ВВЕДЕНИЕ
Каждый день радио приносит нам новости, рассказывает о
важнейших событиях, произошедших в нашей стране и за рубежом. Оно знакомит нас
с интересными людьми, сообщает немало полезных сведений, расширяет наш
кругозор, советует. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение
оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению
специалиста, музыкально-развлекательным передачам. В эфире всегда можно найти
программу на любой вкус, интерес, пристрастие.
Радио – временная коммуникация,
поэтому программы – естественная форма фиксации, отражения и трансляции
звукового материала. Существует много типов программ, и все они собирают
конкретный материал в определенное целое. Программа одновременно выражает
концепцию вещательного канала, отношение радиоорганизации к событиям, а также
ожидания, запросы, интересы аудитории. Программа – своего рода «мозаика»,
состоящая из определенных речевых и музыкальных элементов. Все многообразие
жизни радиожурналистика представляет с помощью разных жанров. Жанр является той
структурной единицей программы, в которой воплощается конкретное произведение.
Когда мы говорим о структуре
программы, целесообразно различать «формы радиовещания» и «жанры
радиожурналистики». По мнению известного исследователя радиожурналистики В.Н.
Ружникова, форма радиопередачи лежит в сфере программной деятельности, а жанр
относится к творческому процессу создания конкретного произведения[1].
По сравнению с жанрами формы радиовещания более подвижны, так как чаще
изменяются их функции. Жанр – более консервативен, особенно в своей структуре,
жанровых признаках и способах использования выразительных средств. Жанры в этом
отношении – первичны, программа – вторична; она состоит из жанровых
образований. Ее можно сравнить с газетной полосой, вмещающей различные
произведения.
Изучение жанров, их возможностей, характерных
признаков особенно важно для журналистов, так как именно жанры определяют во
многом своеобразие их творчества и профессиональной деятельности. В жанрах
проявляется содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы
журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на
слушателей. Жанр – своеобразный «инструмент», с помощью которого автор
создает и оформляет свое выступление в эфире по законам публицистического
творчества.
Жанр – это «мостик», с помощью
которого журналист вступает в речевое общение с невидимым слушателем и общается
с ним с определенной целью, воплощенной в произведении.
Некоторые профессиональные журналисты иногда
пренебрегают теорией, игнорируя знание специфики жанров, они сосредотачивают
свои усилия на том, чтобы то или иное выступление было интересным. Но сделать
передачу интересной возможно лишь благодаря осмыслению лучшего опыта, его
обобщению, знанию основ, на которых строятся жанры. Важно овладение методикой
журналистской работы, а метод всегда связан с жанром, обусловлен им, подчинен
той творческой задаче, которую решает журналист в данный момент. Особенно важно
знание истории, теории и практики жанров для начинающего журналиста. Начинать
творческую деятельность нужно не вслепую, каждый раз «изобретая велосипед» и
набивая себе шишки на неудачах, вызванных пренебрежением к теории и опыту на
пути овладения ремеслом. Да, мы говорим о ремесле. В лучшем смысле этого слова.
Не о ремесленничестве, а о ремесле, как подчеркивал А. Ревенко, один из
мастеров радиоэфира. Начинать свой путь в радиожурналистике, одной из
самобытнейших и интереснейших сфер творчества, лучше с опорой на теорию,
проверенную временем.
Жанр – категория историческая. Он
видоизменяется, эволюционирует, осваивая новое творческое пространство с
изменением условий творчества, определяемых возможностями коммуникационного
канала, а также общественно-политическими задачами.
Жанр – категория и политическая. Жанры
публицистики, а именно ими оперирует журналистика, опираются в первую очередь
на опыт, традиции, поэтику литературы, как родственного вида творчества. Еще
Дамон, учитель Софокла и Перикла, говоря о тесной связи словесного творчества с
жизнью общества, утверждал, что «изменения в литературе всегда вызываются
изменениями в государственной системе»[2].
Такая связь не только явственно просматривается в литературе и публицистике,
она доминирует в их развитии, определяет их общественно-политическое значение и
формы воплощения – жанры.
И на самом деле, если бросить беглый взгляд на историю
становления и развития отечественного вещания, то можно увидеть, что весь этот
сложный, многофакторный путь отмечен заметными изменениями в жизни жанров.
Подчинение публицистики интересам политической жизни общества, зависимость от
них намного сильнее, чем это свойственно литературе, так как оно составляет
внутреннюю сущность публицистики, поскольку она непосредственно воздействует на
общественную жизнь с определенными политическими, идеологическими целями
(подробнее об этом будет идти речь в разделах о системе жанров
радиожурналистики).
