ПРЕДИСЛОВИЕ
В современной жизни место
классических российских вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?» все чаще
занимает вопрос «Кто платит?». С переходом к рыночным отношениям Россия столкнулась
с тем, что для многих отраслей экономики выработка новых основ хозяйствования
стала трудной, почти невыполнимой задачей. Это в полной мере относилось и к
средствам массовой информации.
А ведь «изобретать
велосипед» не стоило. В развитых странах Западной Европы и Северной Америки
медиаиндустрия – преуспевающая и прибыльная
отрасль, которая является одной из важнейших составляющих современного бизнеса.
Особенности финансирования и управления предприятиями СМИ во всех странах имеют
специфический национальный колорит, однако закономерности медиаэкономики в
экономически развитых рыночных демократиях одинаковы. Данное учебное пособие
анализирует и общие принципы, и национальную специфику медиаэкономики в
информационно богатых странах мира, обобщая их опыт в этой сфере.
На лекциях мне часто
приходилось отвечать на вопрос: «Если в США или странах Западной Европы
государство практически не финансирует СМИ, телевидение в основном является
бесплатным, а цена на газету не окупает затрат на ее производство, каким же
образом медиаиндустрия становится высокодоходной?» Ответ, очевидный для любого
западного потребителя, прост – только
за счет коммерческой рекламы. В действительности механизмы, приводящие в
движение современную медиаэкономику, сложнее однозначного ответа на вопрос.
Напрямую завися от рекламы, прибыльные СМИ все-таки довольно далеки от
рекламодателей и даже владельцев, в руках которых находится контроль над
финансовыми потоками медиапредприятия. Выявление закономерностей медиаэкономики
в условиях развитого рынка –
предмет интереснейший, заставляющий думать не только собственников и
управленцев, но и самих журналистов. В современном демократическом обществе без
знания этих закономерностей ни один журналист не сможет полноценно осуществлять
свои профессиональные и творческие функции.
Данное учебное пособие
является первой частью дилогии, посвященной экономике и менеджменту зарубежных
СМИ. Его структура повторяет курс лекций «Основы экономики и менеджмента
зарубежных СМИ», который читается автором на факультете журналистики
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Учебное пособие
соответствует программе дисциплины «Основы экономики и менеджмента зарубежных средств массовой информации» федерального
компонента цикла ДС ГОС ВПО второго поколения по специальности 021400
«Журналистика», рекомендованной Научно-методическим советом УМО государственных
университетов. Вопросы управления и структуры зарубежных медиа будут
рассмотрены во второй части, работу над которой автор надеется завершить в ближайшее
время.
В течение нескольких лет работы над этим учебным
пособием помощь автору приходила от разных людей. Несколько слов о тех, чей
вклад в эту работу наиболее значителен. Профессор Р. Пикар всегда был готов
прийти на помощь – принять меня для беседы в Финляндии, где он работал в
последние годы, приехать в Москву для консультаций, прислать книги. Профессор
Я.Н. Засурский постоянно удивлял умением увидеть ключевые проблемы современных
СМИ. С медиаэкономикой это было особенно очевидно. Поддержав в 1995 году идею
курса лекций «Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ», он способствовал
развитию нового предмета и реализации многих начинаний автора. Мои коллеги на
кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ
помогали доброжелательностью и верой в меня. Доцент И.Ю. Нечаева, прочитавшая
несколько вариантов рукописи, доказала важность этой работы и свою искреннюю
дружбу. Я признательна ведущему научному сотруднику Л.М. Земляновой и доценту
А.Х.-Г. Ибрагимову, одобрившим мою рукопись.
Особое слово благодарности – литературному редактору Е.Н. Ковалевой и А.А.
Неболюбовой, оказавшим мне существенную практическую помощь в подготовке
рукописи. Я искренне признательна коллективу и руководству издательства «Аспект
Пресс» за плодотворное сотрудничество
Мои студенты, сами того не сознавая, постоянно
помогали мне в работе над учебным пособием: в процессе его создания было важным
не столько то, что они поняли, сколько то, что им оставалось непонятным.
Я благодарна тем своим друзьям, которые поделились со
мной своим вдохновением и временем, чтобы превратить мою рукопись в книгу. Моя
семья всегда оставалась моей крепостью Спасибо за терпение и любовь моих
близких: я чувствовала их постоянно.
Елена Вартанова
Москва, лето 2001 г. – март
2003 г.