ТЕМА 12.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
В ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЫХ ВЫСТАВОК
Выставочная
деятельность в Европе ввиду ее особой общественной и экономической значимости
контролируется и поддерживается государственными структурами. В большинстве случаев
выставочные комплексы находятся либо в собственности государства, либо под
контролем органов власти.
Используются
различные формы государственного контроля за выставочной деятельностью. Этот
контроль наиболее ощутим в Германии, Италии, Франции и Испании.
В Германии
выставочные центры, как правило, являются акционерными обществами. Основные
владельцы акций – власти земель и городов проведения выставок. Власти земель
выдают разрешения на проведение выставок, определяют для выставок состав их
участников, длительность, представительства промышленного сектора и категории
посетителей.
В Италии
управление выставками разделено между областями и центральным правительством.
Области дают разрешение на проведение выставок, стремясь избежать конкуренции
между ними. Некоторые области управляют местными выставочными территориями.
Центральное правительство контролирует качество международных выставок и три
основные выставочные структуры Италии: Милан, Верону и Бари. Обычно в Италии
администрация выставочной структуры является независимой властью.
В 1994 году в
Италии Декретом президента Республики был утвержден регламент, упрощающий
административные процедуры, связанные с организацией и проведением
выставочно-ярмарочной деятельности.
Во Франции
государственные органы владеют или управляют главными выставочным центрами в
Париже и Лионе. Во Франции действует целый ряд законодательных актов,
постановлений и декретов правительства, регламентирующих выставочно-ярмарочную
деятельность, а также положений о ярмарках и салонах, циркуляров о разрешении
коммерческих демонстраций и т.д. Планирование и организация ярмарок и салонов
во Франции[1]
осуществляется частными фирмами и их объединениями под надзором государственных
органов – Госсекретариата по делам мелких и средних предприятий,
торговли и ремесел, а также назначаемых правительством префектов
соответствующих городов и регионов.
По мнению
французских организаторов выставок, эта система, существующая с 1945 г.,
слишком тяжела и жестока. Главные ее недостатки, как считают профессионалы,
во-первых, полная зависимость от воли местных властей (прежде всего –
префекта) и, во-вторых, строгая подчиненность «своему министру», который выдает
или не выдает так называемый «агреман» –
официальное признание «общественного интереса планируемого мероприятия на
региональном, национальном или международном уровне». Этот документ, в случае
его утверждения, весьма важный с материальной точки зрения, включается в
ежегодную брошюру Министерства экономики, финансов и промышленности.
В Испании власть
над выставками разделена между центральным правительством (для главных
мероприятий) и местными администрациями (для местных мероприятий). Основные
выставочные структуры (Мадрид и Барселона) находятся в собственности местных государственных органов,
индивидуально или в консорциуме.
В Испании действует Закон «Об упорядочении выставочной
деятельности Автономной области Мадрида», предусматривающий оптимальный уровень
качества экспонируемых товаров и участие в экспонировании заинтересованных
экономических секторов. Согласно данному закону услуги, предоставляемые
организаторами выставочных мероприятий, должны отвечать требованиям экспонентов
и посетителей, а также гарантировать безопасность людей и имущества. Закон
предоставляет областной администрации Мадрида необходимые средства и полномочия
для обеспечения успешного выполнения поставленных задач и соблюдения заложенных
в законе принципов всеми заинтересованными лицами.
В Великобритании государственный контроль над
выставочной деятельностью не столь сильный. В этой стране практически не
существует нормативного регулирования торговых выставок. Государство владеет и
управляет главной выставочной структурой – Национальным
выставочным центром в Бирмингеме. Кроме того, имеется много частных выставочных
центров.
В США действует Закон об участии Соединенных Штатов в
международных выставках, содержащий положения по вопросам участия Правительства
США в международных выставках, проводимых на территории США. В Законе
установлены порядок осуществления правительственной поддержки
выставочно-ярмарочных мероприятий и основания для ее отзыва.
Закон «О торговых ярмарках», принятый в 1959 г.,
определяет режим ввоза экспонатов, оборудования и стройматериалов для
проводимых на территории США выставок и ярмарок.
Законами о ежегодных ассигнованиях предусматривается
выделение средств на финансирование отдельных выставок и ярмарок для ряда
федеральных органов и других организаций США.
Кроме того, в рамках «Программы сертифицированных
торговых ярмарок» Минторг США спонсирует участие частных фирм в 80 ярмарках
ежегодно, а «Программой для международного покупателя» поощряется участие
иностранных импортеров примерно в 20 торговых выставках и ярмарках, ежегодно
проводимых на территории США.
В ряде американских штатов действуют местные программы
поддержки выставочного бизнеса.
Завершая рассмотрение роли государства в системе
выставок Европы и США, подчеркнем, что в первую очередь это касается управления
выставочными территориями, влияние же на предмет выставок не столь сильно.
Однако, рассматривая вопрос о выставочных территориях (комплексах), необходимо
учитывать, в какой мере они приспособлены для проведения конгрессов,
конференций, симпозиумов, создают ли условия для деловых встреч. Для США этот
вопрос стоит не столь остро, как для Европы.
