РЕДАКТОРСТВО H.A. НЕКРАСОВА И М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

 

Рост общественного движения в 40-е годы XIX в. усилил значение печатного слова. Именно в 40-е годы в России «эпоха журналов» обрела свои характерные черты, которые в дальнейшем сделали журналистику областью политической деятельности. Если в то время, когда Н. Полевой начал издавать «Московский телеграф», появлялись только первые признаки этой «эпохи» и задачей журнала было расшевелить литературу, то в 1861 г. Писарев констатировал: «Периодические издания расходятся по всем концам России, и идеи, выработанные в тиши кабинета, за письменным столом, становятся достоянием целой обширной страны, становятся почти единственной умственной пищей для нескольких десятков тысяч людей. Большинство публики читает одни журналы. Один экземпляр «Современника» или «Русского вестника» читается целым городом, переходит из рук в руки и возвращается обыкновенно к владельцу в самом жалком и истрепанном виде, так что ему приходится только сказать: «Расчитали вдребезги...» Кроме журналов этой публике действительно читать нечего; отдельные книги издаются теперь чаще прежнего, но их все-таки мало; кроме того, они имеют или ученый или учебный характер»[1]. Во второй половине 40-х годов между периодическими изданиями возникли более четкие различия, определяемые их направлением.

А в 60-е годы должность журналиста потребовала уже определенности политических убеждений и участия в борьбе. Именно в журналистике сложились в этот период те принципы идейной убежденности и принципиальности, которые в наше время являются необходимыми качествами журналиста и редактора.

Приглашая Белинского в 1839 г. руководителем критического отдела «Отечественных записок», Краевский, ловкий делец и удачливый издатель, меньше всего задумывался над проблемами общественными. К популярности журнала он стремился ради выгоды. По соглашению с Краевским, Белинский должен был писать для журнала не менее 40 листов за год и, кроме того, читать рукописи, поступающие в редакцию, все это за очень умеренное вознаграждение тысяча рублей серебром в год. Принимая эти условия, Белинский выставил свои: «Если дело дойдет до того, что мне скажут: независимость и самобытность убеждений или голодная смерть, у меня достанет силы скорее издохнуть, как собаке, нежели живому отдаться на позорное съедение псам... Что делать я так создан»[2].

Передовые русские журналы «Отечественные записки», «Современник», «Русское слово» были изданиями, имеющими политическую программу, объединенными одной идеей. Беллетристика, стихи, критика, библиография должны были, по мысли Белинского, выражать направление издания: «Из уст журнала не должно исходить слово праздно... Журналист делает преступление, помещая в своем журнале статью, в помещении которой не может дать отчета»[3].

Столь же целеустремленным, как подбор материалов, был и подбор самих сотрудников. Коллегиальность, коллективность стали важнейшей чертой периодических изданий, отличавшей их в редакционном отношении от журналов предшествующей эпохи.

Далеко не каждому литератору журнал предоставлял свои страницы. «Прийди хоть сам Мольер, но если он почему-либо сомнителен, то и его не примут», писал Ф.М. Достоевский Д.В. Аверкиеву, драматургу и критику правого лагеря, просившему содействия Достоевского, чтобы напечатать в «Отечественных записках» свою комедию «Непогрешимые»[4]. И действительно, Некрасов отказался печатать Аверкиева в «Отечественных записках», как он писал, «по некоторым причинам», которые он автору не счел нужным объяснить. Впрочем, что это были суждения «не литературные, а направительные» было ясно и сторонникам и противникам «Отечественных записок».

 

Рис. 38

 

Рис. 38. Сотрудники журнала «Отечественные записки». Гравюра на дереве В.В. Матэ (H.A. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.Е. Елисеев, Г.И. Успенский)

 

Некрасов отказывался от сотрудничества с авторами, печатавшимися в других изданиях, позиция которых была враждебна «Современнику» и «Отечественным запискам». Он отклонил поэму Я.П. Полонского «Келиот», так как тот печатался в «Русском вестнике» Каткова, отверг сотрудничество A.A. Голенищева-Кутузова, близкого к придворным кругам и консервативного по своим взглядам.

