ОТ РЕДАКТОРА

КНИГА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

 

Книга, которую вы держите в руках, была последней, прижизненно изданной книгой Юрия Владимировича Рождественского (19261999), заслуженного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО, замечательного ученого-филолога, философа и культуроведа, восстановителя риторики в России. Она написана в самом конце второго тысячелетия, но сегодня трудно найти более современную книгу, не только обобщающую культурно-речевой опыт последнего тысячелетия, но столь напряженно и точно размышляющую о будущем.

На ней лежит печать свойственной автору расторопности (но не торопливости) Мастеру было что сказать, поэтому он поспешал высказаться, «связать язык», понимая, что настоящая оценка трудов ученого начинается после его земной жизни. «Филолог пишет для вечности», замечал Юрий Владимирович, имея в виду связь филологического творчества с культурой. Такова судьба всякой классической книги, претендующей на вхождение в культуру и остающейся в поле зрения научного сообщества. Даже в наш век массовой информации (о которой более всего эта книга), когда ценности сменяют друг друга с быстротой телевизионных клипов, а стилистические поновления «раскручиваются» для того, чтобы на недолгое время овладеть умами и исчезнуть, люди ищут надежной опоры в точном знании и научной истине, которые непреходящи.

Филолог отмечает эти движения стиля мысли и жизни: не становясь ни на чью сторону, имея ответственную общественную позицию, он возвышается над схваткой конца II начала III тысячелетия, показывая сущность культуры с ее вечными ценностями и свойственными каждой эпохе риторическими новациями. Но стиль жизни характеризуется через стиль речи, а стиль речи выражается в устройстве речевых коммуникаций, отношениях диалога и взаимопонимания. Устроить же общественную и личную речь невозможно без системы ценностей, которые проявлены в системе общих мест прежде всего моральных, а базовые понятия морали подверглись сомнению в России конца XX века. Ю.В. Рождественский вскрывает причину культурно-идеологических противоречий и напряженности в обществе, которые оказались следствием отмены или переориентации в культурных и моральных ценностях, а иногда и попросту следствием антикультурных деяний, поскольку культура и мораль взаимосвязаны. Разрешить эти противоречия можно только через правильное устройство речевых коммуникаций в обществе в этом задача современной риторики.

Речевые коммуникации и законы построения общественного диалога изучает риторика, преданная в России забвению с середины XIX века и восстанавливаемая автором этой книги, по крайней мере, с семидесятых годов истекшего столетия в лекциях, читанных в Московском Государственном университете имени М.В. Ломоносова, многочисленных брошюрах, статьях, книгах, выступлениях, проектах и предложениях от Государственной Думы до обыкновенной московской средней школы.

Читатель, знакомый с первым изданием (символично, что оно осуществлено фондом «Новое тысячелетие»), может справедливо посетовать на медлительность в переиздании риторических трудов Ю.В. Рождественского, которые получили колоссальный спрос. Этому есть оправдание: посмертные книги должны издаваться с максимальной редакторской и корректорской точностью, которой были лишены первые издания «Принципов современной риторики» и «Теории риторики». Впрочем, читатель, знакомый с первыми изданиями, наверняка прощал мелкие редакторско-корректорские недочеты, потому что для него главное следить за мыслью широко и нестандартно мыслящего автора, удивляться рождению новых идей («как мы сами этого не замечали?»), которыми совершенствуется общественное сознание и движется образование личности.

Рукопись книги не сохранилась. Ю.В. справедливо полагал (ссылаясь на опыт своего Учителя академика В.В. Виноградова), что рукописи надо уничтожать и «приниматься за новый труд». На учениках и нынешних издателях лежит ответственность за корректное переиздание трудов Учителя. При этом для редактора очевиден запрет на вхождение в содержание и стиль автора читатель, знавший Ю.В. и наслаждавшийся его научными беседами и лекциями, услышит в стиле автора много энергичных разговорных ноток устной речи Ю.В. Рождественского. Стиль Ю.В. иногда столь динамичен, краток, что его невозможно править без нарушения внутренней энергетики, которая знакома всякому вдохновенному автору. А Юрию Владимировичу свойственен был научный азарт в поиске и выражении истинных суждений. Мысль, кажется, иногда столь переполняла автора, что было не до «мелочей», заниматься которыми было некогда. В то же время не покидает ощущение точности и обоснованности высказанных автором мыслей, лишь в отдельных случаях требующих малой коррекции.

