Глава 11. «Маяк» – ИМЯ СОБСТВЕННОЕ

Ну вот мы и подошли к последней главе книги, посвященной сорокалетию нашего «Маяка». Теперь те, кто раньше только слушали его, получили кое-какое представление об истории радиостанции, а те, кто из своих, надеемся, тоже не без интереса прошлись по забытым дорогам, вспомнили добрым словом коллег и друзей. Все. Будем заканчивать книгу. А радиостанция... Радиостанция пусть работает. Как обычно в ускоренном режиме.

 

Пульс Большой России. (Ирина Герасимова)

Меняется страна меняются новости. (Сергей Курохтин, Александр Злобин)

Стал ли «Маяк» посредником между властью и народом? (Юлий Семенов)

О высоком нескучно, о низком достойно... (Ольга Русанова, Григорий Заславский)

Деловой партнер. (Сергей Соловьев)

Техника постоянный и надежный соавтор. (Сергей Ермолаев)

Другая ипостась. (Валерий Жаров)

«Сундук с драгоценностями». (Тамара Попенко, Марина Шмакова)

 

◄◄ в оглавление ►►

 

Герасимова Ирина Анатольевна

Более пятнадцати лет работает в электронных средствах массовой информации. Имея высшее музыкальное образование, прошла все ступени журналистской деятельности: от редактора, спецкора, ведущего музыкальных программ до топ-менеджера ряда радиостанций и, наконец, председателя радиовещательной компании «Маяк». Ирина Герасимова избрана Председателем Гильдии радио в Медиасоюзе России, членом Президиума Национальной Ассоциации Телерадиовещателей (HAT), членом Медиакомитета.

 

Пульс Большой России

 

Что такое «Маяк» сегодня? Это радиокомпания с богатейшей историей. Это 93 процента территории России, устойчивые позиции в самой верхней части рейтинговых таблиц российских радиокомпаний, лучшие журналистские и административные кадры в музыкальной, культурной, спортивной, информационной службах. Это письма радиослушателей и не только из России, но со всех частей света. Это, наконец, новые технологии.

Четыре года назад перед нами стояла непростая задача*: мы должны были сохранить нашу постоянную аудиторию (тогда это были в основном люди старшего возраста), но при этом расширить ее, завоевав слушателя более молодого. Сделать это было совсем непросто.

Меняются поколения. Выросшие на песнях Леонида Утесова и Клавдии Шульженко уступают место тем, чьи вкусы сформировали «Битлз» и «Машина времени». Да и они начали переваливать за средний возрастной рубеж, вон уже 50-летие Гребенщикова первого советского панка отметили...

Опять же меняется время, меняется и стилистика радио. Конечно, жалко, что из эфира ушли крупные классические произведения, оперы и концерты, которые транслировали по радио в советское время. Но сегодня общероссийский канал такого себе позволить не может: динамика жизни другая, да и проще приобрести концерт на диске и получить заведомо лучшее качество звука. Это касается и информации, и публицистики. «Маяк» ведь радио не только музыкальное, но и разговорное. Подача информации, темп ведения программ мы должны были сменить почти все, почти все осовременить. Конечно, это не могло не вызывать сомнений и определенного раздражения у «старой команды» «Маяка» людей состоявшихся, самостоятельных, безусловно талантливых. Тем приятнее, что в основном нам удалось сохранить наших ветеранов, работающих и сейчас в эфире, нам удалось убедить их принять обновленную концепцию «Маяка».

К нам пришла молодежь особенно много в службу информации. Ребята неординарные, динамичные, со свойственным определенному возрасту максимализмом. Организовать «стыковку» поколений, совместную работу эту задачу не смог бы решить в одиночку ни один руководитель. Радио коллективная работа, здесь на 80 процентов успех зависит от сбалансированности, сыгранности всех и каждого.

«Радио это не телевидение без картинки, а самодостаточное, оперативное, серьезное СМИ» это наш девиз с первого дня совместной работы. Радиоиндустрия ведь до последнего времени была не слишком развита в нашей стране. Я имею в виду именно индустрию, а не как набор отдельных, пусть и сильных игроков на рынке. Отсюда порой возникало скептическое отношение к профессии радиожурналиста, радио часто рассматривалось как трамплин для прыжка на ТВ. Между прочим, многие из нынешних телезвезд и вправду пришли с радио: Александр Любимов, например. А президент ТЭФИ Владимир Познер и до сих пор выступает в качестве радиовещущего.

Нужно показать, что радиожурналистика не «дополнительная», а основная профессия, радиобизнес самостоятельная отрасль, играющая одну из главных ролей на рынке медиа. Решить эту задачу самостоятельно, без партнеров, невозможно. Поэтому именно «Маяк» вместе с МЕДИАСОЮЗом выступил инициатором создания Гильдии радио, объединившей на сегодняшний день большинство всех знаковых брендов как федеральных, так и региональных. Построена площадка для обсуждения цеховых вопросов.

Вместе нам удалось создать ежегодную национальную премию «Радиомания». Она проводилась уже дважды и зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. На ее сцене уживаются вместе и государственные станции, и коммерческие вещатели, музыкальные и информационные радиостанции. Не без гордости могу заметить, что даже приезжавшие по нашему приглашению в Москву члены Радиокомитета Европейского вещательного союза отмечали, что отраслевым праздником такого масштаба могут похвастаться крайне немногие европейские страны. Так что «Маяк», который еще в 60-х был полигоном для новых идей и форматов, и сейчас держит марку.

К слову сказать, у нас в России много разговоров о том, каким должно быть общественное вещание. «Маяк» вместе с «Радио России» и «Радио Орфей» представляют Россию в Европейском вещательном союзе. Так вот, представители всех западных стран признают, что мы государственные станции России отвечаем статусу общественных. А недавно мы попросили ведущих социологов из агентства «Гэллап-медиа» сделать коллективный портрет нашего слушателя. И вот что у нас получилось.

Женщин среди наших слушателей больше, чем мужчин. Ведь охват нашей аудитории практически вся Россия. А не зря же поется, что «на 10 девчонок по статистике 9 ребят». У нас женщин даже больше 61 процент. Так что слушайте «Маяк» и поймете, что надо говорить женщинам, чтобы понравиться.

Около трети нашей аудитории моложе 50 лет. Больше половины серьезные люди, живущие в семье из трех и более человек. Кстати, те, кто слушают «Маяк», часто преуспевают в жизни, несмотря на семейное положение: среди тех, кто назвал материальный достаток своей семьи «выше среднего» или «высокий», более 45 процентов. У нас самая низкая в России безработица. Только 4 процента наших слушателей неработающие среднего возраста. Да и те, наверное, в основном домохозяйки. Так что «Маяк» полезное для жизни радио.

Нашего слушателя на мякине не проведешь 93 слушателя из 100 получили высшее или среднее образование, причем высшее больше половины. Почти каждый четвертый руководитель производства или специалист с высшим образованием. Из информационных жанров большинство предпочитает экономические и общественно-политические программы. Музыкально образованы разбираются в опере и в оперетте, в романсах и в эстраде. В общем, слушатель «Маяка» человек продвинутый и удачливый.

«Маяк» сегодня стал первой российской радиостанцией, вышедшей в эфир в цифровом формате. В этой области Россия, к сожалению, пока что сильно отстает от мирового процесса. Цифровые приемники пока слишком дороги для российского потребителя. Но разве за горами время, когда мобильный телефон казался чудом техники, предназначенным только для сверхбогатых людей? Еще несколько лет и цифровое вещание сменит современные стандарты. Нужно уже сейчас быть готовыми к переходу на новые технологии. Кстати, именно «цифра» даст возможность принимать сигнал без искажений в любой глуши. Может, тогда снова появится смысл в симфонических концертах по радио?

Ну а что такое «Маяк» завтра? Конечно, это мощная техническая база, обновленный парк спутников и передатчиков. «Маяк» завтра это современные форматы вещания, приспособленные для самой широкой аудитории. «Маяк» завтра это команда журналистов и менеджеров, способная конкурировать с самыми сильными игроками и участвующая в установлении правил игры на отраслевом рынке. Но в первую очередь «Маяк» завтра это слушатель.

Наша радиокомпания явление в жизни страны. По позывным «Маяка» до сих пор и не только в России сверяют свои курсы авиалайнеры. Я глубоко убеждена, что позывные «Маяка» останутся еще надолго пульсом Большой России.

 

Ирина Герасимова

 

в начало

 

Злобин Александр Георгиевич

Родился в 1959 году в Москве. В 1982 году закончил международное отделение факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. С 1983 по 1991 год работал в Главной редакции информации Иновещания Гостелерадио – мл. редактор, корреспондент, ст. редактор, выпускающий. 1991–1995 годы – руководитель службы информации радиостанции «Радио РОКС», 1995–1997 годы первый зам. директора, главный редактор «Новостей 2x2» телеканала «2x2». С 1997 по 2001 годы – зам. директора, зам. главного редактора Дирекции информационных программ телеканала ТВЦ. С 2002 года – зам. директора канала «Маяк-24», зам. директора Дирекции информационных программ ГРК «Маяк».

 

Меняется страна меняются новости

 

К середине 90-х годов в стране сложилось достаточно своеобразное информационное пространство. Всего за несколько лет у всех СМИ по вполне объективным причинам резко поменялись ориентиры. На первый план вышли такие параметры, как прибыльность и рейтинги. Многие СМИ, прежде всего информационные, все чаще использовались в качестве инструмента влияния различными политическими силами и быстро наращивавшими свое могущество бизнес-группировками. Это в большой степени определяло информационную политику телеканалов, радиостанций и печатных изданий.

