Психология и психоанализ
рекламы
Л.Н. Хромов
ИСКУССТВО РЕКЛАМЫ ГЛАЗАМИ ПСИХОФИЗИОЛОГА[1]
СЕМИОТИКА ИСКУССТВА РЕКЛАМЫ
Работа
с рекламными текстами всегда предполагала, и предполагает глубинное знание
законов парного клирингового общения покупателя и рынка. В настоящее время
этими проблемами в различных странах мира занимается психофизиологическая
семиотика. В любой торговой фирме имеются специалисты по психолингвистике и
нейрофизиологии.
Разрабатываемый
психологами метод психофизиологической семиотики основан в первую очередь на
известных закономерностях в области психолингвистики и нейро-лингвистического
программирования личности. Именно на этих двух научных
современных дисциплинах сформированы семиотические и
психофизиологические предпосылки создания в недалеком будущем единых правил
создания рекламного текста того или иного плана. Учет критериев и ограничений
психофизиологической семиотики при рекламной деятельности, и в первую очередь
при работе над исходным текстом или уже при готовой продукции, позволит
выполнять всю подготовительную работу по рекламе в самые сжатые сроки, или, как
говорится, «без слез и без мучений».
Известно,
что в состоянии обычного гомеостаза человек действует по определенным правилам,
т.е. алгоритмически, или, как говорят психологи, по гештальт-стереотипам.
Психофизиологическая семиотика является разделом психолингвистики, и ее основным предметом является изучение онтологического слоя языка человека как системы коммуникации. Этот раздел психолингвистики рассматривает наш живой язык как вполне сложившуюся историческую систему коммуникации людей друг с другом. Для нашего случая эта система «покупатель – продавец». Психофизиологическая семиотика старается вскрыть и понять взаимосвязанные психофизиологические сущностные механизмы церебрального уровня.
Особый теоретический, да и практический, интерес представляют следующие вопросы, рассматриваемые этой наукой:
· как работает творческий гений автора добротного текста произведения;
· как чувствует и понимает авторский текст читатель-покупатель;
· как отражается общая картина мира в головном мозге автора текста и потенциального покупателя;
· как реально протекают процессы восприятия, запоминания, понимания рекламы, а также и воспроизведения или порождения своей версии покупателем в стихотворном виде или прозаическом;
· в каких органических взаимосвязях находятся компоненты этих психофизиологических процессов;
· какие «языки» мозга участвуют в данных процессах обработки рекламной продукции;
· какова система алгоритмических правил умственных действий человека при восприятии рекламы, особенно в условиях эмоционального стресса;
· какова роль интонации и просодических элементов речевого потока рекламодателя, например, по радио или TV;
· как действует и координируется единый контур «эмоциональная сфера – легкие – малый круг кровообращения – сердце – голосовой аппарат диктора»;
· как в устной дикторской речи отражается эмоциональное состояние человека и актерские характерологические черты: ощущения, настроения, состояния – именно от этого зависит, западет или не западет в душу покупателя эта реклама;
· каким образом можно определить эмоциональную напряженность и тяжесть труда диктора по объективным показателям речевой деятельности.
В настоящее время развитие семиотики и психофизиологии позволяет использовать для ответов на выше поставленные вопросы новейшие сведения о сущностях механизмов работы головного мозга человека. Анализ и синтез эмоционально окрашенной речи рекламного диктора-мастера представляет собой уникальный полигон для использования этих сведений при обучении молодых менеджерских кадров. Особую роль приобретает здесь актерская имитация ситуаций эмоционального стресса, выявление допустимых перегрузок нервной системы, когда диктор находится на грани потери самоконтроля. Здесь же возникает проблема создания эталонных показателей определения скрытого неподдельного состояния тревоги, страха за свое здоровье в случаях хронических перегрузок. Зачастую мы видим и слышим, как неэффективна реклама, когда она осуществляется больным диктором. Разрабатываемый автором настоящей книги метод основан в первую очередь на известных закономерностях в области психолингвистики и НЛП. Именно на этих двух науках сформированы семиотические и психофизиологические предпосылки создания единых и безусловно щадящих правил освоения актерского драматургического текста того или иного автора рекламной продукции.
С этих позиций в первую очередь актуально, например, рассмотреть концепции генетических матричных структур головного мозга как основы «сверхпамяти» человека. Это на практике поможет более продуктивно осуществлять рекламную деятельность любого уровня.
Из доступной литературы известно, что головной мозг человека представляет собой комплекс сложнейших иерархических систем физиологических механизмов, обрабатывающих информацию, поступающую извне на основе принципа фундаментальной теории отражения и законов, открытых трудами отечественных ученых – Павловым И.П., Сеченовым И.М., Анохиным П.К. и др.