Юрий Владимирович ценил хороший, законченный труд. Он полагал: для того, чтобы текст устоялся, надо его «трижды переписать». Печать такого внимательного труда и точных формулировок лежит на его зрелых трудах «Общей филологии», «Введении в культуроведение». В «Принципах современной риторики» мысль автора часто афористична, многое выражено обобщенно, требует комментария, который лучше всего умел делать сам Юрий Владимирович, теперь же придется довольствоваться толкованиями учеников и комментариями коллег.

Тем важнее вчитаться в текст, который не может не задевать за живое. Риторические идеи Рождественского обращены к самому центру культурных и идеологических противоречий сегодняшнего постиндустриального общества массовой коммуникации. Необыкновенно точен анализ событий настоящего времени, который, по мнению автора, должен исходить из «историко-культурного содержания», а материалистический монетарный взгляд необходимо рассматривать лишь как один из факторов стилистики современного общества.

Идеи Рождественского остроумны и «исторически оптимистичны». Так, невежество в экономической науке сказалось в «пессимистическом охаивании своей российской продукции», что было характерно для российского общества начала 90-х годов. Значит, вина риторики средств массовой информации в том унынии, из которого мы только начинаем выбираться и неизвестно, выберемся ли.

Ярки и уничижительны примеры современной речевой практики, обнажающие знаковые противоречия современных культур: «... афганским моджахедам необходимо сохранить семью как основу общества на основе строго ислама, а евро-американские СМИ с их рекламой упорно демонстрируют обнаженные прелести рекламных красоток и буйство вокально-инструментальных ансамблей».

Но самое главное, что просматривается трезво и нелицемерно: связь риторики с понятиями культуры и морали. С уточнения понятия культура начата эта книга. Культура и ее толкование указывают дорогу стилю современной жизни (на что мы будем «раскручены»). Вне норм морали невозможно построить общественное и личное благополучие, потому что людям недостаточно материальных благ, комфорта, успеха (они лишь необходимая часть культуры и душевного равновесия), общество хочет видеть, справедлива ли новая жизнь, удовлетворительна ли она характером своего труда, есть ли в ней отношения товарищества и солидарности, духовное единство во взглядах и т.д.

В конце XX века в России изменилась система ценностей общих мест, которые являются прежде всего базовыми понятиями морали, а с точки зрения риторики теми идеями, относительно которых ритор достигает согласия с аудиторией. Новые ценности могут быть сформулированы только на основе определенной традиции, считаясь со сложившейся в прошлом культурой. В настоящее время общие места как система ценностей подверглись деформации, и Ю.В. Рождественским недвусмысленно поставлены «новому поколению» вопросы для будущего разрешения: возможно ли построить новую Россию вне ясного определения моральных ценностей, неясности «смысла жизни», подвергнувшихся эрозии понятий добра и зла, честности, дружбы, товарищества, солидарности, принципиальности, чувства нового? Возможно ли построить новую Россию в ситуации противопоставления практической и духовной морали, когда моральные ценности начинают толковаться по-новому «в духе приоритета обогащения любыми средствами»? Не в этом ли причина пассивизации населения, которое стало «безынициативным, выжидающим и выживающим» ведь «рынок действует силами конкуренции только тогда, когда он основан на моральных критериях»? и т.д.

Эта книга патриотична, потому что востоковед Рождественский более всего заботился о благоустройстве родной земли. И от этого шло стремление к пониманию других культур, норм жизни, основанных на морали, нравственности, праве, осмыслению всех материальных и духовных форм бытия, которые предполагает рассмотрение различных культур и цивилизаций. Отрезвляюще выглядит краткий анализ Ю.В. Рождественским классической европейской риторики в сопоставлении с теориями речи Востока: если строение европейского античного полиса требовало «правдоподобной (не обязательно правильной) речи», о чем неоднократно писали все античные риторы, требуя соотнесения риторики с этикой и философией, то в Китае, как и в Индии, по этическим соображениям требовалась «праведная, а не правдоподобная речь». Это доказывает построение индийской силлогистики и китайской теории словесности, уже в VI веке предлагавшей правила и образцы всех видов словесности. В современном Китае уже защищаются диссертации по русской риторике, но Ю.В. Рождественский, «мысливший по-китайски», ученик выдающегося востоковеда Н.И. Конрада, как никто другой понимал и блестяще иллюстрировал примерами многообразие и разномыслие культур и речекультурного поведения.