Конечно, по всем каналам передавались так называемые главные новости материалы о визитах президента и его заявлениях, о федеральных выборах, о шумных отставках и неожиданных назначениях на высшие государственные посты, об экономических пертурбациях, о крупных катастрофах. В случае с политическими и экономическими новостями СМИ различались трактовкой тех или иных событий, комментариями к ним, которые по форме могли быть авторскими, но достаточно четко отражали ту или иную позицию.

Свобода СМИ, во всяком случае, формальная, зародившаяся еще в конце 80-х годов, неизбежно вела к развитию так называемой расследовательской журналистики. Впоследствии, правда, иногда выяснялось, что многие расследования или разоблачения были в той или иной форме заказаны или откровенно проплачены заинтересованной стороной. Немало места уделялось криминалу, который, как полагали многие редакторы, должен привлечь дополнительное внимание аудитории. Тем более что в тот период первичного передела и дележа госсобственности от крупных заводов до мелких магазинчиков недостатка в соответствующем материале не было.

В годы становления российских СМИ все это в разной степени относилось практически к любому из них и частному, и государственному. Естественно, «Маяк» не мог оказаться исключением такова была общая и, стоит особо заметить, вполне объективная тенденция.

 

] ] ]

 

Изменения в экономической и политической ситуации в России, произошедшие в 20002001 годах, предопределили и серьезные перемены в системе российских СМИ. К тому же начали меняться и настроения аудитории, а значит, и запросы потребителей информации. Публика все яснее понимала «цену» многих журналистских расследований, осознавала, что криминальные истории мало влияют на ситуацию в стране в целом и на частную жизнь каждого конкретного человека.

Экономическая и политическая стабилизация выдвинули на первый план интерес к четкой, проверенной информации о важных событиях в политике и экономике, о решениях органов власти на самых разных уровнях. От СМИ ждали толковых и внятных разъяснений, какое влияние эти события в итоге окажут на жизнь конкретного человека, его семьи и близких, на его бизнес или карьеру. То есть большинство людей, особенно образованных, все чаще уходило от пассивного потребления информации вообще и склонялось к поиску информации, касающейся или могущей так или иначе коснуться именно его. Ценность такого рода информации только усиливалась, если она подавалась с толковым авторским комментарием или комментарием эксперта в той или иной области. Конечно, при обязательном условии, что выступление эксперта полностью понятно не вполне подготовленному человеку.

Немалое влияние на ситуацию на российском информационном поле оказали крупные теракты с многочисленными жертвами, буквально потрясшие страну в последние годы. В отличие от криминального беспредела 90-х, которое большинство населения все же воспринимало как «разборки» в среде лишь определенных групп, теракты показали, что эта проблема может коснуться любого. Отсюда очевиден повышенный интерес аудитории к проблемам безопасности, к тем мерам, которые предпринимают власти для противодействия натиску терроризма.

 

] ] ]

 

Примерно на тот же период пришлась серьезная перестройка службы информации «Маяка». Весной 2000 года в диапазоне ФМ начал вещать информационный канал «Маяк-24». Необходимо было полнее удовлетворить изменившиеся ожидания и потребности аудитории, о которых сказано выше. С этой целью в дополнение к кратким информационным сводкам была введена новая программная позиция, фактически главная передача канала «Час новостей». Таким образом, появилась возможность не только расширить поток информации, в том числе и столичной, и региональной, но и гораздо подробнее с привлечением в прямой эфир специалистов и экспертов рассказывать о значении и последствиях тех или иных событий. Такая форма, кроме всего прочего, позволила повысить роль ведущего программы, который объективно становился ее соавтором. И в некоторых случаях выражение им своей позиции оказывалось вполне уместным.

Вообще оперативное создание достаточно объемного «Часа новостей» предъявило новые требования не только к планированию, но и к работе корреспондентов. Все чаще по несколько раз в выпуске корреспонденты включались в прямой эфир и рассказывали о происходящем в режиме диалога с ведущим. Это не только позволяло слушателям держать руку на пульсе события, но и придавало другую, более высокую степень достоверности самому сообщению в прямом эфире, если сравнивать его с заранее подготовленным, отредактированным и тщательно смонтированным материалом. Региональные и зарубежные корреспонденты стали рассказывать не только о конкретных «горячих» событиях, но и об опыте решения тех или иных социальных или экономических проблем, который мог бы оказаться полезным и в других местах.

Все больше времени в эфире занимает прикладная информация. Это и городские новости о том, что происходит рядом со слушателем, и новости о курсах валют и тенденциях валютного рынка, о ценах на нефть, которые теперь стали интересовать практически каждого, сообщения по проблематике, связанной с автомобилями или недвижимостью. Эти рынки в последние годы развиваются у нас в стране невиданными доселе темпами, и соответствующая информация объективно становится интересной все большему числу людей.

Появились и новые большие тематические информационные программы. В частности, на «Маяке-24» выходят передачи, посвященные экономике, культуре, кино. Они включают в себя расширенный обзор новостей по теме, и беседы в прямом эфире с гостем или экспертом. Кроме того, увеличилось место, которое занимают в информационных выпусках новости спорта. Рост спроса на такого рода тематическую информацию тоже вполне объективная тенденция. После трудных 90-х годов у многих в нашей стране появилась возможность не думать ежесекундно о хлебе насущном, а все больше проявлять внимание к тому, что интересует людей в стабильных развитых обществах, в том числе и к здоровому образу жизни.

 

] ] ]

 

Государственный статус «Маяка» не может не оказывать влияние на работу его информационной службы. Речь идет прежде всего о том, что от выпусков новостей «Маяка», «Маяка-24» и других государственных радио- и телестанций люди ожидают наиболее полную, точную и исчерпывающую информацию о деятельности и что, может быть, еще важнее намерениях власти, о ее отношении к тем или иным проблемам. Этот же статус подразумевает более строгие, или даже более жесткие, по сравнению с некоторыми коллегами, принципы отбора и обработки информации.

За многие годы в сознании людей закрепился стереотип если что-то передали по «Маяку», то, значит, все именно так и есть. Такая степень доверия аудитории представляет для нас огромную ценность и одновременно обязывает тщательнейшим образом проверять всю выпускаемую в эфир информацию. Впрочем, строжайшие принципы двойной перепроверки фактов всегда применялись самыми авторитетными мировыми информационными вещателями, например, Би-би-си. С другой стороны, все это не только не исключает, но и требует соблюдения других не менее важных принципов информационной журналистики оперативности, объективности, доходчивости информации. Не говоря уже о столкновении мнений журналистов, различных экспертов и специалистов по той или иной проблеме в прямом эфире. Тех споров, в которых только и может родиться истина.

 

] ] ]

 

За последние годы в стране произошло бурное развитие радиорынка, появилось множество новых станций. Соответственно обострилась и конкуренция. В этих условиях стабильные, а в период действительно серьезных событий, когда спрос на информацию резко возрастает, растущие рейтинги информационных каналов «Маяка» ясно свидетельствуют заработанный годами авторитет наших станций удается поддерживать и укреплять.

 

Сергей Курохтин, Александр Злобин

 

в начало

 

Семенов Юлий Александрович

Родился в 1933 году в Москве. Окончил исторический факультет и аспирантуру МГУ. На радио с 1963 года. Комментатор, обозреватель, зам. Главного редактора Главной редакции общественно-политических программ (1-я программа Всесоюзного радио). С 1990 года – политический обозреватель Гостелерадио, телерадиокомпании «Останкино» в составе «Маяка», а затем – радиостанции «Маяк». Постоянный ведущий авторской программы «Народ и власть: вопросы и ответы». Лауреат премии Союза журналистов СССР и российской премии имени А.С. Попова. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Награжден орденом Дружбы.

 

Стал ли «Маяк» посредником между властью и народом?

 

Десятилетиями власть была закрытой. Информация о ее действиях строго дозировалась и заменялась пропагандой. Появление в партитуре советских СМИ «Маяка» резко повысило спрос на информацию и ее оперативную доставку до людей. Но тогдашней власти это почти не коснулось.

Положение начало меняться с первыми шагами перестройки. Могу сказать о некоторых ситуациях, в которых участвовал лично, уже перейдя на «Маяк». Помню, как меня и других журналистов впервые допустили в кулуары Мраморного зала Кремля, где заседал Пленум ЦК КПСС. В перерывах мы могли общаться с его участниками. А после пленума я пригласил к телефону сперва члена Политбюро А.С. Дзасохова, а потом секретаря ЦК П.К. Лучинского. И мы выходили с ними в прямой эфир. Это было нечто невиданное по сравнению с прежними временами.

Я не говорю уже о депутатах, союзных и российских, у которых вообще начались «медовые годы» братания с прессой. Политики оценили значение известности и популярности, которые им могут дать только СМИ.

Другой момент, который я вспоминаю, это первая кампания по выборам президента России. Кандидатов, по-моему, было шесть. Все они прошли через мои руки, кроме Б. Ельцина, которого я тоже приглашал на прямой эфир. Но он не пришел, так как считал, что «Маяк» находится под контролем М. Горбачева. Зато забавным получился дебют в крупномасштабном эфире В. Жириновского. Он был счастлив, что его сейчас, в этот момент, слышат миллионы людей, и вел себя как «шелковый». Я его спрашивал, состоял ли он на психучете, правда ли, что его «взрастил» КГБ и так далее, и он на все вопросы покорно отвечал без всякого скандала. Правда, заматерел и обнаглел он довольно скоро.

