ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Журналистика стран Северной Европы привлекает самое пристальное внимание российской общественности. Это вызвано как общественно-политическими и экономическими переменами в Российской Федерации, так и практическими потребностями журналистов и предпринимателей. Это выразилось в создании различных структур, координирующих деятельность заинтересованных в укреплении и развитии взаимовыгодного сотрудничества организаций и частных лиц.
Помимо такой организации, как «Медиа-Балтика», о которой мы уже говорили, активно функционирует и другая – «Баренц-пресс».
Идея «Баренц-пресс» была рождена при контактах между норвежскими и российскими журналистами. Первая большая встреча, на которой велась дискуссия вокруг «Баренц-пресс», прошла в Иволо, Финляндия, в марте 1994 года между некоторыми журналистами из России, Норвегии и Финляндии.
Назначение «Баренц-пресс» – облегчить журналистам работу в регионе через границы. После нескольких встреч были выработаны некоторые принципы, обеспечившие дальнейшую работу организации. Общий курс «Баренц-пресс» построен на следующих основах: «Баренц-пресс» проводит семинары для журналистов, работающих в Баренц – регионе или связанных с ним. «Баренц-пресс» – открытый журналистский форум, работающий во имя свободы печати, старается предоставить каждому журналисту информации больше и лучшего качества, развивает контакты между журналистами в регионе.
Существуют и другие организации – «Коалиция за чистую Балтику», Интернациональное общество «Баренц-путь» и многие другие, активно занимающиеся общественной и редакционно-издательской деятельностью. Есть еще одна причина, в силу которой возрастает внимание к печати, радио и телевидению стран Северной Европы. Это – экспансия норвежских, шведских и финляндских медиа-групп в страны постсоветского пространства. Естественно, возрастает влияние на российскую журналистику и журналистику сопредельных стран (скажем, стран Балтии) традиций и методов работы скандинавских журналистов.
Россия, также как и страны Северной Европы, переживает период становления новых схем управления информационными потоками, прежде всего в сфере электронных средств массовой информации. Поэтому опыт наших северных соседей весьма поучителен. Есть и другие общие проблемы. Так, развертывание рыночных отношений в сфере массовых коммуникаций в ряде случаев заглушает присущее журналистике гуманистическое звучание и навязывает населению далеко не лучшие примеры для подражания. Если в странах Северной Европы сохранилось влияние государства на программную политику радио и телевидения, то в России это важное дело, к сожалению, по сути дела полностью отдано на откуп предпринимателям.
Схожесть протекающих в средствах массовой информации процессов и взаимная заинтересованность в развитии сотрудничества делают актуальной и практически значимой работу по изучению журналистики стран Северной Европы.