Каждый уровень мозговой иерархии синтезирует и анализирует поступающую в него информацию не просто сплошным валом, а фильтруя ее относительно имеющихся в наличии биологически значимых иконических механизмов оперативной памяти и генетичеких матричных структур гностических (понимательных) зон мозга. Все peaлизуется на основе двух основных видов кодов: дискретно-речевом и непрерывно-образном. У любого человека в арсенале интеллекта имеются в наличии стереотипные сценарии и речевого (вербального), и образного поведения. Принципиально то, что если для животных характерна только детерминистская отражательная (репродуктивная) схема восприятия и обработки поступающей информации и реализация итогового решения в поведении, то для человека – это продуктивная (активная) схема восприятия. Продуктивное восприятие человека – это система реализации перцептивных гипотез, и они создаются на симбиозе как детерминистских установок, программ умственных действий, так и установок вероятностного прогнозирования, сочетающихся с активно-продуктивной функцией коры больших полушарий головного мозга.
Деятельность головного мозга человека основана на реализации принципа наименьшего усилия и экономии биоэнергозатрат всеми физиологическими механизмами (известная закономерность Зифа). Этому также способствует и сама базисная организация биоэнергетики головного мозга, которая основана на интенсивном питании коры кислородом.
Известно также, что наш мозг может работать и как консолидированный на решение одной сверхзадачи комплекса (академик Анохин П.К. – концепция функциональной системы), и как множество локальных децентрализованных механизмов с собственными субконтурами обработки поступающей информации различной модальности (зрительной, слуховой, кинестезической, вкусовой, запаховой). Так, например, существуют люди, способные одновременно и музицировать, и писать, и читать вслух заученные стихотворения, и тут же, воспринимая на слух поток цифр, производить с ними арифметические действия (феномен Ю. Горного, В. Мессинга).
Исследования последних лет подтвердили гипотезу о том, что человек наделен от рождения вполне конкретным матричным алфавитом иконических субзнаков модуляции пространства внешнего мира. Эту концепцию архитипических знаков основал К. Юнг. Матричные структуры выходных блоков зрительного анализатора, например, предпочитают воспринимать, в первую очередь, геометрические структуры типа: крест, круг и квадрат (впервые на их иконическое значение обратил внимание в 1920 г. художник Казимир Малевич). Этот врожденный механизм позволяет нам всем осуществлять семантическую обработку наиболее биологически значимой информации молниеносно и всегда подсознательно. Механизм этот в эволюции создавался в целях биологической защиты по принципу «на выживание». На основе этого примарного алфавита иконических знаков внутри нас формируется персонифицированный внутренний мир основополагающих понятий типа: вертикаль, свет, край, граница, полет, падение, тьма, смерть, жизнь, небо, земля, покой, воля, время, пространство, круг, колесо, циркуль, квадрат, окно, движение, примирение, семья, мы, я и т.п. Все это рельефно, зримо и ярко зафиксировано в древнеегипетских арканах тарота.
Именно с помощью входных семантических фильтров (эталонов) иконической памяти зрительного анализатора и понятийных гностических зон головного мозга происходит мягкая гармоническая модуляция (рассечение, расчленение и анализ) пространства восприятия любого запечатленного на сетчатке глаза «кадра» показа внешнего мира. Этот факт говорит за то, что уже в сфере наших ощущений и подпорогового отражения и осознания картины мира, т.е. в сфере перцептивной психофизической деятельности, имеется своя, вполне регистрируемая и приемлемая для индивида знаковая система (язык) с ярко выраженной семантикой. Об этом толково в свое время писали Гик и Хэмбидж, занимаясь практикой анализа архитектурных канонов древних цивилизаций. Эти исследователи пытались реконструировать по законам модуляции пространства некоторые разрушенные памятники древней культуры, используя учение древних мудрецов «О единой динамической симметрии». Оказалось, что иконические знаки древней символики, а именно, крест, круг и квадрат, по существу являются полным исходным набором «инструментов» для гармонического деления и модуляции пространства восприятия форм объектов внешнего мира. Причем рассекающий модуль при этом может быть любой. Необъятные возможности этого инструментария нашего мозга позволяют создавать практически неограниченные ряды пространственных композиций на базе единой исходной моды (темы). Так например, Гик рекламирует в качестве универсума «динамические» прямоугольники: V2, V3, V5, V52, V1.618..., 1, 618..., (1,618) и т.д. По Гику, этот ряд у древних мудрецов, посвященных в магию чисел, считался священным. До наших современников сохранилась лишь голимая символика. Как ни странно, но и А.С. Пушкин также специально занимался изучением древних (персидских) геометрических сечений. Так например, наш великий поэт провел модуляцию арабских цифр, которую столь изящно подхватило наше почтовое ведомство в виде индексов регионов страны, которую мы теперь видим на конвертах. В своих поисках А.С. Пушкин натолкнулся на символическую триаду: крест, круг, квадрат и воплотил эту символику в гениальной онегинской строфе. Читать об этом можно у Турбина В.Н. – очень интересно и полезно.