После распада СССР «Маяк» стал уже российским государственным каналом. И у нас довольно быстро установились нормальные рабочие отношения с Кремлем и правительством. У аккредитованных при пресс-службах спецкоров информации стало больше, и интервью у сильных мира сего получить стало легче. Но возникла опасность превратиться в официоз. К счастью, «Маяк» этой опасности избежал. Более того, традиция представлять в программах разные мнения, разные позиции получила дальнейшее развитие. При всем том «Маяк» сохранил взвешенность и солидность в отборе и подаче информации, что нравится большинству слушателей, хотя и не всем.

Но иногда в отношении с властью возникали пикантные моменты. Видимо, многие помнят визит Б. Ельцина в Берлин в связи с выводом российских войск из Германии, когда он пытался дирижировать оркестром и исполнять «Калинку». Я оказался в затруднении. Не могу же я, спецкор государственного канала, ставить отметки по поведению главе государства. Но и врать или делать вид, что все замечательно, я тоже не могу. Выручило богатство русского языка.

Президент с самого утра в приподнятом настроении, сказал я.

И все всем стало ясно. Вместе с тем придраться начальству было не к чему. Корректность была соблюдена.

Вспоминая об этом, хочу подчеркнуть, что не разделяю модного сейчас поветрия: поносить Б. Ельцина и отрекаться от всего, что было в 90-х. Наворочено было много, но и поворот к демократии и рынку мы совершили непростой...

Но есть еще одна проблема в отношениях власти с гражданами страны. Это проблема обратной связи. Люди не только имеют право знать, что делается «наверху», но и сказать власти, что они о ней думают. «Маяк» пытался и пытается решить эту проблему своими средствами. Главный путь это выводить государственных мужей на прямой контакт с аудиторией.

В конце 90-х годов у нас выходила ежедневная получасовка «Политический Олимп». Приглашенный в студию высокий чиновник или политик отвечал в прямом эфире на вопросы слушателей и ведущего. Программа была популярной, и «Маяк» за нее получил премию имени А.С. Попова. Но со временем мы решили спуститься с Олимпа на землю и разместить в эфире несколько программ разной направленности.

Я предложил и начал вести программу «Народ и власть: вопросы и ответы», которая и стала моим авторским детищем. Как правило, она идет в прямом эфире по обоим каналам «Маяка» с трансляцией в Интернете. И вопросы мы сперва принимаем в Интернете, а в эфире «врубаем» телефоны. Люди уже привыкли, что каждую субботу они могут взять в оборот представителя одной из ветвей власти, выяснить наболевшие вопросы и высказать свое мнение.

Кто у нас только ни побывал за последние годы, перечислить я не в силах. Хочу лишь отметить еще одну особенность. Мы «допрашиваем» в эфире не только федеральных начальников, но и наиболее интересных и ярких руководителей регионов. Не считал, но думаю примерно треть губернаторов и президентов республик выступили в наших программах. Не забываем и глав государств СНГ; некоторые из них по каналам связи или лично в студии предстали перед российской аудиторией.

Так что если вернуться к вопросу, поставленному в заголовке, то именно эта программа, как мне кажется, в наибольшей степени выполняет миссию быть посредником между властью и народом.

Должен, правда, сказать, что не все властные персоны считают общение с россиянами своей обязанностью. И нередко уходят недели и месяцы, прежде чем удается какого-то деятеля вытащить «за ушко да на солнышко». А некоторых так и не удается. Впрочем, это уже невидимые миру слезы, которые не к лицу «Маяку» в дни сорокалетия.

 

Юлий Семенов

 

в начало

 

Русанова Ольга Виленовна

Выпускница Московской консерватории, музыковед. На радио с 1982 года: начинала на Иновещании, затем работала на «Радио России», с 1999 года – на «Маяке» (в 2000–2003 годы руководитель Студии культуры и музыки, с 2003 года – советник Председателя). Член Союза журналистов. Почетный радист. Лауреат премии Медиасоюза в номинации «За верность теме» (к 300-летию Санкт-Петербурга).

 

Заславский Григорий Анатольевич

Родился в 1967 году в Москве. Окончил общеобразовательную и музыкальную школы. После службы в армии (1986–1988 гг.) учился на театроведческом факультете ГИТИСа. Первая публикация – в «Московском комсомольце». Работал в журналах «Музыкальная жизнь», «Московский наблюдатель», «Независимой газете». Сотрудничал с радиостанциями «Надежда», «Говорит Москва», «Радио России». С 2001 года – автор и ведущий программ «Театральное дело» и «Большой разговор» на «Маяке-24».

 

О высоком нескучно, о низком достойно...

 

и обо всем грамотно. О культуре как событии и процессе. Разговоры о культуре как искусстве и собственно искусство в эфире. Звездные гости: можно ли критиковать их работы и чем это грозит? Москва, Петербург... где еще в России есть культурная жизнь?

 

Беседа журналистов Ольги Русановой

и Григория Заславского

 

Григорий Заславский: Чтобы понять, какую культуру мы поддерживаем в «своем», государственном эфире, и о какой рассказываем, важно определить, с какой культурой мы вообще имеем дело. Наверное, государственная радиостанция должна поддерживать ту культуру, которая об этом самом государстве заботится. Ту, которая существует не только сегодня, но и существовала в предшествующие эпохи. Здесь, мне кажется, существует проблема: если, например, та культура, которую принято называть популярной, шоу-бизнесом, говорит в прямом смысле говорит, то есть описывает себя устами носителей этой самой культуры сегодняшним языком, то, к сожалению, классическая культура и тем более народная живут какими-то старыми штампами, описывают самое себя скучно. Рассказывать о ней, популяризировать ее затруднительно, поскольку носитель этой культуры говорит несовременным языком. На днях я столкнулся с таким примером: во Всероссийском выставочном центре, бывшем ВДНХ, отмечали 40-летие павильона «Культура», открыли по такому случаю выставку народного творчества. Рассказать об этом, минуя организатора выставки, нельзя, радио не должно так делать. Но и давать слово организаторам невозможно, потому что слушать, что такой-то и такой-то патриот своей родины, питается корнями и родниками своей земли, никто не будет. Может быть, он действительно «питается корнями» и наверняка патриот, но говорить об этом вслух, мне кажется, пошло.

Ольга Русанова: Здесь противоречие совершенно очевидное, потому что, какое бы оно ни было государственное, оно все равно радио, а, следовательно, средство массовой информации с ударением на слове «массовой». Что значит массовой? Что это за массы, с кем мы говорим? От ответа на этот вопрос, на мой взгляд, зависит суть нашего разговора и сам его предмет. Если мы говорим, например, о премьере в модном театре крошечном, на 50 мест значит, мы общаемся с 50 человеками, которые туда сходили, и еще сотней, которые еще пойдут. Можем мы себе это позволить на большом государственном канале?

Г.З.: Может быть, и можем, но место этого репортажа должно быть адекватно тому месту, которое этот спектакль занимает в культурной жизни. Дело в масштабе, масштабной карте, то есть ценностных ориентирах у ведущего того человека, который в итоге и является составителем этой культурной карты. С другой стороны, о большом событии том же самом концерте Пола Маккартни, как писал в свое время Вознесенский, «семь тыщ поэтов федерации стихи напишут за меня». Семь тысяч других радиостанций расскажут об этом концерте. Означает ли это, что мы можем обойтись без него? Нет, мы обязаны об этом рассказать, особенно в свете того, что концерт особым вниманием одарил президент России.

Мы должны говорить обо всем, и главное наверное, не должны бояться никаких сюжетов. Ни того, что президент начал особое внимание уделять представителям массовой культуры, ни того, как впоследствии эти самые представители президентское внимание кладут в основу серьезной предвыборной кампании. Но все это должно быть адекватно своему месту в культурной жизни, с одной стороны, а с другой стороны месту того же события в других средствах массовой информации.

О.Р.: Один крупный теоретик и практик медиаотрасли, говоря о культурно-информационной работе на «Маяке», выстраивал некую иерархию видов искусства, которые входят в понятие культуры с точки зрения СМИ. На первое место он ставил музыку как наиболее массовый жанр, на второе место кино, затем литературу и только потом шел, увы, театр. По логике охвата аудитории, наверное, он прав.

Г.З.: Прав, согласен. Хотя сегодня, если посмотреть на то, как меняется аудитория, можно заметить, что даже на концертах классической музыки немало людей, которые раньше обходили эти мероприятия стороной. Точно так же в моду входит театр. Сегодня в театр ходить модно.

О.Р.: Все равно реальных зрителей меньше, и получается, что у нас в культурной политике СМИ нет демократии, потому что интересы меньшинства, продвинутого в культурном плане, почти не учитываются.

Г.З.: Они учитываются именно как интересы меньшинства, а соответственно получают меньше времени в СМИ, чем интересы большинства. У государственного радио в связи с этим есть некая привилегия. Мы не обязаны думать о рейтинге так же истерично, как этим вынуждены заниматься частные радиостанции. То есть мы можем себе позволить иногда подумать о культуре и не только как о событии, но о культуре как о процессе. Думаем ли мы об этом? Наверное, нет. Но имеем право думать, вот так бы я сказал.

Пожалуй, главное, чему научило нас новое время, необходимость взвешенного подхода, которая право автора на выражение своего мнения смиряет обязанностью давать две точки зрения, если речь о каком-либо конфликте или споре. Мне, например, больше нравится Ирина Антонова, меньше Александр Шилов. Но в конфликте двух «хозяйствующих субъектов» государственная радиостанция поневоле и хорошо, что так дает и точку зрения директора Музея изобразительных искусств, и взгляд на территориальный спор директора Галереи Шилова.

