Курсовая Работа на тему: «Дизайн Газеты (на примере  «СТАВРОПОЛЬСКой правды»)»

Выполнила: студентка Ставропольского государственного университета ффж озо (журналистика) Наталья Воронина

 

Содержание

1. Введение

2. История развития дизайна в России

2.1. На первом этапе развития (1917-1922)

2.2. Второй этап развития дизайна в России (1923-1932)

2.3. Третий этап (1933-1960)

2.4. Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60–80-е или 60–90-е годы.

2.5. В постсоветский период

3. Композиционно-графическая модель

3.1 Композиционно-графическая модель

3.2. Два понятия – «оформление газеты» и «дизайн газеты»

3.3 Понятие «структура»

3.4 Внешняя форма газеты,

4. Создание газетного номера

5. Графическая модель газеты «Ставропольская правда»

5.1. Тематическая концепция газеты «СП»

5.2. Модель содержания (темы, проблемы, жанры, рубрики)

5.3. Разбивки тем по полосам

5.4. Рубрики

5.3. Тематические страницы и подборки.

5.6. Графическая модель газеты «Ставропольская правда»

6. Заключение

 

1. Введение.

Благополучие изменчиво, за него надо бороться. Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок ярких, подвижных, звучащих. Бумажные средства массовой информации воюют на несколько фронтов.

Не раз приходилось слышать мнение, что оформление издания дело второстепенное и далеко не всегда новации здесь полезны, поскольку могут нарушить устоявшиеся отношения с читателями, учредителями. Опасность эта реальна: аудитория обладает известной консервативностью (так аудитория «Ставропольской правды» в основном состоит из людей старше 30 лет, приверженцев всего привычного, я знаю такие семьи, которые выписывают газету уже на протяжении нескольких десятилетий, они ее читают и изучают от корки до корки, и любое, даже незначительное изменение, они всегда замечают и высказывают свое отношение к нему). И между тем аргументы в пользу постоянного обновления, на мой взгляд, неоспоримы.

В первую очередь обновляться надо потому, что жизнь не стоит  на месте и, следуя за прогрессом, за теми же электронными СМИ, меняется, а значит содержательное наполнение газет подвержено динамике.

Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке.

В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его возникновению. Идя по стопам Сезанна, кубистов, они осознали необходимость определения базовых составляющих произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую чувственную информацию. Они искали универсальные элементы художественной формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов действительности. Таким образом, художники пришли к противопоставлению конструкции как воплощения истинной сущности предметов и композиции как привнесенной извне формы, искусственно надетой на уже существующее. Именно стремление сделать «конструктивную структуру» основой формообразования объединило в общем движении художников некогда различных направлений.

 

2. История развития дизайна в России

2.1. На первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы. Наиболее интенсивно развивается графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции.

Необходимо отметить немаловажную роль театра в становлении конструктивизма. Всеволод Мейерхольд предоставил сцену для реализации данной концепции на практике. На первый план выходит материальная сторона художественного творчества, которое трактуется как сознательная и целесообразная организация элементов произведения, как изобретательство. Конструктивизм переориентировал представителей беспредметного искусства на социальную целесообразность творчества. В качестве основателей конструктивизма, чье творчество имело принципиальное значение для дальнейшего развития дизайна, можно назвать В. Маяковского, В. Татлина, О. Брика, В. Кушнера, позднее Б. Арватова, А. Веснина, В. и Г. Стенбергов, А. Гана, А. Лавинского, Вс. Мейерхольда, А. Родченко, В. Степанову, Л. Попову. Их центром стал созданный в 1919 году Совет мастеров, а позднее ИНХУК и, главным образом, Рабочая группа конструктивистов ИНХУКа (А. Родченко, братья Стенберги, К. Медуницкий, К. Йогансон).

Преобладание в социальном заказе на дизайн элементов агитационно-массового искусства предопределило активное участие в движении «от изображения к конструкции» прежде всего художников и их профессиональных организаций.

Однако признание новой концепции формообразования пришло лишь в 1921 году, когда произошли определенные изменения в экономической ситуации. Так совпало, что именно этот год характеризуется наиболее активными и плодотворными пространственными экспериментами конструктивистов. Прежде всего необходимо отметить деятельность первых «красных художников» (выпускников Первых ГСХМ Государственных свободных художественных мастерских), организовавших Общество молодых художников (Обмоху, 19191923). Оригинальные конструкции и теоретические манифесты К. Йогансона, братьев Стенбергов и К. Медуницкого подробно разобраны в книге С. О. Хан-Магометова «Пионеры советского дизайна» (М., 1995). Конструктивизм перерос производственное искусство, утвердив собственную эстетику и самостоятельные цели. Основным «противником», полемика с которым не ослабевала, остается супрематизм, основателем и идейным вдохновителем которого был Казимир Малевич.

2.2. Второй этап развития дизайна в России (1923-1932) можно считать временем становления его профессиональной модели. Россия становится одним из важнейших центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров производственных факультетов ВХУТЕМАСа.

Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных интерьеров... Производственный заказ пока не играет определяющей роли, и активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм изобретательства. Основная цель организация предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры.

В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна, определившие его дальнейшее развитие.

Задача создания новой среды жизнедеятельности придала особый импульс развитию конструктивизма. Производственные факультеты ВХУТЕМАСа охватывает эйфория изобретательства. Безусловно, тон задавали их лидеры А. Родченко и Л. Лисицкий, которые наиболее ярко проявили себя именно в графическом дизайне. Фотомонтаж, коллаж, шрифтовые композиции, рекламная и плакатная графика, книжные конструкции составляют золотой фонд мирового дизайна. Множество их открытий и проектов в других областях (новые принципы организации выставочных и бытовых интерьеров, типовой мебели, архитектурных ансамблей и небоскребов) были реализованы значительно позже.

2.3. Третий этап (1933-1960) был достаточно печальным для развития дизайна в России: он перестает быть интегрирующей творческой деятельностью, развитие которой определялось универсальной концепцией (вне зависимости от специфики объекта). Принцип стандартизации применялся не только к человеку, но и к создаваемой искусственной среде. Стихия изобретательства, которая позволила отечественному дизайну достичь высот мирового признания, явно не вписывалась в изменившуюся атмосферу. Дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать. Он был расчленен на узкоприкладные направления: инженерно-технический, предметно-бытовой и декоративно-оформительский, которые воспринимались как различные виды деятельности. Кончилась целая эпоха единой эстетической концептуальности, которая не зависела от специфики объекта.

