НА ПУТИ К ПРОФЕССИИ

Активные методы обучения в телевизионной журналистике

(сборник упражнений)

 

Предуведомление

Выступление в кадре

Задания-экспромты или полуимпровизации

Подготовленные задания

Вспомогательные упражнения

Критерии оценки

Интервью

Вспомогательные упражнения

Критерии оценки

Дискуссия

Вспомогательные упражнения

Критерии оценки

Репортаж

Критерии оценки

Приложение

 

Предуведомление

 

Предлагаемые учебные задания, собранные в этой части книги, служат применению «на деле» теоретических положений сегодняшней тележурналистики. Формы игровых ситуаций, творческих тестов, дискуссий и конкурсов способствуют развитию аналитического и ассоциативно-конкретного мышления, побуждают участников к коллективному поиску того, как наилучшим образом сформулировать на экране поставленную проблему или овладеть искусством общения – создать психологическую атмосферу беседы, суметь вызвать на непосредственный разговор перед камерой, найти нужный тон разговора и манеру держать себя.

Техническое оснащение телевизионной учебной студии, а также использование видеозаписи дают возможность «проиграть» отдельные элементы и все стадии подготовки к эфирному выступлению – отработку тезисов выступления, составление вопросников и сценарных заявок, пробные записи с участниками-дублерами, проведение передачи и групповой анализ записанных упражнений с последующей самооценкой. Такое моделирование ситуаций, в которых обычно приходится действовать телевизионному журналисту, приближает учебные занятия к реальным условиям профессиональной студийной работы, а обретенные навыки помогают наиболее эффективным образом решать те или иные творческие задачи, выполняя социальный заказ.

Учебный практикум позволяет каждому из участников испытать себя в роли редактора, сценариста, интервьюера, комментатора, репортера и даже критика. Может возникнуть вопрос: а зачем необходимо испытывать себя в столь разных ролях, если в практической деятельности студентам и слушателям предстоит выступать лишь в одной из них (в основном – редактора). Здесь следует привести несколько возражений. Во-первых, не попробовав себя в перечисленных амплуа, как можно судить о своих способностях? Во-вторых, сама практика сегодняшней тележурналистики свидетельствует о все более явной тенденции к совмещению различных функций в одном лице (многие из известных ныне ведущих вчерашние редакторы). Наконец, можно ли считать себя по-настоящему компетентным редактором, хотя бы однажды не побывав перед телекамерой в роли того комментатора или интервьюера, с текстом которого вам профессионально приходится иметь дело.

Активные методы обучения или социально-психологический тренинг, принципы которого использованы при отборе и составлении упражнений, на протяжении последних десятилетий все решительнее вторгаются в программу университетов, а также зарубежных колледжей и школ организаторов производства. Вытесняя традиционные формы преподавания, эти методы охватывают от 50 до 90% всего учебного времени. Поначалу практикуемые, главным образом, при обучении менеджеров, они используются сегодня для групп психологов, социологов, врачей, педагогов как эффективный способ овладения необходимыми навыками квалификации. Введение подобных экспериментов в программы курсов международного права, истории и юриспруденции сближает преподавание общественных наук с лабораторными занятиями, без которых немыслимо изучение естественно-технических дисциплин.

Социально-психологический тренинг развивается преимущественно в двух направлениях используется либо практика групповых дискуссий, либо игровые методы (ролевые и имитационные игры).

В первом случае основная форма заданий анализ конкретных ситуаций. Речь идет о групповом обсуждении какой-либо типичной производственной конфликтной коллизии, чаще психологического характера, предполагающей одно или несколько альтернативных решений.

Во втором случае групповому разбору-дискуссии предшествует проигрывание предлагаемой ситуации самими участниками эксперимента. Попеременное использование заранее распределенных ролей (с соответствующими характеристиками на каждого персонажа) помогает не только уяснить различные аспекты разбираемого конфликта и лучше осознать свою собственную позицию, но и учитывать позиции и входить в положение остальных партнеров по ситуации. (По существу, такой прием соучастия напоминает известный в социологии метод «включенного наблюдения», не говоря уже о традиционной в недавнем прошлом газетной рубрике «Журналист меняет профессию».).

Обсуждение разыгранных решений предложенной ситуации начинается с вопроса к самим исполнителям: если бы вам пришлось повторить вашу роль, как бы вы стали действовать подобным же образом или иначе? Слишком резкую самокритику рекомендуют при этом смягчать. Затем слушателей просят отметить положительные стороны исполнения. Закрепление выделенных достоинств входит в функции руководителя группы своего рода тренера или дирижера. Он должен способствовать созданию атмосферы взаимного уважения, уметь извлекать из присутствующих идеи, проявляя максимум внимания к любому высказанному предложению, стимулировать интеллектуальное состязание без ущемления самолюбия. Очень важны при этом заданная им интонация разговора, вовремя оброненные шутливые замечания, исключение малейших оттенков сарказма или какого-либо налета официальности.

Имитационные игры ведут свою родословную от «шахматных войн» своеобразного тренажа, уже несколько столетий практикуемого в военном деле. В наши дни архаичные военные шахматы, карты и ящики с песком уступили место современной вычислительной технике, а сам принцип моделирования ситуаций все смелее проникает в различные области экономики. Оперируя «методиками», «приказами», «законами» и другими инструктивными материалами, участники «деловых» или управленческих игр апробируют всевозможные гипотезы и идеи для их дальнейшего претворения в жизнь. (Первое обращение к управленческим играм такого рода у нас в стране относится к началу 30-х годов.).

Говоря о практике группового поиска как ускорителе творческого процесса, нельзя не вспомнить и о все более широко применяемом методе мозговой атаки (брейнсторминге). Коллектив участников разбивают надвое группу генерации идей и группу оценки. Осуществление мозгового штурма возлагается на первую группу. Непременное условие при этом придерживаться «правил игры», разработанных в 30-е годы психологом Осборном, предложившим сам принцип брейнсторминга. Это запрещение любой ценой негативной критики выдвигаемых участниками идей, в том числе и молчаливого осуждения (иронические улыбки, пожатие плеч). Стимуляция творческого азарта и создание атмосферы раскованной мысли, снимающей боязнь показаться смешным или фантазером. Поощрение самых дерзких и нетривиальных ассоциаций (чем «безумнее» предлагаемые идеи и чем их больше, тем лучше, эти условия лишь катализируют цепкую реакцию творчества).

Нетрудно также заметить сходство между подобного рода психоэвристическими программами и новыми тенденциями, утверждающими себя в области школьного обучения. Исследования показывают, что хронические жалобы учащихся на перегрузку обусловлены не избытком преподносимых знаний, а однообразием их подачи и пассивным характером восприятия. Ребята устают от бездействия ничем не стимулируемой исследовательской потребности. Не случайно все больший авторитет обретает так называемое развивающее или проблемное обучение, включающее в учебную деятельность самого ученика. При этом одним из наиболее эффективных способов такого «обучения через творчество» выступает все та же игра, апеллирующая не только к словесно-логическому мышлению, как это бывает на обычном школьном уроке, но способствующая вовлечению в процесс восприятия всей личности целиком.

