ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Радость странствий в том,

что наслаждаешься отсутствием старого.

Другие в странствиях наблюдают за тем,

что видят.

Я в странствиях наблюдаю за тем,

что изменяется.

 

«Ле-цзы», 5 в. до н.э.

 

Экономические достижения, которые демонстрируют страны Восточной Азии в последние десятилетия, создают новые акценты в глобальной политике, когда ранее отсталые государства начинают играть все более заметную роль на мировой арене. Отметим также, что Азия является одним из мировых лидеров по импорту оружия и военных технологий.

Ускорение экономического развития и усиление политического влияния азиатского региона совпало по времени с созданием и внедрением новых технологий в современном обществе. Информационные и телекоммуникационные технологии сразу же были приняты на вооружение азиатскими правительствами, которые связывают с процессами глобализации экономики надежды на ускоренный экономический рост. В этой связи ИКТ рассматриваются в этих странах в качестве важнейшего инструмента интеграции азиатских государств в мировые экономические процессы.

В течение 1990-х гг. государства приступают к созданию новых информационных стратегий, которые тесно увязаны с общими концепциями социально-экономического развития. Китай, Вьетнам и Северная Корея осуществляют экономические реформы при сохранении исключительной монополии коммунистической партии на политическую власть.

Если демократическая модель реформ в странах Восточной Европы, России, Монголии привела к крушению идеологической цензуры, обретению политических свобод, то развитие соцстран Азии по-прежнему осуществляется в рамках жесткой системы регулирования информации, направленной на борьбу с инакомыслящими, подавление политических свобод. По мнению ряда западных исследователей (Д. Белла, Д. Брауна, Д.М. Джонса и др.), данная система контроля над информацией в Восточной Азии, прежде всего Китае, имеет культурно-исторические корни. Поддержание порядка и уважение иерархии ценности такого общества. Американо-европейское понимание демократии вызывает раздражение в китайском обществе, там совсем иначе понимают права человека: уж если права человека должны быть, то они исходят от государства и, таким образом, не могут ограничивать полномочия этого государства. В культурном наследии многих азиатских наций особо подчеркивается воспитательная и дисциплинирующая роль государства и закона в руководстве поведением человека, а не в защите его прав. С оценками западных социологов созвучна теория «азиатских ценностей», получившая в последние десятилетия широкое распространение в странах региона.

При всех социокультурных различиях страны Восточной Азии объединяет пробудившийся в последнее время и все более активизирующийся массовый национализм, обусловленный беспрецедентными экономическими успехами государств региона. Рост националистических настроений характерен не только для китайского общества, но и для новых индустриальных государств Юго-восточной Азии, «азиатских тигров».

Все эти черты современного развития азиатского региона создают специфические акценты в реализации геополитических интересов стран Восточной Азии, а также предопределяют важнейшую роль инфокоммуникаций в этом процессе. Внезапное появление доступа к массовым средствам информации и коммуникации на фоне растущих социальных надежд, порожденных ростом экономического благосостояния стран Азии, активизирует процессы политической мобилизации в этих государствах, что неизбежно подталкивает различные мировые и региональные державы к борьбе за влияние на эти страны. В последнее десятилетие США сумели увеличить экономическое присутствие в Индии, Китае, Вьетнаме.

Китай осуществляет стратегию развития ИТ в полном соответствии с общей концепцией реформ последних десятилетий: модернизация экономики и одновременное сдерживание политических преобразований. Рывок в развитии инфраструктуры Интернета сопровождается идеологической цензурой. Несмотря на ужесточение законодательного регулирования контента сети, на практике китайские власти все чаще используют Интернет в качестве клапана для выпускания паров наиболее образованных слоев китайского населения, в результате чего национальное киберпространство приобрело беспрецедентно свободный и открытый характер по сравнению с традиционными СМИ Китая. На фоне растущего национализма компьютерная сеть видится китайским специалистам по ИТ как глобальный дом для китайцев, проживающих по всему миру, что соответствует установке властей КНР на создание в информационном пространстве китайского культурного, экономического и политического противовеса развитым странам Запада.

Наибольший вес на рынке информационных и телекоммуникационных услуг Китая имеют государственные компании, однако, идя по пути либерализации экономики, КНР приступила к приватизации государственных предприятий и стимулирует создание негосударственных малых и средних предприятий.

Вьетнам находится в фарватере китайской экономической политики. Идеологический ландшафт вьетнамского киберпространства имеет те же специфические черты, что и китайский Интернет. Регулирование информации осуществляется путем жесткого государственного контроля за использованием массовых средств связи, развитие сетей происходит под руководством государства, в национальном сетевом пространстве имеются ограничения политических свобод.

Доминирующее значение на рынке ИКТ Вьетнама имеют государственные структуры, что предопределяет относительно слабый приток инвестиций и вялую конкуренцию на рынке. Эти факторы снижают эффективность экономических рычагов в развитии информационных технологий страны. То, что в странах с рыночной экономикой управляется рынком, во Вьетнаме реализуется государственными решениями, постановлениями, инструкциями и т.д.

