Светлой памяти моего
учителя профессора
Валентина Сергеевича
Соколова
посвящается
Журналистика Соединенных
Штатов Америки постоянно привлекает внимание исследователей как отечественных,
так и зарубежных. Это вполне понятно и оправданно: США являются самой развитой
в информационном отношении державой, что позволяет им активно влиять не только
на умонастроения собственных жителей, но и на события, происходящие далеко за
границей. Достаточно будет сказать, что информационными продуктами одного из
мировых информационных агентств – Ассошиэйтед пресс (АП) – широко пользуются средства массовой информации многих стран мира, а в
некоторых из них информация АП является основной.
Периодическая печать, радио,
телевидение, другие средства массовой информации и коммуникации США сейчас
переживают сложный период – идет
их приспособление к нуждам и потребностям информационного общества. Это, в
частности, видно на примере тех тенденций развития мас-смедиа, которые уже
зафиксированы исследователями: все более активно внедряются новейшие
технические достижения в обеспечение информационных потребностей общества; идет
перенос новостей из газет и журналов в электронные СМИ; наблюдается
психологизация новостей и других материалов СМИ; появляется целый ряд новых
направлений в практической журналистике. Новые задачи перед журналистикой возникают
в результате глобализации информационного пространства, что делает немаловажным
изменение правового статуса СМИ и усиление роли международного права, ставит
перед необходимостью реорганизации международных журналистских организаций. Дальнейшая
концентрация и монополизация СМИ тесно
связаны с их дифференциацией и специализацией, что позволяет активно и действенно
влиять на формирование общественного мнения. Средства массовой информации становятся
интерактивными.
Журналистика США принадлежит к наиболее изученной в мире.
Библиография работ американских авторов о ней, включая статьи в специальных
журналах, насчитывает тысячи наименований. Среди работ, посвященных истории
журналистики этой страны, прежде всего заслуживают упоминания давно ставшие
классическими труды Фрэнка Лютера Мотта «Американская журналистика. История:
1690–1960 гг.», пятитомная «История американских иллюстрированных
журналов», а также фундаментальное исследование Майкла и Эдвина Эмери «Печать и
Америка. Интерпретативная история массмедиа», снабженные обширной
библиографией. Обширная библиография приведена в работах Хамида Моулейна «Глобальная
информация и мировые коммуникации. Новые рубежи в международных отношениях».
Хайли Уорд делает многочисленные ссылки на работы других авторов в своей книге
«Основные направления американской медиаистории. Повествовательная и интеллектуальная
история» Заметим в связи с этим, что первая работа по истории американской
печати была опубликована в США уже в 1810 году[1]
Вызывает заслуженное уважение исследователей
превосходно налаженное хранение изданий периодической печати в Америке.
Наиболее крупным газетным хранилищем является, несомненно, библиотека конгресса
США, в которой имеются газеты почти 40 тыс. названий и около 2,5 млн. газетных
экземпляров. Крупнейшими коллекциями печатных периодических изданий располагают
библиотеки ведущих университетов страны.
К изучению журналистики США в России приступили около
ста лет назад, начиная с исследования И. Гурвича «Американская печать» (в книге
«Периодическая печать на Западе». – СПб., 1904).
Сейчас библиография отечественных работ в этом направлении включает в себя
целый ряд книг и статей, научную ценность которых в ряде случаев снижает
лежащая на многих из них печать идеологической заданности или откровенной
политической конъюнктуры. Особенно американистика в сфере масс-медиа
активизировалась в конце XX – начале XXI веков, когда
прошла пора открытой конфронтации двух супердержав и мир, по выражению некоторых
политологов, стал «монополярным»[2].
Америка – страна
иммигрантов. Ее коренное индейское население не имеет массовых изданий на национальных
языках; радио и телевидение также не уделяют их нуждам должного внимания. Вот
почему изучение истории американской журналистики практически в любом учебном
заведении США начинается с ознакомления обучаемых с историей развития
письменности и СМИ Европы (в первую очередь) и Азии, поскольку народы этих
континентов оказали самое сильное влияние на становление и развитие
американской журналистики.
