ВВЕДЕНИЕ

 

Средства массовой информации стран Северной Европы Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и Исландии в настоящее время переживают интересный и важный период в своем развитии. Дело в том, что здесь протекают неоднозначные процессы перехода от государственной системы регулирования информационных потоков к общественно-правовой и рыночной. Вместе с тем, на современное состояние СМИ оказывает громадное влияние история этих стран, во многом схожая.

Общность географического положения и социально-исторических судеб стали важнейшим фактором схожести процессов развития СМИ стран Северной Европы. Сейчас в этих странах проживает всего около 25 млн. человек и это на огромной территории!

Первыми дошедшими до нас письменными памятниками, отразившими особенности скандинавских языков, были рунические надписи VIIIXI веков. С XIIXIII веков в Скандинавии распространяется латинское письмо, и к этому времени относятся первые древнескандинавские рукописи. Первые газеты стали появляться в странах Северной Европы в середине XVII века, но их повсеместное распространение приходится лишь на конец XVIII начало XIX веков.

Все государства Северной Европы развитые индустриальные страны со сложившимися демократическими традициями. С 1952 года существует Северный Совет, созданный для координации сотрудничества между Данией, Норвегией, Швецией и Исландией. Финляндия формально присоединилась к этой организации лишь в 1955 году, но фактически сотрудничала с Северным Советом с момента его создания. Сейчас со Швецией, Финляндией, Норвегией, Данией и Исландией активно развивают связи молодые страны Балтии, возникшие на политической карте мира как самостоятельные государства после развала Советского Союза.

В январе 1998 года в городе Висбю (Швеция) прошла встреча журналистов. Сюда приехали представители из Финляндии, России, Литвы, Латвии и Эстонии. Первый же доклад профессора журналистики Стокгольмского университета Стига Хадениуса подтвердил необходимость прямых контактов. Профессор взял обычные две недели и подсчитал, сколько за этот период появилось статей, материалов по радио и телевидению Швеции, в которых шла речь о странах Балтии, России и отдельно о Калининградской области. Эти цифры вызвали шок. Судите сами: об Африке опубликовано 79 материалов, о России 70, о Польше 13, а об Эстонии, Латвии и Литве по 4 публикации на каждую страну. Столько же, сколько и о далекой Австралии. Есть чему удивляться. Еще большее недоумение у всех участников семинара вызвали результаты анализа содержания материалов в шведских средствах массовой информации. Подавляющее большинство из них о кризисе, мафии, росте преступности, наркомании...

На этом международном семинаре стала проясняться картина прямые и быстрые контакты между коллегами-журналистами жизненно необходимы. Нужно активно и повсеместно расширять количество источников информации, и новая электронная техника дает возможность быстро связаться с любым из участников семинара или получить от них телефоны, имена людей, с которыми можно было бы встретиться, взять интервью. Список участников встречи «Медиа Балтика» выведен в «Интернет» и открыт для всех[1].

Конечно, между странами региона Балтики существуют определенные различия в правовом регулировании информационных потоков, в традициях национальной журналистики, что позволяет говорить о необходимости сравнительного анализа истории, современного состояния и тенденций дальнейшего развития массмедиа.

Несмотря на существенную разницу в функционировании средств массовой информации Российской Федерации, стран Северной Европы и Балтии, есть и общие для журналистики всех этих государств явления: падение тиражей центральных газет, рост спроса на местные издания и многое другое.

Развитие печати и особенности национального характера жителей Северной Европы способствовали тому, что любовь к чтению, в том числе газет и журналов, стала постоянным и непреходящим явлением. Здесь много читают. Да и по телевидению предпочитают смотреть национальные передачи, а не те программы, которые подготовлены за рубежом[2].

Изучение истории и современного состояния зарубежной журналистики в России длительное время носило выборочный характер, причем направленность и объект исследования определялись зачастую исходя из субъективных интересов и пристрастий ученого, тактических потребностей исследовательской либо учебной организации. Безусловно, это давало определенный научный результат, но вместе с тем оставляло и целые зоны неисследованной проблематики.

По инициативе профессора кафедры Зарубежной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета В.С. Соколова, доктора филологических наук (ныне покойного), в университете была начата систематическая работа по выпуску монографий и учебных пособий, посвященных периодической печати зарубежных стран. Прообразом этой серии послужили два коллективных учебных пособия, которые до сих пор пользуются спросом: «Журналистика социалистических стран» (Л., изд-во Ленинградского университета, 1989. 92 с.) и «Журналистика западноевропейских стран» (Л., изд-во Ленинградского университета, 1990. 104 с). Выпущенные группой авторов под редакцией B.C. Соколова и Ю.Н. Солонина, эти работы в сжатой форме рассказывали об истории СМИ анализируемых стран. Они включали важнейшие вехи и события национальной журналистики и давали определенные сведения о существовавших в то время формах управления информационными потоками. В них также излагались данные, освещающие тенденции развития средств массовой информации.