Жанр, коль скоро он является продуктом творческой
деятельности, – категория творческая. Его обновление,
самосовершенствование зависят от творческих установок журналиста, его
нацеленности на поиск новых возможностей, на творческое самораскрытие через
исследуемый и воплощенный в текст материал.
Изучение жанров радиожурналистики – это своеобразное постижение истории нашего
отечественного вещания. Более того, это звуковой срез прошлой эпохи,
запечатленный в акустических формах и проявляющий в себе всю сложность и
драматизм общественного бытия.
Надо заметить, что радиожурналистика изучалась и
изучается до сих пор не адекватно тому месту и той роли, которую она играет в
жизни общества. Это относится в первую очередь ко времени существования
тоталитарного государства.
Заметные изменения в сфере изучения специфики, жанров
радиовещания произошли в 60–80-х годах, когда были изданы
десятки книг, брошюр, посвященных теории и практике вещания.
Работы о жанрах радиожурналистики базировались на
разных подходах. В большинстве из них учитывалась предметная основа. За аналог
брались газетные жанры. И это понятно: печать была главным инструментом
идеологии, особенно в советское время, когда ее традиции, идущие еще от
ленинской «Правды», от большевистской печати («боевое оружие партии»), довлели
и над радио, и над телевидением.
Предпринимались попытки учитывать и радиоспецифику – форму звучания. Издавались брошюры, статьи об информационных,
аналитических жанрах. Наиболее полно жанры радиожурналистики описывались в
учебниках «Основы радиожурналистики» (1984) и «Радиожурналистика» (2000),
изданных в МГУ.
Очень мало
издавалось переводной литературы, особенно по методике работы и психологии
общения у микрофона. С порога отметался опыт «буржуазной журналистики»,
пропагандирующей западный образ жизни. В то время как в Соединенных Штатах
Америки и в странах Европы были изданы сотни крупных работ по психологии
творчества, по изучению аудитории, учебников и учебных пособий. И до сих пор
лучшие книги по радиожурналистике, изданные за рубежом, еще не переведены на
русский язык.
Жанр – понятие общее. Никто никогда не
встречался с жанром вообще, каждый из нас читал в газете или журнале, слышал в
эфире, видел на экране конкретные журналистские произведения, подготовленные в
определенном жанре. «Колебания» одного и того же жанра в различных единичных
проявлениях бывают довольно значительными. И они особенно заметны, как уже
говорилось, на историке-политическом фоне своего существования. Поэтому,
обращаясь к теории жанра, его специфике, нельзя игнорировать не только
историческую среду его обитания, но и то, как проявляется время в творчестве
журналиста, как оно влияет на его профессиональное поведение. Поэтому стоит
сделать краткий экскурс в прошлое, чтобы показать, как исторические условия
определяют методику работы журналиста, его психологию. То, что было десять лет
назад, тоже уже история, и современный эфир есть продукт развития сложнейших
общественных процессов.
Журналистика в советское время строилась на основе
партийной идеологии. Такая работа, естественно, создавала штампы, шаблоны,
клише, особенно в подборе новостей, в их подаче. Там, где гуманистические
идеалы воспитания нового человека совпадали с образовательными, познавательными
задачами, наше отечественное вещание добилось немалых успехов. По радио шла
пропаганда лучших образцов мировой, отечественной классики (литература, музыка,
театр), создавались прекрасные программы для детей и юношества, воспитывающие
патриотизм, любознательность, интерес ко всему новому, романтическое восприятие
и отношение к жизни. Значительное место в эфире занимали
документально-художественные и художественные передачи: радиокомпозиции,
радиоспектакли, очерки о выдающихся ученых, писателях, деятелях отечественной
истории, ее героях.
Объективно оценивая негативные стороны однопартийной
журналистики, следует не забывать о том, что в прошлом остался и значительный
опыт настоящих мастеров эфира, немало образцовых передач, забывать о которых – значит отказаться от лучших традиций.
Прошлое нужно помнить и изучать еще и потому, что все,
что переживает общество сегодня, есть результат ушедшего времени, так как
история – это единый и неразрывный процесс, обусловливающий
тесную связь всех его проявлений. Все процессы, происходящие в радиовещании, не
имели жестких, ярко выраженных границ, так как общественные явления вызревают
внутри совершающихся событий. Основы тоталитарной пропаганды начали понемногу
размываться со времен хрущевской оттепели. Во времена «застоя» те журналисты,
которые хотели говорить «своим голосом», получили некоторую возможность
самовыражения, естественно, не в политической, а в
художественно-публицистической сфере.