История масс-медиа уходит своими корнями в глубь
веков. Исследователи примитивных культур поражаются, насколько быстро могли в
те далекие времена распространяться новости. В некоторых обществах новости
передавались звуками барабанного боя; в других –
сигналами дыма. Среди китайцев и перуанцев сообщения передавались при помощи
так называемой узелковой грамоты: разнообразие форм и способов подготовки
узлов, их цвет предоставляли широчайшие возможности для передачи и распространения
информации.
С древнейших времен информация сообщалась посредством камня. Археологи отмечают наскальные надписи в Бразилии и кельтские храмы Новой Англии, каменные головы, которым поклоняются ацтеки и майены в Центральной Америке. Во Франции первобытные люди разрисовывали стены пещер сценами охоты, причем пиктограммы сопровождались идеограммами, разъясняющими идеи или эмоции автора.
В странах Востока караваны верблюдов стали
своеобразными «длинными телефонными проводами», поскольку торговцы по пути следования
передавали новости. Клинопись и специальные керамические символы из Южного
Ирака и Ирана с 6200 года до новой эры – самая
известная система регистрации информации на Ближнем Востоке.
Приблизительно за 1900 лет до новой эры египтяне
сокращают число символов до 25 в соответствии со звуками устной речи, что было
весьма важно для развития письменности.
Поскольку письменный язык развивался, используя
керамические плитки, материал весьма хрупкий и ненадежный, то шли поиски
другого носителя информации. Египтяне стали создавать материал для письма из
папируса. Позднее появился пергамент, выделывавшийся из кож животных. Китайцы
стали производить бумагу из коры деревьев и тряпья. Со временем люди стали
писать длинные письма и сообщения, чтобы уведомить других людей о событиях и
новостях.
Рукописная новость была неотъемлемой составляющей
жизни Древнего Рима. Историк журналистики Джеймс Мелвин Ли обращает внимание на
древнеримские послания и рукописи, которые наставляли рабов и сообщали об
оплате услуг писцов. Эти послания распространялись среди римской элиты. B.C.
Соколов и С.М. Виноградова, ссылаясь на авторитет швейцарского историка
масс-медиа Р. де Ливуа, утверждают, что европейская журналистика, вернее
«протожурналистика», берет свое начало в древнеримских «Анналах», так
называемых понтифекс максимус (анналах жрецов), которые существовали почти с
самого основания Рима[3].
Они воскрешали картину происшедших событий и являлись чем-то вроде «газеты-ежегодника».
Впоследствии, в I веке до новой эры, наряду с правительственной
публикацией «Акта сенатус» («Дела сената») появились «Акта публика»
(«Общественные дела»), имевшие более частую периодичность. Они освещали работу
римского сената и были своего рода письменным отчетом о парламентских дебатах.
В «Анналах» фиксировались имена консулов, других выборных особ, освещались
основные политические события и государственные церемонии, помещались новые
законы, печаталась военная хроника. Долгое время «Анналы» являлись единственной
письменной историей Рима. По свидетельству того же Джеймса Мелвина Ли, авторам
вручали верительные грамоты (нечто вроде удостоверения аккредитованного
представителя прессы), чтобы посещать сенат и освещать проходящие там дебаты.
Публикации были на удивление современны: некоторые публикации были подготовлены
специальными и собственными корреспондентами представителей элиты, освещали
«истории человеческого интереса» и сенсации.
«Прототипом современной газеты» (по выражению С.
Энтони Гиффарда) и вершиной рукописной журналистики стала «Акта публика», превратившаяся
при Юлии Цезаре в ежедневную публикацию «Акта дьюрна попули романи»
(«Ежедневные дела римского народа»)[4].
Данные археологических раскопок, широкое и разностороннее исследование
обнаруженных в Помпее документов позволяют восстановить содержание этого
древнеримского издания, уже имевшего довольно широкое распространение.
