ВВЕДЕНИЕ
Российская журналистика за
более чем 200-летний период своего развития к 1917 г. превратилась в мощный
социальный институт. В начале XX века в России насчитывалось
свыше тысячи, а к 1917 г. около трех тысяч газетных и журнальных изданий.
Только в годы Первой мировой войны появилось около 850 новых органов печати.
Таким образом, Россия обладала мощной для своего времени прессой: газеты и
журналы выходили в 186 городах страны. Только в Петербурге и Москве
насчитывалось до тысячи периодических изданий.
С учетом самых различных
групп читателей, их политических взглядов, убеждений, общественного положения и
возраста выходили общественно-политические, торгово-промышленные, финансовые,
литературные, иллюстрированные и многие другие типы газет и журналов. Основную
их массу составляли правительственные, монархические и другие буржуазные
издания. Официальными органами царского правительства являлись газеты
«Правительственный вестник», выходивший ежедневно с 1869 по 1917 г. и «Сельский
вестник» (1881–1917 гг.). Правительственными органами были также газеты
«Русское государство» (1906 г.), «Россия» (1906–1914 гг.).
Уже первые годы XX в.
ознаменовались существенными изменениями в структуре русской журналистики, что
было обусловлено возникновением различных политических партий, в том числе и
социалистической направленности. После Манифеста 17 октября 1905 г. возникли
такие правительственные партии, как «Союз русского народа» (1905–1917 гг.),
«Союз Михаила Архангела» (1908–1917 гг.), «Союз 17 октября» (октябристы, 1905–1917
гг.), а также примыкавшая к октябристам партия мирного обновления
(мирнообновленцы, 1906–1912 гг.) и прогрессивная партия (прогрессисты,
1912–1917 гг.). Все эти партии имели свои руководящие печатные органы – газеты
«Русское знамя», «Союз русского народа»,
«Голос Москвы» (октябристы), «Русская молва» и «Утро» (прогрессисты), «Слово» и
журнал «Московский еженедельник» (мирнообновленцы).
Близкую к правительственным партиям позицию занимали
газеты «Земщина» (1909–1917 гг.), «Колокол» (1905–1917 гг.), «Голос Руси» (1914–1917 гг.). Самым последовательным охранительным
органом самодержавия зарекомендовали себя «Московские ведомости» (1756–1917 гг.), возглавлявшиеся в годы первой российской
революции (1905–1907 гг.) В.А. Грингмутом, одним из лидеров «Союза
русского народа».
Значительное количество буржуазных газет выпускали
общественно-политические, торгово-промышленные организации и учреждения,
коммерсанты и предприниматели. Из этих изданий можно выделить газеты «Новое
время» (1868–1917 гг.), «Биржевые ведомости» (1880–1917 гг.), «Русское слово» (1895–1917 гг.). В 1897 г. владельцем «Русского слова» стал
известный издатель И.Д. Сытин, а редактором и фактическим руководителем газеты
В.М. Дорошевич. Этот признанный «король фельетона» превратил «Русское слово» в
одну из самых популярных газет, о чем свидетельствует ее тираж, достигший к
1917 г. миллиона экземпляров.
Самую разветвленную сеть периодических изданий имела
конституционно-демократическая партия – кадеты,
партия «народной свободы» (1905–1917 гг.). В 1906 г. В.И. Ленин
отмечал, что «кадетская печать – чуть ли не девять десятых всей
политической печати России»[1].
Центральным органом кадетов была газета «Речь», выходившая с 1906 по 1918 г.
под редакцией П.Н. Милюкова и И.В. Гессена. Активно в газете сотрудничали П.Б.
Струве, другие видные деятели кадетской партии. Наиболее известными органами
кадетского направления являлись газеты «Русские ведомости», «Современное
слово», а также многочисленные местные влиятельные газеты «Южный край»
(Харьков), «Приазовский край» (Ростов-на-Дону) и др.
Одновременно с развитием буржуазной прессы
активизировался рост печати социалистической ориентации, изданий эсеров и
российских социал-демократов. Развитие социалистической периодики характерно
противоборством в русской журналистике на исходе XIX в. двух идеологий –
народничества и марксизма. Эти два направления в общем потоке социалистической
мысли (пролетарский и крестьянский социализм) длительное время не просто
сосуществовали параллельно, а влияли друг на друга, стимулируя поиск
социалистической перспективы.
Основоположником крестьянского социализма явился А.И.
Герцен, считавший, что свободные сельские труженики, объединенные в
производственные ассоциации, смогут в условиях коллективной собственности на
землю перейти к справедливому устройству своей жизни. Идея общинного устройства
получила дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского и идеологов
революционного народничества П.А. Лаврова, М.А. Бакунина, П.Н. Ткачева. На
рубеже столетий народничество получило новый импульс: идеи крестьянского
социализма были актуализированы не только применительно к новым историческим
условиям, но и сквозь призму некоторых марксистских положений. Многое в этом
отношении сделал один из лидеров эсеров В.М. Чернов. Его выступления, начиная со
статей в «Русском богатстве» в 1899 г., стали основой будущей программы
социалистов-революционеров (эсеров).
В общем потоке народничества уже в 1880-е годы стало
возможным выделение пролетарско-демократического течения. Начало разрыву с
народническими представлениями о путях движения России к социализму положила
деятельность созданной в 1883 году плехановской группы «Освобождение труда».
Основной преобразующей силой общества, по мысли Г.В. Плеханова, главного
теоретика группы, должен был стать новый для России класс – пролетариат.
Еще задолго до создания плехановской группы в России
началось знакомство с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса. Особый интерес
революционные народники проявили к изучению «Капитала», первый том которого
вышел в Петербурге в 1872 г. Однако число сторонников марксизма в России
стремительно возрастает лишь после создания группы «Освобождение труда»,
приступившей к изданию «Библиотеки научного социализма». Вслед за плехановской
группой социал-демократические кружки возникают и в России, в их числе «Партия
русских социал-демократов» Д.Н. Благоева (1883–1887
гг.), «Товарищество санкт-петербургских рабочих» П.В. Точисского (1886 г.),
«Социал-демократическое сообщество» М.И. Бруснева (1890–1892). Группа Бруснева установила связи не только с Г.
В. Плехановым, но и с социал-демократическими кружками многих городов России.
Важным этапом на пути создания социал-демократической
прессы в России явилась издательская деятельность «Петербургского союза борьбы
за освобождение рабочего класса» (1894–1897 гг.).
Листовки и прокламации «Союза борьбы», а также подготовленная им газета
«Рабочее дело» свидетельствовали о все более широком проникновении марксистских
идей в рабочую среду. Этот процесс завершился созданием в 1898 г. Российской
социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
Таким образом, на рубеже XIX–XX вв. в России шел интенсивный процесс формирования
социал-демократической и эсеровской партий и их печати. Особое значение в их
развитии имело создание в 1900 г. газет «Искра» и «Революционная Россия». По
решению второго съезда РСДРП (1903 г.) «Искра» становится центральным органом
Российской социал-демократической партии, а «Революционная Россия» с января
1902 г. – центральным органом Партии социалистов-революционеров
(ПСР).
В редакцию «Искры» входили В.И. Ленин, Г.В. Плеханов,
Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич и А.Н. Потресов. В укреплении
искровского направления важную роль сыграли выступления в газете В.И. Ленина,
Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова, а также опубликование в «Искре» программы РСДРП.
Раскол на большевиков и меньшевиков на втором съезде
привел к образованию в РСДРП двух фракций. Как в большевистской, так и в
меньшевистской фракциях были представлены многие яркие личности, вошедшие в
историю российского и международного рабочего движения. Не говоря уже о Г.В.
