ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Радость странствий в том,
что наслаждаешься отсутствием
старого.
Другие в странствиях
наблюдают за тем,
что видят.
Я в странствиях наблюдаю за
тем,
что изменяется.
«Ле-цзы», 5 в. до н.э.
Экономические достижения,
которые демонстрируют страны Восточной Азии в последние десятилетия, создают
новые акценты в глобальной политике, когда ранее отсталые государства начинают
играть все более заметную роль на мировой арене. Отметим также, что Азия
является одним из мировых лидеров по импорту оружия и военных технологий.
Ускорение экономического
развития и усиление политического влияния азиатского региона совпало по времени
с созданием и внедрением новых технологий в современном обществе.
Информационные и телекоммуникационные технологии сразу же были приняты на
вооружение азиатскими правительствами, которые связывают с процессами
глобализации экономики надежды на ускоренный экономический рост. В этой связи
ИКТ рассматриваются в этих странах в качестве важнейшего инструмента интеграции
азиатских государств в мировые экономические процессы.
В течение 1990-х гг.
государства приступают к созданию новых информационных стратегий, которые тесно
увязаны с общими концепциями социально-экономического развития. Китай, Вьетнам
и Северная Корея осуществляют экономические реформы при сохранении
исключительной монополии коммунистической партии на политическую власть.
Если демократическая модель
реформ в странах Восточной Европы, России, Монголии привела к крушению
идеологической цензуры, обретению политических свобод, то развитие соцстран
Азии по-прежнему осуществляется в рамках жесткой системы регулирования
информации, направленной на борьбу с инакомыслящими, подавление политических
свобод. По мнению ряда западных исследователей (Д. Белла, Д. Брауна, Д.М.
Джонса и др.), данная система контроля над информацией в Восточной Азии, прежде
всего Китае, имеет культурно-исторические корни. Поддержание порядка и уважение
иерархии – ценности такого общества.
Американо-европейское понимание демократии вызывает раздражение в китайском обществе,
там совсем иначе понимают права человека: уж если права человека должны быть,
то они исходят от государства и, таким образом, не могут ограничивать
полномочия этого государства. В культурном наследии многих азиатских наций
особо подчеркивается воспитательная и дисциплинирующая роль государства и
закона в руководстве поведением человека, а не в защите его прав. С оценками
западных социологов созвучна теория «азиатских ценностей», получившая в
последние десятилетия широкое распространение в странах региона.
При всех социокультурных
различиях страны Восточной Азии объединяет пробудившийся в последнее время и
все более активизирующийся массовый национализм, обусловленный беспрецедентными
экономическими успехами государств региона. Рост националистических настроений
характерен не только для китайского общества, но и для новых индустриальных
государств Юго-восточной Азии, «азиатских тигров».
Все эти черты современного
развития азиатского региона создают специфические акценты в реализации
геополитических интересов стран Восточной Азии, а также предопределяют
важнейшую роль инфокоммуникаций в этом процессе. Внезапное появление доступа к
массовым средствам информации и коммуникации на фоне растущих социальных
надежд, порожденных ростом экономического благосостояния стран Азии,
активизирует процессы политической мобилизации в этих государствах, что
неизбежно подталкивает различные мировые и региональные державы к борьбе за
влияние на эти страны. В последнее десятилетие США сумели увеличить
экономическое присутствие в Индии, Китае, Вьетнаме.
Китай осуществляет стратегию
развития ИТ в полном соответствии с общей концепцией реформ последних
десятилетий: модернизация экономики и одновременное сдерживание политических
преобразований. Рывок в развитии инфраструктуры Интернета сопровождается
идеологической цензурой. Несмотря на ужесточение законодательного регулирования
контента сети, на практике китайские власти все чаще используют Интернет в
качестве клапана для выпускания паров наиболее образованных слоев китайского населения,
в результате чего национальное киберпространство приобрело беспрецедентно
свободный и открытый характер по сравнению с традиционными СМИ Китая. На фоне
растущего национализма компьютерная сеть видится китайским специалистам по ИТ
как глобальный дом для китайцев, проживающих по всему миру, что соответствует
установке властей КНР на создание в информационном пространстве китайского
культурного, экономического и политического противовеса развитым странам
Запада.
Наибольший вес на рынке
информационных и телекоммуникационных услуг Китая имеют государственные
компании, однако, идя по пути либерализации экономики, КНР приступила к
приватизации государственных предприятий и стимулирует создание
негосударственных малых и средних предприятий.
Вьетнам находится в фарватере
китайской экономической политики. Идеологический ландшафт вьетнамского
киберпространства имеет те же специфические черты, что и китайский Интернет.
Регулирование информации осуществляется путем жесткого государственного
контроля за использованием массовых средств связи, развитие сетей происходит
под руководством государства, в национальном сетевом пространстве имеются
ограничения политических свобод.
Доминирующее значение на
рынке ИКТ Вьетнама имеют государственные структуры, что предопределяет
относительно слабый приток инвестиций и вялую конкуренцию на рынке. Эти факторы
снижают эффективность экономических рычагов в развитии информационных
технологий страны. То, что в странах с рыночной экономикой управляется рынком,
во Вьетнаме реализуется государственными решениями, постановлениями,
инструкциями и т.д.
