СЛОВАРЬ
АЙДЕФАЙНЕР –
разновидность айлайнера, имеющая вид авторучки с тонким стержнем для
подчёркивания век.
АЙЛАЙНЕР – специальная
жидкая тушь для подкрашивания век.
АППЛИКАТОР – маленькая
губка на стержне, используется для нанесения теней на веки, надбровное и
подбровное пространство.
АРТИСТИЗМ – совокупность
способностей (перевоплощение, обаяние, заразительность, эмоциональная
подвижность), обусловленные физическими данными человека, особенностями его
эмоционального аппарата, своеобразием менталитета.
АРТИСТИЗМ РЕЧИ – энергетика
речи, её экспрессия и выразительность.
АТТРАКЦИЯ – (англ, притяжение)
– визуально
фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо – симпатия или готовность к общению.
АРХИТЕКТОНИКА – композиция,
художественно выраженная и представленная деятельность или структура объекта.
БИЗНЕС-КОСТЮМ (в
стиле «яппи») – символ успешной карьеры. Его черты – идеальный покрой, строгие каноны, дорогие
качественные ткани; престижность марки («Шанель», «Версаче», «Хуго Босс»,
«Лакруа»).
БИОПОДТЯЖКА – процедура
для разглаживания кожи, действующая с гелем на травах, который стимулирует
кровоснабжение.
БОЛЬШОЙ СТИЛЬ – система
идей, в которой отражено мировоззрение эпохи, основные типы формообразования
оригинальных идей. Большой стиль проявляется в архитектуре, живописи,
литературе, музыке («готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм» и т.д.).
ВЕРБАЛЬНЫЙ (лат.
verbalis) – устный, относящийся к речи.
ВИДЕНИЕ –
психологический процесс, возникающий в эмоциональной памяти артиста, причём
только в том случае, когда включается воображение и его непременный спутник – «внутренний взор».
ВИЗАЖИСТ (франц.
visage – лицо) – художник, работающий над оформлением лица.
ВИЗУАЛЬНЫЙ – зрительный,
производимый невооружённым глазом или с помощью оптических приборов.
ВНУШЕНИЕ –
некритическое восприятие личностью информации из-за авторитета говорящего или
настроя среды непосредственного общения, в наше время нередко под давлением
средств массовой информации.
ВООБРАЖЕНИЕ – способность
представлять отсутствующий или реально не существующий предмет, удерживать его
в сознании и мысленно им манипулировать.
ГАРМОНИКА – средство
межличностного притяжения, включающее, с одной стороны, сохранение «Я-образа»,
с другой – поддержание
доверительности, открытости, способности управлять процессом имидж-коммуникаций
с партнёром по общению.
ГЛАМУР – направление,
возникшее в конце 90-х годов, напомнившее образы кинозвёзд 30-х годов,
вернувшее в моду роскошь натуральных мехов и перьев, материалов с блестящими
поверхностями (атлас, парча, ламэ, металлизированные плёнки и кожа).
ГРАНЖ – стиль,
возникший в начале 90-х годов, омрачённых экономическим кризисом. Герой этого
стиля – нищий или бомж в поношенной одежде с блошиного рынка.
Актуальны эффекты намеренно состаренной одежды (трикотаж со спущенными
петлями), многослойность, случайность цветовых сочетаний, рисунков, этнические
элементы.
ГРИМ – искусство
изменять внешность актёра с помощью специальных красок (грима), пластических и
волосяных наклеек, парика и др.; гримированные краски и другие принадлежности.
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ –
направление в дизайне одежды, нарушающее общепринятые нормы, парадирующее и
свободно трансформирующее традиционные формы (основоположники – Ж.-П. Готье, В. Вествуд, Дж. Гальяно). Одежда этого
направления – незавершённая, асимметричная, намеренно плохо сидящая
на фигуре, со смещёнными застёжками, застроченными наружу швами и вытачками,
необработанными краями и т п.
ДЕКОРАТИВНАЯ КОСМЕТИКА - искусство гримировать (приукрашивать) лицо.
ДЕРМА – собственно
кожа, расположена под эпидермисом, состоит из эластичной ткани – коллагена. В дерме расположены кровеносные сосуды,
нервы, потовые железы, корни волос и ногтей.
ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ИМИДЖ - социально неприемлемый (отвергаемый) облик, отражающий
деструктивную (разрушительную) направленность манер поведения человека.
ДИАПАЗОН ГОЛОСА – его
объём, т.е. свойственная ему совокупность музыкальных тонов. Границы диапазона
определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведёт к
монотонности, что притупляет восприятие содержания речи.
ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ – одно из
направлений проектирования одежды.
ДИКЦИЯ –
«произношение» (по-латыни dictio – произносить,
dicere – произношение). Под хорошей дикцией подразумевается
чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой
гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом
ДИНАМИКА – средство
композиции: определённое взаиморасположение частей и элементов целого,
вследствие чего целое воспринимается или статически неуравновешенным, или
закономерно изменяющимся по каким-либо направлениям (по вертикали, по
горизонтали, по диагонали). Антоним – статика.
ДОМИНАНТА (лат.
господствующий) – очаг возбуждения в коре головного мозга.
ЖЕСТ (англ, gesturre) – движение рукой или другое телодвижение, что-то
обозначающее или сопровождающее речь.
ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ – манера
жестикулировать, важная составляющая технологии самопрезентации.
ИДЕАЛЬНЫЙ ИМИДЖ –
эталонная модель, разрабатываемая имиджмейкером в процессе работы с клиентом,
которая призвана определить принципиальные направления моделирования и
разработки технологии имиджирования.
ИМИДЖ – (англ, образ),
облик (русская версия) личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те
качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности;
это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или
общественного учреждения, региона или страны в целом.
ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ –
репутация, сложившаяся у потребителей, партнёров, конкурентов, поддерживаемая
имиджмейкерами и специалистами по связи с общественностью.
ИМИДЖИРОВАНИЕ – научно
обоснованный и технологически апробированный процесс разработки и освоения
имиджа, его искусная презентация в общении и в средствах массовой информации.
ИМИДЖ-КОММУНИКАЦИИ – разнообразные средства невербального и вербального
предъявления персонального или группового имиджа и вызова соответствующих
впечатлений, в которых заинтересован носитель имиджа.
ИМИДЖМЕЙКЕР – специалист
по созданию облика отдельной личности или репутации конкретных социумов,
демографических слоев, хозяйствующих субъектов, государственных и
негосударственных учреждений, регионов, нации, страны.
ИМИДЖ-ТЕХНОЛОГИЯ –
полнометражная или короткометражная технологии имиджирования, обеспечивающие
достижение запрограммированного результата.
ИМПОНИРОВАНИЕ – формирование
межличностных отношений на основе механизмов эмпатии и рефлексии,
способствующих их эмоциональной позитивности и комфортности.
ИОНТОФОРЕЗ – процедура,
при которой активные вещества из ампульных концентратов при помощи слабого
постоянного тока внедряются глубоко в кожу.
КАЙАЛ – антисептический контурный карандаш для обводки глаза
внутри его слизистой оболочки, по самому краю ресниц.
КАЧЕСТВА РИТОРА –
голосовые данные, образцовый литературный язык, логика суждений, телесные
характеристики (фигура, осанка, дыхание) и умение творить в речи. Представлены
М.В. Ломоносовым в пособии «Краткое руководство к риторике на пользу любителей
сладкоречия».
КИНЕСИКА (греч.
kinitikos) – информативность телодвижения, язык тела.
КОЖА – самый
большой орган тела человека. Она выполняет многочисленные функции (химическая
лаборатория, орган пятого чувства, защита от толчков и убийца бактерий,
климатическое устройство). Внешний её вид выдаёт телесное и душевное состояние
человека.
КОЛЛАГЕН – волокнистый
протеин в дерме, который придаёт коже прочность и эластичность.
КОМЕДОГЕНИЧНОСТЬ –
закупорка пор, приводящая к образованию угрей и гнойников на коже.
КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ – многообразные
формы и методы информационного (вербального и невербального) взаимодействия
людей, в процессе которого происходит восприятие людьми каких-то сведений, их
распространение или пресечение, поддержка или развенчание источника информации.
Введено в научный оборот В.М. Шепель в 1984 г.
КОМПОЗИЦИЯ – теория и
практика художественной организации социальных явлений: гармоническое
взаиморасположение их частей и элементов.
КОНТРАСТ – средство
композиции: резко выраженная противоположность свойств (цвета, фактуры,
текстуры, размера, веса и т.д.). Антоним – нюанс.
КОСМЕТИКА (от
греч. costmet) – искусство
украшать, наряжать. Косметика бывает лечебно-профилактической и декоративной,
косметикой называют также вещества, применяемые для ухода за кожей лица, шеи,
рук.
