КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТА КАК ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ (Т.В. Юдина)

 

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

А) Интернет-страница

Б) Электронное письмо

В) Чаты и форумы

 

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И УСТНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

 

3. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

 

4. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ И ДЕПЕРСОНИФИКАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ

 

5. ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

ВЫВОДЫ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВОДИДАКТИКИ (Г.Е. Кедрова)

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕРНЕТА И WORLD WIDE WEB (WWW)

 

ИНТЕРНЕТ-ДИДАКТИКА И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГИПЕРТЕКСТА

 

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГИПЕРТЕКСТА В ИНТЕРНЕТЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГИХ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАНИИ И ОБУЧЕНИИ

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

в начало

 

Юдина Т.В.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТА КАК ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ

 

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

А) Интернет-страница

Б) Электронное письмо

В) Чаты и форумы

 

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И УСТНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

 

3. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

 

4. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ И ДЕПЕРСОНИФИКАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ

 

5. ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

ВЫВОДЫ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Научный анализ такого сложного и многомерного явления, как Интернет, предполагает сопряжение различных областей гуманитарного знания, с одной стороны, и знания информационных технологий с другой. В то же время Интернет это также феномен культуры, прежде всего медийной культуры. В данном разделе проблема Интернета рассматривается в аспекте его специфики как явления коммуникации, формы коммуникации, в аспекте проблемы коммуникации и теории коммуникации.

Новая формация, в которую переходит общество в XXI веке, имеет несколько обозначений, в основе которых лежит идентификация и самоидентификация общества. Наряду с понятиями информационного и коммуникационного общества вводятся понятия телематического общества и дигитализация коммуникации. Публицистами и социологами используется термин «дигитальный капитализм». Понятия «дигитальная библиотека» или «дигитальный университет» стали уже широко признанными.

Известный отечественный теоретик литературы и культуры В.М. Шкловский относил к важнейшим особенностям современности изобретение «приборов общности восприятия», к которым он причислял кино, радио и телевидение [Шкловский 1965, 435]. Еще в большей степени общность восприятия создается через Интернет, образующий сетевое пространство, внутри которого разворачивается процесс не линейной, а пространственной и многомерной коммуникации.

В этой связи правомерно поставить вопрос о соотношении понятий «Интернет» и «культура». К какому уровню цивилизационных ценностей можно отнести Интернет?

Культура в целом исходит из принципа закрытости. Средства массовой информации, наоборот, из принципа открытости и прозрачности. Создание значительных произведений культуры предполагает и требует затраты определенного времени, продолжительной и углубленной работы. Средства массовой информации, прежде всего Интернет, исходят совсем из других параметров и подходов. Интернет базируется на принципе высочайшей степени оперативности, актуальности, возможности быстрой смены или замены информации, мгновенного распространения, тотального охвата. Он основывается на принципе полной гласности и прозрачности.

По сравнению с другими средствами массовой информации Интернет в исключительной степени препятствует тому, чтобы у кого-либо появилась возможность монополизировать процесс распространения информации, выступая тем самым как очень демократичное средство информации, доступное всем заинтересованным лицам.

в начало статьи << >> в начало

 

1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

 

Одной из системных особенностей Интернета является нелинейная организация информации. Если рассматривать традиционную письменность в европейской культуре, то она характеризуется линейным характером. Линейный характер носит сама репрезентация информации, линейный характер носит и форма потребления этой информации, поскольку, как правило, мы читаем (или пролистываем) книгу последовательно. В отличие от подобного традиционного подхода, Интернет-коммуникация представляет собой многомерное пространство. Основание для такого утверждения дает не только вся система нелинейной организации информационных единиц (наличие разноуровневых отсылок, возможность при работе с Интернет-страницей уйти вперед и вернуться назад, система разветвления информации), но и тот факт, что традиционные тексты могут сопровождаться аудио- и видеоинформацией.

Сама по себе пространственность как характерный признак может быть выявлена в системе литературных произведений, традиционных текстов и звучащей речи (см. [Юдина 2001]). Например, пространственность создается такими средствами, как сноски, отсылки, аллюзии и реминисценции, разнообразные цитаты и включения, в том числе и заимствованность сюжетов. (В этой связи представляется возможным говорить и о пространственном характере текста Библии как Ветхого, так и Нового завета.) В Интернете пространственность обнаруживает новые стороны. Остановимся на некоторых из них.

в начало статьи << >> в начало

 

А) Интернет-страница

 

Если рассмотреть в качестве типичного примера Интернет-страницу какого-либо учреждения, вуза, торговой фирмы, производственного предприятия, то неотъемлемой частью этого жанра является система отсылок. Переход от одного уровня информации к другому может стать продолжительным процессом, который во многих случаях не предполагает завершения (определяющим здесь является масштабность представляемого объекта), поскольку в Сети происходит постоянное обновление данных и пополнение страницы оперативной информацией.

С подобным явлением мы сталкиваемся, выходя на Интернет-страницы крупных международных концернов и медиа-холдингов. Разработка Интернет-страниц преследует информационные и рекламные цели. Она направлена, в том числе и на привлечение новых клиентов. В то же время она дает возможность обратной связи: в том случае, если у клиента возникают вопросы, он может, заполнив специальную электронную форму, направить свой запрос и получить, тоже через электронную почту, ожидаемый ответ. Таким образом происходит переход одного жанра Интернет-коммуникации в другой.

