Контрольная работа по технике СМИ

 Тема: Типографский шрифт и его значение

 Когда Иоганн Гутенберг (1394 -1468) искал графическое лицо шрифтов, которые смогли  быть использованы в его изобретении, он мог равняться только на почерки рукописных текстов. Несмотря на то, что он намеренно придавал  печатным изданиям облик рукописных книг, первые наборные шрифты носили уже иной характер, чем буквы рукописных текстов. Шрифты должны быть более статичными и однотипными; при их разработке необходимо следовать определенным законам формообразования, которые позволили бы из неизменяемых одиночных букв при любом их сочетании в слове создавать безупречную по виду фразу. Гутенберг выбрал миссаль в качестве прообраза своих наборных шрифтов не только из-за его красоты и торжественности, но и, пожалуй, из-за того, что этот шрифт уже в рукописном варианте имел тщательно проработанную строгую форму.

   Все типографские шрифты начального периода книгопечатания основывались на рукописных образцах. Творчество художников того времени опять-таки в большей степени вдохновлялось рукописными почерками. Но уже в эпоху Возрождения, во второй половине XV века предпринимались попытки конструировать шрифты с помощью циркуля и линейки, а в XVI веке эскизами для гравирования шрифтов служили как нарисованные, так и конструированные знаки.            

  С тех пор шрифтов, применяемых в печатном производстве, создано много, однако несмотря на это продолжается систематическая разработка новых, для более полного удовлетворения  оформительских  потребностей. 

    Все имеющееся разнообразие шрифтов можно классифицировать по различным признакам, но прежде всего следует указать на то, что они имеют разную графическую основу — русскую, латинскую, греческую и др.

    В состав комплекта литер для каждого алфавита входят буквы, знаки и цифры, причем буквы подразделяются на строчные, используемые для формирования слов внутри предложений, прописные, с которых начинаются фразы, а поэтому имеющие несколько больший размер и обычно другой рисунок (в просторечии такие буквы называют заглавными), и, наконец, капительные, размер которых соответствует строчным, а рисунок — прописным, что бывает нужным для выделения отдельных слов в тексте. Например, в русском алфавите,  капительных букв семь — А, Б, Е, Р, С, У и Ф.

     По назначению можно выделить две наиболее крупные группы шрифтов —  типографские и близкостоящие к ним картографические, а также несколько специализированных групп, которые находят более ограниченное применение: плакатные, декоративные и др.

    Основными  факторами, по которым классифицируются шрифты, являются: способ набора, рисунок, начертание очка и размер.

   По использованию различают шрифты для ручного, крупнокегельного, букво- и строкоотливного набора, а также для фотонабора.

    По рисунку (т. е. по характерным особенностям построения букв) все стандартные шрифты делятся на 39 гарнитур.

    Гарнитурой называется комплект шрифтов, различающихся по размерам и по начертанию очка, но одинаковых по рисунку. Гарнитуры сведены в шесть основных и одну дополнительную группы, различающихся важнейшими графическими признаками — наличием, формой и размером засечек (серифов) и соотношением толщин основных и соединительных элементов букв.

     К  первой группе относятся рубленые шрифты, совсем не имеющие засечек, с одинаковой толщиной всех штрихов. В их числе  гарнитуры — Журнальная и Газетная рубленые, Кудряшевские словарная и энциклопедическая рубленые, Древняя, Рубленая, Букварная и Агат.

   Во вторую группу включены шрифты с едва наметившимися засечками, представляемые  гарнитурами Октябрьской и Телингатера.

       К третьей группе медиевальных  (в пер. с фр. —  средневековый) шрифтов относятся умеренно-контрастные гарнитуры с короткими треугольными засечками — Литературная, Банниковская, Ладога, Заголовочная, газетная.                                      

    Четвертая группа обыкновенных шрифтов имеет высокую контрастность и обладает  большими тонкими засечками. Сюда относятся гарнитуры: Елизаветинская, Обыкновенная, Обыкновенная новая, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур. 

     Пятая группа малоконтрастных шрифтов носит название брусковых и включает в себя гарнитуры: Балтика, Реклама, Хоменко, Брусковую газетную.

     Наконец, шестая группа новых малоконтрастных шрифтов отличается наличием длинных утолщенных с закругленными концами засечек  и является самой многочисленной: Кудряшевская словарная и энциклопедическая, Школьная, Журнальная, Бажановская, Малановская, Новые журнальная и газетная, Пискаревская, Баченаса и Академическая.

    Для заголовков в журналах, акцидентных работ и, отчасти, в газетах находят применение шрифты и декоративной группы, отличающейся разнообразием приемов оформления букв.

 

Образцы шрифтов:

AaOo ДдЩщ ПпЖж КкУу PpHH         AaEe XxBB

    По начертанию очка  шрифты  внутри каждой гарнитуры подразделяются на следующие разновидности:

1) по ширине — на сверхузкие, узкие, нормальные, широкие и сверхширокие;

2) по насыщенности — на светлые, полужирные и жирные;

3) по наклону —  на прямые и наклонные. В некоторых руководствах и пособиях в качестве третьей разновидности шрифтов по наклону приводят курсивные, которые имитируют рукописное начертание букв, но при этом забывают, что они в принципе могут быть как наклонными, так и прямыми.