Круг вопросов, вне которых стало невозможным рассмотрение редактирования, включил в себя идейную направленность редакторской работы, понимание редакционного процесса как дела коллективного. Эти принципиально новые положения не могли не отразиться на решении одной из основных для всякого редактора задачи решении вопроса о пределах его вмешательства в авторский текст.

Некоторые исследователи сводят результаты своих наблюдений по этому поводу к простейшей формуле: авторские материалы печатались без изменений, анонимные переделывались. Формула эта далеко не точна. В действительности с подписью в журналах печатались стихи и значительные прозаические произведения. Большая часть материалов других отделов публиковалась анонимно. Н.Г. Чернышевский и H.A. Добролюбов прошли филологическую школу у академика И.И. Срезневского и были очень тщательны при воспроизведении текста тех авторских материалов, художественные достоинства которых ими признавались, а направленность была созвучна общей идее журнала. Все остальные материалы они правили в соответствии со своей политической и эстетической программой. В ряде случаев трудно установить, кто автор статей и рецензий в «Современнике» Добролюбов или его институтские друзья Сциборский и Конопасевич[5]. Проблема эта значительно усложняется юридической стороной дела, так как, кардинально изменяя статью, Добролюбов гонорар выписывал все-таки автору. Таким образом, авторство фактическое и авторство юридическое, зарегистрированное гонорарной ведомостью «Современника», не всегда совпадали. С.А. Рейсер в связи с этим считает, что в собраниях сочинений Белинского, Чернышевского, Добролюбова необходим обычно отвергаемый отдел «проредактированное».

В начале 1860 г. редакция «Современника» поручила написать «Внутреннее обозрение» одному из своих сотрудников Славутинскому. Это обозрение редакция не приняла. В нем были собраны ценные факты, но освещение им давалось либеральное. Добролюбов переделал статью и в письме к Славутинскому объяснил смысл этих изменений: «Нам следует группировать факты русской жизни, требующие поправок и улучшений, надо вызывать читателей на внимание к тому, что их окружает, надо колоть глаза всякими мерзостями, преследовать, мучить, не давать отдыху до того, чтобы противно стало читателю все это богатство грязи и чтобы он, задетый наконец за живое, вскочил с азартом и вымолвил: «Да что же, дескать, это наконец за каторга! Лучше уж пропадай, моя душонка, а жить в этом омуте не хочу больше». Вот чего надобно добиться и вот чем объясняется и тон критик моих, и политические статьи «Современника», и «Свисток»... »[6].

Передовые русские демократические журналы значительно расширили представление о редакторских обязанностях, обогатили его новым содержанием. Деятельность их редакторов и сотрудников, осмысление ими принципов редакторского дела легли в основу теории редактирования в современном понимании этого слова. Редакторское искусство всегда конкретно. Поэтому, изучая историю редактирования, мы включаем в круг наших наблюдений не только общие процессы и явления, но и практику тех редакторов, которым принадлежит новое слово в редакторском деле.

Некрасов начал свою редакторскую работу в 1840 г. в журнале Ф.А. Кони «Пантеон Российских театров», а первым серьезным опытом Некрасова-редактора был, как известно, сборник «Физиология Петербурга». Он вышел в 1845 г. в двух частях и включал 12 статей. Среди авторов были Белинский, Григорович, Панаева и сам Некрасов. Материалы были по своему характеру очень разнородны, но их объединяла общая направленность. «Все статьи, кроме литературного достоинства, имеют еще достоинство правды, весьма важное и главное в сочинениях такого рода»[7], писал Некрасов о произведениях писателей «натуральной школы», декларацией которой и явился, по сути дела, этот сборник. Следующие издания Некрасова «Петербургский сборник», «Иллюстрированный альманах», «Литературный сборник» продолжили линию, намеченную «Физиологией Петербурга», создание произведений, в которых «читатели найдут... более или менее меткую наблюдательность и более или менее верный взгляд на предмет, который взялись они изображать»[8].