в начало статьи << >> в начало

 

Б) Электронное письмо

 

Электронное письмо как жанр Интернет-коммуникации только на первый взгляд сопоставимо с традиционным письмом. Прежде всего, от традиционной доставки письма его отличает фактор времени. Доставка письма осуществляется за считанные секунды. Но есть и другие особенности.

Наше общение в системе электронной переписки обнаруживает свою пространственность в том, что создается возможность полученное письмо отправить далее по следующему адресу или сразу по нескольким адресам. Получатель серийного письма становится обладателем информации о том, кто является другими адресатами, что при определенных условиях дает ему возможность самостоятельно вступить с этими людьми в переписку.

Соответственно в рамках электронной переписки по-новому решается проблема личностного и безличностного, точнее, внеличностного обращения через систему электронной почты.

в начало статьи << >> в начало

 

В) Чаты и форумы

 

Чаты и форумы создают особое коммуникационное пространство, в которое одновременно может включаться значительное количество коммуникантов. Однако это коммуникационное пространство является не безграничным. В рамках подобного общения предполагается наличие определенной целевой группы с соответствующими интересами.

в начало статьи << >> в начало

 

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И УСТНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

 

Особенностью Интернет-текста является возможность его существования в непринтной форме. Интернет-текст не нуждается в распечатке, он позволяет связывать текстовую часть, аудио- и фотоматериалы, чертежи и карты в единое целое и создается как нелинейная форма представления и передачи знаний.

Развитие Интернет-коммуникации, в частности электронной почты, оказывает свое влияние также на традиционные формы письменной и устной коммуникации, а следовательно, становится фактором воздействия на культуру межличностного общения в целом. Наиболее показательными являются следующие процессы. С одной стороны, представляется возможным говорить о том, что электронное письмо как форма оперативного обмена информации характеризуется сжатостью и краткостью, отказом от некоторых правил, принятых в традиционном письме. В электронном письме допустимы более простые и разговорные с точки зрения функционального стиля формулы.

Создается иллюзия того, что электронное письмо как бы имитирует устное общение. Однако это процесс неоднозначный. Как показывают специальные наблюдения, доступность и распространенность электронной почты приводит также к тому, что процесс устного общения (например, в рамках одной конкретной организации) вытесняется письменным общением через Интернет.

Все большее распространение получает внутриинституциональная коммуникация через электронную почту. Возможно, в западноевропейских странах этот процесс пока идет активнее, чем в России. На практике это означает, что коллеги, сидящие в соседних комнатах, а иногда и в одной комнате, предпочитают общаться по профессиональным и производственным вопросам через каналы внутриинституциональной переписки, которая выявляет значительную широту тем, представленных в данной форме общения: от сугубо служебных и производственных вопросов до поздравлений с праздниками. Электронное письмо во внутриинституциональной сфере оформляется в самостоятельный жанр Интернет-коммуникации.

Можно выявить несколько факторов, которые обуславливают его развитие. Безусловно, важным является временной фактор, мотив экономии времени. Но есть и другая причина. В том случае, если речь идет о каком-либо проблемном вопросе (затяжка с выполнением определенного вида работ, отсутствие положительного результата, взаимное недовольство коллег), электронная почта, создавая дистанцию, часто позволяет избежать конфликтных ситуаций на рабочем месте, меняя тем самым многие привычные стереотипы межличностного общения.

в начало статьи << >> в начало

 

3. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

 

С точки зрения самого процесса коммуникации особенность Интернет-коммуникации проявляется в возможности общения в реальном времени, преодолевая любое пространство. Происходя в реальном времени, общение может быть активным и интерактивным. По отношению к развитию временного фактора в Интернет-коммуникации вполне применимо то понимание временного фактора, которое мы находим в трудах М. Бахтина. Это тезис о том, что словесное, речевое произведение дает нам «ориентацию в данном контексте и в данной ситуации, ориентацию в становлении, а не ориентацию в каком-либо неподвижном пребывании» [Бахтин, 363].

По своей лингвистической природе Интернет-текст находится в постоянном движении и развитии. Это инфинитный процесс. Именно данный фактор дает основание некоторым исследователям относить текстовый продукт, представленный в Интернете, к гипертексту или к гипермедиа (Schmilz), что подчеркивает наличие нетекстовых компонентов, таких, как звук и картинка.

С точки зрения специфики Интернета как средства коммуникации в качестве наиболее характерного признака следует подчеркнуть его МОНТАЖНОСТЬ. Монтажность понимается здесь в том смысле, как ее рассматривал В.М. Шкловский, обосновывая свое представление о том, что «в жизни все монтажно, только нужно найти, по какому принципу» [Шкловский 1981, 148]. Монтажность отдельных видов Интернет-коммуникации, к которым относятся, например, электронное письмо, чат, форум, а также Интернет-страница, строятся по различным принципам.

в начало статьи << >> в начало

 

4. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ И ДЕПЕРСОНИФИКАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ

 

Интернет как новая форма коммуникации оказывает влияние на всю систему межличностного общения. Информационная Сеть, отчасти ввиду своей масштабности, но отчасти и ввиду своей ориентированности, усиливает фактор анонимности общения. Благодаря Интернету участниками коммуникации могут годами являться люди, которые лично не знакомы и не планируют познакомиться. В этой связи можно прогнозировать дальнейшее влияние сетевого прогресса на традиционные формы общения и психологию общения.