В перспективе Вьетнам вслед
за Китаем планирует вступление во Всемирную торговую организацию. Однако для
реализации этого решения Вьетнаму придется пойти на болезненные реформы в
экономике, в том числе на либерализацию телекоммуникационного рынка. Многие
государства, в том числе Япония, Индия, Сингапур пришли к либерализации
телекоммуникаций по причине экономической необходимости, новых экономических
перспектив, которые созданы развитием современных ИТ и коммуникаций.
Симптоматично, что Китай решился на либерализацию телекоммуникаций не по
соображениям развития телекоммуникационного рынка, сетевой экономики, а исходя
из стратегических национальных интересов: намерения вступить в ВТО. В настоящий
момент мы наблюдаем похожую картину во Вьетнаме: переговоры о вступлении
государства в ВТО тесно увязаны с рядом условий, в числе которых либерализация
телекоммуникаций. Это означает, что Вьетнам решится на значительные
экономические реформы в области ИКТ только в случае большого
политико-экономического выигрыша – членства в ВТО. Т.е. рыночные, чисто экономические мотивы развития
национальных ИТ и телекоммуникаций не являются доминирующими в политике
вьетнамского руководства. При этом рыночные мотивы все сильнее звучат в Китае.
Добившись вступления страны в ВТО в декабре 2001 г., китайские власти
продолжают активно открывать внутренние рынки и готовят национальные компании к
жесткой мировой конкуренции. Таким образом, в последние годы Вьетнам все заметнее
отстает от Китая в развитии информационной инфраструктуры.
Наконец, обратимся к
последней стране, которую мы исследуем в этой работе, – Северной Корее. Авторитарный
режим в КНДР носит гораздо более репрессивный характер, чем в остальных
социалистических странах Азии. Общество развивается в условиях информационной
самоизоляции, в стране запрещены контакты с иностранцами и распространение
зарубежных СМИ. С середины 1990-х гг. действует запрет на обсуждение любых
действий властей, прежде всего лидера страны, причем даже в кругу близких
родственников. Рядовые граждане не имеют доступа к передовым средствам
информации и коммуникаций. Государство продолжает играть определяющую роль в
управлении экономикой. Пхеньян упорно сопротивляется проведению структурных экономических
реформ, в результате чего сектор ИКТ, как и вся национальная экономика,
отличается низкими темпами развития и малой эффективностью. Строительство
передовых ИТ и телекоммуникаций в Северной Корее в отличие от Китая и Вьетнама
до сих пор не носит характера продуманной долгосрочной стратегии. Данный фактор
обусловлен тем, что крайне осторожные экономические реформы сопровождаются
частыми откатами назад, глубокими внутренними противоречиями, отсутствием
осмысленной концепции социально-экономического развития страны.
Новая политическая линия КНДР
на объединение двух корейских государств вызывает все больший геостратегический
интерес со стороны ее основных соседей. Политическое присутствие Пекина в
Северной Корее резко возросло в начале 1990-х гг., когда Москва
переориентировала свои стратегические интересы с Пхеньяна на Сеул. Поспешность
российских политиков начала 1990-х гг. обернулась снижением российского влияния
в регионе, т.к. Сеул рассматривал Москву не столько в качестве партнера,
сколько как главного посредника в своих отношениях с Пхеньяном. Отказавшись от
роли посредника, Россия способствовала выведению на авансцену переговорного
процесса таких государств, как Китай, США и Япония. В результате Россия
оказалась единственной страной в ряду крупных держав региона и мира, не
принявшей участия в подготовке первого межкорейского саммита 2000 г. Однако в
последние годы Россия предпринимает успешные шаги по активизации политики в
отношении Корейского полуострова, т.е. одновременно на северном и южном направлении.
При медленной, постепенной
интеграции корейских государств, по нашим оценкам, КНДР неминуемо обратится к
китайскому экономическому опыту и, следовательно, ощутит на себе дальнейшее
усиление политического влияния Китая. В этом случае развитие ИТ Северной Кореи
пойдет по китайскому и вьетнамскому пути. Необходимо принять во внимание еще
один политический прогноз развития КНДР. Если со временем политические элиты
корейских государств не сумеют удержать процесс интеграции в рамках осторожного
сценария и решатся на быструю интеграцию (что на сегодняшний день не выгодно ни
Пхеньяну, ни Сеулу), то в такой ситуации ИТ Северной Кореи получат новое мощное
развитие, очевидно, по южнокорейскому примеру.
С ростом экономического
благосостояния стран Азии следует ожидать дальнейшего усиления борьбы со
стороны ряда государств, прежде всего Китая, Индии, Японии и США за
доминирование в регионе, и большую роль в этом противостоянии, по нашим
оценкам, будут играть информационные технологии и телекоммуникации. Серьезное
значение в расстановке сил на азиатском континенте имеет также то, какую
стратегию выработает со временем Россия, и место, которое займет наша
обновленная страна в геополитических процессах азиатского региона.
Информационные технологии,
ворвавшись метеором в жизнь общества, показали вновь, как невероятно
разнообразен и сложен современный мир, где есть место всему – богатству и нищете,
прогрессу и отсталости, и высветили надежды и боль, творческие усилия и
беспокойный дух нашего времени. Развитие ИТ и телекоммуникаций, меняющих
привычные подходы и концепции, устремляет современное общество вперед, в
будущее.