На фоне той популяризации, которую начинают получать в современной России риторика и другие коммуникативные дисциплины (как в двадцатые годы, когда ставилась задача «учить говорить весь народ», так сегодня начинают всех учить общению, «убедительной речи», чтобы «добиться успеха»), предупредительно звучат суждения не побоимся этого оценочного суждения главного русского ритора XX века: «Целью риторики было убеждение сограждан для того, чтобы обратить мнение слушателей в свою пользу, а не проповедать истину» (с. 79). Риторика «вынужденное искусство», «следствие демократического образа жизни, когда мнение толпы и вообще общественное мнение решают судьбу гражданина и обывателя».

Хладнокровная предупредительность суждений Ю.В. Рождественского относительно устройства античного полиса прямо направлена к современной общественно-речевой практике (например, политическим выборам): «гражданское красноречие имело целью создание мнений, а не знаний, понимание выгоды, а не истины»; Но не только эти связи просвечены Ю.В. Рождественским, показывая переход от одного культурно-стилевого состояния общества к другому. Так, техника риторического аргументирования проявлена в проповедовании истины христианской веры, служа утверждению духовной морали. Современные же политики, журналисты, литераторы, твердо стоящие на позициях постсоветского атеизма, должны были бы понимать, что их идеи и приемы также соединены с образным строем и содержанием гомилетики, составляющей существенную часть русского литературного и делового творчества от XVIII до XX столетия.

Ю.В. Рождественский принципиально расширяет понимание риторики. Если большинство современных авторов риторик по-прежнему спорят о какой речи риторика: убедительной ли, целесообразной ли, эффективной и т.д., и по-прежнему ограничивают ее предмет устной публичной речью, Рождественский, не отрицая классических определений, неоднократно подчеркивал, что недостаточно понимать риторику лишь как «учение об элегантной речи». Риторика есть «искусство управления общественными процессами», поэтому риторика связывается сегодня со всеми видами словесности, а не только с ораторской речью, как это было в период античности, а само развитие риторики предполагает не только усовершенствование речи частного лица, но развитие речи в обществе, которое является «залогом успеха и благоденствия общества. Реализация этого залога состоит в том, что само развитие речи управляется здравыми и перспективными законами о речи, а содержание речи имеет верную этическую направленность и содействует укреплению общества через развитие диалогических отношений в обществе и взаимопонимание».

Одна из кардинальных мыслей Рождественского-философа состоит в том, что отсталость современного обществ объясняется малым вниманием к языку. Деятельность в языке имеет свои законы оптимальности и эффективности, к успехам в экономике и социальной сфере приводит правильно построенная языковая политика, проявленная в речевом устройстве общества. Эти мысли неоднократно подкрепляются у Ю.В.Р. анализом опыта так называемых передовых наций (американская теория коммуникации и японская теория языкового существования). Своевременность и современность «Принципов» Ю.В. Рождественского в том, что вскрыты источники различий, противоречий и конфликтов, которые могут раздирать любое общество, но сегодня реально тревожат российское. Разрешение конфликтов и противоречий зависит от того, насколько «дальновидно и искусно будут применяться моральные суждения ... с помощью речевых средств». Поскольку забвение риторики как основы организации речевых коммуникаций характеризует русскую филологию в XX веке, то не в этом ли причина многих социальных катаклизмов, потрясших Россию в истекшем столетии?

Начало нового столетия в России характеризуется культурными противоречиями. Они неминуемы в условиях динамичного развития новой культуры и образования нового стиля. Российские «перестроечные» преобразования конца 80 начала 90-х годов привели к тому, что инициатива и власть перешли к молодым, «новому поколению». Разбирая категорию культура поколений, Ю.В. Рождественский пишет: «Новое поколение еще не создает культуру (не проводит отбор) и не владеет культурой». Что же оно должно делать и делает? «Вступая в социальную жизнь, оно должно усвоить духовную культуру и приобрести материальную, и стремится к этому». Как же соединить закономерное стремление к приобретению материального с обязанностью усвоить духовное? «Путь к усвоению культуры лежит через овладение духовной культурой на основе изучения духовной культуры и творчества в материальной культуре».

Возможно ли изучение и творчество (не разрушение!) сегодня и какие преграды на этом пути? «Усвоить духовную культуру в достаточном объеме трудно, прежде всего из-за ее величины и сложности». Что же делают творцы культуры реально? «Поэтому нередко проще ее начать выдумывать заново. Так начинает создаваться новый стиль, т.е. некоторый комплекс философии, искусства и взглядов на позитивное знание. Новый стиль иногда сам называет себя культурой...»