Проблема фактора личностного и безличностного приобретает важное значение также в системе дистанционного образования. В этом случае происходит вытеснение такой важной цепочки классического образования, как профессор (преподаватель) студент, и разрушается сама идея профессорско-студенческой корпорации. Такой параметр, как личностная харизма преподавателя, четко вытесняется параметром качества предлагаемого продукта и формой его презентации, т.е. параметром технического совершенства и профессионализма.

в начало статьи << >> в начало

 

5. ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Интернет как явление цивилизационного уровня оказывает значительное влияние на сферу научного знания, в том числе и в части распространения научного знания. Во всемирной Сети постоянно появляются новые дигитальные издания и информационные блоки. В качестве примера можно привести наиболее объемный немецкоязычный сервер по проблемам лингвистики LINSE (www.linse.uni-essen.de). Данный сервер в среднем в месяц посещают до 30000 раз. Его объем 50000 страниц. Техническое и содержательное обновление происходит постоянно. Осуществляется бесплатное: предоставление большого объема информации и специализированных материалов по лингвистике. Каковы основные функции подобного сервера?

·               Это источник библиографической и другой специализированной информации, необходимой при научно-исследовательской работе и незаменимой в процессе преподавания и обучения.

·               Это возможность опубликовать научную работу или представить свой метод обучения в режиме «он-лайн».

·               Это возможность быстрого и непосредственного обмена информацией между учеными, а также между учеными и студентами.

·               Это средство транснационализации научного знания.

 

Особенность подобного средства научной коммуникации заключается прежде всего в способах подачи материала (обусловленных возможностями Интернета) и эстетических возможностях Интернет-дизайна. Важной составляющей является оперативность подачи материала и его регулярная обновляемость. В данном случае наряду с деперсонифицированными формами общения (распространение научных материалов и публикация статей в режиме он-лайн) присутствуют и формы личного и персонифицированного общения (ученый ученый, ученый студент, студент студент), возможности для которого значительно возрастают, однако определяющим для установления контакта, для коммуникации мотивом является качество и тематическая направленность предлагаемого продукта, а не личность как таковая, точнее, личность, но в соответствии с тем, как она представлена через содержание и техническое оформление соответствующего научного материала.

Таким образом, научный обмен и научные контакты становятся более интенсивными и целенаправленными, а круг единомышленников или людей, работающих в близких областях, более обозримым. Значительное расширение контактов сопровождается в то же время и определенной условностью этих контактов. Оптимизируя распространение научного знания и научных достижений, Интернет создает новые формы социализации ученых.

в начало статьи << >> в начало

 

ВЫВОДЫ

 

Интернет может рассматриваться как средства развития нашего интеллектуального и эмоционального самосознания, которое позволит в дальнейшем полнее раскрыть творческий потенциал человека. Все большее распространение получает теория, согласно которой переработка и порождение идей происходит на ассоциативной основе. В этой связи многомерное пространство, которое создается формами подачи информации в Интернете (текст, звук, картинка, т.е. сочетание вербальных и невербальных форм), позволяет развивать более сложные смысловые и структурные связи на уровне его составляющих. По мнению Флориана Ретцера, именно возможности Интернета могут позволить человеку отказаться от финитного мышления и оптимизировать процесс познания реального мира через виртуальный мир.

в начало статьи << >> в начало

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Бахтин М.М. Тетралогия. М., 1998.

Шкловский В.М. За сорок лет. М., 1965.

Шкловский В.М. Энергия заблуждения. М., 1981.

Юдина Т.В. Теория общественно-политической речи. М., 2001.

Schmilz U. Zur Sprache im Internet: Skizzen einiger Eigenschaften und Probleme. http://www.Linse.de.

 

в начало статьи << >> в начало

 

Кедрова Г.Е.

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВОДИДАКТИКИ

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕРНЕТА И WORLD WIDE WEB (WWW)

 

ИНТЕРНЕТ-ДИДАКТИКА И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГИПЕРТЕКСТА

 

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГИПЕРТЕКСТА В ИНТЕРНЕТЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГИХ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАНИИ И ОБУЧЕНИИ

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

в начало статьи << >> в начало

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕРНЕТА И WORLD WIDE WEB (WWW)

 

Интернет был изобретен около 1969 г. и может считаться в прямом смысле детищем периода «холодной войны» между СССР и США. В это время военное ведомство США получило приоритетное финансирование проекта «DARPANET» (Defence Advanced Research Project Agency), целью которого было создание надежной связи между географически удаленными компьютерами для обмена данными и проведения расчетов с использованием для установления такой связи ресурсов телефонной линии. Такая Сеть позволила бы сохранить вычислительные возможности компьютерного парка вооруженных сил США в случае атомной атаки русских ракет на американскую территорию. Как пишут теперь сами американцы, «изначально Интернет был сетью управления в условиях, которые должны были возникнуть после атомного взрыва».

Секретное оружие американских военных впервые было успешно применено для целей образования в 1970-х годах на базе нескольких американских университетов. Теперь сфера образования является для современного американского Интернета одной из самых востребованных наряду с электронной торговлей. Символическая плата за подключение вместе с дешевизной использования телефонных линий обеспечила широкое распространение не ограниченного по времени доступа в Интернет: к нему подключены не только все университеты и школы, но и квартиры, офисы, а в самое последнее время стал возможен оперативный доступ в любой точке земного шара через сеть мобильной телефонной связи. Демократизм и стремление к «всеохватности» сделались отличительными чертами Интернет-технологий. Возникли многочисленные профессиональные организации нового типа компании, предоставляющие всем желающим доступ к ресурсам глобальной сети Интернет. По некоторым оценкам к концу XX столетия в мире непосредственно участвовали в информационном Интернет-обмене более 35 миллионов компьютеров, и эта цифра продолжает ежедневно расти.