Большим шагом вперед в радиовещании, как и в целом в
обществе, стали годы плюрализма и гласности, когда все заметнее зазвучали
голоса журналистов, высказывающих свое мнение.
Кардинальные изменения произошли во всей нашей
журналистике после 1991 г. Глубокое реформирование всех сфер жизни, в первую очередь
политической, поставило средства массовой коммуникации в совершенно новые
условия. Была создана многопартийная система, отменена цензура, появилось
большое количество коммерческих радиостанций, работающих в прямом эфире. Был
значительно расширен круг тем и проблем, которые раньше не освещались в эфире.
Журналисты получили долгожданную свободу слова и могли высказывать любые оценки
происходящих событий, глубоко и всесторонне анализировать текущие процессы в
политической, экономической, культурной жизни.
Но явственно проявились и негативные явления. На
коммерческие радиостанции пришли работать в основном молодые люди, без
достаточной профессиональной подготовки, отказавшиеся от прежнего опыта работы
с текстами. К сожалению, сотрудники некоторых радиостанций поняли свободу слова
как свободу «дурного» самовыражения. Им не хватает культуры, вкуса,
нравственной ответственности, уважения к аудитории.
Работа в бесцензурном эфире проявила и положительные
тенденции, высветила актуальные проблемы современного вещания. Активно идет
диалогизация эфира, отказ от программ, подготовленных по заранее написанному
тексту, т.е. радио приближается к прямому общению со слушателями,
распространяется интерактивное начало, вовлекающее аудиторию в непосредственное
участие в передачах. Одновременно стала все заметнее зависимость радиостанций
от крупных финансовых компаний. Политические пристрастия в подходах к событиям,
в отборе фактов, в их освещении стали проявляться не так явно, как раньше. Они
видоизменились, стали гибче, тоньше, а это значит – изощреннее при воздействии на аудиторию. Заметное
влияние на работу радио, особенно коммерческого, зависящего от объема рекламы
больше, чем государственные каналы, оказали доктрины и практика зарубежного
вещания, в первую очередь – американского.
Сыграла свою роль
и «американизация» телевидения. Значительной деформации подверглись выпуски
новостей. Если раньше они содержали в основном сообщения о достижениях трудовых
коллективов, о жизни партийных организаций, о делах в промышленности, сельском
хозяйстве, культурной жизни, то сейчас идет явная «криминализация» новостей.
Информационные выпуски переполнены сообщениями из горячих точек о различных
преступлениях, катастрофах, авариях, скандалах. По сути дела информационные
программы не дают панорамы событий, замалчивая или недостаточно подробно
сообщая о разных сторонах социальной жизни особенно в регионах России.
Такие трансформации вызваны также и изменениями в
самой аудитории – в ее ожиданиях, предпочтениях, возможностях выбора
того или иного канала, в самом отношении к вещанию, что несомненно повлияло на
обращенность разных передач к различным группам слушателей. Аудитория стала
активным элементом системы массовых коммуникаций, оказывающим на их работу
непосредственное влияние. Эти важнейшие качественные изменения не могли не
сказаться на подходах к формированию программ, на организации и психологии
журналистского творчества, представленного в многообразии жанров.
Это еще раз убеждает в том, что система жанров в целом
и функционирование отдельных жанров во многом зависят от политической жизни
страны, от тех идеологических задач, которые открыто провозглашены властными
структурами или решаются без их декларирования. Начала деформироваться
структура социальных функций вещания. Усилилась роль информативной и
развлекательной функций. Образовательные, воспитательные задачи начали отходить
на второй план.
С пониманием все большего значения новостей изменились
объемы информационных программ: они стали динамичнее, короче (в сравнении с
прежними 15–30-минутными выпусками) и звучат в современном эфире 4–5 минут. Усилилась их формообразующее начало в
программе дня. Многие радиостанции передают новости в конце каждого получаса и
даже 15-минутных отрезков. Стали заметно доминировать разговорные жанры: интервью,
беседы, опросы, ответы на звонки, дискуссии и всевозможные публичные обсуждения
актуальных вопросов, которые ставит перед обществом сама жизнь. Возросло
значение аналитики, а значит, комментарии, обозрения занимают все более
заметное место в структуре программ.