О.Р.: Так уж традиционно сложилось в СМИ, что культура это прежде всего события, даже если они со знаком минус. Получается, даже ужасные события для нас, журналистов, важнее, чем какие-то очень серьезные вещи, которые, может быть, правят душами людей, но не являются событиями дня. Тем самым мы упускаем какие-то огромные пласты настоящей духовной и культурной жизни.

Г.З.: Например?

О.Р.: Например, мы на все лады говорим про то, что Грымов разработал стилистику Большого театра. Ни одно средство массовой информации, ни один, даже самый микроскопический, канал не прошел мимо этого.

Г.З.: Потому что Грымов, потому что Большой театр.

О.Р.: Да, Грымов, да, Большой театр. А про то, что живут великие люди среди нас, мы знать не знаем, или, точнее, не очень хотим знать. Вот писатель Борис Васильев: чем он занимается, что делает? Или Александр Солженицын. Если бы не его недавний юбилей, многие бы, наверное, не знали, жив ли он вообще?

Г.З.: Но, с другой стороны, это то, чего Солженицын и добивался все эти годы. Скажем, мы, в ту пору журналисты «Независимой газеты», пытались узнать мнение писателя о событиях 93-го года (он тогда еще не вернулся в Россию). На эту просьбу люди из его близкого окружения ответили, что Солженицын не ежедневная газета и не откликается на следующее утро: «Может быть, через полгода Александр Исаевич и выразит свое мнение». Он, мне кажется, сознательно стремился к положению затворника, в Америке его называли «вермонтским затворником», сейчас он затворник троице-лыковский. И мы не знаем ни о том, что он думает о сегодняшнем президенте, ни о том, что он думает о поправках в Лесной кодекс России. Хотя мне, например, интересно его суждение и на сей счет. Точно так же мне было бы интересно, если бы какой-нибудь режиссер поставил «Вишневый сад» на эту, «лесную» тему. Так что Солженицын сам «виноват» в пониженном внимании к нему СМИ, он сам не хочет быть реальным участником процесса. Другое дело, что мы вольны относиться к нему как к классику и находить ответы на какие-то животрепещущие вопросы в уже написанном им. Здесь, мне кажется, проблема: сегодня Солженицын для нас менее актуален. На радио никто не обсуждает его произведений, и вообще о литературе как таковой, прежде всего классической, мы почти не говорим говорим только о том, что происходит сегодня, вчера.

О.Р.: На уровне события, но не процесса.

Г.З.: Но это естественная беда электронных, да и любых сегодня СМИ. А это большая проблема: где информационное радио перестает быть информационным и должно задумываться о процессах, которые происходят. Может быть, они должны быть разведены, как учит нас западноевропейская традиция.

О.Р.: То есть имеется в виду: информация отдельно, публицистика отдельно?

Г.З.: Да. На Западе не принято смешивать информацию с аналитикой, а любой материал по всем внутренним инструкциям должен иметь форму пирамиды. Я был свидетелем, когда новые молодые предприниматели, учреждая новые независимые СМИ, пытались привить или даже насадить эти инструкции, механически их пересаживая на русскую почву, в том числе и на нашу языковую почву, которая, мне кажется, сопротивляется этим чужим схемам. У нас своя манера изложения, своя манера речи, где подлежащее и сказуемое совсем не обязательно занимают раз и навсегда выделенные и определенные им места. В конце концов, и в газетной, и в радиожурналистике у нас, слава богу, было не только плохое, было и хорошее, и эти традиции, наверное, можно использовать и в новом времени. Если сегодня посмотреть, как говорят на радиостанциях ФМ-диапазона, а большинство из них негосударственные, то это речь, которая абсолютно сориентирована на английскую модель, это часто калька в переводе с английского. Даже наше сегодняшнее «как бы» и «типа» это калька с американского «велл»...

О.Р.: Кстати, что касается русского языка, это вообще отдельная статья...

Г.З.: Для государственного радио безусловно.

О.Р.: Есть же, скажем, во Франции прекрасный пример того, как отслеживает государство чистоту французского языка. Там существует специальный Высший совет аудиовизуальных средств, который наделен совершенно фантастическими полномочиями штрафовать теле- и радиоканалы и даже лишать их лицензий в случае нарушения норм французского языка. Нечто подобное и нам необходимо.

Г.З.: Вот видишь. Я этого не знал...

О.Р.: Французы вообще блюдут свое искусство и свой язык, понимая, что это основа всего, прежде всего национальной культуры и самосознания нации.

Г.З.: Поэтому у них и сыр хороший. К слову, в минувшем году снова заговорили о возможности госзаказа в сфере культуры. Мне кажется, это тот случай, когда решение для нас, как государственного радио, может служить тем, что раньше называлось руководством к действию. Вот что я имею в виду: рассказываем-то мы обо всем, но, как и в случае государственной и финансовой поддержки, мы, мне кажется, имеем право не поддерживать то искусство, которое, прости за высокопарный слог (тем более, что, слава богу, никому это сегодня ничем дурным не грозит), непатриотично, не созидательно по своей природе. Говорят: пусть расцветают все цветы. Пусть. Хочешь раздеваться на сцене догола? Пожалуйста. Хочешь материться? Матерись, если это никого не оскорбляет. Хочешь лаять собакой? Лай. Хочешь лаять голышом? И это, наверное, возможно при определенных обстоятельствах. Но, во-первых, не претендуй в таких своих поисках на государственные дотации. А во-вторых на поддержку в государственных СМИ. Мне кажется, это нормальный, цивилизованный подход.

О.Р.: Кстати, французская тема навела меня вот на какие невеселые мысли. Недавно по телевидению был показан фильм «Француз». С моей точки зрения, фильм неудачен не только в художественном отношении, но и в идеологическом, если угодно, так как представляет собой пасквиль на Россию. Наши люди показаны какими-то бездушными животными. Француза, который едет к русской девушке в тьмутаракань, в поезде спаивают, грабят, вышвыривают на полустанке, и дальше он предстает уже в облике бомжа. При этом каждый норовит его пнуть или дать какие-нибудь объедки. И ни один наш соотечественник не смог ему сказать ничего членораздельного. Я, конечно, понимаю, что не все у нас говорят по-французски, но хоть попытаться что-то уловить, понять, поговорить...

Однако парадокс! За несколько дней до показа по ТВ в нашем эфире с участием главной героини фильма (ее играет очаровательная Мария Голубкина) этот фильм был представлен чуть ли не как суперсобытие. Ведущая несколько раз призвала аудиторию «не пропустить», не забыть нажать на кнопку. И я попалась на эту удочку. Этот случай, на мой взгляд, типичный. Когда в анонсе все замечательно, а в итоге получается большая неправда.

Г.З.: Это проблема, и я сам, увы, часто оказываюсь в такой ситуации. И более того, я часто заинтересован поговорить с людьми о событии именно до, а не после. Проблема радио: один из самых распространенных жанров анонс, поскольку «до того» нет особого труда получить самый что ни на есть важный «голос», то есть украсить эфир знакомыми и любимыми интонациями кино-, театральной или музыкальной звезды.

О.Р.: Все электронные СМИ с удовольствием дают анонсы. И упаси бог рецензии. Тем самым не надо ничего оценивать, брать на себя ответственность, ссориться... Очень удобно.

Г.З.: Да и объяснить легко: радио не может жить без голосов. Написав отрицательную рецензию в газете, я ничего не теряю, потому что назавтра могу написать положительную рецензию на что-то другое, послезавтра могу покритиковать ту же группу людей, которую только что похвалил, или похвалить тех, кого поругал. Испортить отношения, скажем, с театром или главным режиссером, или артистами, работая в газете, не проблема. Можно купить билеты и пойти на спектакль, даже если тебя перестают вдруг в этот театр пускать по контрамаркам.

На радио мы не можем себе этого позволить, потому что на радио ты не заполнишь эфир одним своим голосом или даже голосом критика. Без голоса творца, если речь идет о крупном режиссере или крупном актере, ты не обойдешься. Или будешь терять аудиторию, рейтинг и качество передач. Значит, ссориться и критиковать нельзя? Это проблема, решения которой я не знаю. Мне кажется, его нет.

О.Р.: А мне кажется, есть. Если делать программу с участием и критиков, и самого героя, и публики. Создать более-менее объективный «разбор полетов» в эфире. Правда, это безумно сложно организовать.

Г.З.: К сожалению, мы лишены того административного ресурса, который есть, к примеру, у телеведущего Михаила Швыдкого: создать такую массовку, которую создает он в программе «Культурная революция», сегодня «не по карману» (возьмем в кавычках это словосочетание) никому другому. Потому что прийти даже в массовку к министру культуры почетно. Здесь забываются и все обиды, и все идеологические расхождения.

О.Р.: Еще одна особенность работы электронных СМИ (мне кажется, это серьезный недочет, в том числе и наш) то, что мы куда больше говорим о культуре, нежели предлагаем аудитории саму эту культуру. Мне кажется, мы гораздо больше могли бы давать живых трансляций. Если мы говорим о радио, то это, конечно, трансляции лучших концертов.

Г.З.: Слушатели, когда возникает «обратная связь», всякий раз напоминают об этих счастливых возможностях советского радио с трансляциями концертов, радио- и живых спектаклей. Я бы даже сказал, не столько полных трансляций, сколько включений.

О.Р.: Ну хорошо, включений. Причем не только наших, а и из-за границы. Слава богу, мы подключены к европейским сетям.

Г.З.: Именно потому, что мы государственная станция, мы имеем, что называется, фору, в смысле финансовую фору.