Проникновение элементов игры в учебный процесс воспринимают иной раз как «развлечение», однако в известных пределах, именно это и является преимуществом. «Постараемся сделать учение приятным: скроем его под видом удовольствия», заметил французский просветитель маркиз де ля Мот Фенелон еще триста лет назад. Данные недавно проведенных экспериментов показывают: в нашей памяти остается приблизительно 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, и 90% из того, что мы делаем.

В предлагаемых заданиях использован опыт занятий в учебных студиях факультета журналистики МГУ и Всесоюзного института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, методическая литература по имитационным играм и социально-психологическому тренингу (экономический факультет и факультет психологии МГУ), а также материалы из сборников упражнений для студентов театральных училищ. В Приложении приводятся тексты, которыми можно воспользоваться по ходу отдельных занятий.

Разумеется, далеко не все из описанных упражнений отрабатываются с каждой учебной группой. Выбор их зависит от задач, которые ставит перед группой преподаватель, от состава и профессиональной подготовки ее участников. По типу приведенных здесь игровых ситуаций могут быть предложены и другие творческие задания.

в начало

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ В КАДРЕ

 

Задания-экспромты или полуимпровизации

 

ЧИСТЫЙ ЛИСТ БУМАГИ

«Прежде чем писать, посмотри, как прекрасен чистый лист бумаги», говорит японская пословица. Чистый лист бумаги предыстория любого романа, сценария, математической формулы, дневника. Чистый лист бумаги на столике перед телекамерой начало первого конкурсного задания. И этот же лист должен стать финалом, завершающей точкой телевизионного монолога-воспоминания о каком-либо случае или эпизоде из биографии. У одних он вызовет ассоциации со страницей школьной тетради, объяснительной запиской, письмом влюбленного, кому-то этот лист напомнит белое зимнее поле, кто-то, возможно, догадается свернуть его, превратить в бумажного голубя...

Продолжительность выступления три минуты. Время на подготовку не более получаса.

Каждому из участников белый лист бумаги вручают заранее.

Этот конкурс (как и многие из последующих) обнаруживает способность к импровизации, свободу поведения перед камерой, умение выражать свои мысли, богатство ассоциаций и стереотипность мышления.

 

ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ

Исполнителям задания вручают (время, необходимое для подготовки, определяет преподаватель) песочные часы, рассчитанные на три минуты именно столько, сколько требуется для студийного размышления-монолога. Тема монолога обозначена названием конкурса и решается в публицистическом ключе. Перед выступлением часы устанавливают в «исходное положение». Следя за тем, как пересыпается песок, телезрители наблюдают за приближением момента, когда они могли бы воскликнуть: «Ваше время истекло».

 

МОНОЛОГ В ПУСТОЙ СТУДИИ

Серия коротких выступлений-экспромтов «личного» характера (эпизоды из биографии, впечатления, пристрастия, интересы словом, «репортаж из себя»). Каждый участник выбирает одно из предложенных заданий, названия которых не обязательно понимать буквально (скажем, «первое свидание» это и первая встреча с будущей профессией, знакомство с телекамерой и т.д.).

Возможные темы:

Первое свидание.

Первая любовь.

Мой самый удивительный знакомый.

Лучший фильм года (актер, спектакль, статья, фотография, картина). Наиболее сильное впечатление от искусства событие духовной жизни последних 12 месяцев.

Золотая полка. Воображаемая или реальная полка, составленная из тех нескольких книг, которые навсегда остались в твоей жизни и которым ты обязан тем, что ты есть.

Обыкновенности и открытия. Один из героев автобиографической книги Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», описывая в дневнике события своей жизни, делил их на две половины. Одна «Обряды и обыкновенности» своего рода хроника повседневности («Первый раз спорил с папой»), вторая «Открытия и откровения» мысли, которые приходят при этом в голову («Взрослые и дети два разных народа»).

Если бы вам в соответствии с этим принципом поручили вести дневник учебных занятий, что бы вы в нем записали на этой неделе?

Остановись, мгновенье! Будь это в вашей власти, какие мгновения своей жизни вы бы хотели оставить?

 

В КАКОМ МЫ ВЕКЕ?

Как известно, каменный век продолжался 8000 столетий, бронзовый 3040, век пара и электричества всего 100 лет. Сегодня открытия следуют за открытиями с головокружительной быстротой. Какие из них определяют лицо эпохи, современниками которой мы являемся?

В каком мы веке?

 

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

Модификация предыдущего задания.

Древний мир оставил нам память о семи чудесах света: Египетские пирамиды, Колосс Родосский, статуя Зевса работы Фидия, Александрийский маяк на острове Фарос (отсюда ведет свое происхождение слово «фары»), висячие сады Семирамиды, храм Артемиды, гробница царя Мавсола (имя, давшее рождение слову «мавзолей»).

Как известно, из этих семи чудес до наших дней сохранилось только одно. («Все на свете боится времени, но время боится пирамид», заметил арабский писатель.)

В начале XX в. один журнал провел среди своих читателей анкету, чтобы выяснить, как изменились представления о чудесах более чем за 2000 лет. В новый список попали: беспроволочный телеграф, телефон, аэроплан, радий, антитоксины, спектральный анализ и рентгеновские лучи.

А что бы вы включили в список семи чудес света второй половины XX в. и начала нового столетия и почему?

 

ОПРАВДАЙТЕ НАЗВАНИЕ

Любое произведение начинается с заголовка. Правда, история литературы знает и «обеззаглавленные» произведения (Мамин-Сибиряк «Без названия», рассказы Бунина, Чехова, Куприна «Без заголовка»). Известный фильм Филлини «Восемь с половиной» означает всего лишь порядковый номер в биографии кинорежиссера это был восьмой фильм, не считая участия еще в одной совместной картине.

Одни авторы например, Тургенев приступали к поискам названия лишь после того, как заканчивали очередной роман. Хемингуэй придумывал до нескольких сот вариантов (и случалось, что все их вычеркивал)... Другие скажем, Лесков заранее подбирали заголовки к еще ненаписанным произведениям.

В этом задании заголовок также предшествует произведению. Причем заголовок этот уже придуман. Участникам конкурса предстоит своим рассказом лишь «оправдать» его. Право выбора заголовка остается за выступающим:

 

Это случилось завтра.

 

Право на одиночество.

Воспоминания о будущем.

 

Чем лечить равнодушие?

Как воспитать своих родителей.

 

Искусство быть собой.

Кем быть или каким быть?

 

Искусство быть другим.

Грозит ли человечеству бессмертие?

 

 

 

Вариант задания: участники конкурса готовят устную страницу к одному из экранных изданий энциклопедического характера:

Книга черных мгновений. Жизнь замечательных идей. Антология человеческих заблуждений.

в начало

 

Подготовленные задания

 

СЕМЬ ДНЕЙ ОДНОЙ НЕДЕЛИ

Комментарий-хроника истекшей недели. Сюда могут войти мировая политика, общественно-политические события, новости из области экономики, культуры, искусства. При оценке выступления принимается во внимание выбор событий и фактов, принцип их сочетания, позиция журналиста.

Комментарий может носить характер информативный, публицистический, представлять собою лирико-поэтическое эссе и т.д.

