Контрольная работа по зарубежной журналистике

Тема: Политический аспект деятельности Цицерона и Демосфена

Современная журналистика уходит своими корнями в далекое прошлое. Одним из ее прообразов было красноречие или, по-другому, ораторское искусство. Называя  красноречие искусством, древние греки вкладывали в это понятие вполне конкретное и определенное содержание. К  V в. до н.э., когда в Древней Греции вполне сформировалась культура  монологической публичной речи, когда уже ясно были осознаны ее виды и сложились определенные традиции, считалось бесспорным, что задача оратора троякая: разъяснить(что-то), побуждать(к определенному мышлению, решению, а тем более к действию) и доставлять слушателям удовольствие. “Услаждение слушателей” оригинальной или смелой мыслью и благородными чувствами, например, добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора.

   Не случайно, что оратор в Древней Греции, как впоследствии и в Риме, чаще всего являлся политическим деятелем. Это обстоятельство способствовало тому, что иной политический деятель, бывший одновременно талантливым оратором, становился властителем дум, общественным трибуном, какими, например, были Демосфен в Афинах, Цицерон — в Риме.  О них, о политическом аспекте их деятельности и пойдет речь. 

  Звездой первой величины в ораторской элите Древней Греции был Демосфен (384-322 до н.э.), великий мастер античного публичного слова.  Ярый защитник демократического строя, идеолог рабовладельческого общества, Демосфен сумел превратить общественную трибуну в плацдарм  непримиримой идеологической и политической борьбы. 

   Речи Демосфена насыщены разнообразным фактическим материалом, содержат немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В редких случаях оратор обходился без лаконичной и временами образной характеристики людей, их поступков и намерений. В своих судебных речах Демосфен часто  становился бытописцем, от взора которого, казалось, не ускользала никакая мелочь. То иронизируя над незадачливыми людьми, то изобличая падение нравов, Демосфен-оратор предстает перед слушателями не только как общественный судья и политический лидер. Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить аудиторию выслушать себя до конца.

   Демосфен особенно отличался в своих политических речах, чаще всего направленных против непрерывных нашествий захватнических войск македонского царя Филиппа II (отсюда “филиппики”). В этих выступлениях  Демосфен уже не просто адвокат или обвинитель, но и политический деятель, патриот и трибун, последовательно и упорно ратовавший за мир и благо своего народа. Демосфен взывал к чувству  чести гражданина свободной республики. Смелые, исполненные гнева и патриотического достоинства, эти речи вдохновляли афинян на ратные подвиги и оставили глубокий след в духовной жизни афинского государства.

   Демосфен охотно и умело пользовался прямым обращением к гражданам Афин. Он не оставлял без ответов никаких реплик в свой адрес, никогда не терялся, когда политические страсти разгорались. Частое обращение к “гражданам афинянам”, мгновенная реакция Демосфена на настроение аудитории были рассчитаны на то, чтобы держать слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества и единомыслия; чтобы заставить каждого активно размышлять вместе с оратором над фактами и событиями, которые он излагал и оценивал.

  Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению. Выразительность его речей, исполненных глубокой и всегда общественно важной и нередко злободневной мысли, усиливалась страстно проявлявшейся убежденностью оратора и уверенностью в своей правоте.

   Следует отметить, что Демосфен не представлял красноречия вне политики и общественных интересов. В речи “О мире” свое  ораторское искусство он рассматривал как острейшее орудие политической борьбы. Демосфен отмечал, что не должно быть разрыва между речью оратора и практической деятельностью. Не только наши речи, говорил он, но и наши свершения должны быть достойны предков!

   Таким образом, Демосфен подчеркивал взаимосвязь красноречия и политической деятельности и социальную направленность ораторского искусства.

Неразрывными были творческая и политическая деятельность Марка Туллия Цицерона(106 — 43гг. до н.э.) — знаменитого оратора Древнего Рима, в течение долгих лет, по общему признанию, не имевшего себе равных; государственного деятеля, погруженного в яростные схватки, подчас сопряженные со смертельным риском; философа, который то считался глубоким и оригинальным, то навлекал на себя презрительные обвинения в неспособности понять учения великих греческих мыслителей; теоретика красноречия, а тем самым и всей отразившейся в нем великой культуры.

 В жизни и  творчестве Цицерона история Рима предстает в трагическом изломе, обнажившем ее внутренние противоречия.

   Рим и тот мир, который он представлял, при всем его величии, роскоши и блеске, был миром, в сущности бедных наций, миром относительно примитивных производственных структур и сравнительно низкого уровня производительных сил. Масса населения жила и трудилась в рамках более или менее натурального  уклада, не обеспечивала, следовательно, значительный рост внутреннего рынка, и не стимулировала тем самым развитие товарного производства. Абсолютно преобладающей оставалась такая консервативная форма общественной организации, как община, а основой идеологии, морали и системы ценностей —  идеализация общественной неподвижности, преклонение перед нравами предков и прежде всего автаркия, то есть замкнутость каждого очага производства, каждой ячейки народной жизни в себе. Античная городская община называлась у римлян “цивитас”, по-гречески “полис”, причем последнее название часто распространяется на все виды античных городов-государств.

  Все живое, как известно,  развивается; в развитие — пусть медленное и ограниченное —  был включен и консервативный организм полиса; развитие же означало создание избыточного продукта, его обмен и превращение в товар, усиление роли денег, имущественную дифференциацию и разрушение гражданской солидарности, рост торговли, импорт новых вещей, идей и форм жизни. В ходе исторического развития гражданская община оказывалась таким образом в противоречии c собственной консервативной природой, с основополагающими для нее принципами автаркии, короче —  с самой собой. И чем шире Рим раздвигал границы своей державы, тем больше размывалась общинно-патриархальная основа цивитас, а реальной альтернативы ей на том этапе исторического развития не наблюдалось. Деньги, рабы, сокровища потоком шли в Рим, но не поглощались его натуральным укладом, а лишь вращались на поверхности, обогащая многих, но и разлагая старинные установления и обычаи, общественную  мораль, и чем больше стран покорялись Риму, тем интенсивнее шел этот процесс. Ко времени Цицерона кризис стал универсальным.

   Выход обозначался на  том пути, по которому уже некогда пытались пойти Александр Македонский и полководцы —  его преемники: по пути создания надполисных структур, способных, сохраняя общинный уклад, включить полисы в обширные государственные образования, с единым центром управления, учитывающим интересы всех частей государства, единой системой административных норм и законов и —  неизбежно — единым властителем. В Риме претенденты на эту роль при жизни Цицерона сменяли один другого — Сулла, Лепид, Красс, Помпей. Последним в этом ряду был Цезарь. Он сумел не только стать диктатором, но и приступить к созданию нового государственного строя — ограниченной старинными установлениями, но и в то же время им неподвластной, опирающейся на военную силу пожизненной и легализованной диктатуры. Самостоятельные общины-республики, полностью и подлинно управляющие своими делами навсегда уходили в прошлое. 

   Старинные ценности античного мира, религиозные, гражданские, моральные, художественные, оказались под сомнением, из объективно заданных и инстинктивно усвоенных они стали предметом обсуждения, нравственных раздумий, философского осмысления и художественного анализа. Цицерон воплотил эту фазу духовного развития античного мира. В  его сочинениях поставлены многие проблемы, над которыми в Европе предстояло биться веками — соотношение принципов местного самоуправления и государственной централизации, личной власти и гарантий того, что она не перерастет в тиранию, взаимной правоты и неправоты частной морали и государственной необходимости в их неслиянности и неразлитности. Наиболее значительную для всемирной истории  проблему,  поставленную Цицероном можно сформулировать следующим образом: если одними из важнейших целей государства, социальной группы или личности является выживание и самоутверждение, то в какой мере согласуется реализация этих целей с верностью нравственным нормам, возможно ли их осуществление на уровне высоких принципов?  Конечно, при цели добиться успеха в жизни, в политике гораздо естественней быть негодяем, чем порядочным человеком. Но нельзя ли все-таки объединить оба эти императива? Цицерон одним из первых всю жизнь пытался их согласовать.

Практическое совмещение реальной политики и нравственной ответственности в сознании и деятельности политических руководителей — а Цицерон был оратором прежде всего политическим и в определенные моменты руководителем государства —  представляет собой одну из самых трудных, самых трагических  задач, известных истории.

   Нравственное сознание римлян эпохи Цицерона имело особую структуру. Их прадеды еще не относились к себе как к автономным личностям, выделенным из гражданского коллектива, и потому самостоятельно ответственным за моральный смысл своего общественного поведения. Потомки римлян Цицероновой поры, пережившие крушение полисной системы ценностей, духовный опыт позднего стоицизма, протохристианские и околохристианские настроения, уже не сомневались в том, что нравственная ответственность имеет личный характер. Цицерон и его современники находятся посередине этого пути. Они уже воспринимают действия государства рефлектированно, как подлежащие нравственной апробации, но критерии такой нравственной апробации носят еще и внеличный характер, принадлежат еще той же государственной сфере. В основе таких нравственных критериев лежала верность государства своему внутреннему принципу, своей идеальной норме, то есть, прежде всего, заветам предков и законам — как созданным людьми, так и данным Риму его богами.

   В III веке до н.э. знаменитый полководец этой эпохи Клавдий Марцелл вел войны потому, что это было нужно сначала для расширения владений Рима и укрепления его могущества, потом для спасения римской общины от Ганнибала; обосновывать свои действия чем-либо, кроме практической целесообразности и выгоды государству, ему не приходило в голову. Цицерон развил целую теорию войн, которые лишь в той мере соответствуют величию Рима и подлинно полезны ему, в какой оправданы с точки зрения права и потому справедливы. “Не может быть справедливой никакая война, —  утверждал он, —  если она ведется не ради возмездия или отражения врагов”. Величие Рима и его бесчисленные победы были в глазах Цицерона следствием таланта его руководителей и самоотвержения его народа, но могли принести плоды лишь “благодаря благочестию и вере, благодаря той больше никому не свойственной мудрости, что позволила нам понять: всем руководит и всем  управляет воля богов; вот этим-то мы и превзошли остальные племена и народы”.

Поэтому как никто, кажется, до него и мало кто после него, Цицерон подчеркивал нравственные аспекты общественно-политической деятельности, ее обязательное соответствие законам государства и законам божественным. Обосновывая необходимость предоставления чрезвычайных полномочий Помпею, он говорит об особой божественной благодати, которая должна отличать каждого государственного руководителя, достойного этого имени. О нравственной природе власти говориться в обращенных к Цезарю речах 40-х годов “В защиту Лигария” и “В защиту царя Дейотара”. Сочетание верности римской традиции, чувства ответственности перед римским народом и нравственного достоинства — обязательные черты того правителя Рима, образ которого намечен в диалоге “О государстве” и который на последующие полтора столетия сохранит значение идеала и нормы для первых принцепсов от Августа до Тита. Цицерон — теоретик и защитник нравственной природы государства и государственной деятельности, наверное, самый красноречивый моралист из римских политиков.

 Образ республики римлян, ее величественный миф, встающий из речей Цицерона, из его диалогов, писем и стихов, веками вдохновлял борцов за свободу и торжество права.

                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ”Демосфен и Цицерон: Их жизнь и деятельность”. Биографические очерки Е. Орлова. М. ; 1991.

2. “Демосфен. Речи.” Ред. Голубцова Е. С.  М. ; 1994 “Памятники исторической мысли”.

3. “Диалоги. Цицерон”.  М. : Кн. -изд.  Центр “Ладомир”: Наука 1994.

4. Грималь П. “Цицерон”. Вступ. Статья Г. С. Кнабе. М.: 1991 Мол. Гвардия.

 

К/р сдавалась в апреле 2001 года

на EVARTIST

 

Hosted by uCoz