Подбирая материал, организуя его, добиваясь цельности изданий, при подготовке самих произведений к печати Некрасов не брал на себя труд, превышающий обычные обязанности издателей альманахов и сборников. Защищая Некрасова, тогда молодого литератора, от нападок «Северной пчелы», ставившей под сомнение его право быть редактором альманаха, Белинский писал: «...г. Некрасов не почел себя вправе коснуться ни одной статьи, напечатанной в сборнике. Редактор сборника не то, что редактор журнала. По общему мнению, быть редактором сборника значит набрать статей, сделать им выбор и расположить их, а потом присмотреть за изданием. Так и поступил г. Некрасов»[9].

Совсем иной характер носила деятельность Некрасова-редактора в «Современнике». Он полностью разделял принципы редакционной работы, выдвинутые Белинским, сумел найти формы для того, чтобы эти принципы воплотить в жизнь и сделать «Современник» действительно школой демократических революционных идей.

Некрасов обладал редким и необходимым для редактора качеством он умел создать условия для проявления таланта. «Только благодаря его великому уму, высокому благородству и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал. Я хорошо служил своей родине и имею право на признательность ее; но все мои заслуги перед нею его заслуги», так писал о Некрасове Чернышевский[10]. «Даже самые низкие по журнальной иерархии чины составители фельетонов имели в редакции право на самостоятельность. Редакция Некрасова не была тем журнальным департаментом, где редакторы, маракующие с грехом пополам только грамматикой, цепенеют перед всяким живым словом или оборотом и исправляют писателей, как директора своих столоначальников»[11], свидетельствуют его сотрудники. Некрасов последовательно проводил в жизнь программу редакции «Современника». Одной из своих обязанностей журнал считал заботливо следить за вновь появляющимися дарованиями. В «Современнике» печатались почти все русские писатели того периода: Тургенев, А. Толстой, Григорович, Герцен, Гончаров, Писемский, Г. Успенский, Помяловский, Островский, Салтыков-Щедрин.

Некрасов один из первых редакторов, которые вели журнал как коллективное издание, руководимое редакционной коллегией. Сначала соредакторами Некрасова были Толстой, Тургенев, Островский, Григорович, потом Панаев, Чернышевский, Добролюбов. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского в редакцию вошли Антонович, Елисеев, Салтыков-Щедрин.

 

Рис. 39

 

Рис. 39. Стихотворение H.A. Некрасова «Воспоминание о Чернышевском» с авторской правкой

 

Антонович пишет, что Некрасов «был образцовый редактор: умный, дельный, энергичный, практический и усердный... он зорко следил за своим журналом и ни в коем случае не полагался беззаботно и безотчетно на своих соредакторов; все статьи он внимательно прочитывал в корректурах или же только пробегал статьи, если они были индифферентными, заурядными»[12].

Некрасов в совершенстве владел навыками редакторской работы. Он умел воздействовать на читателя, знал его вкусы. «Современник» выходил в свет в изящной обложке сиреневого цвета, к нему прилагалась картинка «парижских мод». В нем были и повести, и стихи, и переводные статьи. Не все они, с точки зрения самого редактора, представляли интерес. Задача Некрасова заключалась в том, чтобы незатейливые повести и безобидные статьи, если и не прямо служили общему направлению журнала, но, по крайней мере, не противоречили бы ему, не нарушали общей целостности издания. Он обладал талантом вдохнуть в журнал жизнь. Даже когда цензурные строгости становились чрезмерными, он находил возможность, как он выражался, «не кормить сеном», а давать хотя бы посредственный «овес». Некрасов искусно распределял статьи журнала по сезонам и месяцам: в летние месяцы, когда журнал расходился хуже, важные, программные материалы не печатались.

Сам Некрасов писал, что кроме общего руководства журналом на нем лежала вся черновая работа: «...чтение и исправление рукописей, а также и добывание их, чтение корректур, объяснения с цензорами, восстановление смысла и связи в статьях (что приходилось иногда делать с одной статьей по нескольку раз) после их карандашей... да я еще писал рецензии и фельетоны»[13]. Чтобы подготовить одну книжку «Современника», редактору приходилось иногда прочитать не одну сотню листов рукописей, затем десятки корректурных листов, иногда много раз возвращаясь к тексту статей, вести обширную переписку.