 

РОМАН В ФОТОГРАФИЯХ

Каждому из выступающих вручается одинаковый набор фотографий самого различного содержания. Необходимо обнаружить между ними какую-либо сюжетную взаимосвязь, продемонстрировать их на экране в определенной последовательности и прокомментировать (в кадре или за кадром) таким образом, чтобы перед зрителями предстало единое и целостное повествование.

 

ТЕЛЕТАЙП СТОЛЕТИЙ

Если историю Земли приравнять к одним суткам, то развитие жизни по представлению известного биолога-писателя, могло бы выглядеть в этом масштабе так:

 

В самом начале суток, в полночь образовалась наша планета. Через 12 часов в поддень на дне океана шевелились уже первые комочки живого белка. К 16 часам 48 минутам из простейших белков развились черви, раки, моллюски, губки и водоросли. Позднее произошли рыбы. В 21 час 36 минут закончилась палеозойская эра, и наступило царство динозавров. За 40 минут до конца суток все ящеры вымерли и Землю стали завоевывать млекопитающие. И лишь в 23 часа 29 минут 56 секунд появился, наконец, человек. Но историческая эпоха от дикости до современной цивилизации длится всего 1/4 секунды.

 

А что если нынешнюю историческую эпоху в свою очередь «спрессовать» в 24 часа и попытаться изложить ее хронику в форме телевизионного выпуска новостей?

 

СЕГОДНЯ, 100 ЛЕТ ВПЕРЕД

Гипотетическая рубрика по аналогии с традиционным газетным разделом «100 лет назад». Телевизионный комментатор знакомит аудиторию с воображаемыми выдержками из газет первой четверти будущего столетия.

При этом сообщаемые известия должны быть каким-то образом связаны с хроникой наших дней.

 

МАЛЕНЬКИЕ БОЛЬШИЕ ЛЮДИ

Исполнители задания получают изображения малышей (или сами находят их в биографической литературе). С этих снимков нам улыбаются годовалый Врубель, двухлетний Толстой, карапуз Менделеев. Известность и слава придут к ним значительно позже. Пока что они не успели стать не только великими, но и просто взрослыми. Каким комментарием можно сопроводить эти фотографии или рисунки? Быть может, это будут размышления о нынешних детях, в каждом из которых спрятан еще неразгаданный Ломоносов или Чайковский?

 

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ (или арифметическая гимнастика)

Имеется в виду среднестатистический «портрет» города, площади или жителя. Это задание – тест на умение использовать цифровые данные. Исходный материал – ежегодные статистические сборники, журнал «Вестник статистики».

 

«Непрерывно, круглые сутки, пульсирует огромный столичный город. В грохоте уличной сутолоки, в лязге трамваев и подземном гуле метро, в торжественном марше парадов и рукоплесканий театральных зал, в ворохе газетных телеграмм и скороговорке радио не слышны скромные маятники отдельных человеческих жизней. Но они движутся, не умолкая. А когда затихает один, его нагоняют двое других. Каждые четыре минуты с отчаянным криком вылезает на свет новый москвич. Каждые семь минут мужчина и женщина, взглянув друг другу в глаза, считают себя мужем и женой, связанными навсегда любовью, семьей, родством. И каждые пятнадцать минут двое других, обменявшись последним холодным взглядом, расходятся в разные стороны», писал Михаил Кольцов в одном из своих репортажей в 1936 г.

 

А вот какой предстает перед нами столица Англии 60-х годов в репортаже итальянского журналиста Паоло Буджалли.

 

«Мы в центре Лондона. Отсюда, в какую сторону ни посмотришь, на 35 километров вперед, назад, вправо, влево Лондон, все тот же Лондон, всюду Лондон, 720 квадратных миль города. Квадрат, каждая сторона которого равняется 70 километрам.

В этом квадрате каждые 3 минуты рождается ребенок и приземляется самолет, каждые 6 минут свадьба, каждые 8 часов развод. Каждые 8 минут пожар. Каждые 10 минут приходит и уходит корабль. Каждые 3 часа с четвертью исчезает человек и больше о нем ничего не известно...

Житель Лондона видит солнце в один день из трех, покупает три пары ботинок и триста яиц в год. Половина лондонцев не имеет дома ванн, треть из них неврастеники.

1 300 000 автомобилей с соответствующим количеством выхлопных труб. Если среднюю длину автомобиля принять за три метра, то получится 3900 километров сплошных автомобилей».

 

Конечно, сходство подобного портрета с оригиналом может вызвать сомнение. Сами англичане сравнивали автора этого репортажа с почтенным академиком, который безошибочно подсчитал, сколько точек и запятых в романах Диккенса. Но не лучше ли предложить обсудить портрет, созданный вами самими при помощи цифр?

 

ЧАС ПИСЬМА

Участникам дают тексты писем читателей, опубликованные в газетах за последние годы.

Задание – подготовить ответ автору письма в форме публицистического телевизионного обращения, своего рода развернутой реплики в диалоге.

После коллективного обсуждения нескольких выступлений преподаватель знакомит группу с ответами авторам писем, опубликованными на страницах газет.

 

ГОРОД В НЕГАТИВЕ И ПОЗИТИВЕ

Представьте себе, что мы – пассажиры необычного киноавтобуса. Он движется со скоростью 24 кадра в секунду, и его горючее – негорючая кинопленка. В течение трех-четырех минут экран монитора окажется окном воображаемого автобуса, а участники упражнения выступят в роли гидов-комментаторов. Оценка задания зависит от того, насколько увлекательным комментаторы сделают это путешествие для телезрителей.

Вариант: участник комментирует кинопленку дважды – один раз в качестве гида-оптимиста, второй – пессимиста. Те же кадры, таким образом, обретают различный смысл.

 

МОСКВА ГЛАЗАМИ ... МОСКВИЧЕЙ

Еще один вариант того же задания. Прежний маршрут комментируется участником, но уже «от имени» геолога, верхолаза, пожарника, модельера – словом, человека другой профессии.

В этом случае журналист меняет не только «профессию», но и угол зрения, пытаясь взглянуть на знакомые кадры иными глазами, исходя из иной установки, постигая «искусство быть другим».

в начало

 

Вспомогательные упражнения

(отработка отдельных элементов телевизионного выступления)

 

АУКЦИОН ШТАМПОВ

В конкурсе принимают участие все члены группы.

Объявляется распродажа очередной «ценности» – скажем, слова «золото». Плата принимается в виде журналистских определений-штампов: черное золото (уголь), белое золото (хлопок), жидкое золото (нефть)... Кто больше? Серое золото (цемент), мягкое золото (пушнина), зеленое золото (лес)... Победителем считается тот, чей «взнос» окажется последним. В заключение все предложенные определения объявляются отныне и навсегда непригодными для журналистского лексикона.

 

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ АНОНИМА

Вариант того же конкурса, где может быть использован принцип аукциона. Специально избранная «экспертная комиссия» определяет качество предложенных стереотипов, «достойных» попасть на страницы анонимного словаря: «В эпицентре события», «Радостная весть облетела...», «Большой разговор состоялся...», «Домашняя фабрика холода» (холодильник), «Битва за хлеб» (уборка урожая)...