Поразительно, что отечественный исследователь И. Цукерман в эксперименте показал наличие анизотропии сетчатки глаза, оказалось, что палочки и колбочки в сетчатке выстелены не монотонным слоем, а сгущены в центре в виде креста. Таким образом, человек, органично воспринимая вертикаль, говорит себе: «это хорошо», «это мое». Эта же «икона» отлично описана польским нейрофизиологом Ежи Конорски в его монографии «Интегративная деятельность мозга». Таким образом, все, что мы видим, или все, что нам показывают в виде рекламы, человек интуитивно оценивает через целую систему фильтров нормального человеческого восприятия, которое формировалось в эволюции миллионы лет. И все, что патологично, ненормально, мы отвергаем сразу же. Например, когда артист В. Леонтьев катается по сцене и притом орет, как зверь лесной, – то это нормальный человек не принимает!
В этой же связи необходимо отметить, что в задачу психофизиологической семиотики входит также и изучение перцептивных механизмов с целью выявления относительно конечного алфавита перцептивных знаков зрительной, слуховой и речевой модальности. Оптимальная формальная матрица, создаваемая нами для диагностики состояний потенциального покупателя, потребляющего рекламу, должна быть в первую очередь изоморфна «оригиналу» биологического навыка восприятия, реализуемого постоянно внутри нас самих. Логико-семантическое представление о деятельности человека при восприятии существенно расширяется и углубляется матричным (табличным) набором критериев и ограничений (см. таблицу), естественным нам в соответствии с принципами психофизиологической семиотики.
Учет этих критериев и ограничений при рекламной деятельности, и в первую очередь при работе над исходным текстом или собственно рекламой, позволяет выполнить всю черновую подготовительную работу в самые сжатые сроки.
Известно, что в нормальном состоянии человек действует по определенным правилам (алгоритмически). Покупатель после прочтения текста того или иного маркетингового центра должен уметь синтезировать образ своей будущей покупки. Это означает, что человек не только должен механически знать потребительские свойства товара, но и воссоздать тезаурус (словарь) рекламирующей фирмы или диктора, его манеру говорить, петь, двигаться по рекламной сцене, а также имитировать ощущения, настроения и состояния потребителя, вплоть до стресс-ситуаций. А рекламирующий товар диктор или актер на TV должен уметь воспроизводить и алгоритмы умственных действий своего рекламируемого героя. В самом общем концептуальном виде диктору или актеру рекламовещателю необходимо в первую очередь создать образ и имидж, учитывая органически заложенные в нем структуры и функции, с учетом нормативных закономерностей общения людей друг с другом.
Теперь
мы можем и более подробно раскрыть содержательную часть семи критериев,
изложенных в таблице.
Таблица 1
Общая критериальная формулировка запретов и
ограничений
1.
При
работе над ролью рекламного персонажа для обеспечения воссоздания образа героя
необходимо уметь синтезировать личность с учетом современного знания
психофизиологии о внутреннем мире человека, – «Он и его внутренний мир»; «Он и
его отношение к людям»; «Он и мотивы его поведения, чего он хочет, цель в
жизни». – Как нет ситуации рекламы вообще, так и нет вообще человека,
рекламирующего товар. Все люди разные, так же как нет и усредненного рекламного
ролика, где действует герой, рекламирующий товар или фирму.
2.
Следует
всегда иметь в виду, что у человека по нейрофизиологическому и
психолингвистическому семиотическому существу имеется в наличии не один
головной мозг, а два: два полушария, левое и правое. Эти два полушария
обрабатывают разные по смыслу потоки информации.
3.
Обработка
информации в головном мозгу осуществляется двумя разными способами: –
одномоментно, – симультанно, – последовательно, – сукцессивно.
4.
Любой
диалог между актером-рекламовещателем и публикой,
покупателями зиждется на языке речевой коммуникации, подкрепляемой мимикой и
пантомимикой.
–
Структурно
эта коммуникация состоит: из алфавита знаков (зрительных и слуховых);
грамматики (в самом общем виде состоящей из правил использования знаков
алфавита); из элементов интонации (просодии).
–
Модальностью
восприятия актерского мастерства (рекламовещателя) зрителям является два
потока: зрительный и слуховой.
5.
Головной
мозг работает на основе принципа параллельной обработки, поступающей информации
и минимизации усилий по восприятию. Принцип экономии ресурсов всех видов
мозговой деятельности является основным. – Зрительный анализатор всегда
помогает слуховому и наоборот.
6.
Диалог
актера рекламовещателя (дисциплина обмена) как акт передачи значимой рекламной
информации по своим временным и пространственным характеристикам в норме должен
соответствовать органическим параметрам, присущим физиологии механизмов речи и
дыхания организма конкретного человека.
В противном случае развивается
дисгармония, монотония речи: ее затягивание и замедление, – зритель слушает
актера, но не слышит его. Во всем должна быть гармония и мера.
7. Недопустимо нарушать биоэнергобалансные характеристики организма при сценической деятельности рекламовещателя. Любые эмоциональные стрессы на сцене не проходят без последствий для здоровья актера, поэтому требуется применять специальные методы психорегуляции (аутогенную тренировку, медитации, гипноз). Психогигиенические требования к работе и отдыху рекламовещателя очень жесткие. И он всегда должен быть здоров и настроен на активную подачу рекламы.