Рассмотрим несколько примеров редакторской работы Некрасова над текстом. При всем уважении к Белинскому, Некрасов вносил изменения в его статьи, если мысли, высказанные в них, противоречили хотя бы в частностях общим установкам журнала. Изменения в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» касаются оценки повести «Двойник» Достоевского, идейная позиция которого была чужда Некрасову. Вместо «так быстро сделанной славы, как слава г. Достоевского», Некрасов пишет «такого быстрого успеха, какой имел г. Достоевский». Если у Белинского написано: «В «Двойнике» автор обнаружил огромную силу творчества, характер героя принадлежит к числу самых глубоких, сильных и истинных концепций, какими может похвалиться русская литература, ума и истины в этом произведении бездна, художественного мастерства тоже», то после правки Некрасовым этот отрывок выглядит значительно сдержаннее: «В «Двойнике» автор обнаружил замечательную силу творчества, характер героя концентрирован глубоко и смело, истины в этом произведении много»[14].

В 1850 г. Н. Страхов представил в редакцию «Современника» повесть «По утрам». Повесть напечатана не была, но в архиве Страхова сохранилась рукопись с пометками Некрасова и его письмо: «В авторе есть талант, слог его также хорош, манера довольно оригинальна. Но напечатать этой повести нельзя цензура найдет ее скандальною, безнравственною и запретит».

Повесть имеет форму дневниковых записей, сделанных «по утрам». В ней нет определенного сюжета и действия, зато много философствования и психологических наблюдений. Содержание, пожалуй, не давало повода для опасений, высказанных Некрасовым. Отказ редакции скорее был вызван другим: Некрасов почувствовал в Страхове противника революционно-демократического лагеря. Некоторые из пометок на рукописи очень характерны. «Неверно!», «Нет», пишет Некрасов там, где Страхов отрицательно отзывается о журналах, считая, что это смесь «в кусках самых разнообразных предметов, смесь без связи, без всякого толку и ладу»[15].

В 1868 г. Некрасов пишет A.M. Жемчужникову, приславшему в «Современник» из-за границы отрывок из своей поэмы: «Присланное вами начало поэмы произвело на меня впечатление далеко не удовлетворяющее. Вы давно из России, и я затрудняюсь объяснить Вам, почему в напечатании теперь этого отрывка было бы нечто неловкое. Нами здесь это чувствуется ясно. Притом самый отрывок не принадлежит к особенно удачным Вашим произведениям. Вы, вероятно, не читали того, что последние годы писалось по поводу Каткова в либеральной части мелкой прессы...

Это мнение мое и двух-трех моих ближайших сотрудников по редакции»[16].

Некрасов был убежден в том, что «нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого... Я всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т.д. Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив, да еще вот что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же, сколько в собственные.

Недостаток этой веры иногда бессознательно мешает писателю высказаться и заставляет откидывать вещи очень глубокие, чему лень, разумеется, потворствует»[17]. Он был неутомим в работе над словом, об этом свидетельствуют его рукописи. Разница между первыми черновыми набросками и окончательным текстом, как правило, огромна. Эта работа Некрасова изучена и описана К.И. Чуковским в его книге «Мастерство Некрасова». «Поражает, пишет Чуковский, его постоянная готовность уничтожать целые массивы стихов, представляющие собой совершенно, казалось бы, законченный текст, отделанный им для печати»[18]. Этот метод Чуковский называет «расточительным некрасовским методом», требовавшим от поэта двойного, а иногда и тройного расхода творческой энергии. Неутомимые поиски «стиля, отвечающего теме», характерны и для Некрасова-редактора.

 

Рис. 40

 

Рис. 40. Гранки стихотворения Н.А. Некрасова «Знахарка» с авторской правкой

 

Серьезной трудностью для исследователя деятельности Салтыкова-Щедрина-редактора является недостаток материалов. Корректуры и оригиналы статей, выправленных им, не сохранились, за очень небольшим исключением. Многие воспоминания о Щедрине принадлежат людям, идейно далеким ему, не способным дать его трудам правильную оценку. И все же, взятые вместе, эти материалы и письма помогают нам воссоздать образ Щедрина-редактора.

С конца 1862 г. Салтыков-Щедрин ближайший помощник Некрасова. Он принимает участие в подготовке возобновленного «Современника» и вскоре становится ведущим публицистом журнала, автором хроники «Наша общественная жизнь» ежемесячных обозрений общественной и культурной жизни России, центрального отдела «Современника». За два года Щедрин опубликовал в «Современнике» тысячу страниц журнального текста. Только в № 1 за 1863 г. ему принадлежало 190 страниц. В «Отечественных записках» Щедрин ведал беллетристическим отделом. Но его заинтересованность делами журнала в целом ощущалась во всем. «Я не наемный редактор, а кровный», говорил о себе Щедрин[19].

«В качестве редактора журналов Салтыков... резко отличался от всех других редакторов, в том числе и от Некрасова, писал его соредактор по «Отечественным запискам» Г.З. Елисеев. Большая часть наших редакторов, набирая сотрудников с бору и сосенки, что называется, похожа на дурных кучеров, которые не дают лошадям бежать спокойно и ровно, дергают их из стороны в сторону. Известно, что нет ничего хуже таких кучеров, нет ничего хуже таких редакторов. Напрасно они держат то и дело совещания со своими сотрудниками, о чем писать в тот или другой момент, напрасно потеют, сидя с утра до вечера над корректурами, стараясь ослабить или смягчить ту или иную резкую фразу в виду тех или других соображений о возможных читателях и т.п. Все это ни к чему не приводит, кроме возбуждения нервной болезни в сотрудниках, кончающейся в конце концов совершенным их обезличением»[20].

Другой сотрудник Салтыкова-Щедрина по журналу Н.К. Михайловский свидетельствует: «Несмотря на свою резкость и раздражительность, он владел той тайной внутреннего равновесия, которая гарантирует редактора и от беспринципной распущенности, превращающей журнал в простой сборник более или менее интересных или неинтересных статей, и от ненужного мелочного вмешательства в ведение самостоятельных отделов. Правдивое и живое отношение к делу вот главное, чего он лично требовал от сотрудников и без чего было мудрено попасть в «Отечественные записки»[21]. «Правдивое и живое отношение к делу» было очень емкой, почти всеобъемлющей формулой, благодаря которой была выработана и осуществлена на практике форма на редкость цельного, единого во всех своих частях издания, единого прежде всего по своему идейному направлению. Результатом этого было впечатление многих современников, что в «Отечественных записках» все идет само собой: редактор не вмешивается в мелкие подробности подготовки издания, и тем не менее журнал един и целостен.

Впечатление, что все делается чуть ли не без участия редактора, было, конечно, ложным. Сам Салтыков-Щедрин писал: «Нет конца моей работе. Месяц кончается начинается другой и в то же время кончается и начинается моя работа»[22]. «Редакторская работа, в том виде, как ее вел Михаил Евграфович, была чисто работа египетская, пишет Г.З. Елисеев, но он во все время своего редакторства вел ее с особым усердием и когда, окончив ее, еще находил время написать заключительный фельетон в выходящую книжку журнала, то был в полном восторге, что выходящая книжка устроена им вполне и читатель ею будет доволен»[23].