Плеханове – одном из основателей российской социал-демократии,
В.И. Ленине – редакторе и ведущем публицисте всех руководящих
большевистских изданий, Ю.О. Мартове – признанном
лидере меньшевиков, в социал-демократической журналистике достойное место
принадлежит Л.Д. Троцкому, Ф.И. Дану, Л.Б. Каменеву, Г.Е. Зиновьеву, Н.И.
Бухарину и др.
Начиная с «Искры», Л. Мартов (Ю.О. Цедербаум)
возглавлял все издания меньшевиков. Он принадлежал к тому же поколению
социал-демократов, что и В.И. Ленин. Вместе с Лениным он принимал руководящее
участие в петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». В 1917
г. они почти одновременно вернулись в Россию, да и ушли из жизни с разрывом
менее года: Мартов скончался в апреле 1923 г. в Германии, Ленин – в январе 1924 г. Нельзя не отметить, что в
революционном движении активно участвовали все братья и сестры семьи
Цедербаумов (как и семьи Ульяновых), только одни были деятелями большевистской,
другие меньшевистской фракции РСДРП.
К лидерам РСДРП несомненно следует отнести Л.Д.
Троцкого, статьи которого под псевдонимом «Перо» регулярно печатались в
«Искре». 10 марта 1903 г. Л. Мартов писал П.Б. Аксельроду: «Вл. Ильич
предлагает нам принять в редакционную коллегию на полных правах известное Вам
«Перо». Его литературные работы обнаруживают несомненное дарование, он вполне
«свой» по направлению, целиком вошел в интересы «Искры» и пользуется уже здесь
(за границей) большим влиянием, благодаря недюжинному ораторскому дарованию.
Говорит он великолепно – лучше не надо. В этом убедились
и я, и Вл. Ильич. Знаниями он обладает и работает над их пополнением. Я
безусловно присоединяюсь к предложению Владимира Ильича»[2].
После перехода «Искры» в руки меньшевиков в ее редакцию вошел и Л. Троцкий.
Созданные почти одновременно органы социал-демократов
газета «Искра» и журнал «Заря» и руководящие издания эсеров – газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник
русской революции», также одновременно в 1905 г. прекратили свое существование.
Точно так же, как «Искра», выступившая в роли центра идейного и
организационного сплочения социал-демократических сил, «Революционная Россия»,
редактировавшаяся В.М. Черновым, являлась органом, сплачивавшим ряды
сторонников эсеровской партии.
Революционная деятельность В.М. Чернова (1873–1952 гг.) началась в 90-е годы, когда он был еще
студентом Московского университета. Его молодые годы во многом схожи с началом
революционной деятельности В.И. Ленина и Ю.О. Мартова: исключение из
университета, арест в 1894 г. по делу революционно-демократической партии
«Народное право», трехлетняя ссылка, после нее –
заграница, где он создает «Аграрно-социалистическую лигу», ставшую важным
этапом на пути формирования партии социалистов-революционеров. На первых же ее
съездах выступал с программными докладами как признанный теоретик эсеров. В
«Революционной России» большинство руководящих статей также принадлежало его
перу.
Важно заметить, что широкая программа демократических преобразований, выдвигаемых эсерами, в ряде основных положений: свобода слова, печати, совести, собраний и союзов, неприкосновенность личности была близка требованиям РСДРП. Так же, как «Искра», «Революционная Россия» была трибуной обличения самодержавия. В открывавшем первый номер газеты заявлении «От редакции» подчеркивалось:
«В двадцатый век мы вступаем при апогее царской
власти. Никогда еще гнет деспотизма не ощущался так сильно, никогда
издевательство над элементарными правами личности не доходило до таких
неслыханных размеров. И конца этому беззаконию не предвидится...
В отсутствие активности со стороны населения, в
неосознанности им важности непосредственной борьбы против политического
угнетения и лежит причина устойчивости самодержавного произвола. Пробудить в
массе эту потребность борьбы, указать ей путь к завоеванию свободы, – вот ближайшая задача, стоящая перед тем меньшинством,
которое представляет в настоящее время «Революционная Россия». Выступая с
настоящим изданием, мы имеем в виду внести свою скромную лепту в трудовую
работу пробуждения революционного самосознания»[3].