Таблица 2
Содержание критериальных формулировок
1. При работе над образом героя, рекламирующего товар или фирму-производителя, обязателен учет действия на личность факторов внешней среды.
2. – Обязателен учет принципиальных различий в образе мышления европейцев и представителей восточных культур. Они различаются и по психофизиологическому портрету и, по системе памяти, и по системе диалога друг с другом.
– Европейское мышление характеризуется конвергентностью, – сходимостью и сводимости всего к дискретной логике. – Восточное мышление характеризуется дивергентностью, – расходимостью мыслей и сознания, не поддающихся логическому рассуждению.
– Логическое мышление присуще левому доминантному полушарию (ведущему).
– Образное мышление присуще правому субдоминантному (ведомому).
Во всех случаях обязателен учет,
правша или левша тот человек, в образ которого должен войти актер,
рекламирующий товар.
3. – При коммуникации с рекламой человек-потребитель тяготеет к новизне (к удивлению и проявлению инстинкта радости узнавания нового, необычного, яркого).
– Обычно человек стремится решать все более трудные и сложные задачи и по семантике и по темпу обмена, а также и по эмоциональной насыщенности речи рекламовещателя.
4. Речь рекламного вещателя насыщается информационно-просодическими элементами ощущений, настроением, и в ней отражается состояние человека-диктора.
– Актер-рекламовещатель при общении со зрителем через TV-камеру или радио должен учитывать и параметры пропускной способности и слуха и зрения потенциальных покупателей, а также учитывать процессы запаздывания и переходные процессы, включая сюда и гамму порогов восприятия и их оперативную флуктуацию во времени.
5. – Актер (диктор) должен в первую очередь извлекать из текста своей рекламной роли подтекст алфавитного уровня, т.е. биологически значимых для зрителя символов. Например, иконические знаки типа: крест, квадрат и сакральные цифры 3, 7, 12, 13, 14: – Актер (диктор) должен уметь моделировать ощущение пространства в трех измерениях в течение всего времени нахождения его на сцене (в кадре показа TV).
–
Актер
(диктор) должен уметь варьировать ходом времени; работать в темпе различного
хода времени, уметь «замедлить» время и «ускорить» его по сюжету рекламного
материала. – Обязательно следует учитывать все три особенности нашего зрения:
–
черно-белого
(ахроматического): – цветного (хроматического);
–
объемного.
–
Обязательно
следует учитывать наличие трех видов слуха (апертур); – монозвук; – стереозвук;
– квадрозвук.
–
При
работе над ролью необходимо максимально воспроизводить внутренние структуры: –
речи; – пения; – шепота;
–
атаки звуков (мягкая, придыхательная, твердая); – регистров
(грудной, микст, фальцетный): – клаксонов; – вздохов;
–
предсмертных
звуков и пр. сопредельных невербальных звуков. – Необходимо знать, что гортань
человека излучает следующие акустические сигналы:
–
звук;
– инфразвук (наиболее воздействующий компонент); – ультразвук.
6. Обычный речевой поток актера-рекламовещателя строится на основе непрерывного потока смысловых рядов, – связанных пар слов. Смысловые ряды структурируются на интервальной основе русской интонации (просодии).
В конце каждой фразы обычно ставится
логическая «точка-пауза». Поток речи в норме сегментируется по циклам дыхания
или по ритмике шагов (1+2 секунды).
Кроме этого речь в норме имеет и
микро-сегменты слогоделения, – они следуют по интервалам в 0,2 + 0,25 секунды.
Этими основными параметрами и определяется обычная наша русская речь.
–
Кроме
этого необходимо учитывать психофизиологический закон объема восприятия
информации (закон Мюллера), по которому человек одновременно может воспринять 7+2
осмысливаемых предметов (объектов) рекламы,
– Необходимо уметь готовить себя к работе на сцене (перед передающей TV-камерой): – физически; – психически; – интеллектуально.
7. – По ходу работы на сцене актер-рекламовещатель должен уметь прогнозировать траты своей биоэнергетики, учитывая, что речь его героя может быть трех видов: – спокойный режим фонации; – надрывно-компенсаторный; – истерически-аварийный.
В соответствии с этим и надлежит
планировать свой отдых до и после работы на сцене рекламовещателями перед микрофоном на радио или в студии
TV.
1)
Актер-рекламовещатель всегда должен вживаться в роль на основе создания
вполне конкретной концептуальной модели мышления своего героя, – это
обязательное условие. Действительно, например, мышление европейца и представителя
восточной культуры различно в принципе. У европейца процесс мышления – это
поток дискретных (прерывистых) мыслей. Мысли реализуются на основе конкретных
слов, слов бледных, серых и стремящихся к однозначности. Мышление же восточных
людей красочно, поэтично в своей основе. Здесь все строится на вероятностной
основе непрерывного потока мыслительной деятельности. Язык восточного человека
метафоричен, ярок и, как правило, многозначен и двусмыслен по существу. Эти две
главные особенности языка и мышления людей востока и запада актеру надо знать и
уметь их вкладывать в образ своего героя. Тогда реклама дойдет до адресата.