Широко читаемую «Акта дьюрна» повсеместно продавали и расклеивали, наподобие афиш, на стенах домов, в местах скопления публики. «Акта дьюрна» предлагала римлянам разнообразные сведения о жизни государства, событиях дня, войнах или играх, отводя место подробностям, способным вызвать какой-либо общественный интерес. По инициативе и требованию Цезаря в Риме выпускалась также еженедельная газета «Комментариус рерум новарум» («Записки о новых событиях»), которую тиражировали 300 рабов-переписчиков. Каждый из них должен был ежедневно делать пять экземпляров копий. Суммарный тираж этого издания достигал 10,5 тысяч – величина, немыслимая даже для печатного периодического издания вплоть до второй половины XVIII века.
Древняя римская газета представляет собой первый, но
решительный шаг от частной переписки к опубликованию для общества сведений и
суждений.
Появление печатного станка явилось несомненным
качественным скачком в распространении новостей и мнений. Путь от рукописи до
печатной публикации был продолжительным; возникновение печати и
совершенствование средств передачи информации во много раз ускорило процесс
модернизации журналистики[5].
Конечно, наибольшее влияние на возникновение и развитие
американской журналистики оказала история журналистики Великобритании[6].
Книгопечатание, которое с невероятной быстротой распространялось
в Европе, появилось в Англии в последней трети XV века. Английский первопечатник лингвист Уильям
Кэкстон, учившийся в Германии, в 1475 году перевел с французского на английский
«Собрание рассказов из истории Трои» и опубликовал его в своей типографии в
Брюгге. В 1476 году Кэкстон переезжает в Англию, обосновывается в Вестминстере,
недалеко от аббатства, где и устраивает свою типографию. Всего Кэкстон
напечатал около 100 произведений, в том числе первую английскую печатную
датированную книгу – «Изречения, или Высказывания
философов». Среди первых английских печатных изданий – руководство по теории шахматной игры, «Кентерберийские
рассказы» Д. Чосера. Появляются иллюстрированные публикации.
В XVI веке шло
интенсивное освобождение жизни английского общества от влияния церкви,
укреплялась абсолютная монархия. Парламент принял ряд актов, в соответствии с
которыми король был объявлен главой английской церкви, а отношения Англии с
Ватиканом прекратились. Но английская Реформация не носила последовательного
характера. Например, король Генрих VIII запретил
читать Библию ремесленникам, подмастерьям, поденщикам, слугам и крестьянам. Читать
Библию другим могли только лорды и джентльмены. Читать Библию для себя
позволялось купцам и богатым крестьянам, ведущим самостоятельное хозяйство.
Жесткий контроль был установлен и за книгопечатанием. Генрих VIII издал девять списков запрещенных книг, 22
наименования из которых так или иначе были связаны с именем Мартина Лютера. В
1530 году в стране появляется распоряжение, согласно которому все богословские
книги нужно было представить на рассмотрение епископа; в 1534 году был запрещен
ввоз книг из-за границы, а владельцы еретических изданий подлежали суду. Ранее
была создана «Звездная палата» – высшее судебное учреждение в
Англии, которое теперь контролировало и деятельность типографий. Согласно
ордонансу «Звездной палаты» от 1585 года, было установлено ограниченное
количество типографий в стране, любое печатное произведение могло увидеть свет
только с разрешения епископа Кентерберийского и Лондонского.
XVI век, сыгравший исключительную роль в формировании
английской национальной культуры, стал свидетелем появления печатных «баллад
новостей» и рукописных «ньюс» – предшественников будущих газет.
В 1588 году в ходе англо-испанской войны в связи с продвижением Армады к
английским берегам первый министр, опасаясь нежелательных слухов, распорядился
рассылать официальную информацию, которая легла в основу содержания новой
газеты «Инглиш Меркури». Предшественниками английской прессы считают также
«книги новостей», под разными названиями выходившие уже в XVII веке. Эти «книги новостей» являли собой причудливую смесь
фактов, измышлений и явного стремления к тому, что позже назовут сенсацией.
В начале XVII века
слово news (новости) появляется в названиях памфлетов и
сборников, по своему внешнему виду напоминающих книги. В 1605 году Натаниель
Баттер напечатал отчет о двух убийствах в Йоркшире и единственный номер
«Новостей из Испании». Совместное Николасом Боурном он выпускал «Ньюс фром Мост
Парте оф Крисчендом» («Новости из большинства стран христианского мира»). Раз в
полгода Баттер издавал сборники о войне в Германии. В 1622 году Н. Боурн и Т.
Арчер издавали «Уикли Ньюс фром Итали, Джермани, Хангари» («Ежедневные новости
из Италии, Германии, Венгрии»). Слово «новости» можно встретить и в названиях
памфлетов, объем которых варьировался и составлял 8, 16 или 24 страницы, а
оформление мало чем отличалось от оформления книги. Во многих публикациях читатель
уже мог найти дату ее выхода и порядковый номер, что явилось важным шагом к
формированию издания газетного типа. «Книги новостей» рассказывали
исключительно о событиях за рубежом, поскольку сообщать о жизни внутри Англии
запрещала «Звездная палата».
Цензура в преддверии английской революции продолжала
ужесточаться. Согласно закону о книгопечатании 1637 года, в Англии было строго
оговорено число лиц, которым позволялось заниматься издательским делом. Тем,
кто нарушал закон, грозили розги, позорный столб, тюремное заключение. Под
запретом оказалось не только распространение, но и чтение пуританской
литературы.
Несмотря на неблагоприятные условия, печатные издания
продолжали выходить, а их популярность росла.
Считается, что именно в это время появились профессиональные разносчики новостей.
Американская журналистика в ходе своего становления
впитала в себя достижения европейской и азиатской культур, переняла опыт
протожурналистики, в основном английской. Поэтому и начинать приходилось не с
нуля, а имея в запасе многовековые наработки предшественников.
Отмечая известную изученность истории американской журналистики,
имеет смысл отметить следующее. Споры вокруг ее проблематики и основных вех не
стихают до сих пор. Даже простейший, казалось бы, вопрос о периодизации истории
американской журналистики насчитывает множество подходов и оснований. Так,
специалисты и исследователи, рассматривающие журналистику как часть
общелитературного процесса, считают правильным применить принципы периодизации,
принятые при изучении литературы. Историки тоже имеют свою базисную сетку
периодизации: колониальный период, период от войн за независимость до первой
мировой войны и история США в новейшее время, причем каждый из этих периодов
разбит на множество подпериодов.
Современные американские исследователи масс-медиа тоже
не едины в подходах. Герберт Терри, например, считает правильным всю историю
американской журналистики разбить на десять периодов:
§
колониальный период с
1607 по 1775 годы;
§
американская революция;
§
от революции до середины
XIX века;
§
вторая половина XIX века;
§
американская
журналистика на рубеже XIX–XX веков;
§
пресса США в период
Первой мировой войны (с 1912 по 1919 годы);
§
журналистика США в годы
процветания и депрессии (1919–1930-е годы);
§
Вторая мировая война
(1939–1945 годы);
§
послевоенный период с
1945 по 1960-е годы;
§
конец 1960-х – 1990-е годы[7].
Хайли Уорд считает необходимым подчеркнуть английское
по своей национальной сущности происхождение американской журналистики, в
предысторию развития которой выносит именно ее английские корни. Затем следуют
ранние годы американских медиа; революция и реструктуризация американского
общества; период с 1800 по 1850 годы; волна возникновения «пенни-прессы» в 1833–1851 годах и так далее. Особое внимание уделяется
развитию прессы на рубеже веков.
Соглашаясь с возможностью различной периодизации
истории американской журналистики, примем за основу принципы, предложенные в
свое время профессором B.C. Соколовым, поскольку они прошли апробацию в учебном
процессе ряда вузов Российской Федерации и разделяются многими
исследователями-американистами нашей страны.