 

ПЕРЕВОДЧИКИ

Задание, рассчитанное на максимальное выявление лексического фонда. Один из участников произносит любую фразу. Оппонент должен перевести эту фразу с русского на... русский, т.е. воспроизвести ее другими словами (полностью сохраняя смысл, но не повторив ни одного из использованных в исходном предложении слов).

 

ЭКСТРЕННОЕ СООБЩЕНИЕ

За минуту до передачи в учебной студии участнику вручают только что «полученную по телетайпу» экспресс-информацию (сообщение из сегодняшней утренней газеты), текст которой необходимо включить в выступление (независимо от содержания самого выступления). Насколько органично сумеет исполнитель задания «вмонтировать» этот текст в уже подготовленный монолог.

 

МОНОЛОГ В ЦЕЙТНОТЕ

За минуту до выступления преподаватель неожиданно сообщает, что время, отведенное участнику в «эфире», сокращается вдвое. Выступающий должен успеть соответственно перестроить текст с наименьшим ущербом для содержания. Контроль за временем по ходу монолога осуществляется с помощью таймера.

 

То же самое, но лучше

 

«Поэтами рождаются, ораторами становятся», – утверждал Цицерон. Знаменитые ораторы знали, какой ценой оплачено искусство «легко и просто» захватывать и удерживать внимание аудитории. Они тщательно работали над композицией и элементами будущего выступления. (Так, например, от Демосфена осталось около шестидесяти вступлений к еще не произнесенным речам.)

Обсуждение каждого упражнения в стенах учебных студий предпочтительней начинать не с критики, а с творческих предложений. Это тоже своего рода аукцион-соревнование конструктивных идей.

Какой заголовок к прослушанному телевизионному монологу был бы самым уместным?

Какое вступление – наиболее эффективным?

Какое заключение – самым удачным?

Подобный опыт коллективного творчества – обязательное упражнение в изучении любого телевизионного жанра.

в начало

 

Критерии оценки

 

В процессе группового обсуждения первых заданий группа вырабатывает систему оценки выступления журналиста в кадре. Важно, чтобы слагаемые такой оценки вносились самими участниками учебных занятий-экспериментов. В окончательном варианте подобная система может включать в себя следующие пункты:

 

Выбор темы (если тема не задана заранее)

Социальная значимость и актуальность.

Активность журналистской позиции.

Соответствие материала теме.

Насколько интересен изложенный материал (поставленная проблема).

Новизна сообщаемой информации.

Глубина раскрытия темы.

Оригинальность решения, выразительность формы, наличие «хода», построение речи.

 

Композиция структура и план, вступление, заключение

Выбор примеров, ссылок, цитат.

Использование статистики и иллюстративного материала.

Логика выступления.

Доказательность аргументации.

Эмоциональность.

Язык и стиль изложения.

 

Работа в кадре

Естественность и непринужденность.

Свобода обращения с письменным текстом.

Контакт с аудиторией (телекамерой).

Внешнее поведение и манеры – жесты, мимика, выразительность.

Техника речи – постановка голоса, интонация, дикция, темп, произношение и артикуляция.

Культура речи – богатство словарного фонда, краткость, ясность, доходчивость, простота.

Чувство экранного времени.

в начало

 

ИНТЕРВЬЮ

 

ПОРТРЕТ В ДИАЛОГЕ

Участникам группы предлагают сформулировать к очередному занятию семь вопросов (в письменном виде) на раскрытие характера собеседника. Сообщается, что этим собеседником окажется один из членов учебной группы, но кто именно – неизвестно.

Ознакомившись с вопросниками, преподаватель отбирает наиболее показательные из них (самые удачные или, напротив, содержащие наиболее типические ошибки). Авторам этих вопросников предлагают вначале выбрать себе собеседника из числа присутствующих и проследовать с ним в телестудию. Оставшиеся наблюдают за ходом интервью на экранах телевизоров, расположенных в аудитории.

Последующее коллективное обсуждение выявляет, насколько убедительно раскрыт характер интервьюируемого (в рамках задания) и какими средствами (см. критерии оценки).

По окончании разбора преподаватель проводит повторное интервью с одним из уже выступавших собеседников, используя вопросы из известной анкеты, предложенной К. Марксу (Приложение, № 1), или из «альбома признаний» в семье Достоевских.

 

В РАЗМЫШЛЕНИЯХ О ВРЕМЕНИ

Диалог строится в соответствии с теми же правилами игры, что и предыдущее «портретное интервью». Однако на этот раз задача интервьюера – познакомить не столько с чертами характера собеседника, сколько с его размышлениями о времени. Само «время» присутствует на экране, овеществленное в уже знакомых нам песочных часах или таймере.

Для проведения второй половины упражнения вводится дополнительное условие – воображаемый собеседник. Это – люди различных профессий и возрастов (ювелир, сталевар, мотогонщик, стюардесса, гример, тракторист, почтальон, долгожитель, четырехлетний ребенок). Какие изменения следует внести в вопросник, чтобы вести диалог «на языке» собеседника – соответственно его профессиональным интересам и возрасту?

 

ВАШЕ МНЕНИЕ

Первый этап. Интервьюерам предлагают познакомиться с проблемной статьей, опубликованной недавно в одной из газет. В течение получаса каждый составляет перечень вопросов, которые он задал бы ее автору, если бы пришлось вести с ним беседу в студии. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, собеседник мог наилучшим образом изложить суть опубликованного материала и представить свою позицию.

В результате группового обсуждения вопросов из их числа отбираются наиболее удачные и составляется вариант коллективного вопросника.

Второй этап. Разработка вопросника для проблемной беседы. Задача журналиста вступить в диалог по тем аспектам проблемы, которые представляются ему наиболее спорными. Однако свою собственную позицию журналист и здесь выявляет главным образом в форме вопросов.

Анализ вопросников на групповом обсуждении позволит составить оптимальный окончательный вариант.

Третий этап. Пробное интервью или диалог с воображаемым собеседником. От имени автора выступает один из участников группы. Желательно, чтобы, готовясь к беседе, он познакомился и с другими опубликованными высказываниями автора по той же проблеме. (Ясно, что подготовка к такому пробному интервью потребует больше времени.) Этот диалог записывается на видеомагнитофон.

Четвертый этап. Приглашение реального автора. Интервью, проведенное с ним в учебной студии, также записывается на видеомагнитофон.

Пятый этап. Финальное обсуждение обеих видеозаписей (возможно, с участием собеседника-автора).

 

ИНТЕРВЬЮ-ЭСТАФЕТА

Проводится с известным тележурналистом (ведущим популярной рубрики, режиссером, сценаристом...).

Участники распределяют «роли» и готовят свои вопросники в соответствии с обозначенными «сферами интересов». (Скажем, если в качестве собеседника приглашен ведущий «Клуба путешественников», то один интервьюирует Сенкевича-врача, другой Сенкевича-путешественника, третий Сенкевича-ведущего и т.д.) При этом каждый раз перед камерой лишь двое участников интервьюер и интервьюируемый. Иными словами, диалог ведется поочередно и «с продолжением» так, чтобы ответы на каждую группу вопросов раскрывали новую грань творческой личности собеседника.