Даже цветовая гамма воспринимается людьми разных культур по-разному. Например,
японский исследователь Контабаси Такэо
установил, что телесный цвет европейцы и японцы воспринимают неоднозначно.
2) При работе над рекламной ролью необходимо учитывать, что и сами тексты ролей, написанных тем или иным автором, несут отпечаток того, каким из полушарий мозга больше пользовался писатель, – правым, образным, или левым, логическим.
3) Человеческий мозг, в соответствии с общепризнанными фактами обладает замечательной способностью последовательной (сукцессивной), и одномоментной, параллельной (симультанной) обработки информации.
4) С биологической точки зрения любой устный (речевой) и письменный текст в своей основе состоит из алфавита значимых символов и грамматических правил расстановки и сочетания знаков этого алфавита. Примарный алфавит минимизирован в процессе эволюции в виде иконических знаков оперативной памяти нашего мозга. Все основные языковые универсалии (понятия), максимально значимые для человека, как бы впечатаны в мозгу. Они даны нам по наследству. Биологически человек и выжил в борьбе за существование, сумев передавать, тиражировать эти «матричные распечатки» из поколения в поколение. Специалисты по генетической психологии сумели проверить, какому закону подчиняется восприятие младенцами целого, – или закону гетерогенной суммации, или же закону гештальта. Этологи прежде считали, что молодые организмы действуют согласно первому закону, а взрослые, набрав типовые алгоритмы, действуют по гештальт-шаблонам, т.е. алгоритмически, по заданным раз и навсегда правилам. Исследователь Т. Бкоауэр в натурном эксперименте обусловливал с помощью поворота головы налево реакцию младенцев в возрасте 3, 12, 16 и 20 недель на иконические стимулы алфавита геометрических и канонических фигур: круг, крест, двоеточие и их суммарного комплекса. Было обнаружено, что зрительный мир младенца нельзя больше считать наделенным лишь примитивной способностью к светоразличению и чувствительностью к движению. Оказалось, что младенцы обладают стабильностью матричной понятийной организации. Малыш видит не хаос световых пятен, а структуры, формы, различие в формах и их пространственную ориентацию. С возрастом алфавит иконических знаков у индивида становится более четким – инвариантным.
5) Мозг человека работает на основе реализации принципа минимизации усилий и принципа экономии биоэнергетических ресурсов всех видов. Здесь нам необходимо знать и, естественно, учитывать в работе актера, несущего информацию о рекламе, что мозг имеет соответствующие специфические каналы и зоны обработки информации той или иной модальности (зрительная зона, слуховая, речевая и т.д.). Кроме этого имеется и неспецифическая возможность обработки, – это когда слух помогает зрению, а зрение слуху. Известно, что человек привык воспринимать зрительную информацию и черно-белую, и цветную, и объемную.
Имеется закономерность – в
ответственных ситуациях длинные фразы и длинные слова нами укорачиваются до
допустимого (приличного) минимума. Это явление мы наблюдаем, например, в
военном языке – «товсь», «пли» и др. Да и в обычном
разговорном языке также имеется тяга к минимизации, например, английское «I am» превратилось «I'm», а «О'кей» в «Ок», – и таких примеров
очень много в живых языках мира. Закон Зифа здесь
действует безукоризненно.
6)
Дисциплина
диалога или темп речи в норме по своим временным и пространственным
характеристикам соответствует органическим темповым и ритмическим параметрам,
присущим речевому и зрительному потоку информации человека. Это означает, что
единицы потока речи следуют в темпе (ритме), соизмеримом с основными временными
параметрами просодических, интонационных элементов и слогоделения. В основе
этой естественной ритмики заложены: дыхательные экскурсии лёгких и диафрагмы;
ритмика работы слогоделителя – фарингса
(глоточного сфинктора); ритмика наполнения и
опорожнения оперативной памяти головного мозга. Из физиологии дыхания и в
фониатрии известно, что дыхательный цикл – время выдоха и вдоха длится не более
3 секунд. Именно этот цикл и программирует общую дугу просодии, интонационную
кривую речи, а также и всю дыхательную группу. Цикл же дыхания данного человека
зависит от ритмики его шагов по ровной поверхности.
Слогоделительный цикл – время генерации слога и сегмент одномоментного восприятия поступающей информации, длится около 0,25 секунд и является временем переходных процессов (постоянной времени) оперативной памяти человека. Именно на этом рабочем временном цикле оперативной памяти зиждется и внимание, и понимание, и запоминание поступающей извне информации. Темп устной речи и темп восприятия является ведущим параметром актерской речи носителя рекламы на TV и радио.