Нельзя не отметить и явного сходства отделов в
руководящих изданиях социал-демократов и эсеров. В «Искре» постоянными были
отделы «Из партии», «Из нашей общественной жизни», «Из деревни», «Иностранное
обозрение». В «Революционной России» – «Из
партийной деятельности», «Из общественной жизни», «Что делается в
крестьянстве», «Из иностранной жизни и печати». Правда, в отличие от «Искры»,
«Революционная Россия» значительно больше внимания уделяла крестьянскому
движению.
За всю историю «Искры» и «Революционной России» между этими изданиями не прекращалась острая политическая борьба. На страницах «Искры» было опубликовано свыше 50-ти статей против эсеров, многие из которых написаны В.И. Лениным. О том, как критиковал он социалистов-революционеров, их тактику революционного террора, красноречиво свидетельствуют их названия: «Почему социал-демократия должна объявить решительную и беспощадную войну «социал-революционерам»?», «Революционный авантюризм», «Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами».
Накануне, да и в годы первой российской революции,
партия эсеров не переживала острых внутренних расколов, в русской же
социал-демократии после второго партийного съезда борьба между большевиками и
меньшевиками все более обострялась. К 1905 г. эти два течения уже оформились в
самостоятельные фракции, имевшие свои руководящие центры, органы печати,
местные организации. Меньшевики продолжали издавать «Искру», на страницах
которой непрестанно полемизировали с большевиками, издававшими в 1905 г. газеты
««Вперед»» и «Пролетарий». Следует особо заметить, что уже в ходе этой
полемики, Г.В. Плеханов разъяснял в «Искре» всю опасность насаждения
большевиками антидемократических, диктаторских методов руководства в партии.
Наиболее убедительно это выражено в его статье «Централизм или бонапартизм?
(Новая попытка образумить лягушек, просящих себе царя)». «Если бы честолюбцы, – пророчески писал в ней Г.В. Плеханов, – захотели бы сделать из партии пьедестал для своего
личного тщеславия, если бы наша партия в самом деле наградила себя такой
организацией, то в ее рядах очень скоро не осталось бы места ни для умных
людей, ни для закаленных борцов: в ней остались бы лишь лягушки, получившие,
наконец, желанного царя, да «Центральный Журавль», беспрепятственно глотающий
этих лягушек одну за другой»[4].
И все-таки, несмотря на острые обоюдные полемические
выпады во второй половине 1905 г. позиции большевиков и меньшевиков значительно
сблизились, особенно в первых легальных изданиях –
большевистской газете ««Новая жизнь» и меньшевистской «Начало».
В редакции «Новой жизни», как и во всех руководящих
большевистских изданиях периода первой российской революции, были В.И. Ленин,
В.В. Боровский, А.В. Луначарский, М.С. Ольминский. Активно сотрудничал A.M. Горький,
публиковались поэт Н. Минский (Н.М. Виленкин) –
официальный редактор, подписывавший газету, Н.А. Тэффи. Именно в этой газете
появилась программная для большевистской и советской печати статья В.И. Ленина
«Партийная организация и партийная литература». «Начало» издавалось под
руководством Л. Мартова, Ф.И. Дана, Л.Д. Троцкого, А.Л. Гельфанда (Парвуса),
участника российского и германского социал-демократического движения.
Дан (Федор Ильич Гурвич) – самый видный (после Мартова) лидер меньшевиков был
одним из редакторов не только газеты «Начало», но и таких ведущих
меньшевистских изданий, как «Голос социал-демократа», «Наша заря», «Луч»,
«Новая рабочая газета» и других печатных органов.