Естественно, к этому времени уже вышел в свет целый ряд работ по проблемам зарубежной журналистики, но они еще не носили комплексного, системного характера. Когда начались планомерные исследования средств массовой информации и коммуникации зарубежных стран, в основу был положен историко-географический принцип, позволяющий достаточно глубоко изучить историю и современное состояние массмедиа той или иной страны. Первые книги серии «Периодическая печать Франции», «Периодическая печать Италии» и «Периодическая печать Соединенных Штатов Америки» вышли соответственно в 1996, 1997 и 1998 годах. За ними последовали «Периодическая печать Великобритании» (2000), «Периодическая печать Судана» и «Периодическая печать Германии» (2001). Серию дополнили «Печать курдской диаспоры: история и современное состояние» (1998), «Журналистика стран членов Лиги арабских государств (Африка)» (1999), «Пресса Китая в условиях экономической реформы (90-е годы XX века)» (2000), «Государственная периодическая печать Китайской Народной Республики о проблемах модернизации китайского общества в 1970-е 90-е годы» (2001), «Франция: телевидение и власть» (2001) и другие[3].

Каждый из этих трудов интересен по-своему, поскольку их авторы акцентируют внимание на тех событиях, фактах и явлениях, которые они считают наиболее знаменательными. Возьмем для примера книги наших зарубежных коллег Магдида Сапана «Печать курдской диаспоры: история и современное состояние», Ли Динсиня «Пресса Китая в условиях экономической реформы (90-е годы XX века)» и Чжана Хэфэна «Государственная периодическая печать Китайской Народной Республики о проблемах модернизации китайского общества в 1970-е 90-е годы». Это бесспорно актуальные и практически важные работы. В монографии Магдида Сапана впервые в истории курдской журналистики рассматривается роль периодической печати курдской диаспоры в развитии и становлении литературного языка, освещении курдского вопроса. Привлекая широкий круг источников и архивных материалов, автор всесторонне характеризует влияние курдского вопроса на развитие периодической печати курдов в странах Ближнего и Среднего Востока, а также в европейских странах, в частности в Швеции. Книга Ли Динсиня посвящена почти не изученной российским печатоведением теме трансформации системы печати КНР в условиях экономической реформы. В монографии Чжана Хэфэна впервые освещена деятельность государственной медиа-системы в процессе трансформации китайского общества. Как видим, названные выше труды посвящены хотя и важным, но достаточно узким вопросам. Вместе с тем, подобный подход делает затруднительным сравнительный анализ, например, по тому же историко-географическому принципу.

Чтобы придать исследованиям и связанной с ними редакционно-издательской деятельности более планомерный и комплексный характер, было решено начать углубленное и поэтапное изучение СМИ различных регионов мира. Наибольший интерес представили СМИ стран Северной Европы, поскольку они отличаются заметным своеобразием и функционируют в уникальном правовом и этическом поле: конституционный принцип гласности, традиции и этические нормы, судебная система предоставляют журналистам «свободу рук», но вместе с тем и требуют от них высокой общественной ответственности. Инициативу СПбГУ поддержали такие выдающиеся зарубежные исследователи и деятели международного журналистского движения, как К. Норденстренг, Я. Экекранц, Г. Страхал, С. Юшкевич и другие. Возникла возможность многие проблемы решать в условиях изучаемой страны. Безусловно, это активизировало работу по изучению истории и современного состояния средств массовой информации зарубежных стран.

Весьма серьезные изменения на международной арене потребовали усилить внимание к СМИ стран Восточной и Центральной Европы, а также государств постсоветского пространства и их связям с зарубежными медиа, в частности, стран Северной Европы. В Эстонии, например, практически все инвестиции в развитие газетно-журнального бизнеса приходятся на медиа-концерны Швеции и Финляндии; в Латвии наблюдается ярко выраженная экспансия со стороны медиа-магнатов стран Северной Европы. В результате в планы исследований российских ученых были включены, например, проблемы, касающиеся журналистики стран СНГ и Балтии.

Все сказанное выше потребовало пересмотра методологических принципов изучения истории журналистики и современного ее состояния.

Журналистика дисциплина синтетическая. Конечно, у журналистики как науки есть свои, присущие только ей принципы и методы анализа и синтеза, но она использует также методологию всех наук, с которыми вступает во взаимодействие.

Возьмем для примера историю журналистики. Один из наиболее распространенных методов изучения историко-географический. Следовательно, ему присущи такие методологические принципы, как историко-сравнительный анализ, ориентированный на познание одного и того же явления в его истории; географо-страноведческий сравнительный анализ; кросс-культурный подход и т.п. Между тем, при анализе определенных этапов развития средств массовой информации или отдельных проблем их функционирования журналистика использует методы, присущие и филологии (например, при изучении исторических аспектов развития теории жанров), и другим наукам.