КОСТЮМ (от
латинского costume) – набор
предметов и элементов одежды, объединённых единым замыслом и назначением,
отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его
пол, профессию.
КРЕАТИВНОСТЬ – творческий
потенциал человека, коллектива, нации.
КУРС ГЛУБОКОГО ШЕЛУШЕНИЯ с пастами, содержащими энзимы и микстуры трав,
применяется против морщин, рубчиков, пигментных пятен и акне.
КУТЮРЬЕ – создатель
коллекций одежды «от кутюр» (высокой моды) – уникальных
моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вручную в домах
высокой моды; член Синдиката Высокой моды в Париже или в подобных организациях
других стран.
ЛЕДЯНЫЕ ВОЛНЫ – процедура
низкотемпературного шока, которая проводится перед тем, как нанести ампульные
концентраты или маску.
ЛИПОСОМЫ (ниосомы,
микросомы, наносферы, нанопарты, салисомы или альгосомы) – крохотные капсулы, состоящие из обёртывающей мембраны
и внутренней полости, наполненной активным веществом, растворимые в воде или в
масле. Выполняют транспортную функцию, преодолевая естественные барьеры кожи,
отдающие клетке свой груз, дополнительно укрепляющие межклеточное пространство.
ЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО – базовая
составляющая развивающегося бытия творческой личности. Чем выше
интеллектуально-эмоциональная плотность этого пространства (насыщенность
событиями и переживаниями), тем креативный потенциал творческой личности выше,
то есть способность человека по-иному видеть (мир, ситуацию, проблему) и на
основе этого выходить за пределы привычных представлений, что зависит от
содержания личностного пространства. Перестройка личностного пространства – главное условие и основное средство саморазвития
творческой личности: человек, творящий своё личностное пространство, тем самым
творит сам себя и таким образом самоопределяется и саморазвивается как
творческая личность.
МАКИЯЖ (от англ, make up) – подкрашивание
лица при помощи красок.
МАСКАРА – краска (в
футляре) для глаз, ресниц, тушь для ресниц, карандаш для век, тени для век.
МАСКИ – процедуры
ухода за кожей лица и шеи, быстрые косметички, действие не рассчитано на
продолжительное время. Существуют очистительные, увлажняющие, освежающие маски.
МАСКИРУЮЩИЙ КАРАНДАШ – применяется
для маскировки пигментных пятен, тёмных кругов вокруг глаз и других дефектов
кожи.
МАССАЖ ЛИЦА – особые
процедуры, оказывающие благотворное действие на нервы и на состояние кожи,
проводимые по определённым канонам.
МЕТАФОРА (греч.
перенос) – сходство двух явлений, дающее скрытое сравнение.
МЕТОНИМИЯ (греч.
переименование) – слово с переносным значением, в
котором содержится переименование, то есть замена названия одного предмета
другим.
МИМИКА (греч.
mimikos –
подражательный) – движение
мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
МИНИМАЛИЗМ – направление,
возникшее в конце 90-х годов и провозгласившее культ простых чистых форм и
нейтральных цветов с характерным отсутствием деталей.
МОДА – «ходячий обычай;
временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в покрое одежды и в быту». (В.
Даль)
МОДЕЛЬЕР (в
русской традиции) – специалист по изготовлению моделей одежды, создатель экспериментальных
образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение,
изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий
цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.
МОДНЫЙ СТИЛЬ – стиль,
теряющий устойчивость в течение определённого периода времени. Микростили XX века – кантри, вестерн (40-е гг.), нью
лук, «Шанель» (50-е гг.), спортивный, джинсовый, милитари, бельевой, сафари,
панк-стиль (70-е гг.), неоклассика, необарокко, секси, корсетный, этнический
(80-е гг.), гранж, гламур, минимализм (90-е гг.). Каждый сезон модельеры пропагандируют
новые стили.
НАТУРАЛЬНАЯ КОСМЕТИКА – растительная
косметика – по возможности без продуктов животного происхождения
и совершенно без синтетических добавок.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ – «знак»
несловесный, неязыковый; невербальная коммуникация – это общение без единого слова.
НУВЕЛЬ-КУТЮР (новая
высокая мода) – понятие, возникшее в 70-е годы, когда новые стили
стали рождаться именно в коллекциях прет-а-порте.