Одновременно значительно реже стали звучать в эфире
документально-художественные жанры, играющие большую роль в распространении
литературных, исторических, научных знаний, в повышении образовательного,
культурного уровня аудитории. Это объясняется общими «сдвигами» радиовещания в
сторону разговорности, утратой культуры работы с документально-художественными
текстами, требующими высокой профессиональной подготовки и определенного
художественного опыта. А также и тем, что журналисты, работающие на коммерческих
станциях, не имеют ни финансовых возможностей, ни времени, ни желания, ни
умения создавать радиорассказы, радиоочерки, радиокомпозиции. Радио пошло как
бы по легкому пути, приобретая на нем новые контакты с аудиторией и теряя
классические, если так можно сказать, формы опосредованного воздействия с
помощью литературных текстов и полноценного использования акустических
выразительных средств.
Эти изменения в функционировании жанров и их составе
продолжаются. Но это вовсе не значит, что они исчезают, как иногда утверждают
некоторые горячие головы. Речевые жанры вообще не могут исчезнуть, так как это – организованная форма высказывания. Пока существует
речь, будут существовать и жанры. Наоборот, в условиях их активной модификации,
развития, использования речевых возможностей в новых условиях – возрастает значение их изучения, обобщения
накопленного опыта работы в свободном бесцензурном эфире.
Особенно это опыт полезен студентам, начинающим
журналистам, тем, кто только овладевает секретами микрофона, стремится постичь
азы звучащей публицистики. Одного только прослушивания современного эфира явно
недостаточно, поскольку сейчас он находится в процессе поисков, освоения новых
форм вещания и может дать несколько искаженную картину о богатейших возможностях
радиопублицистики.
В данной книге автор ставит перед собой задачу:
посмотреть на жанры радиожурналистики системно, в их движении, саморазвитии.
Одновременно с этим возникает и цель: дать начинающим журналистам определенную
сумму теоретических и практических знаний, необходимых и полезных в их будущей
профессиональной работе.
Поставленные задача и цель определили структуру книги:
жанры рассматриваются в контексте специфики радиокоммуникационного канала,
который определяет их формообразующие элементы и выразительные средства.
Отдельный раздел посвящен теории жанра, выявлению его характерных признаков.
Жанры составляют систему – определенную целостность,
функционирующую при решении общих публицистических задач. Эта важная проблема
рассматривается и автономно, и в процессе описания отдельных жанров.
В каждом разделе содержится краткий исторический и
теоретический материал, на основе которого раскрывается специфика жанра, его
возможности и ресурсы. Значительное место уделено анализу примеров, подобранных
и из современных радиопрограмм, и тех, которые звучали в эфире в прошедшие
десятилетия. Некоторые из них записаны на пленку, другие взяты из печатных
источников. Автор старался приводить примеры в максимальном текстовом объеме,
чтобы показать структуру, сюжет произведения, взаимодействие всех его речевых
компонентов и звуковых выразительных средств. Опытные журналисты любят
повторять: учиться надо на образцах. Это действительно так, но еще более
полезно сочетать теорию с анализом этих образцов.
Автор надеется, что такой анализ подобранных радио
примеров сам по себе представляет интерес для студентов. Ибо анализ – один из краеугольных камней журналистского
творчества: и в осмыслении происходящих событий, и в отборе необходимой
информации, и в ее отражении средствами разных жанров.
При написании книги автор опирался на базовый материал
теоретических исследований по радиожурналистике, собственную десятилетнюю
практику в эфире и 30-летний учебный опыт работы со студентами в аудитории.
Лекции о жанрах радиожурналистики он читал в Москве, Киеве, Ростове,
Краснодаре, Ставрополе. Использован также опыт стажировки в Нью-Йоркском
университете. Работа наших коллег в американских вузах представляет интерес в
первую очередь подходом к преподаванию журналистики, во главу угла которого
положена нацеленность на практический результат. Такое акцентирование внимания
на практической деятельности и методики его реализации в учебном процессе
нельзя сводить к чисто утилитарному подходу в ущерб теории. Однако в
определенной степени эти методики применяются в данном пособии, особенно в
разделах, посвященных информационным жанрам.
Каждый раздел пособия завершают вопросы, задания и
упражнения, рассчитанные на самостоятельную работу, призванные закрепить
полученные теоретические знания и помочь развить некоторые профессиональные
навыки.
Автор с благодарностью примет пожелания, советы,
замечания опытных журналистов, которые помогут ему в дальнейшей работе.