Психология и психоанализ

рекламы

 

Д. Толстограев

 

ТАЙНЫЙ ЗАГОВОР ОГИЛВИ И ФРЕЙДА[1]

 

Сегодня наша реклама нередко «ищет спасения» в объятиях Эроса. Однако любовью этой пренебрегает и притягивает женскую фактуру к любому товару всеми существующими способами и местами. Женская плоть неразделимо сосуществует с мебелью и оргтехникой, недвижимостью и продуктами питания, напитками и автомобилями, стройматериалами и бытовой химией. Складывается впечатление, что сугубо женский сегмент рынка (косметика, одежда, медицина, спорт, развлечения) уже начинает заимствовать фотомодели, мелькавшие то в рекламе моторных масел, то Царицынского мясокомбината. Однако большая часть рекламы все же суррогат, и Эрос здесь просто «отдыхает».

Помню, как однажды выполнил творческое задание от рекламного отдела одного провинциального завода тяжелого машиностроения. Задачу поставили так: «Использовать в буклете фотографии заводских цехов, на фоне которых поместить в меру обнаженную девушку». О, как! Мягчает совковый менталитет под воздействием основного инстинкта. Услышали примитивный совет: «Используй в рекламе голую бабу, и все обратят внимание на твой товар». Сорвались. Не тут-то было. Бабу помнят, рекламу нет. Посудите сами.

Реклама офисной мебели. Женщина невольно становится ее продолжением. Возьмем мебельную фирму «Скамейка». Половину рекламы занимает «русский прототип» Лоло Феррари. Одни черные очки и мощный бюст. На заднем плане просматривается офисный кабинет. Вверху слоган-транспарант: «Плати и наслаждайся». И гораздо мельче: «Соблазнительная офисная мебель. Горячие литовские плотники, фирма «Набукас», отличились тем, что прилюдно признались в вуайеризме. В их рекламе служащий в голубом пиджаке пялится под юбку секретарши, для отвода глаз делая вид, что поднимает с пола бумажку. Она, естественно, подыгрывает ему и демонстративно протягивает свои ножки, гладкие, как протез. И так далее, и тому подобное...

С рекламой автомобилей и сопутствующих им товаров вообще беда. Если наружная реклама «Мерседес Бенц» с белой моделью CLK и такой же целомудренно-белой красоткой, удаляющейся от машины (слоган «Хочешь? Возьми ее»), коробили глаз чисто потребительским отношением, то реклама в автоизданиях раздражает еще и своей безвкусицей. Такое чувство, что художники используют в работе журнал «Хастлер» и всеми силами пытаются «спаривать» женские формы с бесформенными запчастями. Журнал «Автомир» просто положил обнаженную девицу перед автомобилем и наделил ее репликой «Только по вторникам». Автосалон portage тоже не обошел вниманием слабый пол и представил читателям макет, в котором девушка вынуждена обхватывать кузов нового джипа, произнося недвусмысленное «Теперь он на 25 см длиннее...» (подобные фразы «украшали» в свое время рекламу плазматронов и телевизоров Fujitsu). Точку в этой сфере хочу поставить рекламой автосигнализации Pretige. Рекламирует сигнализацию женская филейная часть. Брелок торчит из заднего джинсового кармана, явно теряясь и пространстве объемного зада. Надпись гласит «Мне нравится».

Седалище появилось и в рекламе пейджеров. Почившая в бозе компания EnergoNet активно рекламировала в «МК» свои услуги, используя слоган «Самая большая зона охвата». Мускулистые мужские руки сдавливали сочные женские ягодицы. Говорят, что эта попка попала в немилость самого мэра, и рекламы больше не видели.

Есть свои перлы и в рекламе оргтехники. Невинное девичье личико. Влажно блестящие глаза. Крупно: «Хочу, хочу, хочу!». Далее текст (без сокращений): «...Он такой маленький, но стоит к нему прикоснуться, и сразу чувствуешь, какая в нем скрывается мощь... С ним воплощаются самые безумные фантазии, и, познакомившись поближе, уже невозможно с ним расстаться... Он всегда желанный и всегда под рукой...» Как вы думаете, что рекламируют? Ноутбуки R-Style Tornado. Многие запомнили «шедевры» компании Oki, которая предлагает принтеры. Теперь, на радость феминисткам, «пластмассу» рекламируют мужчины. Напоминаю, что это была реклама принтеров. В первом макете заголовок был следующий: «У меня самый маленький в офисе, и я этим горжусь». Далее было продолжение: «Будь он еще меньше, нам запретили бы эту рекламу! о Фирма Olivetti была немногословней. Для продвижения факсимильной техники использовала раздвинутые ноги длинноволосой незнакомки и броское Fax me!

Нет очарования и пикантного юмора и в потугах зарубежной рекламы. Пересаливают и перебарщивают, «Дженерал Сателлайт, рекламируя свои антенны, в качестве аргумента пишет: «У твоего соседа уже стоит». И утверждает это не кто иной, как Кирилл Набутов, экс-ведущий «Адамова яблока». Есть реклама и с тюремным оттенком. Телефоны «Самсунг», работающие в стандарте CDMA, появились в прессе под заголовком «Сиди. Имей». Заключенный с мобилой насмешливо тычет пальцем в другого. На полосатую робу залезает слоган «Новый стиль вашей жизни».

Агентство «Домострой» развесило по всей столице щиты с губастой красоткой, которая, копируя сценические телодвижения Ирины Салтыковой, говорит: «Захотел... Купи квартиру». «Банк Москвы» (к которому, кстати, имеет отношение и хулитель попок см. выше) завалил в свое время журналы рекламой кредитных карт. «Вся Ваша без остатка», как бы намекала читателю интересная дама без похоти в глазах. Возникало чувство, что ее раздели не по своей воле.

Попалась мне на глаза одна идиотская реклама. В красивой спальне с дорогой мебелью стоит невообразимых размеров АТС. К ней в семейных трусах приник мужчина с лицом пресловутого Голубкова. На него смотрит девица в красном платье, которая ползет по кровати. Надпись достойна картинки: «Займись своим делом, сеть спроектирует «Информ-связь».

Ударил по «шарам» и щит кегельбана «Сетунь». Сзади кегли, впереди бесконечные женские ноги и фрагмент мини-юбки. Между ног шар. Слоган: «Точно. Еще точнее!». Глупо и примитивно. Как и реклама слабоалкогольных коктейлей Alko. Пассажиры метрополитена пару недель наблюдали стикер, на котором был изображен игрок в городки и красовалось следующее: «Кинул палку, выпей Alko

Или пример с футбольной стенкой. Игроки прикрывают причинное место множительными аппаратами Canon (слоган: «Им вы можете доверять»). А чего только стоят такие перлы: «Эрекция сейчас!» (On-clinic); «Вступай в союз» (серия транспортных щитов сигарет «Союз Аполлон» с любовным треугольником): «Давай? Попробуй полюбишь!» (Dr. Pepper). А реклама «Полароида 636. Автофокус», великолепная по замыслу и исполнению работа, где бокал имитирует темный треугольник на светлом платье?

Эротика штука тонкая. А у нас, как в жизни, так и в рекламе, пользуют ее нахраписто и грубо. Вот она и возвращается рекламодателю бумерангом.

 

◄◄ к содержанию ►►



[1] Рекламный мир. №5. 2000.

Hosted by uCoz