«НЬЮ ЛУК» (новый
взгляд) – элегантный, женственный, романтичный стиль, созданный
Кристианом Диором в 1947 году. Представляет образ идеальной женщины с тонкой
талией, покатыми плечами, пышными юбками. Для «Нью лук» характерны отточенная
скульптурная форма моделей (три ведущих силуэта: «широкий клешёный»,
«овальный», «прямой»), тщательный подбор аксессуаров.
НЮАНС – средство композиции: малозаметный переход или
различия свойств (в цвете, размерах, в площадях и т.д.). Антоним – контраст.
ОБАЯНИЕ – умение
светиться людям, вызывая у них симпатию и доверие.
ОТШЕЛУШИВАЮЩЕЕ СРЕДСТВО – используется
для удаления ороговевших клеток с поверхности кожи.
ПАНТОМИМА (греч.
воспроизводящей подражанием) – один из видов выразительных движений человека,
охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его
психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Наиболее
важный компонент П. – жест: выразительное движение
рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ (актёрское)
– способность к внутренним и внешним изменениям.
ПИГМЕНТАЦИЯ ТКАНЕЙ –
окрашивание тканей (волос, кожных покровов, радужных оболочек и т.д.) человека
красящими веществами – пигментами.
ПИЛИНГ (англ,
снимать шелуху) – шлифование лица, при котором кожа мягко полируется,
очищается и разглаживается мелкими абразивными частицами и субстанциями, которые
отделяют роговые клетки.
ПОДТЯЖКА – сложная
косметическая операция, связанная с определённым риском: рассекается кожа лица,
делается надрез, который проходит от виска перед ухом, затем за ухом идёт вверх
и потом вдоль начала волос в направлении затылка, кожа при этом отделяется от
лежащих над нею тканей и туго натягивается в направлении ушей. Лишние лоскуты
кожи срезаются.
ПОЛЁТНОСТЬ ГОЛОСА – умение посылать голос на расстоянии и регулировать его
громкость.
ПОЛИРУЮЩИЕ КРЕМЫ – моющие ремы с мелкими шлифующими частицами из
полиэтилена, тончайшего кремневого песка, кремнистого геля, миндальных отрубей
или молотых абрикосовых орешков.
ПОЛИРУЮЩИЕ МАСКИ –
очистительные маски, которые после высыхания оттирают с кожи (только для
крепкой кожи). Полирующие маски в форме геля образуют на лице плёнку, которую
можно снять. На ней остаются отдельные роговые клетки, грязь и кожный жир.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ –
предъявление, представление, демонстрация каких-то данных или имиджа в целом.
ПРЕТ-А-ПОРТЕ (понятие,
появившееся в 50-е годы) – готовая одежда высокого
качества, на которой стоит имя известного модельера либо известная торговая
марка.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ – теория и
практика художественной организации социального пространства: гармоническое
взаиморасположение его частей и элементов. Различают три основных вида
пространственной композиции: фронтальная (плоскостная, двухмерная), объёмная
(трёхмерная), глубинная (пространственная, четырёхмерная).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ – облик
человека, отражающий его профессиональную деятельность; важное условие
профессиональной самореализации и достижения профессиональных успехов.
PR – планируемые
продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных
отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.
ПСИХИЧЕСКАЯ КОНТАГИОЗНОСТЬ – эмоционально-чувственное
восприятие группой людей (аудиторией слушателей) информации, способствующее
сопереживанию, совместному осмыслению определённых положений и фактов.
РЕКЛАМА (фр.)
– информация о потребительских свойствах товаров и
видах услуг, наглядная демонстрация их достоинств с целью их реализации и
создания спроса на них.
РЕФЛЕКСИЯ (лат.
обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических
актов и состояний.
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ – губы,
язык, челюсти, зубы, твёрдое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя
стенка глотки (зева), голосовые связки.
РЕЧЬ – система
используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для
представления, переработки, хранения и передачи информации.
РИТМ – средство
дизайнерской композиции, суть которого состоит в пропорционировании
пространственных решений для достижения их целостности. Основано на
закономерном чередовании каких-либо их частей и элементов (деталей, форм,
объёмов) здания, улицы, двора, площади, города.
РИТОРИКА (греч.
теория красноречия) – мастерство нахождения и применения способов стройного
изложения мыслей, набор речевых правил склонения людей к своим взглядам.
РИТОРИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ – совокупность
риторических приёмов.