О.Р.: Скорее, организационную. То, что мы являемся членами Европейского вещательного союза, дает нам доступ к настоящим концертным событиям. Вот то, что давал телеканал «Культура» 7 января 2004 года, на мой взгляд, дорогого стоит. Я имею в виду трансляцию из Золотого зала Вены. Играл оркестр Венской филармонии, дирижировал Риккардо Мути, звучала музыка всех Штраусов. И это было сделано как добротный телевизионный продукт с очень красивым видеорядом. Замечательная вещь, которая стоит, на мой взгляд, многих ток-шоу.

Г.З.: В связи с этим возникает тема информационного культурного пространства. То, чего практически нет у ФМ-радиостанций и чем они не обязаны заниматься. Однако федеральная государственная радиостанция обязана заниматься информационным пространством, которое теоретически вроде бы есть. Взять тот же «Маяк-24». Есть Москва, есть Петербург, Екатеринбург, есть Воронеж, Калуга, Салехард.

О.Р.: Не говоря о федеральном «Маяке», в котором есть даже маленькие райцентры...

Г.З.: Не говоря о федеральном «Маяке». Но на практике культурного пространства нет. Даже на федеральном «Маяке» мы почти ничего не знаем о том, что происходит на Дальнем Востоке, если туда не приезжает Президент, или там, не дай бог, не происходит крушение вертолета с губернатором Сахалина.

О.Р.: Или отключение воды.

Г.З.: А пока там идет нормальная жизнь и тем более, не дай бог, культурная, это никого не интересует. К примеру, из Петербурга чрезвычайно трудно технически, как мне объясняли тамошние сотрудники «Маяка-24» вывести из студии кого-то из корреспондентов, и они записывают для меня свои репортажи по телефону. Тогда, спрашивается, в чем смысл для московского «Маяка-24» иметь провинциального «родственника»? Наверное, такой смысл есть, но должно быть, на мой взгляд, и творческое сотрудничество с такими радиостанциями-спутниками.

О.Р.: Кстати, готовясь к этому разговору, я просмотрела очень любопытный материал из Ульяновска. Там предлагают ввести такое понятие для России, как «культурная столица». Мне кажется, неплохая идея.

Г.З.: Это то, чем живет Европа каждый год.

О.Р.: Европа-то этим живет. В прошлом году, например, австрийский Грац был культурной столицей Европы, и открывал этот год в Граце, кстати, наш соотечественник Валерий Гергиев. И нам это тоже нужно. Потому что у нас, помимо Москвы и Питера, получается, нигде ничего не происходит. На самом деле, по крайней мере, в городах-миллионщиках идет бурная культурная жизнь и, самое главное, всюду есть культурная среда, интеллигенция.

Г.З.: Это была бы, конечно, возможность и повысить финансирование этих городов. Например, та же самая «Золотая маска», которая переехала в прошлом году в Петербург, повысила статус юбилея города. Вообще, это здорово, когда всероссийские мероприятия переезжают на год юбилея в эту самую культурную столицу.

О.Р.: Да, было бы неплохо такой опыт дальше распространять. И создать всероссийское культурное поле, в том числе информационное.

 

Ольга Русанова,

Григорий Заславский

 

в начало

 

Соловьев Сергей Александрович

Практикующий рекламный сценарист и продюсер с 1990 года. Основатель и руководитель агентства «Мастерская маркетинга и рекламы Сергея Соловьева». Занимается рекламным обслуживанием ведущих российских и зарубежных торговых марок. Автор научного исследования «Реклама на радио: анализ практики и проблем».

 

 

 

Деловой партнер

 

Официально датой рождения негосударственного (коммерческого) радиовещания в России можно считать 30 апреля 1990 года, когда в Москве с разницей в несколько часов вышли в эфир на различных частотных каналах сразу две новые радиостанции: Радио «Ностальжи» и Радио «Европа плюс». Спустя несколько месяцев появились радиостанции «Эхо Москвы» и «М Радио», а в течение 1991 года открылось еще несколько коммерческих радиостанций как в Москве, так и в других крупных российских городах. Естественно, что с самых первых месяцев работы на новых радиостанциях появились рекламные службы, которые и начали продвигать на рынок коммуникаций радиорекламу. Появилась рекламная служба и на радио «Маяк». В начале пути популярность и эффективность рекламы на «Маяке» была огромной. В эпоху накопления капитала и в отсутствии технологий медиапланирования на «Маяке» рекламировались практически все структуры, ведущие свои рекламные компании.

Это было время бирж, банков, торговых домов, совместных предприятий, крупных оптовых компаний и многочисленных компьютерных, ксероксных и прочих фирм, занимающихся экипировкой начинающего российского бизнесмена. Рекламные кампании на коммерческом и государственном радио в те времена во многом совпадали, так как аудитории слушателей новых радиостанций только формировались, и программные директора станций искали свою индивидуальную позицию на складывающемся рынке СМИ. Структура эфира радио «Маяк» органично вошла в коммерческие (как правило, европейские или американские) форматы вещания. Ведь основа любого коммерческого формата это создание «радиофона», такое радио не обязательно слушать, а тем более вникать в услышанное. Это некая уютная реальность, сравнимая с пачкой сигарет и чашкой кофе. Так вот «Маяк», созданный 40 лет назад, и был по сути своей такой же ненавязчивой необходимостью, существующей в информационно-музыкальном формате, естественно, идеологически соответствуя всем законам времени.

Прежде чем проследить, как приживалась реклама на «Маяке» последние годы, хотелось бы назвать отличительные особенности рекламы на радио и уникальные преимущества радиорекламы по сравнению с прочими видами. Итак:

Радио слушается всеми категориями населения. Это преимущество было уникальным для «Маяка» на первых порах, так как «Маяк» был в каждом доме и доверие к нему было безграничным, а соответственно и доверие к рекламе

Радио слушается повсюду, не мешая заниматься другими делами.

Реклама на радио наиболее оперативна, является лучшим дополнением к рекламе на телевидении. У «Маяка» было и есть множество подобных проектов, подобных телевизионным, в частности, еженедельные розыгрыши лотереи «Русское лото» с прямой трансляцией в эфире.

Радио экономичное и сравнительно недорогое СМИ.

Радио единственное СМИ, заставляющее работать воображение.

Здесь хотелось бы вспомнить одну историю. В одной из западных стран однажды произошла встреча коммерческого директора крупной радиостанции и руководителя компании по продаже автомобилей, который рассказал, что в рекламе новой модели он планирует использовать телевидение, журналы и наружную рекламу, чтобы покупатель, увидев, смог бы как можно лучше оценить новое авто. К услугам радио было решено не прибегать, так как, по мнению продавца, с его помощью невозможно продемонстрировать внешний вид машины.

Простите, а автомобиль какого цвета будет изображен в рекламе? поинтересовался представитель радио.

Красного, ответил продавец.

Жаль, что я не смогу стать вашим потенциальным покупателем. С детства не люблю красный цвет...

И, наконец, последнее преимущество рекламы на радио возможность выбрать ту целевую группу, которая наиболее интересна.

Чем стремительнее развивалось коммерческое радиовещание, тем больше сужались целевые группы радио «Маяк» и тем избирательнее рекламодатель стал относиться к рекламе на «Маяке». За 13 лет существования рекламной службы «Маяка» было несколько структурных изменений в рекламной политике продаж. Так в середине 90-х годов рекламная служба «Маяка» была объединена с коммерческой службой радиостанции «Европа Плюс» и клиентам предлагался пакет из рекламных услуг двух радиостанций. Этот проект просуществовал недолго, так как потребности рекламодателя и целевые аудитории двух радиостанций уже практически не пересекались. В последние годы продажами рекламного времени на радиостанции «Маяк» занимается компания «Видео Интернейшнл», а также собственная служба рекламы в структуре радиостанции.

Сегодня слушатели радиостанции, а соответственно и потенциальные потребители рекламы это люди среднего и старшего возраста, то есть те, кто живет и не изменяет своей любимой радиостанции многие годы. Возможно, поэтому более 70 процентов всех рекламных сообщений относятся к продукции фармацевтических компаний и прочих лекарственных препаратов. Несомненно и то, что наиболее эффективна на радиостанции «Маяк» реклама общественно-политических событий (например, выборы или программа Переписи населения).

Нужна ли или нет реклама на государственном радиовещании? Ответ подскажет время. Если государство сможет провести политику создания настоящего общественного радиовещания и обеспечить необходимое финансирование для работы ключевых, самых затратных служб любого вещания (информационной, культурной, спортивной, образовательной, детской и так далее), тогда, возможно, коммерческая реклама сможет уступить место рекламе социальной или просветительской. В любом случае качество вещания государственного радио не может зависеть от конъюнктуры рекламного рынка и платежеспособности тех или иных рекламодателей, поэтому деловое партнерство рекламы и государственного радио скорее можно считать вынужденным, чем органично необходимым.

 

Сергей Соловьев

 

в начало

 

Ермолаев Сергей Иванович

Родился в 1949 году. Окончил Московский электротехнический институт связи по специальности «радиосвязь и радиовещание». С 1971 по 1975 годы работал в НИИ, занимаясь вопросами магнитной записи. С 1975 по 1977 годы – служба в Советской Армии. С 1977 по 1999 годы работал в службе радиовещания Телевизионного Технического Центра в должностях: старший инженер, начальник смены, начальник отдела, заместитель начальника и начальник службы радиовещания. С 2000 года – Технический директор радиокомпании «Маяк». Отвечает за эксплуатацию и модернизацию технологических средств радиовещания, обеспечивающих круглосуточное стереофоническое вещание по трем радиопрограммам («Маяк», «Маяк-24» и «Юность»). «Почетный радист».

