Курсовая работа по истории
зарубежной журналистики Тема: СМИ Германии в конце
ХХ века Глава I. Печатные СМИ Германии Альтернативные
участники рынка печати Глава II. Электронные СМИ Германии Публично-правовое радио-
и телевещание Борьба между
публично-правовым и частным телерадиовещанием за аудиторию Глава III. Информационные агентства и работа с
общественностью. Профессия журналиста в Германии Специализированные
агентства и пресс-службы Работа с общественностью на
государственном уровне Глава IV. Правовые основы деятельности СМИ Германии Законодательное
регулирование деятельности СМИ в Германии Введение Как известно, Германия – страна, где Иоганом Гутенбергом в 15 веке было
изобретено книгопечатание. Это дало толчок дальнейшему становлению и развитию журналистики в
Европе. С момента первого печатного издания прошло более 500 лет, и сегодня в
современной Германии, согласно статистическим данным, продается почти 25
миллионов экземпляров ежедневных газет. Германия занимает 4-е место в мире по
числу газет на тысячу жителей – после
Японии, Великобритании и Швейцарии. Помимо этого, в стране, где проживает
74,6 миллионов немцев и 7,4 миллиона иностранцев, зарегистрировано 38
миллионов радиоприемников и 34 миллиона телевизоров. Таким образом, можно
смело сказать, что жители современной Германии хорошо обеспечены средствами
массовой информации. Однако
статистика мало о чем говорит, важнее другое. Какой свободой пользуются СМИ в
Германии, каковы их финансовая и правовая базы, с какими проблемами им приходится
сталкиваться? Что представляет собой этот важный сектор германской экономики,
насчитывающий почти полмиллиона работников и имеющий годовой оборот в 70
млрд. марок? Несмотря на то, что о деятельности СМИ Германии написано немало
работ, эти вопросы были недостаточно освещены и, в основном, касались
печатных СМИ. В данной работе затронуты проблемы не только печатных, но и электронных
СМИ Германии. В работе рассмотрены и
вопросы профессиональной подготовки журналистских кадров в Германии, что
также представляет немалый интерес. Считаю обязательным уточнить, что рамки
данной работы в основном охватывают период истории журналистики Германии
последнего десятилетия XX века. Глава I. Печатные СМИ Германии На германском рынке
ежедневных газет по традиции доминируют региональные и местные подписные
газеты, издаваемые частными издательствами. Если до 1933 года и после 1945
года непосредственными издателями газет были также политические партии, то в
последующие десятилетия, в силу
экономических причин, они продали свои газеты. Лишь одна холдинговая компания
Социал-демократической партии Германии (СДПГ) имеет еще доли в некоторых
издательствах. Газеты, распространяемые почти исключительно по подписке,
предлагают читателям объективный обзор важнейших событий в области внутренней
и международной политики, экономики, культуры и спорта. Однако их самая
сильная сторона заключается в том, что они освещают события, происходящие в
регионе распространения газеты, например, в крупном городе и примыкающих к
нему населенных пунктах. Поскольку связь читателей с газетой особенно хорошо
поддерживается за счет материалов о локальных событиях, все газеты уделяют
большое внимание разделу местной жизни. Таким образом, газеты поддерживают
также рынок местной коммерческой рекламы, доля которого в общем обороте
рекламы составляет более 40 процентов. Даже самая крупная по тиражу
германская ежедневная газета «Бильд», которая продается в розницу и
распространяется по всей Германии, имеет 35 различных изданий, отличающихся
друг от друга разделами местной жизни и рекламными объявлениями. 1. Подписные газеты
Региональная пресса. В 1997 году на германском
газетном рынке насчитывалось 1582 ежедневных газеты, которые отличались друг
от друга содержанием определенных разделов, прежде всего, разделом местной
жизни. Однако столь раздробленная ежедневная пресса не могла бы иметь прочной
экономической базы. Поэтому не удивительно, что только 371 издательство создает
финансовую, а также в целом и техническую базу для выхода в свет такого множества
газет. При этом все эти издательства имеют лишь 135 полновесных редакций. Экономически
самостоятельные издательства либо сообща финансируют какую-то одну редакцию,
либо, что является обычным делом, издательство перенимает у другой газеты так
называемую «обойму» (по меньшей мере, это полосы с политическими материалами)
и наполняет её региональными и местными материалами, а также рекламными
объявлениями, подготовленными данным издательством. Вот почему говорят, что
существуют 135 «публицистических единиц», поставляющих актуальные и
универсальные новости и комментарии для газет, выходящих в основном в будние
дни. Такая
концентрация политической информации, без которой в деле формирования
общественного мнения по-прежнему не обойтись, имела место не всегда. 40 с
лишним лет тому назад только в западных федеральных землях было на 90
«публицистических единиц» больше. В 60-х годах их число сократилось почти на
50 процентов, хотя число газетных изданий, несмотря на процессы концентрации,
осталось почти таким же, как и 40 лет тому назад. После краха
ГДР западногерманские издательства основали на её территории массу новых газет.
Кроме того, для новых федеральных земель выпускались специальные издания
западногерманских газет. Уже через год начался процесс концентрации, жертвой
которого пали сначала в основном надрегиональные газеты, издававшиеся
партиями ГДР и массовыми организациями, а затем и почти все новые издания.
Этот процесс концентрации, обусловленный в основном экономическими причинами,
привел к появлению таких издательств и издательских групп, которые в регионах
распространения своей продукции занимали порой монопольное положение. Из-за
того, что регионы распространения печатной продукции между издательствами
поделены, примерно 40 процентов германских граждан не имеют возможности
выбирать между несколькими местными газетами. В 30 из 84 городов также
выходит только одна подписная газета с разделом местной жизни. Даже там, где
существует более сильная конкуренция между местными и региональными газетами,
соответствующие издательства часто связаны между собой финансовыми узами. 79
из 135 «публицистических единиц» имеют тираж более 100.000 экземпляров. На
эту группу газет приходится примерно 90 процентов совокупного ежедневного
тиража. Эти газеты сосредоточили также в своих руках основную часть оборота
рекламных объявлений для ежедневной прессы. В 1997 году стоимость такого оборота составляла примерно
10,9 миллиарда марок при общем обороте рекламы в СМИ примерно в 38,7 миллиарда.
Ежедневная газета – всё ещё самый крупный распространитель рекламы и по обороту
в этой области намного опережает телевидение и радио, чьи доходы от рекламы составляют
8,72 миллиарда марок. Однако газеты в значительной мере зависят от конъюнктуры
рынка: ведь две трети доходов они получают от рекламы и только одну треть –
от продажи. Надрегиональная пресса. Кроме бульварной газеты
«Бильд» по всей Федеративной Республике распространяются лишь такие газеты,
как «Франкфуртер альгемайне», «Вельт» и «Тагесцайтунг». Газеты «Зюддойче
цайтунг» и «Франкфуртер рундшау» также имеют специальные выпуски, предназначенные
для всей страны, однако их тираж по сравнению с тем, что они сбывают в своем
регионе, весьма незначителен. В 1997 г. серьезная пресса, распространяемая в
масштабах всей страны или нескольких регионов, имела тираж менее 1 миллиона
экземпляров, однако ее читатели – преимущественно представители тех слоев
населения, которые влияют на формирование общественного мнения, т.е.
политики, общественные деятели, бизнесмены. Наряду с вышеуказанными газетами
высокую репутацию, в силу качественного освещения событий и глубоких комментариев,
имеют и некоторые региональные газеты. К ним относятся «Штутгарте цайтунг»,
«Тагесшпигель» (Берлин), «Кёльнер штадт-анцайгер», «Берлине цайтунг»,
«Ханноверше альгемайне цайтунг» и некоторые другие. 2. Тираж и
сферы распространения
Наряду с
подписными газетами, часть которых имеет богатые традиции (издательская биография
15 газет берет начало еще в 18-м веке) и тираж которых составляет 76
процентов совокупного тиража германской ежедневной прессы, в стране
существует рынок розничных газет, на долю которых приходится 24 процента совокупного
тиража. Лидером является газета «Бильд» с тиражом 4,412 миллионов
экземпляров. К другим важным газетам, продающимся в розницу, следует отнести
«Экспресс», распространяемую в регионе Дюссельдорфа, Кёльна и Бонна, «БЦ» и
«Берлине курир» в Берлине, а также «Абендцайтунг» в Мюнхене. В 1997 г. совокупный
тираж германской ежедневной прессы составил около 24, 6 миллиона экземпляров,
с момента объединения Германии в 1990 г. он сократился примерно на 5,3
миллиона. Падение тиража произошло преимущественно за счет партийных газет
бывшей ГДР и газет, продающихся в розницу. Дело в том, что характерные для
них темы сегодня намного более ярко подаются частным телевидением. Ухудшение
экономической ситуации в целом, влекущее за собой падение доходов населения,
и высокий уровень безработицы сказываются и на сбыте подписных газет. Вместе с
тиражом сократилась и сфера распространения газет, другими словами, доля населения,
читающего ту или иную газету. Озабоченность редакций газет вызывает, прежде
всего, уменьшение числа молодых читателей в возрасте от 14 до 19 лет.
Редакции и издательства активно пытаются вновь увеличить круг молодых
читателей или, по меньшей мере, сохранить его на нынешнем уровне, публикуя
для них специальные полосы, уделяя внимание молодежной тематике и более
современному оформлению газет. 3. Альтернативные
участники рынка печати
Наряду с рынком ежедневных газет с их универсальным набором информации
сформировался и почти необозримый рынок местных еженедельных, альтернативных,
информационно-рекламных газет. Эти периодические издания частично восполняют
пробелы, возникшие в германской ежедневной прессы в результате процесса
концентрации. С экономической точки зрения интерес представляют, прежде
всего, свыше 1.300 бесплатно распространяемых информационно-рекламных газет
общим тиражом 84 миллиона экземпляров. К 2000 году их рекламный оборот достигал
3,28 миллиарда марок. Многие из них принадлежат издательствам, выпускающим и
ежедневные газеты. Если раньше на
рынке воскресных газет доминировали лишь два печатных органа издательства «Аксель
Шпрингер-ферлаг» – «Бильд ам зонтаг» с тиражом 2,67 миллиона экземпляров и
«Вельт ам зонтаг» с тиражом 435 тысяч экземпляров, то за последние годы и
другие издатели ежедневных газет стали выпускать семь номеров в неделю или делать
специальный воскресный номер. Так, в частности, в Штутгарте выходит «Зонтаг актуэль»,
воскресное издание нескольких ежедневных газет (тираж – около 910 тысяч экземпляров),
в Касселе – «ХНА-зонтагсцайт» (тираж – около 190 тысяч экземпляров) как
воскресное приложение к газете «Хессиш-нидерзексише альгемайне», а в Бремене
– «Курир ам зонтаг» тиражом около 200 тысяч экземпляров. Преимущественно
в конце недели выходят газеты, которые называют еженедельными и которые активно
прилагают усилия к тому, чтобы давать аналитический обзор событий в
политической, экономической и духовной жизни. При этом их направленность
может быть партийно-политической, как у газеты ХСС «Байернкурир» и
мировоззренческой, как у «Рейнишер меркур». Эти газеты играют важную роль в
формировании общественного мнения. Прежде всего, это относится к либеральной
газете «Цайт» и к газете «Дойчес альгемайне зонтагсблат», занимающей либерально-протестантские
позиции. 4. Журналы
Среди почти
безбрежного моря германских журналов, насчитывающих около 20 тысяч наименований,
есть группа журнальных изданий, выделяющихся высокими тиражами и публицистическим
резонансом. Это развлекательные журналы для «широкой публики», насчитывающие
примерно 750 наименований и имеющие разовый тираж свыше 127 миллионов
экземпляров. По обороту рекламы печатных СМИ (около 3,5 миллиарда марок) они
занимают второе место. Это иллюстрированные
журналы «Штерн» и «Бунте», журналы с радио- и телепрограммами,
специфические журналы для женщин, мужчин, молодежи, обладателей какого-либо
хобби, журналы, посвященные теме досуга и спорта. За последние годы тираж
иллюстрированных журналов непрерывно сокращался. Особенно негативную роль в
плане сбыта и доходов от рекламы играет здесь конкуренция со стороны
телевидения. В то же время, в силу постоянно растущего числа телеканалов
расширяется рынок журналов-программ ТВ, насчитывающих 15 наименований и имеющих
совокупный тираж 20,3 миллиона экземпляров. 46 процентов рынка приходится
здесь на долю издательства «Генрих Бауэр-ферлаг». Если приплюсовать сюда программы
ТВ, являющиеся приложениями к ежедневным газетам, то общий тираж таких
журналов увеличится еще на 18 миллионов экземпляров. Показательно, что среди
10 журналов с наибольшим тиражом 8 – это программы ТВ. Высокие тиражи
имеют порой печатные органы различных организаций и союзов. Примерно треть
всех германских журналов связаны с каким-либо объединением или представляют
интересы какого-либо союза. К ним относится самый крупный по тиражу в
Германии журнал «АДАЦ-моторвельт» (около 12,6 миллиона экземпляров), который
издается Всеобщим германским автомобильным клубом. Группа специализированных
журналов, в которую входят научные периодические издания, насчитывает около
3.000 наименований, однако их тираж невысок. Часть из них десятилетиями
выходит в одних и тех же издательствах и пользуется большим авторитетом во
всем мире. Чрезвычайно быстро в последние годы росли число и тиражи
компьютерных журналов. К 2000 году их совокупный тираж превысил 6,5 миллиона
экземпляров. Тип
«информационно-политического журнала» до 1993 года представлял в единственном
лице леволиберальный еженедельник «Шпигель». Благодаря своим критическим
материалам и разоблачениям злоупотреблений политической властью он как
никакой другой печатный орган тесно связан с историей Федеративной Республики
Германия. Теперь у него есть конкурент в лице журнала «Фокус», который
предлагает информацию и аналитические материалы в целом в консервативном
духе. Для издательского дома «Бурда» этот журнал – один из самых ярких
примеров публицистического и экономического успеха за всю послевоенную
историю печати. 5. Издательские
дома и концерны Германии
Самым известным человеком среди германских газетных издателей за послевоенные
годы, несомненно, был Аксель Шпрингер, причем не только благодаря тому, что в
его издательстве выходила газета «Бильд», самая крупная по тиражу в
Европе. Для некоторых интеллектуалов
он был олицетворением отрицательного образа «газетного магната», проводившего
национально-консервативную и ярую антикоммунистическую издательскую политику.