Некоторые статьи, принадлежащие авторам начинающим или мало известным, Щедрин переделывал, почти что писал вновь; затем перечитывал все другие произведения, входящие в книжку журнала, наконец статьи постоянных сотрудников. Все, что представлялось ему ненужным или вызывало сомнения, просил сотрудников редакции или самих авторов исправить. Некоторые рукописи после правки Щедрина поступали в типографию сильно измененными, а часть страниц бывала переписана заново на полях его рукой. Иногда он изменял даже сюжет произведения. «Я помню, как Щедрин гильотинировал один слишком затянувшийся роман Гирса, пишет в своих воспоминаниях Вас. Ив. Немирович-Данченко. Роман не понравился Михаилу Евграфовичу, он просил автора прикончить его, а тот, наоборот, пообещал прислать еще две с половиной части. И вдруг в новой книжке журнала с ужасом прочел описание грандиозной стихийной катастрофы, в которой погибли все его действующие лица»[24]. Добавим, что Салтыков-Щедрин без большого доверия относился тогда к корреспонденциям с театра действий русско-турецкой войны бойкого журналиста Немировича-Данченко, за которым с легкой руки сатирика надолго закрепилось прозвище «Тряпичкин-очевидец». (Под этим названием в 8-й книжке «Отечественных записок» за 1877 г. была помещена статья Щедрина, высмеивающая «хлестаковщину» дунайского корреспондента Подхалимова и его газету «Краса Демидрона».) Не будем поэтому брать на веру факты, сообщенные Немировичем-Данченко, но характер работы Салтыкова-Щедрина над некоторыми материалами эти воспоминания, по-видимому, отражают. Следует сказать только, что подобный «прием» был далеко не самым характерным для Салтыкова-Щедрина. Материалы журнала были очень разнородны, и, если произведение заслуживало внимания, он стремился сохранить в нём все ценное, был предельно бережен при изменении авторского текста.

В 1868 г. в «Отечественных записках» был напечатан роман Решетникова «Где лучше?». Рукопись с правкой Салтыкова-Щедрина не сохранилась, но его письма к Некрасову содержат замечания по рукописи[25]. Первая оценка по-щедрински резка: «Роман Решетникова такой навоз, который с трудом читать можно. Однако я его выправлю и думаю, что в этом виде можно его печатать». И позже: «...я многое урезал и сократил, но все-таки советовал бы внимательнее прочитать корректуру; вероятно, придется еще кой-что исключить. В романе, пишет Салтыков-Щедрин, такая бездна ненужных и ни с чем не вяжущихся подробностей, что даже ничем объяснить себе нельзя». Однако он тщательно правил текст потому, что «общее впечатление хорошее, наглядно рисующее безвыходность некоторых отношений». Решетников «...неумением распорядиться своим материалом... положительно вредит самому себе; но в то же время, он чувствует правду, он пишет правду, и из этой правды до того естественно вытекает трагическая истина русской жизни, что она становится понятною даже и без особенных усилий со стороны автора...»[26].

Молодой беллетрист А.О. Котелянский прислал в редакцию свою повесть «Чиншевики». Салтыков-Щедрин решил ее напечатать, но выправил и сократил. Правка была очень тщательной. Так, например, на всем протяжении повести он исключил одно из действующих лиц, со всеми его довольно сложными отношениями к другим героям повести. Котелянский говорил потом, что он очень благодарен Щедрину за эту «операцию»[27].

Щедрин ввел в литературу Сергея Атаву (Терпигорьева) автора очерков об «оскудевших дворянах». Изменения, внесенные в эти очерки редактором, столь значительны, что исследователи затрудняются во многих случаях в определении авторства.

Едва ли не единственной рукописью, сохранившей для нас правку, сделанную рукой Щедрина, является часть очерков Г. Успенского «Из деревенского дневника»[28].

Основным вопросом общественной жизни в 6080-х годах XIX в. был вопрос крестьянский. «Отечественным запискам» были нужны материалы о деревне, и в таком авторе, как Г. Успенский, редакция была крайне заинтересована. Однако не все взгляды Успенского редакция разделяла. Работая над рукописью, Салтыков-Щедрин писал Михайловскому: «Успенский совсем с пути сбился, такую философию заковыривает, что чертям тошно. Хотя бы Вы его вразумили. На каждом шагу противоречия, одна мысль другую побивает, а я сижу и привожу эти противоречия в порядок»[29]. Философия Успенского, которую не принимал Щедрин, состояла в преувеличении роли крестьянской общины, в идее сохранить патриархальные нравы в деревне. Щедрин мало правит текст там, где дается реалистическая характеристика деревни, и решительно изменяет его, где идут рассуждения вроде следующих: чтобы крестьянин «...мог свободно и беспрепятственно развивать эти своеобразные [здоровые] начала [и в искалеченный, изворовавшийся, изолгавшийся обиход цивилизации, вносил правду добровольного подчинения невыдуманным требованиям общинного труда]...». Взятое в скобки Щедриным исключено.