Однако потенциал, накопленный авангардом, еще какое-то время сказывался в проектных работах. В первую очередь в продукции графического дизайна: политических и киноплакатах, книгах, рекламе.

2.4.  Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60–80-е или 60–90-е годы. К проблеме комплексного решения выпуска периодических изданий вновь обратились в 60-е годы. Однако «опальный» в течение последних лет общий термин «дизайн» очевидно оставался нежелательным. В средствах массовой информации он утвердился как композиционно-графическое моделирование, в издательской деятельности художественное конструирование. При общности методики в ее использовании в данном случае существуют принципиальные отличия, главное из которых заключается в том, что, разрабатывая дизайн-систему книги, мы выполняем проект для единичного объекта (даже если это серийное издание или собрание сочинений, каждый раз вносятся определенные коррективы), а газета, являясь одним и тем же объектом, существует во множестве продолжающихся номеров. Система должна быть разработана с учетом этого множества. Таким образом, предметом системного дизайна в данном случае является целостно структурированная модель издания.

Так, в качестве примитивной модели рассматривается простейшее моделирование групп элементов или их комплексов: фиксированные принципы подачи подборки, заголовочного комплекса, использования линеек и т. п. Второй этап моделирования поднимается до систематизации оформления всех крупных тематических единиц издания подборок, разделов. Основой этой модели служит исторически сложившееся, закрепленное в устно передаваемых традициях или в «Памятке сотрудника секретариата» лицо издания. Практически это концепция данной газеты, фиксирующая существующее положение вещей. Однако такие базовые элементы композиционно-графической модели, как структура и композиция издания, здесь почти не затронуты. Систематизация носит внешний характер, поэтому пока неправомерно говорить о комплексном проектировании издания. Таким образом, проявляются принципиальные различия между оформлением одномоментным созданием внешней формы, и дизайном.

Только третий этап моделирования по праву можно определить как системный дизайн. Его основой может служить концепция издания, составленная на основании анализа его структуры и композиции. Но это только в том случае если издание уже существует. Когда речь идет об организации выпуска новой газеты, концепцию разрабатывают на базе предварительно собранной информации о состоянии рынка периодики, о дефиците информации предполагаемой тематики у определенной аудитории, о психофизиологических и социально-демографических характеристиках потенциального читателя, о производственных возможностях полиграфической базы, каналах распространения и т. п. Это дает возможность сформулировать общие требования к конструированию и оформлению издания.

2.5. В постсоветский период эта тема стала особенно актуальной. Проблема хотя бы частичной самоокупаемости ставит периодические издания в жесткие условия борьбы за читателя. При возросшей конкуренции практически однотипных изданий точность аудиторной направленности соответствие выбранному типу издания, стилистически особенности играют определяющую роль в их развитии. Выбирая издание на газетных развалах, читатель обращает внимание на его оформление, специфику графической подачи иллюстративного и текстового материала. Оригинальное и стабильное оформление является одним из условий узнаваемости и спроса. Поэтому в последние год более пристальное внимание стали уделять эстетической стороне дизайна средств массовой информации. И пример в этом, безусловно, подали новые издания, в частности «Коммерсанты», явная продуманность, яркость, композиции которого сразу выгодно выделяла его на фоне изданий доперестроечного времен». Особенным контрастом стало оформление рубрик и разделов. Они украшают полосы, становятся средством акцентировки внимания. Однако те газеты, которые попытались решить проблему только за счет внешней формы, сразу столкнулись с закономерной ситуацией: внешняя привлекательность обеспечивает лишь однократный спрос, если она не поддержана внутренней моделью конструктивной структурой.

 

3. Композиционно-графическая модель

3.1. Композиционно-графическая модель (КГМ) состоит, как правило, из четырех основных частей, первой из которых является сетевой график. В нем закреплена жанрово-тематическая структура издания, разработанная на основании анализа предварительного материала. Сетевой график включает в себя расписание основных тематических разделов и рубрик по номерам (дням недели, неделям для еженедельника) и полосам, их ориентировочный объем в наборных строках основного формата. Тщательно продуманная, возможно, измененная после выхода первых номеров структура издания является основой построения следующих частей композиционно-графической модели размерных стереотипов, стандартных операций набора, макетов-стандартов. Все они имеют непосредственное отношение к внешней форме издания и не могут быть разработаны без некоего опосредующего звена между содержанием и оформлением. Если оформлять непосредственно содержание, то мы вернемся к опыту выпуска изданий начала века. Структура фактически является моделью содержания, конкретизированным перспективным планом работы редакции.

Размерные стереотипы фиксируют формат и объем издания, основной и дополнительный форматы набора, количество колонок и пробелы между ними. Даже эта самая консервативная часть модели, долгие годы определяемая общими ГОСТом и ТУ, претерпевает значительные изменения.

Стандартные операции набора в определенной степени перекликаются с моделью подвальной ступени. Они закрепляют основной и дополнительный шрифты и кегли набора текст и заголовков, состав и принципы оформления постоянно встречающихся в номерах комплексов (заголовочный, титульный, служебный, иллюстративный и т. п.). При налаженной связи редакции и типографии сотруднику секретариату достаточно было указать над заголовком определенный код. Оператор сам находил его характеристики по утвержденному редакцией каталогу основных операций оформления. Особое значение эта часть КГМ приобрела с введением компьютерного набора и верстки изданий. Новая технология значительно облегчила работу верстальщика, все стандартные операции закрепляются в стилевых файлах, которые остается только присвоить определенному фрагменту или целому тексту, заголовку. В титульном служебном комплексах необходимо менять дату выпуска, время подписания в печать.

В последние годы данная часть КГМ приобретает особое значение в связи с коммерциализацией изданий и возрастающей конкуренцией на рынке прессы. Подчеркнутый интерес к индивидуализации композиционных решений, к поиску своего графического лица позволяет использовать в газетном дизайне типично рекламный термин «фирменный стиль».