Наиболее быстрыми темпами Интернет развивается в США. По данным «The New York Times 2000 Almanac», уже к середине 1999 г. в США в Интернете функционировало более 800 миллионов автономных веб-серверов, зарегистрированных и проиндексированных в мировых поисковых системах (Search Engines).

Возможности установления связи и осуществления оперативного информационного обмена представляются чрезвычайно привлекательными для решения задач обучения и образования, в частности в его дистанционных формах. По данным «Campus Computing Survey of 557 public and private colleges» в США в 1999 г. в 54% всех учебных курсов, которые преподавались в системе среднего и специального образования, используется электронная почта (e-mail) (для сравнения можно привести данные для 1995 г. 20%). Почти 40% всех учебных курсов, которые преподавались в системе среднего и специального образования, активно используют Интернет-ресурсы в учебном плане курса (ср.: 10% в 1995 г.). Более четверти всех учебных курсов, которые преподавались в системе среднего и специального образования, имеют поддержку в виде специально посвященных этим курсам веб-страниц (ср.: менее 10% в 1995 г.). Прогноз развития ИТ (информационных технологий) в США на период до 2002 г. по данным U.S. Department of Commerce & Stats, выглядит следующим образом (таблица 1).

 

Таблица 1. Количество индивидуальных подключений к Интернету

 

YEAR

TOTAL U. S. HOUSEHOLDS (MILLIONS)

ONLINE HOUSEHOLDS (MILLIONS)

PERCENT

TOTAL INTERNET USERS (MILLIONS)

1996

98,9

8,5

8,6%

12,5

1997

100,0

14,5

14,5%

28,0

1998

101,0

24,4

24,2%

47,0

1999

101,7

28,0

27,5%

54,0

2000

102,4

32,0

31,3%

62,0

2001

103,0

35,3

34,2%

68,0

2002*

103,5

44,0

42,5%

85,0

Примечание к таблице: знаком * помечены прогнозируемые численные оценки.

 

Собственно Интернет, или Web (или глобальная Сеть), был изобретен в 1989 г. в международном ядерном центре (CERN) в Швейцарии и исходно являлся экспериментальным проектом сотрудника этого центра Т. Бернерс-Ли (T. Berners-Lee). К 1993 году глобальная Сеть была существенно усовершенствована и с тех пор используется практически в неизменном виде. Сейчас Интернет (Web) состоит из многих миллионов документов, связанных между собой благодаря механизму гипертекстовых ссылок (hypertext links), а также через специальные программы поисковые серверы, и по некоторым оценкам содержит более 1 млрд. так называемых Интернет-страниц (web-pages), или веб-страниц (эта цифра относится только к материалам на английском языке, надежных данных о документах на других языках пока нет).

Связанные гиперссылками (которые называются также линками) документы образуют «гипертекст», или «гипертекстовое пространство» hyper space, откуда и возник сам термин «web»[1]. Именно гиперпространство является наиболее востребованной формой Интернета, поскольку состав и содержание представленных в Сети информационных материалов постоянно обновляются и само создание веб-страниц благодаря специально написанному для этих целей языку HTML[2] не требует особых знаний и навыков. Для того чтобы поместить подготовленные материалы в Сеть, достаточно просто отослать их на корпоративный Интернет-сервер либо на один из общедоступных бесплатных web-серверов, где они размещаются в исходном виде, без какой-либо цензуры или редактуры (необходимо отметить, что отсутствие редакторской правки вызывает наибольшие нарекания со стороны пользователей читателей Интернет-материалов, так как зачастую провоцирует авторов на крайне небрежную работу с текстом и другими нетекстовыми способами предъявления информации, что существенно мешает адекватному восприятию плохо подготовленных материалов).

В силу вышеуказанных причин качество и информативность размещенных в Сети документов варьируется в чрезвычайно широких пределах: от в высшей степени авторитетных и информативных, хорошо структурированных материалов до абсолютно «анархически» организованных и вследствие этого обладающих почти нулевой информативностью. Многие материалы кажутся на первый взгляд более привлекательными с точки зрения их информативности, чем они есть на самом деле, что и выявляется по мере их изучения, другие, наоборот, выглядят бессмысленными, однако очень быстро переходят в разряд наиболее посещаемых (один из косвенных, но наиболее надежных признаков информативности web-документа). Таким образом, современное состояние WWW может быть охарактеризовано как достаточно неоднородное и неустойчивое, тем не менее видимая простота обращения с представленной в Интернете информацией, когда пользователю достаточно только подвести курсор к нужному слову, словосочетанию или картинке и «кликнуть» на него, чтобы переместиться по Сети в относящийся к выбранному объекту материал, привлекает к ней огромные массы людей. Именно эта простота подготовки и размещения материалов и осуществления доступа к ним вызывает наибольшую критику противников использования Интернета в обучении, так как ведет, по их мнению, к поверхностному изучению предмета и не позволяет сформировать глубокие знания и устойчивые навыки.

в начало статьи << >> в начало

 

ИНТЕРНЕТ-ДИДАКТИКА И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

Возникновение и развитие новых информационных технологий (ИТ) и их применение для компьютерного обучения языкам (CALL)[3] имеет относительно короткую, но очень динамичную историю. Современное состояние этого направления может быть определено как вступление в третий этап освоения ИТ.