Благодаря профессиональному чутью и умелому использованию капитала ему
удалось завоевать ведущие позиции на рынке ежедневных и воскресных газет, а
также развлекательных журналов. К 1998 году на долю печатной продукции
концерна Шпрингера приходилось почти 23,8 процента совокупного тиража
германской ежедневной прессы. Еще при жизни Шпрингера издательство было
преобразовано в акционерное общество, которое и сегодня контролируется его
наследниками. За последние годы Лео Кирху, самому влиятельному германскому
предпринимателю в сфере продажи художественных фильмов и телепрограмм и
совладельцу ряда частных телекомпаний, удалось сосредоточить в своих руках 40
процентов акционерного капитала концерна Шпрингера. После смерти Акселя
Шпрингера концерн продолжал действовать, прежде всего, на рынке ежедневных
газет. Кроме того, он является совладельцем ряда газетных издательств на
севере Германии, в Берлине и в новых федеральных землях. Концерн участвует
также в деятельности частных радио- и телекомпаний и все больше расширяет
свое присутствие на европейском рынке, прежде всего в Испании и Австрии. Он
стал первым германским издательством, создавшим совместное предприятие в
Венгрии. Концерн представлен в Польше. Вместе со швейцарской фирмой «Швайцер
рингир АГ» он издает в Словакии и Чехии 21 газету и журнал. В 1998 году общий
оборот концерна, насчитывающего 12 тысяч работников, составил почти 4,6
миллиарда марок. В некоторых
регионах Германии сформировались и другие сильные газетно-издательские
группы, например «Вестдойче альгемайне цайтунг» в Эссене (вторая по мощи
издательская группа, специализирующаяся на ежедневных газетах и имеющая на
этом рынке долю в 6 процентов), «Зюддойче цайтунг» в Мюнхене, а также
«Штутгарте цайтунг», «Кёльнер штадт-анцайгер» и «Франкфурте альгемайне».
Однако их влияние на рынке ежедневной прессы не сравнимо с влиянием издательства
«Аксель Шпрингер-ферлаг». К 2000 году на долю пяти крупнейших издательств,
выпускающих ежедневные газеты, приходилось около 42 процента совокупного
тиража всей германской ежедневной прессы. В сфере
развлекательной прессы также имел место процесс концентрации, в ходе которого
4 издательства или соответственно издательские группы взяли под свой контроль
две трети всего тиража этого вида изданий. Это – «Аксель Шпрингер-ферлаг», «Генрих
Бауэр-ферлаг», «Бурда-ферлаг» и «Грунер + Яр». «Бертельсман» – концерн мирового значения. Концерн «Бертельсман» вырос
из небольшого книжного издательства и стал самым крупным по обороту
европейским концерном в области СМИ.
В 1997/98 году его оборот достиг 23 миллиарда марок, почти 70
процентов оборота приходится на другие страны. Сюда же следует добавить долю
с оборота (2,76 миллиарда марок) европейской телерадиокомпании CLT/Ufa (самой
крупной в Европе по обороту), контролируемой им совместно с «Компани
люксембуржуаз де теледиффюзион» и издательством «Вестдойче альгемайне цайтунг».
Благодаря большим инвестициям на американском рынке СМИ, «Бертельсман»
является сегодня крупнейшим издателем англоязычной литературы, совладельцем
различных клубов любителей книги, типографий, а через «Бертельсман мьюзик
групп», из которой, в частности, выросла солидная фирма звукозаписи РСА,
действует и на музыкальном рынке. Коммерческая реализация творческих идей
схожа здесь с промышленным производством. Финансовую базу для экспансии
концерн создал за счет создания клубов любителей книги и музыки, насчитывающих
миллионы членов в разных странах. Именно за счёт этого он смог также действовать
на рынке газет и журналов (через дочернюю фирму «Грунер + Яр»), участвовать в
издательском и типографском деле, в производстве бумаги, в деятельности музыкальных
издательств, кино-, радио- и телекомпаний.
Благодаря главной доле в берлинском издательстве научно-технической
литературы «Шпрингер» (не путать с издательством «Аксель Шпрингер-ферлаг» в
Гамбурге), «Бертельсман» увеличил и без того широкую палитру предлагаемых им
научных и специализированных журналов почти на 500 наименований. «Бертельсман»
занимается также E-Commerce, является совладельцем Amencan On-line/AOL
Europe, имеет 50 процентов доли в американской интернетовской системе
книготорговли barnesandnoble-com. Аналогичными видами деятельности занимается
его дочернее предприятие Books On-line/BOL. Глава
II. Электронные СМИ Германии Иностранцев в Германии поражает обилие различных радиопрограмм. Одни
лишь публично-правовые телерадиокомпании транслируют свыше 50 программ,
которые, правда, принимаются не на всей территории Федеративной Республики.
Такое многообразие – следствие
федеративного устройства Германии и того, что вопросы организации
радио- и телевещания входят в компетенцию федеральных земель. 1. Публично-правовое
радио- и телевещание
В Германии существует 10 публично-правовых телерадиокомпаний. Семь из
них созданы на базе земельных законов о радио- и телевещании, а три – на
основе государственных договоров между землями. Государственные договоры
заключены между Нижней Саксонией, Шлезвиг-Гольштейном, Гамбургом и
Мекленбургом-Передней Померанией (относительно телерадиокомпании «Норддойчер
рундфунк»); между Рейнланд-Пфальцем и Баден-Вюртембергом (относительно
«Зюдвеструндфунк»); между Саксонией, Саксонией-Ангальт и Тюрингией
(относительно «Миттельдойчер рундфунк»). Еще в процессе объединения, 23 сентября 1990 года было решено, что
к 31 декабря 1991 года радио и
телевидение бывшей ГДР прекратят трансляцию своих передач. 31 августа 1991 года все федеральные земли
подписали «Государственный договор о радио- и телевещании в объединенной
Германии», в котором были оговорены и условия первичного финансирования
земельных радио- и телекомпаний на территории бывшей ГДР. Еще до этого АРД и
ЦДФ переняли часть восточногерманских ретрансляционных станций, остальные находятся
в распоряжении новых земельных радио- и телекомпаний. «Немецкая волна». Для выполнения задач,
связанных с представлением публицистических интересов Федеративной Республики
как единого целого в 1960 году была создана радиостанция «Немецкая волна» со
штаб-квартирой в Кёльне. В данном случае центральная власть оказывает более
заметное влияние на организацию работы и программную политику станции. Из 11
членов Совета по радио- и телевещанию, существующего на «Немецкой волне», два
избираются Бундестагом, два – Бундесратом, четверо назначаются федеральным
правительством. Радио- и телевизионные службы «Немецкой волны» насчитывают 1
600 штатных сотрудников. Примерно 400 редакторов, работающих на иностранных
языках, – выходцы из 70 стран. «Немецкая
волна» финансируется федеральным правительством. В 1998 году «Немецкой волне»,
транслирующей на коротких волнах радиопрограммы на немецком и 34 иностранных
языках, из федерального бюджета были выделены около 600 миллионов марок.
