МОНОПОЛИИ И ПРЕССА
Проблема
взаимосвязей монополий и прессы может быть рассмотрена с двух позиций: как
концентрация и монополизация самих средств массовой информации и коммуникации,
так и со стороны влияния крупных концернов и других монополистических объединений
на СМИ.
В Соединенных Штатах Америки
по состоянию на 1999 год издавалось 1489 ежедневных газет общим разовым тиражом
56 млн. 180 тыс. экземпляров. Однако около 70% этих газет приходится на долю
всего-навсего 149 газетных трестов, синдикатов и компаний. Ведущее место среди
них занимают «Ганнет компани инкорпорейтед», «Найт-Риддер ньюспейперс инкорпорейтед»,
«Херст кор-порейшн», «Трибюн компани», «Нью-Йорк таймс компани», «Нью Америка
паблишинг», объединение Мердока, «Таймс миррор компани», газетный трест
Ньюхауза. Процесс концентрации и монополизации в издательском деле превратил
прессу в одну из важных отраслей американской экономики. По данным американской
прессы, десять газетных компаний входят в число 500 наиболее крупных корпораций
страны.
В концентрации и
монополизации американской прессы все большее значение приобретает иностранный
и международный капитал. Пример тому – Руперт Мердок. Годовые обороты австралийской холдинговой компании
Мэрдока «Ньюс Корпорейшн» в середине 1990 годов выросли до 20 млрд., плюс свыше
1 млрд. в авуарах и 1 млрд. чистого дохода. Мердок стал международным магнатом:
его компания еженедельно выпускает 60 млн. экземпляров газет в США, Европе,
Австралии и странах Тихоокеанского
региона, контролирует 70% новостных изданий, бесчисленные телестанции. В
Соединенных Штатах империя Мердока тоже впечатляет. В 1976 году после переезда
в Соединенные Штаты Мердок купил три газеты за 20 млн. долларов; в 1980 году
приобрел шесть независимых телестанций, а в 1985 году за 2,6 млрд. долларов
голливудскую компанию Фокс Мультимедиа, в 1988 году за 2,8 млрд. долларов издательство
«Харпер энд Роу».
Чтобы американский конгресс не мешал ему скупать
газеты, в 1985 году Мердок получил американское гражданство. Мердок активно
применяет практику демпингового снижения цен. Цена одного экземпляра
воскресного номера его ежедневной газеты «Нью-Йорк пост», например, составляет
всего 50 центов, т.е. в два с половиной раза ниже, чем экземпляр воскресного
номера конкурирующей газеты «Нью-Йорк дейли ньюс». В «Ньюс корпорейшн» (основном
тресте Мердока) работают около 30 тысяч человек.
Но Мердок не ограничивается приобретением только
средств массовой информации. Так, за 80 млн. долларов он купил вторую по
величине авиакомпанию Австралии «Ансетт Эйрлайнз».
Концентрация и монополизация средств массовой
информации идет высокими темпами. Этому, в частности, способствует отмена
многих антимонопольных ограничений, которая была проведена многими странами
вслед за США. Так, отменен запрет на основание студий кабельного телевещания
телефонным компаниям, оказывающим телефонные услуги в данной местности;
практически нет ограничений на количество телестанций, принадлежащих одному
физическому или юридическому лицу; разрешено дублирование передач
средневолновых радиостанций станциями УКВ, отменены ограничения на владение
одновременно эфирными станциями и кабельными каналами и т.п.
В процессе
концентрации и монополизации появились новые тенденции. Так, слияния и
поглощения стали проходить «по географическому принципу», т.е. в каком-либо регионе
одна монополия захватывает все, скажем, печатные издания. Другая тенденция касается
создания «мультимедийных групп», когда объединяются под рукой одного владельца
(индивидуального или коллективного) различные СМИ: газеты, журналы, радио, телевидение...
Национальные и транснациональные корпорации также активно
борются за право владения средствами массовой информации. Так, Дженерал
Электрик осущетсвляет контроль над 13 телестанциями, охватывающими 28%
американских жилищ (сеть Эн-би-си и ее дочерние предприятия); Вестингауз – 14 телестанций и около 200 филиалов по всей стране
(сеть Си-би-эс); Виаком – Парамаунт Телевижн, Эм-ти-ви и
т.д.; Дисней – Эй-би-си, Дисней ченнел и пр.
Приобретение различных средств массовой информации промышленно-финансовыми
корпорациями позволяет большому бизнесу лоббировать свои интересы при
подготовке важных государственных решений и формировать общественное мнение в
нужном направлении. Кроме того, это позволяет добиваться финансовой устойчивости
всей корпорации и несколько снижает степень зависимости СМИ от рекламодателей.
Показательным примером в этом плане является пресса промышленных ассоциаций,
которые в некоторых случаях сращиваются с государственными структурами и
создают профильные журналистские ассоциации, играющие активную роль в
саморегулировании прессы. Так, журнал «Сигнэл» издается Ассоциацией
промышленности и Корпусом связи армии США; активно действует Ассоциация журналистов
нефтяной промышленности и т.п.