Наконец, последняя часть КГМ - макеты-стандарты, представляющие собой принципиальные схемы верстки полос издания. Они как бы подводят итог предшествующим этапам построения модели. В противном случае оторванные от структурной основы макеты-стандарты вместо полезного инструмента становятся тормозом в работе секретариата. Нечто подобное произошло с «Собеседником» первым в СССР иллюстрированным еженедельником газетного типа. В редакции был собран коллектив прекрасных художников, но они разработали макеты-стандарты абстрактного издания, что было обусловлено практически полным отсутствием других составляющих модели. Когда приступили к выпуску издания, красивые макеты скорее создавали дополнительные трудности, а не облегчали работу, так как под них приходилось подгонять содержание каждого номера. Макеты-стандарты меняли несколько раз, приглашая все новых и новых специалистов. После двух лет поисков внешней формы издания «Собеседник» в конце концов, обрел устойчивую композицию. Это произошло благодаря тому, что в еженедельнике сформировалась жанрово-тематическая структура, скрепленная сперва в сетевых графиках отделов, а позднее - в едином сетевом графике издания.

Таким образом, и в редакционной практике введение методов системного проектирования позволяет более эф­фективно организовывать процесс создания и последующего выпуска изданий, связав все его этапы в единую функциональную цепочку.

3.2. Два понятия – «оформление газеты» и «дизайн газеты» используются нами в качестве синонимов, но все же следует остановиться и на некоторых их различиях. Под оформлением мы понимаем прежде всего процесс, а под дизайном результат. Дизайн разновидность художественно-проектной деятельности, и вторая проектная составляющая здесь является обязательной и едва ли не важнейшей. К тому же если оформление может быть и не продуманным, нелогичным, неэстетичным, неряшливым, то дизайн никогда, поскольку для него «характерна моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений».

Все, что не оптимально выявляет содержание, не способствует эффективности смыслового восприятия визуальной информации, не есть дизайн. Главное в дизайне порядок, система. Газетный дизайн должен быть сначала функциональным, но в его четкости, разумности, простоте проявляется и его особенная красота.

Дизайн газеты своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. По ее оформлению он сам может судить о том значении, которое редакция придает конкретному сообщению. Если же читатель знает, как обычно газета подает аналогичные материалы, то определит и значение события, отраженного в данной публикации, иными словами, облик издания может служить средством ориентации в событиях современности. Нет сколько-нибудь неоформленного содержания, как нет и бессодержательной формы. Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Рассмотрю проблему единства содержания и формы газеты, акцентируя внимание на оформлении как важнейшем этапе формирования данного типа издания.

Для выражения содержания любого газетного сообщения используются языковые и внеязыковые средства. Поэтому различают внутреннюю литературную форму газетного материала и его внешнюю форму. Последняя образуется с помощью внеязыковых средств: сообщение включается в систему пространственных, шрифтовых, графических, цветовых выделений и акцентировок... Только благодаря тому, что печатное слово материализуется (типографская краска, бумага, изображение на мониторе компьютера), оно воспринимается зрительно.

А что собой представляют аспекты формы? Специфичность этой категории заключается в отражении устойчивой связи между элементами содержания. Форма пронизывает внутреннее и внешнее (сущность и явление), так как она структура содержания, которое, как я отметила, включает в себя и внутренние и внешние процессы вещи, предмета. Основа формы, есть результат внутреннего взаимодействия элементов предмета как такового и внешняя определенность его как представителя системы. «...Когда форма выступает в виде внутренней структуры содержания, она сливается с последним, является его моментом, когда же форма выходит вовне, касается области внешнего, она как бы отделяется от содержания и становится к нему безразличной».

То есть форма соотносится с содержанием как часть с целым, является его основной частью.

3.3. Понятие «структура» наиболее тесно связанно с понятием «форма», обозначающим способ существования, способ выражения содержания и способ организации его элементов. Но все же нельзя отождествлять структуру с формой. Исходный признак первой зависимость одних элементов от других, форма же много шире, ведь она помимо способа связи элементов целостной системы, включает в себя еще и пространственный, временный аспекты. Та же газета как бы развернута во времени и пространстве и мы оцениваем не только отдельную полосу, отдельный номер, но и комплект номеров, из которых становится более ясной позиция издания, последовательность и непоследовательность в освещении отдельных тем и проблем, системность и бессистемность дизайна. Конечно, редкий читатель занимается этим специально, но интуитивно читательская аудитория ощущает, насколько профессиональна та или иная редакция (уважение со стороны публики завоевывается годами и даже десятилетиями кропотливым системным трудом, а растерять его можно в течение нескольких дней).

Содержание газеты не просто сумма интервью и репортажей, статей и корреспонденций, очерков и фельетонов все эти элементы постоянно взаимодействуют, переходя друг в друга, проявляют различные свойства. Причем взаимообусловленность сообщений здесь порой больше, чем в любом журнале, непериодическом издании, полосы формата А2 намного сложнее оформлять и верстать именно по тому, что внутренние связи между отдельными материалами, подборками, здесь намного сложнее, а ведь дизайнер держит в памяти еще и «идею» всей полосы, которую он стремиться выразить формально. Вовсе не случайно большинство еженедельников используют формат А3, позволяющий заверстывать гораздо меньше материалов, чем на полосах большеформатных газет. Они занимают как бы промежуточное положение между газетами и еженедельными журналами.

За каждой из страниц газеты, имеющей композиционно-графическую модель, закреплены определенные рубрики, разделы, жанры и т.д. Существуют и определенные правила размещения материалов на полосе в зависимости от их важности, оперативности, актуальности («на открытие», «на закрытие», «чердаком», «подвалом» и др.) То есть можно говорить о газете как о системе. «Подобно всякой системе, газета обладает устойчивыми элементами и устойчивыми, повторяющимися связями между ними. Познание этих связей, закономерностей, которые ими движут и факторов, влияющих на их устойчивость, позволяет эффективно управлять газетой, в том числе моделировать ее композицию и оформление, именно в этом смысл и цель научного подхода к исследованию структурных особенностей содержания газеты».

3.4. Внешняя форма газеты, так же представляет собой систему. Различные виды соединений элементов оформления ряды, комплексы, подсистемы, системы образуют в оттисках единое целое. Самая простая система публикаций подборка. Следующие уровни полоса, номер, газета. Именно содержание диктует соединение элементов в ряды, создание систем низшего и высшего уровней.

Единство содержания и формы, как и всякое единство противоположностей, относительно. Форма развивается, и ее «движение» зависит от изменений в содержании. Хотя очевидно, что при этом форма все же более устойчива. Форма реагирует на существенные изменения. Ну а поскольку форма газеты, как и любая форма, относительно устойчивая система и реагирует лишь на качественные изменения содержания, видимо, возможно закрепить на определенный период данную форму, точнее ее систематизированную, структурированную суть. Важно только верно определить момент, когда действительно настанет необходимость обновить устаревшую. Причем для содержания и формы характерно при этом следующее: приобретая новые элементы, они сохраняют некоторые старые, но в измененном виде в этом проявляется действие прогрессивных традиций в оформлении газеты.

Закрепить внутреннюю и внешнюю форму газеты на определенный период времени призвана композиционно-графическая модель. Способствуя упорядочению «лица» газеты, КГМ в то же время оставляет не мало простора и для импровизационных творческих поисков оформителей (компоновка отдельного материала, разверстка элементов заголовочного комплекса, фотографий и фотоблоков и др.) К тому же она может изменяться по пути уточнения и совершенствования. То есть и сама модель представляет собой систему некую организацию элементов содержания и формы, характеризующихся повторяемостью и устойчивостью.

Содержание оформления всегда имеет определенную идею и определенную эмоциональную окраску. К примеру, графическую композицию характеризуют как «спокойную» или «беспокойную»; шрифтами порой дают абстрактные значения «легкости», «жестокости»; внешний вид газеты нередко оценивают как «праздничный», «будничный», «траурный» и т.д. Думается, что в этом смысле понятие «лицо газеты» в какой-то мере соотносится с понятиями «имидж», «образ газеты». Доводом в пользу эстетической содержательности газетной формы является и то, что важнейшая сторона этой формы графическая композиция - соединяет элементы графики в единое целое при помощи таких художественных средств, как линейное и тоновое построение, контраст, ритм, пропорции, равновесие, симметрия и асимметрия. Да и «строительный материал» графической композиции составляют элементы, зачастую определяемые, как формы художественные: шрифты, рисунки, фотографии, линейки, украшения.

Таким образом, искусство оформления газеты необходимо предполагает: уяснение идеи полосы, номера; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения.

Как говорил Аристотель «кормчий знает, какова должна быть форма руля, и предписывает ее, производящий же знает руль из какого дерева и какими приемами его сделать». И чем теснее будет связь между этими ступенями, тем современнее будет форма.

Эта схема показывает, как газета, созданная в содружестве журналистов, оформителей и полиграфистов (Ж-журналисты, Д-дизайнеры, П-полиграфисты) и представляемая читателем в неком образе («лицо», «имидж», «образ газеты») воздействует на него. При этом коммуникативная способность газеты опирается на несколько качеств, соответствующих четырем уровням организации газетной формы.

 

Модель многоуровневого воздействия газеты – продукта журналистской, дизайнерской и полиграфической деятельности

Уровень первый представляют текст, иллюстрации у читателя есть возможность прочитать и понять; уровень второй представляет текст, организованный при помощи абзацев, заголовков, подзаголовков, лидов («врезов», «вводок», «корзинок»), выносов в текстах возможность правильно понять; уровень третий текст, организованный на полосе при помощи композиционных и графических средств, возможность как можно быстрее и точнее понять; уровень четвертый текст, опредмеченный при помощи шрифта, бумаги, краски, возможность видеть, прочитать, правильно и быстро понять. Усилия журналистов, дизайнеров и полиграфистов при создании газеты распределяются равномерно: на первом и втором уровнях особая роль принадлежит журналистам, на втором и третьем дизайнерам, на четверном полиграфистам. Такое распределение достаточно условно: скажем, журналист может в какой-то степени повлиять на изменение композиции полосы, а ответственный секретарь или его заместитель, выступающие в роли дизайнеров, могут при редактировании текста сделать немало поправок для улучшения стиля материала, его композиции и т.д.

 

4. Создание газетного номера

В процессе создания газетного номера коллектив редакции работает как над совершенствованием внутренней (литературной) формы материалов, так и над совершенствованием внешней формы газеты. Тот факт, что меня интересует оформительская деятельность, вовсе не исключает освещения вопросов, связанных с первой основной формой работы журналистов. Следует сразу сказать о необходимости различать объективные и субъективные формообразующие факторы. К первым отнесу действительность, понимая ее широко: как культуру, духовную, идейную жизнь эпохи, ее идеологические тенденции, формы и стили исканий истины, мышление и самосознание человека нашего времени, традиции публицистики. Субъективные формообразующие факторы это творческая индивидуальность журналиста, его восприятие мира, метод. При оформлении газеты действуют те же факторы: время, определенный стиль оформления, опирающийся на богатые традиции национальной школы дизайна; творческая индивидуальность конкретного дизайнера конкретной газеты.

Обращусь к процессу создания газетного номера. На уровне подготовки публикации журналист наблюдает и анализирует действительность. Результат этого процесса должен быть представлен в содержании будущей публикации, выраженной в некой форме. Пока это еще абстрактная схема, которая будет еще стремиться к более полному слиянию с содержанием. Процесс этот сложен: какую позицию занять, какая из проблем является самой важной, какие слова найти, чтобы не погрешить против правды, в каком жанре наблюдения, впечатления раскроются богаче, ярче, какую композицию предпочесть... примерно так рассуждают корреспонденты, и все потому, что единство содержания и формы всегда относительно. Они отбрасывают многие, казалось бы, аналогичные варианты слов, предложений, переставляют эпизоды, отказываются от каких-то деталей...-поиск формы необыкновенно труден.

Но вот сообщение, обладающее конкретным содержанием, подготовлено к печати. Как и любое сообщение, передаваемое через средство массовой коммуникации, оно будет сообщение комментированным - сам подбор фактов, их последовательность создают некий смысловой контекст. А в аналитических жанрах - корреспонденции, статье, рецензии комментарий, мнения выражены еще более явно (комментирование в чистом виде наблюдаем в сообщениях «Факт и комментарий», письмо и комментарий редакции) Современный читатель лучше воспринимает многозначные сообщения, авторы которых не навязывают свою точку зрения, преимущественно лишь излагая факты, но редакция, тем не менее, заинтересована в самом быстром и определенном воздействии передаваемой информации. Нередко решить эту задачу помогает дизайн тонкий инструмент комментария: ведь оформление не просто опредмечивает содержание, но и способствует возникновению и выявлению определенного подтекста.

Постановка сообщения на какую-либо страницу, в какое-то место на полосе уже говорит читателю, как расценивает редакция значение того или иного материала. На первой странице располагается наиболее важная и оперативная информация. (Поскольку первая страница своеобразное лицо номера, дизайнеры особое внимание уделяют оформлению логотипа) В идеале логотип может оказывать заметное влияние на всю графическую модель, на выбор текстовых и заголовочных шрифтов. Сегодняшняя первая полоса «Ставропольской правды соединяет в себе  анонсы телепрограмм и еженедельного приложения «Деловой вторник», а значит и оформлены комплексно).

Способ чтения слева на право определил расположение, хотя и условное, сообщений по важности с первой на четвертую страницы. Например, в арабских языках строка читается справа на лево, логотип расположен на последней для нас странице, и сообщения по степени важности идут с последней и далее до первой страницы. Но все мы по разному читаем газеты: кто-то сначала просматривает номер, замечает анонсы, пробегает взглядом заголовки, рубрики, иллюстрации, а кто-то сразу же обращается к любимому разделу... Это объясняется интересами индивидов, темпераментом каждого, ситуациями, при которых обращаются к газете даже состоянием здоровья. Ориентироваться на восприятие отдельного читателя невозможно и бессмысленно. Поэтому в газете выработана определенная система подачи газетных сообщений, исходящая из соображений разумности, свойств восприятия реципиентом печатного текста и т.д. Трудно расставить разнообразные сообщения строго по ранжиру, установить насколько первое важнее второго, второе третьего, то есть при верстке мы сталкиваемся с относительным характером соответствия формы содержанию.

Когда же сообщения, расположенные рядом, различаются по общественной значимости, актуальности, то наиболее важное для редакции оформляют особо замыкают в рамку, увеличивают кегль заголовочного шрифта, используют различные элементы заголовочного комплекса рубрику, подзаголовок, врезку, вынос, графические средства и т. д. При композиционно-графическом моделировании основная часть аналитической работы дизайнера проводится заранее. Чем продуманнее КГМ, тем легче работать дизайнеру в условиях спешной верстки и переверстки, тем точнее он выражает устоявшийся стиль своей газеты, тем больше времени высвобождается у него для импровизаций, совершенствования модели.

Все, что помещается на страницах издания, имеет право на интересную подачу, интересное оформление. Но, выделив все, мы не выделим ничего: произойдет нивелировка сообщений, поэтому средства графического выражения всегда соотносятся с содержанием газетной информации. При этом надо помнить, что, чем более незаметна форма, тем менее она отвлекает внимание зрителя, тем больше оснований считать ее выразительной, поскольку она выполняет свою главную задачу - раскрывать содержание, опираясь на модель, нетрудно сделать в целом правильный макет, но он может быть «бездушным» именно потому, что внутренняя форма выявлена неадекватно. Дизайнер в газете, помимо того, что обладает эстетическим чувством, композиционным и графическим мышлением, должен понимать природу журналистики, газеты, как особого вида периодического издания, знать интересы и запросы своего читателя, а в идеале быть профессиональным журналистом, литературным редактором. Только тогда можно трезво и безошибочно оценить идею определенной совокупности материалов и выявить ее в контексте оформления. Работа над формой это всегда работа над формированием содержания.

 

5. Графическая модель газеты «Ставропольская правда»

Просмотрев подшивки «Ставропольской правды» за последнее десятилетие, становится сразу видно, что газета долгое время не могла прийти к единому оформлению (впрочем как и другие местные газеты). Прошедшее десятилетие, ознаменованное приходом в российскую прессу компьютерной техники, дало массу образцов свободного творчества. В 90-е годы сложился особый стиль, свойственный многим региональным  газетам, его можно назвать «компьютерным», если предположить, что техника может сама по себе давать какой-то стиль. Украшательство, «рукодельность» остаются главными признаками этого варианта оформления газет.

На самом деле, конечно, это был процесс начального освоения великих возможностей, которые дают настольные издательские системы.

Своеобразие лица издания достигается в поиске своих, особых приемов композиции и оригинального, только данной газете присущего, стиля главных элементов оформления:

1. Тип верстки

2. Шрифтов

3. Комплекса первой полосы

4. Композиции заголовков

5. Средств выделения

6. Иллюстраций

7. Рекламы

8. Дополнительного цвета.

Эти основные элементы я и хочу рассмотреть, и показать, как они менялись за последнее десятилетие.

5.1 Тематическая концепция газеты «СП»

«Ставропольская правда» газета формата А2, выходящая пять дней в неделю со вторника по субботу на 4-х полосах, тиражом около 30 000 экз. Читательскую аудиторию прежде всего составляют: правительство края, местные чиновники, сельские и городские жители краевого центра достаточно образованные обыватели, озабоченные проблемами региона, т.к. край граничит с Чечней, повседневными житейскими проблемами, но в то же время стремящиеся найти свое место в жизни деловой, политической и т.д. Читатель «СП» человек, считающий, что не только в Москве делается история, но без провинциального снобизма и деполитизации. В крае открыто проявляется недовольство тем, что жизнь страны освещается средствами массовой информации лишь из Москвы, к тому же чувствуя усталость от того, что человек постоянно приносится в жертву идее; наконец большинство осознало: политика необходимая, но не главная, тем более не единственная, составляющая человеческого бытия.

Формулу газеты можно определить так: защита человека, личности, экология человека.

Проблема выживания человека в трудных экономических условиях.

Свобода человека и его личная ответственность за свободу.

Обретение личного достоинства.

Исходя из этого, отдается предпочтение хронике событий, репортажу, интервью, ненавязчивому оперативному комментарию (максимальный объем материалов 4-5 страниц; материалы большого объема появляются на газетных полосах только после предварительного обсуждения на планерках, заседаниях редколлегии).

5.2 Модель содержания (темы, проблемы, жанры, рубрики)

Национальный вопрос (Граница)

Село

Журналистское расследование

Рынок (цены, комментарий экономиста, проблемные статьи)

Политические, экономические проблемы глазами читателя.

Предпринимательство

Статьи о деловых людях

Социальный портрет

Новые законы и постановления. Комментарии к ним

Вера, мораль, быт, культура, образование

Благотворительность

Семья, дом, воспитание детей, отдых

Культура быта

Вкус, этикет, культура, спорт

Религия, религиозные праздники.

Театр (проблемы, спонсорство, жизнь актеров, режиссеров, самодеятельные театры)

Музеи

Школа, (в т.ч. альтернативные формы обучения)

Книгоиздание и книжная торговля

Художник и край

Индустрия отдыха (цирк, видео, парки, стадионы, дома и дворцы культуры и т.д.)

Кино (рецензирование всех знаменитых отечественных и зарубежных фильмов)

Письма (диалог с читателями)

Уголовная хроника.

5.3. Разбивки тем по полосам

1-я полоса:

Официальное сообщение; оперативная (политическая, общественная, хозяйственная) информация - в том числе и фотоинформация.

2-я полоса:

Социальные проблемы; политика, экономика, экология, жизнь края, реклама.

3-я полоса:

Социальные проблемы; культура, литература и искусство, наука.

Жанры: аналитические и художественно-публицистические (зарисовка, эссе, очерк).

4-я полоса:

Память, краеведение, спорт, досуг, светская хроника, дайджест, справочная информация.

5.4. Рубрики

1-я полоса:

Первая колонка «Зеркало дня», официоз, новость, событие недели, в стране и мире, мнение, комментарий, граница.

2-я полоса.

Приватизация, глубинка, резонанс, земля и воля, реформы, бизнес, нам пишут.

3-я полоса.

Будем здоровы, еженедельная полоса «Глазами прессы», по пятницам телепрограмма и реклама, тематические подборки.

4-я полоса.

Сад-огород, спорт, культура, хроника происшествий, кроссворд, юмор, реклама.

5.5 Тематические страницы и подборки.

Мы и мир, техника молодежи, позднее: 7 полоса (дайджест) тинэйджер, светлячок, ваше здоровье, почтовый дилижанс, литературная гостиная, автоклуб, клуб-ОК, абитуриент, тест, об отдыхе всерьез, сад-огород, неизвестная земля, четыре лапы и хвост, учительская, музейные раритеты.

 

5.6 Графическая модель газеты «Ставропольская правда»

Начало 90-х.

Постоянные элементы: заглавие включает в себя логотип, орден «Трудового Красного Знамени», слова «Общественно-политическая газета» набираются прописным прагматикой, остальные сведения п/ж Прагматика, разделяются пробелами, отделяется линией 4 пункта. Над заглавием в субботнем номере размещается анонс.

Выходные сведения занимают подвал 8-ми колонок 4-й полосы. Ширина колонки 45 мм. Газета верстается на 8 колонках, нестандартный формат может использоваться на внутренних страницах для выделения отдельных материалов.

Шрифты.

1. Основной текстовой шрифт «Таймс», 8 пунктов (91%), дополнительный - «Балтика» 8 пунктов, врезка набирается «Таймс», п/ж, выключка по формату.

2. Рубрика «Таймс» п/ж, подчеркнуто

3. Заголовки «Прагматика», «Кантри», «Балтика»

4. Подпись и текстовки Таймс п/ж, прописной, выключка вправо.

Вид верстки.

По конфигурации материалов прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, асимметричная.

Линейки.

Используется 3 вида линеек тонкая, 1 пунктовая, 2-х, 4-х и 8-ми пунктовые для разбивки материалов на полосе.

Заголовки.

Выключка - влево, вправо, по центру. Набраны прописными буквами.

Иллюстрации.

Газета использует зависимые от текста фотографии, на полосе, в среднем 2-3 фотографии.

Графическая модель газеты 1994 года.

Постоянные элементы остались прежними.

Шрифты.

1. Основной текстовый шрифт – «Таймс», 8 кегля, 100%, дополнительный – «Балтика». Врезки набираются – «Таймс» п/ж 8-9 кеглем, выключка по формату.

2. Рубрики набраны – «Таймс», 9 кегль, п/ж, на выворотке овальной формы.

3 Заголовки – «Таймс», «Прагматика», прописными и строчными буквами.

4. Подпись и текстовка – «Таймс» п/ж 9 кегль, выключка вправо.

Вид верстки остается прежним, но доминирует все же вертикальная верстка.

Границы между материалами не изменяются, но вот сами статьи обрамляются в рамочки 4-х пунктов. На полосе, так же, материалы отделяются линиями от 1-пунктовой до 8-ми пунктовой.

Подложки не используются.

Заголовки стоят или по центру материала, или с выключкой вправо.

Иллюстрации.

Газета использует зависимые от текста фотографии, в среднем 2-3 на полосе. Рисованные элементы, коллажи, карикатуры.

 

Графическая модель газеты 1995 года.

Постоянные элементы.

Заглавие включает в себя логотип, герб края, слова «Общественно-политическая газета» прописным на черном фоне, ниже слова «Газета издается с 7 декабря 1917 г. В 1967 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени» через пробел и черную точку день недели, число, месяц и год, через точку номер выпуска и цена.

Выходные данные занимают подвал 8-ми колонок 4-й полосы.

Ширина колонки 45 мм, 8 колонок на странице.

Шрифты.

Основной текстовой шрифт «Прагматика» 8 кегль, 91%, дополнительного нет.

Рубрики «Таймс» п/ж на выворотке овальной формы.

Заголовки «Прагматика», «Футурис», «Торнадо», «Университет С», «Родео», «Балтика», в общем, к каждому материалу заголовки разной фурнитуры, в основном прописными буквами, так же используется сжатие букв.

Подпись к текстовкам «Таймс» п/ж, выключка вправо.

Вид верстки.

По конфигурации материалов прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, асимметричная.

Линейки.

Используется 3 вида линеек тонкая 1-пунктовая, 2-х, 4-х и 8-ми пунктовая для разбивки материалов на полосе.

Заголовки.

Выключка - влево, вправо, по центру. Набраны прописными буквами.

Подложки.

Используются при оформлении заголовков, как черные, так и серые или же в соединении.

Иллюстрации.

Газета использует зависимые от текста фотографии, в среднем 2-3 на полосе. Рисованные элементы, коллажи, карикатуры.

Графическая модель газеты 1996 года.

Постоянные элементы.

Заглавие включает в себя логотип, герб края, слова «Общественно-политическая газета» прописным на черном фоне, ниже слова «Газета издается с 7 декабря 1917 г. В 1967 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени» через пробел и черную точку - день недели, число, месяц и год, через точку номер выпуска и цена.

Выходные данные занимают подвал 8-ми колонок 4-й полосы.

Ширина колонки 45 мм, 8 колонок на странице.

Шрифты.

Основной текстовой шрифт – «Прагматика» 8 кегль, 91%, дополнительного нет.

Рубрики «Таймс» п/ж на выворотке овальной формы.

Заголовки «Прагматика», «Футурис», «Торнадо», «Университет С», «Родео», «Балтика», в основном прописными буквами, так же используется сжатие букв.

Подпись к текстовкам «Таймс» п/ж, выключка вправо.

Вид верстки.

По конфигурации материалов прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, асимметричная.

Линейки.

Используется 3 вида линеек тонкая 1 пунктовая, 2-х, 4-х и восьмипунктовая для разбивки материалов на полосе.

Заголовки.

Выключка влево, вправо, по центру. Набраны прописными буквами. Заголовки в «Зеркале дня» на прямоугольной выворотке.

Подложки.

Используются при оформлении заголовков, как черные, так и серые или же в соединении.

Иллюстрации.

Газета использует зависимые от текста фотографии, в среднем 2-3 на полосе. Рисованные элементы, коллажи, карикатуры.

В принципе газета, по сравнению с 1995 годом практически не изменилась за исключением первой полосы, «Зеркало дня» занимает 3 колонки, единственное что огорчает, что на полосах такое огромное количество фурнитуры в заголовках, что даже рябит в глазах и отвлекает от основного прочтения материала.

Графическая модель газеты 1997 года.

Постоянные элементы.

Заглавие включает в себя логотип, герб края, слова «Общественно-политическая газета» прописным на черном фоне, ниже слова «Газета издается с 7 декабря 1917 г. В 1967 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени» через пробел и черную точку - день недели, число, месяц и год, через точку номер выпуска и цена.

Выходные данные занимают подвал 8-ми колонок 4-й полосы.

Ширина колонки 45 мм, 8 колонок на странице.

Шрифты.

Основной текстовой шрифт – «Прагматика», 8 кегль, 91%, дополнительного нет.

Рубрики «Таймс» п/ж , подчеркнут 2-х пунктовкой.

Заголовки «Прагматика», «Футурис», Родео.

Подпись к текстовкам «Таймс» п/ж, выключка вправо.

Вид верстки.

По конфигурации материалов прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, асимметричная.

Линейки.

Используется 3 вида линеек: тонкая 1-пунктовая, 2-х и 4-х, материалы заключаются в рамочки, что придает полосе законченный вид.

Заголовки.

Выключка влево, вправо, по центру. Набраны прописными буквами. Заголовки в «Зеркале дня» с выключкой вправо.

Подложки.

Используются при оформлении заголовков, как черные, так и серые или же в соединении.

Иллюстрации.

Газета использует зависимые от текста фотографии, в среднем 2-3 на полосе. Рисованные элементы, коллажи, карикатуры.

Газета меняет конфигурацию первой полосы, под шапкой идут оперативные материалы не больше 30-40 строк, каждый из которых заключен в рамку, заголовок на черной выворотке, «Зеркало дня» занимает сегодняшнюю свою позицию, слева на 2 колонки. Используется много графики.

Графическая модель газеты 1998 года.

Постоянные элементы.

Заглавие включает в себя логотип, герб края, слова «Общественно-политическая газета» прописным на черном фоне, ниже слова «Газета издается с 7 декабря 1917 г. В 1967 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени» через пробел и черную точку день недели, число, месяц и год, через точку номер выпуска и цена. В пятничном выпуске 8 полос, над логотипом крупно слово «Пятница» и рядом в 1-пунктовой рамке число, номер и цена номера.

Выходные данные занимают подвал 8-ми колонок 4-й полосы.

Ширина колонки 45 мм, 8 колонок на странице.

Шрифты.

Основной текстовой шрифт – «Прагматика» 8 кегль, 91%, дополнительного нет.

Рубрики «Таймс» п/ж , на прямоугольной выворотке, на овальной выворотке.

Заголовки «Прагматика», «Футурис», «Родео».

Подпись к текстовкам «Таймс» п/ж, выключка вправо.

Вид верстки.

По конфигурации материалов - прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга - перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, - асимметричная.

Линейки.

Используется 3 вида линеек тонкая 1-пунктовая,  2-х и 4-х, материалы заключаются в рамочки, что придает полосе законченный вид.

Заголовки.

Выключка - влево, вправо, по центру. Набраны прописными буквами. Заголовки в «Зеркале дня» с выключкой вправо и графика черный квадрат.

Подложки.

Используются при оформлении заголовков, как черные, так и серые или же в соединении, так же при оформлении в подаче материала.

Иллюстрации.

Газета использует зависимые от текста фотографии, в среднем 2-3 на полосе. Рисованные элементы, коллажи, карикатуры, заставки к тематическим полосам, так появилась новая заставка к 7 полосе и в телевидении.

Газета меняет конфигурацию первой полосы. На первый план выходит фотография с маленькой текстовкой, на «пузо» ставят новостной материал и потом забивается страница мелкой оперативной информацией, это помимо «Зеркала дня».

Графическая модель газеты 1999 года.

Постоянные элементы.

Заглавие включает в себя логотип, герб края, слова «Общественно-политическая газета» прописным на черном фоне, ниже слова «Газета издается с 7 декабря 1917 г. В 1967 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени» через пробел и черную точку - день недели, число, месяц и год, через точку номер выпуска и цена. В пятничном выпуске 8 полос,  над логотипом крупно слово «Пятница» и рядом в 1-пунктовой рамке число, номер и цена номера.

Выходные данные занимают подвал 8-ми колонок 4-й полосы.

Ширина колонки 45 мм, 8 колонок на странице.

Шрифты.

Основной текстовой шрифт – «Прагматика» 8 кегль, 91%, дополнительный в «Зеркале дня» «Футурис» 8 кегль, п/ж.

Рубрики «Таймс» п/ж , на прямоугольной выворотке или серой, прописным, сжатие до 70%, с черной подложкой.

Заголовки «Прагматика», «Футурис», «Родео», «Компакт».

Подпись к текстовкам «Таймс» п/ж, выключка вправо.

Вид верстки.

По конфигурации материалов прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, асимметричная.

Линейки.

Используется 3 вида линеек тонкая 1-пунктовая, 2-х и 4-х, материалы заключаются в рамочки, что придает полосе законченный вид.

Заголовки.

Выключка влево, вправо, по центру. Набраны прописными и строчными буквами. Заголовки набираются на черном и сером фоне, а также сами буквы в заголовке могут быть черного и серого фона, с  наложением друг на друга. Используется сжатие и растягивание букв. Заголовки в «Зеркале дня» с выключкой вправо и графика черный квадрат.

Подложки.

Используются при оформлении заголовков, как черные, так и серые или же в соединении, так же при оформлении в подаче материала.

Иллюстрации.

Газета насыщена иллюстрациями, использует зависимые от текста фотографии, в среднем 2-3 на полосе. Рисованные элементы, коллажи, карикатуры, заставки к тематическим полосам.

Применяется новая подача материала, не более 50 стр. в рамке и на сером фоне 5%, что выделяет его на полосе, и он не теряется среди больших статей.

Графическая модель газеты 2000 года.

Постоянные элементы.

Заглавие включает в себя логотип, герб края, слова «Общественно-политическая газета» прописным на черном фоне, ниже слова «Газета издается с 7 декабря 1917 г. В 1967 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени» через пробел и черную точку - день недели, число, месяц и год, через точку номер выпуска и цена. В пятничном выпуске 8 полос,  над логотипом крупно слово «Пятница» и рядом в 1-пунктовой рамке число, номер и цена номера.

Выходные данные занимают  подвал 8-ми колонок 4-й полосы.

Ширина колонки 45 мм, 8 колонок на странице.

Шрифты.

Основной текстовой шрифт – «Прагматика» 8 кегль, 91%, дополнительный в «Зеркале дня» «Футурис» 8 кегль, п/ж.

Рубрики «Таймс» п/ж , на прямоугольной выворотке или серой, прописным, сжатие до 70%, с черной подложкой.

Заголовки «Прагматика», «Футурис», «Родео», «Компакт».

Подпись к текстовкам Таймс п/ж, выключка вправо.

Вид верстки.

По конфигурации материалов прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, асимметричная.

Линейки.

Используется 3 вида линеек тонкая 1-пунктовая, 2-х и 4-х, материалы заключаются в рамочки, что придает полосе законченный вид.

Заголовки.

Выключка влево. Набраны прописными и строчными буквами. Заголовки набираются на черном и сером фоне, а также сами буквы в заголовке могут быть черного и серого фона, с наложением друг на друга. Используется сжатие и растягивание букв. Заголовки в «Зеркале дня» с выключкой вправо и графика черный квадрат.

Подложки.

Используются при оформлении заголовков, как черные, так и серые или же в соединении, так же при оформлении в подаче материала.

Иллюстрации.

Газета насыщенна иллюстрациями, использует зависимые от текста фотографии, в среднем 2-3 на полосе. Рисованные элементы, коллажи, карикатуры, заставки к тематическим полосам.

Новая подача материалов в рамке с наклоном на сером или черном фоне, выгодно привлекает внимание.

6. Заключение

Компьютерная революция, помноженная на российские реформы последнего десятилетия, внесла в издательское дело колоссальные перемены. Это видно по количеству появившихся  красочных, разнообразных новых газет и журналов. Борьба на рынке прессы, за читателя, в самом разгаре, некоторые издания умирают, не выдержав такого накала, те же периодические издания, которые завоевывали читательскую аудиторию на протяжении многих десятилетий стараются удержать своего потребителя путем новых технологий и новой подачи своей продукции. Не только качество публикаций, но и качество печати сейчас является важным. Если внешний вид газеты или журнала не привлекает внимание, его вряд ли купят. Такие газеты как «Российская газета»,  «Известия», «Труд», Коммерсант», «Комсомольская правда» тоже меняют свой дизайн, стремясь выглядеть на общем рынке прессы достойно. Газета «Ставропольская правда» не исключение. В течение десяти лет она пыталась найти свое новое лицо, и я думаю, что это получилось, хотя, как говорят «Совершенству нет предела». Газета, за исключением своего логотипа, поменялась полностью, с первой по четвертую полосы, она стала более яркой и насыщенной снимками, оформительским элементами, если в начале 90-х это были только линейки, то сейчас огромное количество заставок на тематические полосы, коллажи, рисунки - применяются ко всем материалам. Поменялись шрифты и кегли набора текстов. Внутренняя структура издания тоже изменилась, если раньше на полосе стояли огромные материалы, то сейчас редакция стремиться уменьшать их размеры. Разнообразие подачи материалов, привлекает читателя сначала своим оформлением, оно не скучное, но в то же время, для этого используется только 3 основных шрифта, которыми, уже оформитель, пытается достичь совершенства на всех полосах, чтобы не потерять наработанный стиль. Крупные тексты смотрятся живее и доступнее, расчлененными внутренними подзаголовками.

Функциональность эстетики газетного дизайна проявляется и в соблюдении равновесия на полосе. Согласно этому правилу все части газетной полосы взаимоуравновешиваются относительно ее центра, ударные графические пятна (фото, заголовки и т.д.) располагаются примерно на одинаковом удалении  от вертикали и горизонтали, делящих полосу на четыре сектора.

Моделирование оформления представляет собой одну из форм научной организации работы редакции. Модель, есть система, включающая ряд подсистем: Начиная с графика публикаций основных разделов и рубрик, и заканчивая набором типовых схем верстки, которые связанны с графиком. Модель избавляет журналистов от повторяющихся рутинных процессов при выпуске номера, стабилизирует процесс планирования, позволяет учесть определенные эстетические требования при разработке внешней формы издания.

 

Литература

 

1. Аникст М., Бабурина Н., Чернеем Е. Русский графический дизайн. 1880-1917. М., 1992.

2. Серов С. И. Стиль в графическом дизайне. 6080-е годы. М., 1991.

3. Хан-Магометов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.

4. Волкова В. В. Дизайн рекламы: Учебное пособие. М.: «Книжный дом «Университет», 1999.

5. Татлин В. Искусство в технику. Каталог выставки «В. Татлин». М.-Л., 1932. С. 4.

6. Табашников И. Газета и дизайн. Тюмень, 1994.

7. Киселев А. П. От содержания - к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. М., 1975, С. 29.

8. Смирнов С. И. «Шрифт в наглядной агитации». М.: Плакат, 1988.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск, БКГ им. Бодуэна де Куртене, 2000 г.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974;

11. Руубер Г. «О закономерностях художественного восприятия», Таллин, «Валгус», 1985 г.;

12. Хепберт А. «Сетка». М., Книга, 1984

13. Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М., 1984.

14. Галкин С. И. Уроки моделирования газеты. М., 87.

15. Чихольд Я. «Облик книги». М., «Книга», 1980 г.;

Лессинг Г. Э. «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии». М., 1957

15. Скоробогатько В. «Новые тенденции в оформлении газеты». М.: СРПП, 2000 г.

«Книга как художественный предмет», Москва, «Книга», 1990 г.

16. В. Скоробогатько «Модель и модуль». Журнал «Профессия журналист», №4, 5, 6-2000

17. Шептулин А. Указ. соч., с. 275.

18. Нестеренко О. И. «Краткая энциклопедия дизайна». М., 1994,с.23.

19. Аристотель «Физика». М., 1936, с. 21.

 

на EVARTIST

 

Hosted by uCoz