Содержание программ обусловлено самим предназначением «Немецкой волны», пытающейся
компенсировать полное отсутствие свободы печати или ее частичный дефицит (в
силу цензуры) в тех странах, где людям закрыт доступ к объективным и никем не
контролируемым источникам информации. У радио- и телекомпаний, чье существование было обусловлено расколом
Германии после окончания Второй мировой войны, в результате объединения
Германии, возникли определенные проблемы. В западном секторе это были
«Дойчландфунк» и, основанная в первые послевоенные годы РИАС (в американской
части Берлина), в восточном – «Дойчландзендер». Было принято решение
объединить «Дойчландфунк», редакцию культуры «Дочландзендер» и РИАС и
поручить им трансляцию двух радиопрограмм (в которых будет отсутствовать
реклама, и которые будут финансироваться только за счет сборов за пользование
радиоприемниками) на всю Германию, с упором на информацию и культуру. В июне
1993 году АРД и ЦДФ создали совместную радиостанцию для двух общенациональных
радиопрограмм, которая стала называться «Дойчландрадио». Телевидение РИАС
перешло к «Немецкой волне». С 1 мая 1992 года «Немецкая волна» располагает спутниковой информационной
телевизионной службой, которая круглосуточно транслирует на весь мир передачи
на немецком и английском языках, а также - с ограничениями по времени и
регионам - на испанском языке. Во многих странах мира национальные радио- и
телекомпании перенимают программы «Немецкой волны» для ретрансляции. В 1965 году АРД, ЦДФ и Федеративная Республика Германия основали
компанию «Транс Тель гезельшафт фюр дойче фернзетранскриптьон». Цель – на
льготных условиях предлагать материалы германских телекомпаний зарубежным
телестанциям. Финансирование компании осуществляется из федерального бюджета.
В 1997 году «Транс Тель» подготовил для клиентов за рубежом, преимущественно
в странах третьего мира и в государствах Центральной и Восточной Европы,
около 24 тысяч копий германских телевизионных материалов, во многом
адаптированных к структуре программ перенимающей телекомпании и к привычкам
иностранных телезрителей. С 1 января 1999 года «Немецкая волна» взяла на себя
выполнение задач «Транс Тель», сохранив при этом пользующееся международным
авторитетом название фирмы. АРД – Первая программа
телевидения Германии. В своё время для того, чтобы отстаивать свои интересы, ввести систему
внутреннего распределения финансовых средств, транслировать совместную телепрограмму,
закупать художественные фильмы и сериалы сразу для всех телекомпаний,
земельные радио- и телестанции, объединились в Рабочее сообщество публично-правовых
радио- и телекомпаний Федеративной Республики Германия (АРД). Позже к ним
присоединились «Дойчландрадио» и «Немецкая волна». Составление совместной
телепрограммы АРД – Первой программы немецкого телевидения, координирует
Программная конференция. Согласно твердой схеме каждая земельная радио- и телекомпания поставляет
свои материалы для совместной программы в рамках АРД. Сюда же следует отнести
и совместно подготовленные материалы, например, централизованно закупленные
художественные фильмы, сериалы, материалы, полученные в рамках международного
обмена телепрограммами, а также передачи, подготовленные одной
телерадиокомпанией по поручению всех остальных. Важнейшими из них являются
информационные передачи «Тагесшау» («Новости дня») и «Тагестемен» («Темы
дня»), которые готовятся в редакции «Норддойчер рундфунк» в Гамбурге. В последнее время эфирное время телеканала АРД было расширено.
Трансляция, как и у частных телеканалов, ведется теперь круглые сутки. Между
17.30 и 20.00 телерадиокомпании, входящие в АРД, транслируют региональные
программы, в которые вмонтирована и реклама продолжительностью 20 минут. В
вечерних передачах после 20.00 и по воскресеньям рекламы нет. Общая структура вещания АРД выглядит таким
образом: около 40 процентов эфирного времени отведено информационным, около
60 процентов – игровым, спортивным, музыкальным и развлекательным передачам. ЦДФ – крупнейшая немецкая телекомпания. Еще в 50-е годы возник замысел
создать телеканал, альтернативный АРД, который подвергался критике за
«монополизм в области телевидения» и за политическую однобокость. Инициатива
исходила как от тогдашнего федерального правительства во главе с Конрадом Аденауэром,
который хотел создать телекомпанию под названием «Дойчланд-фернзеен гмбх»,
так и от союзов предпринимателей, которые думали о создании телестанции на
частной основе. В 1961 году Федеральный конституционный суд запретил выход в
эфир запланированной телепрограммы, которая должна была находиться в руках
правительства, охарактеризовав это как антиконституционный акт. Тогда
готовность учредить вторую телепрограмму выразили премьер-министры земель. На
базе государственного договора от 6 июня 1961 года они основали Вторую
программу германского телевидения (ЦДФ) со штаб-квартирой в Майнце, которая
стала субъектом публичного права. В отличие от земельных радио- и телекомпаний,
организованных на федералистской основе, для ЦДФ характерна централизованная
организация. В ее Совет по телевещанию входят как представители федеральных
земель, так и 12 представителей партий, представленных в Германском Бундестаге,
а также 3 представителя федерации. Сюда же, как в случае с телерадиостанциями
в рамках АРД, входят представители крупных общественных организаций. ЦДФ
транслирует единую программу для всех регионов Федеративной Республики. На ее
финансирование в 1998 году было выделено 2,8 миллиарда марок, 88 процентов
этой суммы приходится на долю сборов за пользование телеприемниками. Специальные телеканалы и международные программы. Несмотря на активный
протест частных телекомпаний, АРД и ЦДФ организовали два специальных
телеканала. «Феникс» (начало вещания – апрель 1997 года) - информационно-документальный канал, специализируется на политических темах.«Киндерканаль»
(начало вещания – январь 1997 года) – канал для детей, свободный от рекламы.
В сотрудничестве со Швейцарской радио- и телекомпанией и Австрийским радио и
телевидением, АРД и ЦДФ транслируют через спутник программу «З сат», которая
придерживается культурной тематики. Кроме того, они поставляют по 25
процентов программ для совместного германо-французского телеканала «Арте»,
также ориентированного на культуру. С 1991 года программы этого телеканала со
штаб-квартирой в Страсбурге транслируются через спутники и по кабелю в обеих
странах. С французской стороны программы поставляет компания «Ля сет». Радиопрограммы. Чтобы удержать свои позиции на фоне
телевидения, считающегося более привлекательным СМИ, радио постаралось
приспособиться к изменившимся привычкам слушателей, используя для этого некоторые
свои преимущества. Густая сеть коротковолновых станций позволяет одновременно
готовить программы как для целевых групп, так и для определенных регионов.
Каждая из 10 публично-правовых телерадиокомпаний транслирует в своей зоне
минимум 4 и максимум 8 радиопрограмм, структура которых различна. Если
сравнить, например, программы «Вестдойчер рундфунк», то в ее 4-й программе
доля легкой музыки составляет 92 процента, а речевых передач – 7 процентов. В
3-й радиопрограмме доминирует серьезная музыка (80 процентов). В 5-й радиопрограмме
главный акцент сделан на речевые передачи (более 80 процентов). 2. Частные радио- и
телекомпании
Развитие
частного сектора в области радио и телевидения долгое время было предметом споров
как в Бундестаге, так и в земельных парламентах. Публично-правовые телерадиокомпании
активно сопротивлялись тому, чтобы частные фирмы составляли им конкуренцию.