Во второй половине 90-х гг. и в Европе, и на других
континентах ярко проявилась тенденция взаимопроникновения выставочного и
конгрессного бизнеса. По данным ICCA[2], до 70% конгрессов и конференций сопровождаются
выставками по соответствующей тематике. В рамках практически каждой выставки, в
свою очередь, проводятся конференции для специалистов, семинары и презентации
для потенциальных потребителей, совещания дистрибьюторов и т.п. Причем
потребность в специально оборудованных для этого помещениях растет год от года.
В течение длительного времени руководители выставочных
компаний противились возведению конгресс-центров на выставочных площадках,
опасаясь ухудшения своих финансовых показателей. Однако со временем и
накоплением положительного опыта взгляды изменились, и во всем мире выставочные
компании наряду со строительством новых павильонов стали возводить
конгресс-центры. При этом выставочные компании вторгаются в новую для себя
сферу бизнеса, стремясь проводить самостоятельные конференции (вне рамок
выставок) с целью оптимизации своих финансовых показателей.
Информация все в большей степени становится важной
производительной силой. В этой связи растет актуальность сочетания выставочной
и конгрессной деятельности как одного из основных видов коммуникации, цель
которой – обмен информацией различного характера экономической,
научной, производственной. Об этом свидетельствует, в частности, ежегодный рост
оборота в этой сфере в среднем на 2,7%. В 1997 г. в мире только прямые расходы
на проведение конгрессных мероприятий составили 280 млрд. долл. США. В среднем
расходы участника такого мероприятия в день в 1997 году составили 1055 долл.
США. Если учесть, что собственно регистрационный взнос (расходы, связанные с
участием в деловой программе встречи) составлял только 10% от этой суммы (106
долларов в день), то остальные расходы обернулись доходами гостиниц,
ресторанов, авиакомпаний, магазинов, музеев, театров, казино.
Воздействие же информационных форумов на развитие экономики,
их вклад в рост ВНП стран, активно участвующих в их работе, вообще не поддается
точной оценке. Представляется, что не последнюю роль в развитии экономической
мощи Европейского сообщества сыграл тот факт, что Европа в течение многих лет
является безусловным мировым лидером в организации и проведении выставок и
конференций.
Согласно данным ICCA, в 1997 г. 58% всех международных конференций было
проведено в Европе, 19% – в Азии, 10% – в Северной Америке, по 5% в Южной и Центральной
Америке и Австралии и 3% – на Африканском континенте.
По данным Европейской комиссии, суммарная
экспозиционная площадь выставок, проведенных в Европе в 1996 г., составила 19
млн. кв. м. В них приняло участие свыше 420 тыс. экспонентов, а количество
посетителей превысило 50 млн. человек. Если учесть, что ориентировочная
стоимость участия в выставке с учетом всех расходов составляет примерно 1000 $
США за кв. м, то можно оценить годовой оборот европейской выставочной индустрии
в 19 млрд. долл. США. На сегодняшний день в Европе имеется более 130
выставочных комплексов с экспозиционной площадью свыше 10 тыс. кв. м. (для
сведения: московский «Экспоцентр» с его 56 тыс. кв. м занимает место лишь в
четвертой десятке рейтинга).
Крупными выставочными центрами[3]
стали города, отвечающие требованиям мирового выставочного сообщества, т.е.
имеющие:
Ø
центральное
географическое положение, удобное транспортное сообщение по авто- и
железнодорожным магистралям, близость к современному крупному аэропорту;
Ø
современный выставочный
комплекс, постоянное развитие выставочной программы и отличный менеджмент в
области выставок;
Ø
благоприятные
экономические условия для выставочной деятельности;
Ø
дружелюбное отношение
коренного населения к приезжим;
Ø
развитую городскую
транспортную и сервисную инфраструктуру; достаточное количество мест в
гостиницах и ресторанах;
Ø
первоклассную связь и
сервис (в том числе и технический) для участников и гостей выставок;
Ø
возможности для
проведения многочисленных деловых программ, сопровождающих выставки:
конгрессов, конференций и др.;
Ø
возможность широкой
программы развлечений и досуга;
Ø
достаточное количество
мест на паркингах вблизи выставок;
Ø наличие почты, банка и иных организаций, обслуживающих деловых людей непосредственно на территории выставки.
Далее будут рассмотрены выставочные центры стран,
являющихся лидерами конгрессно-выставочного бизнеса в своих регионах[4].
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ
1.
В каких странах Европы
наиболее эффективный контроль за ВЯД?
2.
В каких странах выставки
обеспечивают наибольший вклад в экономику?
3.
Имеет ли место в
европейских странах взаимопроникновение выставочного и конгрессного бизнеса?
4.
Какие требования
предъявляются к городу, в котором функционирует выставочный центр мирового
масштаба?
[1] Здесь и далее при изложении общих положений о выставочной деятельности во Франции использованы публикации и материалы журнала-справочника о выставках и деловых встречах «Экспомир».
[2] ICCA – Международная ассоциация конгрессов и конференций.
[3] См. приложение 2–4
[4] Авторы проводят анализ выставочной деятельности главным образом в тех странах, где выставки удостоены знака УФИ.