Родился в 1960 году в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина. Кандидат педагогических наук. С 1986 по 1991 года – научный сотрудник Академии педагогических наук. С 1991 год работал в дирекции «Радио России». С 1993 по 1996 год – начальник отдела социологических исследований. 1996–1997 год – заведующий отделом общества («Обстоятельства») еженедельного журнала «Итоги». С марта 1997 года – первый зам. генерального продюсера ОАО «ТВ Центр» по общественно-политическому вещанию. В ноябре 1997 года – первый ведущий информационно-публицистической программы «День седьмой», затем продюсер программы. С октября 1998 по август 1999 года – продюсер Русской службы ВВС. В августе 1999 года стал сопредседателем оргкомитета фестиваля «Неофициальная Москва». Был членом редколлегии газеты «Московская альтернатива». С сентября 1999 года – консультант информационного ток-шоу «Мы и время» на канале ОРТ. С октября 1999 года – и.о. председателя, затем председатель радиовещательной компании «Маяк». С апреля 2000 года – первый зам. главного редактора Объединенной редакции ЭСМИ «Российское телевидение» и ЭСМИ «ГТК «Вести». С декабря 2003 года – зам. Председателя ВГТРК, Председатель ГРК «Маяк». Автор книги «Молодежные субкультуры».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Собственно, Гераклит и не говорил, что в одну реку нельзя войти дважды, но всего лишь подчеркивал, что река, в которую дважды входишь – изменчива. В этом отношении я, наверное, единственный председатель «Маяка», который два раза, в двух разных веках занимал эту должность.
Справедливости ради, замечу, что в первый раз, в 1999 году, мне не удалось полностью насладиться возможностями председателя компании. Я проработал всего несколько месяцев. Трудно сказать и сейчас, сколь долго и сколь успешна будет моя карьера главы старейшей российской радиостанции.
Конечно, «Маяк» абсолютно уникальное явление, хотя черты этой уникальности и индивидуальности неочевидны. Разговаривая со многими людьми, я убедился, что точки зрения на «Маяк», на его природу существуют разные. Есть люди, которые утверждают, что «Маяк» преимущественно радиостанция музыкальная, что начинался он как развлекательное радио, как радио, которое стало следствием хрущевской оттепели, приближения тогда еще Советского Союза к Европе. Есть и другие, что видят основу «Маяка» все-таки в информационности. Они полагают, что в те далекие уже, советские времена сам факт развлекательности был, по существу, информационным, что трансляция песни «Биттлз» была, прежде всего, новостью, и большой новостью. Опять-таки, есть такие, что говорят о том, что «Маяк» всегда был успешной и довольно ловкой частью советской пропагандистской машины, что он не за страх, а за совесть служил коммунистическому режиму. Но многие думают иначе и обращают внимание на скрытую фрондерскую сущность «Маяка», на его способность элегантно держать кукиш в кармане, подтрунивать над «совком». В общем, существует много точек зрения.
Есть у меня и своя. Она довольно проста и связана, прежде всего, с именем радиостанции. Имя это – «Маяк». И что бы кто бы ни говорил, от имени никуда деться нельзя. Имя всегда есть сущность, имя обязательно говорит о том, что оно обозначает. А что такое «Маяк»? Маяк – простое, энергичное слово, твердое и угловатое. Маяк обычно высок, тверд, прям. Его задача – дать надежду и ориентир, объяснить морякам, да и не только им, как пройти в сложном проливе, определить, где берег даже в темноте или тумане. Одним словом, «Маяк», безусловно, мужское имя, причем имя, не отягощенное агрессией, нападками, конкуренцией. Характерно, что, хотя нет сомнений в мужественности «Маяка», он не лишен известных женских качеств: он подает надежду. Он может оказаться той самой последней соломинкой, за которую ухватится утопающий, последним лучом света, что увидит капитан гибнущего судна. Вместе с тем, суть имени «Маяк» – информация. Маяк, сам по себе, спасти никого не может. Но дать информацию, необходимую для спасения, для движения в жизни, – может.
Иными словами, «Маяк» – станция информационная, если, конечно, под информацией понимать то, что нужно каждому из нас для того, чтобы принимать решения. И нет смысла рассуждать о том, мало или много информации, интересны или нет слушателям новости. Это несерьезно. Имеет смысл разве что говорить о том, какая информация кому нужна, в какое время и в каком количестве. Более того, всякие там песни и музыка, в известном смысле, тоже информация. Между прочим, не зря «Маяк» всегда тяготел не просто к чередованию песенок, а к музыкальным передачам, в которых ведущий еще что-то рассказывает. Между прочим, столь популярные хит-парады, «первая десятка», «вторая двадцатка» – чистая информация. И это лишнее подтверждение информационной природы самого человека.
В общем, ясно, что «Маяк» в своей ориентированности на информационное вещание отвечает самым глубинным интересам человека. Что и подтверждалось в течение последних сорока лет.
В заключение хочу сказать, что «Маяк» – имя собственное. Многие радиостанции используют не собственные имена, а скорее клички, товарные знаки, обозначение направлений и тенденций – «Шансон», «Танго», «Русское радио»... Ничего плохого в этом нет, но у «Маяка», повторю, есть собственное имя. Это его имя, и ничье больше.
Андрей Быстрицкий