 

ПРЕСС- КОНФЕРЕНЦИЯ

В отличие от предыдущего интервью-эстафеты все участники встречи находятся в студии одновременно. Один из них берет на себя функции ведущего знакомит зрителей с собеседником, представляет слово участникам, следит за временем, подытоживает состоявшийся разговор.

Пробная пресс-конференция, как и беседа с героем, записывается на видеомагнитофон. После просмотра обеих записей состоится заключительный разбор.

 

ИНТЕРВЬЮ С ИСТОРИЕЙ

Разновидность упражнения «Ваше мнение».

Участники знакомятся с кратким биографическим очерком одного из знаменитых ученых, например Коперника или Ньютона (с этой целью можно воспользоваться «Этюдами об ученых» Я. Голованова), и формулируют вопросы, которые они хотели бы задать, если бы с этим ученым можно было встретиться перед объективами телекамер.

Групповое обсуждение вопросов.

Действующие лица второго этапа учебного упражнения интервьюер и сам исторический персонаж. Его роль берет на себя один из участников. Разумеется, для этого ему предстоит познакомиться со «своей» биографией несколько основательнее, прибегнув к изучению более серьезных источников. Диалог с Коперником или Ньютоном может стать формой, своего рода, публицистической передачи на актуальные темы.

Вариант: та же экранная встреча проводится в жанре пресс-конференции. В этом случае интервьюерами становятся все участники.

в начало

 

Вспомогательные упражнения

 

РАСПРОДАЖА УЦЕНЕННЫХ ВОПРОСОВ

Проводится по правилам игры, описанным в «аукционе штампов», с той лишь разницей, что на этот раз выявляемые стереотипы стандартные и давно надоевшие всем вопросы, кочующие из одного интервью в другое и обладающие поразительной жизнестойкостью («Расскажите о ваших творческих планах», «Каковы ваши впечатления о Москве?», «Какого цвета счастье?» и пр.).

 

КОНФЛИКТ МОТИВОВ

Практики знают, как нелегко иногда убедить собеседника согласиться выступить перед камерой. Однако чаще всего происходит это по вине самих журналистов.

Участвующим в конкурсе предлагают вспомнить и перечислить мотивы, заставляющие документальных героев избегать участия в передачах, в частности в интервью: застенчивость, боязнь публичности или нежелательных последствий (что скажет начальник цеха?), непонимание (зачем?), снобизм (а кто еще выступает?), недоверие к журналисту, боязнь саморекламы и пр.

Следующий вопрос: какие мотивы побуждают согласиться на такое участие? (Желание повлиять своим выступлением на решение дела и привлечь внимание к важной проблеме, потребность высказаться, неумение отказать журналисту в просьбе, честолюбие и др.)

Собственно две эти колонки и отражают тот конфликт мотивов в сознании возможного участника передачи, который обязан учитывать журналист, стремящийся получить предварительное согласие собеседника. Понимание этого конфликта предопределяет и тактику поведения: нейтрализовать отрицательные мотивы (минус-мотивы) и стимулировать позитивные (плюс-мотивы), главный из которых помочь собеседнику понять, что участие в передаче прежде всего в его собственных интересах.

 

ИНТЕРВЬЮ «С НАГРУЗКОЙ»

За несколько минут до «эфира» интервьюеру передают три дополнительных вопроса, ответы на которые он должен обязательно получить во время беседы. Вопросы разнохарактерны и не имеют прямого отношения к теме предстоящего разговора. От интервьюера потребуется достаточно сообразительности, чтобы оправдать необходимость появления этих вопросов по ходу экранной встречи и выстроить естественную логику переходов, не вызывая недоумения у собеседника.

 

АССОЦИАЦИИ

Игра, развивающая гибкость мышления и умение осуществлять переходы от ответа к вопросу, т.е. обнаруживать связь между понятиями иной раз весьма неисходными. Участники группы называют два любых слова, далеких по смыслу (нарицательные существительные в именительном падеже, скажем, «время» и «рыба»), и договариваются о количестве слов-посредников (предположим, их два). Каждое предлагаемое промежуточное слово-звено должно быть ассоциативно связано с предыдущим и последующим словом-соседом таким образом, чтобы в итоге произошла трансформация исходных понятий одного в другое (например: рыба аквариум-телевизор «Время», рыба удочка маятник время, рыба чешуя деньги время и т.д.).

Выигрывает тот, кто за установленный промежуток времени предложит наибольшее количество оригинальных цепочек-ассоциаций.

 

КАК ПРЕРВАТЬ СОБЕСЕДНИКА?

Один из трудных и немаловажных вопросов в разговорной экранной практике, ответ на который должны найти сами интервьюеры. Кто-то из участников-добровольцев берет на себя роль «словоохотливого» оратора-собеседника, беспрерывно уводящего журналиста от намеченной темы. Задача состоит в том, как тактично, но в то же время и достаточно настойчиво, прервать партнера и вернуть беседу в прежнее русло.

 

ИНТЕРВЬЮ В ЦЕЙТНОТЕ

По аналогии с «Монологом в цейтноте». Упражнение, тренирующее чувство экранного времени.

в начало

 

Критерии оценки

 

Выбор темы и собеседника

Глубина раскрытия темы.

Оригинальность решения телевизионного диалога.

Содержание вопросов

Предоставлена ли возможность собеседнику изложить свою позицию? (Что хочет сказать собеседник?)

Отражен ли круг интересов аудитории? (О чем хотел бы спросить зритель?)

Позиция журналиста.

Формулировка вопросов

Краткость и ясность. Конкретность.

Исключение однозначных ответов. Корректность и уважение к собеседнику. Соответствие виду интервью (событийному, аналитическому, портретному).

Композиция

Представление собеседника. Первый и последний вопросы. Наличие «хода».

Работа в кадре

Мизансцена (психологический комфорт). Расположение камер и источников света. Дистанция общения (контакт и взаимопонимание). Умение слушать (пауза речи). Чувство экранного времени.

в начало

 

ДИСКУССИЯ

 

БАРОМЕТР МНЕНИЙ

Как-то в беседе с известным писателем корреспондент «Комсомольской правды» привел такой случай:

 

«Живет во Фрунзе мой знакомый. Учитель. Он убежден в том, что умеет быть принципиальным. Но вот беда: ходит-то он не в принципиальных, а в неуживчивых людях. Так его характеризуют и друзья, и недруги. Первые с оттенком удивления, вторые с плохо скрываемой неприязнью.

Точка зрения на него “вторых”: мелочный, надоедливый человек, поднимающий шум по каждому пустяку. Представьте себе, выкрасили в школе панели он усмотрел, что они наведены на два сантиметра ниже, и сразу требует расследования: “Куда делась неиспользованная краска?!”. Везде сует свой нос, берет на заметку каждую мелочь, будь то даже распределение проездных талонов для учеников. И сразу скандал!

Точка зрения “первых”: предельно честен и бескорыстен. Нет, он ни под кого не “копает” в целях карьеры: все это ложь... Кто знает, может быть, он по-своему и прав: школьники дети, а дети требуют справедливости во всем, мелочам они придают большее значение, чем взрослые. Только такая придирчивость слишком беспокойна для окружающих.

