность в высшей степени присуща
прямому радиорепортажу. Тщательный анализ радиорепортажа и его проблем имеет
для теории радиожурналистики универсальное значение, так как позволяет понять
самые существенные стороны радиожурналистики в целом, в частности, существенные
свойства ее жанровой системы. Наблюдения и выводы, сделанные относительно
радиорепортажа, могут быть экстраполированы на другие жанры.
Теорией радиожурналистики выдвинута гипотеза о том,
что каждый жанр обладает основным, адекватным ему методом освоения и
организации жизненного материала (репортажный метод, интервью как метод); что,
более того, возможно как бы отделить, вычленить этот метод из жанра,
использовать его за пределами жанра (репортажно построенная передача или
передача, включающая элементы репортажа, может и не быть по своему жанру
радиорепортажем). Мне представляется очень продуктивной сама эта идея. Она
заслуживает активной теоретической разработки и широкого практического
применения.
Идея о существовании «пограничных жанров» была выдвинута
А.М. Горьким в 30-е годы прошлого века, когда он охарактеризовал очерк как
жанр, находящийся на границе между документальными жанрами и литературным
рассказом. Эта весьма плодотворная идея сегодня с полным основанием может быть
отнесена к жанрам радиотелевизионной журналистики. Она позволяет выявить и
описать взаимосвязи и взаимодействие между жанрами как внутри одной жанровой
системы (например: радиорепортаж – радиорассказ
– радиоочерк), так и между жанрами, функционирующими в
различных жанровых системах (например: газетный репортаж – радиорассказ, или радиорепортаж – телерепортаж).
И последнее. Автор учебного пособия в главе о
документально-художественных жанрах не обошел молчанием такой боевой и
испытанный в разное время жанр, как радиофельетон. А мог бы обойти! Ведь многие
современные радиостанции и редакции давно отправили «ветерана» на заслуженный
отдых. И слава его тускло светится сегодня из уже далекого прошлого.
Вспомним, однако, некоторые блестящие страницы
прошлого. 23 ноября 1924 г. в первом номере знаменитой «Радиогазеты РОСТА»
(1924–1926) прозвучал радиофельетон Валентина Катаева о
радиозайцах. В той же программе вышли в эфир острые радиофельетоны Михаила
Кольцова. Один из них был посвящен актуальной и сегодня теме порчи русского
языка.
В «Радиогазете РОСТА» и в «Рабочей радиогазете» с 1926
по 1930 г. много раз звучали сатирические стихи и пьесы великого Маяковского. В
годы Великой Отечественной войны соратник Маяковского поэт Семен Кирсанов
посвятил свой произведение «Заветное слово Фомы Смыслова» разоблачению попыток
вражеской пропаганды «разложить» Красную Армию.
Фельетон оставался в боевом строю нашей
радиопублицистики и после войны. Сколько острых, ярких, талантливых
радиофельетонов прозвучало в программах Всесоюзного радио: «Веселый спутник»,
«С добрым утром!», «Сатирический микрофон», «Современник»!
И еще один примечательный факт. В 1979 г. в
специализированном Совете при МГУ имени М.В. Ломоносова защитил кандидатскую
диссертацию о радиофельетоне тогда молодой казахский ученый и преподаватель
университета Намазалы Омашев.
В наши дни житейского материала для радиофельетона
хоть отбавляй. Но почти нет фельетонов, фельетонисты молчат. Говорят, молчание – знак согласия. Поскольку автор учебного пособия не
умолчал в своей книге об огромных возможностях этого жанра, о его великом
потенциале, не знак ли это несогласия с таким молчанием?
Жанровая система радиожурналистики находится в
постоянном движении. Ко многим другим факторам, влияющим на ее развитие и
формирование, прибавился новый мощный фактор –
телевидение. Под его воздействием происходит новая, существенная перенастройка
жанровой системы радиожурналистики, как, впрочем, и последняя, в свою очередь,
влияет на становление жанровой системы телевидения. Попытаемся разобраться в
содержании и направлении этих процессов. Это необходимо для совершенствования
подготовки молодых радиожурналистов и повышения профессионального уровня самого
вещания.
Февраль 2002 г.
В.Н. Ружников,
доктор филологических наук,
профессор МГУ имени М. В. Ломоносова,
почетный радист СССР