 

Техника постоянный и надежный соавтор

 

Когда-то в любой точке страны, настроившись на частоту 549 КГц, можно было услышать позывные «Маяка». Причем, если случалась пауза в работе радиостанции длительностью более 10 секунд, это считалась серьезным браком со всеми вытекающими последствиями. Эфирный персонал «Маяка» от оператора магнитной записи до диктора был уверен, что длительная пауза в эфире радиостанции может привести к большим неприятностям на рейсах «Аэрофлота». Официально всем было объявлено, что по частотам «Маяка» самолеты определяют свое местоположение. А тех, кто поступал работать на радиостанцию, шепотом, под большим секретом информировали, что, если радиостанция будет молчать больше 10 секунд, наши «враги за океаном» воспримут это как сигнал о том, что наше руководство замыслило что-то и хочет дезориентировать противника. У противника могут сдать нервы и тогда... В какой-то мере, может быть, это и влияло на работу технического персонала Государственного Дома звукозаписи и радиовещания (ГДРЗ), который обеспечивал подготовку и выдачу в эфир передач радиостанции. Но главное было в другом: люди просто добросовестно и честно относились к порученной им работе, нередко проявляя чудеса изобретательности. Руководили этим процессом начальник службы радиовещания Е. Вальтер и инженер-конструктор А. Барашков.

Сначала позывные «Маяка», которые должны были звучать в эфире дважды в час с точностью до секунды, запускались оператором по студийным часам с обычного магнитофона вручную. Однако, как ни старайся, а необходимой точности при таком дедовском способе не достигнешь. Случались ошибки. И тогда создали «Ваньку» устройство звуковой и световой сигнализации, которое напоминало оператору о том, что необходимо прекратить «микширование» предыдущей передачи и начинать выдавать в эфир позывные. «Ванька» этот прижился, его усовершенствовали, и стал он самостоятельно «микшировать», запускать и останавливать позывные с точностью до секунды. Первоначально это были электромеханические устройства, выполненные с использованием телефонных шаговых искателей и ювелирно изготовленных рычажных кривошатунных механизмов. Затем им на смену пришла электроника.

Это лишь один из примеров, доказывающих, что технические работники не стояли в стороне от забот редакции. Известно, что на «Маяке» впервые была реализована «радиоперекличка»: с помощью пульта «Эфир-1» радиослушатели могли услышать репортажи корреспондентов из разных городов страны в режиме «радиомоста». Наибольшую популярность этот вид радиопередач приобрел при трансляции спортивных матчей по футболу и хоккею. Для организации таких «радиоперекличек» потребовалось провести огромную подготовительную работу с предприятиями Министерства связи. Один из важных этапов в совершенствовании процессов подготовки и выдачи в эфир программ «Маяка» проходил на технической базе Олимпийского телерадиоцентра в Останкине (АСК-3 ТТЦ), куда в 1981 году перевели Всесоюзное радиовещание. Первоклассные специалисты В. Чибисов, С. Мацаль, В. Малышев, Ю. Шошенков, В. Лебединский, В. Шафров, А. Путинцев, А. Фалинский, Исаичев, Ш. Билялов, А. Бугорков, А. Овчинников и другие разрабатывали и внедряли в эксплуатацию новые технические решения. С их помощью степень автоматизации выдачи в эфир радиопрограмм была значительно увеличена. Прежний «Ванька» стал техническим комплексом. Он не только автоматически микшировал предыдущую передачу и запускал позывные, но и автоматически производил обмен сигналами с Центральной Радиовещательной Аппаратной (ЦРВА) для своевременного подключения и отключения радиопередатчиков страны с учетом поясного времени. Кроме того, автоматизированный «Ванька» выдавал в эфир сигналы точного времени. Аккуратно и безопасно для эфира «подслушивал» эфирную фонограмму, выдавал сигнал тревоги при паузе, длительность которой превышала 5 секунд, автоматически выравнивал громкость звучания речи и музыки.

Именно на «Маяке» впервые стали применяться компьютерные технологии создания и выдачи в эфир радиопрограмм. Первопроходцами здесь стали специалисты Ленинградского НПО «Дигитон» под руководством А. Грудинина. По техническому заданию инженеров, работающих на радиостанцию «Маяк», они разработали комплекс, в котором информационная звуковая передача и создавалась, и выдавалась в эфир с помощью компьютерных технологий, без участия традиционных магнитофонов и магнитной ленты. В дальнейшем этот опыт применили при создании технического комплекса Государственной радиокомпании «Маяк» и нового радиодома «Радио России».

В 1998 году радиостанцию «Маяк» перевели из Останкино на свое прежнее место в Дом радио на Пятницкой. К этому времени Главная редакция информации Внутрисоюзного радиовещания («Маяк»), преобразованная в Государственную радиовещательную компанию «Маяк», уже обеспечивала круглосуточное стереофоническое вещание программ «Маяк», «Юность», а с апреля 2000 года «Маяк 24».

Сегодня технический комплекс ГРК «Маяк» один из самых сложных и крупных в мире радиовещательных комплексов. Его основой является внутренняя локальная компьютерная сеть. В ее состав входит более 200 компьютеров и 15 серверов. Радиовещательный комплекс, объединенный единой локальной сетью, включает в себя три радиовещательных аппаратных, шесть аппаратных записи и монтажа фонограмм, 39 рабочих станций «Дигитон» и 8 серверов.

Компьютерную сеть ГРК «Маяк» можно разделить на три основных части: сеть звуковых файлов, информационная сеть и сеть «Бухгалтерия».

Информационная сеть обеспечивает работу сотрудников по обработке материалов информационных и рекламных агентств, информации из сети Интернет. По сети происходит обмен звуковыми и информационными материалами с агентствами и корреспондентами, между сотрудниками компании. Этот же участок сети используется руководством для управления Компанией.

Сеть «Бухгалтерия» обеспечивает работу финансовой и бухгалтерской службы компании.

Но техническое развитие ГРК «Маяк» продолжается. У нас большие планы дальнейшего совершенствования техники и технологии. Здесь несколько направлений, главные из которых:

совершенствование процесса подготовки и создания радиопрограмм;

совершенствование процесса выдачи в эфир радиопрограмм;

внедрение современных технологий эфирного радиоприема;

создание современного архива радиокомпании.

Для создания высококачественных и конкурентоспособных программ планируется студии записи программ-«продакшн» оснастить современным оборудованием и программным обеспечением. Важное значение при этом придается акустическому оформлению студий и надлежащему подбору микрофонов. Соответствующим образом будет оснащена корреспондентская сеть. Здесь предстоит заменить репортажные магнитофоны аппаратами с цифровой звукозаписью, причем все больше инвестиций планируется вкладывать в репортажные магнитофоны с твердотельной памятью. Особое внимание будет уделено процессу передачи звуковой информации от корреспондентов с более высоким качеством, чем качество передачи по телефонным линиям. Для этого предстоит расширить использование компьютерных сетей с FTP-протоколами и ISDN-линий связи. Серьезные инвестиции предполагается направить на повышение надежности и производительности внутренней локальной компьютерной сети. Мы планируем заменить коммутационно-распределительное и усилительное оборудование сети на оборудование 4-го поколения и обеспечить скорость передачи данных на всех участках сети 1000 Мгб/сек.

Для того, чтобы совершенствовать процесс выдачи в эфир радиопрограмм, необходимо произвести замену устаревшей звуковой системы «Дигитон ДБС» на любую другую систему, работающую в открытых стандартах MPEG 2 и 4. Это вызвано тем, что в «Дигитоне ДБС» используются звуковые карты, которые уже не выпускаются. Кроме того, эта система несовместима с современными операционными программами Windous 2000 и ХР, следовательно, невозможно непосредственно (без длительной конвертации) производить стыковку с производимыми в других организациях звуковыми файлами.

В настоящее время предпочтение отдано системе «Дигитон ДТ-ФМ», которая с 2003 года на «Маяке» обеспечивает музыкальное вещание, и хорошо себя зарекомендовала. Эта система, на наш взгляд, обладает лучшим соотношением «цена-качество». Переход на новую систему цифровой обработки звука осложняется тем, что невозможно произвести автоматический перевод накопленных архивных данных из действующего формата в новый. Разработан проект поэтапного перехода без перерывов вещания. Однако накопленной информации очень много, и этот переход займет много сил и времени.

В настоящий момент необходимо отказаться от устаревшего стандарта вещания в нижнем ОВЧ (УКВ ЧМ) диапазоне с полярной модуляцией и перейти на общепринятый стандарт с пилот-тоном. Отечественная промышленность уже много лет не производит приемников, поддерживающих старый стандарт, и население страны вынуждено использовать импортные приемники, в которых, если есть УКВ диапазон, то он звучит в монорежиме. ГРК «Маяк», как и «Радио России» в основном вещает в УКВ диапазоне и уступает в техническом качестве современным коммерческим радиостанциям, вещающим в ФМ диапазоне. Проведена большая работа по технической и законодательной подготовке к переходу на современный стандарт. ГРК «Маяк» является активным участником программы внедрения цифрового радиовещания в средневолновом диапазоне в формате DRM. (Проведены испытательные передачи нашей радиопрограммы.) Внедрение данного стандарта выгодно стране, так как большая часть населения живет в малых городах и деревнях, а летом на дачах. На этих территориях практически нет УКВ и ФМ вешания, поэтому возможен радиоприем только в AM диапазонах (ДВ, СВ и KB). Однако вещание на этих диапазонах дорого и обладает низким качеством. Внедрение цифрового стандарта позволит снизить стоимость работы АМ-передатчика в 45 раз и существенно повысить качество приема. В настоящее время препятствием к широкому распространению этого стандарта является высокая стоимость радиоприемников. Со временем этот стандарт будет развиваться, это приведет к увеличению количества выпускаемых в мире приемников, и их цена должна резко упасть. Мы прогнозируем, что с момента снижения стоимости приемников до 4065 евро население сможет их приобретать, и мы должны будем начать широкое внедрение этого стандарта. Мы внимательно следим за развитием непосредственного спутникового радиовещания. Пока этот вид для нас недоступен из-за высокой стоимости аренды канала и самого радиоприемника. Однако технический прогресс может самым неожиданным образом изменить ситуацию.

