С огромной благодарностью любимой сестре

Татьяне Эль-Бакри, помогавшей автору

не заблудиться в сетях Всемирной паутины.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стремление зрю в человеке другом

Обдумав его, разбираю его.

«Ши цзин» («Книга песен и гимнов»),

21 тыс. до н.э.

 

За последние десятилетия азиатский регион достиг невиданных экономических успехов и темпов роста, беспрецедентных в истории. Экономисты отмечают, что в начальный период индустриализации Великобритании потребовалось более 50 лет, а Америке чуть менее 50 лет для увеличения вдвое производства на душу населения, в то время как Китай, Южная Корея добились этого результата примерно за 10 лет[1]. По мнению большинства российских и западных политологов, в ближайшие 50 лет азиатский регион, а в самом регионе прежде всего Китай, Индия, могут превратиться в центр мировой политики.

Ускорение экономического развития азиатского региона совпало по времени с созданием и внедрением новых технологий в современном обществе. Причем эти процессы происходят на фоне глобализации, что способствует росту значения Интернета и телекоммуникаций. Страны Восточной Азии, так же как государства других регионов, начинают строить современные национальные информационные инфраструктуры.

Национальная информационная инфраструктура включает в себя множество компонентов: государственные и частные высокоскоростные интерактивные сети, передачу информации от этих сетей к конечному пользователю с помощью спутниковых, наземных, беспроводных линий; саму информацию, которая передается в виде базы данных, текста, звука, видео, графического изображения, программного обеспечения для компьютеров. Компонентами национальной информационной инфраструктуры являются также имеющиеся в стране компьютеры, теле- и радиоприемники, телефоны и другие, передающие и принимающие устройства. И конечно же люди, которые создают информацию, обеспечивают доступ к этой информации, и, наконец, потребители информации.

В течение 1990-х гг. многие государства приступают к стратегическому планированию развития национальной информационной инфраструктуры, что свидетельствует о том, что информация начинает занимать особенную, первостепенную роль в жизни современного общества.

Государства разрабатывают информационные стратегии долгосрочные программы строительства информационной инфраструктуры, в которых намечены методы, подходы, направления развития инфокоммуникаций.

Сутью любой информационной стратегии в настоящее время является увязывание экономического и социального развития страны, региона, континента с расширением использования сетевых технологий. Причем развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) основывается на совершенно новом принципе: слиянии ранее раздельных, самостоятельно существующих индустрии в единую информационную инфраструктуру на основе цифровой обработки сигнала, что создает возможность доставки самой разнообразной информации (Интернет, телефон, телевидение, видео и пр.) до абонента по единому каналу. Конвергенция этих ранее независимых видов передачи информации и коммуникации привела к возникновению новой ситуации, которая, по сути, перестала укладываться в рамки привычных экономических, юридических и политических концепций. Внедрение ИКТ привело к появлению новых информационных служб, СМИ, производств и целых отраслей, в сфере информационных и коммуникационных технологий сегодня создается национальный продукт, соизмеримый по объему с отраслями традиционной экономики. В силу этих новых акцентов азиатские страны рассматривают информационно-коммуникационные технологии в качестве важнейшего рычага ускоренного экономического развития, интеграции азиатских государств в мировые рынки, глобальные экономические процессы, а также как инструмент политического влияния в регионе и мире.

При этом страны азиатского региона заметно различаются по уровню экономического развития. Япония является примером современного высокоразвитого государства. Появление «азиатских тигров», «молодых драконов» новых индустриальных государств Юго-Восточной Азии (Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Таиланд и др.) сопряжено с высокими темпами экономического развития. Двигаясь по пути реформ, Китай с каждым годом укрепляет свое экономическое положение и политическое влияние в мире. Одновременно немало государств региона все еще остаются слаборазвитыми, беднейшими странами мира. В их числе оказались и страны, объединенные общим социалистическим прошлым: Вьетнам, Камбоджа, КНДР, Лаос и Монголия.

Однако никакое механическое деление государств на страны с рыночной экономикой или социалистической ориентацией, демократическими целями либо тоталитарной идеологией не способно дать ответ, по каким причинам в большинстве стран региона существует особый порядок регулирования ИКТ, включающий политическую цензуру, а также жесткие ограничения либо полный запрет порнографии в Интернете.

Ответы на эти вопросы способна дать теория «азиатских ценностей», взятая на вооружение многими странами региона, включая Китай. Теория была разработана в конце 1980-х гг. премьер-министром Малайзии Махатиром Мохаммедом и лидером Сингапура Ли Куан Ю. Целью создателей теории «азиатских ценностей» являлось сплочение общественного мнения в странах Восточно-азиатского региона против попыток Запада научить эти страны основам демократии и привить им свое понимание ключевых прав человека. Теория, широко пропагандируемая как в самом регионе, так и за его пределами, базируется на следующих положениях:

§         интересы общества имеют приоритет над интересами личности;

§         социальные и экономические права являются приоритетными над гражданскими и политическими правами;

§         определение прав личности является прерогативой государства.

Теория «азиатских ценностей» во многом соответствует исторически сложившимся особенностям психологии жителей стран Восточной Азии, что позволило ей завоевать высокую популярность. Сегодня теория «азиатских ценностей» является основным идеологическим подкреплением проводимой КНР политики строительства «социализма с китайской спецификой».

Реформирование плановой социалистической экономики и создание условий для ускоренного развития являются общей задачей для Китая, Вьетнама и Северной Кореи, однако рыночные реформы проводятся в них разными путями, которые во многом определяются сложнейшими процессами политического строительства в новых условиях постсоциализма, новой геополитической самоидентификации.

Китай, Вьетнам и Северная Корея являются своеобразными моделями развития после крушения мировой социалистической системы, причем каждая из этих моделей содержит отличные друг от друга политико-экономические цели и социальные ожидания. Китай ставит своей задачей сохранение политической системы и одновременно быструю интеграцию в мировые рынки, превращение в ведущую мировую державу. Вьетнам строит рыночную экономику с социалистической ориентацией под руководством Коммунистической партии Вьетнама. Северная Корея пробует мягко и постепенно заменить доктрину чучхе опору на собственные силы концепцией экономической интеграции с развитой Южной Кореей по принципу «одна страна две политические системы».

Информационные стратегии этих стран формируются в соответствии с национальными концепциями социально-политических реформ. Вне зависимости от политико-экономических особенностей все эти государства разделяют подход к информационным технологиям (ИТ) и телекоммуникациям как приоритетному инструменту современного развития. По оценке Международного телекоммуникационного союза, Китай и Вьетнам входят в список стран, лидирующих в области модернизации телекоммуникаций, а также по темпам роста телекоммуникационного рынка. По последнему показателю Китай занимает первое место в мире, а Вьетнам второе[2].

Отметим, что социально-экономические проблемы, с которыми столкнулись страны бывшего соцлагеря в последние десятилетия, актуальны и для российского общества, идущего по пути рыночных реформ и демократизации. Китай, Вьетнам и Северную Корею объединяют с Россией многолетние экономические и культурные связи, история, географическое положение. Поэтому нам представляется важным изучение этих стран, понимание общих проблем современного переходного периода.

 

к содержанию << >> на следующую страницу



[1] О темпах экономического развития азиатского региона подробно см.: Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., Международные отношения, 1999.

[2] Информация размещена на сайте Ассоциации индустрии телекоммуникаций. April 9, 2002, http://www.tiaonline.org/policy/regional/asia/atn/atn.cfm?ID=105; см. подробно публикации Международного телекоммуникационного союза: http://www.itu.int/home/index.html

Hosted by uCoz