В перспективе Вьетнам вслед за Китаем планирует вступление во Всемирную торговую организацию. Однако для реализации этого решения Вьетнаму придется пойти на болезненные реформы в экономике, в том числе на либерализацию телекоммуникационного рынка. Многие государства, в том числе Япония, Индия, Сингапур пришли к либерализации телекоммуникаций по причине экономической необходимости, новых экономических перспектив, которые созданы развитием современных ИТ и коммуникаций. Симптоматично, что Китай решился на либерализацию телекоммуникаций не по соображениям развития телекоммуникационного рынка, сетевой экономики, а исходя из стратегических национальных интересов: намерения вступить в ВТО. В настоящий момент мы наблюдаем похожую картину во Вьетнаме: переговоры о вступлении государства в ВТО тесно увязаны с рядом условий, в числе которых либерализация телекоммуникаций. Это означает, что Вьетнам решится на значительные экономические реформы в области ИКТ только в случае большого политико-экономического выигрыша членства в ВТО. Т.е. рыночные, чисто экономические мотивы развития национальных ИТ и телекоммуникаций не являются доминирующими в политике вьетнамского руководства. При этом рыночные мотивы все сильнее звучат в Китае. Добившись вступления страны в ВТО в декабре 2001 г., китайские власти продолжают активно открывать внутренние рынки и готовят национальные компании к жесткой мировой конкуренции. Таким образом, в последние годы Вьетнам все заметнее отстает от Китая в развитии информационной инфраструктуры.

Наконец, обратимся к последней стране, которую мы исследуем в этой работе, Северной Корее. Авторитарный режим в КНДР носит гораздо более репрессивный характер, чем в остальных социалистических странах Азии. Общество развивается в условиях информационной самоизоляции, в стране запрещены контакты с иностранцами и распространение зарубежных СМИ. С середины 1990-х гг. действует запрет на обсуждение любых действий властей, прежде всего лидера страны, причем даже в кругу близких родственников. Рядовые граждане не имеют доступа к передовым средствам информации и коммуникаций. Государство продолжает играть определяющую роль в управлении экономикой. Пхеньян упорно сопротивляется проведению структурных экономических реформ, в результате чего сектор ИКТ, как и вся национальная экономика, отличается низкими темпами развития и малой эффективностью. Строительство передовых ИТ и телекоммуникаций в Северной Корее в отличие от Китая и Вьетнама до сих пор не носит характера продуманной долгосрочной стратегии. Данный фактор обусловлен тем, что крайне осторожные экономические реформы сопровождаются частыми откатами назад, глубокими внутренними противоречиями, отсутствием осмысленной концепции социально-экономического развития страны.

Новая политическая линия КНДР на объединение двух корейских государств вызывает все больший геостратегический интерес со стороны ее основных соседей. Политическое присутствие Пекина в Северной Корее резко возросло в начале 1990-х гг., когда Москва переориентировала свои стратегические интересы с Пхеньяна на Сеул. Поспешность российских политиков начала 1990-х гг. обернулась снижением российского влияния в регионе, т.к. Сеул рассматривал Москву не столько в качестве партнера, сколько как главного посредника в своих отношениях с Пхеньяном. Отказавшись от роли посредника, Россия способствовала выведению на авансцену переговорного процесса таких государств, как Китай, США и Япония. В результате Россия оказалась единственной страной в ряду крупных держав региона и мира, не принявшей участия в подготовке первого межкорейского саммита 2000 г. Однако в последние годы Россия предпринимает успешные шаги по активизации политики в отношении Корейского полуострова, т.е. одновременно на северном и южном направлении.

При медленной, постепенной интеграции корейских государств, по нашим оценкам, КНДР неминуемо обратится к китайскому экономическому опыту и, следовательно, ощутит на себе дальнейшее усиление политического влияния Китая. В этом случае развитие ИТ Северной Кореи пойдет по китайскому и вьетнамскому пути. Необходимо принять во внимание еще один политический прогноз развития КНДР. Если со временем политические элиты корейских государств не сумеют удержать процесс интеграции в рамках осторожного сценария и решатся на быструю интеграцию (что на сегодняшний день не выгодно ни Пхеньяну, ни Сеулу), то в такой ситуации ИТ Северной Кореи получат новое мощное развитие, очевидно, по южнокорейскому примеру.

С ростом экономического благосостояния стран Азии следует ожидать дальнейшего усиления борьбы со стороны ряда государств, прежде всего Китая, Индии, Японии и США за доминирование в регионе, и большую роль в этом противостоянии, по нашим оценкам, будут играть информационные технологии и телекоммуникации. Серьезное значение в расстановке сил на азиатском континенте имеет также то, какую стратегию выработает со временем Россия, и место, которое займет наша обновленная страна в геополитических процессах азиатского региона.

Информационные технологии, ворвавшись метеором в жизнь общества, показали вновь, как невероятно разнообразен и сложен современный мир, где есть место всему богатству и нищете, прогрессу и отсталости, и высветили надежды и боль, творческие усилия и беспокойный дух нашего времени. Развитие ИТ и телекоммуникаций, меняющих привычные подходы и концепции, устремляет современное общество вперед, в будущее.

 

к содержанию << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz