ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Материал, рассмотренный нами, не претендует на исчерпывающую полноту. Выбор его продиктован стремлением отразить разнообразие фактов, достойных быть упомянутыми как пример редакторского мастерства. И, тем не менее, круг проблем, определявших в разные исторические периоды основное содержание редакторской работы, представляется достаточно четким.

Никогда, ни в одну эпоху человек, готовивший книгу к встрече с читателем, не был и не мог быть безразличным к ее содержанию. С древнейших времен редактирование было целенаправленным процессом, отражавшим борьбу взглядов, мировоззрений, борьбу различных классов, общественных течений и группировок. Это труд древних книжников, издание книг во времена Петра I, судьба сочинений Радищева, издательских начинаний Новикова, это литературное наставничество A.C. Пушкина, редакторская деятельность H.A. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, ПА. Ефремова. Даже такие, казалось бы, незначительные изменения в тексте, как изменения лексические, например введение общеупотребительных слов вместо слов славянских, могли серьезно изменить характер книги и являлись средством выразить вполне определенные общественные взгляды.

Другой проблемой, определяющей характер редакторской работы, существенно важной для различных исторических периодов, является проблема взаимоотношений редактора и автора, проблема пределов редакторского вмешательства в авторский текст.

Вопросы эти изучены недостаточно. В подтверждение приведем слова академика В.В. Виноградова: «Деятельность разных редакторов и издателей литературных произведений, исторические изменения в понимании объема, характера и границ их вмешательства в авторское творчество до сих пор еще очень мало исследованы»[1]. Сложность проблемы, значимость ее для книговедения вообще и для разработки интересующего нас раздела не вызывает сомнений. Представления эпохи о творчестве, об авторской индивидуальности всегда предопределяли характер работы над книгой. Рассмотренный нами материал неоднократно дает возможность убедиться в этом. На протяжении одного только XVIII в. мы наблюдаем различное понимание задач редактора. В соответствии с канонами русского классицизма, когда задачей искусства объявлялось его постижение, редактор свободно обращался с текстом, многие литературные произведения печатались без подписи автора, а переводы было принято считать вольными переделками на темы оригинала. Эстетическая программа романтизма сделала для редактора невозможным вмешательство в текст и свое несогласие с автором позволяла выразить лишь в примечаниях. А реализм как эстетическая программа открыл новые пути для решения вопроса о допустимости и характере редакторских изменений в тексте.

Однако этические и эстетические критерии, столь необходимые при наблюдении за особенностями сотрудничества, в которые независимо от их желания не могут не вступить редактор и автор, еще недостаточны, чтобы прояснить методы редакторской работы над текстом. Классификация материала и выявление в соответствии с ней различных методов работы редактора проблема, важная не только в плане исторического исследования. Она имеет большое практическое значение. Основу этой классификации составляет типология изданий, так как именно типом книги ее целевым и читательским назначением, особенностями ее содержания определяются, прежде всего, приемы редакторского вмешательства в авторский текст. Именно в этом направлении представляется целесообразной разработка истории редактирования начиная с 60-х годов прошлого века, когда процесс формирования различных типов изданий стал определять методы редакторской работы.

Редактор работник творческого труда. Нельзя найти в истории редактирования универсальных рекомендаций, пригодных для всех случаев редакторской практики, но знание истории помогает критически подойти к тому, над чем ведется работа сегодня. Тенденции развития, намеченные историей, находят свое продолжение в практике настоящего и помогают ее осмыслить, а образцы высокого мастерства открывают перед нами широкие творческие перспективы.

 

к содержанию



[1] Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: ГИХЛ, 1959. С. 340.

Hosted by uCoz