Самыми активными публицистами в редакции «Начало»
являлись Троцкий и Парвус. Их статьи придали газете в значительной мере
пробольшевистский характер. Признание исключительной роли пролетариата,
возможность ускорения революционного процесса во имя быстрейшей революции в
Европе, как единственной гарантии революционного будущего России, – эти положения перманентной революции были близки и
взглядам большевиков. В статьях Л. Троцкого «Социал-демократия и революция»,
«Революция – творец», «Нужно строить партию» последовательно
проводилась мысль, что революция, во главе которой идет пролетариат, «разрубит
узел мировой реакции». Сближение газет «Новой жизни» и «Начало» было таким, что
вынашивался план их немедленного слияния на началах равенства. И хотя
осуществить этот замысел не удалось, но все-таки после закрытия «Новой жизни» и
«Начала» большевикам и меньшевикам удалось выпустить совместно три номера
ежедневной легальной социал-демократической газеты «Северный голос», а после ее
закрытия продолжить это издание под названием «Наш голос», единственный номер
которого увидел свет 28/31 декабря 1905 г. После поражения первой российской
революции социалистические партии переживали тяжелый организационный и
идейно-политический кризис, что не могло не отразиться на состоянии их печати.
Выступившие с позиций ликвидаторства лидеры меньшевиков Л. Мартов, Ф. Дан, А.
Мартынов с февраля 1908 г. приступили к изданию журнала «Голос
социал-демократа». Большевики, боровшиеся в это время за укрепление подполья,
издавали газету «Пролетарий», Г.В. Плеханов –
непериодический орган «Дневник социал-демократа», Л. Троцкий издавал в Вене
газету «Правда». Центральным органом РСДРП была газета «Социал-демократ» (1908–1917 гг.), в состав редакции которого до конца 1911 г.
входили и большевики, и меньшевики. Однако в связи с тем, что газета проводила
сугубо большевистские взгляды, Л. Мартов и Ф. Дан, а также поддерживавший
меньшевиков представитель польской социал-демократии В.Л. Ледер вышли из
состава редакции, которая с 1912 г. стала полностью большевистской.
Подвергая самой острой критике и большевиков, и меньшевиков, неустанно призывая их «направить свои силы не на борьбу друг с другом, а на борьбу с общим врагом», Г.В. Плеханов в годы реакции сначала сблизился с меньшевиками, принимал участие в создании их журнала «Голос социал-демократа», но уже в 1909 г. вместе с В.И. Лениным со страниц центрального органа РСДРП газеты «Социал-демократ» повел настойчивую борьбу за укрепление подполья, осудив идею открытого существования партии при Столыпине.
Социал-демократические и
большевистские центральные газеты
Свою деятельность вместе с В.И. Лениным Г.В. Плеханов
продолжил и в «Правде», на страницах которой успешно повел полемику с лидерами
меньшевиков. В 1913 г. в цикле статей под общим названием «Под градом пуль» он
подверг сокрушающей критике А.Н. Потресова, В.И. Засулич, В. Ежова (С.О.
Цедербаума), В. Левицкого (В.О. Цедербаума), Е. Маевского и других
меньшевистских лидеров, выступавших в газете «Луч». Против ликвидаторов он
выступал также в «Рабочей газете», журнале «Мысль» и других большевистских
изданиях. Это было последнее сближение основоположника русской
социал-демократии с Лениным. В годы Первой мировой войны их пути разошлись
окончательно.
После первой российской революции в тяжелом кризисе
находилась и пресса эсеров в связи со скандальным разоблачением Евно Азефа как
агента царской охранки.
Азеф (Евно Фишелевич, 1869–1918 гг.), совершивший ряд крупных террористических
актов (убийство в 1904 г. министра внутренних дел В.К. Плеве, в 1905 г. – великого князя Сергея Александровича), в 1908 г. был
изобличен как провокатор, завербованный царской охранкой еще в 1893 году. В
печати появилось немало гневных выступлений в адрес эсеров. В журнале «Голос
социал-демократа» Ф. Дан в статье «Религия террора» писал: «Азеф был для партии
эсеров больше, чем вождем. Он занимал в партии единственное в своем роде место
и в этом отношении не знал себе равных... С провалом Азефа террор, как тактика
революционного процесса, осужден, он играет прямо контрреволюционную и потому
реакционную роль. Отделить террор от революции и противопоставить мнимореволюционному
заговорщичеству действительно революционное массовое движение – обязанность всякого социал-демократа»[5].