Американские
медиакомпании должны приносить прибыль, чтобы считаться успешными органами
прессы. Но это далеко не всегда так. Некоторые уважаемые издания, например «Нью
рипаблик», «Нейшн», «Уикли стандард», «Нью-Йоркер», долгие годы не приносят
прибыли. Некоторые из лучших информационных программ на телевидении и радио
вообще не приносят прибыли и получают деньги от правительства и из частных
фондов, например Фонда Форда. В свою очередь требования увеличения прибыли
привели к снижению качества новостей. Покупка местных газет и радиостанций крупными
компаниями повлекла за собой сокращение бюджетов информационных отделов. На
общенациональном телевидении стремление к сокращению расходов и повышению прибылей
привело к тому, что в информационных выпусках появилось больше развлекательных
сюжетов и меньше серьезных новостей, а также стало больше дешевых передач с
«говорящими головами» в ущерб серьезным исследованиям и расследовательским
программам.
Направлением, доступным лишь мощным медийным компаниям,
является приобретение ими промышленных предприятий, зачастую не связанных с
редакционно-издательским или радио- телевизионным бизнесом. Если раньше
газетные тресты скупали лесные угодья и бумагоделательные предприятия или
заключали с ними партнерские соглашения, то теперь они внедряются практически
всюду – от лесной и целлюлозо-бумажной промышленности до сферы
услуг, рекреационного бизнеса, новейших направлений электроники и ядерной
физики.
В некоторой степени подобную деятельность СМИ может
продемонстрировать «Нью-Йорк таймс корпорейшн» с дочерними организациями и
фирмами. У корпорации есть свои богатые лесные угодья в Канаде,
целлюлозо-бумажные предприятия, издательства, радио- и телесети, организации
компьютерщиков-программистов, видео- и киностудии и т.д.
Еще одним
направлением структурной перестройки монополистических объединений СМИ можно
назвать перераспределение информационных потоков в каналах коммуникации.
Наблюдается перенос деловой информации в специализированные информационные
агентства и компьютерные сети.
Процесс концентрации и монополизации СМИ на национальном
рынке характерен для большинства стран; однако в настоящее время он дополняется
активным внедрением в информационный бизнес транснациональных корпораций.
Характерным примером экономических процессов и тенденций
является слияние двух гигантских корпораций – Виаком и
Си-би-эс. После того, как глава Виаком Самнер М. Редстоун и руководитель
Си-би-эс Мел Кармазин заключили соглашение об объединении этих информационных
организаций, в новой корпорации оказались известное издательство «Саймон энд
Шустер», кабельные сети (включая Эм-ти-ви), радиостанции, студии Голливуда с
многочисленными кинотеатрами и т.д. Основными конкурентами нового гиганта
сейчас являются другая мегакомпания в данной области – «Уолт Дисней», объединенная компания «Тайм-Уорнер» и
империя Руперта Мердока, в частности, «Ньюс корпорейшн». Наиболее перспективной
и прибыльной считается «Тайм-Уорнер», поскольку основными активами компании
являются кабельные системы и сети (Си-эн-эн, в частности).
Объединяются различные компании, действующие на рынке
информационных услуг. Например, американская Эн-би-си и японская Сони совместно
планируют вести дела в сфере развлечений при инвестиционном участии компании
«Пакссон коммуникейшн».
В результате покупки медиа-группой «Трибюн компани»
лос-анджелесской «Таймс-Миррор компани» возникла новая крупнейшая
медиа-империя, в которую вошли «Лос-Анджелес таймс», «Чикаго трибюн»,
«Сентинел», «Балтимор сан», «Харфорд», «Коннектикут», «Ньюсдей» и другие,
большое число радио- и телевизионных станций.
В современных
условиях процессы концентрации капитала и монополизации СМИ продолжаются.
Независимо от форм собственности и методов руководства предприятиями,
концентрация и монополизация СМИ в современных условиях идет по целому ряду
направлений. Наращивают свою мощь уже существующие монополии, неуклонно
сокращая число «независимых» СМИ; усиливается связь СМИ с транснациональными
корпорациями; органы правительственной власти играют все более значительную
роль в ориентации и инспирации масс-медиа. Появились транснациональные
предприятия СМИ с «рассеянным» капиталом, когда практически невозможно
установить их национальную принадлежность.
Любое средство массовой информации можно рассматривать
как торгово-промышленное предприятие, на которое воздействуют все законы и закономерности
экономики. Можно эффективность средства массовой информации определить и
по-иному: новость рассматривается как товар, а аудитория – как капитал. СМИ выступают как группы экономических
интересов, а во взаимодействии с властными структурами – как группы влияния, «лобби». В последние годы заметно
меняется экономическая структура СМИ. Все большее значение играет реклама как
основной источник финансовых поступлений. В ряде случаев государство
субсидирует СМИ как прямо, так и косвенно – предоставлением
различных льгот, грандов, правительственной рекламы и т.д. Включение средств
массовой информации в промышленно-финансовые группы позволяет добиваться
финансовой устойчивости СМИ.