7) Необходимо уметь также учитывать и наличие прогнозируемых оперативных и страховых биоэнергетических ресурсов актера-рекламовещателя. В настоящее время уже имеется возможность корректного сохранения здоровья любого актера, несущего профессиональную нагрузку на более длительное время.
Таким
образом, предметом психофизиологической семиотики стали основополагающие
проблемы сущностных механизмов работы нашего мозга и механизмов речи. Теперь, а
именно в наше время, позволительно рассмотреть концепции генетических матричных
структур мозга, как основы «сверхпамяти» человека; интерпретировать в новом
аспекте некоторые древние философские системы, как
например, древне-индийскую философию санкхья; переосмыслить понятия
«пифагорийцев» о числе с точки зрения процессуальных аксиоматических
взаимосвязей космических субструктур; рассмотреть все дошедшие до нас из
глубокой древности символические знаковые системы как вполне значимые для нашей
жизни геометрические матрицы, раскрывающие сущность мироздания.
Здесь только еще отметим, что расшифровка древнекитайского мандала, – символа иньянь, олицетворяющего мужское и женское энергетическое начало, заняла у ленинградского ученого-архитектора И.П. Шмелева более чем 11 лет. Та же самая трудоемкость была затрачена для расшифровки 22-х символов Арканов Тарота древнеегипетских пирамид.
О ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ АКТЕРСКОЙ
ДИКТОРСКОЙ РЕЧИ РЕКЛАМОВЕЩАТЕЛЯ
Известно, что в любом авторском рекламном тексте, а мы имеем в виду добротный, умный текст настоящего писателя и поэта, есть подтекст и иногда даже не один. Исторических примеров много, – здесь, например, и многоликая трактовка канонического текста теоремы Пифагора, а также многократное прочтение мифа о происхождении и сущности двадцати знаков Зодиака в версии Рамаян и в версии древнего Египта.
Лучше всего об этом говорит известный нейропсихолог, профессор МГУ А.Р. Лурия.
Герменевтика – это наука, изучающая скрытые, вторые и третьи тексты в «обычных», на первый взгляд, текстах. А.Р. Лурия в главе XIII своей посмертной книги, в разделе «Понимание смысла (подтекста)» именно раскрывает механизм герменевтического анализа текста (стр. 358). А.Р. Лурия пишет, что искусство таких больших актеров-чтецов, как Кочарян , Андронников, Журавлев, и заключается в том, что, используя (Соответствующие средства, – «звучащие» паузы, «стреляющие» фонемы, интонации, жесты, мимику и пантомимику, большие мастера доносить до зрителей и слушателей не только внешнее формальное значение сообщения, но его внутренние подтекстовые планы. Иногда мастеру удается передать и те мотивы, которые стоят за поступками автора и героев произведения. Для иллюстрации приведем ниже два примера герменевтического анализа текстов классиков нашей изящной поэзии.
О КРУГОВОМ ОБРАЗЕ ВРЕМЕНИ У РАЗНЫХ ПОЭТОВ
КАК ВЫРАЗИТЕЛЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРУЖИНЫ ИЛИ МАЯТНИКА
Еще с древних времен в мифах и сказках разных народов мира мы можем ясно различить образ круга (кольца). В русском народном костюме, на подолах рубах, на передниках и на полотенцах вышивали круговые календари – «месяца». Древний земледельческий календарь состоял из шести лепестков и шести ростков внутри круга. Это 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например, 2 мая – «Борис-Глеб – сею хлеб», 31 мая – «Придет Федот – земля примется за свой род». Подобные месяцесловы на Руси были повсюду. Известно, что и в древних индийских памятниках олицетворением Картины Мира была модель Колеса Сенсерин-Хурде (Колесо Жизни) со многими символическими спицами. Круговым календарем является и знаменитый канонический набор знаков Зодиака.
Хронотоп, или круговое время, стало непременным художественным образом многих поэтов. Идея возвращения, или времени-веретена, проходит лейтмотивом через многие литературные памятники нашей литературы.
О круговом времени в русской поэзии необходимо сказать особо. Мифологема круга, проявляемая как сакральная, ритуальная лексика, пестрит оборотами: «шапка по кругу», «чаша по кругу». То же мы наблюдаем и в церковно-славянской лексике, – знаменитые церковные круги (круговые структуры): «Праздничный круг«, «годовой круг», «Венец», обход храма во время пасхи.
В текстах сказок мы также имеем: «Влезал-вылезал» (круговой процесс).