И все-таки эсеры укрепляли свою прессу: с апреля 1907 по апрель 1914 г. их
центральным органом являлась газета «Знамя труда», а в 1912–1914 гг. они издавали еще журнал «Заветы» и газету
«Трудовой голос».
Социалистическая журналистика не шла ни в какое
сравнение по своему количественному измерению с либеральной и монархической
периодикой царской России. «На сто либеральных газет, – отмечал в 1912 г. В.И. Ленин, – в России едва ли придется одна марксистская»[6].
Но и эти сравнительно немногочисленные издания подвергались постоянному гонению
со стороны властей: то и дело закрывались и вынуждены были выходить под другими
названиями. Многократно меняла названия в 1913–1914
гг. эсеровская газета «Трудовой голос»: «Живая мысль», «Заветная мысль»,
«Вольная мысль», «Северная мысль», «Смелая мысль», «Верная мысль», «Стойкая
мысль», «Живая мысль труда». Восемь раз пришлось менять свое название и
большевистской «Правде».
Центральные журналы эсеров
Только после падения самодержавия, да и то лишь в течение нескольких месяцев, социалистическим партиям представилась возможность полностью легализовать свою деятельность благодаря принятому Временным правительством постановлению «О печати», провозгласившему беспрепятственный выпуск, распространение и торговлю печатными изданиями независимо от политической направленности.
В 1917 г., в условиях буржуазно-демократического
государства, социалистическая пресса получила небывалое до сего времени
развитие. Партия эсеров издавала ежедневную руководящую политическую газету
«Дело народа», правые эсеры – газету «Воля народа», левые – газету «Знамя труда». Около 60 газет в центре и на
местах имели меньшевики, центральным органом которых стала «Рабочая газета».
Сторонники Мартова, левое крыло меньшевиков, лишь в сентябре наладили издание
своей газеты «Искра», активно выступая до этого в «Новой жизни» М. Горького.
Правые меньшевики во главе с Г.В. Плехановым выпускали газету «Единство» (с
декабря 1917 г. «Наше единство»). Еще больше было изданий большевиков,
возобновивших 5 марта 1917 г. газету «Правда», созданную еще в мае 1912 г. и
ставшую в 1917 г. центральным органом РСДРП(б), затем в 1918 г. – центральным органом ЦК и МК ВКП(б), а с октября 1952
до 1991 г. – центральным органом Коммунистической партии
Советского Союза (КПСС).
В начале XX века и
в первые годы Советской власти значительной была издательская деятельность
анархистов. В 1905–1907 гг. в анархизме определились три обособленные
направления: анархисты-коммунисты, анархисты-синдикалисты и
анархисты-индивидуалисты. В годы первой российской революции в 58 губерниях и
областях насчитывалось свыше 250 организаций анархистов (особенно много их было
в Белостоке, Екатеринославе, Одессе). Накануне Октябрьской революции
организации анархистов действовали в 40 городах страны. Вплоть до 1920 г.
анархисты имели возможность издавать свои газеты и журналы. Первым изданием
анархистов явилась газета «Хлеб и воля» – центральный
орган анархистов-коммунистов, выходившая в 1903–1905
гг. в Женеве. В названии газеты отразилось главное ее содержание: обездоленным – хлеб, угнетенным – воля.
Редакция активно пропагандировала идеи П.А. Кропоткина, по мнению которого
социальная революция должна принести немедленное уничтожение государства,
писаных законов и частной собственности не только на орудия производства, но и
на предметы потребления.
Из анархистских изданий, выходивших после Октябрьской
революции, наибольшую известность получили газеты «Анархия», «Буревестник»,
«Труд и воля» и «Вольная жизнь», просуществовавшая до 1922 г.