   Еще один существенный признак, по которому различаются шрифты, это их размер, именуемый также кеглем и приводимый в пунктах (например шрифт кегля 10 имеет размер 10 пунктов, т.е. равен 3,76 мм). Следует иметь в виду, что кегль устанавливается не по высоте какой-либо буквы или знака, а по высоте  верхней площадки литер, на которой умещаются все элементы любых по начертанию букв, т.е. определяется расстояние между верхней и нижней стенками литер. Наличие у каждой площадки небольших зазоров сверху и снизу, свободных от элементов буквы, позволяет образовывать естественные расстояния между соседними строчками текста, называемые интерлиньяжем (в пер. с фр. — междустрочие), а зазоры слева и справа от букв — промежутки между соседними буквами — называются апрошами(в пер. с фр. — приближение).

Кегли мелких шрифтов, наиболее часто применяемых для набора текста, помимо цифровых значений имеют собственные названия, сложившиеся исторически. Например, кегль 10 имеет название Корпус от ит. “Corpus juris civilis”. Шрифтом этого размера впервые был напечатан кодекс Юстиниана, являвшийся сборником законов Римской Империи. Кегль 8 (3,01мм) получил название Петит от фр. petit — маленький.

   Большое разнообразие шрифтового хозяйства сделало необходимым введение индексации, которая точно характеризовала бы любую разновидность типографского шрифта. Современный индекс состоит из нескольких частей и начинается прописными буквами, обозначающими гарнитуру (например, А — академическая, ОН — обыкновенная новая и т.п.). Следующим указывается наклон очка: если оно прямое, то никаких знаков не ставят, а если наклонное или курсивное, — помещают косую черту (/). Далее четными цифрами дается ширина  очка:  2 — сверхузкое;  4 — узкое (нормальное не указывается);  широкое — 6 и сверхширокое — 8. После этого характеризуется насыщенность очка, обозначаемая нечетными цифрами: 1 — светлое; 3 — полужирное; 5 — жирное. В конце индекса проставляется кегль шрифта, отделенный от предыдущих цифр дефисом, который в каталогах заменяется строчной буквой, обозначающей вид набора: р — ручной; с — строкоотливной; б — буквоотливной; ф — фотонабор и т.д.

    К любому шрифту, применяемому для набора, предъявляются вполне определенные требования. Прежде всего к их числу относится такое потребительское свойство как удобочитаемость, т.е. скорость прочтения и усвоение отдельных литер и всего текста в целом. Проводившимися исследованиями установлено, что на удобочитаемость влияет большое число всевозможных факторов и прежде всего гарнитура шрифта, кегль, начертание очка, длина набранной строки, межстрочные и межбуквенные пробелы, размеры полей, оптические свойства бумаги и краски, способ печати. Влияют и субъективные причины, такие, например, как квалификация читателя, его возраст, степень усталости, яркость и размещение освещения и пр.

   Другим существенным требованием является экономичность шрифта, его емкость, т.е. количество знаков, которое можно уместить в строке. Обычно приходится искать компромиссное решение для удовлетворения  этого требования и предыдущего, которые часто находятся в противоречии. На первый план здесь выступают такие определяющие моменты, как назначение издания, условия его эксплуатации и категория читателей.

   К третьему требованию эстетического плана, носящему более частный характер, относится соответствие рисунка шрифта назначению издания и его содержанию, от которого зависит до известной степени и общее впечатление от прочитанного, и сила воздействия печатного слова на читателя.

   Наконец, четвертое чисто технологическое требование сводится к тому, чтобы шрифт был прочным и во время печатания с формы не изменял бы своих параметров: не углублялся бы и не искажался его рисунок, не исчезали полностью ( или частично) печатающие элементы.

   В зависимости от своего целевого назначения все шрифты принято делить на пять групп: текстовые, выделительные, заголовочные ( титульные), акцидентные и афишно-плакатные.

   К текстовым относят шрифты прямого, светлого начертания, небольших кеглей (5 — 14), в первую очередь таких гарнитур, как Литературная, Банниковская, Обыкновенная, Академическая. Кегль 9 используется главным образом для набора текстов газет.

   В качестве выделительных применяются шрифты тех же самых гарнитур, что и для набора текста, но иного начертания — курсивного, полужирного, жирного.

   Заголовочными являются шрифты более крупных кеглей (от 12 до 48п ) всевозможных начертаний, что позволяет значительно разнообразить оформление обложек, заголовков, титульных листов и пр. Гарнитуры выбираются, как правило, близкие к текстовым, однако в некоторых газетах и журналах от этого отступают, когда надо акцентировать внимание на какой либо корреспонденции.      

   В группе акцидентных шрифтов находятся практически все гарнитуры, включая и имитационные, равно как и разнообразные начертания и кегли, выбор и сочетание которых зависят главным образом от формата и назначения акцидентной продукции (грамоты, пригласительные билеты, программы и др.).

   Афишно-плакатные шрифты, находящие специфическое применение, имеют очень большие размеры (кегли от 1 до 15 кв), раньше они изготавливались из твердых пород дерева или из пластмасс.                         

 

 Литература:

  Виноградов Г.А., Жуков И.А. “Полиграфическое производство”.  М.: Книга, 1983.

 Функе Ф. “Книговедение: Исторический обзор книжного дела”.  М.: Высш. школа, 1982.             

 

К/р сдавалась в ноябре 1999 года .

Естественно, её стоит рассматривать в историческом аспекте.                                           

    

на EVARTIST

 

Hosted by uCoz