Техническому оснащению архивов сейчас уделяется огромное внимание во всем мире. В планах «Маяка» эта проблема также занимает важное место. Уже сейчас имеющиеся в компании поисковые системы и накопленные базы данных позволяют сотрудникам легче находить нужные материалы. Впереди огромная работа по обработке беспорядочно хранящихся личных архивов ветеранов радиокомпании, «оцифровованию» имеющихся на магнитных лентах записей, то есть перепись на современные носители (сейчас используются СД-диски) и описанию каждого записанного материала.

 

Сергей Ермолаев

 

в начало

 

Жаров Валерий Евгеньевич

Кандидат филологических наук, руководитель службы международных связей и интернет-проекта радиокомпании. На «Маяк» пришел в 2000 году. Под его руководством сайт radiomayak.ru превратился в полноценное электронное средство массовой информации. Помимо публикации на сайте репортажей и программ, вышедших в эфир на волнах радиостанций ГРК «Маяк», на интернет-ресурсе компании появляются собственные материалы интернет-редакции, а расшифровки передач превратились в полноценные статьи. Считает, что все сотрудники радио должны участвовать в процессе поддержки сайта ГРК «Маяк», так как интернет-ресурс отражает все стороны деятельности организации, а не только его эфирную составляющую.

 

Другая ипостась

 

В 90-х годах XX века СМИ стали создавать свои представительства в Интернете. Международная компьютерная сеть в начале девяностых представляла собой главным образом гипертекст (текстовые страницы с активными ссылками), пользователей Интернета в России было мало, а звук был доступен главным образом для зарубежных посетителей вэб-сайтов.

Для «Маяка» Интернет стал прекрасной возможностью расширить географию вещания. Ведь для выходцев из России, представителей диаспор новой волны всегда было важно не терять связь с Россией, не оказаться в информационном вакууме. Создание русскоязычного сайта под маркой старейшей радиокомпании страны стало задачей государственной важности.

Сначала Интернет использовался исключительно как канал для передачи звука почти так же, как радиоэфир. Вещание через Интернет было налажено в октябре 1998 года. Интернет представил более широкие возможности: сочетание текста, изображения, звука, анимации, и даже видео. Это позволило построить новую систему структурирования информации и оперативного обновления содержания. Интернет стал сетевой версией «Маяка», способствуя появлению новых мультимедийных технологий.

Именно с развитием Интернета произошли качественные изменения в подаче эфирных материалов: радиопрограммы предстали теперь и в звуке, и в тексте с фотографиями. Радиокомпания «Маяк» стала выпускать не только эфирный продукт, но и публиковать собственное интерактивное информационное издание.

В 1998 году начал создаваться официальный сайт радиокомпании. В задачи сетевой версии входило создание полной информации о содержании программ, знакомство с гостями «Маяка» известными политиками, деятелями культуры и искусства. Фотографии гостей стали публиковать на сайте, появилась также информация о сотрудниках радиокомпании.

В сетевой версии «Маяка» появились ленты новостей и архив лучшие передачи в тексте и в звуке. Вопрос систематизации архива довольно сложен передача, прошедшая в эфире, это уже архив, а актуальной она может быть долго...

Для создания нового типа публикаций была организована специальная группа интернет-редакция, интервью и иные передачи стали расшифровываться и после редактирования размещаться в Интернете в виде статей. Интернет-редакция радиокомпании стала работать над проектом, создание и поддержание которого сравнимо с изданием ежедневной газеты.

Одной из самых сложных проблем для интернет-редакции оказалась организация постоянной связи редакторов Интернета со студиями, которые готовят материалы для эфира. Пришлось убеждать сотрудников «Маяка» в том, что в интернет-редакции работают не только технические специалисты: интернет-редакция это информационно-справочный отдел...

Он-лайн публикации трудоемкий процесс, и для автоматизации работы редакторов, которые не являются специалистами в цифровых технологиях, была необходима специальная система компьютерной верстки интернет-страниц. Такая система была разработана для ГРК «Маяк» ФЭПом в 1999 году. Однако технологии в области Интернета так быстро развивались, что уже через год созданный сайт морально устарел; появилась острая необходимость разработки новой версии сайта и новой системы автоматической публикации. Работы по ее созданию были начаты в 2001 году, и в 2002 году завершен первый этап интернет-редакция вышла с новым дизайном и структурой сайта. Через некоторое время после запуска техническая поддержка сайта была передана Дирекции интернет-вещания ВГТРК, куда впоследствии перешло большинство интернет-проектов ФЭПа. Таким образом, завершение работ по структуре сайта и системе публикации состоялось уже в рамках холдинга ВГТРК. Дирекция интернет-вещания ВГТРК разработала также сайт и для радио «Юность».

В марте 2001 году сайт radiomayak.ru был зарегистрирован как электронное периодическое издание и получил официальную лицензию СМИ Министерства по делам печати, информации и средств массовых коммуникаций РФ.

Принципиальное отличие существующего сегодня сайта «Маяка» от иных интернет-изданий заключается в том, что сайт www.radiomayak.ru воссоединяет принципы радиоэфира и печатной публикации. Технология адаптации материалов радио силами интернет-редакции для восприятия с экрана компьютера уникальна: сотрудникам интернет-отдела удается объединить на сайте звук, текст и графическое оформление событий, которые освещает «Маяк». Уникальность сайта радиомаяку и в том, что на нем объединены эфирные материалы двух радиостанций «Маяка» и «Маяка 24», а также собственные материалы интернет-редакции не только звуковые, но текстовые, фото и видео. Получается, что «Маяк» не только говорит, но и показывает.

Работа по созданию интернет-версии не сводится к расшифровыванию звукового материала без серьезного редактирования и создания общего стиля сетевой версии расшифровки трудны для восприятия читателем. Музыкальные передачи помещаются на сайт в виде звуковых файлов, снабженных комментариями и иллюстрациями.

Интересный опыт приобрела интернет-редакция во время чемпионата мира по футболу 2002 года. По лицензионному договору, заключенному ГРК. «Маяк», радиокомпания брала на себя обязательства не передавать в Интернете футбольные репортажи. Руководство предложило на месяц закрыть прямой эфир в Интернете.

Для интернет-редакции начались трудные дни пришлось заниматься не только публикациями, но и «закрывать прямой эфир». Сделано это было следующим образом: в интернет-проигрывателе, с помощью которого пользователи слушают звуковой поток, есть возможность создания так называемых списков. Если в этот список поставить несколько размещенных на сервере звуковых частей, то они будут проигрываться одна за другой, будто это один файл. Так прямой эфир был заменен на псевдоэфир. Звуковые файлы, которые были предложены слушателям, брались с эфира для большинства программ не так важно, прошла программа сейчас или два часа назад. Практически сразу в редакцию начали поступать электронные письма, в которых слушатели жаловались на то, что в прямом эфире идут одни и те же передачи на протяжении целых суток. Стало ясно, что систему необходимо совершенствовать, и одним списком явно не обойтись.

Редакция стала готовить несколько плей-листов в итоге их было 12 каждые два часа программа менялась. После этой корректировки характер приходящих писем изменился нам стали задавать вопрос: куда делись новости «Маяка?»

С новостями ситуация складывалась сложнее новости актуальны в течение короткого времени. Стало ясно, что необходима система автоматической записи отрезков прямого эфира, содержащего новости, в файл, который затем можно было бы включить в «списки» нашего псевдоэфира. Помог опять-таки Интернет была найдена программа, которая как раз осуществляет запись звукового потока в файл. Интернет-версия эфира всегда начиналась последним выпуском новостей «Маяка». Пользователь мог перейти к следующему элементу списка к следующей передаче.

Была создана система, которая на протяжении всего месяца «закрывала эфир». К концу месяца интернет-редакция верстала несколько эфиров общий, общественно-политический, культурно-просветительский и музыкальный. А пользователи уже могли выбирать, что им подходит больше.

Если говорить об Интернете на «Маяке», нельзя обойти вниманием программу «Интернет-радар», которой в 2003 году исполнилось четыре года. В этом же году программа была удостоена премии Российской Академии Интернета в номинации СМИ об Интернете.

За несколько лет Интернета «Маяк» превратился из ретрансляции эфира в самостоятельное средство массовой информации, осуществляющее публикации с учетом интересов интернет-аудитории и психологии восприятия людей в этой специфической среде. В среднем в день интернет-сервер «Маяка» выдает пользователям более 35 тысяч страниц.

Интернет-редакция стала готовить собственные эксклюзивные материалы интервью известных деятелей культуры и искусства для сайта, спецпроекты разнообразной тематики с фотографиями и специально написанными статьями. Развитие этих начинаний позволило организовать и провести в 2003 году беспрецедентную акцию выставку «25 кадр». Экспозиция, созданная для интернет-аудитории (http://www.radiomayak.ru/25kadr/), получила такую популярность, что по просьбам пользователей сайта радиомаяку она была напечатана и представлена в рамках XXV Московского международного кинофестиваля. Виртуальная экспозиция материализовалась в Московском Доме Кино. Успех превзошел все ожидания.