Однако даже “первые” почему-то не стараются упоминать о его “шуме с медалями”. Троим выпускницам решили было дать возможность пересдать по экзамену. Девочки очень толковые и умные кому чистая случайность, а кому болезнь помешала получить “пятерку”. Им надо дать хорошую путевку в жизнь, они это оправдают, а то ведь сейчас очень сложно с поступлением в вуз, там ведь тоже может случиться обидная случайность!.. И вот тут наш учитель встал грозовой тучей: “Почему только этим трем такая привилегия? Вы думаете, что вы даете им путевку в жизнь? Нет, вы толкаете их на первую крупную сделку с собственной совестью. И это у школьного порога!” Разумеется, после этого никакой переэкзаменовки не состоялось. Он ходил во врагах интересов школы, в неквалифицированных преподавателях.

Все это ему стоит нервов, колоссального перенапряжения, но он неумолим, не собирается сдавать своих позиций!»

 

Ваше отношение к людям такого склада? Хотели бы вы работать в одном коллективе с этим учителем?

Вопрос адресуется всем членам учебной группы.

Преподаватель выступает в роли ведущего. После обсуждения он знакомит участников с мнением, высказанным писателем (Приложение, № 2).

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НЕВЕДЕНИЯ

Книга под этим названием появилась недавно в Англии. В отличие от традиционных энциклопедий, дающих аннотацию современных знаний, упомянутая аналогия представляет собой изложение проблем и вопросов, на которые нынешнее общество не в силах еще ответить. В составлении книги принимали участие наиболее крупные авторитеты.

Если бы у этой энциклопедии существовал свой телевизионный эквивалент, с какими проблемами вы хотели бы встретиться на ее страницах?

 

ВСТРЕЧА ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ»

Преподаватель формирует группу для проведения предстоящей учебной дискуссии. Участники группы обсуждают и утверждают форму дискуссии, затем назначают ведущего. В функции ведущего входит предварительное знакомство (в индивидуальном порядке) с точкой зрения каждого на проблему (ею может стать любая из тех, что были предложены в предыдущем конкурсе), а также составление сценарной разработки беседы: введение (определение темы), выявление различий в позициях участников спора и их представление, логика развития разговора (предполагаемая последовательность выступлений), комментарии и возможные переходы, резюме.

По окончании экранного разговора в учебной студии проводится дискуссия о самой дискуссии, которая может фиксироваться на видеопленку и, в свою очередь, стать предметом заключительного разбора.

В процессе создания передачи происходит отработка техники спора и устанавливаются «правила игры», вроде следующих:

 

Противники в споре не враги, а соратники.

Истина дороже престижа и личного самолюбия.

Спор — борьба мнений, а не борьба самомнений.

Прежде чем высказать свою мысль, повтори предыдущий аргумент оппонента, чтобы показать, что понял его.

Прежде чем взять слово, подумай, будет ли оно к месту.

Помни: «При философской дискуссии больше выигрывает побежденный в том отношении, что “он умножает знания”» (Эпикур).

 

Предметом такого экранного обсуждения могут стать наиболее дискуссионные из проблем самой тележурналистики (Приложение, № 3).

 

СИТУАЦИЯ

Предмет дискуссии в этом упражнении – реальная ситуация, заимствованная из газетного очерка, книги или предложенная кем-либо из участников. Ситуация может быть рассказана или разыграна. Действие ее прерывается в наиболее напряженный и конфликтный момент, после чего дается время на размышление, с тем, чтобы каждый мог предложить наилучший выход из положения и аргументировать рекомендуемое решение.

Исходная «драма с открытым финалом» может иметь продолжение (например, вначале из пакета извлекается первая часть истории, а затем вторая).

Вариант: участникам предлагают не просто дать совет, но и «проиграть» свою версию финала, выступив, таким образом, в роли самих героев обсуждаемой ситуации.

в начало

 

Вспомогательные упражнения

 

ТЕЛЕКЛУБ «ПАРАДОКС»

В стенах этого клуба проходят «ученые» диспуты защита «безумных» идей («Факт, как вымысел», «Почему точность вредна?», «Незнание сила» и др.).

Искусное доказательство подобного «мнимого» тезиса развивает умение пользоваться системой аргументации, требует сообразительности и известного чувства юмора (Приложение, № 4).

Вначале торжественно открывается «банк идей» участники предлагают темы будущих рефератов и отбирают наиболее удачные (отмечается при этом и «степень безумия» выдвинутой идеи). Затем каждый находят себе оппонента («адвоката дьявола»). По выбранной теме пишется короткий реферат (одна-полторы страницы печатного текста). Оппонент имеет право ознакомиться с содержанием реферата.

Процедура защиты. Автор произносит свое выступление (на которое отводится три минуты). Затем слово предоставляется оппоненту для опровержения доводов, изложенных в реферате (одна минута). После чего микрофон вновь дается «защитнику» для опровержения доводов оппонента (стадия импровизации).

 

УГАДАТЬ ПРОФЕССИЮ

Телевариант известной игры, при которой один из партнеров задумывает имя известного человека (ученого, путешественника, поэта), а второй, имея право задать 12 вопросов, должен сообразить, о ком идет речь. Ответы на вопросы возможны лишь в трех вариантах: «да», «нет» и «отчасти».

В учебном телеварианте часть группы, задумавшая знаменитость, находится в аудитории в то время, как их партнеры располагаются в студии перед работающими камерами и включенными микрофонами. Трансляция в аудиторию позволяет наблюдать «кухню творчества» реакцию партнеров, их спор о том, какой вопрос уместнее задать следующим. Интерес представляет само обсуждение, рождение мысли, поиск и выбор альтернатив.

 

ДИСКУССИИ-ЭКСПРОМТЫ

Нечто среднее между защитой парадокса и анкетным опросом. Каждый из участников должен сформулировать ответ на вопрос в наиболее краткой афористичной форме.

Полученные суждения могут, в свою очередь, послужить «затравкой» для встречи за «круглым столом».

Исходные «дрожжевые» вопросы:

 

В чем польза сомнений?

Что такое талант?

Где начинается провинция?

Что лучше добро от ума или зло от души?

Что делать, когда делать нечего?

Существует ли мужская логика? В чем она?

Когда к человеку приходит зрелость?

Есть ли риск в математике?

Нужны ли бессмысленные споры?

 

ТЕЛЕСУД

Полуинсценированная форма дискуссии, когда на скамье подсудимых оказывается какое-либо явление или принцип («Суд над скрытой камерой»).

Участники заранее распределяют «роли» судья, прокурор, адвокат, группа следствия, эксперты-консультанты. На заседание суда вызываются журналисты-практики (свидетели защиты и свидетели обвинения). Обыгрываются соответствующие атрибуты: судейские мантии, процедура судебного заседания и т.д.

Вынесение приговора предоставляется телезрителям.

в начало

 

Критерии оценки

 

Выбор темы (проблемы)

Социальная значимость и общественный интерес.

Дискуссионность (различие в точках зрения).

Компетентность участников.

Глубина раскрытия темы

Позиция ведущего.

Логика развития темы.

Обоснованность аргументов и доводов.

Наиболее убедительная из точек зрения.

Техника спора

Вступление формулировка тезиса (разъяснение позиций участников).