Ю.В.Р. приводит в пример модернизм, отрицавший всю предшествующую культуру и предлагавший заменить собой все духовное наследие, но заметим, что так поступает не только модернизм: коммунистическая культура отрицала дореволюционную, «царскую» культуру, хотя формально призывала «усвоить все знания, выработанные человечеством»; новая российская либерально-демократическая культура отрицает предшествующую советскую, например, в области образования... Что же мы имеем? Не только отсутствие усвоения предшествующей культуры, но идеологические лакуны, которые вследствие отсутствия (или неспособности) к риторической изобретательности приходится заполнять западными технологиями (ср. обуявшее современное образование тестирование, или образовательные тренинга, обещающие в одночасье «привести к успеху» и «решить все ваши проблемы»), Ю.В.Р., который всегда умел и любил приветствовать и спокойно оценивать все новое, предлагает помнить: «...стиль есть всегда определенная мера культурного невежества». Новый стиль, конечно, претендует на вхождение в культуру и «создает иногда такие произведения, которые потом становятся фактами культуры». Какова мера иронии и предвкушения будущего в этом «иногда»! Никто не знает будущего, но нельзя отказать себе в удовольствии и тщеславии утверждать свои произведения как факты культуры. Мера целесообразных и энергетических устремлений творцов культуры обязана соотноситься с освоением предшествующей культуры.

При внимательном прочтении читатель найдет в этой книге много ответов на актуальные проблемы современности редактору хотелось бы многое процитировать и объяснить, но лучше оставить читателя наедине с книгой. И все-таки лишь один «актуальный пассаж», что называется, на злобу дня:

«Новый стиль, созданный новыми русскими, оказался не сформированным с точки зрения риторики. Новые русские как представители нового поколения оказались неграмотны в речевой культуре. Такие категории как свобода торговли, частная собственность, личная свобода были приняты, но, не будучи риторически обоснованы, поставили новых русских в положение социальных изгоев, заслуживающих одного презрения». Автор указывает на вытекающие отсюда выводы. Эти выводы существенны и для общественно-социальной практики, и для образования, которое является основой культурного воспитания и формирования моральных принципов. От того, как мы устроим систему образования (и прежде всего речевого), зависит наше реальное будущее благополучие.

Более тридцати лет профессор Ю.В. Рождественский читал в МГУ имени М.В. Ломоносова курсы общей риторики, риторики деловой прозы, теории словесности. И это только часть его многогранной научной и педагогической деятельности. Под его руководством написано более двадцати докторских и кандидатских диссертаций, затрагивающих проблемы американской, французской, немецкой и, конечно, русской риторик, взаимодействия европейских и восточных речевых культур. «Принципы современной риторики» своеобразное риторическое завещание Рождественского, где в компактной форме сконцентрирована суть не только новой риторики развитого информационного общества, но кратко представлена новая философия языка, требующая осознания новых форм речи и правил, которыми движется современное развитие культуры и общества (см. изданную по рукописи книгу Ю.В. Рождественского «Философия языка. Культура и дидактика. Современные проблемы науки о языке.» М., Гранть, 2003).

В заключение нельзя не вспомнить, что Юрий Владимирович Рождественский сам был образцовым ритором. «На Рождественского» ходили, чтобы услышать не только эрудированного лектора, блестящего полемиста, но просто остроумного и красивого человека. Ему были свойственны неожиданность и новизна суждений, которые покоряли мудростью, искренностью, простотой и веселостью. Говоря о стиле, Ю.В. Рождественский сам формировал стиль: стиль кафедры, стиль общения, стиль преданности науке. Говоря о культуре, он своими суждениями и примерами постоянно показывал, сколь разнообразно и безгранично учение о культуре. Научные, философские, филологические познания Ю.В. Рождественского казались иногда безграничными, но именно в риторике он видел основу общественного благополучия и базис для воспитания и формирования личности.

Вспоминается одна простая, вроде бы на ходу обмолвленная фраза Ю.В. Рождественского: «Я просто любил учиться...». За этой фразой стояла готовность и привычка к каждодневному, гигантскому труду, результатом которого были авторская эрудиция, расцветший талант, искренность общения с каждым, кто обращался к нему за советом и помощью.

Хочется пожелать читателю знакомиться с книгой неспешно, вдумчиво и глубоко, ибо более всего автор этой книги ценил научный диалог, критическую мысль, объективное доброжелательство в научной беседе, открывающей нам путь к истине, вечным смыслам бытия.

 

В. Аннушкин

 

в оглавление << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz