ВВЕДЕНИЕ

 

Динамичные процессы развития современной журналистики и глобализации информационного пространства затронули практически все страны мира, как развитые, так и те, что стоят перед острейшими проблемами перестройки экономических и политических отношений. Пресса, радио и телевидение, мультимедиа и компьютерные сети вошли в дома миллионов людей, сблизили страны и континенты. Информационные потоки становятся теми рычагами управления общественными процессами, к которым прибегают власть имущие и те, кто стремится к завоеванию политической власти. Вместе с тем, законы бизнеса все сильнее диктуют свои нормы и правила в производстве, обработке, хранении и распространении информации. Конечно, далеко не всегда выпуск газеты или журнала, владение теле- или радиостанцией приносит прямой доход. Но выгода может быть и опосредствованной - путем создания положительного имиджа, формирования общественного мнения, воспитания масс и т.п.

Вместе с усложнением политических процессов усложняются и процессы передачи социального заказа средствам массовой информации. Лорд Бивербрук в свое время открыто заявил: «Я издаю газету исключительно ради пропаганды и ни для какой иной цели»[1]. Прямой диктат и предварительная цензура в большинстве стран уходят в прошлое, но и в наши дни представители бизнеса умело манипулируют средствами массовой информации с тем, чтобы иметь возможность контроля общественного мнения. Редкий «владелец заводов, газет, пароходов» позволит себе столь же открыто заявить, что принадлежащие ему СМИ выполняют его волю и служат целям пропаганды. Обычно следуют утверждения, что редакторы изданий действуют вполне самостоятельно, исходя из «интересов народа и демократии», в полном соответствии с концепцией «социальной ответственности прессы». Зачастую вопрос ответственности массмедиа перед обществом трактуется как запрет на выступления, подрывающие интересы других сфер бизнеса. Государственные органы также активно включаются в процесс управления новостями, что мы видим на примере Соединенных Штатов Америки.

Средства массовой информации переживают ломку устоявшихся технологических процессов. Это вызвано революционными изменениями в технике СМИ и связанных с ними методов и форм управления. Компьютеризация сбора, обработки, хранения и распространения информации, внедрение новых материалов, изменение схем управления редакционными коллективами и многое другое ведет к новому качеству СМИ и усилению их роли в обществе.

Изменился медиапродукт, сами средства массовой информации становятся интерактивными и мультимедийными[2]. Трансграничная передача данных и связанные с нею международные и правовые проблемы, виртуальная реальность и процессы воспитания - эти и другие проблемы волнуют сейчас умы многих исследователей.

Современная зарубежная журналистика многолика, но существуют общие тенденции ее развития и еще сохраняются национальные особенности. Дальнейшая коммерциализация прессы, радио и телевидения, повсеместное внедрение новейших технических достижений поставили сложнейшие вопросы перед СМИ стран Восточной и Центральной Европы, бывших республик Советского Союза. Модернизационные процессы в развивающихся странах протекают в различных формах, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на развитие средств массовой информации и коммуникации, их идеологическое наполнение.

В последнее время значительное внимание уделяется вопросам социального функционирования средств массовой информации. Этот интерес вызван необходимостью с одной стороны критического переосмысления социального статуса журналистики, а с другой изучения взаимодействия СМИ с различными социальными структурами.

Идет быстрое развитие средств массовой информации, нарастает интенсивность коммуникационных процессов. Массмедиа приобретают все большее значение в жизни человека и общества, начинают активно влиять как на социальные процессы, так и на самого человека.

Становление и развитие СМИ в ряде стран шло наряду с демократизацией и плюрализацией государственной системы. Опыт зарубежных СМИ может являться примером для успешного развития российской национальной журналистики в условиях глобализации информационного пространства.

Можно предположить, что дальнейшее развитие журналистики детерминировано социально-политическими и экономическими процессами в обществе, а также внутренней логикой развития науки и техники. В связи с этим актуальное значение приобретает изучение социально-политических и экономических особенностей функционирования массмедиа, перспектив и социальных последствий развития науки и техники.

В условиях постепенного перехода человечества к информационному обществу исследование зарубежной журналистики ведется представителями многих наук: политологии, социологии, филологии, истории, психологии, философии и т.д. Вместе с тем, отсутствуют работы, в которых комплексно анализировались бы национальные особенности, современное состояние и мировые тенденции развития журналистики с точки зрения одновременного воздействия на нее общественно-политических, экономических и научно-технических факторов в современных условиях.

Интересным и весьма продуктивным представляется подход, выработанный кафедрой зарубежной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Здесь в издательстве СПбГУ выпускается серия книг, посвященных отдельным странам: «Периодическая печать Франции», «Периодическая печать Германии», «Периодическая печать Соединенных Штатов Америки», «Периодическая печать Великобритании», «Периодическая печать Судана», «Периодическая печать Италии», Периодическая печать Швеции», «Периодическая печать Норвегии» и т.д.

Существует взаимосвязь многочисленных факторов и общественных связей, которые опосредованы влиянием СМИ на аудиторию. В журналистике стала осознаваться необходимость теоретического осмысления массовой коммуникации как области междисциплинарных исследований, использующих инструментарий общественных наук в коммуникативных процессах. Существует множество зарубежных теорий и концепций журналистики, которые отражают социально-политические реалии в обществе и в свою очередь влияют на функционирование СМИ.

Средства массовой информации и коммуникации целенаправленно используются для достижения геополитических целей, информационно-пропагандистского обеспечения внутренней и внешней политики. Журналистика, пользуясь правами и свободами человека, сама оказывает существенное влияние на их реализацию в современном обществе. Усиливается роль печати, радио и телевидения в лоббировании интересов различных финансовых и политических групп и объединений, включая транснациональные корпорации прессы.

Мировые тенденции в развитии журналистики включают в себя, в частности: глобализацию информации в сочетании с региональным интересом; дальнейшую концентрацию и монополизацию СМИ; включение СМИ в систему корпораций; дифференциацию и специализацию СМИ; зависимость журналистской практики от внедрения новейших технических достижений.

Помимо государственного регулирования информационных потоков в ряде стран активно осуществляется саморегулирование печати, радио- и телевещания. Разнообразие существующих в мире правовых систем и национальных законов о СМИ становится тормозом в дальнейшем развитии журналистики и осуществлении свободы слова и свободы печати, что ставит в ряд насущно важных проблему гармонизации национальных законов о СМИ.

Международные журналистские организации в своем развитии переходят от глобальных к региональным и межрегиональным формам сотрудничества журналистов; к объединению работников печати, радио и телевидения по специальным и узко профессиональным принципам.

Национальные особенности журналистики подвергаются разрушающему воздействию современных тенденций «глобализации» и «американизации», что в некоторых случаях ведет к разрушению ядра национальной культуры, а в других наоборот к консервации отживших форм и методов работы журналистов.

Развитие науки и техники, идущее в соответствии с присущей им внутренней логикой, оказывает серьезное воздействие на практическую журналистику; вместе с тем, политические реалии в некоторых случаях тормозят ее дальнейшее развитие. Дальнейшая коммерциализация прессы, радио и телевидения, повсеместное внедрение новейших технических достижений поставили сложнейшие вопросы перед СМИ стран Восточной и Центральной Европы, бывших республик Советского Союза. К сожалению, болезни роста достаточно однотипны, и новоявленные пресс-лорды как правило не учитывают опыта развития СМИ в странах Запада.

 

к содержанию << >> на следующую страницу



[1] Royal comission on the press: Memoranda of evidence 4. – London, 1962. – P. 78.

[2] Об этом, в частности, см: Рav1iк John V. New media technology: Cultural and commercial perspectivies. – Boston, 1996. – P. 9–12.

Hosted by uCoz