Интересен тот факт, что когда стихотворное творчество исторически стало персонифицировано, то отношение того или иного поэта ко времени, в первую очередь, проецируется на его внутрисущностные психофизиологические качества:
– у интравертов – проявляется маятниковая структура личности. «Круг, – это хорошо, время круговое – это хорошо. Рок, судьба, фатально предопределено и властью и временем, да и поделать-то с этим ничего нельзя, да и не надо. Время, – это хорошо, оно во мне, и мне это нужно, оно концентрирует меня»; «Мне спокойно и тихо»;
– у экстравертов – проявляется пружинная структура личности. Круг, – проклятье, это цепи, круг надо преодолеть и вырваться из того круга цепей, вспомните М.Ю. Лермонтова или Е. Баратынского – «На что вы, дни?»). Так например, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Сон» сумел добиться максимальной образности этого плана (В. Соловьев говорит, что поэт Лермонтов – это колдун)... «В полдневный жар»... Композиционно в сон поэта вложен сон мертвеца, а в его сон в свою очередь вложен сон женщины – это знаменитый циклический хронотоп. Образ узника цепей времени налицо. Роспись лексики идет по спирали, все глаголы здесь в прошедшем времени. М.Ю. Лермонтов был большим мастером построения смысловых рядов при описании мертвецов и живых. Здесь у него смысловое движение образа налицо:
– мертвец – жар, свинец, кровь, скелет; – живой, – поэзия, цветы, разговор, бог, желтое солнце, желтый песок, черная рана, красная кровь, дым, идущий от раны. Образ времени вырисовывается из слов: полдень, жар, долина, глубокая рана, кровь по капле, солнце, пир. «Из свинца в золото» – это уже алхимический смысловой ряд.
– Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ночь» (поэту лишь 16 лет), но уже четко даются ему круги времени. При постоянном возвращении к греческой философии мы видим у поэта одну из форм подачи «вечности».
Круг времени как благословенная благодать вечного возвращения, – это дань философии Ницше: – Андрей Белый «Вечность»; оптимизм; весны будут для нас вечно, и это благодать; мы крылаты; все хорошо (Архаическая лексика налицо: всадник, меч, щит); образ вечности – это блаженство:
– Александр Блок «Дали и дни бесследны» (здесь, даются глагольные структуры в будущем времени; существительные: косы, кони...)
– У А.С. Пушкина каждое третье слово, глагол, – это основа семантики текста.
Примечательно и то, что применяется поэтами и Космический Хронотоп типа: «Опять и опять», «и снова отлетел» (В. Брюсов). Интересна и идея движущегося смысла в тексте (А. Блок, С. Есенин).
В самом общем случае для актера, несущего рекламу, необходимо знать две закономерности:
– полный цикл обработки одного фрагмента информации в мозгу человека длится не более четверти секунды;
– русская речь напевна, и ее ход интонации идет плавными проссодическими дугами, в такт дыхания и в такт шага ноги.
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (NLP)
– ПЕРВЫЙ ШАГ К ПСИХОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНЫХ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Вряд ли читающий эти строки станет оспаривать, что одним из желаний культурного человека является то, чтобы он понимал других людей, и другие понимали его. «Я сказал, а меня не поняли» – одно из распространенных заблуждений. Решение здесь простое: «Я так обратился к человеку, что он не понял меня так, как я этого хотел, чтобы он меня понял». Если ты сказал, и тебя поняли не так, хотя ты этого не хотел, значит, ты так сказал, чтобы тебя поняли именно так. И если ты хочешь получить результат, измени сказанное.
Какие же существуют решения проблемы взаимодействия людей на личностном уровне? Решений много. Одно из таких предлагает нейролингвистическое программирование (НЛП). Что это за технология? Что дает нейролингвистика современному деловому человеку, 70% времени которого уходит на коммуникативные проблемы? От эффективности их решения во многом зависит оценка человека как работника.
Нейролингвистическое программирование создано около 10 лет назад американцами Д. Гриндером и Р. Бэндлером, и явилось оно как результат изучения практики американских психологов М. Эриксона – врача-гипнотизера и Э. Сотар – семейного психотерапевта.
Изучив технику взаимодействия людей, чьи профессии обязывают к эффективному общению, исследователи предложили технологическую модель взаимодействия людей друг с другом на основе познания внутреннего процесса, происходящего в человеке при воспоминании, то есть при обращении к внутреннему опыту.
Какие же секреты были выявлены Гриндером и Бэндлером? Оказалось, что все люди строят свои воспоминания и представления на основе имеющейся у них информации визуально – картинками; аудиально – словами, звуками, шумами; кинестетически – ощущениями. Эта информация поможет успешно решать проблемы присоединения (взаимодействия) с партнером по коммуникации, чтобы вам понять человека и чтобы он понял вас. Присоединение бывает вербальное (словесное) и невербальное (несловесное). Под словесным присоединением подразумевают использование в разговоре фраз, слов, предложений, оборотов в том режиме (модальности), в котором общается собеседник. По нему вы определите наиболее оптимальный на данный момент способ организации передаваемой информации.
Индикаторы модальности |
Предикаты |
Темп речи |
Интонация |
Уровень жестов |
В |
Картина Видимый |
Быстрый |
Подъем |
Выше плеч |
А |
Послушай Слушаю |
Размеренный Логичный |
Равномерная |
Пояс |
К |
Тяжело Приятно Удобно |
Медленный |
Снижение |
Ниже пояса |
Слова, которые характеризуют его как тип коммуникатора, получили название «предикаты».