Первый этап (эпоха возникновения и первого знакомства с образовательными возможностями компьютера) датируется началом 1980-х годов и получил свое отражение в небольших программах компьютерных упражнений по отдельным вопросам грамматики языка и в учебных программах, использующих такой методический прием, как восстановление обучающимся пропусков в тексте (реконструкция текста). Эти программы не требовали больших компьютерных ресурсов (как более или менее значительных объемов памяти, так и быстродействия), и для их запуска чаще всего было достаточно одной дискеты.

Второй этап использования новых информационных технологий в образовательном процессе начинается с появлением компьютерных устройств, использующих и предоставляющих возможности мультимедиа, т.е. не только текстовой информации, но и звуковой (аудио-), видео- и графики (в том числе трехмерной), сенсорной информации и т.д. Эти программы были существенно более интерактивными, чем созданные на предыдущем этапе, и предоставляли пользователю возможность работы как с текстовыми, так и со звучащими, графическими, анимационными и даже видеоматериалами. Такие программы повысили требования к компьютерным ресурсам: для того чтобы их запустить, надо было иметь специальные, совместимые с компьютером программно-аппаратные устройства (компьютерные звуковые платы и платы обработки изображений), а также обеспечить его большее быстродействие и больший объем долговременной и оперативной памяти. Мультимедийная технология потребовала также и больших финансовых вложений в обучение. Образцовыми примерами обучающих компьютерных продуктов этого этапа могут служить программы Longman Interactive Dictionary, Microsoft Encarta, обучающие программы семейства Reward, а в России «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», серия образовательных CD-ROM «1C: Репетитор» и т.п. Все они предоставляют пользователю большую свободу выбора путей прохождения информационно-справочного и учебного материала, форм его представления и скорости и способов его изучения.

Хотя лучшие программные продукты, которые получили распространение на первом и втором этапах развития ИТ и их применения в CALL, до сих пор используются в учебном процессе, особенно в силу своей дешевизны и общей неприхотливости, современный этап развития информационных технологий в образовании и обучении целиком и полностью определяется Интернетом и World Wide Web (WWW). Эти понятия для большинства компьютерных пользователей являются синонимами, однако, как мы показали в предыдущем разделе, история их возникновения и развития различна.

Пользуясь информационной логикой Интернета, можно сказать, что основные источники сведений об истории и современном состоянии Интернет-технологий находятся прежде всего в самом Интернете и что особенно важно банк данных об этом феномене постоянно пополняется, тем самым развивая само это понятие. Наиболее подробную и исчерпывающую информацию можно найти в диссертационных работах, например в докторской диссертации Харди (1993) по адресу:

http://eserver.org/internet/Hardy-History-of-Net.txt.

Технический обзор ИТ и Интернета с момента его возникновения (19801995 гг.) по настоящее время доступен на организационном web-сервере официально главного надзирающего органа общественного «Консорциума W3» по адресу:

http://www.w3.org/history.html.

До сих пор не потеряли своего значения информационные материалы 1-й международной конференции по WWW (1994), которая ввела в научный обиход все основные понятия и сформулировала главные вопросы, которые управляют глобальной Сетью до сих пор; эта конференция вошла в историю под именем «Woodstock of the Web»:

http://www94.web.cern.ch/WWW94/.

Среди многочисленных Интернет-руководств для начинающих можно отметить сервер под названием «Beginners Central», для работы с которым не требуется никакой специальной программистской или компьютерной подготовки. Особенно ценно, что этот сервер приводит расшифровку и дает дефиниции всем наиболее употребительным в компьютерной и Интернет-сфере терминологическим сокращениям (RAM, ROM, HTML, MOO's и т.п.). Расположен этот сервер по адресу:

http://northernwebs.com/bc/.

Аналогичный круг вопросов, но трактуемых с более современных позиций, рассматривается в еще одном руководстве для начинающих «интернетчиков», которое также находится в Сети по адресу:

http://www.screen.com.

При желании интересующиеся проблемами Интернета могут подписаться на электронные сетевые журналы данного профиля, выбрав те из них, которые соответствуют уровню знаний пользователя. Сведения об этих журналах собраны на специальном сервере, который доступен по адресу:

http://www.liszt.com/select/.

Теоретические и практические проблемы Интернета и его использования в учебном процессе разрабатываются в ряде университетских центров за рубежом, в частности в Aston University's Language Unit Web site:

http://www.les.aston.ac.uk.

Нельзя не отметить, что среди преподавателей иностранных языков до сих пор все еще встречается достаточно скептическое отношение к использованию ИТ и Интернет-технологий, поскольку в течение длительного времени господствующим было мнение, высказанное в 1996 г. английским методистом Истментом (Eastment), что с появлением Интернета мы имеем дело с «триумфом формы над содержанием... который прикрыт видимостью новизны». На наш взгляд, это мнение основано на недостаточной информированности преподавателей и учащихся о современных возможностях новых информационных технологиях, что во многом обусловлено почти полным отсутствием в данной области теоретических работ и чрезвычайной скудостью практических рекомендаций.

Практически неизвестны широким кругам пользователей и разработчиков те немногочисленные экспериментальные и теоретические исследования, которые были предприняты в последнее время как в России, так и за рубежом, поэтому их выявление и обзор требует специальной проработки.

