ВВЕДЕНИЕ
Каковы причины обращения автора этой книги к ее теме?
Первая из них – результаты наблюдения за изменениями системы средств
массовой информации в мире и, в частности, в России. Эти изменения связаны,
прежде всего, с развитием нашего общества, а также с появлением новых
технологий и сильнейшим их влиянием на журналистику. К средствам массовой
информации, в том числе старейшему из них – газете, ныне
предъявляются новые, более жесткие требования. Выпускать газету так, как это
делали в течение всего прошедшего века, ныне уже невозможно.
Вторая причина – стремление
автора облегчить журналистам, работающим в газетных редакциях, обмен лучшим
опытом подготовки и выпуска газеты и его использование. И третья по счету, но
важнейшая по значению, – желание помочь молодым,
стремящимся овладеть знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы в
газете.
Все это определило круг тех, кому предназначена эта
книга, ее характер и структуру. Это не справочник, а учебная книга, пособие,
которым могут пользоваться прежде всего студенты факультетов и отделений
журналистики государственных и негосударственных университетов России. И не
только студенты, но и, при необходимости, преподаватели этих факультетов и их
кафедр. После ознакомления с этой книгой они могут обращаться к специальной
литературе, посвященной отдельным сторонам творческого и производственного
процесса подготовки и выпуска газеты. Понятно, это определило необходимость
учета автором требований учебных планов и программ ряда дисциплин, изучаемых в
университетах нашей страны.
Книга обращена и к журналистам газетных редакций самых
разных типов и уровней. Аккумулированный в ней современный опыт управления
редакционными коллективами, организации их работы поможет совершенствованию
подготовки и выпуска газеты на современной технической базе.
Наконец, книга представит интерес и для читателей газеты, для тех, кто дружит с ней, видит в ней незаменимого информатора, советчика и помощника в жизни. Они узнают, как и чем могут поддержать свою газету, как эффективнее пользоваться теми возможностями, которые она способна предоставить им в поисках ответов на многие жизненно важные вопросы.
Основные цели, стоявшие перед автором, – дать ее читателям всестороннее представление о
возникновении газеты как старейшего и одного из важнейших средств массовой
информации, о ее развитии и ее перспективах. Понятно, что автор уделяет большое
внимание редакции газеты, правовым, экономическим и типологическим основам ее
деятельности, организации работы ее коллектива, процессу подготовки и выпуска
номеров газеты и их распространения.
В соответствии с этими целями была определена
структура книги. Она состоит из четырех частей и заключения. Каждая из них
посвящена одному из важнейших аспектов общей темы. В часть входят несколько
тематических глав. При необходимости глава разделяется на подглавы. Каждая
глава предваряется сжатым указателем целей изучения ее материалов. Завершается
она вопросами для самопроверки и указанием литературы, непосредственно
связанной с ее содержанием.
В конце книги расположен список литературы ко всем ее
разделам, использованной или рекомендуемой автором.
При подготовке книги автор иногда обращался к
некоторым материалам из своих предыдущих публикаций, посвященных той же теме. В
частности из книг «Основы научной организации журналистского труда» (1987) и
«Номер газеты» (2002). Опыт газетных редакций рассматривается и обобщается с
учетом достижений научно-технического прогресса в сфере журналистики – выпуска электронных версий газет, использования
Интернета как нового универсального средства получения и распространения
информации и др.