Визуальные представления также связаны с использованием слов: «видимо», «посмотрите», «перспективы», «ярко», «контрастно», «образ», «прозрачный»; аудиальными словами являются: «я слышу», «созвучно», «громко»; а кинестетические слова: – «тяжело», «удобно», «легко», «мягко», «возьмем».
По каким несловесным признакам в данный момент вы можете определить воспоминания и представления? Ну, например, по темпу речи. Быстроговорящий человек вероятнее всего представляет себе зрительные образы; говорящий равномерно, логично, последовательно представляет слуховые образы. Кинестетик говорит медленно, вязко.
Интересен анализ интонационной речи. Фразовые интонации характерны для визуальных представлений. Проверьте: проговорите мысленному партнеру фразу «представьте». Неакцентированная речь ближе аудиалистам. Интонационное снижение в конце слов, фраз характерно для кинестетических представлений («я чувствую»). Ну и, пожалуй, жесты также могут служить индикатором модальности: визуальной – жесты на уровне плеч и выше, рисование перед лицом: жесты выше пояса – аудиальной; кинестетические жесты ниже пояса.
Все указанные индикаторы сведены для удобства в таблицу.
Одно из наиболее удачных открытий нейролингвистов в области психологии коммуникаций – глазные сигналы доступа (ГСД). Оказывается, о представлениях вашего партнера можно судить по тому, как двигаются его глаза при поиске ответа на заданный вопрос. Если глаза стоят в нейтральном положении либо уходят вверх, вверх влево, вверх вправо, то человек ищет картины (визуальная модальность). Если глаза двигаются горизонтально вправо-влево или вправо-вниз (относительно наблюдателя), он вспоминает в виде звуков. И наконец, если его глаза уходят вниз и вниз-влево, это кинестетик.
Таким образом, вы можете определить по движению глаз тип партнера по коммуникации и понять, как устроен его характер. Определив это, вы сможете активно присоединиться к собеседнику, создавать у него ощущения того, что вы понимаете его именно так, как он понимает себя, и представить факты и доводы в наиболее понятном ему виде.
При практическом использовании полученной информации вы столкнетесь с интересным явлением: глаза у человека, который что-то вспоминает, двигаются. Не только в одну сторону, но останавливаются в одном положении (поле). Глаза двигаются по нескольким полям, по определенной траектории. Эта траектория получила свое название в нейролингвистике – «стратегия».
Стратегия имеет этапы. Первый из них – этап поиска имеющейся информации. Он демонстрирует ведущую, наиболее развитую модальность данного человека. Второй этап – репрезентация, представление найденной в сознании информации. И наконец, третий этап – оценки найденной и представленной информации при ответе на внутренний вопрос (правильно – неправильно, больше – меньше, лучше – хуже и т.п.).
Приведенные этапы помогут вам оценить стратегию человека. Плохих и хороших стратегий не бывает. Бывают эффективные и неэффективные. Все зависит от того, как человек использует свои возможности.
Нейролингвистическое программирование – это не столько теоретическая модель описания поведения, сколько апробированный пакет прикладных технологий, обеспечивающих наиболее эффективную организацию коммуникационного процесса и собственной мыслительной деятельности.
Один из приемов арсенала НЛП – смена стратегий глазных сигналов доступа (ГСД).
Если человек вспоминает при вас какую-то проблему, и образы вызывают у него неприятные переживания, вы можете, не зная содержания самой проблемы, изменить процесс ее осмысливания.
Как это сделать? Первый шаг: попросите партнера вспомнить плохое негативное переживание (Н). Определите стратегию по глазным сигналам доступа (ГСД). Сигналы негативного переживания (Си). Второй шаг: попросите вспомнить что-либо положительное (П). Запомните стратегию по ГСД. Это будут сигналы положительного переживания. Третий шаг. попросите вновь вспомнить неприятное событие (Н), но с фиксацией взгляда на ваш палец, ладонь, которые будут двигаться по стратегии положительного воспоминания (Сп). Это повторить несколько раз. Четвертый шаг: пусть партнер вспомнит плохое (Н) событие без какой-либо заданной траектории. Определите стратегию ГСД при этом воспоминании. Если она изменилась в сравнении с первоначальной – эффект получен.
Таким образом, вы предоставляете человеку новый вариант, новый выбор в воспоминании ранее неприятной для него ситуации. Это может вызвать появление другого, возможно, более позитивного ощущения при данном воспоминании.
Смена
стратегий и разных сигналов доступа –
это одна из эффективных технологий, используемых в НЛП, а таких «ноу-хау» НЛП
предлагает много, и все они не только работают, но и являются безопасными.
Методики НЛП не подавляют человека. Они помогают ему увеличить количество
выборов. И это залог достижения результата. Эта глава только знакомит с
новейшими технологиями подходов к проблемам межличностных коммуникаций, которые
составляют основу жизни человека, и в том числе успеха в работе делового человека.