Тогда историю американской журналистики можно условно
разбить на следующие периоды:
§
ранний период американской
журналистики (1600–1783 годы);
§
периодическая печать в
1783–1833 годах;
§
«коммерческая революция»
в газетной прессе США (1830–1840-е годы);
§
журналистика страны
после гражданской войны 1860–1865 годов;
§
развитие
газетно-журнального дела на стыке двух веков;
§
американская
журналистика в годы войны и мира (1914–1945 годы);
§
журналистика США в 1945–1995 годы;
§
современные масс-медиа
США. Конечно, любая периодизация весьма условна и обедняет богатую событиями и
идеями историю журналистики, но она позволяет выделить основные, наиболее
существенные вехи ее развития.
Предлагаемая книга основана на многочисленных оригинальных
источниках и выявляет место и роль журналистики в социально-политической жизни
США, историю, современное состояние и перспективы развития СМИ, а также
освещает американский общественно-журналистский процесс с точки зрения
характеристики его типологических и иных профессионально-журналистских особенностей.
[1]
Среди работ разных лет, принадлежащих
перу зарубежных авторов, см., например: Albert P., Terrou F. Historié de la press. Paris, 1985; Aronson J. Packaging the news: A critical
survey of press, radio, television. New York., 1971: Burbage R., Casemajou J.,
Kaspi A. Presse, radio et television aux Etats Unis. Paris,
1972; Casey R. The Press in Perspektive: Baton rouge. Lousians, 1963; Clarigny C. Histoire de la
presse en Angleterre et aux Etats Unis. Paris, 1857; Diamond E. Behind the
New York Times. New York, 1991; Emery M., Emery E. The press and America: An interpretive
history of the mass media. New Jersey, 1988; Green T. America' Heroes: The
changing modèles of success in american magazines. New York, 1970;
Kayser J. Mort d'une liberté. Paris, 1955; McMurtrie D.С. A history of printing in the United States.
New York, 1936; Mott F. L American journalism: A history of newspapers in the
United States through 250 years. 1690–1960. New York, 1963; Mott F. L. A histori of
Amerikan magszines. T.I-5. N. Cambridge (Mass.), 1939–1960;
Peterson T. Magazine in the twenthi century. Urbana, 1964; Pollard J. The
presidents and the press. Truman to Jonson. Washington, 1964; Schudson M.
Discovering the news: A social history of American newspapers. New York, 1978;
Smith A. Goodbye, Gutenberg: The newspaper revolution of the 1980's. New York,
1980; Tebbel J. The American magazine: A compact history. New York, 1969;
Weisberger B.A. The American newspaperman. Chicago, 1961; Wood J. P. Magazines
in the United Statesof America: Their social and economic influence. New York,
1949; Wood W.A. Electronic Journalism. New York; London, 1967.
[2] Множество работ российских и советских авторов, опубликованных в разные годы, чаще всего посвящены отдельным узким проблемам американской журналистики. Большой вклад в изучение этих проблем внес Институт США и Канады, занимающийся активной издательской деятельностью. Интересной и практически важной представляется книга Эдуарда Александровича Иваняна «От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса» (М.,1991), в которой на основе большого фактического материала, рассказывается об отношениях сорока президентов США со средствами массовой информации.
[3] Ссылка на Дж.М.Ли по: Ward H.H. Mainstreams of American Media History. Boston, 1997. P. 2–3. Подробнее см.: В.С. Соколов, С.М. Виноградова. Периодическая печать Италии. СПб., 1997.
[4] Ward H.H. Mainstreams of American Media History. Boston, 1997. P. 3–4.
[5] Далеко не всегда появление того или иного технического новшества приводило к серьезным изменениям в жизни людей. Так, печатный станок с подвижным шрифтом в Китае был известен задолго до Гутенберга, но он не мог быть использован в связи с огромным количеством иероглифов, которые пришлось бы держать в наборных кассах, а потом искать. Легче было использовать другие методы копирования.
[6] Подробнее см.: В.С. Соколов, С.М. Виноградова. Периодическая печать Великобритании. СПб., 2000.
[7] Терри Г. История журналистики США. Лекция, прочитанная на факультете журналистики СПб ГУ 17 сентября 1998 года. Архив автора.