Конфликты на этой почве продолжались до тех пор, пока в 1986 году Федеральный
конституционный суд не подтвердил, что дуальная система радио- и телевещания,
к которой стремилось большинство федеральных земель и федеральное правительство,
не противоречит конституции. Между публично-правовыми и частными компаниями,
согласно решению суда должны установиться отношения свободной профессиональной
конкуренции. Лицензии тем, кто
намеревается на частной основе транслировать радио- и телепрограммы, выдаются
земельными ведомствами по делам СМИ на базе соответствующих земельных
законов. Выданная однажды лицензия действует на территории всей страны. Правительства
земель стараются выдавать лицензии фирмам, имеющим солидную финансовую базу,
так как это способствует притоку
инвестиций и созданию новых рабочих мест. В то время как публично-правовые компании в основном существуют на
отчисления за пользование радиоприемниками и телевизорами, частные станции
финансируются за счет продажи рекламного времени. В 1997 году частные станции
получили в виде доходов от рекламы 6 822 миллиардов марок. К 1998 году
немецкие частные телерадиокомпании транслировали в целом 182 радиопрограммы,
из них 12 на всю страну, 135 – только в определенных населенных пунктах или
регионах. Кроме того, германские оференты транслировали наземным путем, через
спутник или по кабелю 16 телепрограмм, из них 6 полновесных и 10 специализированных.
Они принимались на территории всей страны. Наряду с этим, в 10 городах или
соответственно регионах существует так называемое местное телевидение. Надо
отметить, что лишь 4 телеканала, транслирующих передачи на всю страну, (два
из них – музыкальные) достаточно прибыльны. Тем не менее, отмечен большой
интерес к созданию частных радио- и телекомпаний. Интерес иностранных фирм к финансовому участию в германских частных
телекомпаниях постоянно растет, так как с экономической точки зрения
германский телевизионный рынок представляет в Европе наибольший интерес.
Совладельцами германских телекомпаний, транслирующих передачи на всю страну,
являются, в частности, американские фирмы «Тайм Уорнер интернэшнл» и «Дисней
телевижн», люксембургская CLT, а также «Мэрдок ньюз интернэшнл» и французская
«Каналь плюс». В свою очередь германский концерн «Бертельсман» и группа Кирха
являются совладельцами зарубежных радио- и телекомпаний. Согласно
государственному договору 1987 года, между федеральными землями рекламное
время в частных радио- и телекомпаниях не должно превышать 20 процентов ежедневного эфирного времени. Этим же
договором определено возможное число рекламных вставок. Правда, в отличие от
публично-правовых компаний, частные телерадиокомпании могут давать рекламу и
после 20.00, а также по воскресеньям и праздничным дням. 3. Борьба
между публично-правовым и частным телерадиовещанием за аудиторию
По сравнению с публично-правовыми компаниями частные фирмы добились
более высоких зрительских квот среди молодежной аудитории, к которой рекламодатели
проявляют особый интерес. Борьба за зрителей ведется, прежде всего, в таких
областях, как спорт, художественные фильмы, сериалы, ток-шоу.
Публично-правовые телеканалы находятся пока на недосягаемой высоте в сфере
информационных передач. В области спорта публично-правовые и частные компании борются, прежде
всего, за право на показ футбольных матчей, теннисных турниров и Олимпийских
игр. Так, группа Кирха и CLT/Ufa учредили совместное агентство для
приобретения и сбыта прав на показ спортивных состязаний. Так же поступили и
публично-правовые телерадиокомпании. Агентство, контролируемое Кирхом,
обладает правом на показ матчей чемпионата мира по футболу 2002 года и 2006
года во всем мире (стоимость – 3,4 миллиарда марок), правом на показ соревнований
в рамках «Формулы-1», важных теннисных турниров и футбольных матчей
бундеслиги (стоимость – 180 миллионов марок за сезон). Право на показ Олимпийских игр АРД и ЦДФ получили через European
Broadcasting Union, который приобрел право на их показ в Европе у Международного
олимпийского комитета за 1,442 миллиарда долларов. Кроме того, за 720
миллионов марок АРД и ЦДФ приобрели у Германского футбольного союза право на
трансляцию матчей германской сборной, проходящих в Германии, и ряд других
прав вплоть до 2004 года. В 1997 году из 20 наиболее популярных телепередач 12 были футбольными
матчами. В 1998 году АРД добилась наивысшей зрительской квоты только потому,
что в прямом эфире показывала матчи чемпионата мира по футболу. Глава III. Информационные агентства и работа с общественностью. Профессия журналиста
в Германии Немецкие журналисты врядли
могут пожаловаться на нехватку информации. Скорее, наоборот, они будут сетовать
по поводу «информационной лавины». Государственные учреждения, партии, союзы,
различные группы по интересам – все стремятся выйти на общественность, распространяют
различные сообщения и информационные бюллетени, приглашают на
пресс-конференции и беседы с журналистами. Однако непрекращающийся поток информации
обеспечивают в первую очередь информационные агентства. 1. Информационные
агентства
В Германии пять информационных агентств предлагают универсальный
набор информации о событиях в стране на немецком языке: «Дойче
прессе-агентур» (ДПА), «Альгемайнер дойчер нахрихтендинст» (АДН), «Ассошиэйтед
пресс» (АП), агентство «Франс пресс» (АФП) и «Рейтер». Информацию на немецком
языке распространяет и агентство для развивающихся стран «Интерпресс сервис»
(ИПС). Ведущие позиции в условиях жесткой конкуренции занимает агентство ДПА,
имеющее правовую форму общества с ограниченной ответственностью. Его
совладельцами являются различные германские газетно-журнальные издательства,
радио- и телекомпании. Для того, чтобы отдельные компаньоны не могли оказывать
на него сильное экономическое давление, каждому газетно-журнальному
издательству разрешено иметь не более 1,5 процентов, а радио- и телекомпаниям
в целом до 25 процентов основного капитала. Государство не может участвовать
в капитале агентства. Все решения относительно публицистической и
экономической деятельности ДПА принимают только его совладельцы. Агентство
снабжает информацией почти все германские ежедневные газеты. Наряду с множеством
получателей информации вне рамок СМИ, ДПА имеет свыше 500 клиентов среди СМИ
в Германии и более 750 – за её пределами, в том числе свыше 60-ти
информационных агентств. По своему
потенциалу ДПА намного опережает своего германского конкурента - АДН. Последнее
было государственным информационным агентством бывшей ГДР. Сейчас оно
приватизировано. АДН приобрело частное лицо, владевшее информационным
агентством ДДП («Дойчер депешен динст»). С 1 января 1999 года АДН принадлежит
телекомпании «Про зибен», предприятию группы Кирха. 2.
Специализированные агентства и пресс-службы
Универсальные информационные агентства, с теоретически безграничным
спектром тем, поставляют лишь часть информации, непрерывным потоком
стекающейся в СМИ. Другая часть поступает от специализированных агентств. К
ним относятся «Католише нахрихтенагентур» (КНА), ориентированное на две
крупные христианские конфессии и находящееся в собственности церковных
учреждений, католической прессы и ряда частных лиц, и «Евангелише прессединст»
(ЕПД), учредителями которого являются евангелические земельные епархии. Эти
агентства снабжают информацией не только церковную прессу, но и многие
редакции ежедневных и еженедельных газет, радио и телевидения. На примере
агентства экономической информации «Ферайнигте виртшафтсдинсте» (ФВД) видно,
что актуальная информация важна не только для СМИ. Среди 7 тысяч клиентов ФВД
доля газет, журналов, радио и телевидения составляет около 10 процентов.