в начало статьи << >> в начало

 

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГИПЕРТЕКСТА

 

Основу Интернета составляет гипертекст возможность оперативного фиксирования произвольной либо логически и семантически обусловленной связи любых как по размеру, так и по форме информационных блоков. Разработка гипертекстовых систем для целей обучения была начата за рубежом в 1980-е годы, аналогичные работы в России до последнего времени находились в пилотной стадии. Однако уже в 1998 г. и у нас наблюдается экспоненциальный рост числа учебных и учебно-справочных гипертекстовых систем, предлагаемых для дистанционного обучения, что соответствует общим мировым тенденциям в этой области.

Такой успех гипертекстовых технологий в сфере обучения далеко не случаен. Он обусловлен в первую очередь тем, что гипертекстовые технологии, используемые для построения обучающих систем в Интернете, обладают рядом весьма привлекательных свойства, а именно:

Ø           за последнее время сформировался набор унифицированных и достаточно универсальных способов создания интернетовских информационных серверов (Web-страниц), существует корпус учебников и авторитетных практических руководств по этому вопросу (в том числе и в самом Интернете);

Ø           сложился и постоянно пополняется массив достаточно простых, но очень эффективных технических средств создания гипертекста (SGML/HTML и др.);

Ø           все программные средства (software), используемые при проектировании интернетовских информационных серверов, постоянно совершенствуются и оперативно обновляются, при этом обязательным условием является сохранение их преемственности и совместимости; таким образом, идет постоянное расширение диапазона обслуживаемых прикладных задач: от ввода и редактирования звучащей информации и изображения (стационарного или анимационного, а также видео-) до построения простых и сложных систем, использующих методы искусственного интеллекта, способных осуществлять обработку интерактивных запросов и ответов в реальном времени;

Ø           все (или почти все) эти программные средства предоставляются для свободного или условно свободного распространения (free-/share-ware).

 

К преимуществам гипертекста на содержательном уровне для задач обучения относят также то, что он позволяет создавать открытые информационные системы за счет относительно свободного соединения информационных блоков. Таким образом, появляется возможность (при условии того, что общая структура задана правильно) неограниченной детализации информации; в частности, в зависимости от прагматической направленности обучения можно сколь угодно подробно и тщательно обсуждать любые положения и понятия, а также оперативно пополнять базы данных, которые лежат в основе гипертекстовых учебных материалов.

Учебные материалы, подготовленные на основе мультимедийных гипертекстовых технологий, обладают рядом очевидных преимуществ как для учителя, обеспечивающего, направляющего и контролирующего процесс обучения, так и для обучаемого: прежде всего это принципиально новые возможности презентации учебного материала, связанные с использованием зрительной и аудитивной наглядности. Необходимо также отметить, что сама гипертекстовая структурированность учебного материала обладает собственным дидактическим значением, так как является значительно более гибкой формой подачи информации, позволяющей в максимальной степени учитывать индивидуальные потребности обучающегося. По сути дела каждое обращение к автоматизированному обучающему курсу, основой которого является база данных, выполненная в гипертекстовом формате, является процессом создания своего собственного учебного текста, наиболее адекватно соответствующего данной актуальной задаче, вследствие чего процесс обучения приобретает творческий аспект. Устанавливая логические связи информационных блоков, выстраивая информацию, следуя собственной логике ее осмысления, обучающийся становится соавтором, и, может быть, это и оказывается наиболее привлекательной стороной использования подобных курсов в процессе обучения.

Однако необходимо подчеркнуть, что ключевой проблемой в такой системе становится проблема организации «навигации», свободная или навязываемая автором-разработчиком стратегия исследования данного информационного поля, которая к тому же должна решать и собственно дидактические задачи. В исследованиях по теории гипертекста вопросы организации «чтения» гипертекстовой информации рассматриваются в совокупности с формальным анализом структуры гипертекстового поля, возможностями технических средств управления «навигацией», а также особенностями когнитивных стратегических предпочтений человека (вновь подчеркнем, что последнее остается до сих пор наименее изученной областью). В качестве достаточно хорошо проработанных формализованных стратегических моделей часто выступают модели, лежащие в основе систем автоматизированного поиска и систем автоматической обработки запросов.

Появление Интернета, основанного на гипертекстовых технологиях, существенно изменило традиционные дидактические модели, используемые в обучении, в первую очередь в его дистанционных (ранее традиционных заочных) формах. Наиболее проработана эта сфера лингводидактики в отношении английского языка как иностранного (EUT[4]). Большинство публикаций по данному вопросу содержит отчеты о предпринятых образовательных проектах и доступно в материалах сетевых журналов и конференций IATEFL, ELTJ, а также в статьях отдельных ученых (Eastment, Motteram, Spearling, Trotman).

В России рассматриваемой теме посвящено существенно меньше работ. Это связано с рядом объективных причин, диктуемых особенностями развития Интернета в России.

в начало статьи << >> в начало

 

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГИПЕРТЕКСТА В ИНТЕРНЕТЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Основные проблемы, которые возникают в ходе использования новых информационных технологий, в первую очередь Интернета, в обучении, связаны как с технологическими проблемами, так и с проблемами недостаточной изученности возможностей гипертекстовых технологий, а также с целым рядом собственно лингвистических проблем. Необходимо отдавать себе отчет в том, что для большинства пользователей Интернета актуальны существенные ограничения на объемы передаваемой и получаемой информации, обусловленные зачастую низким качеством телефонных линий (как в России), и поэтому наивно полагать, что Интернет-обучение в настоящем своем виде равно доступно в любой точке земного шара. Как пишет Истмен, «Интернет все же до сих пор остается достояние ничтожно малой доли жителей Земли».