СВЕТОЗАЩИТНЫЙ ФАКТОР – позволяет
высчитать, как долго можно оставаться на солнце без покраснения кожи.
СЕКСИ – новый стиль,
сложившийся в 80-е годы из пропаганды культа тела и здорового образа жизни.
Выражается в подчёркивании всех достоинств фигуры при использовании нижнего
белья (корсетный стиль Ж.-П. Готье), новых материалов, позволяющих добиться
максимального облегания (лайкра, стрейч и т.п.).
СИСТЕМА К. СТАНИСЛАВСКОГО – теоретико-прикладное
учение о природных законах творчества артиста.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – межсубъектное
пространство (физическое, экономическое, культурное и т.д.), сотворённое и
постоянно сотворяемое в процессе общения.
СПЕЦИАЛИСТ ПО PR –
профессионал, помогающий перевести корпоративные и личные цели в информационный
продукт, приемлемый для общественного мнения.
СПИЧРАЙТЕР – специалист
по подготовке речей, докладов, выступлений, разработки режиссуры их вербального
и невербального представления. Как правило, принимает непосредственное участие
в практической подготовке выступающего.
СПОНТАННЫЙ ИМИДЖ – облик
человека, сформированный под влиянием различных обстоятельств, а потому часто
внутренне противоречивый, отражает дисгармонию между внешним (демонстрируемым)
и внутренним (проживаемым) состояниями.
СПОРТСВЕР – новая
ассортиментная группа одежды для спорта и отдыха, возникшая в 70-е годы,
превратившая собственно спортивную одежду в одежду для активного и пассивного
отдыха (куртки, кроссовки, трикотажные дополнения).
СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ –
совокупность косметических средств и предметов, используемых для придания лицу
идеальной формы: тональные, корректирующие и нейтрализующие средства, пудра,
румяна, карандаши, помады и т.д.
СТАТИКА (статическая,
-ий, -ое, -ие) – средство композиции: определённое взаиморасположение
частей и элементов целого, вследствие чего целое воспринимается устойчивым,
неизменным, монументальным. Антоним – динамика.
СТИЛЬ – идейная и
художественная общность приёмов определённого периода и в отдельном
произведении (объекте дизайна); художественно-пластическая однородность
предметной среды.
ТЕМБР – окраска
звука, яркость, а также мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса
всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков.
Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого
голоса.
ТЕСТ – один из
методов стандартизированного испытания, выполнение которого может дать
возможность определить знания человека, особенности его познавательных
процессов (внимания, мышления и т.д.).
ТЕХНИКА РЕЧИ – 1)
совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; 2)
владение приёмами эффективного использования речевого аппарата.
УБЕЖДЕНИЕ – главный
метод словесного программно-целевого воздействия на личность.
УВЛАЖНЕНИЕ –
восстановление нормального содержания влаги в коже.
ФАСЦИНАЦИЯ (англ,
очарование) – словесное воздействие на людей, при котором потери
информации в общении сводятся к минимуму.
ФЕЙСБИЛДИНГ (англ.)
– строительство лица.
ФИГУРА – 2-мерная или
3-мерная модель какого-либо явления действительности.
ФИЗИОГНОМИКА – наука о
геометрии и мышечной структуре лица, характерных мимических выражениях.
ФИЗИОГНОМИЯ (греч.
два слова: природа и знание) – познание лица человека и познание человека по его
лицу.
ФИЛИРОВКА – приём работы
с волосами, прореживание волос (выстригание) с помощью специального
инструмента.
ФУНКЦИИ ОДЕЖДЫ – защитная,
утилитарная, эстетическая, эротическая и т.д.
ХАЙЛАЙТ – светлая
тень, наносимая под бровь.
ЦВЕТОВОЙ ТИП – спецификация
внешнего облика человека в зависимости от цвета кожи, глаз, волос.
«ШАНЕЛЬ» – классический
стиль благодаря простоте форм, практичности и узнаваемости. Подходит всем,
независимо от фигуры, возраста.
ЭКСПРЕССИЯ (лат.
выражение) – выразительный, способный
отразить эмоциональное состояние.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ – способность
коллагеновых и эластиновых волокон к растяжению и сокращению.
ЭЛАСТИН – структурный
белок дермы.
ЭПИДЕРМИС – наружный
слой кожи, который постоянно регенерируется.
«Я-КОНЦЕПЦИЯ» – совокупность
представлений индивида о себе, сопряжённая с отношением к себе и к отдельным
своим качествам.