Остальные клиенты – это союзы предпринимателей, банки, организации и
предприятия. Основной капитал агентства распределен равными долями между
издательствами «Франкфурте альгемайне», «Хандельсблат» и «Доу-Джонс компани»,
принадлежащей США. Благодаря наличию различных информационных служб, корпунктов, фотослужб,
частично независимых, частично принадлежащих партиям, союзам, политическим,
экономическим, религиозным и культурным организациям, СМИ всегда имеют
возможность заполнить материалами последнюю колонку или последнюю минуту
эфирного времени. Пожалуй, нет такой темы, на которую эти службы не могли бы
предоставить, зачастую бесплатно, специальную или аналитическую информацию и
даже готовый материал. Если журналист работает в Бонне или Берлине в качестве корреспондента
германских либо зарубежных СМИ, то он, как правило, является членом объединения
«Федеральная пресс-конференция» (ФПК). В начале 1999 года членами ФПК были
793 журналиста. Три раза в неделю ФПК проводит пресс-конференции, на которых
официальный представитель федерального правительства, представители различных
федеральных министерств рассказывают германским и иностранным корреспондентам
о заседаниях кабинета, решениях федерального правительства и отвечают на
вопросы журналистов. Каждый раз пресс-конференцию ведет член правления ФПК,
даже если в гостях у журналистов находятся федеральный канцлер, министр или
какой-либо другой политик. Примерно 50 германских ежедневных газет имеют в
столице собственные корпункты, радио- и телекомпании располагают здесь
студиями, технически оборудованными для передачи радио- и телематериалов в
редакции или для прямой трансляции. Освещение заседаний Германского Бундестага
по радио или телевидению возможно в любое время. Этим постоянно пользуются публично-правовые
радио- и телекомпании во время важных дебатов. В Германии примерно 280 иностранных корреспондентов объединились в
Союз иностранной прессы (СИП), члены которого могут присутствовать и задавать
вопросы на пресс-конференциях, организуемых ФПК. Иностранные корреспонденты
работают на информационные агентства, газеты, журналы, радио- и телекомпании.
В центральных редакциях немецкоязычных служб агентств АФП, АП и Рейтер
работают группы редакторов, поставляющих информацию исключительно для
штаб-квартир в Париже, Нью-Йорке и Лондоне. 3. Работа с
общественностью на государственном уровне
В условиях демократического общественного строя информация и формирование
политической воли неразрывно связаны между собой. Для того, чтобы донести
информацию до граждан, германское правительство нуждается, как правило, в
посредничестве СМИ. Ключевую роль в информировании общественности о правительственной
политике играет официальный представитель федерального правительства, который
одновременно является руководителем Ведомства печати и информации
федерального правительства (БПА). Перед этим ведомством, насчитывающим примерно
660 сотрудников и имеющим годовой бюджет в 258 миллионов марок, стоят две
задачи: первая – информировать правительство Германии обо всем, что достойно
внимания на мировом рынке новостей, вторая – от имени федерального
правительства заниматься информационной деятельностью и работой с
общественностью в стране и за рубежом. Выполняя первую задачу, управление новостей БПА анализирует информацию
24-х информационных агентств, более 100 радиопрограмм и 25-ти телепрограмм на
немецком языке и на 22-х иностранных языках. Кроме того, просматриваются
основные германские и иностранные периодические издания. При этом речь идет
не только о сборе новых данных в области международной политики, но и о
наблюдении за тем, как выглядит Германия в глазах иностранных СМИ. Содействовать повышению авторитета Германии на международной арене –
задача управления БПА по работе за
рубежом. На эти цели в 1998 году ему было выделено около 60 миллионов марок.
На первом плане стоит предоставление информации и обслуживание иностранных
журналистов, работающих в Германии, так как они оказывают большое влияние на
формирование общественного мнения о Германии в своих странах. Работа с
общественностью за рубежом согласовывается с германским министерством иностранных
дел и с обществом Интер Национес, которое действует в сфере внешней
культурной политики и политической работы с общественностью, а также с
германскими представительствами в других странах. PR включает в себя публикацию
печатных материалов, иногда на более чем 30 языках, производство и распространение
периодических печатных изданий, а также кино- и телематериалов. Интересные
аудиовизуальные материалы о германской политике и жизни в Германии дает
распространяемый на 12 языках видеожурнал «Дойчландшпигель», демонстрируемый
зарубежным любителям кино и телевидения. 4. Профессия
журналиста
В Германии нет устоявшейся характеристики профессии журналист, как
нет и предписанных способов обучения ей. Такая свобода гарантируется статьей
5 Основного закона. Многие журналисты всё ещё говорят о ней как о профессии
для одаренных, однако действительность выглядит по-другому. Без основательных
профессиональных или специальных знаний, приобретенных, как правило, в
результате учебы в вузе, лишь немногие могут стать журналистами. Однако не
все, кто занимается журналистикой, являются штатными сотрудниками какой-либо
газеты, журнала или телерадиокомпании. Здесь много внештатных сотрудников, не
имеющих прочных трудовых отношений с работодателем. По некоторым оценкам, это
примерно одна треть всех работающих в сфере журналистики. Различные формы профобучения и повышения
квалификации.
Самый распространенный путь, ведущий
в журналистику, особенно в печатные СМИ – это длительная стажировка в
редакции, то есть обучение на рабочем месте. Основные принципы стажировки в
редакциях германских газет гарантируют примерно одинаковый уровень профобучения.
Ежедневные газеты, журналы, информационные агентства, публично-правовые и
частные телерадиокомпании выделяют ежегодно около 3 тысяч стажерских мест. Примерно
60 процентов журналистов, начинающих карьеру в ежедневных газетах, имеют
высшее образование. Стажировка длится два года. Для тех, кто имеет высшее или
специальное образование, этот срок может быть сокращен. Во время стажировки
будущие журналисты от 4 до 6 недель проводят вне редакционных стен. Имеются в
виду такие учебные заведения, как Академия публицистики в Гамбурге, Германский
институт публицистической деятельности или Академия баварской прессы в
Мюнхене. Десять учебных
заведений по подготовке журналистов называют себя «школами», шесть из них
финансируются мощными газетно-журнальными издательствами. В Мюнхенской школе
журналистов ежегодно обучаются примерно 45 человек, 30 из которых
одновременно изучают теорию коммуникации в Мюнхенском университете. Примерно
столько же начинающих журналистов посещают Школу журналистики издательства «Аксель
Шпрингер-ферлаг» в Берлине. 20 человек ежегодно принимает на обучение Школа
имени Генри Наннена в Гамбурге, которую совместно финансируют издательство
«Грунер + Яр» и еженедельник «Цайт». Газетно-журнальные издательства
финансируют также Школу имени Георга Хольцбринка в Дюссельдорфе, где готовят
журналистов, специализирующихся на экономике, а также Школу журналистики концерна
«Бурда» в Мюнхене. Там же находится Институт содействия в подготовке молодых
журналистских кадров. В Берлине расположены Берлинская школа журналистики и
Евангелическая школа журналистики, в Эссене – Рурская. Для работы на телевидении
журналистов готовит Баварская академия телевещания в Мюнхене. Одиннадцать
германских университетов – в Аугсбурге, Берлине, Бохуме, Дрездене, Эрлангене/Нюрнберге,
Геттингене, Хоэнхайме, Лейпциге, Майнце, Мюнхене и Мюнстере – предлагают специальный
курс обучения в области публицистики и теории коммуникации, который, однако,
в сочетании с другими специальностями служит скорее предварительной, а не
профессиональной подготовке. В пяти университетах – в Бамберге, Берлине,
Хоэнхайме, Майнце и Тюбингене – и в Высшей школе музыки и театрального искусства
в Ганновере кандидаты в журналисты с высшим образованием могут пройти дополнительный
курс обучения в области журналистики и теории коммуникации, который более
тесно связан с практикой. Радио- и телекомпании, которые, как правило, перенимают молодые кадры
у газет и журналов, имеют два учебных заведения для подготовки и повышения
квалификации кадров: Техническую школу радио- и телевещания в Нюрнберге и
Центр повышения квалификации творческих работников в Висбадене и Ганновере.