Однако все теоретики Интернет-технологий единодушны в том, что собственно технические проблемы, которые тормозят развитие образовательных Интернет-технологий, все же не являются определяющими. Гораздо более существенны сейчас проблемы лингвистические (терминологические) и собственно методические.

в начало статьи << >> в начало

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Помимо перечисленных выше технических сложностей в распространении Интернет-обучения, многие исследователи приводят и иные причины. Среди них не последнее место занимает такая чисто лингвистическая проблема, как неопределенность и неоднозначность соответствующей терминологии, постоянное пополнение ее вновь образуемыми терминами, что заставляет пользователя специально следить за этим процессом. Большинство преподавателей не имеет ни соответствующего навыка, ни времени на поиски необходимых определений и толкований. Точно так же не успевает учитель следить за новыми материалами, постоянно размещаемыми в Сети, которые потенциально могут быть использованы в учебном процессе дистанционно в виртуальном либо реальном классе. Наибольшие проблемы, как это ни парадоксально, возникают у носителей английского языка, поскольку абсолютное большинство используемых в Интернет-технологиях терминов взяты из английского языка. В частности, отмечается, что термины «spamming», «cookies», «Java applets» и т.п. в этой области используются не в своем кулинарном значении, но уже стали либо омонимами, либо омофонами, а слова «cursor», «surfing», «flaming» приобрели новое значение.

Специальные исследования были посвящены выявлению неоднозначности используемой терминологии, которая свойственна как собственно языку web-документов, так и всевозможным инструкциям по использованию программных и аппаратных средств, где один и тот же термин имеет разное значение даже иногда внутри одного текстового документа. Наиболее развитые образовательные web-серверы Интернета специально оговаривают все терминологические вопросы (например, один из наиболее известных серверов по ELT, созданный и поддерживаемый Дэйвом Сперлингом[5]).

Для разрешения подобной неоднозначности рекомендуется обращаться к хорошо себя зарекомендовавшим базирующимся в Интернете специальным терминологическим он-лайновым словарям-справочникам (к сожалению, большинство таких словарей доступно только на английском языке, например Webopedia):

http://www.pcwebopedia.com/.

 

в начало статьи << >> в начало

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Наиболее развита в Интернете, как мы уже отмечали выше, область ресурсов по обучению английскому языку как иностранному. Показательно, что еще относительно недавно (в 1996 году) ресурсы Интернета для обучения иностранным языкам были достаточно малочисленны, а те, которые предлагались пользователям, вызывали справедливые нарекания преподавателей. Как писал в это время Истмент, «все отмечают, что Интернет-ресурсы по изучению иностранных языков чаще всего являются переложенными на новую материальную базу (компьютер) традиционными линейными текстами и им недостает вследствие этого интерактивности». Большинство дополнительных (вспомогательных) культурологических, страноведческих и справочных учебных материалов было ориентировано на средства массовой информации в Интернете (т.н. «он-лайн версии» СМИ), такие, как, например, газеты: «Guardian»: http://www.guardian.co.uk/, La Stampa: http://www.lastampa.it, El Pais: http://www.elpais.es/; журналы: «Le Monde Informatique»: http://www.weblmi.com/, http://www.lemonde.fr/, «Spiegel»: http://www.spiegel.de/; материалы радио- и телестанций: ВВС: http://www.songsearch.net/netradio.htm, http://www.bbc.co.uk/. CNN: http://www.cnn.com/.

Эта ситуация привела к тому, что в настоящий момент в Сети можно найти практически все наиболее крупные средства массовой информации и все издательства и издательские дома, а также радиостанции и представление продукции теле- и кинокомпаний. Например, MTV: http://www.mtv.com/ и др.

Наиболее узким местом в организации Интернет-обучения в сфере дистанционного образования является отсутствие методической поддержки: адекватных компьютерных и традиционных, но учитывающих новую среду обучения учебно-справочных материалов (фонетических, грамматических, лексических материалов, учебников, справочников, словарей и т.п.). Хотя в последнее время в Интернете появились он-лайновые грамматики практически для всех мировых языков, однако все они продолжают оставаться копиями учебных материалов, подготовленных для бумажных носителей, что показало свою полную неэффективность в качестве средства обучения на базе ИТ. Еще хуже обстоит дело со словарями, которые в наибольшей степени пострадали от неурегулированности для сферы Интернета авторских и прочих отношений интеллектуальной собственности. Несмотря на такое положение вещей, все же нельзя не отметить появление специализированных словарных серверов, в частности таких, которые содержат прямые отсылки к местонахождению в Интернете более 800 словарей на 150 языках мира. Такие серверы пользуются большой популярностью, например:

http://www.facstaff.bucknell.edu/rbeard/diction.html.

К сожалению, пока не имеют полноценных аналогов в русском Интернете (Рунете) специальные профессиональные журнальные издания для преподавателей, как, например, издания, предназначенные для учителей английского языка как иностранного (или как второго): «The Internet TESL Journal», «TESL-EJ» и др., которые предоставляют преподавателям экспериментальные планы уроков, сопровождаемые вспомогательным справочным материалом (handouts), методические указания и рекомендации, результаты практических и теоретических исследований.