Комментарии, реплики, переходы.

Соблюдение «регламента» в предоставлении слова участникам.

Заключение (итоги дискуссии).

Ситуация общения

Мизансцена.

Атмосфера в студии (психологическая подготовка участников).

Доброжелательность и тактичность.

Чувство юмора.

Драматургическое решение передачи

Оригинальность формы и правила игры.

в начало

 

РЕПОРТАЖ

 

УТРЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ (репортаж по памяти)

Рассказ перед камерой: «Как я добирался сегодня утром из общежития в институт» (наблюдения, впечатления, происшествия).

На первом занятии упражнение проводится в порядке экспромта в течение десяти минут подготовки надо вспомнить живые детали и обстоятельства, связанные с дорогой.

На следующем занятии упражнение повторяется, но уже как «домашнее задание». Естественно, что второй репортаж, когда задача известна заранее, выигрывает по сравнению с первым. Репортер обращает внимание на то, что еще вчера проходило мимо сознания, конкретную обстановку, случайные эпизоды, лица, разговоры и реплики, словом, все то, что составляет живую ткань репортажа.

 

РЕПОРТАЖ ИЗ СТУДИИ

Место действия учебная телестудия. Событие комментарий самого репортера, задача которого рассказать о студии максимально захватывающе и убедительно, показав «телекухню» и, возможно, вступая в диалог с операторами и осветителями.

Насколько интересным и интригующим покажется с экрана пространство студии (сценической площадки для журналистских экспериментов), зависит, конечно, от профессиональных и личных качеств рассказчика-гида, его наблюдательности, конкретности и образности мышления.

Такой репортаж может быть повторен еще раз на последних занятиях, ибо за это время иными станут не только участники, овладевшие известными навыками и опытом, но и телестудия, хранящая «следы» многочисленных встреч перед камерой, воспоминания о событиях последних месяцев. Драматургическим «ходом» последнего упражнения может стать рассказ «от лица» самой студии.

 

МИР БЕЗ БУМАГИ (репортаж-гипотеза)

Исходное задание то же, что и в «Утреннем путешествии»: дорога из общежития в институт. Однако на этот раз в правила игры привносится фантастическое условие: участникам сообщают, что вчера в полночь в мире по неведомым и пока необъяснимым причинам исчезла бумага, а также все, что изготовлено из бумаги. Насколько изменится жизнь в городе? Каковы могут быть последствия такого исчезновения?

В каких деталях проявятся эти последствия в «Утреннем путешествии»?

Репортаж предполагает не только умение вообразить невообразимое, но и способность прослеживать связь явлений и фактов.

 

МОЯ МОСКВА (субъективный репортаж)

У каждого жителя или гостя столицы (если он не оказывается здесь впервые) существует своя Москва то особое место в городе, которое связано с самым дорогим и неповторимым воспоминанием. Это может быть старый дом в тихом Арбатском переулке или скамейка в Нескучном саду, словом, то, что далеко не всегда попадает в многочисленные путеводители и красочные проспекты. Именно этот уголок и станет местом действия предстоящего репортажа, главный герой которого сам репортер.

Учебная передача может начаться с коротких уличных интервью с «первым встречным», каждого из которых просят рассказать о «своем» уголке Москвы.

 

ВСТРЕЧА С ВОСПОМИНАНИЯМИ (репортаж из прошлого)

Место действия на этот раз определено заранее это может быть известное здание музея или театра, почта, улица, сквер, вокзал. Или даже три вокзала одновременно Комсомольская площадь (бывшая Каланчевская). Площадь эта входила по-разному в биографии москвичей, тех, кто окажутся невольными героями репортажа. Для одних это проводы на Гражданскую, для других знаменитые молодежные поезда, увозившие Комсомол в Историю. Отсюда ехали строить Магнитку и Комсомольск-на-Амуре. Отсюда же начиналась и Целина. Кто-то вспомнит аэростаты на площади в 1941-м, а кто-то возвращение в 1945-м героев войны.

 

РЕПОРТАЖ ИЗ БУДУЩЕГО

Есть счастливые люди, живущие в будущем. Они ходят по улицам еще не существующих городов, испытывают скоростные чудо-электромобили, восхищаются голографическим кинематографом, оставаясь при этом нашими современниками. Просто они работают в архитектурных мастерских, научно-исследовательских институтах, особых конструкторских бюро. С их участием предстоит провести репортаж-экскурсию по будущим достопримечательностям столицы (например, совершить прогулку по Москве 2020 г.).

 

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Речь идет о портрете города, где штрихами служат малоизвестные факты (самое-самое...) или статистические сопоставления.

 

Где можно увидеть самые большие часы столицы?

Назовите самую короткую московскую улицу...

Какое место в нашем городе заслуживает названия «полюс холода»?

Где, на ваш взгляд, расположен «пик шума»?

 

Вероятно, многие знают, что самые большие часы столицы находятся не на Спасской башне, а установлены на новом здании МГУ, но далеко не каждому москвичу известно, что по своим размерам эти часы не уступают знаменитому лондонскому Биг Бену. Мало кто знает, что самая короткая улица носит имя художника Венецианова, а длина ее составляет всего 48 метров.

Обращаясь к прохожим с подобного рода вопросами, репортер и не рассчитывает на энциклопедическую осведомленность своих собеседников. Тем более что для подготовки к таким интервью-анкетам ему самому придется перелистать немало справочников и энциклопедических словарей. По существу, перед камерой подготовленный заранее комментарий самого репортера, вступившего в разговор на той самой улице или у того самого здания, с которым связан вопрос. Задавая этот «вопрос врасплох», а фактически воспользовавшись ответами, причем любыми, он знакомит своих собеседников, а значит и зрителей, с интересными фактами, привлекая внимание телеаудитории уже самой непосредственностью реакций интервьюируемых, случайно оказавшихся в поле зрения камеры.

 

КАКИЕ МЫ?

Вариант предыдущего задания, где герой не город, а «среднестатистический» житель.

Первый этап. Составление вопросника-анкеты о «среднестатистическом» таллинце (исходные данные 70-х годов):

 

Рост 175 см. (Эстонцы были самыми высокими людьми в СССР и отличались самым хорошим аппетитом.)

Пили молока и сливок больше, чем средний житель любого другого нашего города.

В его гардеробе насчитывалось 14 пар обуви.

На каждую 1000 жителей здесь приходилось в год 1900 газет и журналов (мировой рекорд), это объясняется тем, что при северных белых ночах газету можно читать всю ночь напролет.

Типичное увлечение хорошая песня.

 

Дополнительные сведения о прославленных таллинцах:

 

Петр I неоднократно посещал Таллин и велел заложить здесь парк Кадриорг.

Петр Чайковский гостил в Эстонии, писал здесь симфонии, любил таллинские кильки.

Иннокентий Смоктуновский сыграл главную роль в кинофильме «Гамлет», который снимался в Таллине.

 

При составлении вопросника предстоит указать предполагаемые места действия и круг собеседников, сформулировать вопросы и определить их последовательность, учесть различные варианты ответов, предусмотреть переходы от ответа к вопросу.

Апробация анкеты (пробное интервью) проводится среди участников группы.