Кроме того, некоторые начинающие тележурналисты обучаются в Высшей школе
телевидения и кино в Мюнхене. Мероприятия с
целью профподготовки и повышения квалификации журналистов проводят также
союзы журналистов и издателей, фонды политических партий, Федеральный центр
политического просвещения, религиозные общины и многие другие организации. Один
лишь Федеральный союз германских газетных издателей ежегодно предлагает 16
базовых семинаров и 8 семинаров с целью повышения квалификации. Глава IV. Правовые основы деятельности СМИ в Германии Правовое регулирование деятельности СМИ в Германии осуществляется на
основе Конституции; решений Федерального Конституционного Суда и
конституционных судов земель; норм международного права; законов федеральных
земель о печати и телерадиовещании; межземельных государственных договоров по
правовым основам деятельности электронных СМИ. 1.
Законодательное регулирование деятельности СМИ
Германии
Конституционную основу системы правового
регулирования деятельности СМИ в Германии составляют следующие положения ст.5
Основного закона Германии: «Каждый имеет
право свободно выражать и распространять свое мнение, будь то устно,
письменно или визуально, и беспрепятственно получать информацию из общедоступных
источников. Гарантируется свобода печати и свобода распространения информации
посредством радио и кино. Цензура не осуществляется». Эти права
ограничиваются предписаниями общих законов, законодательными мерами защиты
молодежи и правом личности на защиту своего достоинства. Тем самым, на
конституционно-правовом уровне в германском праве закреплена общепризнанная модель
правового регулирования деятельности СМИ в демократическом обществе – свобода
СМИ, ограниченная законом. Главным
гарантом основных прав граждан, закрепленных в Конституции Германии, является
Федеральный Конституционный Суд (далее – ФКС), имеющий полномочие объявлять
недействующими любые законы, входящие в противоречие с этими правами. За
время своего существования ФКС рассмотрел более сотни дел, относящихся к свободе
печати, свободе массовой информации, возбужденных по ходатайствам как граждан
Германии, так и непосредственно заинтересованными СМИ. Эти решения ФКС имеют
силу прецедента и играют серьезную правоустанавливающую роль в системе
правового регулирования деятельности СМИ в Германии. Определенные составы
правонарушений в сфере СМИ рассматриваются в судах общей юрисдикции. Например,
предусмотренные статьями 131 и 184 УК ФРГ – унижение достоинства человека и
распространение порнографии. Собственно
законодательное регулирование деятельности СМИ в Германии, согласно конституционно
закрепленному распределению компетенций, по преимуществу, прерогатива
парламентов (ландтагов) земель. Хотя в Конституции Германии существует оговорка,
что федерация может принимать определенные рамочные предписания, касающиеся
деятельности прессы, но фактически федеральные органы государственной власти
Германии еще ни разу этой возможностью не воспользовались. Вместе с тем,
ландтаги всех 16-ти земель Германии в разное время (с 1949 г. по 1993 г.)
приняли специальные законы о прессе – Pressegesetze. Отличаясь друг от друга весьма
незначительно, они включают в себя около тридцати статей, регламентирующих различные
аспекты свободного, но ответственного режима деятельности печатных СМИ на
территории Германии. Что касается
электронных СМИ, то следует не забывать то обстоятельство, что именно федеральные
земли обладают компетенцией в вопросах организации работы радио и
телевидения. Основной правовой базой деятельности
телерадиокомпаний в Германии (включая и частные) является Государственный
Договор о радио- и телевещании в объединенной Германии от 31 августа 1991 г.
в редакции от 26 июня 1994 г., подписанный властями всех федеральных земель
объединенной Германии. В этом же ряду
следует учитывать и наличие в Германии специального Закона о распространении
печатных изданий, опасных для детей и подростков (молодежи), а также Закона о
защите молодежи в общественных местах. 2. Контролирующие инстанции
Соблюдение требований действующего
законодательства, иных нормативно-правовых установлений регулирующих
деятельность СМИ в Германии, осуществляется на основе двух основных
принципов: -
специализации контрольной деятельности; - разумного сочетания регулирования и саморегулирования деятельности
СМИ. Специализация контрольной деятельности
выражается, прежде всего, в наличии разделённого контроля над печатными СМИ и
электронными СМИ. Основной структурой,
осуществляющей контролирующее воздействие на печатные СМИ в Германии, является
немецкий Совет по прессе – Presserat. Он был образован еще в 1956 г. как
структура самоконтроля деятельности
прессы по образцу английского General Council of the Press. В 1985
году Presserat подвергся коренной структурной реорганизации, в
результате которой потерял права «зарегистрированного объединения», но освободился
от решения организационных вопросов своей деятельности. «Новый» Совет
по прессе образца 1985 г. учредили 4 организации: Союз издателей газет, Союз
издателей журналов, немецкий союз журналистов (с 1951 года действует как
профсоюз журналистов) и профсоюз работников масс-медиа и культуры – IG-Medien.
Каждая из этих организаций выделяет по два представителя в головной Совет,
которые выбирают собственно Совет по прессе, состоящий из 10 журналистов и 10
издателей. Срок их
компетенции – два года. Статус этой
работы – общественный. У совета по прессе две основные задачи: защищать
свободу прессы от внешних опасностей, а также критически относиться к
собственным ошибкам и принимать меры по их исправлению. Практическим решением
второй задачи занимается специальная структура Совета, называемая Комитетом
по жалобам. В нем 10 членов: 5 журналистов и 5 издателей. Функционирует с
1973 года. Комитетом за время существования
было рассмотрено более 400 тысяч обращений. Основным
средством воздействия к нарушителям публицистических принципов (этического
кодекса немецких журналистов) является воздействие через публичную огласку
самого факта нарушения. Печатное СМИ, преступившее требования этического кодекса,
обязано опубликовать решение Комитета по жалобам Совета по прессе, содержащее
аргументированный анализ этого нарушения и вердикт по его поводу (выговор, порицание,
замечание). Немецкие
журналисты могут сопроводить публикацию текста такого решения своим, чаще всего
«оправдательным» комментарием, но без уничижительных оценок самого Совета по
прессе. В 1996 году
Совет по прессе принял новую редакцию, существующих с 1973 года под названием
«Публицистические директивы», Кодекса немецкой прессы (принципы журнализма).
Этот документ играет роль некоего морального ориентира, определенных
обязательств немецких журналистов перед обществом и государством. Электронные СМИ. Контролирующее воздействие в электронных
СМИ, в свою очередь, разделяется на контроль над теле- и радио- продукцией общественно-правового
телевидения и радио и контроль над деятельностью частного телерадиовещания. В
первом случае контроль «встроен» в структуру управления общественно-правовой
телерадиокомпании: Совет – правление – интендант (администратор). Основную
контролирующую функцию при этом несет именно Совет телерадиокомпании. Члены
Совета должны представлять интересы общества и от его имени направлять информационную
политику данной общественно-правовой телерадиокомпании. Члены Совета либо
избираются земельными парламентами, либо прямо назначаются различными партиями,
религиозными общинами, общественными и культурными организациями. Контроль
над частным телерадиовещанием осуществляется специализированными земельными
ведомствами, являющимися для частных компаний одновременно и лицензирующими,
и контролирующими органами. Предмет контроля – соблюдение частными
телерадиокомпаниями условий лицензий и требований законов. Таких структур в
Германии – 15, по числу земель, с учетом того, что в Берлине и в земле Бранденбург
существует общая структура - Medienanstalt Berlin-Brandenburg (MABB). Различия в
правовой базе и организации деятельности всех 15 земельных ведомств по радио
и телевидению хотя и существуют, но весьма несущественные. Основными направлениями
контроля этих земельных ведомств являются: - условия
получения и демонстрации рекламы; - выполнение
требований по защите молодежи; - выполнение
частными телерадиокомпаниями программных обязательств, носящих общественный
характер. Все эти ведомства по немецкому законодательству
представляют собой так называемые компании публичного права, обладающие
широкими правами на самоуправление. Существуют две модели формирования
руководящего органа такого ведомства (Совета, комитета, президиума). Первая
модель – представительская – являет собой кальку с модели формирования Совета
общественно-правовой телерадиокомпании. Так, в структуре соответствующего ведомства
земли Северный Рейн-Вестфалия (Die Rundfunkkommission der LfR) – 45 членов.
Они представляют как земельный парламент (13 членов), так и самые различные
релевантные общественные группы этой земли (32 члена). Вторую модель,
можно назвать профессиональной. В ее рамках членов руководящего Совета
ведомства избирает парламент земли на основании критерия профессиональности и
компетентности. Примером такого варианта является Совет ведомства по радио и
телевидению земель Берлин-Бранденбург. По Государственному договору
Берлин-Бранденбург в области радио и телевидения от 29 февраля 1992 года из
семи членов этого Совета три человека выбираются двумя третями членов
парламента Берлина и три – земельным парламентом земли Бранденбург. Седьмой
член Совета, который одновременно является его председателем, выбирается
обоими парламентами земель. Собственно
государственный контроль деятельности земельных ведомств по радио и телевидению
ограничен чисто правовыми вопросами, какие-либо государственные воздействия,
влияющие на содержание конкретных решений этих ведомств по вопросам их
компетенции, исключены. Независимости этих ведомств от государственных органов
способствует и система их финансирования. Это твердый процент (2%) от суммы
ежегодной абонентской платы, которую платят все физические и юридические лица
в Германии за пользование теле- и радио- приемниками. Тем самым ведомства,
контролирующие частные телерадиокомпании, финансово не зависят ни от них, ни
от государственных ассигнований. Средства
воздействия к нарушителям правовых и моральных норм, имеющиеся в арсенале земельных
ведомств по вопросам радио и телевидения, несколько шире и разнообразнее, чем
у Совета по прессе. На первом уровне предусмотрено обычное указание на
нарушение. Затем идет предупреждение. В более серьезных случаях возможно
наложение денежных штрафов на нарушителя. Как крайняя мера предусматривается
досрочное аннулирование лицензии. Закон о радио и телевидении земли Гамбург
предусматривает ступенчатые возможности для санкций – денежные штрафы и
приостановление на определенное время выхода телерадиопрограмм, в которых выявлены
отклонения от требований правовых норм. С учетом того обстоятельства, что теле- и
радио- эфир практически не признает ни государственных, ни внутрифедеральных
границ, интересен опыт объединения и координации усилий всех 15 земельных
ведомств Германии по радио и телевидению. Формой такого объединения и координации
усилий выступают ежегодные специализированные (по направлениям работы)
конференции представителей всех 15 земельных ведомств. Также
представляет интерес такая форма осуществления контроля, используемая этими
ведомствами, как подключение к этой деятельности будущих юристов и журналистов
на началах почасовой оплаты. Студенты определенное время прослушивают радиопередачи
или просматривают телепередачи (с параллельной их записью на пленку) определенных
вещателей и на специальных бланках фиксируют наличие или отсутствие нарушений.
Эти бланки и аудио или видеозаписи затем передаются в земельное ведомство и
по ним принимаются меры воздействия к нарушителям. Таким образом, контрольная деятельность в сфере
электронных СМИ Германии строится на разумном балансе регулирующих (внешнее
воздействие) и саморегулирующих (элементы самоконтроля) начал. Как в случае
контроля над деятельностью общественного телевидения и радио, так и в случае
контроля над деятельностью частных телерадиокомпаний, сами контрольные институты
не имеют чисто государственного статуса, представляя собой комбинацию
общественно-государственных начал, общественно-государственную форму
регулирующего воздействия. Завершая данную работу,
можно прийти к следующему выводу: в Германии действительно средства массовой
информации занимают не последнее место как в экономике страны, так и в других жизненно важных сферах. Думается, именно с этим связано и особое
отношение в Германии к подготовке журналистских кадров. Россия, например,
вряд ли может похвастаться таким количеством учебных центров разных уровней
по подготовке журналистов. Знакомство с Германской
системой обеспечения свободы массовой информации и регулирования деятельности
прессы показывает, что эта система достаточно эффективно обеспечивает как
свободу массовой информации, так и режим реальной ответственности за
возможные случаи злоупотребления этой свободой. 1. Венгеров А. Б. Опыт обеспечения свободы массовой информации и
регулирования деятельности прессы в ФРГ. – М.; Центр права и средств массовой
информации, 1997. 2. Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять
столетий: от рукописного листа до информационного общества (национальное
своеобразие СМИ Германии). – М.; Изд. Языки русской культуры, 1999. 3. Журналистика социалистических стран (1975 – 1980-е годы). – Л.; ЛГУ,
1989. 4. Майн Герман. Средства массовой
информации в ФРГ(1995) (Перевод с немецкого Мелитты Балье, Тамары Маневич).
Издание «Kolloquium» в научном издательстве «Volker Spiss GmBH», 1995 5. Протманн Харди. Кто информирует лучше?
«Цайт», 4. 05. 2000 (перевод с
немецкого автора интернет-сайта www.mediasprut.ru Кобякова А.) 6. Справочник для журналистов стран
Восточной Европы под ред. М. Ф. Мэллет. – М., 1993. 7. Узунова Т. Журналистика и гражданское
об-во/ Alma mater. – 2000. №7 8. Фритш Бернхард. Немецкий союз
журналистов (DJV) (перевод с немецкого Кобякова
А.). www.mediasprut.ru, 2000. Курсовая работа сдавалась в апреле 2002 года |