Особенно сложным выявление и использование различных методологических принципов становится при анализе содержания публикаций средств массовой информации. Здесь широко применяются контент-анализ, принципы социологии, политологии, религиоведения и т.д. А если взять медицинскую, сельскохозяйственную, научную, научно-техническую, научно-производственную периодику, то мы можем прийти к выводу, что и здесь журналистика пользуется методами тех сфер человеческой деятельности, которые она отражает.

Итак, журналистика в повседневной деятельности средств массовой информации и в теоретических изысканиях использует универсальные методы обществоведения и других наук, причем происходит взаимообогащение методологической базы.

В связи с этим встает практически важный вопрос о выявлении приоритетов в ходе исследования или преподавания той или иной дисциплины, связанной с журналистикой. Если вернуться к примеру, приведенному выше, т.е. к истории журналистики, то здесь вполне логичным и обоснованным можно считать алгоритм исследования или преподавания, в котором выделены наиболее важные этапы развития журналистики той или иной страны, обозначены их вехи.

Естественно, при использовании историко-географического принципа необходимо дать общие сведения о стране. Здесь в зависимости от целей или задач исследования опять-таки определяются свои приоритеты. Затем целесообразно рассмотреть период так называемой протожурналистики, когда периодических изданий в современном понимании еще не существовало. Не менее важным является период возникновения и становления различных средств массовой информации (когда появились первая газета, журнал; когда возникло радиовещание; когда и при каких условиях стало распространяться телевещание и т.д.).

Поскольку функционирование средств массовой информации протекает во вполне определенном правовом поле, то для изучения, преподавания, сравнения целесообразно рассматривать взаимовлияние права и саморегулирования СМИ, государственных способов регулирования и управления информационными потоками.

В странах с реальными многопартийными системами продуктивным является анализ взаимодействия политических партий и практической журналистики, проблемы партийности прессы.

Внешнеполитическая направленность конкретных публикаций в средствах массовой информации любой страны проявляется в пропагандистской деятельности государства, общественных организаций (включая политические партии), коммерческих фирм и частных лиц. Здесь важным можно считать возникновение, становление и функционирование внешнеполитического пропагандистского аппарата, его направленность.

Конечно, исключительно важным является изучение собственно журналистских аспектов функционирования СМИ. Это язык и стиль публикаций, принципы верстки газет и журналов, разработки сценарных планов аудио- и видеопрограмм, менеджмент и маркетинг и т.д.

Как видим, компаративистика в журналистике явление необычайно сложное и вместе с тем перспективное, дающее серьезные научно-практические результаты. Причем мы стоим лишь в начале пути.

Изучение средств массовой информации стран Северной Европы в настоящее время является актуальным и практически значимым. Предлагаемая книга «Журналистика стран Северной Европы» лишь начало изучения различных регионов мира. Ранее уже вышли в свет важные в научном отношении труды, посвященные журналистике Северной Европы (например, Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М.: Изд-во Моск. ун-та,1997; Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999 и др.)[4], но они, при всей их значимости, освещают лишь узкие проблемы и не дают общего представления, в частности об истории журналистики изучаемых стран.

Статьи о журналистике разных стран строятся по идентичному плану, что позволит легче сравнивать между собой такие параметры, как история средств массовой информации той или иной страны и их современное состояние, политические партии и партийная пресса, право и саморегулирование прессы, основная тематика выступлений СМИ.

 

◄◄ к содержанию ►►



[1] Санкт-Петербургские ведомости. 1998. 31 января.

[2] Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. – М, 1997. – С.7–15.

[3] Виноградова С.М., Герасимов И.В. Журналистика стран-членов Лиги арабских государств (Африка). – СПб., 1999. – 65 с; Вороненкова Г.Ф., Чесанов А.А. Периодическая печать Германии. – СПб., 2001. – 220 с; Герасимов И.В. Периодическая печать Судана. – СПб., 2001. – 92 с; Ли Дин-синь. Пресса Китая в условиях экономической реформы. – СПб., 2000. – 168 с; Рыкованов П.Я. Франция: телевидение и власть (Слово, образ, действие в политической практике генерала де Голля). – СПб., 2001. – 88 с; Сапан М. Печать курдской диаспоры: история и современное состояние. – СПб., 1998. – 140 с; Соколов В.С. Периодическая печать Франции. – СПб., 1996. – 144 с; Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании. – СПб., 2000. – 112 с; Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Италии. – СПб., 1997. – 100 с; Соколов В.С., Михайлов С.А. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки. – СПб., 1998. – 144 с; Чжан Хэфэн. Государственная периодическая печать Китайской Народной Республики о проблемах модернизации китайского общества в 1970-е – 90-е гг. – СПб., 2001. – 188 с. и др.

[4] Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. – М.: Изд-во Моск. ун-та,1997. – 184 с; Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 288 с.

Hosted by uCoz