В рассуждениях Успенского о приходе цивилизации в деревню Щедрин вычеркнул все, что было написано по поводу общины, оставив только описание нищеты крестьян. Закончив правку, он пишет Успенскому: «...посылаю Вам корректуры Вашей статьи, которую только что сейчас прочитал. Убедительнейше прошу допустить те выпуски, которые я сделал. Статья Ваша произвела на меня тяжелое впечатление, и я серьезно начинаю думать, что Вы увлекаетесь идеалами Достоевского и Аксакова... Повторяю: в том виде, т.е. с сделанными выпусками, статья получит этнографический смысл и перестанет быть тенденциозною»[30].

Несмотря на свою резкость и раздражительность, Щедрин искренностью и прямотой привлекал к себе людей. Если он обещал прочесть статью в такой-то срок, то непременно читал ее. Если статья не нравилась ему, он так и отвечал автору и всегда объяснял почему. И в результате сам Щедрин мог сказать: «Наиболее талантливые люди шли в «Отечественные записки», как в свой дом, несмотря на мою нелюдимость и отсутствие обворожительных манер. Мне доверяли, моему такту и смыслу. Никто не роптал, ежели я изменял и исправлял. В «Отечественных записках» бывали слабые вещи, но глупых не бывало»[31].

 

к содержанию << >> на следующую страницу



[1] Писарев Д.И. Соч. Т. I. M., 1955. С. 97.

[2] Белинский В.Г. Указ. соч. Т. 11. С. 361.

[3] Там же. С. 319.

[4] См.: Михайлова А. Достоевский о Некрасове и Щедрине // Литературное наследство. Т. 49-50. М., 1949. С. 632.

[5] См.: Рейсер С.А. Указ. соч. С. 111.

[6] Добролюбов Н.А. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1948. С. 561.

[7] Некрасов H.A. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 7. Л., 1983.

[8] Белинский В.Г. Указ. соч. Т. 8. С. 384.

[9] Там же. С. 374.

[10] Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 15. М., 1950. С. 793.

[11] Цит. по кн.: Евгеньев-Максимов В.Е. Некрасов как человек, журналист и поэт. М.-Л., 1928. С. 144.

[12] Антонович М.А. Воспоминания // Шестидесятые годы. М.-Л., 1933. С. 197.

[13] Некрасов H.A. Указ. соч. Т. 11. М., 1952. С. 120121.

[14] См.: Сикорский Н.М. H.A. Некрасов редактор // Некрасов в школе. М., 1960. С. 113.

[15] См.: Назаревский А. Пометы Некрасова на рукописи Страхова // Литературное наследство. Т. 5354. М., 1949. С. 8587.

[16] Некрасов H.A. Указ соч. Т. 11. С. 109110.

[17] Некрасов H.A. Указ. соч. Т. 10. С. 335.

[18] Чуковский K.M. Мастерство Некрасова. М., 1971. С. 303.

[19] Салтыков-Щедрин М.Е. Полн. собр. соч.: В 20 т. Т. 19. М.-Л., 1939. С. 384.

[20] Елисеев Г.З. Некрасов в «Отечественных записках» // Шестидесятые годы. М., 1940. С. 403.

[21] Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. Т. 5. СПб., 1908. С. 283284.

[22] Салтыков-Щедрин М.Е. Указ. соч. Т. 19. С. 259.

[23] Елисеев Г.З. Указ. соч. С. 403.

[24] Немирович-Данченко Вас. Ив. Из воспоминаний о Некрасове // Литературное наследство. Т. 4950. М. 1949. С. 597.

[25] Салтыков-Щедрин М.Е. Указ. соч. Т. 18. С. 204206.

[26] Салтыков-Щедрин М.Е. Там же. С. 69.

[27] М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. М., 1951. С. 236.

[28] См.: Мордовченко H.H. М.Е. Салтыков-Щедрин редактор Г.И. Успенского // Глеб Успенский: Материалы и исследования. Т. 1. М.-Л., 1938. С. 395427.

[29] Салтыков-Щедрин М.Е. Указ. соч. Т. 19. С. 387.

[30] Там же. С. 178179.

[31] Там же. С. 56.

Hosted by uCoz