в начало статьи << >> в начало

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГИХ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАНИИ И ОБУЧЕНИИ

 

В настоящее время стало очевидным, что создание и использование в учебном процессе Интернет-учебников и справочников по иностранным языкам не является единственной и даже основной формой поддержки обучения в Интернете. На второе место (а по мнению некоторых теоретиков дистанционного и Интернет-обучения и на первое) выходит такая форма организации обмена информацией, как электронная почта (e-mail). Электронная почта как возможность оперативно установить вербальную связь между любыми, подключенными к Сети компьютерами и пользователями, изначально привлекала внимание преподавателей иностранных языков и одним из первых Интернет-сервисов была вовлечена в орбиту как очных, так и дистанционных форм обучения. Интересно, что именно эта форма работы способствовала возрождению в наше время жанра письма в новой, переработанной форме. Изучению различий между электронной почтой и традиционным эпистолярным жанром посвящено несколько исследований, их результаты в систематизированном виде представлены в Интернете по адресу:

http://enterprise.powerup.com.au/htmlxp/pu/emailhow.htm.

В настоящее время основанные на электронной почте формы организаций синхронного и асинхронного общения легли в основу всех видов он-лайнового (OLE[6]) и коллективного (collaborative) обучения. Достаточно сказать, что все электронные курсы английского языка как иностранного, которые ведут обучение через Интернет в режиме как on-line, так и off-line, активно используют электронную почту и можно утверждать, что она стала неотъемлемым компонентом всякого учебного курса. В частности, в Интернете продолжаются исследования в рамках крупнейшего международного проекта по обучению английскому языку с помощью электронной почты проекта IWE[7] (e-mail project). Он объединяет студентов из Азии, Европы и Северной Америки, его отчеты и текущие учебные материалы доступны по адресу:

http://www.ruthvilmi.net/hut/Project/IWE/.

Общедоступность электронной почты существенно возросла с появлением в Интернете специальных почтовых серверов, которые бесплатно и для всех желающих осуществляют пересылку электронной корреспонденции (Hotmail, MailRu и т.п.).

Возникшие на основе электронной почты телеконференции, или «эхо»-конференции, также постепенно завоевывают позиции в качестве средств обучения. Наиболее удобной их разновидностью являются тематические телеконференции, или «листы рассылки», подписавшись на которые любой пользователь может принять участие в интересующей его дискуссии или получить квалифицированную консультацию признанных в данной области специалистов. Среди таких заочных конференций можно выбрать только те, которые предназначены преимущественно для учителей, и те, которые объединяют студентов и т.п. Сфера телеконференций, или «листов рассылки» наиболее динамичная часть Интернета, поэтому следить за ней бывает достаточно сложно. Текущая информация о возможных подключениях к листам рассылки и аннотированные списки более чем 90000 таких листов можно найти по адресу:

http://www.listz.com.

Наиболее крупным сервером, интегрирующим информацию о телеконференциях, является сервер дискуссионных групп Usenet, получивший название «Dejavu»:

http://dejavu.com.

Его самые популярные среди преподавателей ресурсы, посвященные проблемам преподавания английского языка как второго (или как иностранного), называются TESL-L и являются одним из наиболее полезных для авторов создателей учебников и учебных материалов информационных источников. В целом список телеконференций Usenet насчитывает более 20000 различных тематических групп.

В последнее время существенно растет интерес к возможностям и ресурсам Интернета, которые создавались для других, не образовательных, целей, а именно: видеоконференции, Real Audio/Real Video, IRC, ICQ. Получившие широкое распространение IRC, ICQ это специальные общедоступные бесплатные программы обмена репликами в реальном режиме времени между любыми подключенными к Сети пользователями, которые могут реально находиться в любой точке мира. Средства Real Audio/Real Video обеспечивают подачу на компьютеры пользователей в реальном режиме времени потока аудиосигналов (радиопередачи, аудиозаписи и т.п.) и видеоклипов (видеозаписей).

Программное обеспечение для проведения видеоконференций вызывает у специалистов наибольший энтузиазм, так как только этот вид работы в Интернете позволяет неограниченно расширить аудиторию обучающихся, полноценно (live, т.е. «вживую») присутствующих на занятии или на лекции. Все участники видеоконференции образуют при этом «виртуальный учебный класс» и могут наравне с собравшимися в реальной учебной аудитории задавать лектору вопросы, принимать участие в практических занятиях и т.п. Видеоконференции позволяют расширить формы обучения языку в так называемых «Виртуальных школах», например в известной системе заочного обучения иностранным языкам «NetLearn Languages»:

http://www.nil.co.uk.

Таким образом, несмотря на ряд технических, технологических и особенно методических трудностей можно утверждать, что сфера языковой Интернет-дидактики является сейчас наиболее динамично развивающейся сферой, которая способна необычайно расширить контингент учащихся, преодолевая пространственные, временные и иные ограничения процесса обучения.

в начало статьи << >> в начало

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1.           История возникновения Интернета и World Wide Web (WWW).

2.           Основные направления Интернет-дидактики.

3.           Феномен гипертекста и его использование в обучении.

4.           Основные проблемы при работе в Интернете: технологические, лингвистические, методические.

5.           Особенности использования разных сервисов Интернета в образовании и обучении.

в начало статьи << >> в начало

 

в оглавление << >> на следующую страницу

 



[1] Англ, web «паутина».

[2] Hypertext Mark-up Language специальный код гипертекстовой разметки представляемого в Интернете материала.

[3] CALL общепринятое в настоящее время сокращение выражения Computer assisted language learning.

[4] ELT English Language Teaching.

[5] Расположен по адресу: http://www.elscafe.com.

[6] OLE On-line Education.

[7] IWE International Writing Exchange.

Hosted by uCoz