Второй этап. Подготовить такой же вопросник для «среднестатистического» москвича, предварительно собрав необходимые данные. Проиграть вопросник среди участников. Затем провести репортаж на одной из площадей или улиц Москвы.

 

ГОРОД В НЕГАТИВЕ И ПОЗИТИВЕ

По аналогии с заданием, описанном в разделе «Выступление в кадре».

Вместо пояснений к отснятому кинопутешествию «сюжет» этой передачи само появление репортера на одной из столичных улиц. Прогулка по улице в одну сторону сопровождается пояснениями оптимистического характера, в то время как обратный путь наблюдениями и комментариями прямо противоположного свойства.

 

МОСКВА ГЛАЗАМИ ... МОСКВИЧЕЙ

Внестудийный вариант задания, также приведенного в разделе «Выступление в кадре».

Репортаж-экскурсия с различными собеседниками, что дает возможность увидеть один и тот же московский ландшафт с различных профессиональных точек зрения глазами геолога, верхолаза, пожарника, милиционера и т.д.

в начало

 

Критерии оценки

 

Выбор темы.

Выбор собеседников.

Выбор мест действия.

Драматургическое решение

Содержание вопросов.

Формулировка вопросов.

Композиция.

Работа в кадре

Свобода поведения репортера.

Свобода поведения собеседников.

Дистанция общения (психологический контакт).

Чувство экранного времени.

в начало

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

№ 1. Портрет в диалоге

Анкета-исповедь, предложенная К. Марксу его дочерью Женни (1865)

 

Достоинство, которое Вы больше всего цените в людях.

Простота.

Достоинство, которое Вы больше всего цените в мужчине.

Сила.

Достоинство, которое Вы больше всего цените в женщине.

Слабость.

Ваша отличительная черта.

Единство цели.

Ваше представление о счастье.

Борьба.

Ваше представление о несчастье.

Подчинение.

Недостаток, который Вы скорее всего склонны извинить.

Легковерие.

Ваше любимое занятие.

Рыться в книгах.

Ваши любимые поэты

Шекспир, Эсхил, Гете.

Ваш любимый прозаик?

Дидро.

Ваш любимый герой.

Спартак, Кеплер.

Ваша любимая героиня.

Гретхен.

Ваш любимый цветок.

Лавр.

Ваш любимый цвет.

Красный.

Ваше любимое имя.

Лаура, Женни.

Ваше любимое блюдо.

Рыба.

Ваше любимое изречение.

Ничто человеческое мне не чуждо.

Ваш любимый девиз.

Подвергай все сомнению.

 

№ 2. Барометр мнений

Приведенная ситуация заимствована из беседы корреспондента «Комсомольской правды» А. Дергачева с писателем Чингизом Айтматовым (12 марта 1968 г.). Далее интервью продолжалось так:

 

АЙТМАТОВ. Да, это беззаветная борьба без надежды на сиюминутное признание... Существует такая категория людей. Они не допускают никаких компромиссов, презирая само это слово. Им присуще болезненное чувство несправедливости, они не разрешают людям ошибаться, возводя свою принципиальность в ранг фанатичности. И принципиальность их граничит подчас с нетерпимостью.

Они всегда правы в каждом отдельном случае. Они локаторы, безошибочно настроенные только на недостатки, на то, чтобы «бить тревогу». Но этим людям не присуще понимание реальности и, пожалуй, даже элементарной тактики, при помощи которой необходимо искать пути и средства для восстановления истины...

КОРРЕСПОНДЕНТ. Что же, выходит, подвижничество учителя «чудачество»?

АЙТМАТОВ. Нет, это быстрая, точно адресованная, но... поверхностная реакция, а эта поверхностность ведет к пробуксовке, движению на месте.

КОРРЕСПОНДЕНТ. Ваше отношение к этой категории людей негативное?

АЙТМАТОВ. Не совсем так. Я рассмотрел пока лишь оборотную сторону донкихотства такого типа. У него есть положительная роль опять-таки все в том же яростном желании видеть все в чистом виде. И это не оговорка. Дело в том, что таран этого, пусть, может быть, примитивного, но беззаветного подвижничества время от времени ощутимо встряхивает «архиреалистов», слишком увлекшихся пониманием «сложности» жизни и порой запутавшихся в своей разбухшей системе «тактических» компромиссов. От этой сверхосмотрительной тактики компромиссов один шаг до примиренчества со злом...

 

№ 3. Проблемы тележурналистики

Какая телевизионная передача самая телевизионная? Совместимы ли телеканалы и репутации? Существует ли у ТВ специфика? Телехроника образ времени или миф о времени? Всегда ли массовые коммуникации означают гегемонию массовых вкусов?

Документальный телефильм реликт или перспектива? Нужны ли телевидению телекритики?

 

№ 4. Телеклуб «Парадокс»

Дальнейшее развитие этой мысли ведет к утверждению новой науки «Незнаники». Защита кратких основ ее теории может выглядеть так:

 

Определение. Незнаника охватывает все то, что не охвачено традиционной наукой. Выделить истинное незнание задача не менее трудная, чем получить чистое знание.

История. Незнание сопутствует всей истории человечества. Но поняли это люди сравнительно недавно, а научно обоснованное незнание появилось лишь в наши дни. «Наука идет от незнания к незнанию, наука есть систематика всяческого незнания». Эту формулировку поэта Андрея Белого можно безусловно принять только для одной науки незнаники. По отношению к другим это выглядит некоторым преувеличением, поскольку почти все науки резко ограничены горизонтом знаний.

Сущность. Незнаника огромнейшая область. Из нее проистекают все наши знания и заблуждения, знания заблуждения и заблуждения знания. Глупость это знание незнания (вспомните Сократа). Наука знание знания. Предрассудок незнание знания. Методом исключения остается предположить, что мудрость это знание незнания. Таким образом, незнаника может уверенно претендовать на титул науки всех наук.

Классификация.

1. Будущее незнание. Сюда относятся всяческие прогнозы. Когда они сбываются, это совпадение. Когда они не сбываются, это закономерность.

2. Личное незнание. Имеется у каждого, но редко кто умеет его оценить. Обычно, чем больше незнания, тем меньше его замечает за собой человек. Уровень незнания пропорционален самоуверенности.

3. Коллективное незнание. Частое заблуждение: мол, с увеличением группы специалистов возрастает и сумма их знаний. Поэтому, в частности, так много ныне научных соавторов. Но забывают при этом, что в группе объединяются и незнание каждого. Таким образом, групповое незнание неимоверно возрастает. Поэтому так мало значительных открытий сделано коллективно.

Заключение. Все вышесказанное, на мой взгляд, настолько просто и убедительно, что выводы вы можете сделать сами. А если не можете, сделайте из этого соответствующий вывод.

Противоречия. Если незнаника это знание о незнании, значит, она относится к области знаний.

Опровержение противоречия. А разве что-нибудь живое на свете обходится без противоречий? Начиная от атома и кончая человеком во всем противоречий полным-полно. И если они присутствуют в моих трудах, не доказывает ли это живость и плодотворность моих рассуждений?

По страницам журнала

«Знание сила» (1972. № 10)

в начало

 

к содержанию << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz