Наша современная жизнь очень
динамична. Это своего рода реакция на годы застоя, топтания на месте. Многое в
ней, в ее животрепещущих проблемах, волнующих каждого из нас, рождено прежней
жизнью. Такова диалектика проявления внутренних взаимосвязей, влияющих на ход
общественных процессов, тенденции их дальнейшего развития.
Особенности нашей нынешней
социальной жизни определяют и динамику современной журналистики, в том числе,
естественно, и радиожурналистики. Радиовещание в России, как и другие средства
массовой коммуникации, находится сейчас в активном поиске новых форм, новых
моделей работы в эфире, нового общения с аудиторией.
Меняется и сама аудитория и
ее отношение к радиовещанию, телевидению, печати. Эти изменения обусловлены
многими факторами: в первую очередь глубокими общественно-политическими
реформами, происходящими в стране. Но далеко не в последнюю очередь – и
воздействием самих средств массовой коммуникации, кардинально изменивших
содержание и форму своей работы.
Идет активное расслоение
аудитории, которое, естественно, отражается на предпочтениях, интересах,
ожиданиях, оценках журналистской продукции.
Современная
радиожурналистика активно осваивает новые взаимоотношения со слушателями.
Основные тенденции развития вещания – это увеличение объема новостных и
авторских программ, разнообразие передач, рассчитанных на самые разные интересы
аудитории, диалогизация вещательных форм и жанров, углубление анализа текущих
политических и социальных процессов, усиление значения местного вещания, увеличение
объема вещания коммерческих радиостанций, повышение роли ведущего, все большая
зависимость радиоорганизации от властных структур и финансовых группировок. Эти
тенденции определяют его дальнейший путь в бесцензурном эфире.
Меняются информационные программы.
Идет постоянная конкурентная борьба в эфире за слушателя, а значит, и за
рекламодателя, иными стали отношения между разными каналами массовой
коммуникации. От «взаимодействия» под партийным руководством они перешли к
соперничеству, к более полному и глубокому использованию своих потенциальных
возможностей.
Информация как живое
«дыхание» общества постоянно меняется. Но методы подхода к ее изучению,
литературной обработке, монтажу в программе являются долговременным
теоретическим «ключом».
С появлением в эфире
коммерческих радиостанций, рассчитанных на интересы молодежи, эта борьба
обострилась. Одновременно она высветила главные проблемы вешания, его
направления и тенденции. К сожалению, сотрудники некоторых каналов поняли
свободу слова как свободу «дурного» самовыражения. Им не хватает
профессионализма, культуры, вкуса, уважения к аудитории. Порой они занимают
эфирное время дешевой неофициальной информацией, вульгарным общением со
слушателями, спекулируя на нетребовательности, невзыскательности, низком
культурном уровне некоторых молодых слушателей. Молодые люди, пришедшие к
микрофону без специальной подготовки, не задумываются о последствиях своей
импульсивной, поверхностной работы, об ответственности перед обществом. Не
случайно в учебнике этические нормы в добывании, обработке и выдаче информации,
ее оценках рассмотрены наряду с профессиональными, творческими.
В целостной системе вещания заметно усиливается роль и аналитической журналистики. Она все заметнее влияет на общественное мнение, социальное поведение различных групп населения.
Значительные изменения
происходят и в жанрах. Их функционирование отмечено большой динамикой,
раскрытием их новых внутренних возможностей, связанных с решением задач,
видоизменением некоторых методов работы журналиста, особенно в прямом эфире.
Развитие жанров тесно связано с политической жизнью общества, использованием
условий бесцензурного вещания. Это требует учета в профессиональной учебе и
практике молодых журналистов. Поэтому все большее значение приобретают вопросы
психологической, правовой, этической подготовки тех, кто завтра придет в
студию.
Молодому журналисту,
готовящему себя к работе в этих условиях функционирования журналистики, нужно
учиться ориентироваться в политической жизни общества, учиться различать по
характеру информации, ее подаче, анализу – направления в работе различных
радиостанций. Речь идет об освоении азов политологии, которая поможет понимать,
как и с какими целями используются те или иные формы и приемы информационной
«обработки» аудитории. Эта ориентация должна быть направлена на выработку
нравственных ценностей, профессиональной этики. Молодой журналист должен
чувствовать свою социальную ответственность перед аудиторией.
Микрофон не только
техническое приспособление для постижения жизни, для отражения всего
многообразия действительности. Это способ открытия перед слушателями сложного и
противоречивого мира, информация о котором пропущена через сердце и ум
журналиста. Это «прибор» профессионального видения, мышления, предоставляющий
большую возможность для осмысления жизни.
Желаю удачи и творческих
успехов всем, кто думает связать свою жизненную и профессиональную судьбу с
интереснейшей сферой труда – радиожурналистикой, кто завтра возьмет в руки
микрофон, чтобы сказать слова, нужные людям.