Авторы выставки журналисты Курганов и Приоров сыграли на сочетании несочетаемого, сочинив изобразительный оксюморон. Репортажная фотосъемка подразумевает отсутствие каких-либо намеков на постановочность кадра, искусственное моделирование реальности. Противоположный заряд несет живопись, способная исказить любую линию и точку пространства картины. Если в фотографии нам в первую очередь интересен объект съемки, а в живописи стилистика художника, то синтезированная фотоживопись пока непонятна как феномен с каких позиций ее осмысливать?

Впрочем, скорее всего, Курганов и Приоров, столь провокативно употребившие в названии своей выставки идиому, подразумевающую тайную манипуляцию сознанием, просто сделали крепкую стильную вещь. Кинематографистам, судя по отзывам, нравится:

Никита Михалков: «Это хорошая выставка, и очень важно то, что она не прекращает своего существования. Если картина долго не сходит с экранов, это знаковая вещь. И выставка точно так же. Не пользовалась бы она успехом, и не было бы отзывов кинематографистов, она давно была бы уже снята, была бы расформирована. Она существует, значит, она интересна. Вы знаете, как сказал Чехов «что талантливо, то ново, что ново, то талантливо...» (из интервью радиостанции «Маяк).

«Маяк» известен многим, слушатели любят его как радио, проверенное временем. Среди зарубежной аудитории на первом месте посетители из США и Канады, за этим регионом по количеству пользователей стоят Германия, Великобритания, затем Израиль... Среди посещающих сайт есть много жителей Южной Кореи, Китая, Японии. Зарегистрированы подключения из экзотических стран, например из Антигуа и Барбуда (в Карибском море). Регионы, где слушают и читают «Маяк» благодаря сети Интернет, трудно перечислить.

 

Валерий Жаров

 

в начало

 

«Сундук с драгоценностями»

 

Говорят, что золото и антиквариат с годами лишь возрастают в цене. Но сейчас речь пойдет о драгоценностях, которые и золото, и антиквариат одновременно.

Звуки эпохи, которые родились однажды и которые уже невозможно повторить. Когда-то они были запечатлены на восковых валиках, виниловых пластинках или на магнитной ленте. Сегодня они хранятся в электронном «сундуке». Они оцифрованы и существуют в виде лазерных дисков или на компьютерах, в памяти мощных серверов. И извлечь их оттуда можно практически мгновенно. Компьютерная поисковая система в считанные секунды найдет необходимое среди десятков и сотен тысяч записей.

Самое лучшее, значительное, интересное, прозвучавшее в эфире радиостанции, мы пытаемся сохранить в звуковом архиве «Маяка». А ведь на волнах «Маяка» была озвучена практически вся история XX века, все, что происходило в нашей стране и мире.

Победы и трагедии, достижения и потери все это звучало и в рассказах очевидцев, и в репортажах наших корреспондентов, которые были реальными участниками событий. Радиозапись сохранила не только голоса людей, но и залпы праздничных салютов, грохот артиллерийской канонады, плач и смех людей, шум ветра, пение птиц. Именно поэтому радиоэфир так трогает и завораживает людей, они чувствуют себя «внутри» этих событий, сопереживают им. И все чувства, которые испытывает человек у микрофона, передаются слушателям.

Сколько бы раз ни звучал голос Юрия Левитана, объявляющего о Победе над фашистской Германией или о полете Юрия Гагарина, это всегда волнует.

Помимо всемирно известных исторических записей, в звуковом архиве «Маяка» есть и, так скажем, не очень широко растиражированные. Например, репортаж Лазаря Маграчева о салюте в честь снятия блокады Ленинграда. Или исторически бесценная информация военного корреспондента из осажденного Сталинграда. Всего две минуты, но эти две минуты всколыхнули мир. Тогда, в 1942 году, информационное агентство фашистской Германии поспешило сообщить о взятии Сталинграда. Информация попала в мировые агентства. Но вскоре английские и американские агентства перехватили сообщение из Москвы о том, как идут бои за город на Волге. Оно заканчивалось словами: «...Вадим Синявский, город Сталинград». Мировые агентства тотчас передали новое сообщение, что город не сдается, что поворота в войне, о котором так мечтали гитлеровцы, не случилось. Это был репортаж того самого Вадима Синявского, который после войны станет выдающимся спортивным комментатором.

Кстати, вы можете сказать, что тогда в 1942 году не было «Маяка», откуда же у нас такие бесценные записи? Нужно сказать спасибо кадровым журналистам «Маяка». Записи эти были переданы как бы по эстафете от знаменитых «стариков». Репортаж Вадима Синявского сохранил Владимир Безяев, он же сохранил некоторые записи Лазаря Маграчёва. В корпункте «Маяка» в Санкт-Петербурге хранятся репортажи знаменитого Матвея Фролова. В нашем архиве можно найти и интервью старшего сержанта Ивана Минина участника пленения фельдмаршала Паулюса. А вот воспоминания прославленного летчика Ивана Кожедуба о своем последнем воздушном бое над Берлином. В его рассказе сохранились особенности яркой речи этого уникального человека. Или вот редчайшее интервью Юрия Левитана, которое записал корреспондент «Маяка» Алексей Ермилов. Мы слышим не голос «символ страны», а рассказ человека о своей нелегкой работе на радио во время войны. Эти материалы остаются на вечном хранении в звуковом архиве «Маяка».

В истории страны много ярких страниц, которые, конечно, нашли отражение в эфире нашей радиостанции. История покорения космоса. Голос Сергея Павловича Королева, дающий команду первому космонавту Юрию Гагарину: «Ключ на старт». Воспоминания Юрия Гагарина о своем полете. Позывные первой женщины-космонавта Валентины Терешковой: «Земля, я Чайка. Полет проходит нормально». Голос Алексея Леонова из открытого космоса. Сохранились записи не только о выдающихся космических достижениях, но о потерях и поражениях при освоении внеземного пространства (подробности, которые раньше не позволялось публиковать).

Спортивная тема одна из ведущих на «Маяке». Спортивными комментаторами здесь всегда были и остаются талантливые журналисты и выдающиеся спортсмены. В личном архиве Александра Курашова сохранился репортаж о знаменитом футбольном матче «Динамо» «Челси» 1945 года, который вел Вадим Синявский. Приходят новые поколения слушателей, которые никогда не слышали этого спортивного комментатора. Люди спрашивают, а в чем его уникальность, почему замирали города, когда вел репортажи Синявский? Включим на несколько секунд запись: «Удар! И мяч затрепетал в сетке ворот». Мяч затрепетал... Всего два слова, а какой образ! И так все 90 минут футбола, о котором рассказывал Вадим Синявский. А восторг спортивного комментатора Нины Ереминой «Победа!!!», когда баскетбольная сборная СССР на последней секунде забила решающее очко американской сборной на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене. И, конечно, знаменитое «Го-о-о-ол!!!» Николая Озерова.

Всю историю отечественного спорта и олимпийского движения можно услышать в нашем архиве. Нетленными сокровищами можно назвать оставшиеся в записях голоса выдающихся деятелей науки и культуры нашей страны. Мария Миронова, Зиновий Гердт, Виктор Розов, Никита Богословский, Леонид Утесов, Жорес Алферов, Николай Амосов, Мстислав Ростропович, Владимир Высоцкий... Этот список можно продолжать. К счастью, у нас он очень богат. Те, кого по праву называют цветом нации, размышляют у микрофона «Маяка» о судьбах отечественной культуры, рассказывают о коллегах и учителях, откровенно говорят о самых сложных этических и нравственных проблемах. Талантливые и неординарные личности даже на самые банальные вопросы журналистов, например, «какое событие стало самым ярким в вашей жизни?», могут ответить, как Никита Богословский: «...это мой день рождения. Знаете, перед этим событием меркнет все». Или, скажем, воспоминание Мстислава Ростроповича о событиях 1991 года, когда он шел в Дом правительства защищать демократию.

Последнее десятилетие особенно богато событиями, которые в корне изменили нашу жизнь и все мы были не только их очевидцами, но и участниками. И, конечно, этот отрезок времени отражен в архиве «Маяка» наиболее полно. Драматическая смена общественно-политического строя в анализе Михаила Горбачева. Первое радиоинтервью тогда еще премьер-министра Владимира Путина. Наиболее интересные выступления наших самых ярких политических лидеров. Сколько острых сюжетов, споров, дискуссий, привлекших внимание аудитории! И хроника трагических дней, потрясших весь мир, которая прошла в эфире «Маяка» в режиме реального времени. Теракт 11 сентября 2001 года в США, гибель АПЛ «Курск», захват зрителей мюзикла «Норд-Ост», военная операция США против Афганистана, война в Ираке, триумф российских физиков лауреатов Нобелевской премии.

История в звуках. Ежедневно пишутся новые страницы этой истории.

Можно ли установить цену звукового архива «Маяка»? Можно. Архив «Маяка» стоит ровно столько, сколько истрачено на радиостанцию «Маяк» за прошедшие 40 лет его работы в эфире. Но это себестоимость. Нравственная же, историческая цена его неизмерима.

 

Тамара Попенко, Марина Шмакова

 

в начало

 

◄◄ в оглавление ►►



* С 1999 года «Маяком» руководит новое поколение менеджеров

Hosted by uCoz