Установление в России большевистской диктатуры привело
к ликвидации многопартийной печати. Лишь спустя многие десятилетия на рубеже
второго и третьего тысячелетий стало возможным возрождение многопартийной
отечественной журналистики.
В истории отечественных средств массовой информации
1917–2000 гг. можно выделить такие периоды, как
многопартийная печать после падения самодержавия в условиях
буржуазно-демократического государства (февраль –
октябрь 1917 г.), отечественная журналистика советского периода (октябрь 1917–1991 гг.), средства массовой информации Российской
Федерации (1991–2000 гг.).
По истории отечественной журналистики имеется немало
фундаментальных научных трудов, в числе которых можно прежде всего назвать
книги: А.Ф. Бережной: «История партийно-советской печати. Дооктябрьский период»
(М., 1987 г.); «Большевистская печать. Краткие очерки истории. 1894–1917 гг.» (М., 1962 г.); «Партийная и советская печать
в борьбе за построение социализма и коммунизма» (М., 1966 г.); «Основы
радиожурналистики» (М., 1984 г.); «Многонациональная советская журналистика»
(М., 1975 г.); А.З. Окороков «Октябрь и крах русской буржуазной прессы» (М.,
1970); П. Гуревич, В. Ружников «Советское радиовещание» (М., 1974); А.Я.
Юровский «Телевидение – поиски и решения» (М., 1983) и
некоторые другие, содержащие богатый фактический материал, но написанные
авторами, не имевшими возможности изучать хранившиеся в спецхранах необходимые
им источники, а главное – они не могли не следовать
партийным указаниям, согласно которым замалчивалось все, что не способствовало
возвеличению политики партии и ее вождей.
В результате грубого насилия над научной мыслью у нас
до недавнего времени не изучались газеты и журналы белого движения, русского
зарубежья, были преданы забвению такие выдающиеся публицисты как Н. Бердяев, И.
Бунин, Л. Мартов, П. Милюков, Л. Сосновский, Н. Тэффи, В. Чернов и многие
другие.
Хотя восстановление подлинной истории отечественных
средств массовой информации только началось, появились уже учебники, учебные
пособия, монографии, являющиеся важным шагом в этом направлении. В 1994 г.
издан учебник «Телевизионная журналистика» (редакционная коллегия Г.В.
Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский), переизданный с необходимыми дополнениями в
1998 г. В 2000 г. под редакцией А. Шереля вышел учебник «Радиожурналистика». В
1996 г. выпущено учебное пособие «История новейшей отечественной журналистики
(февраль 1917 – начало 90-х годов)» Р.П. Овсепяна, также переизданное
в 1999 г. В 1998 г. увидели свет учебные пособия Г.В. Жиркова: «Между двух
войн. Журналистика русского зарубежья (1920–1940 гг.)»,
«История цензуры в России XIX–XX вв.» (М., 2001). Заслуживают
внимания книги Б.И. Варецкого «Шелест страниц, как шелест знамен. Пресса России
в трех политических режимах». (М., 2001), Г.Н. Вачнадзе «Секреты прессы при
Горбачеве и Ельцине» (М., 1992), А.А. Грабельникова «Русская журналистика на
рубеже тысячелетий», И.И. Засурского «Масс-медиа второй республики (М., 1999),
Е.А. Корнилова «Журналистика на рубеже тысячелетий» (Ростов-на-Дону, 1999),
Д.Л. Стровского «История отечественной журналистики новейшего периода
(Екатеринбург, 1998).
В связи с тем, что до сих пор по истории отечественной
журналистики 1917–2000 гг. не издано полной хрестоматии, в настоящем
учебном пособии наряду с краткими историческими очерками по истории СМИ даны в
соответствии с учебной программой необходимые документы и публицистические
произведения, что окажет существенную помощь студентам в изучении одной из
важнейших дисциплин по подготовке журналистских кадров.